Какой символ был на флаге пекаря в средневековье?

12 ответов на вопрос “Какой символ был на флаге пекаря в средневековье?”

  1. Nuadaswyn Ответить

    Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.
    Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon)
    Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Владелец – рыцарь банерет (banneret) – поднимал свое знамя над возглавляемым им соединением, водружал в захваченых городах и т. п.
    Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret – несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя) . Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета) .
    Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй – гербовый значок, а в третьей части – изображение его навершия (были и другие варианты) . Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.
    Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба.
    Флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра) , имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался “pavon pennon”.
    pennon – “знамя с хвостами”. За особые заслуги владельца хвосты флага отрезались, и флаг превращался в знамя.


  2. Truebrew Ответить

    Иногда, если рисунок следовало передать с особой точностью, его контуры прошивались нитью, а затем, по готовому шаблону, расписывались красками с обоих сторон.
    Право носить их имели даже не все рыцари. Те, кто был на это «уполномочен», называли рыцарями-баннеретами. Они имели целый ряд привилегий, обоснованных войной — ведь под их знаменами всегда стояли собственные армии.
    Имели они и другие привилегии, причем в каждой стране — разные.
    Например, французский рыцарь мог устанавливать над своим замком флюгер в виде своего баннера, а так же оповещать врагов и союзников своим собственным, таким же уникальным, как и баннер, боевым кличем.
    В Голландии баннерет имел право прибавить к своему гербу корону — разумеется не настоящую королевскую, а геральдическую, но все-таки корону. Ну и так далее — всего не перечислишь.

    2. Пеннон / панон (panon / pennon).

    Форма его чаще всего была треугольной, либо двухвостой, а рисунок располагался так, чтобы древко пеннона располагалось перпендикулярно земле. Это более скромный по своим размерам флаг, носить который могли только рыцари-баннереты.
    При этом пеннон чтился не так высоко, как баннер. Почему — доподлинно неизвестно, ведь размерами он мог превосходить баннер. В Сен-Галленском музее хранится шелковый пеннон Карла Смелого, герцога Бургундии. Его высота 1,14 м., а длина — 2,7 метра!
    Есть одна замечательная история, связанная с пенноном. Дело было в 1367 году накануне битвы при Наваретте. Это местечко в Испании.
    В той битве решалось, кто же займет трон Кастилии и Леона — поддерживаемый французами Энрике Второй или Педро Жестокий, которого поддерживали англичане. Словом, давние враги выясняли свои отношения, двигая испанскими войсками как шахматными пешками.

    Утром, 3 апреля, прямо перед битвой, командующий англичанами Эдуард Вудсток, по прозвищу «Черный принц», достал меч и отсек им хвост у пеннона, который принадлежал его вассалу Джону Чандосу.
    Таким образом, пеннон превратился в баннер, а сэр Джон Чандос — в рыцаря-баннерета. И он не подвел Черного принца — в той битве именно сэр Джон взял в плен легендарного французского рыцаря и военачальника Бертрана дю Геклена.
    В дальнейшем дю Геклен получил свободу за 100 тысяч ливров — огромную сумму, которую король Франции Карл Пятый не пожалел за своего лучшего человека.

    3. Штандарт / этандар (estandart, estendart)

    У штандартов полотнище ориентировано горизонтально, а форма — чаще всего — была вилообразной. Штандарт изготавливали из гербовых «родовых» символов и цветов своего владельца. Использовались штандарты во время боевых действий и носить их имели право, опять же, рыцари-баннереты.

    4. Гидон (guidon, в русскоязычной традиции гвидон)

    Помните, кстати,у Пушкина в Сказке о царе Салтане был князь Гвидон? Ну это так, наблюдение.
    Гидон — это штандарт, однако более скромный по своим размерам, имевший форму треугольника или трапеции.

    5. Корнет (cornette)

    Про него можно сказать практически тоже, что и про гидон. И тот и другой обозначали разные подразделения внутри бургундской роты.

    6. Пеннонсо (pennonceaux)

    Теперь от флагов больших форм переходим к флагам личным. Например, пеннонсо, о котором речь в этом подразделе — это вымпел, носимый на копье, либо помещавшийся на флагштоке шатра. Форма его, как правило, не регламентировалась.

  3. Двадцатигранник Ответить


    Семнадцатого февраля 1863 года комитет из пяти членов – будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК) – встретился для изучения предложений Анри Дюнана.
    Одной из основных целей собравшихся было принятие единой отличительной эмблемы, использование которой было бы подкреплено законом и обеспечивало уважительное отношение к медицинской службе вооруженных сил, добровольцам обществ первой помощи, а также к жертвам вооруженных конфликтов.
    Эмблема должна была быть простой, хорошо различимой с большого расстояния, всем известной и одинаковой, как для союзников, так и для врагов. Она должна была быть единой для всех и пользоваться всеобщим признанием.
    Двадцать шестого октября 1863 года была созвана первая международная конференция. На ней присутствовали делегаты из 14 стран.
    Было принято десять резолюций, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам – будущие общества Красного Креста, и в последствии общества Красного Полумесяца. Помимо этого, конференция также приняла эмблему красного креста на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

  4. Androriel Ответить

    Считают, что флаг – то есть обычно прямоугольный кусок
    ткани – появился сначала на полях сражения. Он обозначал место,
    где находится командир. Потом флагами обзавелись короли и
    прочие  властители. А когда стали возникать централизованные
    государства, они завели свои собственные  национальные
    символы – гербы, гимны, и, конечно, флаги. Среди флагов 194
    независимых стран встречаются весьма необычные.

     1. Как
    правило, государственные флаги имеют форму прямоугольника. Но из
    всякого правила есть исключения, и  вексиллология – наука о
    флагах – это подтверждает. С флагом Непала замучается и опытный
    специалист в геометрии.  Самый необычный флаг в мире можно
    бы назвать пятиугольником, поскольку углов у флага Непала ровно
    пять.  Но точнее поименовать этот флаг “полуёлкой”: это
    своеобразная комбинация вымпелов двух ветвей династии Рана,
    некогда правившей страной. На верхнем треугольнике изображена
    Луна, на нижнем Солнце. Оба королевских символа олицетворяют
    надежду: Непал будет существовать так же долго, как Солнце и
    Луна.

    2. Флаг
    Швейцарии особых проблем математикам не создает: это просто не
    вполне обычный для флагов квадрат. Красное полотнище с прямым
    белым крестом, концы которого не доходят до краев, отсчитывает
    свою историю от XIV века.  И кроме предков имеет и потомка –
    флаг Международного Комитета Красного Креста. Так  решил Жан
    Анри Дюнан, и Женевская конвенция 1864 года согласилась с его
    решением. Ведь это Дюнан, ставший невольным свидетелем жестокой
    битвы при Сольферино, после которой 40000 убитых и  раненых
    солдат остались на поле боя, приложил максимум усилий для
    создания общества помощи солдатам во время войн. В качества
    символа Дюнан выбрал флаг своей родины, только изменил цвета на
    противоположные.

    3. В 1929
    году между папой Пием XI и правительством Муссолини были
    заключены так называемое Латеранские соглашения. В соответствии с
    ними на Ватиканском холме в Риме возникло самое маленькое в мире
    государство Ватикан. У него, конечно, есть свой флаг, а у флага –
    особая примета: он, как флаг Швейцарии, – квадратный. Квадратное
    полотнище состоит из двух равновеликих полос – жёлтой и белой. На
    белой изображен герб Ватикана – два скрещенных ключа (от Рая и
    Рима) под папской тиарой.

    4. Флаг
    Португалии тоже заимствовал кусочки португальского герба – на том
    и на другом изображена армиллярная сфера. Этот астрономический
    прибор символизирует большие удачи Португалии в деле великих
    географических открытий. В этом смысле посртугальский флаг
    уникален: никакая другая страна научный прибор на флаг не
    поместила.

    5. Флаг
    Камбоджи никаких подарков для математиков не таит – он
    обыкновенный, прямоугольный. У него своя уникальность: это
    единственный флаг, на котором изображено религиозное сооружение –
    храм Ангкор Ват.  Гигантский пятибашенный Ангкор-Ват,
    выстроенный в XII веке – чемпион мира среди культовых сооружений
    по размерам: он занимает площадь в два квадратных километра!

    6. Флаг
    Мозамбика – единственный в мире флаг, на котором изображено
    современное оружие. И это оружие – гордость… России: автомат
    Калашникова.  Согласно 297 статье Конституции Республики
    Мозамбик, Звезда символизирует надежду на международную
    солидарность с мозамбикским народом, а  книга, мотыга и
    оружие – образование, производство и оборону. Нынче в парламенте
    Мозамбика кипят страсти: оппозиция считает, что автомат
    Калашникова на флаге не украшает цивилизованную страну. Ветераны
    гражданской войны возражают: страна рождена в освободительной
    борьбе и это должно быть отражено в ее символике.
    7. На
    флаге Хорватии обнаруживается… шахматная доска, вернее, герб с ее
    изображением.  Красивая легенда гласит, что хорватский
    король Светослав Суронья в давнем-предавнем Х веке сыграл партию
    в шахматы с венецианским дожем Петро Вторым. Вместе с партией он
    выиграл право владеть городами Далмации. От радости король
    Светослав изобразил шахматную доску, а на языке геральдики –
    шаховницу в своем гербе.
    8. 15
    ноября 1889 года над всей Бразилией было безоблачное небо, а на
    небе сияли звезды. Под звездами происходил бескровный военный
    переворот, в результате которого одним доном Педро стало меньше
    –  императору Педру II предложили навсегда покинуть страну,
    которую объявили республикой. Так вот, небо, которое наблюдалось
    в ту давнюю ночь, можно с легкостью увидеть и сегодня –
    достаточно глянуть на изображение бразильского флага. Все звезды
    южного неба на флаг не поместились, и тогда из них отобрали
    двадцать семь – по числу штатов и территорий.
    9. Если
    не считать полупризнанной Республики Косово, единственный флаг,
    на котором изображены очертания страны – это флаг Кипра.
    Неискушенному наблюдателю может показаться, что силуэт острова на
    белоснежном флаге окрашен в желтый или, на худой конец, золотой
    цвет. Но нет, все гораздо символичнее: в описании флага указано,
    что цвет – медный. Он указывает на  медные рудники,
    которые  существовали на Кипре  уже в III тысячелетии
    до нашей эры. И само латинское название меди cuprum произошло от
    названия острова Кипр. Две ветви оливы, что скрещены на флаге
    олицетворяют две группы населения острова: греков-киприотов и
    турок-киприотов.
    10.
    Норвежский флаг сложно назвать необычным: красное полотнище с
    синим скандинавским крестом в белой окантовке. Но и у него есть
    изюминка: рассказывают, что его нарисовал… ребенок. В 1814 году
    Норвегия перешла из-под власти Датского короля под власть короля
    шведского. Постепенно созрел вопрос о флаге. И тут маленький
    Герхард, сын парламентария из Бергена Фредерика Мельцера, играя,
    раскрасил белый крест на датском флаге в синий цвет. Папе рисунок
    понравился, он и сообразил, что синий крест можно трактовать, как
    символ Швеции. К тому же красно-сине-белое сочетание, как на
    французском триколоре, символизировало свободу.

  5. Anagamand Ответить

    Зарождение рыцарской геральдики

    Рыцарская геральдика – это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах, шлемах. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.

    Гербовник 1380 года. Слева направло изображены гербовые циты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, Графа Фландского, короля Франции.
    Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Введенный в середине 11 века французским бароном Жоффруа де Прели для практики в конном сражении турнир стал центральным действом средних веков. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе.
    В 1320 был составлен древнейший справочник по геральдике – “Цюрихский гербовник”. В 14 веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло.

    Систематизация гербов

    Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам – герольдам. Став официальными арбитрами, представляющими королевский дом, герольды разработали строгую систему, позволяющую регулировать использование гербов и следить за тем, чтобы они не повторялись.
    Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой. Коллегии разных стран действуют по различным правилам, большая часть различий касается отдельных нюансов, например, размещения девиза. Для описания гербов повсеместно применяется блазон. Старейшая из коллегий действует и сейчас – это “Колледж оф армз”, разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. Существуют лица трех рангов, имеющие право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР. В Ватикане есть учреждение, рассматривающее гербы учреждений и прелатов католической церкви.
    С отмиранием строго сословного общества гербам уже не придавали такого значения. Во Франции гербы были отменены после Великой французской революции. Вместе с тем там, где переход к новому обществу не сопровождался таким взрывом, они сохранились.

    Японская геральдика

    Японская геральдика появилась примерно в одно время с европейской, в 12 веке, и преследовала те же цели: отличить членов самых знатных и благородных семейств. Для этого употреблялись знаки мон, отличавшиеся крайней стилизацией. Обязательность ношения мон связывают с грандиозной борьбой между домами Токугава и Минамото. Знаки мон носились на одежде слуг и самураев. К концу 13 века расположение их было строго определено: мон изображался на рукавах, спине и дважды на груди. Позднее стали изображать мон на спине под воротником и на каждом рукаве. В результате реформы 17 века все аристократические семейства страны официально зарегистрировали, по меньшей мере, 2 мона: полный (йомон) и повседневный (кайемон). Реставрация Мэйдзи (1868) предоставила возможность многим японским семействам взять себе мон. Строгие правила запрещают японцам надевать кимоно с мон на свадьбу, похороны и при совершении харакири. Мон наносят на семейную мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.
    Мон императорского дома (стилизованная хризантема) имеется на японском флаге, японские ордена представляют собой вариации на тему мон.

    Польская геральдика

    Польские (литовские) гербы отличаются по своему происхождению от европейских и русских. Они появились от условных знаков ополчений, когда формируемое войско собирало роды определенной местности под один условный знак на знамени – стрела, крест, звезда или жернов, колесо. Число знамен было постоянным (всего около 300), и получившие дворянство приписывались к одному из существующих. Такие знаки стали гербом сразу многих родов, что несвойственно другим странам. От этих же знаков произошли так распространенные в Польше и Литве двойные шляхетские фамилии: первая часть их означает гербовой знак.

    Геральдика в России

    Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику.
    Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и др.), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил “Титулярник” (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы.
    После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник “Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий” (около 1686), не дошедший до настоящего времени.
    В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов.
    Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 на латыни, французском и немецком языках.
    Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо.
    В 1785 составлен первый русский “Гербовник” (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). “Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи” стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы.
    С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-86 его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб – двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно. В 1914-17 гербовое отделение возглавлял известный историк В. К. Лукомский.
    В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились и свои герольдмейстеры в воинских подразделениях.

    Составляющие герба

    Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.
    Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

    Формы щитов


    На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай.

    Геральдические металлы, финифти и меха:
    Золото (желтый) – символ богатства, справедливости и великодушия.
    Серебро (белый) – символ чистоты и невинности.
    Червлень (красный) – символ храбрости и мужества.
    Лазурь (голубой, синий) – символ крастоы, мягкости, величия.
    Зелень (зеленый) – символ надежности, радости и изобилия.
    Пурпур (бордовый) – символ достоинства, силы и могущества.
    Чернь (черный, сабль) – символ печали, благоразумия, смирения.
    Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь). По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек. Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка (шраффировка). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой.
    Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.
    Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Линии сечения могут быть разными.
    Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т. п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул.
    Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля).
    Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.

    Типы крестов, помещавшихся на гербовые щиты
    Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.
    К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение – хризантема.
    Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.
    Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.
    Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.
    Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.
    Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий. Это особенно типично для новых гербов.

    Полные гербы мирянина и священника
    Внешняя часть герба состоит из следующих элементов:
    шлем – изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, зависит от древности рода, происхождения. В России со времен барона Кене было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения – восточный шишак. В Германии очень часто изображается несколько разных шлемов;
    нашлемник – происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Особенно важен в английской геральдике, где его объем часто больше, чем у щита;
    корона – венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Корона гораздо более позднего происхождения и имеет более 150 разновидностей. В России употреблялась для титулованных старинных родов, использовалась также и шапка Мономаха. Особые короны использовались в гербах городов и земель;
    намет – происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Исполняется в основных цветах герба;
    мантия – появилась позже намета и символизирует палатку. Она употреблялась первоначально только у монархов, позднее у крупных суверенов. В России использовалась в княжеских гербах и у тех дворян, кто вел свое происхождение от древних удельных князей; в государственном гербе появилась сень – огромная мантия;
    щитодержатель – поддерживает щит фигур, появившихся в 16-17 веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Исполнялись щитодержатели в натуральном цвете, традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы. На королевском гербе Британии щитодержатели лев и единорог символизируют соответственно Англию и Шотландию. В 1603, после коронации Якова I Стюарта, единорог заменил красного дракона Уэльса.

    На гербе Иосифа Шварценберга изображены 5 шлемов, что было характерно для немецкой геральдики. Фигуры на нашлемниках частично повторяюит изображения на щите.
    Дополнительно у многих гербов существуют клейноды – личные знаки отличия, которые рисуют не на щите, а под щитом или за ним, в руках щитодержателей. Особенно часто вносились ордена.
    В геральдике Великобритании часто встречается компартмент – основание, на котором помещаются фигуры поддерживателей. Это чаще всего зеленая лужайка с символическими цветами или (в Шотландии) скала.
    В гербе помещается девиз (мотто) на латыни или на национальном языке. Лента с гербом в большинстве стран располагается под щитом, но в Шотландии и некоторых других странах – наверху. Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.

    Генеалогия в геральдике

    Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме определения иерархического положения в одной семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных сыновей не менялись. Для незаконных сыновей (бастардов) существовал синистер – узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого. В Шотландии применялся другой порядок, в котором положение в семье показывали линии разных цветов по краям, узорчатые линии и дополнительные знаки, которые наносились в соответствии со строго соблюдаемыми правилами.

    Женский герб

    Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе. Для женских гербов вводились также клейноды: пальмовые ветви или траурное вервие для вдов.
    У Аякса, помните,
    Был на щите представлен змей свернувшийся,
    И семеро у Фив таким же образом
    Щиты снабдили знаками особыми.
    Там можно было видеть звёзды с месяцем
    Или мечи, и факелы, и лестницы,
    Угрозу городов во время приступа,
    В резьбе или в изображенье выпуклом.
    Так говорит о гербах древности и средневековья Мефистофель в трагедии Гёте “Фауст”…
    Одной из вспомогательных исторических дисциплин является геральдика – наука о гербах и эмблемах.
    Кому-то может показаться, что для истории геральдика не представляет интереса. Однако щитки, кресты, розетки, девизы могут, как своеобразная визитная карточка, рассказать многое о странах, городах, людях.
    Хотя слова “герб”, “герольд” (составитель гербов) и законы геральдической символики появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов – животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например, в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина, у племён степей – фигурки змеи, лесных племён – медведя, оленя или волка, считавшихся “предками” или божествами. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны (воды).
    Подобные символы существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н. э..). Так, на печатях Древнего Египта появились изображения богов и священных животных; корова – на известной печати из индийского города Мохенджо-Даро. На монетах Афин изображали сову – птицу богини Афины; Эгины – черепаху, Пантикапея – мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения богов: на афинских монетах – Афина, дельфийских – Аполлон. Знаки царской власти становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей (“Лабиринт” – в буквальном переводе “дворец двойной секиры”). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.
    В более поздние времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых достопримечательностей: у Родоса – Колосса, Александрии – Фаросского маяка и плывущего корабля; на монетах Сердики (современная София) в III в. н. э.. – храм Аполлона, который вошёл как один из символов в современный герб столицы Болгарии. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии “Семеро против Фив”: вожди, осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.
    Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву-главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви-зантийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии “отпочковались” австрийский, германский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки – ветвь Габсбургов – оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Жёлтый орёл халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.
    Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей феодальной знати, то в XII-XIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV вв. – у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составлявшие гербы, – герольды. Они разрабатывали принципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово “герб” означает по-немецки “наследство” (Erbe). Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем раз-личную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет огня), голубой или синий – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зелёный означал свободу (вода), чёрный – постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебряный (белый) – благородство. Таким образом, первоначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно расширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движениями на Востоке (восстание “краснобровых” в Китае в I в. н. э.., восстание “краснознамённых” в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий – цветом мира, чёрный – скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый – вечности, жёлтый – славы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI-XVIII вв.).
    В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной окраской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральдическим – естественные (люди, животные, растения, светила и стихии (например, туча)), искусственные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фигуры имели чёткое значение: лев – отвага, гнев, великодушие; роза – чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Риги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч означает оборону, опущенный – мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: “Я не король и не принц, а сеньор де Куси!”, “Герцог Савойи, иду своей дорогой”. Девиз английских королей: “Бог и моё право!” Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дворянским званием росло и надо было разнообразить их символику.
    К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в красном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии – белые львы без когтей и оружия – символ мира.
    В период бурного роста самоуправляющихся городов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются “говорящими” – объясняют название города (на гербе Гранады – гранат, Берлина – медведь (от западнославянского “берл” – медведь)). В ряде случаев отображена легенда о возникновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.
    Просты для понимания гербы ремесленных цехов, отразившие рост самосознания горожан. Булочники изображали на гербе крендель, кузнецы – молот, цирюльники – ножницы.
    В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба – круглый. Их символика значительно отличается от европейской. Так, роза в мусульманских странах означала любовь, змея – мудрость (а в Европе – коварство). Место христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей – две рыбы, соединённые в круге; встречается в Китае, Монголии, Корее). В Японии роль гербов играют круглые моны – знаки личной собственности. Интерес-но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. – все дворяне, в XVII в. – купечество, в XVIII в. – частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. – все японцы. Государственным гербом стал императорский мон – жёлтая хризантема. А индийцы употребляли многие века лишь один гербовый символ – знак Солнца, занявший место и в современной эмблематике страны.
    За последние 200 лет начиная с образования США и особенно с Французской революции мировая геральдика претерпела значительные изменения. В обиход ряда стран широко вошли такие эмблемы, как равноконечные звёзды (звезда – символ стремления к высокой цели), факел (символ революции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), фригийский колпак народных масс – признанный революционный символ Франции; секира, венки – дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских странах, завоевавших независимость, были восстановлены древние индейские символы – орёл, побеждающий змею (Мексика), радуга.
    Большое влияние на мировую геральдику оказало появление советской символики – серпа и молота, венка из колосьев, изображения страны на фоне земного шара, символов труда – шестерёнки, плуга – при округлой форме герба. Интересно, что аналогично преобразовали свои гербы не только страны, входившие в социалистический лагерь, но и Италия (оливковый венок и шестерёнка), Новая Зеландия, Сенегал, Шри-Ланка, а австрийский орёл вместо меча и державы изображён с серпом и молотом в лапах. Новая символика оказалась удачной и оригинальной.
    За последние десятилетия с образованием новых независимых государств появились и другие совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран – форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение символы чёрной звезды – стремления Чёрного континента к независимости; антилопы, страуса. В странах Карибского бассейна популярен корабль, означающий путь к новым горизонтам…
    Так знание основ геральдики и в наше время поможет лучше ориентироваться в государственной символике различных стран мира.
    А.Кузнецов
    В начало страницы

  6. Sinkiller Ответить

    Хлеб – это самый великий подарок природы, продукт, который нельзя заменить ничем другим.
    История хлеба началась более 15 000 лет назад. Тогда люди ели зерна в сыром виде, затем начали растирать их между камнями и смешивать с водой. Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши-теста. Эти плотные, горелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась эпоха хлебопечения.
    В Древнем Египте хлеб, солнце, золото обозначались одинаково. Уже в те времена люди понимали великую ценность этого продукта. Рецептура изготовления хлеба с древних времен претерпела минимальные изменения, ее не коснулись современные «вредные» технологии. Так хлеб – продукт здоровый, «проверенный временем».
    Египтяне оставили подробное описание сложного процесса выпечки хлеба. Их иероглифы и рисунки рассказывают нам о том, что они выпекали более 50 видов хлеба: это были караваи различной формы, сдобренные семенами мака или кунжута, ароматизированные горькой пахучей камфарой, подслащенные медом или обогащенные молоком или яйцами. Египтяне создали и первые печи для выпекания хлеба. Эти глиняные сооружения, похожие по форме на ульи или бочонки, имели два отделения. Нижнее отделение предназначалось для разведения огня, и создаваемый им жар, который сдерживали и впитывали стенки, постепенно поднимался вверх. Тогда каравай закладывали в верхнее отделение и закрывали его, чтобы дать хлебу испечься.
    В Древней Греции булочник мог занять очень высокий пост. В Риме раб, умеющий печь хлеб, стоил в десять раз дороже самого искусного гладиатора. А по старым германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство любого другого человека. В Византии хлебопеки не подвергались никаким государственным повинностям, но, если они выпекали и продавали хлеб низкого качества, их могли подвергать наказаниям — выпороть, остричь наголо, привязать к позорному столбу, отправить в изгнание.
    Две тысячи лет назад в Риме был воздвигнут памятник Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, который обеспечивал хлебом почти всех жителей города. Символом средневековых мастеров-пекарей во многих странах был большой крендель, изготовленный из металла или дерева, покрытый позолотой. Такие крендели висели у входа в пекарни и хлебные лавки.

    Рельефы с памятника Эврисака.



    Кон. I в. до н. э. Рим, Гробница Эврисака.
    Описание:
    1 — взвешивание и приемка хлеба; 2 — размол, просеивание муки; 3 — вымешивание и раскатывание теста, хлебная печь.
    Марк Вергилий Эврисак, живший в конце I в. до н. э., поставил себе в Риме у Эсквилинских Ворот [с.67] огромный памятник, настоящую трехъярусную башню. Нижний ярус состоит из столбов; стены второго пробиты круглыми углублениями, которые, по мнению некоторых археологов, символически изображают модии, хлебную меру, как столбы нижнего — бочки с мукой; на третьем изображено приготовление хлеба на разных его стадиях: ослы работают на двух мельницах, работники у стола сеют муку, хозяин или какое-то лицо, заинтересованное в деле выпечки хлеба, берет пробу муки. Знакомую уже нам машину для вымешивания теста вращает осел; погонщик следит и за тем, хорошо ли тесто вымешано. На двух больших столах тесто раскатывают и формуют; у каждого занято по четыре работника. К одному столу подошел хозяин или его помощник, он дает какие-то указания пекарям; все обернулись к нему и внимательно слушают. Около хлебной печи стоит рабочий и сажает хлебы. И, наконец, третий рельеф: в высоких доверху наполненных плетенках несут к весам хлеб; его взвешивают и принимают эдилы. И тут придется сказать несколько слов о снабжении Рима хлебом.
    Источники:© Фото, текст: М.Е. Сергеенко. Простые люди древней Италии. — Издательство «Наука». Москва — Ленинград, 1964, с. 66—67.
    Не случайно у славянских народов хлеб стал больше чем пища, он стал частью культуры:
    Хлебом-солью встречают дорогих друзей.
    Караваем встречают родители молодоженов.
    Хлеб берут с собой в дальнюю дорогу.

  7. Tojagar Ответить

    Одним из главных символов всех людей, способных на риск, является Веселый Роджер, известный еще со времен флибустьеров и пиратства 16 века. Его возникновение связано со многими интересными историческими подробностями, несущими важную символическую нагрузку.
    Исторически сложилось так, что корсары уже в 15 веке начали использовать государственную символику, а тем пиратам, которые были в вольном плавании, приходилось искать для себя новые флаги. Так и начал использоваться черный флаг – для запугивания потенциальных врагов, как символ противостояния и силы, красный цвет демонстрировал отсутствие милосердия к своим врагам. В средине 16 века возникает «Веселый Роджер» – сперва только череп на черном фоне. Первые известия, которые рассказывают и про перекрещенные кости (реже – песочные часы) на флаге связаны з французским корсаром Эммануилом Вином и датируются 1700 годом.
    Иные подвиды «Веселого Роджера» имели череп, изображенный в профиль, что обозначало принадлежность капитана корабля к «вольным пиратам». Существует несколько основных версий возникновений пиратского флага: от восточных языков, что в переводе дает «владыки моря», от имени норманнского короля Роджера ІІ, который
    прославился своей воинственностью и храбростью в битвах на море.
    В последующие века, черный цвет флага приобрел значение авантюризма, противостоянии государственной системе и даже перекочевал в символику анархизма 19-21 века.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *