Какой символический образ появляется в финале повести невский проспект?

10 ответов на вопрос “Какой символический образ появляется в финале повести невский проспект?”

  1. Эйроэнд Ответить

    Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.
    Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.
    На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.
    Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

  2. Однокласницы Ответить

    Билет
    № 16 , В.1

    Художественное
    своеобразие повести Н.В. Гоголя «Невский
    проспект»

    Из
    истории создания повести

    «Невский
    проспект» впервые был опубликован в
    сборнике «Арабески» (1835), получившем
    высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь
    начал работать над повестью в период
    создания «Вечеров на хуторе близ
    Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
    записной книге сохранились наброски
    «Невского проспекта» вместе с черновыми
    записями «Ночи перед Рождеством» и
    «Портретом».
    Повести
    Гоголя «Невский проспект», «Записки
    сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос»
    (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу
    петербургских повестей. Сам писатель
    не объединял их в особый цикл. Все они
    написаны в разное время, не имеют общего
    повествователя или вымышленного
    издателя, однако вошли в русскую
    литературу и культуру как художественное
    целое, как цикл. Это произошло потому,
    что повести объединены общностью
    тематики (жизнь Петербурга), проблематики
    (отражение общественных противоречий),
    схожестью основного героя (“маленький
    человек”), целостностью авторской
    позиции (сатирическое разоблачение
    пороков людей и общества).
    Тематика
    повести

    Основная
    тема повести — жизнь Петербурга и судьба
    “маленького человека” в большом городе
    с его социальными контрастами, вызывающими
    разлад между представлениями об идеале
    и действительностью. Вместе с основной
    раскрываются темы равнодушия людей,
    подмены духовности меркантильными1
    интересами, продажности любви, пагубного
    влияния наркотиков на человека.
    Сюжет
    и композиция повести

    Гоголь
    соединяет в повести изображение общих,
    типичных сторон жизни большого города
    с судьбой отдельных героев. Общая картина
    жизни Петербурга раскрывается в описании
    Невского проспекта, а также в авторских
    обобщениях по ходу повествования. Таким
    образом, судьба героя дана в общем
    движении жизни города.
    Описание
    Невского проспекта в начале повести
    является экспозицией. Неожиданный
    возглас поручика Пирогова, обращённый
    к Пискарёву, их диалог и следование за
    прекрасными незнакомками — завязка
    действия с двумя контрастными развязками.
    Завершается повесть также описанием
    Невского проспекта и рассуждением
    автора о нём, что является композиционным
    приёмом, содержащим и обобщение, и вывод,
    раскрывающий идею повести.
    Описание
    Невского проспекта

    Автор
    начинает повествование торжественно-приподнятыми
    фразами о Невском проспекте и отмечает,
    что это “всеобщая коммуникация2
    Петербурга”, место, где можно получить
    “верные известия” лучше, чем в
    адрес-календаре или в справочной службе,
    это место для гуляния, это “выставка
    всех лучших произведений человека”.
    Вместе с тем Невский проспект — это
    зеркало столицы, в котором отражается
    её жизнь, это олицетворение всего
    Петербурга с его разительными контрастами.
    Литературоведы
    считают, что описание Невского проспекта
    в начале повести представляет собой
    своеобразный “физиологический” очерк
    Петербурга. Его изображение в разное
    время суток позволяет автору
    охарактеризовать социальную структуру
    города. В первую очередь он выделяет
    простых людей-тружеников, на ком держится
    вся жизнь, и для них Невский проспект
    не является целью, “он служит только
    средством”.
    Простым
    людям противопоставлено дворянство,
    для которого Невский проспект составляет
    цель — это место, где можно показать
    себя. Иронией пронизан рассказ о
    “педагогическом” Невском проспекте
    с “гувернёрами всех наций” и их
    воспитанниками, а также о дворянах и
    чиновниках, гуляющих по проспекту.
    Показывая
    фальшь Невского проспекта, скрывающуюся
    за его парадным видом изнанку жизни,
    трагическую её сторону, разоблачая
    пустоту внутреннего мира гуляющих на
    нём, их лицемерие, автор использует
    ироническую патетику. Это подчёркивается
    тем, что вместо людей действуют детали
    их внешнего облика или одежды: “Здесь
    вы встретите усы чудные, никаким пером,
    никакою кистью неизобразимые
    Тысячи сортов шляпок, платьев, платков
    Здесь вы встретите такие талии,
    какие даже вам не снились никогда
    А какие встретите вы длинные рукава”.
    Описание
    проспекта дано в реалистическом плане,
    вместе с тем рассказ о переменах на
    Невском предваряется фразой: “Какая
    быстрая свершается на нём фантасмагория3
    в течение одного только дня”. Иллюзорность4,
    обманчивость вечернего Невского
    проспекта объясняется не только
    сумерками, причудливым светом фонарей
    и ламп, но и действием безотчётной,
    таинственной силы, влияющей на человека:
    “В это время чувствуется какая-то цель
    или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
    чрезвычайно безотчётное; шаги всех
    ускоряются и становятся вообще очень
    неровны. Длинные тени мелькают по стенам
    мостовой и чуть не достают головами
    Полицейского моста”. Так в описание
    Невского проспекта включаются фантастика
    и мотив демона.
    Переживания
    и поступки героя объясняются, казалось
    бы, его психологическим состоянием,
    однако могут быть восприняты и как
    действия демона: “…Красавица оглянулась,
    и ему показалось, как будто лёгкая улыбка
    сверкнула на губах её. Он весь задрожал
    и не верил глазам своим Тротуар
    нёсся под ним, кареты со скачущими
    лошадьми казались недвижимы, мост
    растягивался и ломался на своей арке,
    дом стоял крышею вниз, будка валилась
    к нему навстречу, и алебарда часового
    вместе с золотыми словами вывески и
    нарисованными ножницами блестела,
    казалось, на самой реснице его глаз. И
    всё это произвёл один взгляд, один
    поворот хорошенькой головки. Не слыша,
    не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
    следам прекрасных ножек…”
    Так же
    двояко может быть объяснён и фантастический
    сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота
    лиц привела его в совершенное
    замешательство; ему казалось, что
    какой-то демон искрошил весь мир на
    множество разных кусков и все эти куски
    без смысла, без толку смешал вместе”.
    В финале
    повести мотив демона проявляется
    открыто: источником лжи и фальши
    непостижимой игры с судьбами людей, по
    мнению автора, является демон: “О, не
    верьте этому Невскому проспекту!
    Всё обман, всё мечта, всё не то, чем
    кажется! Он лжёт во всякое время,
    этот Невский проспект, но более всего,
    когда ночь сгущённою массою наляжет на
    него и отделит белые и палевые стены
    домов, когда весь город превратится в
    гром и блеск, мириады карет валятся с
    мостов, форейторы кричат и прыгают на
    лошадях и когда сам демон зажигает лампы
    для того только, чтобы показать всё в
    ненастоящем виде”.
    Художник
    Пискарёв

    Пискарёв
    — молодой человек, художник, принадлежит
    к людям искусства, и в этом его необычность.
    Автор говорит, что он относится к “классу”
    художников, к “странному сословию”,
    подчёркивая тем самым типичность героя.
    Как и других
    молодых художников Петербурга, автор
    характеризует Пискарёва как небогатого
    человека, живущего в маленькой комнате,
    довольствующегося тем, что у него есть,
    но стремящегося к богатству. Это “тихий,
    робкий, скромный, детски-простодушный,
    носивший в себе искру таланта, может
    быть, со временем вспыхнувшего широко
    и ярко”, человек. Фамилия героя5
    подчёркивает его обычность, напоминает
    о типе “маленького человека” в
    литературе.
    Пискарёв
    верит в гармонию добра и красоты, чистую,
    искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
    Он пошёл вслед за незнакомкой только
    потому, что увидел в ней идеал красоты
    и непорочности, она напомнила ему
    “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная
    незнакомка оказалась проституткой, и
    Пискарёв трагически переживает крушение
    идеалов. Очарование красоты и невинности
    оказалось обманом. Беспощадная
    действительность разрушила его мечты,
    и художник бежал из отвратительного
    приюта, куда привела его семнадцатилетняя
    красавица, красота которой, не успевшая
    увянуть от разврата, не сочеталась с
    улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
    наглости”, всё, что она говорила, было
    “глупо и пошло как будто вместе
    с непорочностью оставляет и ум человека”.
    Автор,
    разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
    с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица
    мира, венец творения, обратилась в
    какое-то странное двусмысленное существо,
    где она вместе с чистотою души лишилась
    всего женского и отвратительно присвоила
    себе ухватки и наглости мужчины и уже
    перестала быть тем слабым, тем прекрасным
    и так отличным от нас существом”.
    Пискарёв
    не в силах перенести того, что красота
    женщины, дающей миру новую жизнь, может
    быть предметом торговли, ведь это
    поругание красоты, любви и человечности.
    Им овладело чувство “раздирающей
    жалости”, отмечает автор и объясняет:
    “В самом деле, никогда жалость так
    сильно не овладевает нами, как при виде
    красоты, тронутой тлетворным дыханием
    разврата. Пусть бы ещё безобразие
    дружилось с ним, но красота, красота
    нежная… она только с одной непорочностью
    и чистотой сливается в наших мыслях”.
    Находясь
    в сильном психологическом напряжении,
    Пискарёв видит сон, в котором его
    красавица предстаёт как светская дама,
    пытающаяся объяснить посещение приюта
    своей тайной. Сон внушил Пискарёву
    надежду, которая разрушена жестокой и
    пошлой стороной жизни: “Желанный образ
    являлся ему почти каждый день, всегда
    в положении, противоположном
    действительности, потому что мысли его
    были совершенно чисты, как мысли ребёнка”.
    Поэтому он пытается искусственно,
    принимая наркотик, уйти в мир сновидений
    и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут
    заменить реальную жизнь.
    Мечта о
    тихом счастье в деревенском домике, о
    скромной жизни, обеспеченной собственным
    трудом, отвергнута падшей красавицей.
    “Как можно! — прервала она речь с
    выражением какого-то презрения. — Я не
    прачка и не швея, чтобы заниматься
    работою”. Оценивая ситуацию, автор
    говорит: “В этих словах выразилась вся
    низкая, презренная жизнь, жизнь,
    исполненная пустоты и праздности, верных
    спутников разврата”. И далее в размышлениях
    автора о красавице опять возникает
    мотив демона: “…Она была какою-то
    ужасною волею адского духа, жаждущего
    разрушить гармонию жизни, брошена с
    хохотом в его пучину”. За время, которое
    художник не видел девушку, она изменилась
    к худшему — бессонные ночи разврата,
    пьянство отразились на её лице.
    Бедный
    художник не мог пережить, по выражению
    автора, “вечный раздор мечты с
    существенностью”. Он не выдержал
    столкновения с суровой действительностью,
    наркотик разрушил его психику окончательно,
    лишил возможности заняться работой,
    противостоять судьбе. Пискарёв кончает
    жизнь самоубийством. Он неправ в этом
    безумном поступке: христианская религия
    считает жизнь величайшим благом, а
    самоубийство большим грехом. Также и с
    точки зрения светской нравственности
    лишение себя жизни недопустимо — это
    пассивная форма разрешения жизненных
    противоречий, ибо деятельный человек
    всегда может найти выход из самых
    сложных, казалось бы, неразрешимых
    ситуаций.
    Описанием
    бедных похорон Пискарёва автор выражает
    своё отношение к социальному неравенству,
    выступающему за парадной внешностью
    города, вызывает чувство сострадания
    к простым людям, подчёркивает
    бессмысленность гибели художника.
    Поручик
    Пирогов

    О поручике
    Пирогове автор говорит, что такие, как
    он, офицеры составляют “в Петербурге
    какой-то средний класс общества”,
    подчёркивая этим типичность героя.
    Рассказывая об этих офицерах, автор,
    конечно же, характеризует и Пирогова.
    В своём
    кругу они считаются образованными
    людьми, потому что умеют развлекать
    женщин, любят потолковать о литературе:
    “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и
    говорят с презрением и остроумными
    колкостями об А.А. Орлове”, то есть в
    один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
    иронично замечает автор. В театр они
    ходят, чтобы показать себя. Их жизненная
    цель — “выслужиться до полковничьего
    чина”, достичь обеспеченного положения.
    Они обычно “женятся на купеческой
    дочери, умеющей играть на фортепиано,
    с сотнею тысяч или около того наличных
    и кучею брадатой родни”.
    Характеризуя
    Пирогова, автор рассказывает о его
    талантах, на самом деле раскрывает такие
    его черты, как карьеризм, ограниченность,
    наглость, самоуверенная пошлость,
    стремление подражать тому, что входит
    в моду у избранной публики.
    Наглядным
    примером подтверждает автор, что главный
    предмет дум и стремлений Пирогова —
    это чин. К людям ниже его по чину он
    относится высокомерно.
    Любовь для
    Пирогова — лишь интересное приключение,
    “интрижка”, которой можно похвастаться
    перед друзьями. Поручик, нисколько не
    смущаясь, довольно пошло ухаживает за
    женой ремесленника Шиллера и уверен,
    что “любезность его и блестящий чин
    дают ему полное право на её внимание”.
    Он нисколько не утруждает себя думами
    о жизненных проблемах, стремится к
    удовольствиям.
    Испытанием
    чести и достоинства Пирогова явилась
    “секуция”, которой подверг его Шиллер.
    Быстро забыв своё оскорбление, он
    обнаружил полное отсутствие человеческого
    достоинства: “с удовольствием провёл
    вечер и так отличился в мазурке, что
    привёл в восторг не только дам, но даже
    и кавалеров”.
    Образы
    Пирогова и Пискарёва связаны с
    противоположными нравственными началами
    в характерах героев. Комический образ
    Пирогова противопоставлен трагическому
    образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов
    — какой контраст! Оба они начали в один
    день, в один час преследование своих
    красавиц, и как различны для обоих них
    были следствия этих преследований! О,
    какой смысл скрыт в этом контрасте! И
    какое действие производит этот контраст!”
    — писал В.Г. Белинский.
    Шиллер,
    жестяных дел мастер
    Образы
    немцев-ремесленников — жестяных дел
    мастера Шиллера, сапожника Гофмана,
    столяра Кунца — дополняют социальную
    картину Петербурга. Шиллер — воплощение
    меркантильности. Накопление денег
    составляет цель жизни этого ремесленника,
    поэтому строгий расчёт, ограничение
    себя во всём, подавление искренних
    человеческих чувств определяют его
    поведение. Вместе с тем ревность
    пробуждает чувство достоинства в
    Шиллере, и он, находясь в пьяном виде,
    не думая в этот момент о последствиях,
    вместе с друзьями высек Пирогова.

  3. Chiter Ответить

    Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

    Идея в «Невском проспекте»

    Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.
    Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.
    Автор: Дарья Хапилова

  4. Meztijinn Ответить

    Рабочие материалы для учителя

    Из истории создания повести
    «Невский проспект» впервые был опубликован в
    сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
    оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
    над повестью в период создания «Вечеров на
    хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
    записной книге сохранились наброски «Невского
    проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
    перед Рождеством» и «Портретом».
    Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки
    сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель»
    (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам
    писатель не объединял их в особый цикл. Все они
    написаны в разное время, не имеют общего
    повествователя или вымышленного издателя,
    однако вошли в русскую литературу и культуру как
    художественное целое, как цикл. Это произошло
    потому, что повести объединены общностью
    тематики (жизнь Петербурга), проблематики
    (отражение общественных противоречий), схожестью
    основного героя (“маленький человек”),
    целостностью авторской позиции (сатирическое
    разоблачение пороков людей и общества).

    Тематика повести

    Основная тема повести — жизнь Петербурга и
    судьба “маленького человека” в большом городе с
    его социальными контрастами, вызывающими разлад
    между представлениями об идеале и
    действительностью. Вместе с основной
    раскрываются темы равнодушия людей, подмены
    духовности меркантильными1
    интересами, продажности любви, пагубного влияния
    наркотиков на человека.
    Сюжет и композиция повести
    Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в начале повести?
    — Какой момент является завязкой действия?
    — Как складывается судьба Пискарёва?
    — Как складывается судьба Пирогова?
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в финале повести?
    Гоголь соединяет в повести изображение общих,
    типичных сторон жизни большого города с судьбой
    отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга
    раскрывается в описании Невского проспекта, а
    также в авторских обобщениях по ходу
    повествования. Таким образом, судьба героя дана в
    общем движении жизни города.
    Описание Невского проспекта в начале повести
    является экспозицией. Неожиданный возглас
    поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их
    диалог и следование за прекрасными незнакомками
    — завязка действия с двумя контрастными
    развязками. Завершается повесть также описанием
    Невского проспекта и рассуждением автора о нём,
    что является композиционным приёмом, содержащим
    и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
    Описание Невского проспекта
    Рассматривается в ходе беседы. Примерные
    вопросы.
    — Какую роль играет Невский проспект в жизни
    города, как к нему относится автор?
    — Как показаны социальные контрасты и
    разобщённость жителей города?
    — Как выявляется несоответствие показной
    стороны жизни дворянского сословия и его
    истинной сущности? Какие качества людей
    высмеивает автор?
    — Как возникает мотив демона в описании
    вечернего Невского проспекта в начале повести?
    Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
    — Как связаны описания Невского проспекта в
    начале повести и в финале?
    Автор начинает повествование
    торжественно-приподнятыми фразами о Невском
    проспекте и отмечает, что это “всеобщая
    коммуникация2
    Петербурга”, место, где можно получить “верные
    известия” лучше, чем в адрес-календаре или в
    справочной службе, это место для гуляния, это
    “выставка всех лучших произведений человека”.
    Вместе с тем Невский проспект — это зеркало
    столицы, в котором отражается её жизнь, это
    олицетворение всего Петербурга с его
    разительными контрастами.
    Литературоведы считают, что описание Невского
    проспекта в начале повести представляет собой
    своеобразный “физиологический” очерк
    Петербурга. Его изображение в разное время суток
    позволяет автору охарактеризовать социальную
    структуру города. В первую очередь он выделяет
    простых людей-тружеников, на ком держится вся
    жизнь, и для них Невский проспект не является
    целью, “он служит только средством”.
    Простым людям противопоставлено дворянство,
    для которого Невский проспект составляет цель —
    это место, где можно показать себя. Иронией
    пронизан рассказ о “педагогическом” Невском
    проспекте с “гувернёрами всех наций” и их
    воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках,
    гуляющих по проспекту.
    Показывая фальшь Невского проспекта,
    скрывающуюся за его парадным видом изнанку
    жизни, трагическую её сторону, разоблачая
    пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их
    лицемерие, автор использует ироническую
    патетику. Это подчёркивается тем, что вместо
    людей действуют детали их внешнего облика или
    одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким
    пером, никакою кистью неизобразимые
    Тысячи сортов шляпок, платьев, платков
    Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не
    снились никогда А какие встретите вы
    длинные рукава”.
    Описание проспекта дано в реалистическом
    плане, вместе с тем рассказ о переменах на
    Невском предваряется фразой: “Какая быстрая
    свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”.
    Иллюзорность4,
    обманчивость вечернего Невского проспекта
    объясняется не только сумерками, причудливым
    светом фонарей и ламп, но и действием
    безотчётной, таинственной силы, влияющей на
    человека: “В это время чувствуется какая-то цель
    или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
    чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и
    становятся вообще очень неровны. Длинные тени
    мелькают по стенам мостовой и чуть не достают
    головами Полицейского моста”. Так в описание
    Невского проспекта включаются фантастика и
    мотив демона.
    Переживания и поступки героя объясняются,
    казалось бы, его психологическим состоянием,
    однако могут быть восприняты и как действия
    демона: “…Красавица оглянулась, и ему
    показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на
    губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим
    Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими
    лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и
    ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз,
    будка валилась к нему навстречу, и алебарда
    часового вместе с золотыми словами вывески и
    нарисованными ножницами блестела, казалось, на
    самой реснице его глаз. И всё это произвёл один
    взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не
    слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
    следам прекрасных ножек…”
    Так же двояко может быть объяснён и
    фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная
    пестрота лиц привела его в совершенное
    замешательство; ему казалось, что какой-то демон
    искрошил весь мир на множество разных кусков и
    все эти куски без смысла, без толку смешал
    вместе”.
    В финале повести мотив демона проявляется
    открыто: источником лжи и фальши непостижимой
    игры с судьбами людей, по мнению автора, является
    демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту!
    Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
    Он лжёт во всякое время, этот Невский
    проспект, но более всего, когда ночь сгущённою
    массою наляжет на него и отделит белые и палевые
    стены домов, когда весь город превратится в гром
    и блеск, мириады карет валятся с мостов,
    форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам
    демон зажигает лампы для того только, чтобы
    показать всё в ненастоящем виде”.
    Художник Пискарёв
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пискарёва —
    художника и человека?
    — Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как
    автор передаёт его чувство?
    — Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв
    бежал из “отвратительного приюта”?
    — Как меняется внешний вид девушки?
    — Как выражено авторское отношение к
    красавице, как связан с ней мотив демона?
    — Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь
    иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему
    реальную жизнь?
    — Почему автор называет план Пискарёва
    жениться на проститутке легкомысленным? Как это
    подтвердилось?
    — Как погиб Пискарёв, почему он неправ в
    своём безумном поступке?
    Пискарёв — молодой человек, художник,
    принадлежит к людям искусства, и в этом его
    необычность. Автор говорит, что он относится к
    “классу” художников, к “странному сословию”,
    подчёркивая тем самым типичность героя.
    Как и других молодых художников Петербурга,
    автор характеризует Пискарёва как небогатого
    человека, живущего в маленькой комнате,
    довольствующегося тем, что у него есть, но
    стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий,
    скромный, детски-простодушный, носивший в себе
    искру таланта, может быть, со временем
    вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия
    героя5 подчёркивает
    его обычность, напоминает о типе “маленького
    человека” в литературе.
    Пискарёв верит в гармонию добра и красоты,
    чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он
    пошёл вслед за незнакомкой только потому, что
    увидел в ней идеал красоты и непорочности, она
    напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка
    оказалась проституткой, и Пискарёв трагически
    переживает крушение идеалов. Очарование красоты
    и невинности оказалось обманом. Беспощадная
    действительность разрушила его мечты, и художник
    бежал из отвратительного приюта, куда привела
    его семнадцатилетняя красавица, красота которой,
    не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с
    улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
    наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и
    пошло как будто вместе с непорочностью
    оставляет и ум человека”.
    Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
    с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира,
    венец творения, обратилась в какое-то странное
    двусмысленное существо, где она вместе с
    чистотою души лишилась всего женского и
    отвратительно присвоила себе ухватки и наглости
    мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем
    прекрасным и так отличным от нас существом”.
    Пискарёв не в силах перенести того, что красота
    женщины, дающей миру новую жизнь, может быть
    предметом торговли, ведь это поругание красоты,
    любви и человечности. Им овладело чувство
    “раздирающей жалости”, отмечает автор и
    объясняет: “В самом деле, никогда жалость так
    сильно не овладевает нами, как при виде красоты,
    тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы
    ещё безобразие дружилось с ним, но красота,
    красота нежная… она только с одной
    непорочностью и чистотой сливается в наших
    мыслях”.
    Находясь в сильном психологическом напряжении,
    Пискарёв видит сон, в котором его красавица
    предстаёт как светская дама, пытающаяся
    объяснить посещение приюта своей тайной. Сон
    внушил Пискарёву надежду, которая разрушена
    жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный
    образ являлся ему почти каждый день, всегда в
    положении, противоположном действительности,
    потому что мысли его были совершенно чисты, как
    мысли ребёнка”. Поэтому он пытается
    искусственно, принимая наркотик, уйти в мир
    сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не
    могут заменить реальную жизнь.
    Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о
    скромной жизни, обеспеченной собственным трудом,
    отвергнута падшей красавицей. “Как можно! —
    прервала она речь с выражением какого-то
    презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы
    заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор
    говорит: “В этих словах выразилась вся низкая,
    презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и
    праздности, верных спутников разврата”. И далее
    в размышлениях автора о красавице опять
    возникает мотив демона: “…Она была какою-то
    ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить
    гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.
    За время, которое художник не видел девушку, она
    изменилась к худшему — бессонные ночи разврата,
    пьянство отразились на её лице.
    Бедный художник не мог пережить, по выражению
    автора, “вечный раздор мечты с
    существенностью”. Он не выдержал столкновения с
    суровой действительностью, наркотик разрушил
    его психику окончательно, лишил возможности
    заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв
    кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом
    безумном поступке: христианская религия считает
    жизнь величайшим благом, а самоубийство большим
    грехом. Также и с точки зрения светской
    нравственности лишение себя жизни недопустимо —
    это пассивная форма разрешения жизненных
    противоречий, ибо деятельный человек всегда
    может найти выход из самых сложных, казалось бы,
    неразрешимых ситуаций.
    Описанием бедных похорон Пискарёва автор
    выражает своё отношение к социальному
    неравенству, выступающему за парадной
    внешностью города, вызывает чувство сострадания
    к простым людям, подчёркивает бессмысленность
    гибели художника.
    Поручик Пирогов
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пирогова? Как
    отмечает типичность героя?
    — Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
    — Куда попал Пирогов вслед за красавицей,
    кем она оказалась?
    — Почему Пирогов ухаживает за замужней
    дамой?
    — Что высмеивается в образе Шиллера?
    — Чем кончается история Пирогова?
    — Что высмеивается в образе Пирогова, как
    автор это делает?
    — В чём смысл сопоставления образов
    Пискарёва и Пирогова?
    О поручике Пирогове автор говорит, что такие,
    как он, офицеры составляют “в Петербурге
    какой-то средний класс общества”, подчёркивая
    этим типичность героя. Рассказывая об этих
    офицерах, автор, конечно же, характеризует и
    Пирогова.
    В своём кругу они считаются образованными
    людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят
    потолковать о литературе: “хвалят Булгарина,
    Пушкина и Греча и говорят с презрением и
    остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то
    есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
    иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы
    показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться
    до полковничьего чина”, достичь обеспеченного
    положения. Они обычно “женятся на купеческой
    дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею
    тысяч или около того наличных и кучею брадатой
    родни”.
    Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о
    его талантах, на самом деле раскрывает такие его
    черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
    самоуверенная пошлость, стремление подражать
    тому, что входит в моду у избранной публики.
    Наглядным примером подтверждает автор, что
    главный предмет дум и стремлений Пирогова — это
    чин. К людям ниже его по чину он относится
    высокомерно.
    Любовь для Пирогова — лишь интересное
    приключение, “интрижка”, которой можно
    похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько
    не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой
    ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность
    его и блестящий чин дают ему полное право на её
    внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами
    о жизненных проблемах, стремится к
    удовольствиям.
    Испытанием чести и достоинства Пирогова
    явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер.
    Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил
    полное отсутствие человеческого достоинства: “с
    удовольствием провёл вечер и так отличился в
    мазурке, что привёл в восторг не только дам, но
    даже и кавалеров”.
    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с
    противоположными нравственными началами в
    характерах героев. Комический образ Пирогова
    противопоставлен трагическому образу Пискарёва.
    “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они
    начали в один день, в один час преследование
    своих красавиц, и как различны для обоих них были
    следствия этих преследований! О, какой смысл
    скрыт в этом контрасте! И какое действие
    производит этот контраст!” — писал
    В.Г. Белинский.
    Шиллер, жестяных дел мастер
    Образы немцев-ремесленников — жестяных дел
    мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра
    Кунца — дополняют социальную картину
    Петербурга. Шиллер — воплощение
    меркантильности. Накопление денег составляет
    цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий
    расчёт, ограничение себя во всём, подавление
    искренних человеческих чувств определяют его
    поведение. Вместе с тем ревность пробуждает
    чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в
    пьяном виде, не думая в этот момент о
    последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
    Вопросы и задания для учащихся
    — Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя
    «Невский проспект».
    — Напишите сравнительную характеристику
    Пискарёва и Пирогова.
    — Напишите сочинение на тему
    «Художественное своеобразие повести
    Н.В. Гоголя “Невский проспект”».
    Можно использовать примерный план:
    1. Композиция повести.
    2. Значение контраста в повести.
    3. Роль фантастики, мотив демона.
    4. Фамилии героев, отсутствие имён.
    5. Патетика и сатира в повести, приёмы
    создания, примеры.

    Примечания

    1 Меркантильный
    излишне расчётливый, торгашеский (книжн.,
    неодобр.
    ).
    2 Коммуникация
    здесь: путь, связывающий части города.
    3 Фантасмагория
    причудливое, бредовое видение.
    4 Иллюзия
    1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто
    несбыточное, мечта.
    5 В черновой редакции
    фамилия героя была Палитрин.
    6 Имеется в виду
    картина художника Перуджино (1446–1524), учителя
    Рафаэля.

  5. ДРАКОН Ответить

    Анализ повести “Невский проспект” Гоголя: суть, смысл и идея произведения

    Н. А. Котляревский:
    “Основная идея… мысль о борьбе художника с прозою жизни, борьбе жестокой, полной страданий, которая почти всегда кончается гибелью дерзкого, возмутившагося против действительности человека.
    В „Невском проспекте” сам автор неоднократно наводит читателя на эту основную идею своего произведения. „О! как отвратительна действительность! Что она против мечты?” „Боже! что за жизнь наша! — вечный раздор мечты с существенностью!” — говорить сам Гоголь, задумываясь над судьбой своего героя; и, заканчивая свою повесть, он повторяет тот же возгласъ, но только не в патетическом, а в полушутливом тоне: „Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!”.
    Нас не должен смущать этот юмористический тон, которым автор стремится себя утешить и которым он смягчаеть грустное впечатление своего рассказа. Рассказ о художнике Пискареве, действительно, очень печален, и веселый анекдот об его товарище Пирогове только ярче оттеняет всю трагедию несчастнаго мечтателя, который думал найти своей идеал на Невском проспекте и, идя следом за этим идеалом, очутился в самом грязном притоне. Но и без этой фатальной встречи наш нежный и тихий мечтатель-художник — фигура трагическая.
    У него, жителя севера, мечта может разыграться не хуже, чем у его южных братьев. От такой мечты, от такого сновидения и погиб наш мечтатель, который хотел день обратить в ночь, жизнь в сон, чтобы не разлучаться со своим идеалом, мечтатель, который решился было облагородить житейскую грязь своим прикосновением к ней и, наконец, в самоубийстве нашел примирение с жизнью.
    Читая эту повесть, можно, конечно, задуматься над сравнительно ничтожным мотивом, который избрал автор, как предлог для такой душевной катастрофы. Можно удивиться, что из всех противоречий идеала и жизни, противоречий, так больно отзывающихся на душе поэта, Гоголь остановился именно на этом резком контрасте внешней женской красоты и душевного безобразия и грязи. Контраст в его изображении вышел, действительно, очень резкий. Женщина, падение которой повлекло за собой гибель художника, была с внешней стороны идеалом красоты, на описание которой наш автор не поскупился.
    Гоголь имел свои основания, когда всю загадку жизни художника сосредоточил на его любви к этой красавице. Надо знать, как в те годы, да и вообще во всю свою жизнь, наш автор высоко ставил женщину и ее красоту, чтобы понять ту общую мысль, которую он высказал в своей повести. История с Пискаревым была не только страницей обыденной жизни, страницей вполне согласной с реальной правдой — это был рассказ с затаенным смыслом.
    Для Гоголя женская красота и „красота” вообще были понятия почти что равнозначущия, а с „красотой” в жизни для него неразрывно были соединены и понятия об истине и добре. Он в те годы неоднократно подчеркивал эту связь понятий, и есть основание думать, что он всю жизнь продолжал верить в эту связь, которая так затрудняла ему его отношения к женщинам, с которыми он сталкивался.
    Наш поэт в любви был большой романтик и рыцарь: у него был свой культ красоты и ее носительницы — женщины, почему и выставленное в „Невском Проспекте” противоречие между идеальной красотой внешней и внутренним душевным безобразием являлось в его глазах одним из самых страшных контрастов идеала и жизни. Контраст был и потому еще столь ужасный, что он не допускал никакого соглашения…”
    (Н. А. Котляревский “Николай Васильевич Гоголь. 1829-1842 : Очерк из истории рус. повести и драмы” 1908 г.)
    Н. Л. Степанов о повести “Невский проспект”:
    “Петербургские повести Гоголя [в том числе “Невский проспект”]… представляют цельный, законченный цикл…
    Героем петербургских повестей явился маленький обездоленный человек, чья трагическая судьба в условиях всесильной бюрократической иерархии, господства чина и капитала становится предметом самого пристального внимания писателя.
    Гоголевский герой, маленький человек, не в силах преодолеть вечный раздор мечты и действительности, он гибнет в неравной схватке с повседневностью. Кончает жизнь самоубийством мечтательный, искренне преданный искусству художник Пискарев, умирает в горячке безропотный Акакий Акакиевич, сходит в ума… Поприщев, погибает герой “Портрета”.
    Петербургские повести проникнуты чувством гуманности, исполнены глубокого сострадания к простому человеку, бедному труженику, беззащитному перед лицом жестокой действительности.
    …том открывается “Невским проспектом” – произведением, которое можно назвать увертюрой к петербургским повестям. В “Невском проспекте” переплетаются темы и мотивы, развитые затем в других повестях: тема трагической гибели идеала, краха надежд, мечты при столкновении с действительностью…; затронута проблема взаимоотношений художника и общества…
    Сюжет “Невского проспекта” основан на контрастном параллелизме судеб героев, через всю повесть проходит противопоставление двух начал, противоположных социальных и нравственных сфер. С одной стороны – трагическая судьба бедняка художника, который гибнет, будучи не в силах перенести крушения своих иллюзий; с другой – история фривольных похождений самодовольного поручика Пирогова. То, что становится трагедией для идеалиста и мечтателя художника Пискарева, приобретает фарсовый, комический характер в жизни пошляка Пирогова.
    Создание образа преуспевающего поручика Пирогова явилось большой творческой удачей Гоголя.”
    (Н. Л. Степанов, примечания к 3-ему тому “Собрания сочинений Гоголя в 6 томах”, 1959 г.)
    Д. Н. Овсянико-Куликовский о повести “Невский проспект”:


    “…первая серьезная повесть Гоголя из общерусской жизни — “Невский проспект” (1834 г.), о которой Пушкин отозвался, как о «самом полном» (т.е. содержательном и выдержанном) из произведений Гоголя, в то время изданных. Позднее появились другие, еще более «полные» творения Гоголя, в сравнении с которыми «Невский проспект» представляется лишь опытом, показывающим, как великий писатель искал своей настоящей дороги. Он шел к реализму творчества через романтизм настроения, идей и приемов письма. Это тот же путь, каким он шел и в произведениях малороссийских.
    «Невский проспект» – повесть на половину реальная, наполовину романтическая. В ней рассказаны и сопоставлены две параллельные «истории»: реальная, пошлая история поручика Пирогова, которого за ловеласничество высекли честные немцы, и романтическая история художника Пискарева, который лишил себя жизни, по мотивам ультра-романтическим.
    В той части, где дело идет о поручике Пирогове, видно родство с тем, что представляют собою повести «Нос» и «Коляска»: это также смешной анекдот, рассказанный для потехи. Но разница в том, что на этот анекдот падает тень от другой части повести, от истории художника Пискарева, и эта тень заставляет нас невольно задуматься и усомниться в том, в самом ли деле для одной лишь потехи рассказан этот смешной казус…
    Но в то же время и на романтического художника, от сопоставления с его приятелем, поручиком Пироговым, падает также некая тень — пошловатости, и читатель чувствует, что расстояние между друзьями не так уж велико. Оба они — люди очень глупые. Разница лишь в том, что поручик Пирогов глуп до смешного, а художник Пискарев — глуп трагически, — и это самый скверный и безнадежный вид глупости. И мы читаем печальную повесть его страданий, мечтаний и смерти — без всякой жалости, без сочувствия. И к заключительным словам Гоголя: «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев» — мы относимся с некоторым недоумением.
    Мы думаем: никогда, ни при каких, далее самых благоприятных условиях, «талант» Пискарева не вспыхнул бы ни широко, ни ярко; в лучшем случае из него вышел бы посредственный ремесленник; всего вероятнее, что он окончил бы тем, чем так часто кончают русские люди с «искрой таланта»: спился бы. И вышел бы из него пропойца трагический, мелодраматический, произносящий в трактире жестокие тирады о погибшей жизни, о загубленном великом даровании…
    Гоголь не хотел разоблачать бедного художника и отнесся к нему с большою снисходительностью и мягкостью, как и вообще отнесся он к «типу» петербургских художников, абрис которого набросан в другом месте повести. Там их искусство не высоко оценивается, и показано, что из них, собственно говоря, ничего не выходит; но вина за это сваливается на петербургский климат и на склад петербургской жизни. И сами художники представлены здесь, хотя и в смешном виде, но с явным сочувствием.
    Тут, несомненно, сказались личные симпатии Гоголя к этому миру художников. Он сразу полюбил этих скромных, робких тружеников, лелеющих романтический идеал высокого искусства, противопоставляемого пошлой жизни, — идеал, который разделял и он сам. На фоне серой петербургской жизни эти мечтатели казались явлением необычным.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *