Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие политический режим?

4 ответов на вопрос “Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие политический режим?”

  1. Moderno Ответить

    С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

    В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.
    Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
    Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
    В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1.
    Но изменения в 2014 году все-таки будут.
    1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
    2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.
    Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
    Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

    Пример С5 из заданий прошлых лет

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2.
    Предполагаемый ответ:
    1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
    2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
    Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.
    Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.
    И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и
    качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем
    социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.
    В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

    Пример С5 3.
    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

    Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
    Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.
    Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».
    Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.
    Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.
    Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
    1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
    2) по форме правления (монархические и республиканские);
    3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
    4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
    5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).
    Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.
    Вспомним особенности демократического режима.
    Демократия:
    1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности.
    2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
    3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
    4. Создает условия для постоянногообновления властных структур.
    5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
    6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.
    Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».
    И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима».
    В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.
    Наименование
    Баллы
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия.
    3
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием
    задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие)
    информацию об одном аспекте понятия.
    ИЛИ
    При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены
    ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
    2
    Правильно раскрыт только смысл понятия.
    ИЛИ
    При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены
    ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием
    задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие)
    информацию об одном аспекте понятия.
    1
    Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других
    элементов ответа.
    ИЛИ
    Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других
    элементов ответа.
    ИЛИ
    Ответ неправильный.
    Максимальный балл
    3
    Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения
    2013 г.
    2014 г.
    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?
    Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
    смысл понятия:
    совокупность средств и методов, при
    помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
    смысл понятия:
    совокупность средств и методов, при
    помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
    два предложения:
    «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
    «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
    два предложения:
    «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина».
    «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».
    Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.
    2013 г. 5
    2014 г. 6
    Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
    2
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
    3
    Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение,
    содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
    ИЛИ
    Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
    1
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
    ИЛИ
    При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
    2
    Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
    ИЛИ
    Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
    ИЛИ
    Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
    ИЛИ
    Ответ неправильный.
    Правильно раскрыт только смысл понятия.
    ИЛИ
    При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
    1
    Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа.
    ИЛИ
    Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
    ИЛИ
    Ответ неправильный.
    Максимальный балл
    2
    Максимальный балл
    3
    Примечания:
    1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
    2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
    3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
    4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. С. 134.
    5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
    6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
    При составлении статьи были использованы материалы:
    1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
    2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
    3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
    4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009.
    Марина Офёркина, 22.12.2013, 26440

  2. GOZIC Ответить

    Пояснение.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) смысл понятия, например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)2) одно предложение с информацией о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям;(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более дисциплинарных взысканиях в Трудовом кодексе РФ.)3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.)Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
    ———-Дублирует задание 50112

  3. Настроен на 8.1 Ответить

    Для начала давайте с вами разберем алгоритм решения задания номер 25.
    Рассмотрим задание, которое размещено в демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года.
    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
    Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?
    Казалось бы, тут четко написано: составьте два предложения. Но не так все просто. Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.
    Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.
    Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.
    Итак, какое понятие политического режима можно дать?
    Например, можете сказать так: политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.
    Но обществоведческие понятия тем и отличаются, что какого-то одного единственного определения не существует, вы можете дать и другие. Главное, чтобы они передавали правильно смысл понятия, не имели каких-то неточностей.
    Например, вы можете написать, что это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Или какое-то другое подходящее определение.
    Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно, и я объясню почему. Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
    То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.
    Ну а теперь давайте, выполнив, так сказать, начальное дело, без чего теряет вообще смысл решение этого задания, – дали определение понятия, пойдем дальше.
    Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов.
    Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.
    Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.
    Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.
    Именно поэтому эксперты ЕГЭ – не случайные люди. Они проходят специальную подготовку, потому что во второй части возможны вариативные ответы. Не задано строго, что можно ответить только так. Главное, чтобы ответ был правильный.
    Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?
    Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.
    Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.
    Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти – убеждения либо принуждения.
    То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать. 🙂
    И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
    Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.
    Как пример:
    Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
    Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.
    Это задание не должно представлять каких-либо сложностей для того человека, который систематически повторял курс обществознания. Обычно предлагаются обществоведческие термины и понятия, которые относятся к основным. То есть вы, готовясь к экзамену, с ними будете встречаться и будете разбирать в любом случае. Каким бы образом вы подготовку ни строили, вы мимо них не пройдете.
    Другой вопрос, что надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.
    Давайте для тренировки попробуем разобраться с еще одним заданием такого типа. Я выбрала понятие, с которым мы с вами уже встречались на занятиях в этом курсе.
    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
    Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «чувственное познание»?
    Вы уже знаете, что начинать надо с определения понятия.
    Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах; ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Можно сказать, что это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..
    Но главное – не написать лишнего. Можно слишком увлечься характеристикой понятия и написать то, что к этой характеристике не относится. Это будет не в вашу пользу.
    Далее в этом задании предлагается составить следующие два предложения.
    Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое, содержащее информацию об одной из этих форм.
    Если вы помните все три формы чувственного познания, вы можете составить предложение именно об этом. Например: к формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.
    Ну и о какой форме писать следующее предложение, выбирайте сами. Что лучше знаете, о том и говорите.
    Вы можете написать, скажем, определение восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.
    А можете вспомнить информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Например, предложение такого рода: восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.
    И тот, и другой вариант приемлемы для этой части задания.

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *