Какой специализированный суд сегодня входит в судебную систему рф?

16 ответов на вопрос “Какой специализированный суд сегодня входит в судебную систему рф?”

  1. приняли в Рай Ответить

    В настоящее время дела, вытекающие из административных отношений, рассматривают в соответствии со своей компетенцией суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Как отмечается в пояснительной записке к проекту ФКЗ «О федеральных административных судах в Российской Федерации» количество подобного рода дел постоянно возрастает. Особенно актуальны дела о спорах между субъектами РФ и органами местного самоуправления, по жалобам о нарушении избирательного законодательства, и некоторые другие. Вследствие сложности названных категорий дел их рассмотрение и правильное разрешение требует высокого профессионализма и специализации судей. Отмечаются жалобы, в которых ставится под сомнение объективность принимаемых решений по делам об обжаловании действий высших должностных лиц субъектов федерации, поскольку суды находятся под их определенным влиянием[30].
    Основная идея создания административных судов состоит в том, чтобы, во-первых, максимально обеспечить их независимость от органов власти за счет создания системы судов, не совпадающих с административно-территориальным делением. В системе административных судов предполагается создание четырех звеньев, в том числе низшее звено – межрайонные суды (до 500 судов), а также окружные суды (21 суд), чья юрисдикция распространяется на нескольких субъектов федерации. Кроме того, предполагается создание судебных коллегий по административным делам в составе областных, краевых и равных им судов общей юрисдикции. В Верховном Суде РФ Судебная коллегия по административным делам создана в 2011 г. с принятием ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; во-вторых, разработать самостоятельных порядок административного судопроизводства, который должен отличаться от процедуры гражданского судопроизводства.
    В печати опубликован законопроект Кодекса административного судопроизводства РФ и комментарии к нему, в которых обращается внимание на предусмотренные процедурные особенности. Например, подчеркивается, что ради реального обеспечения равноправия сторон предусмотрена активная поддержка гражданина как участника спора: судам дана возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав. Для обеспечения равных возможностей гражданина и государственного органа в судебном заседании предусмотрено, что граждане все дела по второй инстанции, а в окружных судах и в Верховном суде РФ и по первой инстанции, ведут только через своих представителей – адвокатов. Если гражданин затрудняется пригласить адвоката, участие адвоката обеспечивается судом. Государственный орган может быть представлен либо штатным юристом учреждения, либо адвокатом. Таким образом, исключается появление в суде высоких должностных лиц, которые могут своим авторитетом оказать давление на суд[31].
    Противники создания самостоятельной системы административных судов указывают на то, что такое решение потребует значительных материальных затрат, и, самое главное, повлечет отдаление судов от большинства населения, проживающего в тех районах, городах, в которых административных судов не будет. Таким образом, создание межрайонных судов не облегчит, а затруднит гражданам реализацию права на судебную защиту[32]. В этой связи предлагается исходить из смешанного принципа построения системы административных судов: первое звено должно совпадать с административно-территориальным делением, а второе – апелляционные административные суды – может быть представлено межрайонными судами[33].
    Все обозначенные аргументы как в пользу, так и против создания системы административных судов, а также исторический опыт[34] должны быть тщательно изучены для того, чтобы принятое решение оказалось оптимальным.

  2. эTo MeЖдY нAмИ Ответить

    Статья 4 Закона о судебной системе устанавливает, что специализированные федеральные суды входят в систему судов общей юрисдикции наряду с другими судами общей юрисдикции.
    К специализированным судам не относятся арбитражные суды, а также военные суды. Специализированные федеральные суды не являются чрезвычайными или особыми судами, так как их образование не связано с какими-то необычайными условиями или обстоятельствами. Специализированные суды не могут являться и ведомственными судами, поскольку суды не представляют интересы ведомств.
    На специализированные федеральные суды возложено рассмотрение только гражданских и административных дел. Уголовные дела, а также дела в порядке конституционного судопроизводства они рассматривать не вправе.
    В настоящее время в судах общей юрисдикции имеется некоторая специализация судей, рассматривающих определенные категории дел, например создание коллегий по гражданским делам, коллегий по уголовным делам и т.д.
    Однако в пределах районного федерального суда общей юрисдикции полностью обеспечить специализацию суда и специализацию судей затруднительно. Судьи, рассматривающие уголовные дела, вынуждены рассматривать гражданские дела и дела об административных правонарушениях, вследствие чего их специализация может быть нарушена.
    Назначение специализированных федеральных судов состоит в том, чтобы они рассматривали полностью определенные категории дел среди гражданских или административных. Такие суды должны специализироваться на рассмотрении дел, касающихся некоторых групп населения или определенных видов деятельности, например, дел, возникающих из трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Поэтому, в названии этих судов будет обозначенa их специализация, например жилищные суды, трудовые суды и т.д.
    В настоящее время речь идет об образовании такого вида специализированных судов, как административные. Но специализированными судами их назвать нельзя, поскольку они будут рассматривать широкий круг дел, возникающих из административно-правовых и других правоотношениях.

  3. Mikagore Ответить

    Судебная
    система РФ

    совокупность государственных органов
    – судов, осуществляющие судебную власть
    на территории РФ. Деятельность судебной
    системы РФ регламентируется ФКЗ «О
    судебной системе РФ».

    Система
    судов РФ
    :
    1.
    Конституционные суды в РФ:


    Конституционный суд РФ.

    Конституционные (уставные) суды субъектов
    РФ.
    2.
    Суды общей юрисдикции в РФ.


    Верховный суд РФ

    Суды субъектов РФ

    Городские (районные) суды

    Мировые суды
    2.1
    Система Военных судов в РФ в составе
    судов общей юрисдикции в РФ.


    Военная коллегия Верховного суда РФ.

    Военные (флотские) окружные суды РФ.

    Гарнизонные суды РФ
    3.
    Арбитражные суды в РФ.


    Высший Арбитражный Суд РФ.

    Федеральные арбитражные суды округов

    Арбитражный апелляционный суд

    Арбитражные суды субъектов РФ
    Суды
    в РФ также делятся на федеральные суды
    и суды субъектов РФ.

    К
    федеральным судам относятся:


    Конституционный суд РФ

    Верховный суд РФ

    Верховный суд республики, краевые и
    областные суды, суды городов федерального
    значения, суды автономной области и
    автономного округа.

    Районные суды.

    Военные и специализированные суды.

    Высший арбитражный суд РФ

    Федеральные
    арбитражные суды округов

    Арбитражные апелляционные суды.

    Арбитражные суды субъектов РФ.
    К
    судам субъектов РФ относятся:


    Конституционные суды субъектов РФ.

    Мировые суды.
    Судебная
    инстанция в РФ

    – суд или его структурное подразделение,
    выполняющие конкретную функцию, связанную
    с рассмотрением и разрешением дела в
    порядке гражданского и уголовного
    судопроизводства.
    В
    РФ выделяется четыре судебных инстанции: 

    Суд
    первой инстанции – рассматривает дело
    по существу
    Суд
    второй (кассационной) инстанции –
    проверяет
    законность и обоснованность судебных
    решений, не вступивших в законную силу.
    Суд
    апелляционной инстанции – проводит
    повторное, полное рассмотрение дела,
    судебное решение по которому не вступило
    в законную силу.
    Суд
    надзорной инстанции – проверяет законность
    и обоснованность судебных решений,
    вступивших в законную силу.
    Определения
    судов:

    Конституционный
    суд
    – судебный
    орган конституционного контроля,
    самостоятельно и независимо осуществляющий
    судебную власть посредством конституционного
    судопроизводства.
    Арбитражный
    суд

    правосудие в сфере предпринимательской
    и экономической деятельности.
    Высший
    арбитражный суд

    – до упразднения являлся высшим судебным
    органом по разрешению экономических
    споров рассматриваемых арбитражными
    судами, осуществлял судебный надзор за
    их деятельностью. 6 августа 2014 года суд
    был упразднен.
    Федеральный
    арбитражный суд округа

    – осуществляют проверку решений,
    принятых арбитражными судами субъектов
    Российской Федерации и арбитражными
    апелляционными судами, входящими в
    данный округ.
    Арбитражный
    апелляционный суд

    – проверяет законность и обоснованность
    судебных актов, не вступивших в законную
    силу, по делам, рассмотренным арбитражными
    судами субъектов Российской Федерации,
    повторно рассматривая дело; пересматривает
    по вновь открывшимся обстоятельствам
    принятые им и вступившие в законную
    силу судебные акты;
    Арбитражный
    суд субъектов РФ

    – рассматривают
    и разрешают споры между юридическими
    лицами, индивидуальными предпринимателями,
    а также между ними и государственными
    органами по вопросам гражданского и
    административного судопроизводства;
    рассматривают дела, возникающие из
    экономических правоотношений в качестве
    суда первой инстанции.
    Суды
    общей юрисдикции

    – осуществляют уголовное, гражданское,
    административное и другие виды
    судопроизводства. Возглавляет их
    Верховный суд РФ.
    Верховный
    Суд Российской Федерации

    — высший судебный орган Российской
    Федерации, высшая (надзорная) инстанция.
    Осуществляет судебный надзор за
    деятельностью судов общей юрисдикции,
    включая военные суды.
    Верховные
    суды республик, краевые, областные суды,
    суды городов федерального значения,
    суд автономной области, суды автономных
    округов

    рассматривают дела в качестве суда
    первой, апелляционной, кассационной
    инстанций, по новым или вновь открывшимся
    обстоятельствам.
    Районный
    суд
    – является
    непосредственно вышестоящей судебной
    инстанцией по отношению к мировым
    судьям, действующим на территории
    соответствующего судебного района.
    Рассматривает уголовные, гражданские
    дела и дела об административных
    правонарушениях.
    Мировой
    суд
    – функционирует
    в составе одного мирового судьи. В
    мировом суде подлежат рассмотрению
    малозначительные уголовные и гражданские
    дела, дела об административных
    правонарушениях. Проводит предварительное
    разбирательство более значительных
    уголовных дел.
    Военные
    суды

    преступления совершенные военнослужащими
    Вооруженных Сил, военнообязанными во
    время прохождения ими учебных сборов,
    а также лицами офицерского состава,
    мичманами, сержантами и матросами
    органов Федеральной службы безопасности,
    иных органов государственной власти
    где Законом РФ предусмотрена военная
    служба.
    Конституционный
    (уставной) суд субъектов РФ

    – рассмотрение вопросов соответствия
    законов, нормативных правовых актов и
    органов местного самоуправления субъекта
    Российской Федерации конституции
    (уставу).

  4. Balladodar Ответить

    Судебную систему по вертикали условно можно разграничить на суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции и суды арбитражной юрисдикции. При этом единство судебной системы РФ обеспечивается наличием самостоятельных по своей специализации судов замыкающихся на едином высшем судебном органе. При этом судебная система выстраивается с учетом сочетания внутренней и внешней специализации.
    К судам конституционной юрисдикции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являются обособленными по отношению друг к другу; решения, принимаемые конституционными (уставными) судами субъектов, не могут быть пересмотрены в Конституционном Суде РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства, устанавливаемого законами соответствующих субъектов и регламентами данных судов.
    Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, и подразделяются на четыре звена, замыкающиеся на Верховном Суде РФ как высшем судебном органе.
    Первое звено – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района и рассматривающие судебные дела только по существу. Мировые судьи вправе рассматривать, в частности, уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; издавать судебные приказы; расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских нрав, об усыновлении (удочерении) ребенка; рассматривать имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную законом сумму. Мировые судьи также вправе рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.
    Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу [1].
    Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ на основании федерального законодательства, предусматривающего общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ [2].
    Второе звено – районные и приравненные к ним городские суды – рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
    Третье звено – верховные суды республик, краевые, областные суды и суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
    Четвертое звено – Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, а также дает разъяснения но вопросам судебной практики.
    Порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции регулируется Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”.
    Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают присяжные заседатели. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах [3].
    Военные суды – окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды – как суды общей юрисдикции создаются но территориальному принципу по месту дисклокации войск и флотов. Данные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок образования и деятельности военных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ “О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов”.
    Военные суды организационно отделены от других судов общей юрисдикции и создаются в гарнизонах (соединениях), округах (видах Вооруженных Сил РФ, группах войск, флотах), представляя собой определенную подсистему, которая замыкается на Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
    Арбитражные суды являются взаимосвязанными между собой звеньями, осуществляющими правосудие в сфере предпринимательской деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Сторонами таких споров, как правило, выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных, определенных законом случаях, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
    Арбитражные суды подразделяются на три звена.
    Первое звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
    Второе звено – арбитражные апелляционные суды, создаваемые на определенной экономико-географической территории. В соответствии с законодательством об арбитражных судах учреждено 20 таких судов. Наименования данных судов даны с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.).
    Основными полномочиями данных судов являются проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу в первой инстанции, повторное рассмотрение дел и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.
    Третье звено – федеральные арбитражные суды округов, которые создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ. В Российской Федерации учреждено 10 федеральных арбитражных окружных судов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный. Основным полномочием данных судов является проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в ряде случаев – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
    В Российской Федерации законодательно предусматривается возможность создания специализированных судов. В 2011 г. был создан Суд по интеллектуальным правам для профессионального и качественного рассмотрения споров, связанных с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав, а также для повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в этой области и для укрепления привлекательности российской экономики. Подобные специализированные суды существуют в ряде стран. В Германии это, например, Федеральный патентный суд, в Японии – Суд по защите интеллектуальной собственности.
    Замыкаются суды арбитражной юрисдикции на Верховном Суде РФ, в котором действует Судебная коллегия по экономическим спорам.
    В арбитражных судах предусмотрены арбитражные заседатели, которыми согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” могут быть лица, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
    К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.
    Арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений; споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан – индивидуальных предпринимателей; о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.
    Суд как орган государственной власти имеет определенные законодательством органы управления (председатель суда и его заместители, президиум суда и т.д.).
    Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов не допускается. Суд является единственной властной структурой, которая приводится в действие по волеизъявлению уполномоченного на то субъекта права. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества.
    Среди общих полномочий судов следует отметить закрепленное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, суды общей юрисдикции и арбитражные суды изучают и обобщает судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
    Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ согласно ст. 104 Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
    По вопросам внутренней деятельности судов Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ принимают регламенты.

  5. LoRd # Ответить

    1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ. – Военная коллегия Верховного суда РФ. – Военные (флотские) окружные суды РФ. – Гарнизонные суды РФ. Военные суды рассматривают уголовные дела: О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы. 3. Арбитражные суды в РФ. – Высший Арбитражный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. – Федеральные арбитражные суды округов. Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ. – Арбитражные суды округов. – Арбитражные суды субъектов РФ. Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции. 4. Иные суды, действующие на территории РФ. – Третейские суды – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: – Конституционный суд РФ – Верховный суд РФ – Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. – Районные суды. – Военные и специализированные суды. – Высший арбитражный суд РФ – Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) – Арбитражные апелляционные суды. – Арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: – Конституционные (суды) субъектов РФ. – Мировые судьи. Судебное звено судебной системы РФ. Звено судебной системы РФ – совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ. В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ. К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд. К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды. Судебная инстанция судебной системы РФ. Судебная инстанция в РФ – суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. В РФ выделяется четыре судебной инстанции: Суд первой инстанции – рассматривает дело по существу Суд кассационной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Суд апелляционной инстанции – проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу. Суд надзорной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

  6. method_man Ответить

    1. Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.
    2. Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам;
    3. Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации – является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) – высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.
    1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.
    2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.
    3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.
    4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
    Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
    СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
    1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
    2. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

  7. ASTAP Ответить

    Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не в праве отменять нормативные акты, но законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.
    Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием.
    Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отмечено. Только в одном случае решение может быть окончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты правом в своей стране.
    В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ на 12 лет.
    Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
    Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Президента РФ.
    Состав Верховного Суда РФ включает 115 судей.
    Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступает судебной инстанцией по отношению районным судам.
    Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.
    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.
    При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик и др.
    Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого правосудия.
    Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.
    Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.
    Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
    Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон «О судебной системе РФ».
    Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.
    Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
    Мировые судьи РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.
    Мировые судьи назначаются законодательными органами субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более 5 лет.
    Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполнительной власти субъекта РФ.
    Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются соответствующие органы. Высшим органом судейского общества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет Судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
    В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.
    Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль, за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной ответственности. Коллегия отрешает от должности совершивших недостойный поступок судей.
    Большую помощь арбитражным судам может оказать более широкое использование третейских судов для разрешения экономических споров. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г. №3115-1 утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.
    Третейский суд обеспечивает законность процедур добровольного исполнения обязательств по сделкам, а в случае неисполнения какой-либо стороной – принудительное исполнение по приказу арбитражного суда, который утверждает решение третейского суда без рассмотрения дела по существу.
    Третейский суд финансируется за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.
    На страже интересов граждан выступают законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

    (ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». Статья 4. Суды в Российской Федерации

    1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
    2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    3. К федеральным судам относятся:

    – Конституционный Суд Российской Федерации;
    – Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
    4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к статье 4

    1. Конституция РФ и комментируемый Федеральный конституционный закон определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.
    Судебной властью наделяются только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке. Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей – носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе.
    Суды различаются пределами осуществляемой ими власти. Юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно – территориальное образование (район, область, республику), на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, флотилию, военный округ, вид Вооруженных Сил), на судебный округ (не совпадающий с административно – территориальным делением).
    В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенных лиц или социальную группу (рассмотрение уголовных дел по обвинению в совершении преступлений судей в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей; дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами Российской Федерации в порядке ст. 93 Конституции РФ).
    2. Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность – правосудие. Создания судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.
    Правосудие осуществляется только в порядке установленной законом особой процедуры – уголовного и гражданского процесса, построенного на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и интересов.
    Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты. Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности.
    Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами; на права и законные интересы предприятий, иных учреждений и организаций; на конституционный строй России; в укреплении законности и правопорядка.
    Целью отправления правосудия является разрешение гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и интересов граждан и организаций, и дел об уголовных преступлениях для установления виновности лица в совершении преступления и применения уголовного наказания или его невиновности, за признанием которой следует оправдание.
    Таким образом, правосудие можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.
    Понятие “правосудие” не совпадает с понятием “судопроизводство”. Судопроизводством охватывается не только деятельность судов по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, но и действия иных субъектов, реализующих свои права и обязанности и вступающих в различные организационные и процессуальные отношения с судом, с его аппаратом.
    3. Комментируемый Закон определяет виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
    Определяя статус судов, Закон о судебной системе РФ относит к числу федеральных судов РФ следующие судебные органы:
    – Конституционный Суд Российской Федерации;
    – Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
    – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
    – Эти установления, формирующие системы судов самостоятельных ветвей судебной власти, имеют особое значение для последующего утверждения их организационных и процессуальных взаимосвязей.
    Особняком здесь стоит Конституционный Суд РФ, который занимает в судебной системе особое место в силу стоящих перед ним задач и отсутствия у него подведомственных ему судебных структур в субъектах Российской Федерации (см. комментарий к ст. 18 и 27).
    В системе судов общей юрисдикции надзор за судебной деятельностью всех вышеперечисленных судов осуществляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Приведенный порядок перечисления федеральных судов определяет иерархию вышестоящих и нижестоящих судов. Включение в этот перечень военных и специализированных судов также имеет определенное значение. Военные суды имеют ряд особенностей в порядке их организации, структуре и компетенции. Включение их в систему судов общей юрисдикции подчеркивает их принадлежность к общим судам в части применения общих для всех этих судов норм материального и процессуального права, поднадзорности Верховному Суду РФ (см. комментарий к ст. 22).
    Предусматриваемые настоящим Законом к созданию специализированные суды заранее определяются как федеральные со всеми вытекающими из этого факта последствиями, касающимися статуса этих судов, порядка их формирования, назначения судей, обеспечения судебной деятельности и финансирования.
    Арбитражные суды субъектов Федерации не именуются федеральными в отличие от арбитражных судов округов. Но их включение в систему федеральных судов придает им указанный статус.
    4. Впервые в законодательстве о судоустройстве выделяются суды субъектов Российской Федерации.
    Включаемые в эту систему конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не поднадзорны Конституционному Суду РФ и не находятся с ним в какой-либо организационной или процессуальной связи. В некоторых республиках правовой статус этих судов определяется конституцией республики, отдельными актами (см. комментарий к ст. 27).
    Законом о судебной системе мировые судьи отнесены к числу судов субъектов Федерации. Особенность их правового положения в том, что одновременно они признаются судами общей юрисдикции, т.е. будут руководствоваться при осуществлении правосудия федеральными законами. Организация работы мировых судей, обеспечение их деятельности возлагается на органы власти субъектов Федерации, хотя финансирование будет производиться из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 28).
    Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

    Закон предусмотрел исчерпывающий перечень судебных органов.

    Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.
    К федеральным судам Закон отнес Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды; арбитражные суды.
    В свою очередь, к судам субъектов Федерации были отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи.
    Подавляющая часть судов получила статус федеральных. Такой подход следует из п. “о” ст. 71 Конституции РФ о том, что судоустройство входит в предмет исключительного ведения Федерации и должно регулироваться на основе соответствующего федерального закона.
    Модель судоустройства, предложенная российским законом, беспрецедентна. Ее можно было бы охарактеризовать как сильно централизованную в отличие от децентрализованной и умеренно централизованной модели, распространенной среди государств с федеративной формой устройства.
    Закрепленная ныне конституционным законом судебная система России не имеет аналогов в мире.
    Специализированная юстиция позволяет привлечь к разрешению отдельных категорий юридических споров наиболее компетентных специалистов, а, значит, с наибольшей степенью вероятности дать им адекватную правовую оценку и вынести справедливое решение. Другими преимуществами специализированной юстиции могут стать разгрузка судов общей юрисдикции и упрощенная процедура производства.
    Наличие специализированной юстиции не нарушает принципа единства судебной системы. Деятельность ординарных и специализированных судов в равной мере подчинена Конституции РФ и рассматриваемому Федеральному конституционному закону: и первые, и последние отправляют правосудие, руководствуясь общими принципами судоустройства.
    Завершает третью главу положение, посвященное правовому статусу мировых судей. Институт мировых судей – не новый в российском судоустройстве. Он был известен Судебным уставам 1864 года. Как и тогда, в основной круг вопросов, отнесенных к компетенции мирового судьи, предполагается включить уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела с небольшой ценой иска, о защите чести и достоинства, в сфере брачно-семейных отношений, особого производства, а также дела об административных правонарушениях.
    Мировые судьи – единственный вид судов общей юрисдикции, являющийся судом субъекта Российской Федерации. Должности их создаются и упраздняются законами соответствующего субъекта, в частности, законом о выборах мирового судьи. Однако полномочия и порядок их деятельности устанавливается также на уровне федерального закона.
    Порядок наделения мировых судей полномочиями будет существенно отличаться от такого порядка в отношении всех остальных судей. Они должны не назначаться государственными органами, а избираться населением участка, на который распространяется их юрисдикция. При этом если полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, то мировые судьи избираются сроком на пять лет. По истечении пятилетнего срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, будет вправе снова выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Предполагается, что повторное избрание гражданина мировым судьей увеличивает срок его полномочий до десяти лет. Такой порядок предопределен назначением мировых судей как суда первой инстанции, призванного реально обеспечить доступность судебной защиты прав и свобод граждан.
    По причине больших судебных издержек, связанных с предполагающейся высокой загруженностью делами мировых судей, с одной стороны, и нехваткой денежных средств в местных бюджетах, с другой, финансирование их деятельности также предполагается осуществлять из федерального бюджета.
    Процедура финансирования деятельности судов Российской Федерации детально урегулирована ст. 33 Закона о судебной системе.
    Финансирование судов теперь осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. Это, прежде всего, направлено на устранение опасности фактического подчинения судов представительным и исполнительным органам государственной власти на местах. Единственное исключение из этого правила составляет конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, финансирование которого, согласно п. 2 ст. 27 Закона, производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации).

  8. d3tk@ Ответить

    К федеральным судам относятся:
    Конституционный Суд Российской Федерации;
    Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
    Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
    К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
    1) Верховный Суд Российской Федерации;
    2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
    3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды);
    4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
    5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
    Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции:Конституция Российской Федерации, ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, ФКЗ от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” и ФКЗ «о судах общей юрисдикции»
    Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
    Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

  9. Нет имени Ответить

    Содержание
    Введение
    1. Судебная система РФ
    2. Судебное звено и судебные инстанции
    3. Суды общей юрисдикции
    ·Районный суд
    · Мировой суд
    · Военные суды
    4. Верховный суд
    5. Арбитражный суд
    6. Конституционный суд
    7. Правовой статус судей в РФ
    Список литературы
    Введение
    Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.
    В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.
    Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.
    Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
    1.
    Судебная система Российской Федерации
    Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
    В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.
    Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.
    В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
    Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
    К федеральным судам относятся:
    · Конституционный Суд РФ;
    · федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
    · военные и специализированные суды;
    · федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
    Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.
    К судам субъектов РФ относятся:
    · конституционные суды субъектов РФ;
    · мировые судьи.
    Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.
    Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».
    Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:
    · соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
    · независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти
    · доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
    · рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
    · действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
    · право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
    · право граждан на участие в осуществлении правосудия.
    Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.
    2. Судебное звено и судебные инстанции
    Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.
    Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.
    Судебная инстанция
    – суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
    Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено.
    Система федеральных судов общей юрисдикции включает:
    · основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды
    · среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;
    · высшее звено – Верховный Суд РФ.
    Военные суды подразделяются на:
    · основное звено – гарнизонные военные суды;
    · среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
    · высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
    Система федеральных арбитражных судов включает:
    · основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
    · среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;
    · высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.
    Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.
    Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.
    К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор.
    Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.
    Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
    Рассмотрим далее систему судов наиболее подробно.
    3.
    Суды общей компетенции (юрисдикции)
    Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:
    · общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:
    · военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
    Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.
    Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.
    Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
    Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *