Какой тип семьи преобладает в современном обществе?

20 ответов на вопрос “Какой тип семьи преобладает в современном обществе?”

  1. AdMINET0p Ответить

    Пара, связанная узами брака, уже является тем коллективом, который среди людей считается семьей. Традиция объединения людей в более мелкие группы, нежели кланы или племена, имеет многовековую историю.
    Поскольку это явление всеобъемлющее и фундаментальное, оно изучается различными науками:
    социологией;
    культурологией;
    этнографией;
    обществознанием.
    Семейная ячейка в современном обществе несколько трансформировалась. Все дело в том, что ее предназначение перестало носить только практическую цель – воспроизводство потомства. Данный феномен может рассматриваться и в целом как социальный институт, и как малая группа.
    Еще не так давно, пару десятков лет назад под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между представителями разных десятилетий. В современном же обществе наиболее распространена нуклеарная семья, то есть муж и жена с детьми.
    Позитивной стороной подобного способа ведения быта становится мобильность. Отдельные поколения могут встречаться, проводить вместе отпуск, при этом сохраняя свою свободу и самостоятельность.
    Негативный аспект такого расселения – высокая степень разобщенности. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом.
    Отсюда вытекает ряд неблагоприятных последствий:
    утрачивается ценность брака ;
    нарушается преемственность поколений, а тотальный нигилизм молодежи порождает опасные течения;
    становятся под угрозу сохранение и развитие гуманистических идеалов.
    Предотвратить эти пагубные социальные явления сможет только обращение к своим корням. Возможность обитания в одном доме бабушек, дедушек, сыновей и внуков не всегда имеется, но показать молодому поколению, кем были их деды, и рассказать об истории рода легко, если в вашей библиотеки есть фамильная книга от Российского Дома Родословия.
    Узнавая о своих предках, ребенок поймет, что они были такими же людьми с желаниями, целями и мечтами. Они станут для него нечто большим, чем фотографиями в альбоме. Малыш научится воспринимать непреложные ценности и в будущем сохранит их уже в своем доме.
    Это особенно важно сейчас, так как институт семьи в современном обществе стоит практически на грани исчезновения. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, не стремятся узаконивать свои отношения.
    Традиционные малые группы практически уходят в прошлое, где ценность союза была превыше всего. О том, что важная роль ячейки пошатнулась, свидетельствует не только динамика разводов, но и приверженность молодежи к набирающей популярность философии чайлдфри (child-free), то есть к стремлению жить для себя, не задумываясь о продолжении рода.
    Это обстоятельство приводит к тому, что нуклеарные союзы, где есть хотя бы один ребенок, заменяют бездетные, для которых такой образ жизни является осознанным выбором.

    Виды семей в современном обществе


    Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:
    характер родственных связей;
    количество детей;
    способ ведения родословной;
    место проживания;
    тип главенства.
    Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.
    В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

    Характер родственных связей

    По данном признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.
    Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

    Количество детей

    В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.
    По данному критерию выделяют пары:
    бездетные;
    мало-, средне-, многодетные.

    Способ ведения родословной

    В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).
    Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

    Место проживания

    Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:
    патрилокальные (живут в доме родителей мужа);
    матрилокальные (остаются у родственников жены):
    неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).
    Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

    Тип главенства

    Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.
    патриархальные (отец – главный);
    матриархальные (мать –главная);
    эгалитарные (равноправие).
    Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

    Функции ячейки

    В глобальном плане, а именно как социальный институт, брачный союз помогает заботиться о воспроизведении рода. Людям важно найти свое продолжение в другом живом существе. Цикличность жизни наполняет ее смыслом, и во многом поэтому мы стремимся дать все лучшее нашим детям.

    Основной функцией семьи в современном обществе исследователи считают репродуктивную. Данный подход считается традиционным, потому как в нем находит свое отражение жизненный уклад многих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом заложен естественный природный механизм.
    В качестве малой группы значение союза мужа и жены по-прежнему велико. Он выполняет роль стартовой площадки – первейший коллектив, в котором человек знакомиться со способами построения общественных отношений. Именно в кругу близких людей ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения, постепенно социализируется.
    Помимо этих основных функций – репродуктивной и воспитательной – существует ряд других:
    Регулятивная. Ограничивает инстинкты человека. Социум одобряет моногамию и верность одному супругу.
    Экономическая. Ведение совместного хозяйство помогает человеку удовлетворять его первичные потребности.
    Коммуникативная. Индивид нуждается в поддержке и духовном общении.
    В настоящее время происходит некоторое изменений состава функций ячейки в социуме нового типа. На первое место выходят коммуникативная и хозяйственно-бытовая.
    Производственная функция семьи по-прежнему сильна. Традиционно полагают, что дети должны быть рождены в браке. Молодые люди в возрасте до 18 лет нуждаются в материальной и моральной поддержке. В этот период идет активное усвоение опыта предшествующих поколений, формируется способность самостоятельно принимать жизненно важные решения. Ранние браки, как полагают специалисты, обладают высокой степенью неустойчивости и слабой реализацией репродуктивной функции.
    Какие функции семьи изменились в современном обществе? Если раньше она была утилитарным образованием и служила только практическим целям – продолжению рода, то сейчас союзы заключаются ради поддержки и совместного достижения успеха, а также для обретения чувства социальной защищенности и спокойствия.

    Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе

    Растущее с каждым годом количество матерей-одиночек, неполных союзов, а также пополнение численности воспитанников детских домов – все это является серьезными проблемами для развития рода в сегодняшних условиях.

    Институт брака в наши дни по-настоящему стоит под угрозой разрушения. Социологи выделяют три проявления кризиса семьи в современном обществе.
    Первое и самое очевидное: отделения ЗАГСов по-прежнему принимают сотни заявлений в год, но статистика говорит о резком снижении числа браков.
    Второе кризисное явление заключается в том, что даже после нескольких лет совместной жизни пары решают разорвать свои отношения.
    Третье печальное обстоятельство: разведенные супруги не вступают в браки с другими партнерами.
    Отсутствия стремления завести детей во многих брачных союзах несет в себе множество потенциальных трудностей в демографической ситуации.

    Тенденции развития семьи в современном обществе

    Условия нашей реальности заставляют женщин активно включаться в социальную и трудовую деятельность. Дамы наравне с мужчинам ведут бизнес, участвуют в решении политических вопросов, осваивают не свойственные им профессии. Это накладывает отпечаток на наличие некоторых особенностей недавних браков.

    Многие карьеристки не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Технологии так стремительно развиваются, что даже недельное отсутствие на рабочем месте может стоить серьезного отката назад в плане развития. Поэтому в наши дни пары равномерно распределяют между собой обязанности по дому, воспитанию ребенка.
    Если Вы по-настоящему задумывались над тем, как меняется семья в современном обществе, то наверняка поняли, что трансформации эти значительны, даже глобальны. Становится другим состав ячейки, роль и функции каждого ее отдельного члена. Но наряду с негативными  тенденциями, ученые выделяют и плюсы. Брак мужчины и женщины рассматривается как союз, который аккумулирует в себе достижения обоих партнеров и заключается для поддержки и совместного развития. Такая философия может дать жизнь новой ветви рода.
    Образуется еще одна первичная группа, где человек будет учиться любить, уважать и ценить взаимоотношения.
    Правильное воспитание способно передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.

  2. Job-работа Ответить

    В зависимости от пола

    Различают также семьи в зависимости от пола партнеров:
    Разнополая семья (мужчина-женщина).
    Однополая семья (когда семью создают представители одного пола – двое мужчин или женщин). В нашей стране такие браки запрещены.

    В зависимости от места проживания

    Существуют также различные виды семьи в зависимости от того места, где проживают ее члены:
    Патрилокальная. В таком случае семья проживает на территории мужчины с его родителями.
    Матрилокальная. В таком случае супруги проживают на территории жены с ее родителями.
    Неолокальная. Молодая семья живет отдельно от родителей. Стоит сказать о том, что это также один из видов современных брачных отношений.

    В зависимости от количества детей

    Различаются также разные виды семьи в зависимости от количества детей.
    Инфертильная семья (в которой нет детей).
    Однодетная семья.
    Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).
    Среднедетная семья (3-4 ребенка).
    Многодетная семья (пять и более малышей).


    В зависимости от отношений супругов

    Также различаются несколько типов браков в зависимости от отношений, которые складываются между супругами.
    Диктаторские семьи. Все важные решения принимает один член пары, иной же может отвечать только за решение второстепенных вопросов.
    Демократические семьи. Наиболее неустойчивые. Такой тип отношений чаще всего присущ молодоженам. Все вопросы пара пытается решать сообща, идти на уступки друг другу. Однако чаще всего один партнер думает, что отдает больше, а получает меньше.
    Автономные семьи. В таком случае сферы влияния пара строго разграничивает. Мужчина отвечает за одно, женщина – за другое.

    Иные классификации

    Стоит также сказать о том, что можно выделить еще несколько различных типологий семей. Так, это могут быт приемные семьи. В таком случае говорится об усыновлении, опеке, патронате. Отдельно социологи выделяют многодетные семьи. В таком случае различают:
    Сознательно многодетные семьи.
    Многодетные семьи, которые возникают вследствие повторных браков.
    Неблагополучные многодетные семьи.


    Простые выводы

    Напоследок хочется рассказать, чем же отличается традиционная и современная семья. Основные различия:
    Желание и стремление жить отдельно. Молодожены желают вести отдельно от родителей хозяйство и проживать на своей территории.
    Экономическая независимость. Современная семья обеспечивает сама себя. Пара полностью независима от родителей.
    Участие в общественной жизни. Оба члена современной семьи трудятся на равных, обучаются, развиваются.
    Распределение обязанностей. В современной семье мужчина и женщина в равной степени выполняют домашние дела.
    Возраст. Сейчас молодые люди не стремятся рано вступать в семейные отношения. Поэтому возраст членов современной семьи несколько выше относительно таких же показателей в традиционной семье.
    Дети. Члены современных семей не стремятся сразу же заводить детей. Малыши рождаются после того, как молодая семья «становится на ноги» и имеет достаточно средств для обеспечения потомства.
    Малодетность. Современные семьи не характеризуются многодетностью. У пар чаще всего не более двух деток.

  3. Kariel Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
    Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
    Л. Туроу

  4. *** К@пRизЮ/ьk@ *** Ответить

    Типы брачных семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностью родительства и родства. Типологический подход в проблеме изучения семьи возможен по различным критериям: на основе анализа семьи и представленных в ней видов родства; по типу места проживания; по критерию власти; по форме наследования и т.п.
    О типологизации семью уже говорилось ранее – семья делится на нуклеарные и расширенные; малодетные, среднедетные и многодетные.
    По месту проживания семьи можно разделить на – патрилокальные , когда семья молодоженов поселяется в доме семьи мужа; матрилокальные -проживание в доме родителей жены; неолокальные- отдельное проживание от родителей и ведение самостоятельной жизни. Сегодня большинство молодоженов предпочитают неолокальное проживание.
    Наследование. Общества фиксирует происхождение своих членов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов.
    В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют также матрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по линии матери.
    При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, отслеживая свою родословную по отцовской и по материнской линии.
    По критерию власти различаются патриархальные семьи, где главой семьи является муж, а в случае его отсутствия старший мужчина в семье. Матриархальная семья, там где наевшим авторитетом и влиянием пользуется мать, в чистом виде встречается редко, чаще всего подобная ситуации возникает вследствие смерти мужа или ухода его из семьи. Там, где нет четкого выражения семейных прав, и там где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. Именно эгалитарный тип распределения власти в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.
    В соответствии однородности социального состава семьи могут быть: социально-гомогенные, имеется схожий уровень образования и характер профессионально деятельности у супругов; гетерогенный – разный уровень образования и профессиональной ориентации супругов.
    Кроме того, некоторые исследователи, выделяют три типа современной семьи по модели семейного устройства: патриархальная, детоцентрическая и супружеская, которые в реальности переплетаются.
    Патриархальная семья – наиболее часто встречающаяся модель. Ведущими в ней является родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей в связи, с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж, в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие всех основных решений. Жена берет фамилию мужа, уважительно относится к нему и подчиняется. Ее основные функции рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерны родительская власть и авторитарная система воспитания.
    Детоцентрическая семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более менее равноправны, сексуальность практикуемая в браке не сводится только к деторождению. Социализация приобретает другой смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой могут быть сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является основной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, в следствие этого возникает значимость взаимного привыкания в психологической, бытовой, сексуальной и духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети в свою очередь предпочитают жить самостоятельно. Вместе с тем молодая семья отделившись от родительской не утрачивает с ней связь.
    Изменение в социальном положений женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сфера деятельности – общественную, трудовую, политическую, начинают преобладать семейную сферу и успешно все это совмещают.
    Можно сказать, что супружество это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими их внутренним ценностям. Для такого взаимодействия характерна равноправность и в тоже время расхождение ролей супругов. Во многих браках, супруги концентрируют идею семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, тем самым придавая большую значимость супружеским отношениям.
    Итак в зависимости от характеров индивидов, вступающих в брак, в современном обществе существуют различные типы семей. На современном этапе эволюции семейных отношений основной вес в семейной структуре развитых стран составляют нуклеарные семьи с одним-двумя детьми, с эгалитарным принципом распределения власти. Так же повсеместно растет число неполных и повторных семей.

  5. Легенда Ответить

    Понятие, сущность и функции семьи в современном обществе, их правовая охрана.
    В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
    В социологическом смысле семья – малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными и иными, приравненными к ним связями, а также взаимными правами и обязанностями.
    Действующее законодательство не содержит правового определения семьи. В юридической литературе по вопросу о его необходимости существуют две противоположные позиции.
    Проанализировав точки зрения по данному вопросу, предлагаю следующее юридическое определение семьи.
    Семья – это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
    Понятие члена семьи
    В семейном законодательстве, наряду с термином «семья», употребляется термин «член семьи»». Оба эти термина используются уже в первой статье СК РФ, определяющей цели и принципы регулирования семейных отношений. Однако правового определения понятия «члена семьи», так же, как и семьи, не существует.
    Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей (братья и сестры), бывшие члены семьи (разведенные супруги).
    Функции семьи
    Основные функции семьи:
    – репродуктивная (продолжение рода);
    – воспитательная;
    – хозяйственно-экономическая;
    – рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка);
    – коммуникативная (общение).
    Структура и типы современной семьи в РФ; социальная и правовая защита семьи и её отдельных типов.
    По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:
    — Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое раз деление сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
    — матриархальная семья
    — Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

  6. COHABU Ответить

    В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность.
    С институтом семьи тесно связан другой общественный институт брака — санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
    Семья — малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличи­тельным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.
    Основу семьи составляет, как правило, брачная пара, Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные, количество таких семей в последнее время заметно увеличи­лось.
    Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно я современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское по­коление по каким-либо причинам не присутствует вообще, например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей.
    Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
    Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­дводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа:
    1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип opганизации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функцией нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины вопросах семейного главенства.
    2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужи и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключи! тельное» право на домашний труд.
    3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого тип характерны:
    а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называема «ролевая симметрия»);
    б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоцио­нальная насыщенность отношений.
    Существуют и переходные типы семей, в которых ролевый установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
    Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым стаем в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда: мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от зависит лидерство в семье.

  7. Bandi Ответить

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Зареченская средняя общеобразовательная школа
    Собинского района Владимирской области
    Тема исследования
    Выполнили:
    обучающиеся 11 класса
    Степанова Екатерина
    Рузлева Юлия
    Кукушкина Наталья
    Тоцкая Марина
    Научный руководитель
    Лисова С.В.
    с.Заречное 2011г.
    Содержание
    1.Введение с. 3
    2.Цель исследования с.4
    3.Задачи исследования с.4
    4.Гипотеза исследования. с.4
    5.Обзор литературы. с.5
    6.Методика исследования с .18
    7.Результаты исследования с.18
    8.Выводы и комментарии. с.20
    9.Заключение. с.22
    10.Список литературы. с.22
    11.Приложения.
    1.ВВЕДЕНИЕ
    Семья как один из основных социальных институтов общества.
    Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.
    Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.
    2.Цель исследования:
    Изучение общественного мнения о роли семьи в современном обществе.
    Задачи исследования:
    1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.
    2. Подобрать методики для изучения общественного мнения.
    3. Провести анализ социологического опроса.
    4. Выявить зависимость мнения о значении семьи для личности от возраста.
    Гипотеза исследования:
    -Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,
    -Ценность семьи среди молодежи падает.
    5. Обзор литературы
    Функции семьи в современном обществе.
    Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:
    репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
    социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
    содержание детей и престарелых членов.
    Функции второго плана:
    коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
    регулятивная — регулирует поведение своих членов,
    накопление и передача собственности и статуса,
    рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.
    Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.
    С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
    В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
    Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.
    Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:
    неполная семья или с 1 ребенком,
    семья не регистрирующая брак,
    одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
    пробный брак,
    нетипичные типы,
    параллельное проживание 2 или более семей.
    Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:
    изменение экономической ситуации в мире, которое привело во-первых к экономической состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
    всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.
    Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.
    Современная модель семьи, её функции.
    Традиционным ядром семьи считается супружеская пара с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов. Брак-это исторически меняющаяся соц. форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья – представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет супругов, их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.
    Современная модель семьи: Элементарная семья- это семья из 3-ёх человек. Семейные отношения в ней: доминирование/подчинение разделяются по следующим основаниям:
    1.кто несёт ответственность за семью:
    ? норм семья – где ответственность несёт мужчина(муж, отец).
    ? аномальная семья – если мужчина не несет ответственности
    ? псевдосемья (ответственность не несёт никто)
    2. кто доминирует в семье:
    ? отец – патриархальная ? мать- матриархальная
    ? детоцентрическая (доминирует ребёнок, его потребности и капризы)
    ? эгоритарная (властные функции в семье распределены, но их распределение почва для постоянных конфликтов)
    Семья как малая социальная группа
    Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
    Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.
    Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
    Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей и т.д.
    Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высоко-развитую малую группу как коллектив:
    – успешно справляться с возложенными на нее задачами;
    – иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
    – создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.
    Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом .
    Семья – это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.-Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.
    В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (по Н. Соловьеву):
    – социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности);
    – хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и проч.);
    – юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми);
    – нравственные (включают сферу нравственного воспитания и само-воспитания, вопросы полового и трудового воспитания);
    – психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата);
    – эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища).
    Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям [19, с. 585].
    Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия [20].
    Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко [5, с. 14] писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
    Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
    Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения [16, с. 98].
    Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. C этим нельзя не согласиться, т. к. в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти воп-росы подробно рассматриваются в последующей главе.
    В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.
    Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком
    По данным опроса, проведенного Фондом « Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийскиким центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г. На вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% – «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане (http://wciom.ru/arkhiv/tematicheski-arkhiv/item/single/9515.html). Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи, но в результате по разным причинам не могут этого достичь. Подобная ситуация отражается не только в статистике, но и в массовом сознании.
    Возрождение государства через возрождение семьи
    Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.
    Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России – в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).
    «Семья – главная ценность человека, общества и государства». Семья – это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Об этом говорит беспрецедентная система мер по поддержке семьи и рождаемости. Семья – это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е.Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т.д. Семья – это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое
    Семья – это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.
    Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке
    Методика исследования
    1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.
    2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.
    Результаты исследования.
    В результате опроса нами были получены следующие данные:
    Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
    Характерно, что на приоритет семьи указали 40% женщин-педагогов и 28% девушек, среди юношей семья практически не имеет приоритетного места. (Диаграмма 1)
    только 22% девушек считают, что за семью несет ответственность мужчина, 6% готовы взять эту ответственность на себя, большая часть 61% считают обоих в равной степени ответственными;
    50% юношей готовы взять на себя ответственность за семью, 40%-предпочли поделить этот груз пополам с девушками. (Диаграмма 2)
    Наиболее значима семья как залог счастливой жизни для женщин среднего возраста (80% респ.),
    наименее-для девушек- (56%),
    юноши занимают промежуточное положение (70%).(Диаграмма 3)
    Все опрошенные женщины педагоги согласились с тем, что современная семья испытывает кризис,
    в наименьшей же степени с этим согласны юноши ( 40% респондентов) (Диаграмма 4)
    ВЫВОДЫ
    Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис, причем в наибольшей степени с этим согласны женщины среднего возраста (100%), что, безусловно, определяется их профессиональной принадлежностью, меньше всего задумываются об этой проблеме юноши (40%);
    Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
    Наиболее размыты представления об ответственности за семью у девушек, что может впоследствии привести к нарушениям семейных отношений.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи – «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону – проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Диаграмма 1. Приоритетность различных сфер жизни, где
    1группа -женщины-педагоги,
    2группа –девушки 15-18 лет,
    3 группа- юноши 15-18 лет
    Диаграмма 2
    Диаграмма 3
    Диаграмма 4
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
    Вам необходимо подчеркнуть вариант , который
    соответствует вашему мнению.
    АНКЕТА
    1. Ваш пол:
    – Мужской – Женский
    2. Ваш возраст:
    – 15-20 лет – 21-30 лет – 31-45 лет – 46-57 лет -58 лет и старше
    3. Ваше семейное положение в настоящее время:
    -состою в браке -состою в гражданском браке -не состою в браке
    4. Каков уровень Вашего образования?
    -Начальное – Среднее – Среднее специальное
    – Высшее -Учусь в старшей школе
    5. Что Вы считаете самым важным в жизни ?
    -успешная карьера – благополучная семья
    -работа и семья одновременно
    6. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за благосостояние семьи:
    ? ответственность несёт мужчина(муж, отец).
    ? несет ответственность женщина
    * ответственны в равной степени и мужчина, и женщина
    7. Считаете ли Вы, что семья-это залог здоровой и счастливой жизни:
    ? да, безусловно ? может быть ? нет, можно прожить счастливо и без семьи
    8. Как вы считаете, из скольких человек должна состоять современная семья?
    -мать, отец ,ребенок –мать, отец ,дети (2 и более) -мать, отец , дети, бабушка, дедушка
    9. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?
    -да -нет -не задумывался об этом
    Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

  8. дашка Ответить

    Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
    Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
    В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.
    В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т. е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

  9. sound_lover Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Семья в современном обществе
    Семья – это малая группа, которая возникает, развивается и действует по собственным законам. Как ячейка общества она самостоятельна но лишь частично, так как зависит от множества факторов(религиозные, социальные, экономические отношения, сложившиеся в социуме, и существующий политический строй).
    Разделяют два понятия: 1) брак- это одобренная обществом целесообразная форма отношений между полами.2) семья- небольшая социальная группа основанная на общей деятельности. В каждой семье началом новой жизни служит регистрация брака. Семья в современном обществе состоит из брачной пары. Однако сейчас распространенны такие союзы в которых ведется одно хозяйство воспитываются общие дети, но при этом они не оформлены юридически. Также существуют семья в которых нет отца или матери. Существуют нуклеарные семьи в которых родители проживают вместе с детьми, а в расширенных под одной крышей с молодыми живут еще дедушки, бабушки…
    На сегодняшний день семья в современном обществе выполняют ряд функций, которые обеспечивают и поддерживают его жизнедеятельность. Самыми важными из них являются следующие:
    1. Репродуктивная. Это производство человеческого рода. Чтобы он не перестал существовать в каждой семье должно быть как минимум два ребенка.
    2. Воспитательная. Заменить роль семьи в этом отношении не может заменить никакой институт, созданный социумом.
    3. Хозяйственно-экономическая. Это и ведение бюджета, домашнего хозяйства, организация отдыха и многие другие вопросы. То, какие материальные потребности будет иметь ребенок когда вырастет, будет ли оказывать помощь, соблюдать определенные традиции, закладывается еще во время его пребывания в семье.
    4. Рекреационная. В сложившихся ныне условиях бега на марофонские дистанции, семья в современном обществе просто обязана быть местом отдыха и восстановления сил, причем не только чувствовать себя кому-то нужным.
    ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    1. Утрата духовности, вседозволенность. У молодых людей отсутствует страх потери семьи. Они знают что всегда можно разбежаться, поделив при этом не только имущество но и детей.
    2. Слияние культур. Семья в современном обществе создается без учета вероисповедания ,убеждений, взглядов принципов мужа и жены.
    3. Отсутствие детей. Этот момент делает семью очень нестабильной, готовой развалиться в любой момент. Наличие же детей объединяет мужа и жену, придает смысл их союзу.
    Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребенка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Семейная жизнь многообразна. Я думаю что сегодня не существует семьи в которой не было бы проблем и трудностей, Но я думаю что к своей семье нужно относиться очень серьезно, в частности к процессу воспитанию своего ребенка; нужно очень трепетно относиться к очень ранимой и податливой детской душе.
    семья общество ребенок
    Размещено на Allbest.ru

  10. Malakazahn Ответить

    При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.
    Семья партнерского типа подразумевает следующее:
    Финансовое равноправие. Зарабатыванием денег занимаются оба супруга, бюджет общий. Все траты предварительно обсуждаются.
    Воспитание подрастающего поколения. Эта обязанность ложится на плечи обоих супругов, если мама готовит ужин, то папа контролирует выполнение домашних заданий.

    Быт. Все обязанности делятся поровну. Стирка, готовка, уборка становятся не только женской прерогативой. У кого есть свободное время, тот этим и занимается.
    Равноправие в вопросах проведения свободного времени. Если муж позволяет себе посидеть с друзьями в баре за бокалом пива, то почему бы жене не поступать так же.
    Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.
    Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

    Неполные семьи

    Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.
    Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.
    Стать матерью-одиночкой – это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:
    Избавление от неудачного брака.
    Возможность распоряжаться своей жизнью.
    Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
    Моральное удовлетворение от работы.
    Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.
    Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:
    Материальные трудности. Если раньше муж был добытчиком и кормильцем, то сейчас все эти обязанности ложатся на женские плечи.
    Большая нагрузка. Кроме профессиональной деятельности есть еще и домашние обязанности, которые никто больше не выполнит.
    Недостаток времени. Мать-одиночка не может позволить себе пойти с подругами в кино или кафе, она все время занята работой или детьми.

    Неприязненные отношения между бывшими супругами. Это обычно приводит к тому, что ребенок начинает меньше общаться с отцом.
    Проблемы в поведении ребенка. Дети, как правило, тяжело переживают расставание родителей, при этом часто ищут причину в себе. Поэтому из ангельского малыша ребенок может резко превратиться в трудного подростка.

    Приемные семьи

    Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:
    Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
    Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
    Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
    Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.
    Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

    Неблагополучные семьи

    Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:
    Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
    Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.
    Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

  11. Nigrinn Ответить

    Социальная сущность семью обусловлена своим двойственным характером. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
    Очевидно, что семья, прежде всего, создаётся отношениями «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и основанную на правовом аспекте защиты.
    Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи на основе социально-правовых аспектов. Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Следует подчеркнуть, что социология и педагогика семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры семьи и ее типов, т.е. обращается к классификации семейного понятия.
    В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
    1) Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
    2) Типология семьи по ее функциональной состоятельности.
    3) Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.
    Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями [4; 13].
    Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием «испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи» [13, с. 112].
    Типология семьи по типу воспитательных ошибок включает в себя:
    – семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания;
    – семьи с позицией круговой обороны воспитания;
    – семьи с демонстративным стилем воспитания;
    – семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания;
    – семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания;
    – семьи с увещевательным стилем воспитания;
    – семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;
    – семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»;
    – семьи с непоследовательным стилем воспитания [23,13].
    М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова , которые в частности предусматривают выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Именно социально-адаптивный аспект и является основой определения функционального потенциала работы специалистов. Представляется важным охарактеризовать каждый из указанных типов семей.
    Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
    Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
    Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
    Асоциальные семьи – семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства [20, с. 55-62].
    К сказанному о классификации семей по уровню социальной адаптации следует добавить, что для современной семьи характерным типом семейных отношений можно считать уникальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Отсюда и кризисные моменты в развитии семейного института, связанные с неуверенностью в будущем, в частности, с реальной оценкой невозможности выполнения целого ряда функций.
    Наконец большинство семей можно классифицировать и по степени их воспитательного воздействия на детей [16, 9]. Так, благоприятным для формирования личности семьи могут явиться полное взаимопонимание, демократический стиль общения. Материальное положение такой семьи, как правило, хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.
    Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.
    Выделяют и нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.
    Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными» [19]. В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.
    Исходя из освещенных в данном подразделе типов семейных отношений, становится очевидной необходимость дополнительного контакта с семьями – особенно с несостоятельными. Отсюда вытекает важность работы специалистов как с родителями, так и с детьми.
    Особой темой исследования является вопрос о том, что представляет собой благополучная семья. Если за основу различения благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций, то к благополучной семье можно отнести ту, в которой все функции выполняются. В то же время, является ли отсутствие некоторых функций причиной для отнесения семьи к категории неблагополучных и необходимости вмешательства в семью сторонних лиц? По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.
    Признаки здоровой семьи:
    – наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;
    – духовно-нравственное благополучие;
    – медицинское благополучие;
    – отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;
    – удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;
    – единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;
    – здоровый семейный образ жизни.
    Если говорить о показателях качества функционирования благополучной семьи, то при этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой – степень удовлетворения семьей потребностей общества.
    Благополучная семья должна обеспечивать:
    – воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;
    – в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;
    – формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;
    – эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;
    – развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;
    – условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
    При определении уровня благополучия семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи.
    Показатели благополучия семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных социальных структур и служб по работе с семьями. Вопрос о критериях благополучной семьи чрезвычайно важен для любых попыток «влияния на семью», особенно для осуществления процесса социально-педагогического сопровождения молодой семьи, как достаточно протяженного по времени и затрагивающего глубинные слои ее жизнедеятельности.
    Проблема эффективности функционирования семьи имеет несколько аспектов рассмотрения. Соответственно благополучие семьи характеризуется разными критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.
    1. Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.
    2. Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.
    3. Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.
    4. Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.
    Благополучную семью определяют по следующим критериям:
    1) чувство принадлежности всех членов семьи к семейной группе и рассмотрение любых других лиц как посторонних;
    2) полная интеграция индивидуальных действий для достижения семейных целей;
    3) предположение о том, что земля, деньги, предметы обихода и вещи составляют семейную ценность;
    4) обязательство поддерживать членов семьи и оказывать им помощь в случае необходимости;
    5) уверенность каждого члена семьи в поддержке со стороны остальных членов семьи в случае нападения посторонних;
    6) забота о благополучии семьи;
    7) помощь взрослым детям в момент начала и продолжения их экономической активности в соответствии с ожиданиями семьи.
    И.В. Гребенников, рассматривая проблемы благополучия семьи, придает большое значение разноплановой совместимости супругов: социальной, психологической, сексуальной и семейно-бытовой. С.В. Ковалев также выделяет совместимость супругов как одно из основных условий стабильности брака, понимая под этим понятием «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности». Он предлагает три основных вида совместимости: психофизиологическую, функционально-ролевую и ценностно-ориентационную.
    С учетом других важных условий стабильности брака С. В. Ковалев выстраивает стройную систему факторов семейного благополучия (схема 1).
    Факторы семейного благополучия
    Внешние объективные факторы – стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.
    Внешние субъективные факторы – сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.
    Внутренние объективные факторы – жилищные и материальные условия конкретной семьи.
    Внутренние субъективные факторы – межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.
    Обратимся теперь к феномену неблагополучной семьи.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *