Какой вопрос обсуждался на потсдамской конференции большой тройки в 1945 г?

18 ответов на вопрос “Какой вопрос обсуждался на потсдамской конференции большой тройки в 1945 г?”

  1. Kenrad Ответить

    Трумэн. Я совершенно согласен.
    Черчилль. Я очень благодарен президенту за то, что он открыл эту дискуссию и этим сделал большой вклад в нашу работу, но я думаю, что мы должны иметь время для обсуждения этих вопросов. Я вижу эти предложения в первый раз. Я не хочу сказать, что не могу согласиться с этими предложениями, но надо иметь время для того, чтобы обсудить их. Я предлагаю, чтобы президент закончил свои предложения, если они у него имеются, чтобы затем составить порядок дня.
    Сталин. Хорошо.
    Трумэн. Целью трех правительств в отношении Италии является развитие ее политической самостоятельности, экономического восстановления и обеспечения для итальянского народа права избирать свою форму правления.
    Настоящее положение Италии, как совоюющей стороны и как безоговорочно капитулировавшей державы, является аномальным и мешает попыткам как со стороны союзников, так и со стороны самой Италии улучшить ее экономическое и политическое положение. Эта аномалия может быть окончательно ликвидирована только путем заключения мирного договора с Италией. Подготовка проекта такого договора должна быть одной из первых задач, возлагаемых на Совет министров иностранных дел.
    В то же время улучшение внутреннего положения Италии может быть достигнуто путем достижения такого временного соглашения, которым за Италией будет признан ее вклад в дело поражения Германии. Поэтому рекомендуется, чтобы действие кратких условий капитуляции Италии и исчерпывающих условий капитуляции Италии было прекращено и чтобы они были заменены обязательствами итальянского правительства, вытекающими из новой ситуации в Италии.
    Эти обязательства должны предусматривать: итальянское правительство воздерживается от враждебных действий против любого из членов Объединенных Наций; итальянское правительство не должно иметь никаких военных, военно-морских и военно-воздушных сил и оборудования, кроме тех, которые будут оставлены союзниками, и будет соблюдать все инструкции союзников; до заключения мирного договора контроль над Италией должен осуществляться в той мере, в какой это необходимо для обеспечения военных потребностей союзников, пока они остаются на территории Италии, и справедливого разрешения территориальных споров.
    Так как меня неожиданно избрали председателем этой конференции, то я не мог сразу же выразить своих чувств. Я очень рад познакомиться с Вами, генералиссимус, и с Вами, господин премьер-министр. Я отлично знаю, что здесь я заменяю человека, которого невозможно заменить, — бывшего президента Рузвельта. Я рад служить хотя бы частично той памяти, которая сохранилась у вас о президенте Рузвельте. Я хочу закрепить дружбу, которая существовала между ним и вами.
    Вопросы, которые я поставил перед вами, являются, конечно, очень важными. Но это не исключает того, чтобы были поставлены дополнительные вопросы на повестке дня.
    Черчилль. Вы имеете что-либо сказать, генералиссимус, в ответ господину президенту или предоставите это сделать мне?
    Сталин. Предоставляю Вам.
    Черчилль. Я хотел бы выразить от имени британской делегации нашу искреннюю благодарность президенту США за то, что он принял на себя председательствование на этой конференции, и за то, что он изложил взгляды великой республики, которую он представляет и главой которой он является. Я хотел бы сказать — я уверен, что генералиссимус со мной будет согласен, — что мы приветствуем его весьма искренне в этот важный момент и что те теплые чувства, которые мы испытывали по отношению к президенту Рузвельту, мы питаем и к нему. Он явился в исторический момент, и мы желаем, чтобы настоящие задачи и цели, за которые мы сражались, были теперь, в мирное время, достигнуты. Мы питаем уважение не только к американскому народу, но и к его президенту лично, и я надеюсь, что это чувство уважения будет все время расти и послужит улучшению наших отношений.
    Сталин. От имени русской делегации могу заявить, что чувства, выраженные г-ном Черчиллем, полностью нами разделяются.
    Черчилль. Мне кажется, что нам следовало бы теперь перейти к вопросам порядка дня и составить некоторую программу нашей работы, чтобы посмотреть, сможем ли мы сами выполнить этот порядок дня или же часть вопросов следует передать министрам иностранных дел. Мне кажется, нам не нужно устанавливать весь порядок дня сразу, мы можем ограничиваться порядком работы на каждый день. Мы, например, хотели бы добавить польский вопрос.
    Сталин. Все-таки хорошо было бы всем трем делегациям изложить все вопросы, которые они считают нужным поставить на повестку дня. У русских есть вопросы о разделе германского флота и другие. По вопросу о флоте была переписка между мною и президентом и было достигнуто согласие.
    Второй вопрос — это вопрос о репарациях.
    Затем следует обсудить вопрос о подопечных территориях.
    Черчилль. Вы имеете в виду территории в Европе или во всем мире?
    Сталин. Обсудим. Я не знаю еще точно, что это за территории, но русские хотели бы принять участие в управлении подопечными территориями.
    Отдельно мы хотели бы поставить вопрос о восстановлении дипломатических отношений с бывшими сателлитами Германии.
    Необходимо рассмотреть также вопрос о режиме в Испании. Мы, русские, считаем, что нынешний режим Франко в Испании навязан испанскому народу Германией и Италией. Он таит глубокую опасность для свободолюбивых Объединенных Наций. Мы полагаем, что было бы хорошо создать для испанского народа условия, чтобы он мог установить такой режим, какой ему нравится.
    Черчилль. Мы только еще обсуждаем, что поставить на повестку дня. Я согласен, что вопрос об Испании должен быть поставлен в порядок дня.
    Сталин. Я только разъясняю мысль, что следует понимать под вопросом.
    Затем следовало бы поставить вопрос о Танжере.
    Черчилль. Г-н Иден говорил мне, что если мы дойдем до танжерского вопроса, то мы сможем достигнуть только временного соглашения из-за отсутствия французов.
    Сталин. Все же интересно знать мнение трех великих держав по этому вопросу.
    Затем следует обсудить вопрос о Сирии и Ливане. Необходимо обсудить и польский вопрос в аспекте решения тех вопросов, которые вытекают из факта установления в Польше Правительства национального единства и необходимости, в связи с этим, ликвидации эмигрантского польского правительства.
    Черчилль. Я считаю необходимым обсудить польский вопрос. Безусловно, что обсуждение этого вопроса, которое происходило после Крымской конференции, привело к удовлетворительному разрешению польского вопроса. Я вполне согласен, чтобы этот вопрос был обсужден и был бы обсужден, как вытекающий из него, вопрос о ликвидации польского правительства в Лондоне.
    Сталин. Правильно, правильно.
    Черчилль. Я надеюсь, что генералиссимус и президент поймут, что мы имеем у себя лондонское польское правительство, которое являлось базой для содержания польской армии, сражавшейся против Германии. Отсюда вытекает ряд второстепенных вопросов, связанных с ликвидацией польского правительства в Лондоне. Мне кажется, что наши цели одинаковы, но мы, безусловно, имеем более трудную задачу, чем две другие державы. В связи с ликвидацией польского правительства мы не можем не обеспечить солдат. Но мы должны решить эти вопросы в духе и свете Ялтинской конференции. В связи с польским вопросом мы придаем очень важное значение вопросу о выборах, чтобы эти выборы явились выражением искреннего желания польского народа.
    Сталин. У русской делегации пока нет больше вопросов на повестку дня.
    Черчилль. Мы уже представили вам наш порядок дня. Если Вы разрешите, господин президент, я хотел бы сделать одно предложение относительно процедуры работы этой конференции. Я предлагаю, чтобы три министра иностранных дел собрались сегодня или завтра утром и выбрали те вопросы, которые наилучшим образом могли бы быть здесь нами завтра обсуждены. Такую же процедуру мы сможем применить и в следующие дни заседаний. Министры могут лучше составлять порядок дня, выбрав три, четыре, пять вопросов. Они могут собраться завтра утром и составить нам порядок дня.
    Сталин. Не возражаю.
    Трумэн. Согласен.
    Черчилль. Я считаю, что в общих чертах мы уже представляем себе нашу задачу и нам ясен объем нашей работы. Мне кажется, теперь министры иностранных дел должны сделать свой выбор и представить его нам, и тогда мы можем приступить к работе.
    Сталин. Согласен. Чем мы займемся сегодня? Будем ли мы продолжать заседание до того, как министры представят нам пять-шесть вопросов? Я думаю, что мы могли бы обсудить вопрос о создании Совета министров как подготовительного учреждения будущей мирной конференции.
    Трумэн. Согласен.
    Черчилль. Согласен.
    Сталин. Следует обсудить вопрос относительно участия представителя Китая в Совете министров, если имеется в виду, что Совет будет заниматься европейскими вопросами.
    Трумэн. Китай будет одним из постоянных членов Совета Безопасности, созданного в Сан-Франциско.
    Сталин. Отпадает ли решение Крымской конференции, по которому министры иностранных дел должны периодически встречаться для совещаний по разным вопросам?
    Трумэн. Мы предлагаем создать Совет министров для определенной цели — для выработки условий мирных договоров и подготовки мирной конференции.
    Сталин. На Крымской конференции было установлено, что министры иностранных дел через 3 — 4 месяца собираются и обсуждают отдельные вопросы. Видимо, это сейчас отпадает? Тогда отпадает, по-видимому, и Европейская консультативная комиссия? Я так понимаю и прошу разъяснить: правильно ли я понимаю или неправильно?
    Трумэн. Совет министров создается только для определенной цели — для разработки условий мирных договоров.
    Сталин. Я не возражаю, чтобы Совет министров был создан, но тогда совещания министров, установленные решением Крымской конференции, очевидно отменяются, и надо считать, что отпадает и Европейская консультативная комиссия. Оба эти института будут заменены Советом министров иностранных дел.
    Черчилль. Три министра иностранных дел, как было условлено на Крымской конференции, должны были встречаться каждые 3 — 4 месяца, для того чтобы давать нам советы по целому ряду важных вопросов, касающихся Европы. Я думаю, что если мы к Совету министров трех великих держав прибавим еще представителя Китая, то это только осложнит дело, так как Совет министров будет обсуждать вопросы, касающиеся европейских стран. Когда мы будем обсуждать условия мира, касающиеся всего света, а не только Европы, тогда можно будет пригласить представителя Китая. Наши три министра гораздо легче и плодотворнее смогут выполнить свою работу. Участие представителя Китая в повседневной работе Совета министров лишь осложнит работу. Очень легко создавать организации на бумаге, но если они ничего не дают на деле, то, по-моему, они являются излишними. Разве, например, вопрос о будущей администрации Германии не может быть разрешен нами без участия Китая? Ограничимся в Совете министров тремя министрами.
    Трумэн. Я предлагаю, чтобы обсуждение вопроса о прекращении периодических встреч министров, установленных решением Ялтинской конференции, было отложено. Сейчас мы обсуждаем вопрос о создании Совета министров для подготовки проектов мирных договоров, а это совсем другой вопрос. Я хотел бы предложить вашему вниманию проект США о Совете министров, где излагаются принципы организации этого Совета.
    По нашему проекту устанавливается Совет министров иностранных дел, состоящий из министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Китая и Франции. Совет собирается периодически на свои совещания, и его первая встреча состоится такого-то числа.
    Каждого из министров иностранных дел должен сопровождать высокопоставленный заместитель, должным образом уполномоченный и способный проводить работу самостоятельно в отсутствие министра иностранных дел. Он должен также сопровождаться ограниченным составом советников. Предусматривается организация объединенного секретариата.
    Совет министров будет уполномочен составлять, с целью передачи правительствам Объединенных Наций, мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Совет министров также предложит пути для разрешения территориальных вопросов, которые остались открытыми по окончании войны в Европе. Совет должен подготовить исчерпывающие условия мирного договора для Германии, которые будут приняты будущим правительством Германии, когда будет организовано подходящее для этой цели германское правительство.
    Когда Совет министров будет заниматься обсуждением вопроса, имеющего прямое отношение к государству, не представленному в Совете, то это государство будет приглашаться на заседания Совета для участия в обсуждении данного вопроса. Это не означает, что устанавливаются неизменные правила работы Совета. Совет устанавливает процедуру в соответствии с данной проблемой. В некоторых случаях Совет может созываться для предварительного обсуждения с участием других заинтересованных государств, в других случаях Совет желательно созывать до приглашения заинтересованных сторон.
    Сталин. Это будет Совет, подготавливающий вопросы будущей международной мирной конференции?
    Трумэн. Да.
    Черчилль. Мирная конференция, которая закончит войну.
    Сталин. В Европе война окончилась. Совет определит и подскажет срок созыва мирной конференции.
    Трумэн. Мы думаем, что конференция не должна созываться до тех пор, пока мы не подготовимся к ней должным образом.
    Черчилль. Мне кажется, что нет затруднений, чтобы согласовать цель, к которой мы стремимся. Мы должны создать Совет министров для подготовки проектов мирных договоров. Но этот Совет не должен заменить собой те организации, которые уже существуют и которые занимаются повседневными вопросами, — периодические совещания трех министров и Европейскую консультативную комиссию, в которой участвует и Франция. Совет министров — это более широкая организация. Тут люди могут установить, в какой степени Европейская консультативная комиссия и периодические совещания министров могут заниматься вопросами мирного договора.
    Сталин. Кто же кому будет подчинен?
    Черчилль. Совет министров существует параллельно Совету Безопасности, где участвует и Китай, и параллельно периодическим совещаниям министров и Европейской консультативной комиссии. До победы над Японией Китаю трудно участвовать в обсуждении европейских вопросов. Для нас возникнут излишние затруднения, если Китай будет теперь участвовать в обсуждении европейских вопросов. Европа всегда являлась большим вулканом, и ее проблемы должны рассматриваться как весьма важные. Возможно, что в то время, когда мирная конференция будет созываться, у нас будут лучшие известия с Дальнего Востока, тогда можно будет пригласить и Китай.
    Я предлагаю в принципе, чтобы мирный договор был подготовлен пятью главными державами, но что касается Европы, то европейские проблемы должны быть обсуждены только четырьмя державами, которые непосредственно заинтересованы в этих проблемах. Тем самым мы не будем нарушать работу Европейской консультативной комиссии и периодических совещаний министров. Обе эти организации могут продолжать свою работу одновременно.
    Сталин. Может быть, передать этот вопрос на обсуждение министров?
    Трумэн. Я согласен и не возражаю против исключения из Совета министров Китая.
    Черчилль. Я считаю, что можно было бы организовать дело так, чтобы некоторые члены не всегда участвовали в заседаниях, хотя они и пользовались бы полными правами, как и все другие члены, но чтобы они участвовали в заседаниях лишь тогда, когда рассматриваются интересующие их вопросы.
    Трумэн. Я понимаю дело так, что этот вопрос надо передать на обсуждение министров иностранных дел.
    Сталин. Да, правильно.
    Трумэн. Можем ли мы сегодня еще что-либо обсудить?
    Сталин. Так как все вопросы будут обсуждаться министрами, нам сегодня нечего делать.
    Черчилль. Я предлагаю, чтобы министры иностранных дел рассмотрели вопрос, иметь ли четыре или пять членов. Но чтобы этот Совет министров занимался исключительно подготовкой мирного договора сначала для Европы, а потом и для всего мира.
    Сталин. Мирного договора или мирной конференции?
    Черчилль. Совет министров подготовит план, который представит главам правительств для рассмотрения.
    Сталин. Пусть министры иностранных дел обсудят вопрос о том, насколько необходимо сохранить жизнь Европейской консультативной комиссии и насколько необходимо, чтобы периодические совещания трех министров, установленные в соответствии с Ялтинским решением, продолжали свои функции. Пусть и эти вопросы обсудят министры.
    Черчилль. Это зависит от обстановки в Европе и от того, насколько будет продвигаться работа этих организаций. Я предлагаю, чтобы три министра продолжили свои периодические совещания и чтобы Европейская консультативная комиссия также продолжала свою работу.
    Трумэн. На завтрашнее заседание нам надо наметить конкретные вопросы для обсуждения.
    Черчилль. Мы хотели бы, чтобы каждый вечер, когда мы возвращаемся домой, у нас в сумке было что-либо конкретное.
    Трумэн. Я хочу, чтобы министры иностранных дел представляли нам на каждый день что-то конкретное для обсуждения.
    Сталин. Я согласен.
    Трумэн. Я предлагаю также начинать наши заседания в четыре часа вместо пяти.
    Сталин. Четыре? Ну хорошо.
    Черчилль. Мы подчиняемся председателю.
    Трумэн. Если это принято, отложим рассмотрение вопросов до завтра, до 4-х часов дня.
    Сталин. Отложим. Только один вопрос: почему г-н Черчилль отказывает русским в получении их доли германского флота?
    Черчилль. Я не против. Но раз вы задаете мне вопрос, вот мой ответ: этот флот должен быть потоплен или разделен.
    Сталин. Вы за потопление или за раздел?
    Черчилль. Все средства войны — ужасные вещи.
    Сталин. Флот нужно разделить. Если г-н Черчилль предпочитает потопить флот, он может потопить свою долю, я свою долю топить не намерен.
    Черчилль. В настоящее время почти весь германский флот в наших руках.
    Сталин. В том-то и дело, в том-то и дело. Поэтому и надо нам решить этот вопрос.
    Трумэн. Завтра заседание в 4 часа.
    Переговоры в Потсдаме поставили точку в шестилетней истории мировой войны. В отношении побежденной Германии великие державы выдвинули принципы «четырех Д»: денацификация, демократизация, демилитаризация и демонополизация.
    Конференция определила контуры будущего мирового устройства. В июне 1945 года была создана Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности которой мог решать вопросы предотвращения войны и даже посылать воинские контингенты в те страны, где возникла угроза новой агрессии. Постоянными членами Совета Безопасности ООН стали Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Китай.
    В отношении Польши лидеры «большой тройки» договорились, что страна, пострадавшая не только от Германии, но и от СССР, получит компенсации на западе. Таким образом, части территорий бывшей Германии: часть Померании, часть Восточной Пруссии, территории Силезии — отошли польскому государству.

  2. Jekson Go Ответить

    СТАЛИН. Мне представляется, что вопрос об Италии является вопросом большой политики. Задача Большой Тройки состоит в том, чтобы оторвать от Германии, как основной силы агрессии, ее сателлитов. Для этого существуют два метода. Во-первых, метод силы против сателлитов. Этот метод с успехом применен нами, и войска союзников стоят в Италии, войска союзников стоят на территории других стран, стран сателлитов.
    Но одного этого метода недостаточно для того, чтобы оторвать сателлитов от Германии. Если мы будем и впредь ограничиваться применением метода силы в отношении сателлитов, есть опасность, что мы создадим среду для будущей агрессии Германии и погоним сателлитов в лагерь Германии. Поэтому целесообразно метод силы дополнить методом облегчения положения сателлитов. Это, по-моему, – единственное средство, если брать вопрос в перспективе, собрать вокруг себя сателлитов и окончательно оторвать их от Германии.
    Вот соображения большой политики. Все остальные соображения насчет мести, насчет обид, полученных от сателлитов, отпадают.
    Вот с этой точки зрения я и рассматриваю записку Президента США. Я считаю, что эта записка Президента совершенно соответствует такой политике, политике окончательного отрыва от Германии сателлитов путем постепенного облегчения их положения. Поэтому я не имею принципиальных возражений против положений, выдвинутых в записке Президента. Возможно, что тут понадобятся некоторые редакционные улучшения.
    Теперь другая сторона вопроса. Я имею в виду речь г-на Черчилля. Конечно, у Италии большие грехи по отношению к Англии. У Италии имеются большие грехи и в отношении России. Мы имели столкновения с итальянскими войсками не только на Украине, но и на Дону и на Волге, – так далеко они забрались в глубь нашей страны. Однако я считаю, что руководствоваться воспоминаниями об обидах или чувствами возмездия и строить на этом свою политику было бы неправильным. Чувства мести, или чувства ненависти, или чувство полученного возмездия за обиду – это очень плохие советники в политике. В политике, по-моему, надо руководствоваться расчетом сил. Вопрос нужно поставить так: хотим ли мы иметь Италию на своей стороне с тем, чтобы изолировать ее от тех сил, которые когда-нибудь могут встать против нас в Германии. Я думаю, что мы этого хотим, и из этого мы должны исходить. Мы должны оторвать от Германии сателлитов.
    Много трудностей, много лишений причинено нам такими сателлитами, как Румыния, которая выставила против советских войск 10 дивизий, как Венгрия, которая имела в последний период войны 20 дивизий против советских войск. Очень большие жертвы и поражения нанесла нам Финляндия. Конечно, без помощи Финляндии Германия не могла бы провести агрессию против России. Финляндия выставила против наших войск 24 дивизии. Меньше трудностей и обид причинила нам Болгария. Она помогала Германии напасть и вести наступательные операции против России, но сама она не вступила в войну против нас и своих войск против советских войск не посылала. Но зато она нанесла большой урон нашим союзникам – Югославии и Греции и за это она должна к быть наказана. Я не против того, чтобы Болгария была наказана. Договор о перемирии предусматривает, что Болгария должна платить репарации. Не беспокойтесь, мы вместе с вами заставим ее платить репарации. Но в договоре было предусмотрено, что Болгария должна предоставить свои войска для войны против Германии. Этот договор подписан представителями трех Держав – США, Великобритании и СССР. В договоре сказано, что по окончании войны с Германией армия Болгарии должна быть демобилизована и доведена до размеров мирного времени. Это мы должны сделать, и это будет сделано. Болгария не может сопротивляться выполнению договора, она должна будет выполнить этот договор.
    Таковы грехи сателлитов против союзников и против Советского Союза в особенности.
    Если мы начнем мстить этим сателлитам на основе того, что они вели себя нагло, то это будет одна политика. Я не сторонник этой политики. После того, как сателлиты поставлены на колени и контрольные комиссии трех держав находятся в этих странах для того, чтобы они выполняли условия перемирия, пора перейти к другой политике – к политике облегчения их положения. Законно не облегчать их положение в такой степени, как в отношении Италии, но все же облегчить их положение следует, а облегчить их положение, это значит – отколоть сателлитов от Германии.
    Теперь конкретное предложение. Насколько я понял, Президент Трумэн не предлагает немедленно выработать договор с Италией. Президент Трумэн предлагает только расчистить путь к заключению такого договора в ближайшем будущем, а пока что он предлагает создать некоторое промежуточное положение между условиями капитуляции, принятыми Италией, и будущим мирным договором.
    Я думаю, что трудно возразить против такого предложения. Оно вполне практично и оно назрело. Что касается других сателлитов, я не предлагаю подписывать пока с ними мирных договоров, я не предлагаю даже создать для них такого промежуточного положения, о котором говорится в записке Президента Трумэна. Но я считаю, что можно было бы начать с восстановления дипломатических отношений с ними. Могут возразить, что свободно избранных правительств нет в этих странах сателлитах. Но такого правительства нет и в Италии. Однако дипломатические отношения с Италией восстановлены. Нет такого правительства во Франции и Бельгии. Однако никто не сомневается в существовании дипломатических отношений с этими странами.
    РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 236. Л. 10-12.
    Копия. Машинописный текст.
    5
    Выступление И.В. Сталина на заседании 21 июля 1945 г.
    [Западная граница Польши]

    СТАЛИН. Наше предложение сводится к тому, чтобы мы высказали свое мнение о желании Польского Правительства иметь такую-то западную границу. Сегодня мы выскажем свое мнение или завтра – это не имеет никакого значения, окончательное разрешение вопроса о западной границе Польши предоставляется мирной конференции.
    Что касается вопроса о том, что мы предоставили оккупационную зону полякам, не имея на это согласия союзных правительств, то вопрос этот поставлен не совсем точно. Нам предлагали несколько раз в нотах Американское Правительство и Британское Правительство не допускать польскую администрацию к западной старой польской границе, пока не будет решен вопрос о западной границе Польши. Мы этого не могли сделать, потому что немецкое население шло вслед за наступающими русскими войсками на запад. Польское население шло вперед на запад, а наша армия нуждалась в том, чтобы в ее тылу администрация существовала на той территории, которую наша армия занимала. Наша армия не может строить администрации в тылу, воевать и очищать вражескую территорию. Она не привыкла к этому. А поэтому мы пустили поляков. Мы в этом духе и ответили тогда нашим американским и английским друзьям. Мы тем более пошли на это, что знали, что Польша получает приращение своих земель к западу от своей прежней границы. Я не знаю, какой может быть вред для нашего общего дела, если поляки устраивают свою администрацию на той территории, которая и без того должна остаться у Польши. Я кончил.
    РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 236. Л. 14.
    Копия. Машинописный текст.
    6
    Выступление И.В. Сталина на заседании большой тройки 22 июля 1945 г. [Западная граница Польши]

  3. (:ПеЧеНьКа:) Ответить

    Какие вопросы рассматривались на Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании и каково значение ее решений?

    – В период с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме (дворец Цецилиенгоф) состоялась третья по счету конференция руководителей СССР (И. В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, которого с 28 июля сменил новый премьер-министр К. Эттли).
    В самый канун Потсдамской конференции в США и Англии резко возросли тенденции оттеснить СССР к востоку от «линии Керзона» и даже начать войну против него. Заместитель госсекретаря США Грю утверждал, что такая война неизбежна, а У. Черчилль предлагал США начать ее после разгрома Японии. Он просил американское руководство не спешить поэтому с выводом войск США из тех районов Германии, которые должны входить в советскую зону оккупации. Командующий ВВС США генерал Арнольд призывал свое правительство не откладывать подготовку к воздушной войне против СССР, поскольку, утверждал он, «наш следующий враг – Россия».
    Нарастание антисоветизма в правящих кругах США и Англии не могло не сказаться на всем ходе третьей по счету встречи «большой тройки».
    В центре внимания конференции был германский вопрос. Г. Трумэн и У. Черчилль прибыли в Потсдам, как и ранее в Ялту, со своими планами расчленения Германии на ряд самостоятельных единиц, что, по мнению президента США, «будет полезным для будущего мира и безопасности», а на деле для американских монополий. Советская позиция в этом вопросе была четкой и однозначной: СССР по-прежнему был против как расчленения, так и уничтожения Германии, о чем И. В. Сталин прямо заявил 9 мая 1945 г. Этой линии советская делегация придерживалась и в Потсдаме. Решение германской проблемы ей виделось в демилитаризации, демократизации и денацификации Германии, что действительно служило бы установлению прочного и длительного мира в Европе. В конечном итоге конференция во исполнение Крымских соглашений о Германии приняла согласованные политические и экономические принципы обращения трех держав с Германией. Они были направлены на то, чтобы навсегда искоренить германский милитаризм и нацизм и направить развитие этой страны в миролюбивое и демократическое русло. В них прежде всего подчеркивалась необходимость полного разоружения Германии путем упразднения всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД, гестапо с их штабами, включая генеральный штаб, учреждениями, учебными заведениями, а также уничтожения или сдачи союзникам вооружения и амуниции. Было заявлено, что «должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии». Для этого предусматривалось уничтожить фашистскую партию, наказать военных преступников, удалить нацистов с общественных постов, отменить все нацистские законы, поощрять деятельность демократических политических партий, обеспечить уважение свободы слова, печати и религии и т. д.
    Германии запрещалось производство вооружения и других орудий войны, в соответствии с мирными потребностями ограничивалось производство металлов, химических продуктов, уничтожалась чрезмерная концентрация экономики в форме картелей и трестов. СССР предлагал установить совместный контроль СССР, США и Англии над Руром, но западные державы не согласились с этим.
    Репарации Советскому Союзу намечалось выплачивать за счет изъятий из советской зоны оккупации, германских заграничных активов в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии, комплектного промышленного оборудования из западных зон оккупации, в том числе 15 процентов его в обмен на товары, а 10 процентов без всякого возмещения. Делегации США и Англии упорно пытались лишить СССР права получения репараций из западных зон. Но советская делегация сорвала эти попытки. Из-за противодействия западных держав не была согласована общая сумма репараций с Германии. США отказались в этом вопросе от своей позиции, занятой в Крыму.
    Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга (ныне Калининград) и прилегающего к нему района. Преодолев противодействие делегаций США и Англии, делегация СССР добилась принятия решения о разделе германского военно-морского и торгового флота поровну между тремя державами.
    Благодаря твердой и последовательной линии СССР принятые конференцией решения по германскому вопросу носят справедливый характер, отвечают интересам всех народов. Честное выполнение принятых решений всеми великими державами создавало условия для демократического развития Германии.
    На конференции рассматривался польский вопрос. В принятом после длительных и острых дискуссий решении нашла свое отражение советская позиция по этому вопросу: защита интересов Польши и предоставление ей возможности строить свою жизнь в рамках исторически справедливых границ в соответствии с волеизъявлением польского народа. Попытки западных держав навязать Польше свою волю были сорваны советской делегацией.
    В Потсдаме обсуждался также вопрос о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и об отношениях союзных держав с ними до подписания мирных договоров. Делегации США и Англии требовали «реорганизации» правительств Румынии и Болгарии как условия их признания, и в то же время они всячески восхваляли положение в Италии. Советская делегация не согласилась с предвзятым и неодинаковым подходом западных держав к этим странам. Конференция решила для подготовки мирных договоров с Германией и ее бывшими союзниками в войне учредить Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии, Китая и Франции.
    Рассматривался на конференции и вопрос о войне на Дальнем Востоке, а также ряд других проблем, связанных с послевоенным устройством мира.
    После войны буржуазные историки предпринимали немало попыток изобразить в кривом зеркале итоги Потсдамской конференции. В разное время они по-разному оценивали их, но всякий раз преднамеренно искажали их содержание. Решения конференции изображали «роковой ошибкой Запада», «трехсторонней декларацией «холодной войны» и т. д.
    Особо злобствуют по поводу Потсдамских решений западногерманские реваншистские круги и их идеологи. Они доходят до того, что цинично сравнивают решения Крымской и Потсдамской конференций с грабительским Версальским договором, навязанным Германии в 1919 г. странами – победительницами в первой мировой войне. В качестве подтверждения этого вымысла ссылаются на ими же пущенную в оборот фальшивую версию, будто конференция была созвана ни много ни мало как для того, «чтобы зафиксировать ликвидацию Германии». Здесь ложь настолько очевидна, что не требует особых опровержений, поскольку таковыми являются сами решения конференции.
    Как бы ни изощрялись критики Потсдамских соглашений, им не перечеркнуть их исторического значения. В связи с 25-летием Потсдамской конференции Советское правительство отмечало, что основные принципы Потсдама и поныне являются фундаментом послевоенного мирного устройства в Европе. Их воплощение в жизнь в наши дни означает признание незыблемости нынешних европейских границ, политических реальностей, возникших в результате второй мировой войны и послевоенного развития.


    нутрилон отзывы для новорожденных. Правила и рекомендации по выбору детских смесей.

  4. Чувство юмора Ответить

    Сталин сделал хитрый ход. Отдавая полякам немецкие земли, с одной стороны, он давил прусский милитаризм, с другой компенсировал гордым панам отобранные у них (еще до Великой Отечественной) Западную Украину, Западную Белоруссию и часть Литвы.
    Советская делегация настаивала, чтобы польско-германская граница проходила по рекам Одер и Нейсе. Таким образом, послевоенная Польша “сдвинулась” с Востока на Запад. Американцы поддержали это предложение. Что касается англичан, то неуступчивый консерватор Черчилль 26 июля проиграл парламентские выборы лейбористу Клементу Эттли, который на конференции был более сговорчивым в “польском” вопросе.
    Помимо этого, высокое собрание постановило переселить всех фольксдойчей из Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии на историческую родину, тем самым лишая их возможности когда-либо служить “троянскими конями” (как это было с судетскими немцами в 1938-м), а также спасая от расправы со стороны местных жителей.

    Последний враг

    Если прибегнуть к сравнению Германии с машиной, то на Потсдамской конференции союзникам надлежало начать разбирать агрегат до последних винтиков, чтобы выбросив лишнее, смазать и собрать заново. Трудность задачи состояла в том, чтобы (условно говоря) пулемет превратился в сеялку. Как показало будущее — в общем и целом это удалось.
    Однако Вторая мировая война еще не закончилась — оставалось разбить Японию, которая, несмотря на серьезные поражения в ходе войны на Тихом океане, оставалась еще способной “показать клыки”. При этом союзники преследовали собственные цели.
    К началу Потсдамской конференции у США появился мощный козырь в виде атомной бомбы, с помощью которой Трумэн намеревался быстро вывести Японию из войны, а заодно показать всему миру, что Америка является самой сильной страной.

    На сопках Маньчжурии-1945

    Но делать ставку только на ядерное оружие американский президент не мог. Одна лишь Квантунская армия, располагающаяся в северном Китае и Корее, несмотря на устаревшую технику, насчитывала к началу августа 1945 года около 1 миллиона 300 тысяч человек.
    Без помощи СССР быстро справиться с вооруженными силами страны Восходящего солнца было довольно непросто — японцы компенсировали свое качественное и количественное отставание от союзников предельным фанатизмом, самым ярким примером которого стали летчики-камикадзе.
    Требовалась 100-процентная гарантия победы. И Сталин ее дал, подтвердив на конференции, что спустя три месяца после разгрома Германии СССР вступит в войну против Японии — 9 августа 1945 года. У него был свой расчет: он хотел сполна расплатиться с самураями за унижение русско-японской войны 1904-05 гг, оккупацию Дальнего Востока в годы гражданской войны и многочисленные локальные войны 30-х годов. А также, вернуть оккупированные японцами земли, в частности, часть Сахалина.

    Непримиримые противоречия

    Потсдамская конференция стала “лебединой песней” столь тесного сотрудничества трех стран на долгие годы. В условиях, когда общий враг уже не объединял усилия столь разных государств, на первый план начали выходить противоречия между победителями — геополитического и идеологического свойства. А генштабисты уже разрабатывали планы войны друг против друга.
    Через много лет, 9 мая 2010 года, в ходе парада в Москве, по Красной площади вместе со своими российскими коллегами прошли военнослужащие из стран антигитлеровской коалиции — США, Великобритании, Франции, Польши. Это было напоминание о том, что Победа в самой кровопролитной войне ковалась общими усилиями.

  5. Рената Ответить

    Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире…».
    Далее в Сообщении о конференции был полностью приведен текст Соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период»; разделы Протокола конференции «Репарации с Германии», «Город Кенигсберг и прилегающий к нему район», «О военных преступниках», «Упорядоченное перемещение германского населения» и др.
    Таким образом, немцы уже 3 августа 1945 г. получили возможность изучить и оценить главные решения, принятые в Потсдаме, причем оценки изначально были диаметрально противоположными. Принципиальные решения конференции относительно будущего Германии касались сути оккупационной политики, проблем границ и репараций.
    Оккупация была признана необходимой мерой, носящей временный (но не оговоренный конкретными сроками) характер. Ее главными целями провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии; уничтожение нацистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмена нацистских законов, запрет пропаганды нацизма и милитаризма; подготовка реконструкции германской политической жизни на демократической основе (разрешение деятельности демократических партий и профсоюзов, создание органов местного самоуправления, разрешение свободы слова, печати и деятельности религиозных учреждений); децентрализация экономики.
    То есть были сформулированы принципы и задачи, которые позже получили название политики «четырех Д»: «демилитаризация», «денацификация», «демократизация» и «декартелизация». Это были колоссальные задачи, которые никогда не ставили перед собой победители всех предыдущих войн. Само понятие «оккупация» приобрело качественно новое содержание.
    Верховная власть в Германии должна была осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и Франции. Причем в своей зоне оккупации каждый главнокомандующий действовал по инструкциям своего правительства. Вопросы, затрагивающие Германию в целом, должны были обсуждаться совместно. Для этого было предусмотрено создание из 4 главнокомандующих специального органа — Союзного Контрольного Совета (СКС).
    Надо подчеркнуть, что советская делегация внесла проект о создании центральной германской администрации, которая должна была действовать под руководством СКС. Но после дискуссии по этому вопросу было решено: «Пока не будет учреждено никакого центрального германского правительства». Некоторые историки считают такое решение «роковым» с точки зрения дальнейшего развития событий, полагая, что именно оно во многом предопределило раскол Германии.
    Однако союзники прекрасно понимали, что, опираясь только на оккупационные войска, без помощи самих немцев, они не смогут решить ни одну из задач политики «четырех Д». Поэтому в ряде пунктов Протокола Потсдамской конференции говорилось о том, что будет «создан германский административный аппарат… будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты… в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности». То есть в Протоколе был, в общем-то, обозначен путь формирования центрального, демократического по своей сути, германского правительства, с которым можно будет подписать мирный договор.
    В Потсдаме с новой остротой встал вопрос о Польше и ее границах, а стало быть, и о границах Германии. По восточной границе дискуссий больше не было. Но Ялтинская формула о «существенном приращении территории Польши на севере и на западе» была весьма расплывчатой. Поэтому 20 июля 1945 г. В. М. Молотов вручил своим коллегам А. Идену и Джеймсу Френсису Бирнсу (1879-1972) «Предложение делегации СССР о западной границе Польши», в котором предлагалась следующая линия границы (с севера на юг): «западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением г. Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Зап. Нейсе и отсюда по реке Зап. Нейсе до чехословацкой границы».
    Это предложение вызвало бурную дискуссию. У. Черчилль и Г. Трумэн не хотели соглашаться с такими границами, когда Германия должна была потерять четверть всех обрабатываемых сельхозугодий (в границах 1937 г.), и где жило до войны около 8 млн немцев; когда Германия теряла, а Польша получала исторические немецкие территории, включая старинный город Бреслау.
    Однако с 28 июля английскую делегацию возглавил новый премьер-министр Англии — К. Эттли, и на заседании глав правительств 31 июля западные союзники уступили нажиму Сталина, они фактически согласились с точкой зрения советской стороны о западных границах Польши. У. Черчилль потом говорил, что это была непростительная уступка, и что если бы он остался в Потсдаме, он устроил бы Сталину «скандал», но не допустил бы такой формулировки Протокола конференции.
    Границы Германии серьезно менялись и в результате передачи Советскому Союзу г. Кенигсберга с прилегающим районом (ныне это г. Калининград и Калининградская область РФ). Это также было одним из «спорных» решений конференции. СССР получал территорию площадью 15,1 тыс. кв. кмв. Притязания Сталина на то, что это исконно русские земли, звучали малоубедительно: в любом довоенном советском географическом словаре писалось о Кенигсберге, как о «старинном немецком городе, основанном в 1255 г.».
    В историографии и в политике было много споров о том, справедливы или нет решения о границах, принятые в Потсдаме. Споры ушли в прошлое, ибо Договорами 1970 и 1990 гг. границы признаны нерушимыми. Но тогда, в 1945 г., Германия теряла (по сравнению с границами 1937 г.) примерно 25 % сельскохозяйственных угодий, 17 % каменноугольных месторождений и 6,4 % промышленных сооружений. Причем было решено, что старинная земля Пруссия должна быть ликвидирована «как источник войн и агрессии в прошлом».
    Вопрос о границах был тесно связан с вопросом о насильственном выселении немцев. Согласно Протоколу Потсдамской конференции они подлежали выселению из Польши, Венгрии и Чехословакии. Судьба немцев в отдаваемом Советскому Союзу Кенигсберге и прилегающем районе вообще официально не оговаривалась. Но было очевидно, что и их ждет депортация. Западные союзники не могли не понимать, что с территорий, оккупированных Советской Армией, депортация будет осуществлена самым безжалостным способом, но, тем не менее, дали свое согласие. Правда, были сделаны оговорки о том, что выселение немцев должно осуществляться как можно более «гуманно». Но именно эти жестоко изгнанные немцы (точного, общепризнанного числа нет, данные колеблются от 7,8 млн до 12 млн человек, причем из Кенигсберга многие поехали не на Запад, а в Сибирь) стали первыми жертвами одного из «спорных» решений Потсдамской конференции.
    Проблема репараций оказалась в Потсдаме самой дискуссионной. Казалось бы, в Ялте было согласовано почти все, была создана специальная союзническая комиссия для разработки конкретного плана взимания репараций. Однако в Потсдаме западные делегации совершают поворот на 180 градусов, убеждая Сталина в том, что сумма в 20 млрд долларов чрезмерна, так как Германия теряет большие земли, а разрушения германской промышленности слишком велики.
    Советская делегация выказала готовность к снижению общей суммы репараций, выдвигались различные компромиссные варианты. В конечном счете, была принята формула, предложенная госсекретарем США Дж. Бирнсом: общая сумма репараций не оговаривается; изъятия производятся из собственных зон оккупации; СССР в дополнение получит из западных зон примерно 25 % демонтированного там оборудования; репарации же для Англии, США, Франции и др. стран, которые имели на это право, будут взиматься из западных зон и соответствующих германских вложений за границей.
    Оценивая решения, принятые в Потсдаме по проблеме репараций, их выгодность или невыгодность для победителей и побежденных, надо учесть тот факт, что Сталин за столом переговоров в Потсдаме после всех претензий и дебатов о суммах, формах и сроках репараций, вдруг заявил о том, что отказывается от золота, от германских инвестиций по всему миру и согласен на репарационные изъятия только из Восточной Германии.
    Этому факту долго не было внятного объяснения. Лишь в начале 1990-х г. российскому исследователю П. Н. Кнышевскому удалось найти и опубликовать ранее строго засекреченные документы, из которых стало очевидно, что пока «Большая тройка» заседала в Потсдаме, репарационные поставки из Восточной Германии уже шли в СССР полным ходом. И если в первые месяцы оккупации царила большая неразбериха и преобладала стихия, то на второе полугодие 1945 г. уже был установлен жесткий план по вывозу немецкого оборудования и материалов: не менее 3 млн 600 тыс. т по железной дороге, и не менее 1 млн 200 тыс. т морским путем.
    В многолетнем споре историков об оценке выгодности для Советского Союза взимания репараций так, как это было решено в Потсдаме, видимо, более прав П. Н. Кнышевский, который считает, что для сталинского режима бесконтрольный вывоз из своей зоны оккупации был наиболее приемлемым вариантом. Ведь трофейные команды, созданные еще в 1941 г., в апреле 1943 г. были преобразованы в Трофейные войска. Их численность в 1945 г. составляла 34 тыс. человек, было создано еще 5 специальных эвакопоездов с командами по тысяче человек. Таким образом, это была целая правительственная армия.
    Что касается немцев, то они, при всех больших потерях от репараций, благодаря такому способу их взимания (демонтаж), смогли через несколько лет после войны модернизировать свою промышленность и сельское хозяйство, а вывезенное в СССР оборудование еще долго работало, будучи давно морально устаревшим.
    Проблема мирного договора с Германией детально в Потсдаме не обсуждалась. Она была возложена на Совет министров иностранных дел (СМИД), который учреждался по настоянию американской стороны вместо Европейской консультативной комиссии для подготовки мирных договоров с бывшими вражескими европейскими государствами. В состав СМИД должны были войти представители пяти великих держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН: США, Англии, Франции, СССР и Китая.
    Много споров вызвала проблема контроля над Руром. Он был средоточием германской угольной и металлургической промышленности (до войны там добывалось 82 % немецкого угля, производилось около 70 % чугуна и стали). Рур оказался в английской зоне оккупации, а его роль, с учетом того, что Силезия переходила к Польше, возрастала многократно. Но советское предложение о передаче Рура под совместный контроль США, Великобритании, СССР и Франции натолкнулось на упорное сопротивление министра иностранных дел Англии Эрнеста Бевина (1881-1951). В конечном итоге Сталин и Трумэн согласились передать вопрос на рассмотрение в Совет министров иностранных дел. Это была одна из немногих позиций, по которым Сталин уступил своим западным партнерам. Не удалось добиться установления четырехстороннего контроля над Руром и впоследствии.
    На протяжении всей конференции обсуждался вопрос о судьбе германского флота, поскольку в его решении были заинтересованы все, и прежде всего — СССР, который потерял очень много военных и других кораблей. Относительно флота, как и относительно контроля над Руром, западные державы в Потсдаме «переиграли» Сталина: все конкретные вопросы должна была подготовить специальная военно-морская комиссия из представителей трех держав, причем из своей доли СССР должен был выделить часть судов для Польши. Но в целом вопрос был решен в духе представлений союзников о демилитаризации Германии: у нее оставались только суда, плавающие внутри страны и суда берегового плавания. Германский флот впоследствии был разделен следующим образом. Военные надводные корабли: Англии — 148, США — 149, СССР — 155. Из сохранившихся 195 подлодок 165 были уничтожены союзниками, а 30 разделены поровну. Из сохранившихся 1339 вспомогательных судов Англии было передано 397, США — 441 и СССР — 501.
    Вопрос о главных военных преступниках в принципе был для союзников ясен: они должны предстать перед судом народов. В Лондоне с 28 июня 1945 г. шли переговоры между представителями Англии, США, СССР и Франции о преследовании и наказании главных военных преступников. В итоге переговоров 8 августа 1945 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым учреждался Международный военный трибунал.
    Таковы были основные решения Потсдамской конференции по германскому вопросу. Сразу после окончания конференции, ее основные решения были направлены в Париж, совместно с предложением к Франции присоединиться к ним. Французское правительство 7 августа 1945 г. дало на эти решения свое принципиальное согласие, с рядом оговорок. Но уже 28 июля 1946 г. премьер-министр Франции Жорж Бидо (1899-1983) заявил о том, что Франция якобы не присоединялась к решениям, принятым в Потсдаме, а лишь согласилась с положениями об основных целях оккупации.
    Однако суть германского вопроса победителями не была сформулирована; его четкой, общепризнанной дефиниции так никогда и не возникло. В Потсдаме победители договорились лишь о принципах, которыми они должны были руководствоваться в отношении Германии в начальный период оккупации. Предполагалось, что эти принципы лягут в основу мирного договора или будут заменены новыми четырехсторонними соглашениями.
    Здесь трудно не согласиться с мнением выдающегося американского политолога и историка, бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера, который писал в книге «Дипломатия» о том, что «Потсдам почти ничего не решил… Многое осталось недоделанным и в подвешенном состоянии, и, как это часто бывает, когда главы государств неспособны договориться, наиболее жгучие проблемы были переданы министрам иностранных дел для дальнейшего обсуждения».
    С 1945 г. в историографии идет спор о справедливости решений, принятых по отношению к Германии в Ялте и Потсдаме. Но, прежде чем спорить о справедливости, надо помнить о том, что развязанная нацистами война длилась 6 лет и унесла около 60 млн жизней. В концлагерях и других местах массового уничтожения было уничтожено около 12 млн человек, из них в ходе Холокоста — б млн евреев (треть всего еврейского народа). Около 14 млн граждан европейских стран (в том числе — более 4 млн советских) были насильственно угнаны в Германию, где они занимались принудительным, по сути рабским, трудом.
    Беспрецедентный размах преступлений (для которых не было тогда — нет и сегодня — ни оправданий, ни рациональных объяснений), в которых было замешано большинство взрослых немцев, требовал беспрецедентных решений от победителей. Они и были приняты в Потсдаме. Надо подчеркнуть, что по отношению к главным союзникам Германии — Италии и Японии — характер принятых решений был совершенно иным.

  6. FrankieShakes Ответить

    Подписано соглашение о политических и экономических принципах координированной политики в отношении Германии в период союзного контроля над ней с целью выполнения декларации о Германии, принятой Крымской конференцией.
    Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности.
    Политические принципы соглашения также предусматривали уничтожение национал-социалистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмену всех нацистских законов и предание суду всех военных преступников.
    В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Потсдамской конференции говорилось, что союзные державы “не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ”.
    Конференция предусмотрела также реорганизацию судебной системы на основе законности и равноправия всех граждан без различия расы, национальности и религии; восстановление по всей Германии местного самоуправления на демократических началах и создание общегерманских экономических департаментов, которые должны были служить базой для образования общегерманского демократического правительства.
    Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях — возмещении побежденным государством, по вине которого возникла война, убытков, понесенных государствами-победителями. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон).
    Согласно решениям конференции, самая воинственная часть Германии — Восточная Пруссия была ликвидирована. Ее земли были поделены между Советским Союзом и Польшей.
    Было принято предложение Сталина о польско-германской границе по рекам Одер и Нейса, хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польши на запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 года — Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР.
    На Потсдамской конференции также были приняты решения об упорядоченном перемещении германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии.
    Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945 года).
    Решения Потсдамской конференции были направлены на демократическое урегулирование послевоенных проблем и более 40 лет являлись фундаментом территориально-политического устройства на Европейском континенте.
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  7. runewall Ответить

    Конференция
    Первым на конференцию, 15 июля, прибыл американский президент Гарри Трумэн. В тот же день, но несколько позже, прилетел и британский премьер Уинстон Черчилль. Днём 16 июля на поезде прибыл Иосиф Сталин. Конференция великих держав проходила во дворце Цецилиенхоф, который начали строить в 1913 году. Последняя резиденция Гогенцоллернов была построена кайзером Вильгельмом II по проекту архитектора Пауля Шульце-Наумбурга для своего сына кронпринца Вильгельма и его супруги Цецилии (из герцогов Мекленбург-Шверинских).
    Рядом с зданием, на озере Юнгфернзее , дежурили три боевых корабля – по одному от каждой великой державы. Председателем был выбран американский президент. Во время конференции У. Черчилль потерпел поражение на выборах и Берлин прибыл его преемник – лидер Лейбористской партии Клемент Ричард Эттли. СССР представлял не только Сталин, но многие знаменитые советские люди: глава МИД Вячеслав Молотов, дипломат Андрей Громыко, полководцы Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, адмирал флота Николай Кузнецов.
    24 июля Гарри Трумэн, с целью психологического давления на лидера Советского Союза, при личной встрече рассказал Сталину о проведении в США испытания нового сверхмощного оружия (16 июля 1945 г. в пустыне под Аламогордо в штате Нью-Мексико была испытана первая ядерная бомба). Однако Сталин отреагировал спокойно. В СССР знали об американском атомном проекте и сами вели работы в том же направлении. В тот же вечер Сталин дал указание Молотову переговорить с главным научным руководителем атомной программы Игорем Курчатовым об ускорении работ по созданию советского ядерного оружия.
    В ходе Берлинской конференции были зафиксированы базовые политико-экономические принципы, которыми должны были руководствоваться страны-победительницы в начальный период при обращении с поверженной Германией. Страну решили демилитаризировать, демократизировать и денацифицировать, чтобы уничтожить источник угрозы. Германию решили полностью разоружить, уничтожить весь Военно-промышленный комплекс. Одновременно ликвидировалась национал-социалистическая партия и запрещалась всякая нацистская и военная агитация, предусматривались меры по наказанию военных преступников. Было достигнуто соглашение о репарациях, т. е. материальной ответственности Германии за ущерб, который были причинён странам, подвергшимся её агрессии. СССР должен был получить материальные ценности из советской зоны оккупации. Кроме того, в пользу Советского Союза договорились изъять четвёртую часть промышленного оборудования, которое предназначалось для репараций из западных зон оккупации (американской, британской и французской). На равные доли между всеми державами-победительницами (включая Францию), был поделён немецкий военно-морской и торговый флот. По настоянию советской стороны на Берлинской конференции было принято решение создать и опубликовать списки военных преступников Третьего рейха, передать их международному трибуналу.
    Решали и вопросы послевоенного устройства Европы, новых границ Германии. Советскому Союзу был передан Кенигсберг (с 1946 года – Калининград) и прилегающая к нему область. В состав Литовской ССР включили часть Восточной Пруссии (Клайпедский край). Большая часть территорий отторгнутых от Германии, вошла в состав польского государства. Западная польская граница была установлена по линии рек Одер – Западная Нейсе. Кроме того, полякам передали часть восточной Пруссии и город Данциг (Гданьск). Англосаксы, особенно Черчилль, противились значительному расширению Польши за счёт Германии. Однако Сталин выиграл и эту «битву». Польша обязана Сталину тем, что в её состав были включены две трети Померании, часть Восточной и Западной Пруссии, Силезия. Немецкое население из переданных СССР и Польше территорий перемещалось в Германию (в том числе и из Чехословакии, Венгрии).
    Было уделено внимание и проблемам, связанным с заключением мирных соглашений с бывшими союзниками нацистской Германии – Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Финляндией и о приеме этих государств в ООН. На конференции был учрежден Совет министров иностранных дел стран-победительниц. Он должен был разработать тексты мирных договоров и принять меры по установлению дипотношений с правительствами побеждённых стран. Американская и британская делегации вновь затронули вопрос о вступлении Советского Союза в войну против японцев. Советская сторона подтвердила, что СССР вступит в войну в намеченные ранее сроки. Де-факто, с молчаливого согласия Англии и США были подтверждены права Москвы на обладание Южным Сахалином и Курильскими островами (они были достигнуты на Ялтинской конференции в рамках договоренностей по Дальнему Востоку).
    22-23 июля Сталин и Молотов представили на Берлинской конференции территориальные претензии Союза к Турции: Москва предполагала присоединить территории в Закавказье, которые принадлежали с 1878 г. Российской империи. Советская сторона также потребовала установить благоприятный режим для советских кораблей в Черноморских проливах. Эти претензии не были поддержаны английской и американской делегациями.
    Потсдамская конференция стала настоящим триумфом СССР и лично Сталина. Ялтинская и Берлинская конференции заложили основы нового мирового устройства. СССР стал сверхдержавой, от которой зависело решение ключевых мировых вопросов.

  8. Aurinadar Ответить

    Берлинская (Потсдамская) конференция
    (17 июля — 2 августа 1945 года)
    Встреча в Берлине имела важнейшее политическое значение для судеб послевоенной Европы и дела мира. Она была завершающей серию конференций руководителей СССР, США и Великобритании союзных государств-членов антигитлеровской коалиции.
    В отличии от предшествующих конференций, Берлинская проходила уже после окончания войны в Европе, когда отношения между державами принимали более сложный характер. И решение ряда вопросов зашло в тупик, а ведь предстояло принять решение о судьбе не только Германии, но Европы и мира.
    Трем Великим державам предстояло решить вопросы переустройства политической жизни немцев на демократической, миролюбивой основе, разоружить Германию и заставить ее возместить материальный ущерб, нанесенный другим странам, наказать нацистских преступников, принесших неисчислимые бедствия и страдания человечеству.
    Не могли остаться в стороне вопросы мирного урегулирования со странами-союзниками Германии — Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией и Финляндией, восстановления государственной самостоятельности Австрии, помощи в возрождении и развитии союзных стран – Польши и Югославии.
    25 мая 1945 г. в Москву прибыл Г. Гопкинс и от имени президента США Трумэна поставил перед Советским правительством вопрос «о встрече трех» . Из переписки:
    И. В. Сталин писал У. Черчиллю: «Я думаю, что встреча необходима и что удобнее всего было бы устроить эту встречу в окрестностях Берлина. Это было бы, пожалуй, правильно и политически» . Черчилль согласился и 17 июля 1945 г. во дворце Цецилиенхоф в пригороде Берлина Потсдаме начала свою работу конференция руководителей трех держав.
    Делегации возглавляли Г. Трумэн, У. Черчиль, И. В. Сталин. С Черчиллем на конференцию прибыл лидер лейбористской партии К. Эттли, которого английский премьер-министр пригласил в целях «преемственности» на случай поражения на выборах, что и произошло и К. Эттли, ставший премьер-министром, возглавил английскую делегацию.
    Потсдамская конференция рассмотрела вопросы, связанные с мирным послевоенным устройством в Европе, в том числе вопрос о порядке подписания мирных договоров с бывшими вражескими государствами. Было принято решение об учреждении Совета министров иностранных дел (СМИД) «для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию» и для обсуждения других вопросов, которые по соглашению между участвующими в Совете правительствами, могли время от времени передаваться Совету.
    Министры иностранных дел Англии, СССР, США, Франции и Китая вошли в состав Совета Безопасности. Основная задача Совета была — составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет возлагалась задача подготовки «мирного урегулирования для Германии» .
    Главное место в работе конференции занял германский вопрос.
    Политические и экономические принципы, приемлемые при обращении с Германией, были обсуждены на конференции. Проект был представлен американской делегацией. Во время действия Потсдамской конференции было подготовлено Соглашение о дополнительных требованиях к Германии, облегчающее согласование политических и экономических принципов обращения с Германией в начальный – контрольный период.
    Правительства – участники Потсдамской конференции согласились, что основные принципы в отношении Германии должны предусматривать проведение важнейших мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии. Союзники провозгласили, что они «не намерены уничтожить» немецкий народ, что они «намереваются дать возможность немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе» .
    Было решено наказать нацистских преступников, предав их Международному трибуналу. Германия обязывалась выплачивать репарации и была разделена на четыре оккупационные зоны — советскую, американскую, английскую и французскую.

  9. Modiwyn Ответить

    Добившись перелома в борьбе с Германией, союзники должны были договориться о координации своих действий и обсудить возможные итоги войны. Для этого лидеры трех ведущих держав антигитлеровской коалиции («Большой тройки») — Сталин, Рузвельт и Черчилль — решили встретиться в Тегеране. Эта встреча состоялась 28 ноября — 1 декабря 1943 г.
    Таблица – Международные конференции Большой тройки глав держав СССР, Великобритании и США
    Конференция
    Основные решения
    Тегеранская (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). Участники: И. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт
    1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.
    2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.
    3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.
    4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии
    Крымская (Ялтинская) (4–11 февраля 1945 г.). Участники: И. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт
    1. Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.
    2. Намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира.
    3. Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа
    и о взыскании репараций.
    4. Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.
    5. Решен вопрос о восточных границах Польши.
    6. СССР подтверждено согласие вступить в войну с Японией через три месяца после капитуляции Германии
    Берлинская (Потсдамская) (17 июля – 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль – К. Эттли
    1. Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.
    2. Принято решение о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином.
    3. Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.
    4. Решен вопрос о западных границах Польши.
    5. СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом.
    6. Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *