Какой высший чрезвычайный орган возглавляемый сталиным был создан в 1941?

12 ответов на вопрос “Какой высший чрезвычайный орган возглавляемый сталиным был создан в 1941?”

  1. Dagdalis Ответить

    Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Все организации — партийные, советские, хозяйственные, общественные — обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО, которые помогали организовывать и контролировали выполнение постановлений ГКО. В прифронтовых местностях создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Существовал институт уполномоченных ГКО. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны – всего их было создано свыше 60. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
    ГКО было издано более 10 тысяч постановлений. Так, в сентябре 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).
    ГКО создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 г. был образованТранспортный комитет.Его возглавил Сталин. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО в составе Молотова, Маленкова, Микояна и Берии. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их материалами, углем, электроэнергией.
    Для руководства военными действиями уже 23 июня 1941г. была созданаСтавка Главного Командования. В нее вошли сам Сталин, нарком обороны Тимошенко (председатель), Ворошилов, нарком иностранных дел Молотов, начальник Генерального штаба Жуков, заместитель наркома обороны Буденный, главнокомандующий ВМФ адмирал Кузнецов. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны.
    10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования и ее возглавил Сталин. А 8 августа он был назначен Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР и Ставка была преобразована вСтавку Верховного Главнокомандования. На протяжении войны круг лиц, входивших в Ставку, менялся, и в 1945 г. в ее составе из прежних лиц, кроме Сталина, остались Жуков и Кузнецов.
    Произошли некоторые изменения в вооруженных силах. 21 мая 1941 г. вводится гвардейское звание и учреждается особый отличительный знак. В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии вводились новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. было установлено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой состав, сержантский, офицерский и генеральский. Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и новые Советские медали, которые вручались от имени Президиума Верховного Совета СССР.
    Здесь необходимо сказить и о знаменитом приказе № 227 Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 г., который до сих пор вызывает у общественности волну негодования. Приказом № 227 предписывалось сформировать в пределах Красной Армии от 3 до 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (СМЕРШ), поставить их в непосредственном тылу самых неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов.
    Еще в первый день войны было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов. В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР.
    В 1943 году на железнодорожном, Морском и речном транспорте было объявлено военное положение, вводилась военная дисциплина, железнодорожники объявлялись мобилизованными.
    Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления. 24 июня 1941 г. был образованСовет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. Он определял порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации действовал также Комитет по эвакуации, который руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль – декабрь 1941 г. только из Ленинграда было эвакуировано 540 тыс. человек; из Украины, Белоруссии, России и других республик на восток за Урал перемещены ок. 2 700 предприятия, из прифронтовых районов вывозили крупный рогатый скот, коз, овец, лошадей и свиней. Из Ленинграда было вывезено 3 700 вагонов оборудования и культурных ценностей.
    Организационно эвакуация проходила достаточно четко и по своему стратегическому значению приравнивалась выигрышу крупной битвы. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации летом 1942 г была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 г. За это время под ее руководством было эвакуировано около 8 млн. человек, более 150 крупных предприятий, значительные запасы продовольствия. В этом же ряду чрезвычайных органов управления следует отметить Комитет по продовольственному и вещевому снабжению. Комитет по разгрузке транспортных грузов и др.
    2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах. Деятельность этих комиссий помогла установить размеры материальных, художественных и исторических ценностей, уничтоженных или вывезенных фашистами за годы войны.

  2. целуй экран пока я online Ответить

    В этот же день (23 июня) была образована Комиссия Бюро СНК СССР по текущим делам в составе Председателя Госплана СССР, заместителя Председателя СНК СССР Н.А. Вознесенского, наркома внешней торговли А.И. Микояна и Председателя СНК РСФСР, заместителя Председателя СНК СССР Н.А. Булганина.
    30 июня 1941 г. был создан ГКО СССР (ГКО). Судя по воспоминаниям А.И. Микояна, инициатива создания ГКО СССР принадлежала Л.П. Берии: «Через день-два, около четырех часов, у меня в кабинете был Н.А. Вознесенский. Вдруг звонят от В.М. Молотова и просят нас зайти к нему. У В.М. Молотова уже были Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, Л.П. Берия. Мы их застали за беседой. Л.П. Берия сказал, что необходимо создать ГКО, которому отдать всю полноту власти в стране. Передать ему функции правительства, Верховного Совета и ЦК партии. Мы с Н.А. Вознесенским с этим согласились. Договорились во главе ГКО поставить Сталина, об остальном составе ГКО при мне не говорили» [20, с. 422]. Сам Л.П. Берия за несколько часов до расстрела писал В.М. Мо-лотову, «Вячеслав Михайлович! Вы прекрасно помните, когда в начале войны было очень плохо, и после нашего разговора с т-щем И.В. Сталиным у него на ближней даче Вы вопрос поставили ребром у Вас в кабинете в Совмине, что надо спасать положение, надо немедленно организовать центр, который поведет оборону нашей родины, я Вас тогда целиком поддержал и предложил Вам немедля вызвать на совещание т-ща Г.М. Маленкова, а спустя небольшой промежуток времени подошли и другие члены Политбюро, находившиеся в Москве. После этого совещания мы все поехали к т-щу И.В. Сталину и убедили его в необходимости немедленной организации Комитета Обороны Страны со всеми правами» [14].
    О.В. Хлевнюк полагает, что «соратники И.В. Сталина давали понять ему, что перед лицом смертельной угрозы необходима консолидация руководства, сложившегося после Большого террора, что новые перетряски в верхах, которые И.В. Сталин затеял накануне войны, должны прекратиться. Это был уни-
    кальный эпизод. Он знаменовал собой временное изменение характера диктатуры, появление военного политического компромисса, который был чем-то средним между предвоенной тиранией и сталинской лояльностью начала 1930-х гг.» [21]. Вряд ли это так. Скорее всего, как крупные государственные деятели, В.М. Молотов, Л.П. Берия, Г.М. Маленков и К.Е. Ворошилов стремились создать дееспособный, оперативный и эффективный государственный центр: СНК к лету 1941 г. насчитывал около 50 человек, в ГКО же вошли пятеро.
    К сфере деятельности ГКО были отнесены: мобилизация всех сил и средств на отпор врагу, назначение и смена высшего командования, определение военной стратегии, оснащение армии вооружением, организация тыла, партизанского движения и т. д. В постановлении отмечалось, что все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязывались беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Председателем ГКО стал И.В. Сталин, заместителем – В.М. Молотов, членами ГКО -К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия.
    После создания ГКО была перестроена система управления военно-промышленным комплексом. Возник ряд новых наркоматов и управлений:
    – Народный комиссариат танковой промышленности СССР (сентябрь 1941 г.);
    – Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения (ноябрь 1941 г.);
    – Главное управление тыла Красной армии (август 1941 г.) и др.
    При СНК СССР были созданы Совет по эвакуации (руководил эвакуацией промышленности), Управление по эвакуации населения, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Снабжением народного хозяйства занимались Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др.
    Для эффективной реализации директив ГКО был создан институт уполномоченных. На ключевых народнохозяйственных объектах ими становились руководители наркоматов, ведомств, сотрудников аппарата ЦК и СНК, в действующей армии – военачальни-
    ки, в регионах – первые секретари обкомов, крайкомов и горкомов ВКП(б), в прифронтовой полосе – городские комитеты обороны,
    С точки зрения конституционного права (т. е. права западноевропейского, основывающегося на теории разделения властей), И.В. Сталин вполне мог руководить обороной страны как глава исполнительной власти. Правительству ничего не мешало увеличить интенсивность и оперативность работы. Но с этой же (западноевропейской) точки зрения пусть не над ним, но рядом с ним должен был оказаться глава законодательной ветви власти – Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин. Однако работавший в сессионном режиме Верховный Совет был неэффективным и, по сути, – фиктивным. В этом качестве в начавшейся войне он был не нужен, поэтому М.И. Калинина не включили в состав ГКО.
    По всей видимости, создание ГКО произошло потому, что к концу 1930-х гг. реальной властью в стране обладал И.В. Сталин, а не конституционные СНК СССР и Верховный Совет СССР. И к началу войны властью их, в сравнении с И.В. Сталиным, никто не воспринимал. До мая 1941 г. он не возглавлял ни один государственный орган и это отнюдь не снижало его авторитета: как вождь И.В. Сталин не нуждался в конституционной легитимности. Но война потребовала идеологической консолидации нации, для чего статус главы правительства не годился, а юридического понятия «вождь» не существовало. А.И. Микоян вспоминал: «Мы считали, что само имя И.В. Сталина настолько большая сила для сознания, чувств и веры народа, что это облегчит нам мобилизацию и руководство всеми военными действиями» [20, с. 422].
    И.В. Сталин возглавил ГКО не как Председатель СНК СССР, а как вождь. И все вошедшие в состав ГКО вошли туда не как члены правительства, а как его ближайшее окружение.

  3. Jeavi Ответить

    Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина. В состав ГКО первоначально входили В.М. Молотов. К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия. В 1942 г. в состав ГКО были введены А.И. Вознесенский, Микоян и Л.М. Каганович. В 1944 г. в состав ГКО был введен Н.А. Булганин, а К.Е. Ворошилов освобожден от обязанностей члена ГКО. Персональным совмещением постов во многом обеспечивалось единство в деятельности ГКО, ЦК ВКП (б) и СНК СССР. Основными задачами Государственного комитета обороны были развертывание вооруженных сил, подготовка резервов, обеспечение их вооружением, снаряжением и продовольствием. Кроме того, ГКО руководил мобилизацией советской экономики, организацией военного хозяйства, принимал меры к увеличению производства танков, самолетов, боеприпасов, сырья, топлива, продовольствия и прочего. ГКО непосредственно руководил мероприятиями по обороне Москвы и Ленинграда.
    Каждому из членов ГКО были персонально поручены различные отрасли работы. Своего исполнительного аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП (б), СНК СССР и наркоматов (чаще всего Наркомата обороны). Для изучения и разрешения наиболее сложных вопросов ГКО организовывал специальные комитеты, советы и комиссии, готовившие проекты постановлений и непосредственно разрешавшие конкретные проблемы. В руках Государственного комитета обороны сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все партийные, советские, военные органы, общественные организации, все граждане обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО имел своих уполномоченных во всех союзных и автономных республиках.
    За время войны ГКО принял почти 10 тыс. постановлений и распоряжений. Первое: «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»» – 1 июля 1941 г.; последнее: «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ» – 4 сентября 1945 г.

  4. HardCore Ответить

    Члены ГКО были разными людьми – и с точки зрения их способностей, и с точки зрения их возможностей. В любом случае лишь «винтиками» я бы их не считал. В условиях отсутствия работающих институтов подобные управленцы сделать ничего не могут. А члены ГКО в инициативном порядке должны были решать очень многие вопросы, возникавшие на том проблемно-тематическом поле, управлять которым их поставили. Каждый из них на своем месте «винтиком» не являлся. Они были центрами принятия технических и технологических решений, центрами имплементации политических решений в практику управления.
    Насколько жестко во время войны Сталин проверял работу подчиненных? Как реагировал на ошибки и на несвоевременное выполнение указаний? Была ли здесь какая-то система?
    Вы задаете очень точный вопрос. Этот вопрос, как и вообще тема госуправления в годы войны, к сожалению, находится на периферии не только общественного интереса, но и внимания профессиональной историографии…
    Между тем затронутая проблема требует серьезного изучения. Ни в документах Политбюро ЦК того времени, ни в документах ГКО мы практически не найдем отражения вопросов контрольного характера. Я не готов точно сказать, занимались ли какие-то структурные подразделения ЦК ВКП(б) контролем над выполнением принятых политических решений в условиях войны.
    15 октября 1941 года ГКО СССР принял постановление об эвакуации в столице, а потом, через несколько дней, было введено осадное положение
    Нам еще предстоит внимательно изучить документы аппарата ЦК ВКП(б), если мы хотим понять, продолжала ли хоть в какой-то степени функционировать система контроля или в определенный момент произошла такая консолидация советского общества ввиду необходимости сопротивления врагу, что проведение в жизнь принятых решений не требовало повседневного контроля, как в мирное время, когда люди могли уклоняться от исполнения указаний.
    – Это одна из актуальных научных проблем?
    – Да. Это и научная, и общественная проблема. Вопрос о том, какую роль в мобилизации сил на оборону сыграли контроль над проведением в жизнь решений и система принуждения в целом, крайне важен. Ведь консолидация советского общества не случилась в одночасье, в первые дни войны. Массовый коллаборационизм является тому подтверждением. Как мне представляется, в годы Великой Отечественной произошел последний всплеск Гражданской войны. Так, среди документов Центрального штаба партизанского движения есть донесения из партизанских отрядов, в которых содержатся сведения о допросах изменников Родины. На вопрос о причинах сотрудничества с немцами они в большинстве своем отвечали, что ненавидят советскую власть. Вместе с тем мне абсолютно ясно, что никакой репрессивный режим не способен мобилизовать людей на проявление массового героизма в тылу и на фронте. Невозможно принудить людей жертвовать жизнью. Советские же люди совершали многочисленные акты самопожертвования.
    Эволюция управления
    – Можно ли по документам ГКО установить, какой период Великой Отечественной войны был для СССР самым тяжелым?
    – Не приходится сомневаться в том, что самыми тяжелыми были первые месяцы войны – до начала контрнаступления Красной армии под Москвой. Хотя большие сложности возникли и в 1942 году. Ведь после успешного контрнаступления под Москвой Сталиным овладела некая эйфория, из-за которой были приняты неправильные военные решения. Это обернулось новыми поражениями и отступлением к Сталинграду.
    – Менялся ли Сталин как руководитель ГКО в течение войны?
    – Убежден, что о Сталине надо говорить не только как об организаторе тыла, но и как о военном руководителе. Тем более что его рост как военачальника заметнее, нежели его эволюция в качестве хозяйственного управленца. Для меня стало откровением знакомство с большим количеством документов начального периода войны, в которых Сталин указывал на необходимость беречь живую силу, отказывал военным в предоставлении резервов, не прошедших этап слаживания. Он вникал в тактические вопросы, в детали перестройки взаимодействия между родами войск, когда обнаружилось, что система управления армией отстает от задач дня. Столкнувшись в первые месяцы Великой Отечественной с военными провалами, с коллапсом системы управления, Сталин взял рычаги управления в свои руки. Поначалу входил во все подробности при разработке войсковых операций, принимал решения, причем зачастую в противовес мнению военных специалистов. И не всегда, как оказывалось, успешные. Но потом доверие к военным постепенно вернулось к Сталину, да и опыт собственных неудач в этой сфере способствовал тому, что он впоследствии дистанцировался от непосредственного, досконального военного планирования, тем не менее оставаясь участником этого процесса и сувереном, принимающим окончательные решения, со всей полнотой ответственности за них.
    Массив документов ГКО говорит о том, что Сталин уделял повседневное внимание и организации работы заводов и других предприятий, производству военной техники, трудовым мобилизациям. Причем с течением времени решения ГКО становились более фундированными. Начиная с 1942 года в фонде комитета откладывались многочисленные сопроводительные документы, на основании которых принимались решения. Это свидетельствует о серьезной проработке вопросов. В первый период войны ничего подобного не было. Тогда решения принимали, как правило, на основе экспертных заключений.
    Эволюция Сталина как руководителя тыла – еще одна серьезная историографическая проблема. Исследования на эту тему рассыпались на несколько частных сюжетов. Вопрос централизованного управления процессами в тылу ждет своих исследователей.
    – В прошлом году вы издали двухтомник «Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог». Насколько полно он отражает работу ГКО? И все ли документы по ГКО рассекречены?
    – Деятельность Государственного комитета обороны СССР – специальное и важное направление работы в РГАСПИ. В массе своей документы фонда ГКО были рассекречены еще 1618 лет назад. Однако, к сожалению, до сих пор они крайне мало востребованы профессиональными историками, в том числе и военными. А ведь речь идет о документах высшего чрезвычайного органа управления в стране, сосредоточившего всю полноту власти. В наш двухтомник вошло описание 9971 постановления, из них 44 и сегодня находятся на секретном хранении. Все документы фонда были нами практически заново описаны. Таким образом, исследователи получили очень хороший путеводитель по большому количеству важнейших вопросов истории войны.
    В Куйбышеве (ныне Самара) был подготовлен бункер на случай эвакуации из Москвы ставки Верховного главнокомандующего И.В. Сталина. На фото: зал заседаний ГКО в «бункере Сталина» / ТАСС

  5. Yopta_Bandit Ответить


    По Конституции СССР 1936 г. высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет (ВС) СССР, который избирался на 4 года. ВС СССР избирал Президиум ВС СССР – высший орган власти Советского Союза в период между сессиями ВС. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР – Совет Народных Комиссаров СССР (СНК). Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. ВС СССР назначал и Прокурора (Генерального Прокурора) СССР. Конституция 1936 г., или сталинская Конституция, никак не предусматривала порядка осуществления государственного и военного управления страной в условиях военного времени. На представленной схеме руководители структур власти СССР указываются на 1941 г. Президиум ВС СССР был наделен правом объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, военного положения в интересах обороны страны и государственной безопасности. СНК СССР – высший исполнительный орган государственной власти – принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав населения, руководил общим строительством Вооруженных сил СССР, определял ежегодный контингент граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу.
    Комитет Обороны (КО) при СНК СССР осуществлял руководство и координацию вопросов военного строительства и непосредственной подготовки страны к обороне. Хотя перед войной и предусматривалось, что с началом военных действий военное управление должен был осуществлять Главный Военный Совет во главе с народным комиссаром обороны, этого не произошло. Общее руководство вооруженной борьбой советского народа против немецко-фашистских войск приняло на себя ВКП(б), а точнее ее Центральный Комитет (ЦК) во главе со Сталиным И.В. Обстановка на фронтах была очень сложной, советские войска повсюду отступали. Необходима была реорганизация высших органов государственного и военного управления.
    На второй день войны, 23 июня 1941 г., постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. Её возглавил народный комиссар обороны Маршал Советского Союза Тимошенко С.К., т.е. реорганизованы органы военного управления. Реорганизация системы государственной власти произошла 30 июня 1941 г., когда решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. ГКО руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны, а руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку ВГК.
    “И в Ставке, и в ГКО никакого бюрократизма не было. Это были исключительно оперативные органы.
    Руководство концентрировалось в руках Сталина… Жизнь во всем государственном и военном аппарате была напряженная, режим работы был круглосуточный, все находились на своих служебных местах. Никто не приказывал, что должно быть именно так, но так сложилось”, – вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.
    В первые месяцы Великой Отечественной войны произошла полная централизация власти в стране. Сталин И.В. сосредоточил в своих руках необъятную власть, – оставаясь Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), он возглавил СНК СССР, ГКО, Ставку Верховного Главного Командования и Народный комиссариат обороны.

    Государственный Комитет Обороны


    Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И.В., его заместителем – Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел Молотов В.М. В состав ГКО вошли Берия Л.П. (нарком Внутренних дел СССР), Ворошилов К.Е. (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.
    ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.
    Функции ГКО:
    1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом;
    2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства;
    3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР;
    4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад;
    5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы;
    6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности;
    7) восстановление разрушенного войной хозяйства;
    8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.
    Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).
    Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО – Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.
    За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены. Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. “Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян – делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия – боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…”, – вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.
    Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреля 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет – занимался вопросами репараций и др.
    Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был
    расформирован.

    Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР


    Первоначально высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооружённых Сил назывался Ставка Главного Командования. В состав ее вошли члены Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин И.В., Молотов В.М., Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е., заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Буденный С.М., народный комиссар ВМФ адмирал Флота Кузнецов Н.Г. и начальник Генерального штаба генерал армии Жуков Г.К., во главе с народным комиссаром обороны маршалом Тимошенко С.К. При Ставке был образован институт постоянных советников в составе: Маршалы Советского Союза Шапошников Б.М. и Кулик Г.И.; генералы Мерецков К.А., Жигарев П.Ф., Ватутин Н.Ф., Воронов Н.Н.; а также Микоян А.И., Каганович Л.М., Берия Л.П., Вознесенский Н.А., Жданов А.А., Маленков Г.М., Мехлис Л.З.
    Однако динамичность военных действий, быстрые и резкие изменения обстановки на огромном фронте требовали высокой оперативности в руководстве войсками. Между тем маршал Тимошенко С.К. не мог самостоятельно, без согласования со Сталиным И.В. принимать какие-либо серьезные решения по руководству ВС страны. Он даже не имел права принимать решения о подготовке и использовании стратегических резервов. В целях обеспечения централизованного и более оперативного управления действиями войск постановлением ГКО СССР от 10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее возглавил председатель ГКО Сталин. Этим же постановлением в состав Ставки был введен заместитель народного комиссара обороны маршал Шапошников Б.М. 8 августа 1941 г. Сталин И.В. был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени Ставка Верховного Командования была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК). В состав её вошли: Сталин И., Молотов В., Тимошенко С., Будённый С., Ворошилов К., Кузнецов Н., Шапошников Б. и Жуков Г.
    На завершающем этапе Великой Отечественной войны был последний раз изменён состав Ставки ВГК. Постановлением ГКО СССР от 17 февраля 1945 г. был определен следующий состав Ставки ВГК: Маршалы Советского Союза Сталин И.В. (председатель – Верховный Главнокомандующий), Жуков Г.К. (зам. наркома обороны) и Василевский А.М (зам. наркома обороны), генералы армии Булганин Н.А. (член ГКО и зам. наркома обороны) и Антонов А.И. (начальник Генерального штаба), адмирал Кузнецов Н.Г. (нарком ВМФ СССР).
    Ставка ВГК осуществляла стратегическое руководство РККА, ВМФ СССР, пограничными и внутренними войсками, партизанскими соединениями. Деятельность Ставки заключалась в оценке военно-политической и военно-стратегической обстановки, принятии стратегических и оперативно-стратегических решений, организации стратегических перегруппировок и создании группировок войск, организации взаимодействия и координации действий в ходе операций между группами фронтов, фронтами, отдельными армиями, а также между действующей армией и партизанскими отрядами. Кроме этого, Ставка руководила формированием и подготовкой стратегических резервов, материально-техническим обеспечением Вооруженных сил, руководила изучением и обобщением опыта войны, осуществляла контроль над выполнением поставленных задач, решала вопросы, касающиеся военных действий.
    Ставка ВГК руководила фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, ставила им задачи, утверждала планы операций, обеспечивала их необходимыми силами и средствами, через Центральный штаб партизанского движения руководила партизанами. Важную роль в руководстве боевой деятельностью фронтов и флотов играли директивы Ставки, в которых обычно указывались цели и задачи войск в операциях, основные направления, где требовалось сосредоточить главные усилия, необходимые плотности артиллерии и танков на участках прорыва и т.д.
    В первые дни войны в условиях быстро менявшейся обстановки, при отсутствии устойчивой связи с фронтами и достоверной информации о положении войск, военное руководство систематически опаздывало с принятием решений, поэтому возникла необходимость создания между Ставкой ВГК и фронтами промежуточной командной инстанции. В этих целях было принято решение о направлении на фронт руководящих сотрудников Народного комиссариата обороны, однако эти меры на начальном этапе войны не дали результатов.
    Поэтому 10 июля 1941 г. постановлением ГКО были созданы три Главных командования войск по стратегическим направлениям: Северо-Западное направление во главе с маршалом Ворошиловым К.Е. – координация действий Северного и Северо-Западного фронтов, а также Северного и Балтийского флотов; Западное направление во главе с маршалом Тимошенко С.К. – координация действий Западного фронта и Пинской военной флотилии, а позже – Западного фронта, Фронта резервных армий и Центрального фронта; Юго-Западное направление во главе с маршалом Буденным С.М. – координация действий Юго-Западного, Южного, а позже и Брянского фронтов, с оперативным подчинением Черноморского флота.
    В задачу Главных командований входили изучение и анализ оперативно-стратегической обстановки в полосе направления, координация действий войск на стратегическом направлении, информирование Ставки о положении на фронтах, руководство подготовкой операций в соответствии с планами Ставки, руководство партизанской борьбой в тылу врага. В начальный период войны Главные командования имели возможность оперативно реагировать на действия противника, обеспечивая более надежное и четкое управление войсками, а также организацию взаимодействия между фронтами. К сожалению, Главнокомандующие стратегических направлений не только не имели достаточно широких полномочий, но и не располагали необходимыми военными резервами и материальными ресурсами для активного влияния на ход боевых действий. Ставка чётко не определила и круг их функций и задач. Нередко их деятельность сводилась к передаче информации от фронтов в Ставку и, наоборот, приказов Ставки во фронты.
    Главнокомандующие войсками стратегических направлений так и не сумели улучшить руководство фронтами. Главные командования войск стратегических направлений начали поочередно упраздняться. Но окончательно Ставка ВГК от них не отказалась. В феврале 1942 г. Ставка возложила на командующего Западным фронтом генерала армии Жукова Г.К. обязанности Главнокомандующего войсками Западного направления, для координации боевых действий Западного и Калининского фронтов в ходе Ржевско-Вяземской операции. Вскоре было восстановлено и Главное командование войск Юго-Западного направления. Главнокомандующим был назначен командующий Юго-Западным фронтом маршал Тимошенко С.К., для координации действий Юго-Западного и соседнего Брянского фронтов. А в апреле 1942 г. на южном крыле советско-германского фронта было образовано Главное командование войск Северо-Кавказского направления во главе с маршалом Буденным С.М., которому подчинялись Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Вскоре от подобной системы управления как мало эффективной пришлось отказаться. В мае 1942 г. были упразднены Главные командования войск Западного и Северо-Кавказского, а в июне – Юго-Западного направлений.
    На смену появился институт представителей Ставки ВГК, который получил более широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Представителями Ставки назначались наиболее подготовленные военачальники, которые наделялись широкими полномочиями и направлялись обычно туда, где по плану Ставки ВГК решались главные на данный момент задачи. Представителями Ставки ВГК на фронтах в разное время были: Буденный С.М., Жуков Г.К., Василевский А.М., Ворошилов К.Е., Антонов А.И., Тимошенко С.К., Кузнецов Н.Г., Штеменко С.М., Новиков А.А. и другие. Верховный Главнокомандующий – Сталин И.В. требовал от представителей Ставки постоянных докладов о ходе выполнения поставленных задач, нередко вызывая их в Ставку в ходе операций, особенно когда что-то не ладилось.
    Конкретные задачи своим представителям Сталин ставил лично, сурово спрашивая за упущения и просчёты.
    Институт представителей Ставки ВГК значительно повысил эффективность стратегического руководства, способствовал более рациональному использованию сил в проводимых на фронтах операциях, легче было согласовывать усилия и поддерживать тесное взаимодействие между фронтами, видами Вооруженных сил, родами войск и партизанскими формированиями. Представители Ставки, имея большие полномочия, могли влиять на ход сражений, вовремя исправлять ошибки фронтового и армейского командования. Институт представителей Ставки просуществовал почти до конца войны.
    Планы кампаний принимались на совместных заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО и Ставки ВГК, правда в первые месяцы войны принцип коллегиальности практически не соблюдался. В дальнейшей работе по подготовке операций самое активное участие принимали командующие фронтами, видами Вооруженных сил и родов войск. По мере стабилизации фронта, реорганизации системы стратегического руководства, совершенствовалось и управление войсками. Планирование операций стало характеризоваться более согласованными усилиями Ставки ВГК, Генерального штаба и штабов фронтов. Наиболее целесообразные методы стратегического руководства Ставка ВГК вырабатывала постепенно, по мере накопления боевого опыта и роста военного искусства у высших звеньев командования и штабов. В ходе войны методы стратегического руководства Ставки ВГК непрерывно развивались и совершенствовались. Наиболее важные вопросы стратегических замыслов и планов операций обсуждались на её заседаниях, на которых в ряде случаев присутствовали командующие и члены военных советов фронтов, командующие видами вооруженных сил и родов войск. Окончательное решение по обсуждаемым вопросам Верховный главнокомандующий формулировал лично.
    На протяжении всей войны Ставка ВГК находилась в Москве, что имело большое моральное значение. Члены Ставки ВГК собирались в кремлевском кабинете Сталина И.В., но с началом бомбежек она была переведена из Кремля в небольшой особняк на улице Кирова с надежным рабочим помещением и связью. Ставка из Москвы не эвакуировалась, а во время бомбёжек работа перемещалась на станцию метро «Кировская», где был подготовлен подземный центр стратегического управления ВС. Там были оборудованы кабинеты Сталина И.В. и Шапошникова Б.М., размещалась оперативная группа Генштаба и управлений наркомата обороны.
    В кабинете Сталина И.В. одновременно собирались члены Политбюро, ГКО и Ставки ВГК, но объединяющим органом в условиях войны, все же была Ставка ВГК, заседания которой могли проводиться в любое время суток. Доклады Верховному Главнокомандующему делались, как правило, три раза в сутки. В 10-11 часов утра обычно докладывал начальник Оперативного управления, в 16-17 часов – начальник Генштаба, а ночью военачальники ехали к Сталину с итоговым докладом за сутки.
    Приоритет в решении военных вопросов принадлежал, безусловно, Генеральному штабу. Поэтому его начальники во время войны практически ежедневно бывали у Сталина И.В., став для него основными экспертами, консультантами и советчиками. Частыми посетителями Ставки ВГК были народный комиссар ВМФ Кузнецов Н.Г. и начальник Тыла РККА Хрулев А.В. Неоднократно Верховный Главнокомандующий встречался с начальниками Главных управлений НКО, командующими и начальниками родов войск. По вопросам, касающимся приема на вооружение боевой техники или поставок ее в войска, вместе с ними приходили наркомы авиационной, танковой промышленности, вооружения, боеприпасов и другие. Нередко по этим вопросам приглашались ведущие конструкторы оружия и боевой техники. Выполнив свои функции, Ставка ВГК в октябре 1945 г. была упразднена.

    Генеральный штаб РККА

    Генеральный штаб – основной орган планирования и управления Вооруженными Силами в системе Ставки Верховного Главнокомандования. «Такой коллектив, – по мнению Шапошникова Б.М., – требуется для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне. Согласовать, гармонировать подготовку… может только Генеральный штаб – собрание лиц, выковавших и проверивших свои военные взгляды в одних и тех же условиях под одним и тем же руководством, отобранных тщательнейшим образом, связавших себя круговой ответственностью, дружными выступлениями, достигших переломов в военном строительстве».
    В предвоенный период Генштабом проводилась масштабная работа по подготовке страны к обороне. В Генеральном штабе был разработан «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.», утвержденный 5 октября 1940 г. 15 мая 1941 г. на рассмотрение политическому руководству страны был представлен уточненный проект «Соображений по Плану стратегического развертывания на случай войны с Германией и ее союзниками», но он не был утвержден. Жуков Г.К. писал: “Решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 г. было уточнено распределение обязанностей в Наркомате обороны СССР.
    Руководство Красной Армией осуществлялось наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений… Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом наркома обороны”.
    Однако по свидетельству маршала Жукова Г.К., бывшего перед войной начальником Генштаба, “…И.В. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба… очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И.В. Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага”.
    Иначе говоря, политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры накануне войны. Для ВС СССР в канун войны единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, стала директива, направленная в войска за считанные часы до начала войны (21 июня 1941 г. в 21.45 по московскому времени). В начальном периоде войны в условиях неблагоприятно складывающейся обстановки на фронтах объем и содержание работы Генерального штаба чрезвычайно возросли. Но только к концу первого периода войны отношения Сталина с Генеральным штабом в значительной мере нормализовались. Со второй половины 1942 г. Сталин И.В., как правило, не принимал ни одного решения без предварительного заслушивания мнения Генштаба.
    Основными органами управления Вооруженными Силами СССР в ходе Великой Отечественной войны были Ставка ВГК и Генеральный штаб. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны. В соответствии с требованиями военного времени Генштаб работал круглосуточно. Режим работы Ставки ВГК был практически также круглосуточным. Тон задавал сам Верховный Главнокомандующий, работавший по 12-16 часов в сутки, причем, как правило, в вечернее и ночное время. Основное внимание он уделял оперативно-стратегическим вопросам, проблемам вооружения, подготовке людских и материальных ресурсов.
    Работа Генерального штаба во время войны была сложна и многогранна. Функции Генерального штаба:
    1) сбор и обработка оперативно-стратегической информации об обстановке, складывавшейся на фронтах;
    2) подготовка оперативных расчетов, выводов и предложений по использованию ВС, непосредственная разработка планов военных кампаний и стратегических операций на театрах военных действий;
    3) разработка директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию ВС и планов войны на новых возможных театрах военных действий;
    4) организация и руководство деятельностью всех видов разведки;
    5) обработка данных и информации нижестоящих штабов и войск;
    6) разрешение вопросов противовоздушной обороны;
    7) руководство строительством укрепленных районов;
    8) руководство военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами;
    9) организация и устройство оперативного тыла действующей армии;
    разработка положений об армейских соединениях;
    10) разработка наставлений и руководств по штабной службе;
    11) обобщения передового боевого опыта объединений, соединений и частей;
    12) координация боевых действий партизанских формирований с соединениями Красной Армии и многое другое.
    Начальник Генерального штаба был не просто членом Ставки, он был заместителем ее председателя. В соответствии с указаниями и решениями Ставки ВГК начальник Генштаба объединял деятельность всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ. Более того, начальник Генерального штаба наделялся полномочиями подписывать приказы и директивы Ставки ВГК, а также отдавать распоряжения по поручению Ставки. В ходе всей войны начальник Генерального штаба докладывал военно-стратегическую обстановку на театрах военных действий и предложения Генштаба лично Верховному Главнокомандующему. Докладывал Верховному о положении на фронтах и начальник Оперативного управления Генштаба (Василевский A.M., Штеменко С.М.). За время Великой Отечественной войны Генштаб последовательно возглавляли четыре военачальника – Маршалы Советского Союза Жуков Г.К., Шапошников Б.М., Василевский А.М. и генерал армии Антонов А.И.
    Совершенствование организационной структуры Генштаба осуществлялось на протяжении всей войны, в результате чего Генеральный штаб стал органом управления, способным оперативно и адекватно реагировать на изменения обстановки на фронтах. Во время ВОВ произошли необходимые изменения в управлениях. В частности, были созданы направления на каждый действующий фронт в составе начальника направления, его заместителя и 5-10 офицеров-операторов. Кроме того, был создан корпус офицеров-представителей Генерального штаба. Он предназначался для поддержания непрерывной связи с войсками, проверки исполнения директив, приказов и распоряжений высших органов управления, обеспечения Генштаба оперативной и точной информацией об обстановке, а также для оказания своевременной помощи штабам и войскам.

  6. Amon_Tv Ответить

    Смотреть что такое “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ” в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ — (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30.6.1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя), Л. П. Берия, Н. А.… … Русская история
    Государственный комитет обороны — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать с государственными комитетами  центральными органами государственного управления СССР. Не следует путать с комитетами при… … Википедия
    Государственный Комитет Обороны — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия
    Государственный комитет обороны — (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30 июня 1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя),… … Энциклопедический словарь
    Государственный комитет обороны —         в СССР (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган, в котором в годы Великой Отечественной войны 1941 45 была сосредоточена вся полнота власти. Образован 30 июня 1941 решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК. В… … Большая советская энциклопедия
    Государственный комитет обороны (значения) — Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны  созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Государственный комитет обороны КНР  высший… … Википедия
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СССР — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО) чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков,… … Большой Энциклопедический словарь
    Государственный Комитет Обороны СССР — ГКО чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30 июня 1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков, В. М. Молотов (зам. председателя), И.… … Политология. Словарь.
    Государственный комитет обороны (СССР) — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны СССР ГКО, ГКО СССР Эмблема ВС Годы сущес … Википедия
    Государственный Комитет обороны СССР — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия

  7. VыраЅty_Сtanцyю Ответить

    Смотреть что такое “Государственный комитет обороны” в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ — (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30.6.1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя), Л. П. Берия, Н. А.… … Русская история
    Государственный комитет обороны — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать с государственными комитетами  центральными органами государственного управления СССР. Не следует путать с комитетами при… … Википедия
    Государственный Комитет Обороны — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия
    Государственный комитет обороны —         в СССР (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган, в котором в годы Великой Отечественной войны 1941 45 была сосредоточена вся полнота власти. Образован 30 июня 1941 решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК. В… … Большая советская энциклопедия
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ — (ГКО) чрезвычайный высший орган гос. власти в СССР во время Вел. Отечеств, войны, образован 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК. Создание ГКО, исходившее из опыта гражд. войны, было вызвано воен. обстановкой, к рая … Советская историческая энциклопедия
    Государственный комитет обороны (значения) — Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны  созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Государственный комитет обороны КНР  высший… … Википедия
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СССР — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО) чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков,… … Большой Энциклопедический словарь
    Государственный Комитет Обороны СССР — ГКО чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30 июня 1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков, В. М. Молотов (зам. председателя), И.… … Политология. Словарь.
    Государственный комитет обороны (СССР) — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны СССР ГКО, ГКО СССР Эмблема ВС Годы сущес … Википедия
    Государственный Комитет обороны СССР — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия

  8. Kallador Ответить

    Смотреть что такое “Государственный комитет обороны” в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ — (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30.6.1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя), Л. П. Берия, Н. А.… … Русская история
    Государственный комитет обороны — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать с государственными комитетами  центральными органами государственного управления СССР. Не следует путать с комитетами при… … Википедия
    Государственный Комитет Обороны — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия
    Государственный комитет обороны — (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30 июня 1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя),… … Энциклопедический словарь
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ — (ГКО) чрезвычайный высший орган гос. власти в СССР во время Вел. Отечеств, войны, образован 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК. Создание ГКО, исходившее из опыта гражд. войны, было вызвано воен. обстановкой, к рая … Советская историческая энциклопедия
    Государственный комитет обороны (значения) — Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны  созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Государственный комитет обороны КНР  высший… … Википедия
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СССР — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО) чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков,… … Большой Энциклопедический словарь
    Государственный Комитет Обороны СССР — ГКО чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30 июня 1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков, В. М. Молотов (зам. председателя), И.… … Политология. Словарь.
    Государственный комитет обороны (СССР) — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны СССР ГКО, ГКО СССР Эмблема ВС Годы сущес … Википедия
    Государственный Комитет обороны СССР — Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия

  9. JOHYVPAL Ответить

    3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.
    Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.
    Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.
    17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).
    Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.
    Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.
    В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
    Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.
    Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.[9]
    24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.
    На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.
    Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.
    Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.
    2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.
    Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

  10. Lucky.exe Ответить

    23 июня 1941 г., на второй день Великой Отечественной войны, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б) был образован чрезвычайный орган высшего военного управления — Ставка Главного Командования Вооружённых Сил СССР. Возглавил её народный комиссар обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. В состав Ставки вошли члены Политбюро ЦК ВКП (б) И. В. Сталин, В. М. Молотов, Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза С. М. Будённый, народный комиссар ВМФ, адмирал Н. Г. Кузнецов и начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков.
    Этим же постановлением при Ставке был образован институт постоянных советников, куда были включены Маршалы Советского Союза Б. М. Шапошников и Г. И. Кулик, генералы К. А. Мерецков, П. Ф. Жигарев, Н. Ф. Ватутин, Н. Н. Воронов, а также А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Л. П. Берия, Н. А. Вознесенский, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, Л. З. Мехлис.
    На протяжении всей войны Ставка находилась в Москве, но с началом бомбёжек она была переведена из Кремля в небольшой особняк в районе Кировских ворот. Через месяц на перроне станции метро «Кировская» был подготовлен подземный центр стратегического управления вооружёнными силами. Там были оборудованы кабинеты И. В. Сталина и Б. М. Шапошникова, а также размещалась оперативная группа Генштаба и управлений Наркомата обороны.
    10 июля 1941 г. в целях обеспечения централизованного и более оперативного управления вооружённой борьбой постановлением Государственного Комитета Обороны СССР № 10 Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Её возглавил председатель Государственного комитета обороны (ГКО) И. В. Сталин. Этим же постановлением в состав Ставки был введён заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников.
    8 августа 1941 г. Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени Ставка стала именоваться Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК).
    На завершающем этапе Великой Отечественной войны постановлением ГКО СССР от 17 февраля 1945 г. был последний раз изменён состав Ставки ВГК и определён следующим образом: Маршалы Советского Союза И. В. Сталин (председатель — Верховный Главнокомандующий), Г. К. Жуков (заместитель наркома обороны) и А. М. Василевский (заместитель наркома обороны), генералы армии Н. А. Булганин (член ГКО и заместитель наркома обороны) и А. И. Антонов (начальник Генерального штаба), адмирал флота Н. Г. Кузнецов (нарком ВМФ СССР).
    Деятельность Ставки ВГК была масштабной и многоплановой. Ставка вносила изменения и уточнения в структуру и организацию Вооружённых Сил; осуществляла планирование кампаний и стратегических операций; ставила задачи фронтам и флотам и руководила их боевой деятельностью; организовывала взаимодействие между стратегическими группировками и оперативными объединениями различных видов Вооружённых Сил и партизанами; распределяла между фронтами имевшиеся в её распоряжении резервные соединения и материальные средства; осуществляла контроль за ходом выполнения поставленных задач; руководила изучением и обобщением опыта войны.
    Основным рабочим органом Ставки ВГК и лично Верховного Главнокомандующего являлся Генеральный штаб Рабоче-крестьянской Красной Армии, тесно взаимодействовавший с управлениями народных комиссариатов обороны и Военно-морского флота.
    Лит.: Данилов В. Д. Ставка ВГК: Ставка Верховного Главнокомандования, 1941-1945. М., 1991; Павленко И. Д. Ставка Верховного Главнокомандования // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1976; Ставка Верховного Главнокомандования // Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 2002. Т. 1. гл. 11; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/zhukov1/11.html.
    См. также в Президентской библиотеке:
    Память о Великой Победе: коллекция.

  11. FIRAZAZO Ответить

    В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
    Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.
    Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин. См: История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред. Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2004. С.289.
    24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.
    На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.
    Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.
    Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.
    2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.
    Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

  12. Mazuhn Ответить

    Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО.
    ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица.
    Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.
    В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *