Какова ситуация ревизора какую роль играет в системе?

16 ответов на вопрос “Какова ситуация ревизора какую роль играет в системе?”

  1. Бобо Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  2. GESU Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, 96 не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  3. свободный ангел Ответить

    В комедии Н.В.Гоголя представлен типизированный уездый город N, чиновничий аппарат которого погряз в бюрократии, взяточничестве и кумовстве. В таком незавидном, но весьма распространенном положении дел в городе большую роль играет страх, так как боязнь чиновников перед расплатой, перед увольнением и, возможно, судом  единственное, что вообще может повлиять на действия бюрократов. Например, узнав о том, что в город N едет ревизор, Городничий собирает собрание управителей всевозможных гос. организаций и начинает отдавать распоряжения, касающиеся работы их подуправных строений: » Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично .» Хотя это его прямая обязанность, но отдавать распоряжения и следить за состоянием общественных мест Городничий начинает только после того, как над ним начинает нависать возможность расплаты за плохую работу. Также поступают и остальные чиновники: Артемий Филиппович — «надевает» на больных чистые колпаки, Аммос Федорович — убирает гусей из канцелярий и приемных, Лука Лукич — должен урезонить учителя, который вечно всем строит неприятные рожи, Земляника — этот и вовсе начинает ябедничать на других, лишь бы не тронули его, но абсолютно всех чиновников страх подталкивает на преступление и подлость в виде взятки ревизору  . Такими образом, мы видим, что только приезд ревизора  заставляет всех представителей чиновничьего  аппарат сомкнуться в общем чувстве страха перед расплатой и начать работать или, скорее, делать вид.

  4. Kekus Ответить

    Ответ оставил Гость
    В комедии Н.В.Гоголя представлен типизированный уездый город N, чиновничий аппарат которого погряз в бюрократии, взяточничестве и кумовстве. В таком незавидном, но весьма распространенном положении дел в городе большую роль играет страх, так как боязнь чиновников перед расплатой, перед увольнением и, возможно, судом  единственное, что вообще может повлиять на действия бюрократов. Например, узнав о том, что в город N едет ревизор, Городничий собирает собрание управителей всевозможных гос. организаций и начинает отдавать распоряжения, касающиеся работы их подуправных строений: ” Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично .” Хотя это его прямая обязанность, но отдавать распоряжения и следить за состоянием общественных мест Городничий начинает только после того, как над ним начинает нависать возможность расплаты за плохую работу. Также поступают и остальные чиновники: Артемий Филиппович – “надевает” на больных чистые колпаки, Аммос Федорович – убирает гусей из канцелярий и приемных, Лука Лукич – должен урезонить учителя, который вечно всем строит неприятные рожи, Земляника – этот и вовсе начинает ябедничать на других, лишь бы не тронули его, но абсолютно всех чиновников страх подталкивает на преступление и подлость в виде взятки ревизору  . Такими образом, мы видим, что только приезд ревизора  заставляет всех представителей чиновничьего  аппарат сомкнуться в общем чувстве страха перед расплатой и начать работать или, скорее, делать вид.

  5. Zarim Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, 96 не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  6. Arcanewind Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  7. Niga_TV Ответить

    В комедии Н.В.Гоголя представлен типизированный уездый город N, чиновничий аппарат которого погряз в бюрократии, взяточничестве и кумовстве. В таком незавидном, но весьма распространенном положении дел в городе большую роль играет страх, так как боязнь чиновников перед расплатой, перед увольнением и, возможно, судом  единственное, что вообще может повлиять на действия бюрократов. Например, узнав о том, что в город N едет ревизор, Городничий собирает собрание управителей всевозможных гос. организаций и начинает отдавать распоряжения, касающиеся работы их подуправных строений: ” Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично .” Хотя это его прямая обязанность, но отдавать распоряжения и следить за состоянием общественных мест Городничий начинает только после того, как над ним начинает нависать возможность расплаты за плохую работу. Также поступают и остальные чиновники: Артемий Филиппович – “надевает” на больных чистые колпаки, Аммос Федорович – убирает гусей из канцелярий и приемных, Лука Лукич – должен урезонить учителя, который вечно всем строит неприятные рожи, Земляника – этот и вовсе начинает ябедничать на других, лишь бы не тронули его, но абсолютно всех чиновников страх подталкивает на преступление и подлость в виде взятки ревизору  . Такими образом, мы видим, что только приезд ревизора  заставляет всех представителей чиновничьего  аппарат сомкнуться в общем чувстве страха перед расплатой и начать работать или, скорее, делать вид.

  8. NightRidersYT Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  9. Maswyn Ответить

    Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
    В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
    Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
    Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.

  10. Peath Ответить

    Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>О новизне «Ревизора»
    О новизне «Ревизора»
    Исключительная быстрота написания «Ревизора» (всего два месяца) говорит о том, насколько органично совпал новый «сюжет» с творческими устремлениями Гоголя…
    Б 1909 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Гоголя, В. И Немирович-Данченко опубликовал свою речь «Тайны сценического обаяния Гоголя». Он заметил, что разбор «Ревизора» вызывает у исследователей «радостное изумление». Порождает это чувство не только открытие замечательных художественных достоинств комедии, но и осознание их новизны и оригинальности.
    Например, удивительная смелость завязки. В «Ревизоре» завязкой является одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
    С необычайно смелой завязкой гармонирует и финал пьесы. Этот финал представляет одно из самых замечательных явлений сценической литературы.
    Далее Немирович-Данченко видит главную особенность действия Ревизора в том, что оно последовательно, от начала до конца вытекает из характеров — и только из них.
    В середине 30-х годов тенденция гоголевской мысли и обобщение возросли еще больше. «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», — читаем мы в «Авторской исповеди».
    Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе».
    Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе». Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь ее играть, но даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середин четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».
    Но как раз в непреднамеренности — «сила» Хлестакова… Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием…
    Страх подготовил почву для обмана. Интересно, что у Хлестакова в противоположность городничему и другим почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось; у него что на уме, то и на языке.
    В третьем и четвертом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова — воображаемые и реальные. В сцене вранья он министр и поважнее министра — до фельдмаршала включительно. В сцене приема чиновников он — взяточник. Потом — нареченный жених Марьи Антоновны.
    Но во всех случаях — даже в минуту самого невероятного вранья — Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, — и снова чиновники обманываются. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.
    Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Хлестаков «гениален» исключительной легкостью и «незаданностью» выдумки. Лживость ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжет чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит. Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и всеобъемлющим будет определение, производное от имени самого персонажа, — хлестаковщина.
    По книге Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя»
    Как вы помните текст комедии
    1. Какова тема комедии «Ревизор»?
    2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
    3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
    4. Почему помещики Бобчинский, Добчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
    5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор — чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на вопрос.
    6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?
    Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
    Завязка – исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия.
    Кульминация – высшая точка напряжения.
    Развязка — исход событий.
    7. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, и мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Вce против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
    8. Воспользовавшись словарем литературоведческих терминов иди литературным энциклопедическим словарем, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.
    Будьте внимательны к слову
    Литературовед Игорь Золотусский в статье «Еще раз о “Реви-зоре”» отводит большую роль языку героев и особенно явыку Хлестакова:
    «…Принимая от Бочинского прошение поведать его величеству о том, «что в таком-то городе проживает Петр Иванович Бобчинский», Хлестаков говорит: “Очень хорошо”. Он намекает, что это ему ничего не стоит.
    С этой свободой не в состоянии состязаться косные языки уездных Цицеронов. Хотя Земляника говорит судье: «У вас что не слово, то Цицерон с языка слетел».
    «”Цицерон… слетел” — это пародии на Цицерона, на красноречие профессионала, которое ничто перед стихийным даром героя Гоголя. Хлестаков красноречивее Цицерона, красноречивее поручика, описывающего балы, красноречивее судьи. Судья толкует о столпотворении и конце мира — у слушателей только волосы дыбом становятся. Хлестаков принимается врать — столпотворение происходит на деле.
    Слова в тексте “Ревизора” играют, скачут, обгоняют одно другое, нагоняют друг друга. В монологе Осипа мы слышим про розги. Потом секут унтер-офицерскую вдову. Затем почтмейстер говорит, что Хлестакова надо высечь. Тема телесного наказания, таким образом, то возникает, как явь, то уплывает в юмор. Она как бы иронизирует над темой высших потерь и высшего возмездия.
    Слова у Хлестакова то значительные, то уменьшительные. То мелькают в его речи “министр”, “генерал”, “фельдмаршал”, то “губки”, “шейка”, “платочек”, “глазки”, “стишки”. Он то съеживается, то распрямляется. Назвав себя “главнокомандующим” и “фельдмарш…” (этого слова Хлестаков не договорил), он побуждает и чиновиков именовать себя на военную ногу. Они являются к нему на прием в мундирах и образуют у его дверей “эскадрон”.
    В финале комедии Гоголь возвращает легкомысленное хлестаковское словечко “сейчас” в виде грозного требования жандарма, обращенного к городничему: “Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”. Вновь вступает в действие минута, вновь время – как будто ухнувшее в бездну вечности, возвращает себе свой счет…»

    Вопросы и задания

    1. Подумаем, насколько совпадают размышления литературоведа с нашей оценкой.
    2. Какие примеры вы могли бы добавить и как развить мысль о языке гоголевской комедии?
    3. Проведите наблюдения над фамилиями героев, их языком. Как характеризует героев их поведение и язык?

    Поразмышляем над прочитанным…
    1. Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
    2. В чем новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
    3. В чем загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя…». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.
    4. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
    5. Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь «ситуацией ревизора» замкнул всех единым, общим чувством – страхом?
    6. Сравним высказывання литературоведов: Г. Гукавский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут: В. Ермилов — что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
    7. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?
    «”Мирвйсность” возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и которой, в известном смысле, меньше всего добивался… С раскрытия обмана Хлестакова мы все более чувствуем, что комедия переходит… в трагедию…» – читаем мы в книге Ю. Манна «Поэтика Гоголя».
    Как вы воспринимаете пьесу Гоголя — в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной?
    Против чего направлена пьеса Гоголя «Ревизор»? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?
    8. Какой смысл заключен в «немой сцене»? Почему она так важна? По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский подчеркнул ее ограниченность, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной развязкой считал слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Сам Гоголь говорил, что она выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Ю. Манн считал, что немая сцена — завершающий аккорд произведения, что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намек на торжество справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или письменное рассуждение на эту тему.
    Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного из персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.
    9. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных с историей Украины или России.
    10. Рассмотрите иллюстрации разных художников к комедии «Ревизор». Кому из художников, на ваш взгляд, удалось передать атмосферу жизни чиновничества, их взаимоотношения, их портреты? Расскажите об одной из иллюстраций подробнее, сопровождая рассказ цитатами из текста.
    11. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе развлекательном или грозном — он размышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? Первоосновой комического является закон несоответствия. Имеется в виду то воздействие, которое оказывает несоответствие мнимого истинному, тому, что делается. Подумайте, как закон несоответствия реализован в комедии П. В. Гоголя.
    12. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самыe мельчайшие подробности его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствии соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выхудило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место», «Тарас Бульба», «Ревизор»?
    13. Черты художественного историзма Гоголя не оставались не изменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором, с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь все больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». Однако в ней, как и в других проиведениях писателя второй половины 1830-х годов, историзм связан с религиозными идеями. По мысли Гоголя, в русском обществе мсчезла совесть. Души людей утратили ее. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор души, не тот ложный, который предстает Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем. И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной иронией. В таком состоянии оказывается городничий.
    Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
    Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
    Содержание урока
    конспект урока
    опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы
    интерактивные технологии
    Практика
    задачи и упражнения
    самопроверка
    практикумы, тренинги, кейсы, квесты
    домашние задания
    дискуссионные вопросы
    риторические вопросы от учеников
    Иллюстрации
    аудио-, видеоклипы и мультимедиа
    фотографии, картинки
    графики, таблицы, схемы
    юмор, анекдоты, приколы, комиксы
    притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    рефераты
    статьи
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    учебники основные и дополнительные
    словарь терминов
    прочие

    Совершенствование учебников и уроков
    исправление ошибок в учебнике
    обновление фрагмента в учебнике
    элементы новаторства на уроке
    замена устаревших знаний новыми
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  11. state_of_my_soul Ответить

    Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора».

    Жанр

    Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *