Какую роль играет человек в информационной системе?

15 ответов на вопрос “Какую роль играет человек в информационной системе?”

  1. Dagdagas Ответить

    1.В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры. 2.Какую роль играет человек в информационной системе? В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем ИС? 3.Какие признаки использованы в классификации ИС, приведенных в учебнике? По характеру использования ИС делятся на 3 группы: – Информационно- поисковая система; – управляющие ИС; – интеллектуальные ИС. 4.Для чего предназначены информационно-поисковые системы? 5.Для чего предназначены управляющие ИС? 6.Для чего предназначены интеллектуальные ИС? 7.Для чего предназначены ИС управления технологическими процессами?

    8.Для чего предназначены ИС автоматизированного проектирования?

    9.Для чего предназначены ИС организационного управления?

    10.Для чего предназначены корпоративные ИС?

    11. Какова роль обеспечивающих подсистем?

    + Информационное обеспечение ИС;

    + Техническое обеспечение;

    + Математическое;

    + Программное;

    + Организационное;

    + Правовое.

    1. Информационные системы – это взаимосвязанная совокупность средств, методов персонала, используемых для обработки данных.

    1. Информационные системы – это взаимосвязанная совокупность средств, методов персонала, используемых для обработки данных.

    Примеры : сбор, хранение, обработка и выдача информации; анализировать проблему; создавать новые продукты.

    2. В работе ИС на равноправных началах принимает участие как технические и программные средства, так и человек, только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации, получение информации нового качества.

    2. В работе ИС на равноправных началах принимает участие как технические и программные средства, так и человек, только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации, получение информации нового качества.

    3. В разомкнутой ИС получаемая потребителем информация используется произвольно, от потребителя никакая информация в ИС не поступает.

    3. В разомкнутой ИС получаемая потребителем информация используется произвольно, от потребителя никакая информация в ИС не поступает.

    Пример: Компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов.

    В замкнутой ИС напротив существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае ИС ориентирована на конкретного потребителя и его цель.

    Пример: ИС, установленная в Ж/Д кассах.

    4.Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных

    4.Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных

    Пример: Информационно-поисковая система в железнодорожных и авиационных кассах продажи билетов.

    5.Управляющие информационные системы вырабатывают информацию на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерна обработках больших объемов данных.

    5.Управляющие информационные системы вырабатывают информацию на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерна обработках больших объемов данных.

    Пример: Система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета, система управления проектами.

    6. Интелектуальные ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.

    6. Интелектуальные ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.

    Пример: медицинские информационные системы используются для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения.

    7.ИС управления ТП предназначены для автоматизации функций производственного персонала.

    7.ИС управления ТП предназначены для автоматизации функций производственного персонала.

    Пример: при организации поточных линий, изготовление микросхем

    8. ИС САПР предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

    8. ИС САПР предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

    Пример: инженерные расчеты

    10. Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

    10. Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

    Пример: промышленные формы, гостиницами, банками

    11.Корпотративные ИС предназначены для автоматизации любых функций компаний, и охватывает весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

    11.Корпотративные ИС предназначены для автоматизации любых функций компаний, и охватывает весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

    Пример: получение прибыли завоевание рынка сбыта.

    12. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, математическое, программное, организационное и правовое.

    Информационное обеспечение определяют всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках. Это совокупность средств и методов построения базы данных. Разработанные стандарты, где устанавливаются, например, требование:

    -к унифицированным формам документов

    -по составу и структуре реквизитов и показателей

    – порядку внедрения, введение и регистрации документов.

    Техническое обеспечение включает комплекс тех средств. Предназначенных для работы ИС, а также соответствующей документацией на эти средства.

    Техническое обеспечение включает комплекс тех средств. Предназначенных для работы ИС, а также соответствующей документацией на эти средства.

    -компьютеры любых моделей

    -устройство сбора, накопления, обработки данных

    -устройство передачи данных линий связей

    Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность мат методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач ИС. Входят: все системные, спец, а также тех документация.

    Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность мат методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач ИС. Входят: все системные, спец, а также тех документация.

    Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношение внутри трудового коллектива.

    Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношение внутри трудового коллектива.

    Правовое обеспечение предоставлено правовыми нормами. Главная цель- соблюдение законности. Входят: законы, указы, приказы, ведомства.

    Правовое обеспечение предоставлено правовыми нормами. Главная цель- соблюдение законности. Входят: законы, указы, приказы, ведомства.

  2. Maran Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные системы
    Урок 21
    Информационные системы
    Изучив эту тему, вы узнаете:
    – какую роль играет информационная система в современном обществе;
    – в чем отличие замкнутой и разомкнутой схем построения информационной системы;
    – как можно классифицировать информационные системы;
    – каков типовой состав обеспечивающих подсистем для любой информационной системы.

    Представление об информационной системе

    Одним из основных направлений информатизации общества является использование информационных систем и технологий на каждом рабочем месте. Без этого невозможен переход индустриального общества в информационное.
    Начнем знакомство с информационной системой с разбора понятия «система». Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность более мелких разнородных объектов, объединенных для достижения поставленных целей.
    Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Например, системой является любое образовательное учреждение, фирма, машина, станок, компьютер и множество других объектов, которые в зависимости от цели можно рассматривать и как систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных объектов, и как самостоятельный объект.
    Понятие «система» в его различных значениях широко используется в информатике. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера или множество программ для решения конкретных прикладных задач.
    Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
    В качестве основного технического средства информационная система использует персональный компьютер. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы входит сервер, поддерживающий функционирование компьютерной сети. Техническое воплощение информационной системы лишено самостоятельного значения, если не учитывать роли человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
    Информационная система (ИС) — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
    В работе информационной системы на равноправных началах принимают участие как технические и программные средства, так и человек. Только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации и получение информации нового качества.
    Информационная система вносит большой вклад в развитие любой организации. За счет автоматизации рутинных операций интенсифицируется производственный процесс, освобождается время для выполнения более интеллектуальной работы. В системе предусматривается оперативный ввод текущей информации, что позволяет повысить достоверность выходной информации, которая необходима для принятия оперативных управленческих решений. Наличие в системе электронных коммуникаций способствует усовершенствованию потоков информации и систем документооборота, снижению объема документов на бумаге.

    Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы

    Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование (обработку), хранение и передачу потребителю результатов преобразования входной информации. Потребитель понимается здесь в обобщенном смысле. Потребителем может быть любой объект живой и неживой природы: человек, растения, устройства, другие информационные системы. В любом случае после приема информации потребитель должен как-то реагировать, например принимать решение, производить какое-то действие, получать новое знание.
    Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.
    В разомкнутой информационной системе (рис. 2.1) получаемая потребителем информация используется произвольно. От потребителя никакая информация в информационную систему не поступает. В случае, когда цель функционирования системы не определяется потребителем, то есть с его стороны отсутствует управляющее воздействие, говорят о работе системы в автономном разомкнутом режиме.

    Рис. 2.1. Разомкнутая информационная система
    Примером работы разомкнутой информационной системы служит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив соответствующий запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, никак не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию. В подобной информационной системе отсутствует управление со стороны потребителя.
    В замкнутой информационной системе (рис. 2.2), напротив, существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя, на его цель. Это достигается за счет введения в ее структуру канала, называемого обратной связью. По каналу обратной связи передается реакция потребителя на полученную им информацию. Эта информация поступает в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими из других источников. Результирующая информация вновь отправляется потребителю, и т. д.

    Рис. 2.2. Замкнутая информационная система
    Примером работы замкнутой информационной системы является система, установленная в железнодорожных кассах. Она обеспечивает кассира необходимой информацией о наличии билетов. Как только продан очередной билет, кассир вводит данные о продаже в компьютер и соответствующая программа производит отметку о проданном билете. В этой замкнутой системе обратная связь от потребителя реализована в виде сведений о проданных билетах.
    В информационной системе происходят следующие процессы:
    ¦ ввод информации из внешних или внутренних источников;
    ¦ преобразование (обработка) входной информации и представление ее в удобном виде;
    ¦ хранение как входной информации, так и результатов ее обработки;
    ¦ вывод информации для отправки потребителю или в другую систему;
    ¦ ввод информации от потребителя через обратную связь.
    Информационную систему следует воспринимать как систему «человек—компьютер», предназначенную для обработки информации. Выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой потребитель принимает решение.
    В настоящее время сложилось представление об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Однако информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте например, организация традиционной работы архива.
    Значение компьютерной информационной системы:
    ¦ освобождает сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
    ¦ обеспечивает достоверность информации;
    ¦ обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере;
    ¦ предоставляет потребителям уникальные услуги.

    Контрольные вопросы и задания

    Задания

    1. Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конкретных типах информационных систем для выбранной вами области. Проведите анализ этой информации.
    2. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы.
    3. Дайте собственную, отличную от приведенной в учебнике, классификацию информационных систем. Поясните ее на примерах.

    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры.
    2. Какую роль играет человек в информационной системе?
    3. В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем информационной системы?
    4. Какие признаки использованы в классификациях информационных систем, приведенных в учебнике?
    5. Для чего предназначены информационно-поисковые системы?
    6. Для чего предназначены управляющие информационные системы?
    7. Для чего предназначены интеллектуальные информационные системы?
    8. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами?
    9. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования?
    10. Для чего предназначены информационные системы организационного управления?
    11. Для чего предназначены корпоративные информационные системы?
    12. Какова роль обеспечивающих подсистем?
    13. В чем состоит информационное обеспечение информационной системы?
    14. В чем состоит техническое обеспечение информационной системы?
    15. В чем состоит математическое обеспечение информационной системы?
    16. В чем состоит программное обеспечение информационной системы?
    17. В чем состоит организационное обеспечение информационной системы?
    18. В чем состоит правовое обеспечение информационной системы?

  3. КР@СОТК@ Ответить

    Важное значение во всем этом имеет и такое понятие, как информационная среда. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая при этом из нее новые знания, генерируя полученные знания в информацию, которую помещает в информационную среду.
    Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.
    Кроме того следует отметить, что исключительная роль информации в современном научно – техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли – продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.
    В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.
    В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.
    В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.
    Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, будем называть информационными процессами. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию.
    В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
    Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
    Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.
    Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
    Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

  4. Goldsong Ответить


    Роль информации в современном обществе
    Кто владеет
    информацией, тот владеет миром”

    Ротшильд

    Роль информации
    в современном обществе

    Информационные
    революции
    История развития вычислительных
    средств
    Информационное
    общество
    Информационная
    культура
    Мир
    IT-профессий
    Компьютерные
    преступления и
    безопасность
    Защита
    информации
    Компьютерные
    зависимости
    Методика
    преподавания темы
    Список источников информации
    Информация всегда играла чрезвычайно
    важную роль в жизни человека.
    Общеизвестно высказывание о том, что
    тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение
    стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э.
    греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не
    останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над
    персами.
    С давних времен сбор и систематизация
    сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких
    условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки
    изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств.
    Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное
    явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со
    временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали
    развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего
    общества в целом – человек смог научится управлять различными видами
    вещества и энергии.
    С течением времени роль информации в
    жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и
    понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности
    человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д.
    Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни
    человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он
    имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет
    уважения в обществе.

    Познавая окружающий мир, человек
    постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно
    оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти
    наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что
    информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж
    знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия
    на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом
    информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более
    выигрышном положении по сравнению с остальными.
    В последние десятилетия настойчиво
    говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу
    информационному». Происходит смена способов производства,
    мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии
    кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.
    Информация стала одним из важнейших
    стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами –
    человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и
    потребление составляют необходимую основу эффективного
    функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и,
    прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому
    человеку становятся доступными источники информации в любой части
    нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится
    достоянием всего человечества. В современных условиях право на
    информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов
    общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом
    научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и
    значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и
    информационного общества.
    Мир вступает в новую эру
    информационную, в век электронной экономической деятельности,
    сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени
    радикально изменит экономические и социальные стороны жизни
    общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места
    человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с
    вектором информационно-технических характеристик общества. Однако
    это совсем не пассивное принятие новых условий производства и
    потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности,
    далеко выходящей за информационно технические характеристики.
    Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного
    поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира
    человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие
    стандарты и ценностные ориентации личности.
    Новые условия для мирового
    человечества в особенной форме проявляются в России. Современная
    Россия еще не является информационным обществом
    . Прежде всего,
    потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена
    дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной
    жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст
    условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из
    которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные
    тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями
    российской цивилизации.
    Информационное общество нередко
    называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с
    такими процессами информатизации как развитие сферы массовых
    коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства
    сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь
    компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе
    с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация – одно из
    важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на
    развитии всяких технологий, информационных технологий в частности
    как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам
    информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу
    потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят
    в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и
    ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и
    духовности.
    В области теоретического понимания
    происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения
    относительно путей развития информационного общества, приоритетности
    того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и
    понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому
    теоретическое исследование как концептуальных, так и практических
    (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов
    остается актуальным
    Дополнительные материалы:
    Информатизация и компьютеризация образования
    МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

  5. Magami Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Роль информации в жизни человека
    Урок 1
    Техника безопасности и организация рабочего места
    Роль информации в жизни человека

    Техника безопасности и организация рабочего места



    ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
    Во время работы следует быть предельно внимательным.
    Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
    • Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
    • Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
    • Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
    • Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
    • Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
    • Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
    • Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
    • Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
    ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
    Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
    • Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
    • Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
    • Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
    • При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
    Правильная посадка

    Самое главное

    1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
    2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

    Плакат «Техника безопасности»

    Роль информации в жизни человека







    Изучив эту тему, вы узнаете:
    – какой смысл вкладывается в понятие «информация»;
    – в чем отличие информации от данных;
    – каковы наиболее важные свойства информации и как они проявляются.

    Информация и данные

    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
    Слово «информация» происходит от латинского informatio, что означает «сведения, изложение, разъяснение».

    Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания. Информация позволяет человеку снизить уровень неопределенности знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определенном объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомленности и, соответственно, понижается уровень неопределенности знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как MeDv устюанения неопБелеленности знаний об объекте.
    Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределенности знаний об этих объектах или явлениях.

    Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который ее воспринимает. В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.
    Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.
    Информация несет человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает ее различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определенные знания и специальное обучение.
    Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве.?

    С понятием «информация» тесно связано понятие «данные». Данные — это «сырье» для получения информации. Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому все представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут. Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет все, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).
    Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске. Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств. Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т. д. Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жестком диске в виде базы данных. Возможны любые варианты обработки этих данных: например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.
    Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует ее и по результатам анализа принимает то или иное решение. Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определенную информацию. Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки.?
    Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
    Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.

    Более понятным и, следовательно, более распространенным методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем. Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объем данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объем информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.
    На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объем информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.

    Свойства информации

    В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.
    Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации: например, информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня. В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность. Например, для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован. Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.
    Эффективность использования информации связана с такими ее свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота (рис. 1.1). Рассмотрим эти свойства более подробно.

    Рис. 1.1. Свойства информации
    Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы. Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а так же от того, насколько быстро изменяется ситуация. Таким образом, своевременность информации предполагает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.


    Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день. В соответствии с этим же правилом ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.
    Доступность информации обеспечивается за счет ее преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от ее получателя. Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.
    Так, например, учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового. В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребенка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста. Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить чита
    телю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.


    Достоверность информации определяется ее свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.
    Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна. Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на ее основе. Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.
    Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.
    ¦ Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
    ¦ Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.?
    ¦ Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.

    Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределенности. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.
    Рассмотрим такую ситуацию. Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

    Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.?
    Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и ее оценки. Например, перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.
    В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация. Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.
    Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.

    Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности. Сейчас создаются геоинформационные системы — живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
    ¦ прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
    ¦ анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
    ¦ строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
    ¦ строить модели рельефов поверхности Земли.
    Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной инфор-
    мации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.
    В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность — и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.?

    Контрольные вопросы и задания

    Задания

    1. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией.
    2. Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации от данных.
    3. Приведите примеры одной и той же информации, представленной в разных формах.
    4. Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.
    5. Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.
    6. Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.
    7. Приведите примеры адекватной информации.
    8. Приведите примеры, когда к информации применимо понятие репрезентативности.
    9. Приведите примеры информации, для которой не все рассмотренные в теме свойства выполняются.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое информация?
    2. Что такое данные?
    3. В чем проявляется различие между информацией и данными?
    4. Какую роль играет информация в жизни человека?
    5. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.
    6. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.
    7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получающего?
    8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.?

    Информационный процесс







    Изучив эту тему, вы узнаете:
    – что такое процесс и информационный процесс;
    – где может существовать информационный процесс.
    Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах. Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.
    Одни процессы характерны для общества, другие — для живой природы. В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель — при управлении автомобилем, рабочий — при строительстве дома и т. д. В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: например, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора.
    Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.
    Информационный процесс — это процесс сбора (приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.


    Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.
    Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов? Почему с приходом весны листья появ
    ляются опять, вырастает трава, распускаются цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуры, влажности, продолжительности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них.
    Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы. Например, звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности — он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

    Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире. Попробуйте это сделать самостоятельно. Вам станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это отличает живую природу от неживой: у неживой природы отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов. В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.
    В середине XX века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог. Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создает различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

    Контрольные вопросы и задания

    Задания

    1. Приведите примеры информационных процессов в школе.
    2. Приведите примеры информационных процессов, происходящих в вашей семье.
    3. Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.
    4. Сравните информационные процессы для животного и растительного мира на примерах.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое процесс? Приведите примеры.
    2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.
    3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?
    4. Что общего между информационными процессами для человеческого, животного и растительного мира?
    5. В чем состоит проблема, связанная с информационными процессами??

  6. Thofym Ответить

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.
    Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н. э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
    С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
    С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т. д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
    В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному» . Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.
    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.
    Мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

  7. сегодня не реально не мой день Ответить

    Содержание

    Представление об информационной системе.

    Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы.

    Классификация информационных систем.

    Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы.

    Представление об информационной системе.

    «Информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей»

    (М. Р. Когаловский)

    В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

    В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

    В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.

    Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы.

    Разомкнутая информационная система.

    Замкнутая информационная система.

    Разомкнутая информационная система.

    В разомкнутой информационной системе получаемая потребителем информация используется произвольно (рисунок 1.2). От потребителя в информационную систему ничего не поступает.

    Примером разомкнутой информационной системы служит электронная справочная система каталогов библиотеки. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив по запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию.

    Примером разомкнутой информационной системы служит электронная справочная система каталогов библиотеки. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив по запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию.

    Замкнутая информационная система.

    В замкнутой информационной системе существует обратная связь между ее структурой и потребителем. По каналу обратной связи передается в аппаратно-программную часть информационной системы реакция потребителя на полученную им информацию. Происходит обработка вновь поступивших данных с уже имеющимися. Результирующая вновь отправляется потребителю.

    Примером замкнутой информационной системы служит электронный каталог билетов железнодорожной кассы. При покупке билета вводятся данные об этом в компьютер, для того, чтобы повторно не продать этот же билет.

    Примером замкнутой информационной системы служит электронный каталог билетов железнодорожной кассы. При покупке билета вводятся данные об этом в компьютер, для того, чтобы повторно не продать этот же билет.

    Классификация информационных систем.

    По характеру использования информации информационные системы делятся на три группы:

    По характеру использования информации информационные системы делятся на три группы:

    Информационно-поисковые системы

    Управляющие информационные системы

    Интеллектуальные информационные системы

    Классификация информационных систем по сфере применения включает:

    Информационные системные управления технологическими процессами

    Информационные системы автоматизированного проектирования

    Информационные системы организационного управления

    Корпоративные информационные системы

    Информационно-поисковые системы

    Информационно-поисковая система (ИПС) — это cистема, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.

    Информационно-поисковая система – система, выполняющая функции:

    хранения больших объемов информации;

    быстрого поиска требуемой информации;

    добавления, удаления и изменения хранимой информации;

    вывода информации в удобном для человека виде.

    Различают:

    автоматизированные (coputerised);

    библиографические (reference);

    диалоговые (online);

    документальные и фактографические информационно-поисковые системы.

    Управляющие информационные системы

    Информационно-управляющая система (ИУС) — цифровая система контроля или управления некоторым реальным объектом.

    Особенности ИУС

    работа в реальном масштабе времени;

    специфические требования по надежности и безопасности функционирования;

    эксплуатационные и инструментальные особенности;

    непрерывный режим функционирования;

    оператор часто отсутствует;

    нештатные ситуации должны корректно разрешаться самой ВС;

    специфические требования к проектированию и отладке.

    Интеллектуальные информационные системы

    Интеллектуальная информационная система (ИИС, англ. intelligent system) — разновидность интеллектуальной системы, один из видов информационных систем, иногда ИИС называют системой, основанной на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека, например возможность поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.

    Информационные системные управления технологическими процессами

    Информационные системные управления технологическими процессами предназначены для автоматизации функций производительного персонала.

    Информационные системы автоматизированного проектирования

    Информационные системы автоматизированного проектирования

    предназначены для автоматизации работы инженеров-пректировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

    Информационные системы организационного управления

    Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

    Корпоративные информационные системы

    Корпоративные информационные системы предназначены для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

    Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы.

  8. vanishing smile Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные системы
    Урок 22
    Информационные системы
    Изучив эту тему, вы узнаете:
    – какую роль играет информационная система в современном обществе;
    – в чем отличие замкнутой и разомкнутой схем построения информационной системы;
    – как можно классифицировать информационные системы;
    – каков типовой состав обеспечивающих подсистем для любой информационной системы.

    Классификации информационных систем

    По характеру использования информации информационные системы делятся на три группы:
    ¦ информационно-поисковые системы;
    ¦ управляющие информационные системы;
    ¦ интеллектуальные информационные системы.
    Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных. Например, информационно-поисковая система в железнодорожных и авиационных кассах продажи билетов обеспечивает необходимыми сведениями пассажиров и обеспечивает кассира необходимой информацией при продаже билетов. К этому же классу относится и информационно-поисковая библиотечная система, предоставляющая читателю возможность поиска в каталоге информации о печатном издании, а библиотекарю — современную технологию обработки запросов.
    ?
    Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Например, система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета, система управления проектами.
    Интеллектуальные информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Например, медицинские информационные системы используются для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач на основании полученной из информационной системы информации имеет возможность произвести оценку рекомендуемого ранее лечения и принять обоснованное решение по его продолжению.
    Классификация информационных систем по сфере применения включает:
    ¦ информационные системы управления технологическими процессами;
    ¦ информационные системы автоматизированного проектирования;
    ¦ информационные системы организационного управления;
    ¦ корпоративные информационные системы.
    Информационные системы управления технологическими процессами (ТП) предназначены для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовления микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.?
    Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.
    Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
    Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления — как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и т. п. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи.
    Корпоративные информационные системы предназначены для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. В состав этих систем, как отдельный модуль, входит информационная система организационного управления. В основе создания корпоративных информационных систем лежит системный подход. Неотъемлемым условием на начальной стадии становится определение главной цели, например получение прибыли, завоевание рынка сбыта и т. п. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, изменению функциональных обязанностей сотрудников, внедрению новых информационных технологий и прочих новаций.

    Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы

    Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 2.3). Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение. Рассмотрим назначение этих подсистем.
    ?
    Рис. 2.3. Информационная система в виде совокупности обеспечивающих подсистем
    Информационное обеспечение определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках. В первую очередь, это совокупность средств и методов построения базы данных. Существенное значение при этом имеет наличие системы классификации и кодирования информации, так как любая база данных содержит справочники, в которых описательная часть должна быть обязательно закодирована.
    Кроме того, в состав информационного обеспечения входят унифицированные системы документации, которые создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Разработаны стандарты, где устанавливаются, например, требования:
    ¦ к унифицированным формам документов;
    ¦ к составу и структуре реквизитов и показателей;
    ¦ к порядку внедрения, ведения и регистрации форм документов.
    К информационному обеспечению относятся также схемы, где отражены маршруты движения информации и ее объемы.
    Техническое обеспечение включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства. В состав комплекса технических средств входят:
    ?
    ¦ компьютеры любых моделей;
    ¦ устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
    ¦ устройства передачи данных и линии связи;
    ¦ оргтехника и устройства автоматического съема информации;
    ¦ эксплуатационные материалы и т. д.
    Документацией оформляется выбор технических средств, структура, организация эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
    Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы. В состав программного обеспечения входят системные и специальные программы, а также техническая документация. К системному программному обеспечению относятся комплексы программ для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность пакетов прикладных программ, разработанных для конкретной информационной системы.
    Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива, а также устанавливающих правила взаимодействия персонала с техническими средствами.
    Правовое обеспечение представлено правовыми нормами. Главной целью правового обеспечения является соблюдение законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

    Контрольные вопросы и задания

    Задания

    1. Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конкретных типах информационных систем для выбранной вами области. Проведите анализ этой информации.
    2. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы.
    3. Дайте собственную, отличную от приведенной в учебнике, классификацию информационных систем. Поясните ее на примерах.

    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры.
    2. Какую роль играет человек в информационной системе?
    3. В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем информационной системы?
    4. Какие признаки использованы в классификациях информационных систем, приведенных в учебнике?
    5. Для чего предназначены информационно-поисковые системы?
    6. Для чего предназначены управляющие информационные системы?
    7. Для чего предназначены интеллектуальные информационные системы?
    8. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами?
    9. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования?
    10. Для чего предназначены информационные системы организационного управления?
    11. Для чего предназначены корпоративные информационные системы?
    12. Какова роль обеспечивающих подсистем?
    13. В чем состоит информационное обеспечение информационной системы?
    14. В чем состоит техническое обеспечение информационной системы?
    15. В чем состоит математическое обеспечение информационной системы?
    16. В чем состоит программное обеспечение информационной системы?
    17. В чем состоит организационное обеспечение информационной системы?
    18. В чем состоит правовое обеспечение информационной системы?

  9. ЖиЗнЕнНаЯ ДеВоЧкА Ответить

    Любая большая информационная система не может полностью работать в автоматическом режиме. Всегда найдутся операции, которые в силу своей специфики невозможно или слишком «дорого» автоматизировать. Чем больше таких операций, особенно в основной технологической цепочке работы информационной системы, тем более зависимой она становится от индивидуальных свойств человека. Отметим ряд типичных характеристик человека, взаимодействующего с информационной системой, от которых зависит и его способность принимать решения в штатных и аварийных ситуациях.
    · способность к адаптации,
    · способность к утомлению,
    · способность к отдыху,
    · возможность совершения ошибки,
    · способность принимать решения,
    · способность запоминания информации,
    · способность переносить информационную перегрузку,
    · способность к обучению.
    Человеческий фактор влияет также на достоверность, своевременность и полноту обработки информации, вводимой и хранящейся в базе данных информационной системы. При длительном монотонном вводе данных, в процессе утомления человек начинает делать ошибки при вводе, пропускать данные, перестает укладываться во временные регламенты.
    Учет такой характеристики, как способность к утомлению оценивается следующим образом. При работе в благоприятных условиях, средняя выработка в последние часы уменьшается на 6-7% за каждый час удлинения рабочего дня свыше 6 часов (т.е. за седьмой час производительность составляет 94%, за восьмой – 88%, за девятый – 81% и т.д.).
    Общепризнано, что основные проблемы создания и внедрения информационных технологий в больших организационных системах сопряжены с влиянием человеческого фактора. Более того, можно смело утверждать, что отсутствие оценки влияния этого показателя при проведении работ по анализу надежности, эффективности, целостности информационных систем, снижает точность получаемого результата.

  10. Красный Еж Ответить

    Представление о базах данных.
    Цель урока: совершенствование знаний по теме «представление о базах данных»
    Задачи урока
    Образовательные:
    углубление знаний учащихся по теме “Представление о базах данных”;
    закрепить знания по теме при выполнении практического задания.
    Воспитательные:
    формировать самостоятельность учащихся при выполнении практического задания.;
    воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение техники безопасности;
    воспитывать взаимопомощь при работе;
    формировать умение преодолевать трудности;
    способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
    Развивающие:
    формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
    развивать умение выделять главное, находить ошибку;
    развитие познавательного интереса, речи и внимание школьников;
    формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний.
    развивать способности сравнивать, сопоставлять.
    Тип урока: лекция
    Ход урока
    I. Организационный момент
    – приветствие, психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока.
    II. Изучение нового материала.
    Изучая новую тему, мы узнаем:
    1.Почему понятие «предметная область» играет важную роль при создании баз данных;
    2.Зачем надо заниматься структурированием данных;
    3.Почему таблица является предпочтительной формой представления данных;
    4.Каковы основные понятия базы данных.
    Роль информационной системы
    В течение многих поколений люди использовали разнообразные способы сохранения и передачи информации. Вначале информация передавалась от поколения к поколению в виде преданий и устных рассказов. Открытия в области электричества привели к появлению телеграфа, телефона, радио, телевидения, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию.
    Развитие прогресса привело к резкому росту потока информации вопрос сохранения и переработки ее становился все острее и острее. Возникла парадоксальная ситуация: растет информационный голод, обусловленный не недостатком информации, а ее избытком. Все труднее отыскать в информационном изобилии интересующую конкретного пользователя информацию.
    С появлением вычислительной техники значительно упростился процесс хранения, а главное – обработки информации. Развитие вычислительной техники на базе микропроцессоров приводит к совершенствованию компьютеров и программного обеспечения. Появляются программы, способные обработать большие потоки информации. С помощью таких программ создаются информационные системы.
    Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах реального мира и предоставления нужной человеку информации о них. Если мы рассмотрим совокупность некоторых объектов, то можно выделить объекты, которые обладают одинаковыми свойствами. Такие объекты можно объединить в отдельные классы (рыбы, мебель, ученики и т.д.). Внутри выделенного класса объекты можно упорядочивать по определенным признакам, например по алфавиту, или осуществлять выборку по некоторым общим признакам, например по цвету или материалу.
    Например, вы хотите приобрести деревянный компьютерный стол из ореха. Для этого вам необходима информация о том, где даются такие столы. Получить ее можно различными способами, например:
    обойти все мебельные магазины города и найти нужный вам стол;
    изучить каталоги по мебели и прайс-листы мебельных магазинов;
    обратиться в информационную систему с необходимым запросом.
    Очевидно, что первый способ может привести к положительному результату. Но для этого понадобится много сил и времени. Второй способ более оптимистический, так как в этом случае не надо никуда ходить, а достаточно воспользоваться телефоном и обзвонить магазины, торгующие подобной мебелью. Последний способ предполагает обращение в информационную систему, где в разделе Мебель нужно выбрать – Столы, среди столов выбрать Компьютерные, затем – Деревянные, далее рассмотреть Столы из ореха , автоматически соединиться по телефону с соответствующим магазином и отправиться по указанному адресу за покупкой. В нашей ситуации наиболее рациональным, наверное, является третий способ.
    Как же организована подробная информационная система и каким образом можно организовать хранение и представление информации в ней?
    Информационная система, прежде всего, должна работать с данными конкретной предметной области, для которой должно существовать описание в виде информационной модели. Предметной областью может быть сфера человеческой деятельности: предприятия, школа, поликлиника Ипр. Это может быть также область человеческих знаний: биология, география и пр.
    Предметную область образует совокупность объектов, которые находятся между собой в определенных отношениях связях.
    В качестве примера рассмотрим предметную область Поликлиника , в этой области можно выделить следующие классы объектов: врачи, пациенты, диагнозы, специальности врачей и пр. Связи между объектами отображены на рис.1

    Рис.1 Пример взаимосвязи классов объектов предметной области Поликлиника
    Обратимся к другому примеру. Все мы любим песни, и у каждого есть свои любимые песни и исполнители. Было бы желание иметь возможность обращаться к информационной системе, которая позволяла бы осуществлять хранение, поиск и отбор ваших любимых песен. Очевидно, что подобная информационная система должна иметь в своем составе программы, ориентированные на работу с классами объектов Песня и Исполнитель. Возникает вопрос: как следует представить информацию об этих объектах?
    Можно было бы привести такое описание: песня «Spice up your life» в исполнении группы из Англии «Spice Girls», написанная в стиле «Hip-hop» в 1997 году, или, например, песня 1996 года российской группы «Иванушки International» под названием «Тучи» в стиле «Pop».
    В этом описании совместно фиксируется название некоторого параметра и его значение, например: песня (название параметра) «Тучи» (значение параметра). При этом значение параметра – это данные, а название параметра – это смысловая характеристика этих данных.
    Описать любой класс объектов можно с помощью информационной модели. Для этого необходимо определить, какими параметрами должны характеризоваться объекты данного класса. Например, такими параметрами могут быть: наименование песни, исполнитель, стиль, дата создания, страна. Перечень этих параметров должен определяться поставленной целью, то есть указывать, в чем заключается ваш интерес к песне и ее исполнителю.
    Представить такую информацию можно разными способами, например в виде списка:
    1. «Spice up your life», «Spice Girls», «Hip-hop», 1997, Англия;
    2. «Тучи», «Иванушки International», Pop, 1996, Россия;
    3. «Моряк», «Агата Кристи», Rock, 1997, Россия.
    Работать с информацией, записанной в подобном виде, весьма трудно. Во-первых, здесь указаны только данные и не описан смысл этих данных. Во-вторых, даже если смысл данных понятен, чтобы найти нужную песню в длинном списке, надо внимательно просмотреть каждую строку, пока не доберемся до нужной. Сделать какие-либо выборки, например, отобрать песни с одинаковым стилем, еще сложнее.
    Другим очень распространенным и естественным способом представления данных является таблица. Мы уже не раз обращались к такой форме представления данных Информацию по каждой песне можно представить в виде таблицы 1.
    Рассмотрим структуру созданной таблицы. Вся таблица представляет класс объектов Песня. Каждый столбец в таблице отражает данные по одному признаку. Первая срока содержит заголовки столбцов, соответствующие названиям параметров. Первая строка таблицы соответствует информационной модели объекта Песня.
    Таблица 1 Сведения о песнях

  11. MisS_Moorka Ответить

    Роль информации в жизни человека
    Окружающий мир люди воспринимают органами чувств, анализируя поступающие извне звуковые, визуальные, вкусовые, тактильные сигналы. Без них

    человек не смог бы составить реальную картину происходящего. Кроме того, как многие наверняка помнят из школьного курса, в истории человечества было четыре качественных скачка в развитии, каждый из которых кардинально менял облик человечества и его способ мышления и был связан с изобретением определенного способа хранения и передачи информации:
    изобретение письменности;
    изобретение книгопечатания;
    открытие способов применения электричества, что послужило основой для изобретения радио и телеграфа;
    изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и их последующая эволюция.
    Информация и ее свойства
    Совокупность сведений, как и любое явление, имеет ряд характеристик. Поэтому сейчас от рассмотрения того, что такое информация, мы перейдем к изучению ее

    качеств. Информатика (наука, занимающаяся проблемами получения, хранения, передачи и практической реализации информации) выделяет следующие ее свойства:
    1. Объективность — отражение реальной картины происходящего в окружающем мире.
    2. Достоверность — информация должна содержать в себе реальное положение дел. Достоверность отличается от объективности тем, что она может быть и субъективной, например, отражать истинные мысли человека, его душевное состояние, мировоззрение.
    3. Точность — максимальная близость к настоящему состоянию объекта или явления.
    4. Полнота — информации должно быть достаточно для того, чтобы на ее основании принять верное решение.
    5. Актуальность — свежесть сведений, их востребованнность в современных условиях.
    6. Доступность — подразумевает под собой не только легкость получения данных, но и их понятность.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *