Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности россии?

5 ответов на вопрос “Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности россии?”

  1. DIMA@1977 Ответить

    Понятие и содержание национальной безопасности государства

    Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Значительным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом нужно исключительно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением вероятности прогрессивного становления личности и социума.
    Можно выделить следующие условия, выполнение которых нужно для обеспечения общественной безопасности:
    1) устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;
    2) стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;
    3) устоявшийся, «нормальный» политический процесс, полагающий высокую степень законности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неотвратимых конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;
    4) отсутствие либо достаточная слабость нелегально существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.
    В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Впрочем, судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд – стержневой гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует правило распределения властей. Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в границах которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.
    Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые владеют правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.
    Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; равновесия интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Главнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. Обеспечение безопасности государства базируется на отчетливом разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 2010. 29 декабря.
    В то же время функция по обеспечению безопасности – это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они владеют нужными силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных обстановок, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.
    Значимую роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.
    Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.
    Стержневой задачей Совета Безопасности является определение жизненно значимых интересов социума и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным общественно-политическим, экономическим, военным, экологическим, другим последствиям, по организации их ликвидации.
    Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально. Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному либо, территориальному признаку на непрерывной либо временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и социальной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в разных сферах. В соответствии с правом он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.
    Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.
    Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение права, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : Учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007. С. 396.

  2. Zelferod Ответить




    § 18. Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
    Национальные интересы Российской Федерации — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.
    Система обеспечения национальной безопасности — силы и средства обеспечения национальной безопасности.
    Силы обеспечения национальной безопасности — Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
    Средства обеспечения национальной безопасности — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

    В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) указывается, что «в настоящее время Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности».
    Далее в Стратегии отмечается, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, с другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
    Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуации в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
    Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.
    Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки.
    На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.
    Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
    О других направлениях государственной политики по обеспечению национальной безопасности, изложенных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», см. в Приложении 2.

    Выводы

    Стратегия является базовым документом по планированию развития систем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
    Государственная политика в области национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

    Вопросы

    Каково основное назначение «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»?
    Что понимается под национальной безопасностью и угрозой национальной безопасности?
    В чём заключаются национальные интересы Российской Федерации?

    Дополнительные материалы к §18

    Стратегия национальной безопасности
    Российской Федерации до 2020 г.
    (Извлечения)

    VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности
    Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:
    уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
    уровень роста потребительских цен;
    уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
    уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
    уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
    уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
    Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

  3. Baich Ответить

    РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    I. Работа над новым материалом.
    Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.
    Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.
    Силы обеспечения национальной безопасности – Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
    Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.
    В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537) указывается, что «в настоящее время Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности».
    Далее в Стратегии отмечается, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, с другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *