Какую роль играет сон татьяны в романе евгений онегин?

15 ответов на вопрос “Какую роль играет сон татьяны в романе евгений онегин?”

  1. СоНыЙ Ответить

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка – «милый идеал» Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги – глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны к простому народу.
    Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий.
    Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне:
    В сугробах снежных перед нею
    Шумит, клубит волной своею
    Кипучий, темный и седой
    Поток, не скованный зимой…
    Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин – хозяин этого дома. Евгений спасает героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так.
    Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье.
    Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;
    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов
    Во сне и в реальности Онегин, пожалуй, единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта.
    Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
    Беру!

  2. Dawnterror Ответить

    Сон героя, введенный в повествование, – излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин». Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий. В бессилии Татьяна падает в снег, медведь «проворно /Ее хватает и несет» в избушку, полную демонических чудовищ. Сон Татьяны является «вещим». Он предсказывает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество). Во сне Татьяна, встав на «дрожащий гибельный мосток», переходит через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток – это тоже в символической форме открывает ее будущее. Героиню ждет перевод в новое жизненное состояние, в новое качество. Шумящий, клубящийся волной поток, «не скованный зимой», символизирует в этом сне юность героини, ее девические мечтания и забавы, любовь к Онегину. Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Кроме того, Онегин пока еще для Татьяны загадка, он окружен неким романтическим ореолом. И в этом смысле он не только «чудовище», он – «чудо». Еще и поэтому герой во сне окружен причудливыми существами. Сон Татьяны является вставным эпизодом в романе. Он «предсказывает» дальнейшее развитие событий в произведении, создает атмосферу тревоги, заставляет читателей сопереживать героям, способствует наиболее полному раскрытию основных характеров. Сон – это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому, настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной любви. Здесь сон – это зеркало, отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.
    Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он композиционно расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово «сон»:
    Промчалось много, много дней
    С тех пор, как юная Татьяна
    И с ней Онегин в смутном сне
    Явилися впервые мне, –

  3. Truescar Ответить

    В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка — «милый идеал» Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги — глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны к простому народу.
    Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий.
    Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне:
    В сугробах снежных перед нею
    Шумит, клубит волной своею
    Кипучий, темный и седой
    Поток, не скованный зимой…
    Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин — хозяин этого дома. Евгений спасает героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так.
    Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье.
    Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;
    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов
    Во сне и в реальности Онегин, пожалуй, единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта.
    Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

  4. Хрупкая Ответить

    Сон героя, введенный в повествование, — излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин».
    Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий:
    Снег рыхлый по колено ей;
    То длинный сук ее за шею
    Зацепит вдруг, то из ушей
    Златые серьги вырвет силой;
    То в хрупком снеге с ножки милой
    Увязнет мокрый башмачок…
    В бессилии Татьяна падает в снег, медведь «проворно Ее хватает и несет» в избушку, полную демонических чудовищ:
    Один в рогах с собачьей мордой,
    Другой с петушьей головой,
    Здесь ведьма с козьей бородой,
    Тут остов чопорный и гордой,
    Там карла с хвостиком, а вот
    Полужуравль и полукот.
    Вдруг Татьяна узнает среди них Онегина, который здесь «хозяин». Героиня наблюдает за всем происходящим из сеней, из-за дверей, не осмеливаясь войти в комнату. Любопытствуя, она немного отворяет дверь, и ветер задувает «огонь светильников ночных». Пытаясь понять, в чем дело, Онегин отворяет дверь, и Татьяна предстает «взорам адских привидений». Затем она остается с Онегиным наедине, но уединение это неожиданно нарушают Ольга и Ленский. Онегин в гневе:
    И дико он очами бродит,
    И незваных гостей бранит;
    Татьяна чуть жива лежит.
    Спор громче, громче; вдруг Евгений
    Хватает длинный нож, и вмиг
    Повержен Ленский…
    Сон этот весьма многозначителен. Стоит отметить, что он вызывает у нас различные литературные ассоциации. Сам сюжет его — путешествие в лес, тайное подглядывание в маленькой избушке, убийство — напоминает нам пушкинскую сказку «Жених», в которой героиня выдает за свой сон происшедшие с ней события. Со сказкой перекликаются и отдельные сцены сна Татьяны. В сказке «Жених» героиня слышит в лесной избушке «крик, хохот, песни, шум и звон», видит «разгульное похмелье». Татьяна тоже слышит «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людскую молвь и конский топ». Однако сходство здесь, пожалуй, этим и исчерпывается.
    Сон Татьяны напоминает нам и другой «волшебный» сон — сон Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума»:
    Тут с громом распахнули двери
    Какие-то не люди и не звери
    Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
    Он будто мне дороже всех сокровищ,
    Хочу к нему — вы тащите с собой:
    Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
    Однако Софья у Грибоедова придумывает этот сон, его не было в действительности.
    Стоит отметить, что сюжеты обоих снов — настоящего и выдуманного — отсылают нас к балладе Жуковского «Светлана». Как и Светлана, Татьяна гадает на святки. Она наводит зеркальце на месяц, спрашивает имя у встречного прохожего. Ложась спать, героиня снимает оберег, «поясок шелковый», собираясь гадать «на сон». Характерно, что Жуковский в своей балладе не обговаривает того, что все происходящее со Светланой, — ужасный сон. Об этом мы узнаем в конце произведения, когда наступает счастливое пробуждение. Пушкин же говорит открыто: «И снится чудный сон Татьяне». В романтической балладе Жуковского присутствуют все «атрибуты жанра»: «черный гроб», «черный вран», «темна даль», тусклый свет луны, метель и вьюга, мертвец-жених. Светлана смущена и расстроена увиденным сном, думает, что он вещает ей «горькую судьбину», однако в реальности все заканчивается хорошо — жених ее, цел и невредим, появляется у ее ворот. Тон поэта в финале становится бодрым и жизнеутверждающим:
    Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье.
    Совсем иные интонации слышатся в пушкинских стихах:
    Но сон зловещий ей сулит
    Печальных много приключений.
    Сон Татьяны является «вещим». Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество). Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.
    Во сне Татьяна, встав на «дрожащий гибельный мосток», переходит через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток — это тоже в символической форме открывает ее будущее. Героиню ждет перевод в новое жизненное состояние, в новое качество. Шумящий, клубящийся волной поток, «не скованный зимой», символизирует в этом сне юность героини, ее девические мечтания и забавы, любовь к Онегину. Юность — лучшая пора в человеческой жизни, она действительно свободна и беззаботна, подобна сильному, бурному потоку, над которым не властны ограничения, рамки и правила зрелого, «зимнего» возраста. Сон этот как будто показывает, как героиня проходит сквозь один из периодов своей жизни.
    Сон этот предваряет и будущие именины в доме Лариных. Д. Д. Благой считал, что «застольные» картины из сна героини перекликаются с описанием именин Татьяны.
    Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. В этой причудливой ипостаси обозначен «демонизм» героя, возведенный в N-ную степень.
    Кроме того, Онегин, реакции которого совершенно непредсказуемы, пока еще для Татьяны загадка, он окружен неким романтическим ореолом. И в этом смысле он не только «чудовище», он — «чудо». Еще и поэтому герой в этом сне окружен причудливыми существами.
    Известно, что сон являет собой скрытое желание человека. И в этом отношении сон Татьяны знаменателен. Она видит в Онегине своего спасителя, избавителя от пошлости и серости окружающего враждебного мира. Во сне Татьяна остается с героем наедине:
    Мое! — сказал Евгений грозно,
    И шайка вся сокрылась вдруг;
    Осталася во тьме морозной
    Младая дева с ним сам-друг…
    Далее сон в символической форме снова рисует будущие события: ссору Онегина с Ленским, их поединок, исходом которого стала смерть юного поэта («…Евгений Хватает длинный нож И вмиг повержен Ленский…»).
    Стоит отметить, что сон героини в романе — не просто предваряет будущие события. Этот эпизод смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского. Сон Татьяны открывает нам ее внутренний мир, сущность ее натуры.
    Миросозерцание Татьяны поэтично, исполнено народного духа, она обладает ярким, «мятежным» воображением, память ее хранит обычаи и предания старины. Она верит в приметы, любит слушать рассказы няни, в романе ее сопровождают фольклорные мотивы. Поэтому вполне естественно, что во сне героиня видит образы русских народных сказок: большого медведя, лес, избушку, чудовищ.
    Н. Л. Бродский отмечает, что источником сна Татьяны могли служить «Русские сказки» Чулкова, которые были известны Пушкину. Однако в воображение Татьяны наряду с русским фольклором прочно вошли и европейские литературные традиции, среди которых — готические романы, «британской музы небылицы», с их фантастическими картинами:
    Вот череп на гусиной шее
    Вертится в красном колпаке,
    Вот мельница вприсядку пляшет
    И крыльями трещит и машет.
    Сон Татьяны в романе имеет собственную композицию. Здесь мы можем выделить две части. Первая часть — это пребывание Татьяны в зимнем лесу, ее преследование медведем. Вторая часть начинается там, где медведь настигает ее, это посещение героиней избушки. Каждая из строф данного отрывка (и всего романа) построена по единому принципу: «тема — развитие — кульминация — и афористичная концовка».
    В этом эпизоде Пушкин использует эмоциональные эпитеты («чудный сон», «печальной мглой», «дрожащий, гибельный мосток», «на досадную разлуку», «боязливыми шагами», «в нахмуренной красе», «нестерпимый крик»); сравнения («Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей», «За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах»), перифразу («от косматого лакея»), инверсии («И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она»), эллипсис («Татьяна в лес; медведь за нею»), анафору и параллелизм («Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут»), прямую речь.
    Лексика данного отрывка разнообразна Здесь есть элементы разговорно-бытового стиля («кряхтя», «мордой»), «высокого», книжного стиля («дева», «светил ночных», «меж дерев», «очи»), славянизмы («младая»).
    Мы находим в данном эпизоде аллитерации («Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки», «Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке») и ассонансы («Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ»).
    Таким образом, сон Татьяны выступает как средство ее характеристики, как композиционная вставка, как «пророчество», как отражение потаенных желаний героини и потоков ее душевной жизни, как отражение ее взглядов на мир.

  5. Blackfont Ответить

    (354 слова) Сон Татьяны приходится на пятую главу романа, то есть примерно на его середину. Это тот момент, когда в судьбах героев должен произойти перелом. Он играет роль предвестия грядущих событий, и особенно это важно для Татьяны, которая верит в приметы. Сон Татьяны содержит множество символов, которые связаны с грядущими переменами в её жизни
    Татьяне снится, что она переходит через ручей – это символ границы между прошлым и будущим, между прежней и новой жизнью. Ей придётся уехать из деревни в Москву, окончательно распрощаться с детской наивностью, с романтическими мечтами и стать светской дамой, женой генерала. Во сне её путь после перехода через ручей становится трудным и опасным. Ей холодно, в лицо дует ветер, ветки деревьев срывают с неё серёжки, рвут платье. Это символизирует жизненные сложности, потери. В реальности она окажется в чужой в холодной обстановке. Она потеряет надежду на счастливую любовь. Девушке также снится, что её сопровождает медведь. Народные предания гласят, что сон о медведе предвещает близкое замужество. Лесной гигант стремится ей помочь, проявляет добрые намерения. Он помогает перейти через ручей, несёт её на руках, предлагает отогреться в лесной хижине. Однако при этом путница все равно боится его, ей все время хочется от него убежать, но она не может этого сделать. Все это проецируется на будущие отношения Татьяны и её мужа. Князь N будет любить и уважать супругу, именно он поможет героине сделать шаг из юности во взрослую жизнь. Он даёт ей высокий титул и положение в обществе. Она же не испытывает ответной любви к мужу, в её душе останется прежнее чувство к Онегину, но изменить она не сможет, так как не захочет причинить зла любящему человеку.

  6. PurpleMoon Ответить

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка – «милый идеал» Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги – глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны к простому народу.
    Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий.
    Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне:
    В сугробах снежных перед нею
    Шумит, клубит волной своею
    Кипучий, темный и седой
    Поток, не скованный зимой…
    Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин – хозяин этого дома. Евгений спасает героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так.
    Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье.
    Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;
    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов
    Во сне и в реальности Онегин, пожалуй, единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта.
    Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

  7. Pr1meR_M1n1steR Ответить

    Британской музы небылицы
    Тревожат сон отроковицы,
    И стал теперь ее кумир
    Или задумчивый Вампир,
    Или Мельмот, бродяга мрачный
    Иль вечный жид, или Корсар
    Или таинственный Сбогар.
    Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с ее сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают тех адских созданий (“уездный франтик Петушков, – “другого с петушьей головой”, а остальные – “Буянов, в пуху, в картузе с козырьком”, “Флянов, обжора, взяточник и шут”, “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и рыжем парике” – настолько нелепы и смешны, что похожи на тех домовых). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны – “толкотня”, “тревога”, лай мосек”, “чмоканье девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”, “шарканье гостей”; во сне героине – “крик и звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”. Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир он решает отомстить Ленскому, и результатом его плохого настроения является дуэль.
    Итак, в день именин самой светлой героини совершается вакханалия самых черных сил зла (при чем эпиграф подчеркивает это: светлая героиня (Светлана) – “страшные сны”).
    Тема сна будет сопровождать Онегина на протяжении всего романа. Резко контрастирует его “сладостный, безграничный сон” после получения письма Татьяны и “страшный, непонятный сон”, в котором он чувствует себя на дуэли. Не зря он проспал время дуэли (“еще над ним летает сон”). Затем этот мотив появляется в восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны. Он вспоминает: “та девочка…иль это сон?…”, он спрашивает себя: “Что с ним? В каком он страшном сне!”
    Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та, что раньше казалась такой простой, такой доверчивой и понятной, теперь оказалась на недосягаемой высоте. Татьяна – неприступная богиня, “величавая”, “законодательница зал”.
    Но сама героиня видит все по-другому. Ее впечатление от первых балов в Москве (“теснота”, “волненье”, “жар”, “мельканье”, “шум”, “хохот”, “беготня”, “поклоны”, – в общем “волненье света”) очень напоминают “адской сволочи скаканье” из сна Татьяны.
    Опять Пушкин перечисляет гостей: “Проласов, заслуживший известность низостью души”, “другой диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим”, “путешественник залетный, перекрахмаленный нахал”. Эти люди ничем не лучше персонажей ее сна. Но по иронии судьбы теперь она хозяйка бала, хотя и не дорожит этой “ветошью маскарада”, “блеском”, “шумом”, “чадом”.
    А Онегин, видя ее среди всего этого, не может понять, как она могла так измениться. Он на балах в Петербурге оказывается в роли Татьяны на шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая “Гиббона, Руссо, Манзони”, “без разбора”.
    Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, они меняются местами (классическая для романов ситуация несовпадения), но это далеко не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и Евгения не удалась, она похожа на дурной сон. Ни его, ни ее в окружающем мире никто не понимает. Даже друг для друга они не очень реальны. Татьяна “мечтой стремится … в сумрак липовых аллей, туда, где он являлся ей”. И Онегин в мыслях возвращается к деревенской жизни: “то сельский дом – и у окна сидит она… и все она…”.
    Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов романа, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленное. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово “сон”.
    Промчалось много, много дней
    С тех пор, как юная Татьяна
    И с ней Онегин в смутном сне
    Являлися впервые мне…
    Замыкая этот “сонный круг”.
    Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Являясь центральным для психологической характеристики “русской душою” героини романа, он также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон, прежде всего, мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после “странного” поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферой святок – времени, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в опасную игру с нечистой силой. В связи с этим следует подчеркнуть, что сон Татьяны имеет глубоко реалистическую мотивировку.
    Сон Татьяны характеризует и другую сторону сознания Татьяны – ее связь с народной жизнью, с фольклором. Сон Татьяны – органический сплав “сказочных и песенных” образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Рассмотрим отдельно предметы и действия героини во время сна.
    XI-XII строфы. Переправа через реку – устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии.
    В исследованиях А. Потебни во время гаданий “на жениха” девушки делают из прутиков мостик и кладут его под подушку во время сна, загадывая: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост”. Потебня А. заключает: “Татьяна у Пушкина – “русская душой”, и ей снится русский сон . Этот сон предвещает: выходить замуж, хоть и не за милого”.
    Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти.
    Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.
    XII строфа. Татьяне снится большой взъерошенный медведь. Связь образа медведя с символикой сватовства, брака в обрядовой поэзии отмечалась исследователями.
    Медведь пыхтун,
    Слава !
    По реке плывет,
    Слава !
    Кому пыхнет во двор,
    Слава !
    Кому зятем в терем,
    Слава !
    Весьма распространен был в старину обычай сажать молодых во время свадьбы на медвежий или другой густой мех.
    Однако исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая “своя”, человекообразная природа персонажа, в сказочных – представляющая его хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, “лесного черта”, и роль его как проводника в “шалаш убогий” вполне оправдана всем комплексом народных верований.
    XVI-XVII строфы. Содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне.
    Во-первых, свадьба – это одновременно и похороны: “За дверью крик и звон стаканов, как на больших похоронах”.
    Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается “навыворот”. В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за “дружкой”.
    Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а “лесной”, т.е. “антидом”). Войдя, она застает сидящих за столом не гостей, а лесную нечисть. Возглавляющий их хозяин является предметом любви героини. Описание нечистой силы подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

  8. silence death Ответить

    Сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа
    “Евгений Онегин” – самое загадочное место во
    всём произведении. Эпиграф к этой главе (“О, не
    знай сих страшных снов ты, моя Светлана!”) взят из
    известной баллады Жуковского “Светлана”,
    главная героиня которой засыпает и видит
    различные ужасы. Существует также традиция
    сравнения сна Татьяны со сном Наташи из баллады
    “Жених”, которая была написана Пушкиным
    примерно в то же время, что и пятая глава (правда,
    в балладе Наташа только описывает
    действительность, выдавая её за страшный сон).
    Однако обе баллады (и Жуковского, и Пушкина)
    заканчиваются благополучно (Наташа разоблачает
    злодея в финале, а Светлана просыпается и узнаёт
    о возвращении своего жениха; кошмарные сны не
    имеют продолжения и никакого влияния на
    последующую жизнь героинь), тогда как сон Татьяны
    – зловещий знак её судьбы (Татьяна недоумевает и
    во сне, и после пробуждения, ищет толкование сна в
    соннике). Сновидение Татьяны – вещее (в
    творчестве Пушкина не раз встречались такие сны:
    например, видел Пугачёва в пророческом сне
    Гринёв).
    Татьяна верила в приметы (“…предчувствий
    горестных полна, ждала несчастья уж она”),
    святочные гадания (которые сулили ей утраты в ту
    зиму). Хотя Татьяна и находила тайную прелесть “в
    самом ужасе”, ворожить она не решилась, положив
    зеркальце под подушку (здесь существует явная
    параллель со Светланой, которая гадала с
    зеркалом, о чём и упоминает Пушкин в этой строфе).
    Снится ей “чудный сон”: она “идёт по снеговой
    поляне” (вообще, сама пятая глава начинается с
    описания зимних пейзажей; “Татьяна… с её
    холодною красою любила русскую зиму…”). Тема
    зимы будет сопровождать героиню всё время. В
    Москву, “на ярманку невест”, она поедет по
    зимнему пути (но в тот момент Татьяна уже не рада
    “проказам матушки зимы”, ей страшно). Встреча
    Татьяны и Евгения в Петербурге происходит в это
    же время года, а сама она при встрече с Онегиным
    “окружена крещенским холодом”, и холод этот –
    броня Татьяны. Так от любви к зиме она переходит к
    страху перед ней, а потом зима (равнодушие и
    усталость) поселяется внутри неё. Отзовётся в
    реальной жизни и ещё один мотив из сна: Татьяна
    видит “дрожащий, гибельный мосток”; потом она на
    пути в Москву заметит, как “мосты забытые
    гниют”.
    В хижине, куда затем попадает Татьяна, –
    веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”). Но
    Пушкин сразу говорит: “Как на больших
    похоронах”, что и не предвещает героине ничего
    хорошего, и одновременно намекает на
    потустороннюю силу. Действительно, пируют там
    страшные чудища: “один в рогах с собачьей
    мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с
    козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т.д. Но
    главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто “мил
    и страшен ей”, Евгения, и причём в роли
    “хозяина” (все ему подчиняются), атамана шайки
    нечисти, который затем убивает Ленского. В этот
    момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу,
    которая являет собой полный контраст (“…Авроры
    северной алей и легче ласточки…”) мрачному сну с
    убийством её, Ольги, суженого; эта ситуация
    отражается позже: после действительного
    убийства Ленского Ольга очень быстро
    оправляется и выходит замуж за улана (“Увы!
    невеста молодая своей печали неверна. Другой
    увлёк её вниманье…”), в противоположность
    Татьяне (“Но я другому отдана; я буду век ему
    верна”).
    Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у
    Мартына Задеки, ей непонятен, загадочен и сам
    Онегин, она не может постичь его сущность. Ответ
    (или это опять неверный ответ?) она найдёт гораздо
    позже, когда, разглядывая книги Онегина в его
    доме, скажет: “Уж не пародия ли он?” Но в этот
    момент (в пятой главе) Татьяна находит решение
    прямо противоположное. Во всей главе Онегин
    обрисован самыми мрачными красками: он и лихой
    молодец, предводитель шайки домовых, герой тех
    книг, которые описаны в третьей главе:
    Британской музы небылицы
    Тревожат сон отроковицы,
    И стал теперь её кумир
    Или задумчивый Вампир,
    Или Мельмот, бродяга мрачный,
    Иль Вечный жид, или Корсар,
    Или таинственный Сбогар.
    Онегин повторяет некоторые жесты этих героев
    во сне Татьяны (хотя она сама с этими
    произведениями незнакома). Ещё в третьей главе
    Онегин предстаёт перед Татьяной “грозной
    тенью”, “блистая взорами” (в её сне он “взорами
    сверкает”, “дико… очами бродит”). Когда же
    Онегин увлекает её в угол и “клонит голову свою к
    ней на плечо”, он предположительно играет роль
    Вампира, обречённого питаться кровью молодых и
    прекрасных женщин, которых он любит. В романе
    “Жан Сбогар” также есть похожая ситуация:
    героиня рассказывает своему жениху ужасный сон,
    в котором она тоже была среди всякой нечисти, а
    повелевал ею её жених. Действительно, в
    сновидении Онегин воистину “сатанический урод”
    и “демон” (слова эти появляются в восьмой главе,
    указывая, скорее всего, на сон Татьяны).
    Другая часть пятой главы посвящена именинам
    Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её
    сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно
    напоминают адских созданий из сна (например,
    “уездный франтик Петушков” – “другого с
    петушьей головой”, а остальные – “Буянов, в
    пуху, в картузе с козырьком”, “Флянов… обжора,
    взяточник и шут”, “мосье Трике, остряк, недавно
    из Тамбова, в очках и в рыжем парике” – настолько
    нелепы и смешны, что похожи на описания тех
    “домовых”). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист
    и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны –
    “толкотня”, “тревога”, “лай мосек”, “чмоканье
    девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”,
    “шарканье гостей”; во сне героини – “крик и
    звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”,
    “никто не слушает, кричат”. Но и на этом пиру
    Онегин проявляет свою демоническую сущность:
    сердитый на весь мир, он решает “отмстить”
    Ленскому (непонятно за что, ведь он сам
    согласился приехать), а результатом его плохого
    настроения является дуэль, глупая и никому не
    нужная. При описании состояния героини и во сне, и
    на празднике (она равно чужая и там, и здесь)
    употребляются похожие эпитеты, а одна фраза
    (“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно.
    Кстати, на её вопрос в письме к Онегину: “Кто ты,
    мой ангел ли хранитель или коварный
    искуситель…” – дан достаточно ясный и
    однозначный ответ. Пушкин и раньше называл
    Онегина “искусителем роковым” (и это отчасти
    правда: в последней главе Татьяна действительно
    подвергнется большому искушению), а Ленский
    считает его “развратителем”. Единственное
    светлое место для Татьяны во всей пятой главе –
    строфа тридцать четвёртая, где “взор… очей”
    Онегина “был чудно нежен”.
    Итак, в день именин самой светлой героини
    совершается вакханалия самых чёрных сил зла
    (причём эпиграф ещё раз подчёркивает это: светлая
    героиня (Светлана) – “страшные сны”).
    Тема сна будет сопровождать Онегина на
    протяжении всего романа. Резко контрастирует его
    “сладостный, безгрешный сон” после получения
    письма Татьяны и “страшный, непонятный сон”, в
    котором он чувствует себя на дуэли (он горько
    будет сожалеть об этой “минуте мщенья” на балу,
    да и Оленьку тот котильон томил, “как тяжкий
    сон”). Не зря он проспал время дуэли (“…Ещё над
    ним летает сон”). Затем этот мотив появляется в
    восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны.
    Он вспоминает: “…Та девочка… иль это сон?..”, он
    спрашивает себя: “Что с ним? в каком он странном
    сне!”
    Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та,
    что раньше казалась такой простой, такой
    доверчивой и понятной, теперь оказалась на
    недосягаемой высоте. Татьяна – неприступная
    богиня, “величавая” “законодательница зал”. Но
    сама героиня видит всё по-другому. Её впечатления
    от первых балов в Москве (“теснота, волненье, жар,
    мельканье”, “шум, хохот, беготня, поклоны,
    галоп” – в общем, “волненье света”) очень
    напоминают “адской сволочи скаканье” из сна
    (светская толпа – “ряд докучных привидений”).
    Опять Пушкин перечисляет гостей (как во сне и на
    именинах): “…Проласов, заслуживший известность
    низостью души…”, “…другой диктатор бальный
    стоял картинкою журнальной, румян, как вербный
    херувим…”, “…путешественник залётный,
    перекрахмаленный нахал…” и т.д. Скорее всего,
    для Татьяны эти люди ничем не лучше персонажей из
    её сна. Но по иронии судьбы, теперь она – хозяйка
    бала, хотя и ничуть не дорожит этой “ветошью
    маскарада”, “блеском”, “шумом” и “чадом”. А
    Онегин, видя её среди всего этого, не может
    понять, как она могла так измениться. Он на балах
    в Петербурге оказывается в роли Татьяны на
    шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому
    объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая
    “Гиббона, Руссо, Манзони” “без разбора”. Но
    “меж печатными строками читал духовными глазами
    другие строки”: “то были тайные преданья
    сердечной, тёмной старины” (Татьяна “верила
    преданьям простонародной старины”, гадала), “ни
    с чем не связанные сны” (опять тема сна!),
    “угрозы, толки, предсказанья” (Мартын Задека
    Татьяны), “длинной сказки вздор живой” (а сам сон
    героини и есть сказка, с явными волшебными
    мотивами), “письма девы молодой” (аналог письма
    Татьяны). Перед встречей с Татьяной он сам на
    “мертвеца” похож.
    Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, в
    конце концов они меняются местами (классическая
    для романов ситуация несовпадения), но это далеко
    не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и
    Евгения не удалась (они оба чужие на этом
    празднике жизни), она похожа на дурной сон. Ни его,
    ни её никто в окружающем мире не понимает. Даже
    друг для друга они не очень реальны. Татьяна
    “мечтой стремится… в сумрак липовых аллей, туда,
    где он являлся ей”. И Онегин возвращается в
    мыслях к деревенской жизни: “…То сельский дом –
    и у окна сидит она… и всё она!..”
    Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и
    интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста
    он расположен в пятой главе – ровно посередине
    романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие
    событий в жизни героев, предсказывая не только
    ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более
    отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин
    в последний раз упоминает ключевое слово “сон”:
    Промчалось много, много дней
    С тех пор, как юная Татьяна
    И с ней Онегин в смутном сне
    Явилися впервые мне, –
    замыкая этот “сонный” круг.

  9. Mukinos Ответить

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть реальный сюжет и мистические черты. Мистицизм в свой роман Александр Сергеевич смог внести при помощи сна Татьяны Лариной.
    После того, как Татьяна влюбилась в Онегина, она решила погадать на возлюбленного в рождественскую ночь. Татьяна провела обряд и легла спать. Ночью ей приснился ужасный сон. В этом сне Татьяна спасалась от страшного медведя, затем попала в дом в лесу. В этом доме Онегин вместе с нечистью сидел за праздничным столом. Онегин ведет Татьяну в комнату к лавке, а затем в дом входит Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского.
    Как оказалось, сон был вещим. Рассмотрим же его значение.
    Татьяна была очень замкнутой с самого детства. Когда она влюбилась в Онегина, она еще больше отодвинулась от родных. Поэтому во сне она оказалась одна в зимнем лесу. Она уже поняла, что Онегин не хочет создать с ней семью, поэтому не надеется на взаимность чувств. Она не решается сама перейти через ручей, который может символизировать переход во взрослую жизнь, когда она сама должна принимать решения о своем будущем. Она боится самостоятельности, не может и не хочет перейти через ручей сама. На помощь ей приходит медведь. Медведь является символом замужества в народных поверьях. Медведь говорит о том, что Онегин его кум. А мы знаем из романа, что Татьяна выйдет замуж за генерала, который является родственником Онегина. Она любит и боится своей любви и влечения к Онегину. Образы гостей Онегина знакомы Татьяне по страшным историям, которые рассказывала ей няня. Таня мечтает о том, чтобы Онегин отвечал ей взаимностью, поэтому во сне она сближается с ним. Ленский и Ольга неожиданно входят в дом. Они помешали Онегину. Он сердит на Ленского и убивает его. В этом сне Татьяна увидела то, чем должна была закончиться ссора Онегина и Ленского. Подсознание подсказывало ей, что отношения с Онегиным могут причинять только боль ей и ее родственникам. Как оказалось впоследствии, именины Татьяны и стали поводом для ссоры между друзьями и гибели Ленского на дуэли.
    Пушкин ввел этот сон не просто так. Он как бы подготовил свою любимую героиню и читателей к трагической развязке дружбы Ленского и Онегина.

  10. Bordred Ответить


    (Композиционная роль сна Татьяны в
    романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)

    Цель урока:
    определить место и роль “сна
    Татьяны” в произведении, проследить его связь с
    другими сценами;

    Задачи:

    углубить знания учащихся о композиции
    художественного произведения, научить
    анализировать текст;
    развить умения логически мыслить и
    самостоятельно делать выводы;
    воспитать чувство гордости за русскую
    литературу.

    Оборудование урока:
    репродукции картин
    К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”,И.В. Волкова и К.А.
    Коровина “Сон Татьяны”; автопортрет А.С.
    Пушкина,CD с записью оперы П.И. Чайковского
    “Евгений Онегин”.
    Эпиграф к уроку:

    …неисчерпаем мир поэта:
    В его глубинах – тайна света,
    Который нам, как солнце, дан…
    Г. Гоц.

    Ход урока.

    I.Оргмомент.


    Объявление темы урока, ознакомление учащихся с
    целями и задачами.

    II.Вступительное слово учителя.


    А.С.Пушкин…
    Русская радость и русская печаль… Благородное
    сердце и возвышенная душа…Такая в Вас сила и
    такая тайна, что мы и через два века всё
    вглядываемся в Вас, вслушиваемся в Вашу речь,
    обсуждаем с друзьями каждую Вашу мысль.
    Ребята, изучая творчество А.С. Пушкина, мы с вами
    не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта,
    как будто ясными по форме, предельно глубокими по
    содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся
    нечто ещё большее, что пока не разгадано. “Мы
    видим море, но за ним предчувствуем океан”, –
    писал А.Платонов.
    И сегодня мы постараемся разгадать ещё одну
    тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким
    образом она связана с другими сценами и как
    помогает понять весь роман в целом.

    III.Подготовка к восприятию темы урока.


    а) Чтение учителем I-II строфы V главы романа.

    Эта картина знакома нам с детства.

    б) Беседа по тексту.

    -А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?

    (Картина зимы дана через восприятие Татьяны,
    это то, что она любит, что ей близко и дорого.)
    Литература до Пушкина не признавала описания
    таких “низких” предметов, как “тулуп, дровни,
    лошадка, кибитка…” Поэта упрекали в том, что он
    вводит в поэзию уж очень прозаические слова и
    понятия. А он видел прекрасное в самой жизни и с
    мягким юмором поддразнивал своих литературных
    противников.
    У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у
    него своя, непохожая ни на одну из литературных
    героинь того времени именно потому, что она из
    жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел,
    знал и пытался понять их духовный мир.


    -Так какая же она была, Татьяна Ларина?

    (Любящая книги, природу…; занятая своими
    мыслями, чувствами, а не миром вокруг.)

    -Как складывался её характер?

    (Книги, рассказы няни, одинокие прогулки –
    мечтательность; нянины сказки – суеверие, страх
    перед потусторонними силами.)

    в) “Разукрашивание” иллюстрации К.И. Рудакова
    “Татьяна Ларина”.

    -Задание: цветом передать характер героини

    (На иллюстрации Татьяна занята своими мыслями,
    чувствами, а не миром вокруг себя; в облике нежная
    печаль – голубовато-сиреневый тон портрета; её
    бледность – признак сильных чувств, страдания).

    г). “Настали святки. То-то радость!
    Гадает ветреная младость…”
    Сообщение
    учащегося о видах и способах гадания в старину.
    Учитель:
    “Татьяна, по совету няни
    Сбираясь ночью ворожить,
    Тихонько приказала в бане
    На два прибора стол накрыть;
    Но стало страшно вдруг Татьяне…
    И я – при мысли о Светлане
    Мне стало страшно – так и быть…
    С Татьяной нам не ворожить.”

    -О какой Светлане идёт речь? Какие ещё строки
    созвучны балладе Жуковского?

    (…Скажи: которая Татьяна?
    Да та, которая грустна
    И молчалива, как Светлана,
    Вошла и села у окна ) – III глава, V строфа.

    -Чем близки эти героини?

    (Светлана, как и Татьяна, гадала ночью одна, и к
    ней также явился долгожданный жених.)

    Обратим внимание на эпиграф, это строчки из
    баллады Жуковского “Светлана”. И это не
    случайно, потому что главное место в пятой главе
    занимает “Сон Татьяны”.
    Сон пушкинской героини не просто проблемный
    центр V главы, это самый загадочный эпизод романа,
    а может быть, и всего творчества Пушкина.

    IV. –Работа над новой темой “И снится чудный
    сон Татьяне…” (Запись на доске темы урока.)


    1) Чтение учителем XI строфы романа.

    – Природа во сне Татьяны живая, земная:
    печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий
    мостик.

    -Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?

    (Ведёт себя естественно: она боится.)

    2) Работа с иллюстрациями Волкова И.В. и Коровина
    К.А. к роману “Евгений Онегин”.
    (Анализ
    репродукций: сюжет, комментарий к выбору цвета.)


    Волков И. В. “Сон Татьяны”

    Коровин К.А. “Сон Татьяны”
    1. Как вы думаете, какое значение имеет фон
    картины?
    2. Почему героиня изображена в таком положении?
    Что хотел подчеркнуть художник?

    3. Какими изобразительными средствами
    художник раскрывает внутренний мир человека,
    изображенного на полотне.

    3) Выразительное чтение учащимися XVI – XVII строф.

    В хижине, в которую попадает Татьяна, веселье
    (яркий свет, “крик и звон стакана”), но поэт
    говорит, что происходящее “ как на больших
    похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего
    (XVI строфа).Пируют страшные чудовища. Но главное,
    кроме них, Татьяна видит того, кто “мил и страшен
    ей”, Евгения, причём, в роли “хозяина”, атамана
    шайки нечисти.
    4) Толкование сновидений.

    Мост – “трудная работа”; метель
    “большие хлопоты”; мельница – “беспокойная
    жизнь”; медведь – “случай, неожиданность;
    богатый, сильный, но жестокий жених”; нож
    “знак обмана и насилия”; огонь – “ гнев,
    опасность”; рак, паук – “раздор, печаль,
    досада; коварство”.

    5) – Вспомните, сюжет какой баллады Пушкина
    близок сюжету “сна Татьяны”?

    (Баллада “Жених”, написанная в то же время, что
    и V глава.)

    – Каков финал баллады Пушкина “Жених” и
    баллады Жуковского “Светлана”?

    (Кошмарные сны не имеют своего продолжения и не
    оказывают никакого влияния на последующую жизнь
    героинь. Сновидение же Татьяны – вещее, и оно
    скоро начнёт сбываться.)
    А ведь в творчестве Пушкина не раз встречались
    такие сны.
    -Вспомните их.

    (“Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”.)

    6) “..И Таня в ужасе проснулась…”

    – Найдите в тексте описания с пробуждения
    Татьяны. Каким оно было?

    (Татьяна видит Ольгу; она являет собой полный
    контраст и пробуждению сестры, и мрачному сну с
    убийством её (Ольги) суженого.)

    -Отразиться ли это предсказание на судьбе Ольги
    позже?

    (После убийства Ленского Ольга быстро
    успокоится и выйдет замуж за улана.)

    7) Вторая часть V главы
    посвящена именинам
    Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день
    легко, весело, пародируя известную в его время
    оду Ломоносова “На день восшествия на престол
    Елизаветы Петровны”. В этом пародийном
    четверостишии слово “весёлый” звучит
    насмешливо, тем более мы знаем: Татьяне вовсе не
    весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился
    поехать на праздник.

    8) Выразительное чтение учащимися XXV строфы.

    Прочтём внимательнее эти строки; что-то они нам
    напоминают.
    Становится ясно, кто снился Татьяне. Соседи
    Лариных только внешне похожи на людей. Татьяна
    видела во сне не сказку, непросто ужасы,
    рождённые фантазией. Её тонкий ум не мог не
    оценить окружающих людей. А чудища из сна вот они,
    наяву. И неизвестно ещё, где они страшнее.

    9) Прослушивание отрывка из оперы П.И.
    Чайковского “Евгений Онегин”.

    – Как перекликается этот отрывок с текстом
    романа?

    (В опере также присутствует сатирическое
    изображение образов гостей Лариных.)

    V. Обобщение.


    Сон оказался пророческим: он предсказал и
    ближайшее будущее (дуэль), и гораздо более
    отдалённое.

    -Какова же композиционная роль сна Татьяны в
    романе?

    (Связывает прошлое и будущее, объясняет
    поступки героев, определяет дальнейшее развитие
    событий в жизни героев, предсказывает будущее;
    жизнь героев не удалась, она похожа на дурной
    сон.)

    VI. Подведение итогов.

    VII. Домашнее задание:


    дать характеристику гостям на именинах
    Лариных.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *