Какую роль играет в жизни общества труд?

16 ответов на вопрос “Какую роль играет в жизни общества труд?”

  1. ENQEE Ответить

    1. Самообразование имеет очень большое значение в развитии человека как личности. Ведь тех знаний, что нам дают в учебном процессе школы и высших учебных заведений, хватит только для примитивного, специализированного существования. А как же моральный рост, духовное развитие, все это зависти от каждого из нас индивидуально. Каждый сам отвечает за свое развитие, и духовное и моральное. Как сказал О. Бисмарк «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра». Я считаю, что это касается и самообразования. Ведь после школьной, а затем институтской программы мы начинаем интересоваться чем то больше, а чем то меньше, и выбрав предмет и направление которое нас наиболее интересует мы пытаемся вникнуть в детали, узнать подробности, понять мелочи на которых учителя не обращали ни своего ни нашего внимания. В процессе самообразования мы познаем мир глубже, меняем свое мировоззрение, начинаем воспринимать все по иному, в конце концов, меняется наше мышление. Если допустить что люди, окончив обучение в школе, а затем в институте, ничем бы больше не интересовались в последующей жизни, то все были бы похожи на роботов без интересов, и с остановившимся развитием. Но, наверное, никто не хочет быть похожим на запрограммированную машину, значит нужно выбрать для себя направление в самообразовании и вперед. Если задуматься то все материальные блага, которые мы имеем сейчас у себя дома, домашняя аппаратура, и разнообразные инструменты, с помощью которых каждый из нас работает и зарабатывает себе на жизнь – это результат самообразования. А именно результат пытливых умов исследователей и изобретателей, которым всегда не хватало тех знаний, что они имели, и неугомонное стремление к повышению уровня своего интеллекта, методом проб и ошибок в исследованиях и изобретениях. Так что из всего выше сказанного напрашивается вывод – если мы хотим и дальше улучшать уровень нашей личности и нашей жизни в целом, нужно идти по пути самообразования.

  2. Bublik_King Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Содержание
    Введение
    1. История возникновения труда
    2. Элементы труда
    3. Социальная роль труда
    4. Самосовершенствование в процессе труда
    5. Упоминание в трудах известных деятелей
    Источники

    Введение
    Наверное, протекли сотни тысяч лет, – в истории Земли, имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, – прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде.
    Труд – источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека.

    1. История возникновения труда
    Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко – развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны — предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.
    «Этим, — говорит Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
    Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.
    Развитие руки влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего — от руки. Таким образом, рука – этот орган действия с предметами – совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга. Важную роль в развитии трудовых действий обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.
    История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд – первое и основное условие человеческой цивилизации.
    В экономической литературе широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд – “это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Я считаю, что это определение не утратило своего значения по настоящее время.
    2. Обязательные элементы труда
    Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.
    Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).
    “Процесс труда” – есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда – это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.
    Взаимодействие человека с предметами труда и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией машинных и трудовых процессов. Как известно, труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное условие его существования. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе.
    Человеческий труд является объектом и социологии труда. К основным функциям труда можно отнести:
    труд определяет условия жизни человека;
    труд выступает источником общественного богатства;
    труд – элемент развития производительных сил;
    труд формирует человека и определяет развитие его как личности.
    3. Социальная роль труда
    Трудовые отношения являются источником идентичности: через них люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.
    Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение. И она также организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности, структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.
    Труд является источником цели, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования. Он источник дохода и средство контролирующее течение вашей жизни. труд общество социальный
    Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные районы, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня).
    Занимаясь физическим и умственным трудом, создавая материальные и иные блага, неуклонно совершенствуя орудия и собственно процесс труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя.
    Важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом, как в своих собственных интересах, так и на благо общества. «Без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера»,– утверждал К. Д. Ушинский.
    Труд для каждой семьи служит источником материального благосостояния. Для нормального функционирования семьи, естественно, необходимы соответствующие материальные условия: наличие жилой площади, обстановки, предметов быта и т. п., а также средств к существованию. В. А. Сухомлинский предупреждал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше – рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу».
    Производительный труд на общую пользу помимо материального обеспечения приносит большое нравственное удовлетворение. Производя духовные и материальные ценности, человек делает жизнь лучше. Все это дает ему законное основание чувствовать себя нужным другим людям, обществу, ощущать себя полноценным гражданином. А это великое чувство.
    Добросовестный труд вызывает естественное уважение товарищей по работе, членов семьи, всех окружающих. Высокая оценка рабочего человека на производстве, его активная гражданская позиция положительно сказываются на трудовой атмосфере семьи: другие ее члены не могут себе позволить недобросовестности, лени в атмосфере организованности, бодрости, оптимизма, ответственности.
    Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
    Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.
    Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки-русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год – символы изобилия без труда. Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: “В поте лица будешь добывать хлеб свой”. Во всех легендах упоминается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети. Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.
    Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты – одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд — почти религия.
    4. Самосовершенствование в процессе труда
    Труд умственный и физический представляет собой не только естественное условие приобретения средств к жизни, способ и средство творческого воздействия и господства человека над внешней природой, но вместе с тем и средство самообладания – осуществление господства человеческого духа над низшими силами своей природы. При всяком труде требуются усилия и настойчивость в преодолении инертности и сопротивления обрабатываемых материалов, необходимы бывают терпение и постоянство в выполнении часто прозаической и черновой работы. Все это вырабатывает волевые качества, самообладание, без чего никакая работа успешно не совершается и которые так необходимы человеку. Труд служит нравственным целям и с другой стороны. Человек, сосредоточивая свое внимание на цели, предмете и технике выполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, тем самым воспитывает в себе самособранность; мысли его не рассеиваются и не блуждают попусту туда и сюда, будучи сосредоточены на успешном выполнении труда. Вместе с этим в труде подрываются и физиологические страсти (здоровый физический труд и «здоровая усталость», тогда и крепкий здоровый сон). Наконец, в труде человек находит повод и средство к преодолению и искоренению эгоизма.
    В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер.
    Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий.
    Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо это чувство радости и душевного подъема, не доступное бездельникам.
    Любой вид труда, в котором проявляется инициатива, создается нечто новое, вносится усовершенствование в процесс работы, приобретает творческий характер.
    Творчеством называется оригинальное решение какой-либо трудовой задачи или создание нового материального или духовного продукта деятельности, имеющего общественную ценность. Предметом творчества может быть изобретение машины, внесение рационализаторского предложения на производстве, создание художественного произведения — литературного, музыкального, применение новых оригинальных приемов, обеспечивающих успех труда, (инженера, врача, учителя, рабочего). Чтобы работа стала творческой, надо проявлять настойчивость и трудолюбие. Многие думают, что дело только в способностях, что талантливые люди занимаются творчеством легко, что у них само все получается. На самом деле даже талантливый человек ничего не создаст, если не будет упорно работать.
    В любой работе не следует избегать трудностей. Преодолевая их, человек развивается, укрепляет духовные и физические силы. Примером стремления к трудной, а не легкой работе могут служить летчики-космонавты. Юрию Гагарину, с отличием закончившему летное училище, предложили самому выбрать место службы. Он уже заранее решил ехать туда, где труднее, он чувствовал себя «сыном могучего комсомольского племени и не считал себя вправе искать тихих гаваней». Гагарин и его товарищи попросились на Север.
    Но одного трудолюбия для творчества недостаточно. Нужны и соответствующие способности, которые развиваются в процессе самой деятельности, если человек проявляет необходимую волю и интерес к труду.
    В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения – резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. Отсутствие труда вырождает сословия, лишает их человеческих достоинств, нравственности и в конце концов действительного счастья.
    Вне серьезного умственного и физического труда нет развития личности, человек теряет «дорогу в жизни». «Есть и такие господа, – писал К. Д. Ушинский, – которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд – не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».
    А можно ли вообще прожить без труда? Ведь не всегда хочется выполнять нудную, неинтересную работу. Гораздо интереснее развлекаться, как Попрыгунья-Стрекоза, которая «лето красное пропела», а с приходом зимы стала искать спасения у Трудяги-Муравья.
    Во всех видах труда формируется важное качество личности – практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате ранней трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем и отношение коллектива.
    Развитие страны зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие предприятий, отраслей и экономики в целом зависит не только от образовательного и профессионального уровня молодых специалистов, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих в трудовой деятельности ценностных ориентаций и установок.
    Молодое поколение, отвечая требованиям времени, сочетает обучение с работой в различных сферах производства; именно во время получения профессии и с выходом на рынок труда у молодых людей складываются представления о целях профессиональной деятельности и способах их достижения, что отражается на их мотивации, трудовых ориентациях и стратегиях.
    Человек цениться своим трудом, а не ленью. Если человек добился всего сам, то мы уважаем его и идем по его стопам. Про труд создано немало пословиц и поговорок. “Без труда не вытащить рыбку из пруда” – эта пословица говорит нам о том, что если лениться и лежать на диване, то ты ничего не получишь.
    Трудящийся человек всегда ценится в обществе и нередко он является душой компании. С ним всегда есть о чем поговорить. Труд всегда украшал, и будет украшать человека, каким бы он не был по характеру. В нашей жизни встречается лень, с которой необходимо всегда бороться. Труд помогает нам получать знания, ведь слушать и писать на уроках – это не валяться на диване. Слушать всегда огромный труд.
    Трудящийся человек всегда найдет, о чем поговорить и заворожит своей привлекательностью. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. Все знают, что своими повестями и стихами он влюбил в себя многих людей, которые и по сей день изучают его биографию и учат все его произведения. Александр Пушкин собирал в зале при чтении нового произведения сотни людей, которые с удовольствием слушали его.
    Я полностью согласна с пословицей, которая гласит, что в труде красота человека, и если трудиться, то будет все.
    5. Упоминания в трудах известных деятелей
    Труд облагораживает человека. В русском фольклоре, как и в фольклоре многих народов мира, есть множество пословиц о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно». Человек в труде становится человеком. Английский философ Т. Карлейль точно подметил: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не нашлось работы». Вспомним пример Ильи Ильича Обломова — героя одноименного романа И. Гончарова. По-своему добрый, милый, умный и привлекательный человек, он собственноручно разрушает свою жизнь. А ведь в молодости он «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Писатель пытается проанализировать жизненный путь своего героя и ответить на вопрос: что заставило его заняться саморазрушением? Обломов получил хорошее образование, после чего поступил на службу. И вот тут-то жизнь сразу разделилась для него на две половины. Одна из них состояла из труда и скуки, которые стали для него синонимами, другая – из покоя и мирного веселья. Когда Обломов понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», он подал в от­ставку, перестал выезжать в свет и стал вести жизнь затворника. Душой и телом он прирос к уютному дивану, просторному халату и широким туфлям. Пренебрежение каким-либо трудом со временем порождает в душе Обломова апатию и равнодушие. Даже любовь к Ольге Ильинской не может возродить в нем человека. Обломов знает наверняка, что его отношения с Ольгой постепенно превратятся в цепь различных условностей и обязанностей. Одна мысль о том, что потребуется встать с любимого дивана, «соответствовать» положению, заниматься делами, быть главой семьи, кажется герою убийственной. Ведь все это труд, а труд требует определенно­го напряжения сил и энергии. Но эти качества Обломов давно изжил в себе. «Я думала, что оживлю тебя, что ты сможешь еще жить для меня, — а ты уже давно умер», – с горечью говорит ему Ольга. «Трудолюбие – одно из непременных мерил достоинства человека», – этими словами Ч. Айтматов предваряет свой роман «…И дольше века длится день». Главный герой Едигей Жангельдин (Буранный Едигей) «не просто труженик от природы и по роду занятий. Он человек трудолюбивой души». На разъезде Боранлы-Буранный Едигей поселился после войны. Он живет с осознанием, что кому-то нужно в сорокаградусный мороз выходить и расхищать снег, а в палящий зной ремонтировать железную дорогу. И все время встречать и провожать поезда, которые «шли с востока на запад и с запада на восток». За годы существования на разъезде переменилось много работников, но никто из них не задерживался здесь долго: слишком тяжелы были условия и невыносимо одиночество. И только Едигей жил, работал и чувствовал себя счастливым, потому что верил: труд его не напрасен, он на пользу людям и поездам. В русском народе всегда уважали людей трудолюбивых, старательных, чтили тех, у кого в руках любое дело спорилось, кто вкладывал в труд частицу своей души. Гимном такому человеку-творцу звучат роман П. Загребельного «Диво» и поэма Д. Кедрина «Зодчие». Роман «Диво» рассказывает о безымянных строителях храма Святой Софии в Древнем Киеве, поэма «Зодчие» – о возведении храма Покрова. И в том и в другом случае мы видим таинство создания святыни – церкви «невестиной красоты». Мы следим за тем, как разворачиваются события, и словно становимся их непосредственными участниками. Мы видим загорелые, усталые лица изможденных мастеров, выполняющих тяжелую работу. Вместе с тем они счастливы, потому что стараются передать камню то тепло человеческих рук и душевную нежность, которые сопровождают каждое их действие. Они выплетают «узоры из каменных кружев, как возводят столбы, и, работой своею горды, купол золотом жгут…» («Зодчие»), И постепенно перед нашим мысленным взором поднимается белая церковь, подобная невесте в подвенечном наряде. На долгие века она становится олицетворением трудолюбия и таланта русского человека. О труде, об отношении к труду можно говорить бесконечно. О воспитательной роли труда, о важности общественно-полезного труда лучше всего скажут строки Твардовского: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». А закончить свои размышления мне хотелось бы словами Э. Хемингуэя: «Работа – это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление – в работе».

    Источники
    1. http://www.rummuseum.ru/lib_e/engels_trud.php
    2. http://www.v-ratio.ru/deti/110-trud-radost.html
    3. https://pro-psixology.ru/trud-obshhenie-i-igra/292-radost-truda.html
    Размещено на Allbest.ru

  3. RA_ Great Ответить

    При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.
    Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства [5, с.291].
    Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.
    Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.
    Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой – прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда [5, с.293].
    Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия [5, с.295].
    Труд – сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом – формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.
    Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как “сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы “подготовляют” и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)” [1, с.130-132].
    Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

  4. pharaoh Ответить

    Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.
    Разделение труда– это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.
    Различают три вида разделения труда: общее, частное и единичное.
    Основные функции и виды труда приведены на рис. 1


    Предмет экономики труда: исследование закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.
    Предметы труда– это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
    Средства труда– это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
    Средства производства– это совокупность средств труда и предметов труда.
    Технология– это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда – вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда – явление сложное, многоаспектное.
    Основными формами проявления труда являются:
    Затраты человеческой энергии.Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
    Взаимодействие работника со средствами производства – предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется:
    · уровнем технической оснащенности труда,
    · степенью его механизации и автоматизации,
    · совершенством технологии,
    · организацией рабочего места,
    · квалификацией работника,
    · его опытом,
    · применяемыми им приемами и методами труда и т.д.
    Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
    3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от :
    · уровня разделения и кооперации труда,
    · от форм организации труда – индивидуальной или коллективной,
    · от численности работающих,
    · от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).
    Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.
    Роль труда в развитии человека и обществапроявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль трудапроявляется через развитие и совершенствование производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

  5. Atlas Air Ответить

    Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .
    Труд – сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом, – формирует не только общество, но и личность, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.
    В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования . Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности , позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.
    Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как “сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы “подготовляют” и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)”
    С экономической точки зрения труд – это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются:
    1) сознательный характер;
    2) связь с созиданием благ;
    3) рациональность;
    4) целенаправленность;
    5) общественная полезность.
    2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости:
    1) от характера и содержания труда;
    2) предмета и продукта труда;
    3) средств и способов труда;
    4) условий труда.
    По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства – самостоятельный и труд несамостоятельный – наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального труда и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) . Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.
    Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра: степень интеллектуализации труда и степень квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.
    – Второй критерий классификации – предмет и продукт труда – учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда.
    По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.).
    Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий.
    В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.
    – Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.
    – Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.
    Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.
    3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.
    Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения – отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.
    Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), – трудовым отношением.

  6. Rustin Ответить

    труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.
    труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.
    труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.
    труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд – это определяющая сфера социализации человека в обществе.
    в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.
    Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.
    С другой стороны, в процессе труда человек не только целеустремленно влияет на предметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми, вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте труд проявляется как общественное явление. То есть труд по своему содержанию является материальным процессом отношения людей к природе, а за характером – общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Труд в каждом конкретном случае приобретает определенную форму организации и отбивает социально-экономические особенности самых существенных признаков производственных отношений.
    Рассматривая понятие «содержание труда», стоит отметить, что содержание труда является сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений, взаимодействую человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействие личностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, ее профессиональные знания, необходимые для осуществления трудового процесса умения и навыка. К основным элементам, которые характеризуют содержание труда, относят такие категории, как «производительная сила», «интенсивность», «качество», «сложность» и «тяжесть» труда.
    Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека; это объективные обстоятельства труды (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, методы организации труда, плодородие земли и тому подобное), которые предопределяют дееспособность работника и результативность усилий. Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной мере зависит от и интенсивности.
    Интенсивность труда характеризует объем трудовых расходов (физической и умственной энергии) на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенное количество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (то есть уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеющаяся производительная сила труда. Повышение интенсивности труда за своими результатами равнозначно увеличению длительности рабочего дня.
    Особенности потраченной рабочей силы, отличия ее, с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качества труда, который определяется уровнем профессионального мастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством, заинтересованностью, коммуникабельностью и тому подобное.
    Сложность труда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственном процессе. Чем более сложный труд, тем в большей специальной профессиональной подготовке и лучших способностях работника она нуждается.
    В любом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственной среды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнем физических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполнения работы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшой сложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, напротив, работы очень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургические операции). Самыми тяжелыми являются работы, в которых совмещается физическая и психическая нагрузки, в ходе которых возникает опасность для жизни (например, работа спасателей, пожарников, и т. др.).
    Все отмечены, выше категории отображают разные стороны трудовой деятельности человека и испытывают постоянные изменения под воздействием трансформаций в содержании труды, которые происходят в результате научно-технического прогресса.
    Рассматривая категорию «характер труда», стоит обратить внимание на существование двух взглядов на это понятие. Один заключается в том, что понятие характера труда отображает особенности процесса труда, который осуществляется в тех или других организационно технических условиях (например, ручной или механизированный труд, простой или сложный за характером труд, творческий или рутинный и тому подобное). В этом случае понятие «содержание» и «характер» труда налагаются друг на друга, поскольку за их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоит обратить внимание на другой взгляд, который определяет характер труда как категорию, которая отображает особенности взаимосвязи людей в процессе их совместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимости от их участия в процессе труда (труд частный и наемный, индивидуальный и коллективный). Вообще от односторонней трактовки характера труда нужно отказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно – с точки зрения общественной формы труда, и как категорию, которая формируется под воздействием особенностей содержания труда за признаками уровня квалификации, условий труда, чистки физического и умственного труда, и тому подобное.

  7. Kazishicage Ответить

    Исследователи выделяют следующие наиболее значимые моменты для понимания роли труда в индустриальном обществе[4].
    Прежде всего в этот период активно происходит формирование и становление большинства важнейших общественных наук (включая экономику и социологию), в которых сам труд становится объектом специального научного анализа. Складывается армия наемного труда (промышленный пролетариат). Тяжелые условия существования работников, поляризация общества обострили социальные отношения, приводящие к открытым столкновениям. В результате внимание ученых, политических деятелей и общественности стало уделяться вопросам регулирования социальных отношений как на уровне предприятия, так и на уровне общества в целом. Кроме того, получила развитие прикладная функция науки. В отличие от традиционного общества, которое было ориентировано на поддержание сложившего порядка вещей, в индустриальном обществе совершенствование производственного процесса было поставлено на систематическую основу и стало одной из важных задач науки.
    На протяжении XX в. индустриальное общество в большинстве развитых стран мира перешло в постиндустриальное, или информационное, общество. В России ситуация несколько иная — если в начале XX в. страна жила еще в традиционном обществе, то в начале XXI в. она вступает в информационное. Следует заметить, что этот переход был значительно более быстрым. Вся индустриальная стадия практически целиком укладывается в социалистический период.
    Если в индустриальном обществе под капиталом понимались прежде всего финансовые средства, которые инвестируются в производство и в результате приносят дополнительный доход, то сегодня экономисты и социологи все чаще говорят о человеческом капитале, воплощенном в мотивациях, знаниях, навыках и умениях работника.
    Информационное общество — термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации, а с последней трети XX в. новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию1. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. Основными сферами деятельности в информационной экономике становятся исследования, управление, консультирование, информатизация.
    В 1980-х гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории информационного общества (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации[5] [6]. Особенностью постиндустриального общества является значительно большая свобода выбора индивидом моделей своего поведения, деятельности, взаимодействия с теми или иными социальными институтами.
    При сравнительно высоком уровне материального благосостояния основной части населения развитых западных стран значение собственно экономической составляющей в мотивации трудовой деятельности снижается. Становление постиндустриального общества характеризуется активным поиском новых форм организации трудового процесса. Сегодня внимание управленцев сосредоточено не только на развитии материально-технических компонентов производства, но и на организационных изменениях, позволяющих лучше использовать потенциал современного работника. На смену авторитарному стилю приходит так называемое пар- тисипативное управление, т.е. управление, основанное на участии. Наблюдается отход от жесткого тейлористского разделения трудовых функций, реинтеграция умственной и физической работы.
    Информационное общество в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового. В ходе научно- технического прогресса (НТП) распространяются трудосберегающие технологии, стремительно растет производительность труда и как результат — снижается потребность в рабочей силе.
    Увеличение сроков получения образования ведет к сокращению продолжительности рабочей биографии. Однако увеличение продолжительности жизни ведет к увеличению продолжительности трудовой жизни. Исследователи полагают, что в будущем единственное место работы, полный рабочий день, полная рабочая неделя, непрерывный рабочий стаж могут стать скорее исключением, чем правилом. Все более распространенным явлением становится не просто периодическая смена рабочего места, но и смена профессии, рода занятий. Профессиональный труд, возможно, уже нс будет представлять единственную ось существования человека. Наблюдается отход от понимания труда как призвания, характерного для протестантской этики[7].
    Труд — одновременно и цель, и средство. Он важен не только в силу своей материальной отдачи, но и потому, что дает индивидууму ощущение социальной стабильности, интегрированности в обществе, цель. Воздействуя на окружающую среду, изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, изменяют и собственную природу: развивают способности, получают новые знания, расширяют сферу их применения, изменяют сам процесс труда на основе новых технологий.
    Функции труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил. Можно выделить следующие функции труда:
    • способ и мера удовлетворения человеческих потребностей, средство к жизни;
    • основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса;
    • фактор развития самого человека, сфера утверждения личности.
    Труд представляет собой главный элемент качества жизни. Независимо от того, работает человек на других или на себя, труд создает продовольствие, одежду, кров или же обеспечивает доходы для приобретения этого. Труд — главное средство, с помощью которого люди пытаются удовлетворить потребности, необходимые для поддержания качества жизни: нормальное питание, безопасную для здоровья воду, необходимые санитарно-гигиенические и жилищные условия.
    Труду люди уделяют по меньшей мере половину своего времени, и поэтому условия труда (физические и психологические) составляют ядро жизненного опыта. Социальное признание человека другими людьми, а также ощущение социальной стабильности определяются степенью успешности его труда.
    Нормативные документы[8].
    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (далее — Конституция РФ).
    Статья 34
    1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
    Статья 37
    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
    2. Принудительный труд запрещен.
    Труд отождествляется с занятостью и приравнивается к ней. Этим объясняется тот факт, что политика в сфере экономики и труда, законодательство и статистика в большей части опираются на параметры занятости и нацелены на обеспечение полной занятости. Фактически занятость остается центральной проблемой политики, эго нашло отражение в создании Международной организации труда (МОТ) — специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), в Уставе ООН, а также в признании после экономической депрессии кейнсианской экономической политики в качестве инструмента в практике государственного регулирования экономики.
    В ст. 55 Устава ООН говорится, что ООП должна поощрять достижение полной занятости. Это мотивируется желанием избежать массовой безработицы масштабов 1930-х гг. и ее последствий. В 1966 г. Международная конвенция по экономическим, социальным и культурным правам (International Covenanton Economic, Social and Cultural Rights) признала, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы1. В 1995 г. Всемирное совещание по социальным вопросам (World Social Summit) также поставило в центр дискуссии о национальной и международной политике проблемы безработицы и средств существования.
    Труд — источник богатства, первое и обязательное условие существования человека. История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии. Теоретические и эмпирические исследования роли труда говорят о том, что в известном смысле «труд создал самого человека»[9] [10].
    Благодаря труду человек выделился из мира животных. Анализируя становление человеческого общества, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в мозг человека, после чего действия последнего стали носить сознательный характер. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, изменяют и собственную человеческую природу: развивают способности к труду; обогащают свои знания, расширяют возможности их использования; увеличивают сферу трудовой деятельности, совершенствуют процесс труда. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, общения люди приобретали способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой все более сложные цели и достигать их. Труд в процессе развития человека становился все более разнообразным, совершенным, многосторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и торговля. Постепенно появляются и развиваются искусства, наука, право, политика. Так в общем виде может быть представлен генезис все более усложняющихся в своем развитии видов труда.
    В условиях цивилизованного общества деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, произведений литературы и искусства, совершение научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей. Именно в этом следует видеть ключ к научному пониманию истории общества.
    Современное производство, осваивая разнообразные ресурсы и преобразуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду. В производственные процессы вовлекаются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, Мировой океан, космос.
    Нормативные документы
    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., встун. в силу с 1 января 2017 г.).
    Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
    Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
    свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности…
    Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда.
    Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
    Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, нс связанных с деловыми качествами работника…
    Под влиянием научно-технического прогресса в результате комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации производства и улучшения его организации происходит систематическое изменение содержания труда, преимущественно физического. Повышается общеобразовательный и культурно-технический уровень и квалификация работников. На фоне роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень жизни населения[11].
    В процессе эволюции труд значительно изменился и усложнился: люди в процессе труда начали осуществлять гораздо более сложные и многообразные операции, применять технически и технологически усовершенствованные средства труда, ставить высокие цели. Процесс труда стал более разнообразным и сложным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, создает новые стоимости, намного превышающие стоимость тех жизненных благ, которые нужны ему для компенсации затрат рабочей силы.
    В современном обществе социальный статус индивида во многом определяется профессиональным статусом, участием в трудовой деятельности, которая не только обеспечивает занятость и является источником дохода, но и способствует реализации образовательного и творческого потенциала человека, его развитию.
    В условиях применения более совершенных средств труда и ресурсов возрастающее влияние на окружающую среду оказывает организация труда, иногда это воздействие идет во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.
    Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые мри этом вступают люди, — все эго называется производством.
    Труд в современных условиях характеризуется следующими особенностями.
    1) возрастанием интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;
    2) увеличением овеществленной доли трудовых затрат, что связано со средствами труда и обусловлено достижениями научно-технического прогресса, усложнением средств производства, технологических процессов и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
    3) возрастающей ролью социального прогресса в регулировании трудовых отношений. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

  8. TOPface Ответить

    Производительный труд в сфере материального и невещественного производства – основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).
    Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.
    Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд – это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, – процессом общественного взаимодействия между людьми.
    Значение труда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных его функциях. Основные из них такие:
    труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.
    труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.
    труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.
    труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд – это определяющая сфера социализации человека в обществе.
    в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.
    Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.
    С другой стороны, в процессе труда человек не только целеустремленно влияет на предметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми, вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте труд проявляется как общественное явление. То есть труд по своему содержанию является материальным процессом отношения людей к природе, а за характером – общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Труд в каждом конкретном случае приобретает определенную форму организации и отбивает социально-экономические особенности самых существенных признаков производственных отношений.
    Рассматривая понятие “содержание труда”, стоит отметить, что содержание труда является сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений, взаимодействую человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействие личностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, ее профессиональные знания, необходимые для осуществления трудового процесса умения и навыка. К основным элементам, которые характеризуют содержание труда, относят такие категории, как “производительная сила”, “интенсивность”, “качество”, “сложность” и “тяжесть” труда.
    Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека; это объективные обстоятельства труды (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, методы организации труда, плодородие земли и тому подобное), которые предопределяют дееспособность работника и результативность усилий. Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной мере зависит от и интенсивности.
    Интенсивность труда характеризует объем трудовых расходов (физической и умственной энергии) на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенное количество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (то есть уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеющаяся производительная сила труда. Повышение интенсивности труда за своими результатами равнозначно увеличению длительности рабочего дня.
    Особенности потраченной рабочей силы, отличия ее, с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качества труда, который определяется уровнем профессионального мастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством, заинтересованностью, коммуникабельностью и тому подобное.
    Сложность труда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственном процессе. Чем более сложный труд, тем в большей специальной профессиональной подготовке и лучших способностях работника она нуждается.
    В любом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственной среды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнем физических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполнения работы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшой сложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, напротив, работы очень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургические операции). Самыми тяжелыми являются работы, в которых совмещается физическая и психическая нагрузки, в ходе которых возникает опасность для жизни (например, работа спасателей, пожарников, и т. др.).
    Все отмечены, выше категории отображают разные стороны трудовой деятельности человека и испытывают постоянные изменения под воздействием трансформаций в содержании труды, которые происходят в результате научно-технического прогресса.
    Рассматривая категорию “характер труда”, стоит обратить внимание на существование двух взглядов на это понятие. Один заключается в том, что понятие характера труда отображает особенности процесса труда, который осуществляется в тех или других организационно технических условиях (например, ручной или механизированный труд, простой или сложный за характером труд, творческий или рутинный и тому подобное). В этом случае понятие “содержание” и “характер” труда налагаются друг на друга, поскольку за их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоит обратить внимание на другой взгляд, который определяет характер труда как категорию, которая отображает особенности взаимосвязи людей в процессе их совместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимости от их участия в процессе труда (труд частный и наемный, индивидуальный и коллективный). Вообще от односторонней трактовки характера труда нужно отказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно – с точки зрения общественной формы труда, и как категорию, которая формируется под воздействием особенностей содержания труда за признаками уровня квалификации, условий труда, чистки физического и умственного труда, и тому подобное.

  9. BK_KoHTaKe Ответить

    Человек красив и славен своим трудом. В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Не зря же из глубины веков дошло до нас много пословиц, выразивших отношение человека к труду. Мы оцениваем человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда.
    М. Пришвин писал, что «все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека» . Продолжая эту мысль, можно добавить, что все самое необходимое создано трудом человека. По разному человек может относиться к труду. Для некоторых труд – обуза, которая отнимает силы и время. Может быть, это люди, которые выбрали профессию не по душе, или те, кто материально обеспечен и живет за счет других людей. Но для таких людей жизнь становится, с одной стороны, мукой, а с другой стороны – пустым времяпрепровождением. Главное – ощутить радость труда, и тогда жизнь наполнится иным смыслом, станет ярче и богаче. У человека может и не быть любимой работы, но быть любимое занятие, увлечение. Нередко бывает так, что кто то ходит на работу ради материального обеспечения себя и своей семьи. Да, такой человек работает добросовестно, и люди его за это уважают, но раскрыть себя он может только в любимом деле, которому отдает всю душу. И тогда такое дело спорится, потому что делается с вдохновением и любовью. Еще Эзоп считал, что «истинное сокровище для людей – умение трудиться» .
    Человеческая красота ярче всего раскрывается в труде. Проходя по улицам города, наверное, каждый из нас хотя бы иногда обращал внимание на то, как красиво человек работает. Часто в парках можно увидеть художников, рисующих чей то портрет. Смотришь и поражаешься таланту человека творца. Действительно, человек красив в труде и прекрасно то, что он создает. Мы иногда непроизвольно обращаем внимание на человека, который с воодушевлением выполняет, казалось бы, обычную работу. Присмотритесь, как работают некоторые каменщики. Быстро, слаженно, ровно, кирпичик к кирпичику. На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в такой работе нет. Не работа, а игра. Но любое дело требует навыков, умений, которые приходят с опытом. И самое главное – результат зависит от того, с каким настроением ты выполняешь работу. Ведь и дома, если тебе что то нравится, ты делаешь с желанием, удовольствием, а если не хочется что то делать, все, как говорится, из рук валится.
    Мы живем в прекрасном мире. Окружающий нас мир – это мир природы и мир, созданный трудом человека. Но самое главное украшение Земли – это человек. Умный, добрый, трудолюбивый. И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и сделать еще краше нашу планету. Мы живем для того, чтобы оставить о себе память. Наша память – это наши добрые дела и поступки, это наше духовное богатство. А духовное богатство личности складывается прежде всего из уважения к труду, благодаря которому создано все прекрасное на Земле.

  10. Самый Неуловимый Ответить

    С детства каждый из нас знаком с выражением, что труд сделал из обезьяны человека. Мы знаем, что труд – самая важная часть человеческой жизни. Праздность и леность не развивают человека, а только делают из него податливое существо, которое не способно приносить пользу обществу. Даже в русском фольклоре издревле ценили труд. Подтверждают это пословицы и поговорки: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» – самая известная из них. Даже чтобы удовлетворить базовую потребность в пище, человек должен приложить какие-то усилия. Я уверена, что без труда жизнь человека немыслима. А что говорят русские писатели?
    Возьмем рассказ Солженицына «Матренин двор». Матрена Григорьевна – главная героиня – всю жизнь прожила в деревне и тяжко там трудилась. Смыслом ее жизни был труд, даже в безвозмездной работе она видела развитие своей души. Болезни и проблемы не могли заставить женщину отречься от труда. Матрена Григорьевна всегда помогала соседям по огороду, ведь она не могла отказать в помощи тем, кто прожил жизнь рядом с ней бок о бок. Работа помогала женщине ощущать радость жизни, позволяла на некоторое время отвлечься от проблем. Даже смерть героини символична: она погибает, когда помогает соседям перевозить избу. Матрена Григорьевна – символ настоящей русской крестьянки, трудолюбивой и помогающей всем, кто находится радом. Солженицын показывает читателям, что на таком человеке держится мир, что трудиться – это почетно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *