Какую роль играет вода в процессе электролитической диссоциации?

10 ответов на вопрос “Какую роль играет вода в процессе электролитической диссоциации?”

  1. Oracle Ответить

    Электролиты- вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток.
    Растворы электролитов имеют две особенности по сравнению с растворами неэлектролитов:
    · проводят электроток,
    · подчиняются законам Рауля и Вант – Гоффа с определёнными отклонениями.
    Существует три класса электролитов:
    1.кислоты
    2.гидроксиды
    3.соли
    Особенности растворов электролитов объяснила гипотеза шведского учёного Сванте Аррениуса (1883 г).
    ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ: При растворении в воде электролиты распадаются на противоположно заряженные ионы, которые находятся в хаотичном движении. Положительно заряженные ионы-катионы:например, ионы водорода и металлов. Отрицательно заряженные -анионы:ионы кислотных остатков и гидроксид-ионы. В электрическом поле положительно заряженный ион движется к катиону, а отрицательный заряд к аноду.
    21. Механизм электролитической диссоциации. Роль воды в процессе диссоциации.
    Электролитическая диссоциация- процесс распада электролита на ионы. Обратимый процесс.
    В зависимости от структуры растворяющегося в-ва в безводном состоянии его диссоциация протекает по-разному. Наиболее типичны при этом два случая. Один из них- это диссоциация растворяющихся солей, т.е. кристаллов с ионной структурой, второй – диссоциация при растворении кислот, т.е. веществ, состоящих из полярных молекул.
    При попадании соли, например хлорида калия, попадает в воду, то расположенные на его поверхности ионы притягивают к себе полярные молекулы( ион-дипольное взаимодействие). К ионам калия молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами, а к хлорид-ионам-положительные. Но если ионы притягивают к себе молекулы воды, то и молекулы воды с такой же силой притягивают к себе ионы. В то же время притянутые молекулы воды испытывают толчки со стороны других молекул, находящихся в движении. Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой, и, таким образом, идет постепенное растворение кристалла.(рис.80)
    Количество гидротирующих диполей зависит от природы иона, от концентрации р-ра, температуры.
    Причиной электролитической диссоциации является вода( полярный растворитель).
    Иначе протекает диссоциация полярных молекул (рис. 81). Молекулы воды, притянувшись к концам полярной молекулы (диполь-дипольное взаимодействие), вызывают расхождение ее полюсов – поляризуют молекулу. Такая поляризация в сочетании с колебательным тепловым движением атомов в рассматриваемой молекуле, а так же с непрерывным тепловым движением окружающих ее молекул воды приводит в конечном счете к распаду полярной молекулы на ионы. Как и в случае растворения ионного кристалла эти ионы гидратируются. При этом ион водорода H+ (т.е. протон) оказывается прочно связан с молекулой воды в ион гидроксония H3O+. Так, при растворении в воде хлороводорода происходит процесс, который схематически можно выразить уравнением: H2O+HCl=H3O++CL-

  2. Kathridor Ответить

    «Анод и катод» – Применение электролиза. Анод растворимый (активный), изготовлен из Cu, Ag, Zn, Ni, Fe и др. Э – эквивалентная масса вещества. Электролиз расплавов. t – время электролиза, сек. Законы электролиза. I – сила тока. Законы Фарадея. F – постоянная Фарадея = 96500 Кл. Анионы не окисляются. Восстановление. Процессы на катоде 3.
    «Реакции ионного обмена» – Вода. Взаимодействие ионов в растворе. Убери лишнее. Реакция. Диссоциация cолей. Сократить одинаковые ионы. Взаимодействие ионов. Реакция ионного обмена. Диссоциация кислот. Тест. Реакции. Реакции обмена. Оценка. Электролитом является каждое вещество в ряду. Укажите уравнение реакции ионного обмена.
    «Электролитическая диссоциация» – Ионы находятся в более устойчивых электронных состояниях, чем атомы. Лабораторный опыт 3 В две пробирки насыпать обезвоженный сульфат меди. Окраска индикатора не изменится. Во вторую пробирку налить воды и добавить часть раствора из первой пробирки. Механизм диссоциации веществ. Поэтому первые называются катионами, а вторые – анионами.
    ««Электролитическая диссоциация» химия» – В воде одного источника обнаружены ионы. Для лечения некоторых заболеваний больные применяют морские ванны. Степень диссоциации. Количественная сторона процесса электролитической диссоциации. Все ли электролиты одинаково распадаются на ионы при растворении. Константа диссоциации — вид константы равновесия.
    «Уравнения реакций ионного обмена» – Посмотрите опыт. Реакция обмена. Реакции в водных растворах. Реакции ионного обмена. Осадок. Малодиссоциирующее вещество. Реакции ионного обмена в растворах электролитов. Реакцией нейтрализации. Газ. Молекулярное и ионные уравнения реакций. Алгоритм составления ионных уравнений.
    «Процесс электролитической диссоциации» – Интегрированный урок по химии и физике. Электрический ток. Масса, выделившегося вещества. Распад молекул электролитов. Майкл Фарадей. Применение электролиза. Исследование электропроводности жидкостей. Электролитическая диссоциация. Схема электролиза сульфата меди. Масса вещества. Критерии оценивания.
    Всего в теме
    «Диссоциация»
    10 презентаций

  3. Cordaath Ответить

    Источник:

    Решебник
    по
    химии
    за 11 класс (О.С. Габриелян, 2007 год),
    задача №6
    к главе «§17 Роль воды в химических реакциях».
    Все задачи >
    6 Докажите, что диссоциация электролита — это результат процесса гидратации. Какую роль сыграли русские химики в изучении этой стороны теории электролитической диссоциации?№6. Электролиты в твердом агрегатном состоянии не проводят электрический ток, это свойство появляется у них при растворении. Значит, носители заряда – ионы – появляются при взаимодействии с водой в результате процесса гидратации. Таким образом, распад электролита на ионы, то есть диссоциация, является результатом процесса гидратации.
    Эту сторону процесса и изучали русские химики – И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский. Они применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д. И. Менделеева. Суть дополнений русских химиков к теории С. Аррениуса заключается в следующем:
    1) причиной диссоциации электролита в растворе является его гидратация;
    2) образующиеся при диссоциации ионы будут гидратированными, их свойства отличаются от свойств негидратированных ионов.
    ← 5 Расскажите о роли воды в химических реакциях.
    7 Что такое степень электролитической диссоциации? На какие группы делят электролиты по степени электролитической диссоциации? Приведите примеры представителей каждой группы. >
    Вконтакте
    Facebook

  4. Ianri Ответить


    Цели:
    сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах, ЭД, раскрыть
    механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, ввести
    понятие «степень электролитической диссоциации» и показать ее зависимости от
    различных факторов; сформулировать основные положения ТЭД; формировать умения у
    обучающихся составлять уравнения диссоциации;
    развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, навыки само– и
    взаимоконтроля, интеллектуальные способности;
    воспитывать компетентную личность с практической направленностью.

    Оборудование:
    компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для
    определения электропроводности растворов, штативы с лапкой и кольцом,
    модель-аппликация «Механизм ЭД»

    Реактивы:
    Н2О дист., NaCl кр.,
    NaOH кр., ледяная уксусная кислота CH3COOH,
    С12Н22О11 кр.; р-р Н2SO4,
    на каждую парту: растворы индикаторов метилоранжа, фенолфталеина, р-ры
    HCl, NaОН, Na2SO4.

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия
    (Приложение 1)

    (Запись в тетрадь темы урока)
    Учитель
    : Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без
    которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ.
    Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение.
    Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который
    находится у Вас на парте. (Приложение 1)
    III. Изучение нового материала

    1 этап
    . Электролиты, неэлектролиты.

    Учитель:
    Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в
    лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл
    Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия,
    которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению
    электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого
    представлена у Вас на рис. 126 с.193 (О.С.Габриелян, Химия 8). Он состоит из 2-х
    электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество,
    если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
    Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической
    проводимости различных веществ с помощью специального прибора).
    Беседа с классом
    :
    – Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения
    по типу химической связи?

    Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение
    1)

    Проверка электропроводности воды прибором

    Беседа:
    Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?
    – Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная)
    – К какому классу химических соединений она относится?
    – Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).
    (Отмечаем в таблице.)

    Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl
    кристаллической.
    Беседа:
    Какой тип химической связи у этого соединения?
    – К какому классу оно относится?
    – Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
    – Проверим прибором (Нет).
    – А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
    – Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток?
    (Этот опыт может проделать ученик)
    – Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже.
    А сейчас продолжим исследование. И так далее….
    – Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?

    (Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)

    Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали
    электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами

    А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот,
    щелочей, солей.
    )
    – С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток?
    (Ионной, ковалентной сильно полярной)
    – Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические
    вещества, оксиды, газы)
    С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток?
    (С ковалентной неполярной и слабо полярной)
    Закрепление этапа 1
    : Задание 1. Блиц-опрос:

    Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в
    тетрадь
    )
    – Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?
    – Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
    – Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)
    Задание 2
    . Выберите из перечня веществ электролиты и
    неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните.

    2 этап
    : Механизм электролитической диссоциации.

    Продолжение беседы:
    Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие
    заряженные частицы)
    – Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?
    (Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются
    проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а
    не электронов. Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет
    свободных электронов).
    А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ
    с ионной связью – растворе NaCl? (Свободные ионы)
    Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической
    решетки.
    Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
    Какова роль воды в этом процессе?

    (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на
    ионы).

    Рассмотрим механизм этого процесса.
    Сначала рассмотрим строение молекулы воды

    Вода (диполь) < 104,50
    Сообщение: Интересное о воде…
    (Приложение 3)
    Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере
    NaCl

    Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян).
    – Что происходит с диполями воды?

    1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а
    положительными вокруг отрицательных.

    Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь)
    Что происходит дальше?

    2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот
    процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
    3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и
    ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные
    «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
    Происходит распад – диссоциация.

    Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.

    Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl =
    Na+ + Cl-
    – Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы)
    – Они простые или сложные? (Простые)

    – Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в
    воде?

    1. ориентация
    2. гидратация
    3. диссоциация.
    Демонстрация процесса диссоциации. (Анимация)

    Задание для учащихся

    С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации
    электролита с ионной связью и прокомментируйте это

    Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью
    на примере НCl

    Беседа:
    А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью?
    – Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике).
    – Что происходит с диполями воды?

    1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а
    положительными вокруг отрицательных.
    Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
    – Что происходит дальше?
    2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот
    процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
    3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной
    связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита.
    4. Происходит распад – диссоциация.

    Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+
    + Cl-
    – Как называют распавшиеся ионы?
    – Они простые или сложные?
    – Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной
    связью в воде?
    Вывод:

    1. ориентация
    2. гидратация
    3. ионизация
    4. диссоциация

    Демонстрация процесса диссоциации. (Анимация)

    Задание для учащихся

    С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации
    электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это

    Вывод
    : при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями,
    распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток.
    Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита.
    К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году.

    Вернемся к истории.
    Учитель
    :
    Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее
    называют электролитической.
    Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и
    щелочей, но и их расплавы.

    Давайте сформулируем определение ЭД.
    По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока.
    Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах?
    Что происходит с веществом при диссоциации? «распад»

    – Какое вещество распадается? «электролит»
    – На какие частицы распадается электролит? «ионы»
    При каких условиях распадается? «при растворении в роде или
    расплавлении»
    – Повторим!!!

    Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией.
    Какие бывают ионы? Заполните схему:

    И выполните задание.

    Отличаются ли ионы от атомов или молекул? Если да, то чем?

  5. Anayalak Ответить

    Растворы состоят из растворителя и одного (или более) растворенных веществ. Наиболее распространенными яв­ля­­ют­ся водные растворы (растворитель вода). В неводных растворах, которые в последнее время находят все боль­шее применение, могут быть использованы другие раство­рители (бензол, спирт, жидкий аммиак и т.д.).
    Растворенное вещество в растворах находится в виде изолированных молекул или ионов. В процессе образо­вания раствора большую роль играет взаимодей­ствие частиц растворенного вещества (молекул или ионов) с молекулами растворителя, т.е. сольватация (гидратация, если раствори­те­лем является вода). Энерге­ти­ческий эффект, наблюдае­мый при растворении 1 моля вещества, называется энтальпией растворения (кДж/моль). Процесс растворения может быть экзотерми­чес­ким (например, КОН) или эндотермическим (например, КNO3). Сольва­тация (гидрата­ция) играет решающую роль и в процессах электро­литической диссоциации молекул растворенного вещества на ионы.
    В соответствии с теорией электролитической диссо­циа­­ции в растворах некоторых веществ происходит об­ратимый распад молекул на ионы. Поэтому в растворах таких ве­ществ одновременно присутствуют молекулы и ионы. Количественно способность молекул вещества к электро­литической диссоциации описывается степенью электроли­ти­чес­кой диссоциации a (a % = a ? 100 %) и константой электролитической диссоциации Kдис., т.е. константой равно­ве­сия, записанной для обратимого про­цес­са электро­литической диссоциации. Способность к элект­ро­ли­ти­ческой диссоциации зависит от природы раство­ренного вещества, природы растворителя, от тем­пе­ратуры, концент­ра­ции раствора и наличия в растворе одноименных ионов. Закон разбавления (разве­де­ния) Ост­вальда устанавливает взаимо­связь между a, Kдис и мо­лярной концентрацией раство­рен­ного вещества в раство­ре СМ
    Kдис. = CM ? a2.
    По величине степени диссоциации a электролиты условно делят на слабые (a 30 %) и средней силы (a = 3-30 %).
    Классы
    Электролиты
    сильные
    слабые
    средние
    Кислоты
    HCl, HNO3, HI, H2SO4
    HF, HCN, CH3COOH, H2S, H2CO3, H2SO3
    H3PO4
    Основания
    NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2,
    Zn(OH)2, Al(OH)3

    Соли
    большинство


    В растворах сильных электролитов (особенно при ма­лых концентрациях См < 0,1 моль/л) можно принять, что все молекулы растворенного вещества полностью распа­даются на ионы, а недиссоциированные молекулы отсут­ст­вуют. Вода относится к очень слабым электролитам (Kдис. = 1,8 ? 10-16). Произведение [Н+] ? [ОН-] = 10-14 при t = 22 oC постоянно для чистой воды и водных растворов различных веществ. Возможность и скорость протекания реакций в водных растворах в большей степени зависит от концентрации [Н+], поэтому эта величина имеет большое значение. Для удобства используют не величину [Н+], а водородный показатель рН = -lg[Н+].

  6. frogger Ответить

    Сильные электролиты:Это вещества, которые при растворении в воде практически полностью распадаются на ионы. Как правило, к сильным электролитам относятся вещества с ионными или сильно полярными связями: все хорошо растворимые соли, сильные кислоты (HCl, HBr, HI, HClO4, H2SO4,HNO3) и сильные основания (LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH,Ba(OH)2,Sr(OH)2,Ca(OH)2).
    В растворе сильного электролита растворённое вещество находится в основном в виде ионов (катионов и анионов); недиссоциированные молекулы практически отсутствуют.
    Слабые электролиты:Вещества, частично диссоциирующие на ионы. Растворы слабых электролитов наряду с ионами содержат недиссоциированные молекулы. Слабые электролиты не могут дать большой концентрации ионов в растворе.
    К слабым электролитам относятся:
    1) почти все органические кислоты (CH3COOH, C2H5COOH и др.);
    2) некоторые неорганические кислоты (H2CO3, H2S и др.);
    3) почти все малорастворимые в воде соли, основания и гидроксид аммония (Ca3(PO4)2; Cu(OH)2; Al(OH)3; NH4OH);
    4) вода.
    Неэлектролиты: Вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Они содержат ковалентные неполярные или малополярные связи, которые не распадаются на ионы. Электрический ток не проводят газы, твердые вещества (неметаллы), органические соединения (сахароза, бензин, спирт).
    Степень диссоциации.
    Степень диссоциации (a) – отношение числа распавшихся на ионы молекул (n) к общему числу растворенных молекул (N): a = n / N и выражается в долях единицы или в % (a = 0,3 – условная граница деления на сильные и слабые электролиты).
    7.Химические свойства воды:
    Вода — весьма реакционноспособное вещество. При обычных условиях она взаимодействует со многими основными и кислотными оксидами, а также со щелочными и щелочно-земельными металлами. Вода образует многочисленные соединения – кристаллогидраты.
    Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
    2H2O электрический ток= 2H2^+ O2^
    Вода реагирует с щелочными металлами с выделением водорода:
    2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH (бурно)
    2K + 2H2O = H2 + 2KOH (бурно)
    Реакция гидратации:
    В органической химии реакция гидратации – химическая реакция, в которой вода добавлена к ненасыщенному основанию. Обычно, основание – алкен или alkyne. Этот тип реакции используется промышленно, чтобы произвести этанол, изопропиловый спирт, и с 2 бутанолами.Несколько миллиардов килограммов этиленового гликоля ежегодно производятся гидратацией этиленовой окиси.
    Контроль знаний:
    1. Виды растворов. Истинные растворы. Классификация веществ по их растворимости в воде.
    3.Факторы, от которых зависит растворимость веществ в воде.
    4.Значение водных растворов для организма человека.
    5.Дать характеристику механизма электролитической диссоциации.
    6.Дать определение: электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации.
    Литература:
    1.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010,
    2.Габриелян О.С. Химия: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 2-е издание / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2013.
    3. http://ru.wikipedia.org– энциклопедия
    4. .Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016.
    Самостоятельная работа № 4.
    Тема: Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Практическое значение гидролиза для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
    Окислительно-восстановительные реакции.Степень окисления. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
    Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
    Основные понятия и термины по теме:гидролиз и его виды, электролиз, окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель.
    План изучения темы:
    (перечень вопросов, обязательных к изучению):
    1.Понятие гидролиза и его виды.
    2.Практического значение гидролиза.
    3.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления.
    4.Электролиз как окислительно-восстановительный процесс.Практическое применение электролиза.
    Содержание:
    Гидролизом называют разложение вещества с водой, что приводит к образованию слабого электролита. Эта реакция является обратной к реакции нейтрализации.
    Гидролизу подвергаются как неорганические, так и органические вещества в результате обменной реакции между молекулами воды и вещества. Реакции гидролиза могут протекать как обратимо, так и необратимо. Гидролиз имеет большое практическое значение и основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов.
    Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация соответствующих солей и воды. Вода незначительно диссоциирует на ионы Н+ и ОН–, но в процессе гидролиза один или оба из этих ионов могут связываться ионами, образующимися при диссоциации соли, в малодиссоциированные, летучие или труднорастворимые соединения (молекулы или сложные ионы). Происходит изменение реакции среды.
    Электролиты– вещества, проводящие электрический ток в растворенном или расплавленном состоянии. К электролитам относятся вещества, имеющие ионную связь: соли, основания, полярные молекулы кислот.
    Гидролиз соли – взаимодействие ионов соли с водой, когда образуется слабый электролит [H+] = [OH-] – среда нейтральная, [H+] > [OH-] – среда кислая, [OH-] > [H+] – среда щелочная.
    Процесс гидролиза протекает до тех пор, пока не установится равновесие между ионами соли, водой и продуктами гидролиза.
    Чтобы точно определить продукты гидролиза, мы должны знать силу кислот и оснований.
    В зависимости от своего состава соли по-разному реагируют с водой, поэтому можно выделить 4 типа гидролиза солей.
    1. Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты.
    (CuCl2, NH4Cl, Fe2(S04)3 — гидролиз по катиону)
    CuCl2D Cu2+ + 2Сl-
    Н2О D Н+ + ОН-
    Cu2+ + 2Сl- + Н+ + ОН-DCuОН+ + Н++ 2Сl-
    Выводы: [ Н+] > [ОН-] _pH< 7 _ среда раствора кислая _ окраска индикаторов изменяется 2. Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты.
    (К2С03, Na2S — гидролиз по аниону)
    К2С03D 2К+ + С032-
    Н2О D Н+ + ОН-
    2К+ + С032-+ Н+ + ОН – D НСО3- + 2К+ + ОН-
    Выводы: [ Н+] < [ОН-] _pH> 7 _ среда раствора щелочная _ окраска индикаторов изменяется
    3. Соль образована катионом слабого основания и анионом слабой кислоты. ((NH4)2CO3, CH3COONH4, Na2CO3 — гидролиз по катиону и по аниону)
    Fe2 (C03)3D 2Fe 3+ + 3C032-
    Н2О D Н+ + ОН-
    2Fe 3+ + 3C032-+ Н+ + ОН-DFe (ОН)3$+ C02# + Н2О идёт до конца Выводы: Характер среды определяется относительной силой кислоты и основания.
    4. Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты. (гидролизу не подвергаются (NaCl, К2SО4, Ba(N03)2).
    NaCl DNa+ + Сl-
    Н2О D Н+ + ОН-
    Na+ + Сl- + Н+ + ОН-DNa+ + Сl- + Н+ + ОН
    Выводы: [ Н+] = [ОН-] _pH = 7 _ среда раствора нейтральная _окраска индикаторов не изменяется
    Процесс гидролиза количественно характеризуется степенью гидролиза (h) и константой гидролиза (Кг). Степенью гидролиза называется отношение числа молекул, подвергшихся гидролизу (Сгидр.), к общему числу растворенных молекул (Собщ.):
    Степень гидролиза зависит от следующих факторов:
    1. природы соли;
    2. ее концентрации;
    3. температуры раствора.
    Гидролизу подвергаются только те соли, которые образуют при диссоциации ион от слабого электролита. Соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами гидролизу, не подвергаются.
    Разбавление раствора равноценно увеличению концентрации одного из реагирующих веществ (воды) и приводит к усилению гидролиза. Усилению гидролиза способствует:увеличение концентрации исходных веществ, продуктов, добавление спирта, кислоты.
    Гидролиз концентрированных растворов происходит слабее. Процесс гидролиза эндотермичен, поэтому с повышением температуры протекает полнее. Следовательно, при гидролизе соблюдается принцип Ле-Шателье.
    Роль гидролиза в природе и жизни человека:
    в процессах формирования и преобразования земной коры; в создании среды для развития жизни в мировом океане; в народном хозяйстве для производства продуктов из непищевого сырья; в повседневной жизни человека, гидролиз спирта и мыла (стирка, борьба с жесткостью воды, процессы пищеварения), в организме человека: биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

  7. шодиев диловар Ответить

    Твердые вещества, при растворении которых в воде и полярных растворителях, образуются электролиты, имеют, как правило, ионные или близкие к ним кристаллические решетки. При переходе ионов в раствор энергия электролитического взаимодействия ионов в решетке противопоставляется энергии взаимодействия ионов с дипольными молекулами растворителя, который втягивает ионы в раствор. При этом ионы окружаются молекулами растворителя, образующими вокруг ионов сольватную оболочку.
    Взаимодействие дипольных молекул растворителя с элементами кристаллической решетки может привести к образованию электролита даже при растворении веществ, имеющих молекулярную решетку, решетку промежуточного типа или находящихся в газообразном состоянии.
    Таким образом, в осуществлении электролитической диссоциации определяющую роль играет взаимодействие ионов с растворителем.
    Вода (?298 = 78), а также HCN (?298 = 107) и НСООН (?298 = 57) относятся к растворителям, вызывающим сильную диссоциацию. Низшие спирты и кетоны, уксусная кислота, пиридин имеют ? = 20 ? 35, и также способны образовывать электролиты, хотя и в меньшей степени, чем вода (? – диэлектрическая проницаемость растворителя).

    Недостатки теории Аррениуса
    Аррениус предполагал, что взаимодействие ионов в растворе не влияет на их распределение и движение, которые остаются хаотическими, как и в смесях идеальных газов.
    Аррениус утверждал, что свойства отдельных ионов не зависят от концентрации, а некоторые свойства раствора в целом, например электропроводность, пропорциональны числу ионов.
    Согласно этим представлениям подвижность (электрическая прводимость) ионов не должна зависеть от концентрации раствора, а электропроводность сильного электролита должна возрастать с увеличением концентрации раствора. Это противоречит экспериментальным данным.
    По теории Аррениуса при m = 0,01 – 0,1моль/кг степень диссоциации сильных электролитов ? = 0,75 ? 0,95. Вычисленные по закону разведения Оствальда КДИС зависят от концентрации, то есть не являются константами. В действительности степень диссоциации сильных электролитов ? > 1, причем они диссоциируют необратимо. Экспериментально установлено, что недиссоциированных молекул в растворах сильных электролитов нет. Таким образом, теория Аррениуса не предусматривала деление электролитов на сильные и слабые.
    Классическая теория Аррениуса применима к слабым электролитам (? ? 0,05).

    Определения константы диссоциации слабого электролита

  8. ELUKU Ответить
  9. Smoking Ответить

    1. Приведите два примера генетического ряда металлов, соответствующих схеме:
    Металл Основный оксид Основание Соль.
    2. Приведите два примера генетического ряда неметаллов, соответствующих схеме:
    Неметалл Кислотный оксид Кислота Соль.
    3. Формула какого вещества пропущена в следующем генетическом ряду:
    S SO2? Na2SO3?
    Выберите правильный ответ:
    а) SO3; в) H2O;
    б) H2SO4; г) H2SO3.
    Напишите уравнения реакций.
    4. Формула какого вещества пропущена в следующем генетическом ряду:
    C? H2CO3 Na2CO3?
    Выберите название этого вещества:
    а) оксид углегода (II) ; в) угольная кислота;
    б) оксид углерода (IV) ; г) гидроксид натрия.
    Напишите уравнения реакций.
    1. Сформулируйте определение понятия “раствор”. Расскажите о роли растворов в природе и практической деятельности людей.
    2. Поясните сущность физической и химической теории растворов. Почему их необходимо объединить? Назовите ученых, разработавших эти теории.
    3. Что такое гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода? Приведите пример кристаллогидрата, напишите его формулу и название.
    4. Рассмотрите в учебнике рисунок 123 стр.189. Что такое растворимость веществ в воде, чем она определяется количественно? Как изменяется при повышении температуры растворимость газов в воде? Приведите доказательства правильности своего ответа.
    5. Что такое насыщенный и перенасыщенный растворы? Как количественно определяются понятия “хорошо растворимое в воде вещество”, “малорастворимое”, “практически не растворимое”? Поясните на примерах.
    6. Сформулируйте определения понятий “электролит”, “не электролит”, “электролитическая диссоциация”. Расскажите о том, как представлял себе электрическую диссоциацию С. Аррениус.
    7. Расскажите об особенностях структуры молекул воды.
    Опешите механизм электролитической диссоциации: а) ионных соединений, б) веществ с ковалентной полярной химической связью.
    8. Что такое степень электрической диссоциации? Какие электролиты называют сильными и какие – слабыми? Приведите примеры. От чего зависит степень электролитической диссоциации?
    9. Рассмотрите основные положения теории электролитической диссоциации, ответьте на следующие вопросы:
    а) что происходит с электролитами при растворении их в воде,
    б) в чем заключается причина электролитической диссоциации,
    в) что происходит в растворе электролита при пропускании электрического тока,
    г) все ли электролиты в равной мере диссоциируют на ионы,
    д) для каких электролитов электролитическая диссоциация – обратимый процесс?
    10. Сформулируйте определение понятий: ион, катион, анион, диссоциация, ассоциация; кислота, основание, соль (как электролиты) .
    11. Что такое ионные реакции? Какова обычно их скорость? Какую информацию о веществах и химической реакции дают полное и сокращенное ионное уравнения?
    12. Дайте определение реакций нейтрализации. В чем заключается ее сущность? Приведите примеры реакций.
    13. Что такое реакции ионного обмена? В каких случаях они идут до конца (практически необратимы) ? Каково соотношение понятий: “реакция нейтрализации” и “реакции ионного обмена”?
    14. Изучите содержание таблицы 10 стр210. Запомните признаки классификации кислот и названия групп, на которые по этим признакам делятся кислоты. Нужно научиться иллюстрировать классификацию примерами.
    15. Какие ионы образуют кислоты при электролитической диссоциации? Назовите общие свойства кислот. Чем они обусловлены? Какое свойство определяется в большей степени анионом кислоты?
    Приведите примеры – иллюстрации каждого свойства, расскажите об их особенностях. Научитесь пользоваться рядом напряжений металлов для определения возможности их взаимодействия с растворами кислот.
    16. Изучите содержание таблицы 11 стр215.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *