Какую роль играла религия в средневековых обществах востока?

16 ответов на вопрос “Какую роль играла религия в средневековых обществах востока?”

  1. Flamebinder Ответить

    Носителем данной «благодати» объявляются представители духовенства. «Благодать», согласно учения церкви, оказывает воздействие на людей с помощью так называемых «таинств», которых христианская церковь признаёт семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние или исповедь, таинство священства, таинство брака, елеосвящение. Таинство-это то, что неизменно, онтологически (онтология-учение о бытии, об основных началах всего сущего) присуще церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением таинств, формировались постепенно на протяжении истории церкви. Совершитель таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.
    Католическая церковь играла в средневековой Европе огромную роль. Владея одной третью всех обрабатываемых земель и обладая централизованной иерархической организацией духовенства, включавшей епископат, среднее и низшее духовенство, монастыри, духовно-рыцарские и нищенствующие ордена, инквизиционные суды, папскую курию (приближённое к папе высшее духовенство), папских легатов (послы и исполнители воли папы), римская католическая церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом. Возможности церкви возрастали благодаря тому, что образованными людьми в период средних веков были почти исключительно церковнослужители. Поэтому светская власть была вынуждена искать себе советников в церковной среде.
    Церковь, органически включившаяся в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим авторитетом в деле подчинения и обуздания масс. Вместе с тем церковь создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Но в то же время между церковью и государством, духовными и светскими феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко к открытым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний:
    ѕ Отлучение, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить спасение на том свете;
    ѕ Интердикт – прекращение богослужений и всех других видов религиозного обслуживания (крещение, венчание и т.д.) в пределах всей страны;
    ѕ Анафему – публичное предание проклятию;
    ѕ Разного рода покаяния и епитимьи.
    Этим оружием церковь и её глава – папа – поражали не только простых людей, но и власть имущих.
    В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрёл римский епископ, получивший в Vв наименование папы римского (от греч. «паппас» – отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителем ключей от Рая. Римские папы считали себя преемниками св. Петра, они собирали в своих руках земельные владения и создали «патримонию св. Петра» (Patrimonium Sancti Petri) – земельные владения и разного рода доходы Церкви св. Петра в Риме.
    Огромную роль на средневековом Западе играло монашество. Монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а так же отказа от имущества. Однако уже в к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко богатые центры, владеющие имуществом.
    Тогдашние монастыри – поистине культурные центры. Они были не только обителями послушания, утешения, благотворительности и т.п., но и вплоть до ХII в. практически единственными очагами просвещения. Классический европейский монастырь эпохи средневековья сочетал в себе школу, библиотеку и своеобразную мастерскую по изготовлению и ремонту книг. Образование и воспитание, разумеется, были сугубо богословскими.
    В то же время существовали различия в самой трактовке христианского вероучения, расколовшие монашество на три основных направления:
    1. Бенедиктинцы
    Основатель монастыря Бенедикт Нурсийский – основоположник первого монашеского устава, который стал основой, примером для монахов других монастырей. Основное правило – общинная жизнь вдали от мирской суеты. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью. Утверждали, что главной добродетелью человека должен быть неустанный физический труд.
    2. Францисканцы
    Монастырь организовал Франциск Ассизский, который выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, добро и сострадание, жизнерадостное поэтическое отношение к природе.
    3. Доминиканцы
    Орден основал в 1216 г. испанец Доминик Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев (альбигойцы – последователи еретического движения в Западной Европе в ХII-ХIIIв с центром Южной Франции – г. Альби. Они отвергали догматы о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы, предавшего их анафеме, вели простую строго нравственную и уединённую жизнь). Доминиканцы боролись с оппозиционными католической церкви течениями, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Доминиканцы стояли у истоков инквизиции. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности используют пытки, казни, тюрьмы.
    Политическая ситуация в средневековой Европе характеризуется войнами, междоусобицами, крестовыми походами и постоянными трениями между светской и духовной властью.
    Результаты крестовых походов(1095-1291), как это нередко бывало в истории, оказались очень далеки от намеченных целей.
    Отправившись на Восток для «освобождения гроба Господня из рук неверных», мусульман, крестоносцы по дороге захватывали города и сёла, грабили и убивали местных жителей и ссорились из-за добычи. По словам летописца, «они забыли Бога, прежде чем Бог покинул их».
    Крестовый поход детей (1212) – пожалуй, самая из трагических попыток возвратить Священную Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера совершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.
    Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей под предводительством пастушка Этьена из Клуа (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.
    Тысячи немецких детей, возглавляемые десятилетним Николасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибли от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути они почти все погибли.
    Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то четвёртый крестовый поход дискредитировал власть папы. После того, как в 1204г. был разграблен и разрушен христианский город Константинополь, папа проклял войско крестоносцев.
    Крестовые походы принесли много бед и разрушений. Однако они оказали и некоторое положительное влияние на общественное развитие Западной Европы. Они благоприятствовали росту торговли и ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе, развитию географических знаний. Европейцы заимствовали в странах халифата ценные научные знания. Христианские схоласты (схоластика-систематическая средневековая философия) познакомились на Востоке с арабской и еврейской философией, перевели труды Аристотеля.
    Крестовые походы способствовали до некоторой степени ускорению политической централизации в отдельных странах Западной Европы. Уход в далёкие страны большого числа наиболее воинствующих феодалов облегчил борьбу королевской власти против феодальной вольницы за политическое объединение страны.
    В христианской религии, как и в других монотеистических религиях, существовало много еретических учений. Возникновение ересей объяснялось тем, что в средневековом христианстве выражалось религиозное сознание разных социальных групп, как феодальных верхов, так и широких народных масс. Поэтому всякое недовольство феодальным строем неизбежно облекалось в форму богословской ереси.
    Еретические учения подрывали авторитет церкви, наносили удар по католической догматике и способствовали распространению свободомыслия.
    Соответственно они встречали ожесточённый отпор со стороны церкви.
    Особую страницу в истории католической церкви занимает инквизиция (от лат. – расследование) – особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием. Инквизицией широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осуждённые обычно приговаривались к сожжению на костре, при этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашения приговора инквизиции над группой еретиков – аутодафе. Под надзор инквизиции попадали учёные, заподозренные в свободомыслии и несогласные с установленными католической церковью канонами.
    Процессы над ведьмами – одна из самых мрачных и таинственных страниц истории средневековья. Под влиянием христианства мир разделился на две части – всё, что шло от Бога, признавалось благом, всё остальное каралось как порождение дьявола. Люди, обвинённые в колдовстве, преследовались не за причинённое ими зло, а за саму принадлежность к дьяволу. Ветхий завет гласил: «Ворожеи не оставляй в живых» (вторая книга Моисеева. Исход, гл.22 ст. 18)) – и эта фраза определила судьбы тысяч женщин, мужчин и даже детей, взошедших на костёр по обвинению в колдовстве.
    Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что в жизни народов средневековой Европы церковь и религия играли очень важную роль. Они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. При этом под их контролем находилось не только низшее общество, но и феодальная знать.
    В средневековой церкви существовало немало противоречий – она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного. Так, церковь много помогала бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала грабительские войны и походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм.

  2. Salune Ответить

    Государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока играла главенствующую роль. Правитель на Востоке обладал абсолютной властью. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. После возникновения ислама государственная власть объединилась с духовной и правитель страны продолжал обладать абсолютной властью в государстве. Такое государство называется теократическим.
    Для античного мира было характерно ограничение власти правителя государства народом, точнее гражданами страны. Народ избрал руководителей, участвовал в принятии законов и иных важных для государства вопросов. Позже в раннесредневековых странах значение государственной власти возросло, а институт гражданства исчез, но все же правитель не обладал абсолютной властью. Власть правителя страны чаще всего ограничивалась королевским советом, а также представителями церкви, которые имели не меньшее влияние, чем светская власть. Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями.
    Я думаю, что Византию по значению государственной власти можно отнести к восточному типу общества. Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы. Византийские императоры полностью подчинили себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *