Какую роль играют идеологии в политике государств политических партий?

13 ответов на вопрос “Какую роль играют идеологии в политике государств политических партий?”

  1. vovan_miklush Ответить

    Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.
    Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации – отображают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Иными словами, она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.
    В связи с этим необходимо обратить особое внимание на специфику политической идеологии как формы общественного сознания, а именно – на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической системы (т.е. определенной идеологии) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, от которого исходит данная идеология. Иными словами, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Можно сказать еще и так: политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.
    Носителями идеологии являются классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в сфере производства материальных благ. В.И. Ленин считал, что «в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». Он даже особо подчеркивал, что в современном обществе вопрос стоит только так: «буржуазная или социалистическая идеология; середины тут нет, так как человечество не выработало никакой третьей идеологии».
    Однако носителями идеологии являются не только классы, но и все без исключения субъекты политических отношений – от каждого отдельного индивида до нации или общества в целом. Каждый из них вырабатывает свою систему идей и представлений, отражающих именно его положение в системе общественных отношений, именно его специфический интерес как социального субъекта и оправдывающих именно его социально-политические устремления. Из этого следует, что количество идеологических систем в принципе равно количеству субъектов политических отношений. Т.е., каждая отдельная личность в силу уникальности своего положения в обществе вырабатывает собственную идеологию, собственную систему представления о мире и своем месте в нем. Другое дело, что идеология каждой отдельной личности, при всей специфике ее индивидуальных идейно-политических предпочтений, является одновременно и проявлением идеологии той социальной группы или общности, частью которой она себя осознает. Поскольку анализ идейных воззрений каждого из составляющих данное общество индивидов есть неосуществимая задача, то в литературе речь практически всегда идет об идеологии определенных социальных групп, классов или общностей. Именно их идеалы и ценности, представления и устремления по большей части являются предметом систематизации и теоретического оформления.
    Все идеологии претендуют на исключительность и универсальную значимость. Однако их объективно ценное общественное содержание все же различно, как различно и число приверженцев той или иной идеологии. Можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные.
    Глобальные, или тотальные, идеологии (К. Манхейм) претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либерализм и консерватизм, включая национализм как разновидность последнего. Указанные идеологии зачастую еще определяются как традиционные идейно-политические течения.
    Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными силами и направлены на обеспечения целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общего блага ее народа. Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.
    Частичные, или частные, идеологии отражают весь спектр интересов социальных групп и слоев отдельного общества. А данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, конфессиональной, партийной и т.п. институциональным проявлением наличия частных политических идеологий является многопартийность, а также существование различных общественных формирований по интересам граждан (групп интересов). Государственная идеология и частные идеологии в гражданском обществе также находятся в диалектическом соотношении друг с другом.
    Сказанное о сущности политической идеологии как социального явления предопределяет необходимость при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей выделять в ней по крайней мере две стороны или, согласно терминологии Л.С. Санистебан, различать два плана: явный и скрытый. Содержании идеологии представлены открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сообщений, в точном определении их смысла. Вторая задача анализа идеологии сводится к поиску ответа на вопрос: какие социальные субъекты (группы, классы, общности и их отдельные представители) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Т.е. выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.
    Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая идеология также есть многоуровневый феномен. В отечественной политической науке утвердилось представление, согласно которому политическая идеология имеет высший, средний и низший уровни своего проявления:
    Высший, или теоретико-концептуальный, уровень политической идеологии образуют литературные сочинения – статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п., – в которых с применением понятийно-категориального аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень представлен в виде теорий, концепций, учений или доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности и представления о необходимых ее преобразованиях исходя из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства.
    На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов – программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и .т.п. Этот уровень воспринимается как необходимая составляющая собственно политической деятельности, которая проявляется в поиске путей решения конкретных задач социально-политической жизни. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, учебники и произведения искусства.
    На низшем, или обыденно-актуализированном, уровне идеология выступает в качестве феномена индивидуального и группового сознания и проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Для данного уровня идеологии характерно образно-ассоциативное осмысление социально-политической действительности, в ней проявляется культурная специфика данного социального субъекта. Этот уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой или общностью принципов и целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.

  2. magic74 Ответить

    Политическая партия является одной из главных составляющих черт политической жизни общества. Свое начало она берет из гражданского общества, которое создает и поддерживает партию.
    В научном понимании различают партии по идеологическим принципам. Идеологическая направленность партии рассматривается как идейная общность союза единомышленников. Организационные подходы акцентируют внимание на принципиальных позициях партии. Партия характерна наличием структурной системы, длительностью существования, сотрудничеством и соподчинением.
    Функциональность партии предполагает исследование ее роли и задач в общем политическом механизме. Главная роль партии в общей политике – это ее избирательность, которая основана на предпочтительности той или иной идеологии. Политическая партия проводит подготовку к выборам, приводит свои идейные принципы, которым следует после удачного проведения избирательной компании.
    Социально-классовый момент,- это то, что связывает партию и общество, так как партия отстаивает интересы определенного класса.
    Партия является многоплановым инструментом, который взаимодействует с обществом, отражает важные стороны общественной и политической жизни.
    Политическая партия является властной силой общества, которая объединяет граждан с одним политическим направлением. Партия высказывает общественное мнение представляемого класса.

    Отличительными признаками партии является:

    — идейность;
    — длительное объединение людей с общей целью;
    — она наделена властными полномочиями;
    — направление любой партии – это стремление завоевать и обеспечить поддержку общества.

    Функции партии:

    — агрегирование и представление социальных интересов;
    — наличие программных целей и политических линий;
    — формирование общественного мнения, политической социализации граждан;
    — борьба за сферу влияния в создании политического курса страны.
    Партия ставит перед собой решение важных задач и идет к реализации заданных целей. Существует кадровый тип партии, массовый тип партии и партии избирателей, или универсального типа партии.
    Кадровая партия – это партия людей, которые имеют авторитетное положение в обществе. К ним относится интеллектуальная элита, спортивная элита и так далее. Остальные партии имеют собранный смешанный состав, который базируется на основной идеологии партии.
    Влияние политических партий
    Политика — это деятельность различных общественных организации, которые созданы для реализации определенных целей и интересов. Политикой называют любую программу действий, всех видов деятельности самостоятельного руководства. Примером может быть валютная политика банка, или школьная политика городского муниципалитета, или семейная политика жены в отношениях с мужем и детьми и так далее.
    Политика — это совокупность определенных способов и действий, которые направлены на достижение заданной цели. Под политикой понимают форму общественного сознания, которая выражается во влиянии на жизненные сферы, корпоративные интересы, с помощью выстроенных схем направленных на управление, распределение и подчинение, согласно выстроенной иерархии.
    В гражданском государстве создаются политические силы, которые способны влиять на политику прямо или косвенно. Политическая партия объединяет людей с одинаковыми интересами, целями и жизненными принципами. Партия устанавливает свой распорядок и организацию деятельности внутри, по которым идет к заданной цели. Партия в политической системе играет по общим правилам, которые установлены государством.
    Политическая сила борется за право установить свои правила и распорядки в политической игре. Политическая сила (партия) влияет на создание законов и подзаконных актов.
    Философы и мыслители прошлых столетий определили политику как искусство управления ораторским, военным, судебным умениями. Умение делать из худших граждан, лучших – это мудрость правления. Знания о мудром правлении сегодня можно приобрести в высшем ученом заведении. Раньше такими знаниями обладали не многие.
    Борьба классовых интересов – это процесс создания политики государства. Политические партии и определяют такую борьбу. Каждая политическая сила отстаивает общественные интересы определенных групп населения страны. Ошибочной моделью считается та, в которой политическая сила отстаивает интересы «финансового капитала», который входит в состав партии. Такая модель политики партии не принесет ей успеха на очередных выборах, так как такая политическая сила имеет, как правило, низкий рейтинг и единственный способ пройти в парламент – это фальсификация, что не приемлемо для демократического государства.
    Обладать силой власти, значит уметь принимать общие правила игры, не меняя свои принципы и цели. Только такая политическая сила может занять лидирующее положение в большой политике.

  3. vovkin84 Ответить

    А 1. Укажите специфические признак
    права, отличающий его от других форм
    социального регулирования
    1/ социальная ценность 2/ обеспечивается
    возможностью применения
    государственного принуждения
    3/ поддерживается силой общественного
    мнения 4/ связью с моралью
    А 2. Среди перечисленных
    правонарушений преступлением является
    1/ торговля продуктами питания в
    неустановленном месте 2/ неуплата долга
    3/ появление на работе в нетрезвом виде 4/
    злостное уклонение от уплаты алиментов
    А 3. Верны ли следующие суждения?
    А. Источником власти и носителем
    суверенитета в РФ является
    многонациональный народ – гласит
    конституционный принцип разделения
    властей.
    Б. Конституция РФ 1993г не относит
    Президента РФ ни к одной из трех ветвей
    власти.
    1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
    верны оба суждения 4/ оба суждения
    неверны
    А 4. Содержание политики определяют
    1/ отношения между частными лицами по
    поводу власти
    2/ отношения между малыми группами
    людей по поводу власти
    3/ отношения между негосударственными
    организациями по поводу заключения
    сделки
    4/ отношения между большими группами
    людей по поводу власти
    А 5. В государстве Н. основным органом,
    осуществляющим законодательную
    деятельность, является Национальное
    собрание, формируемое выборным путем.
    Национальное собрание создает и
    принимает законы, которые утверждает
    король. Правительство несет
    ответственность перед Национальным
    собранием. Какова форма правление в
    государстве Н?
    1/ сословно-представительная монархия 2/
    абсолютная монархия
    3/ парламентская монархия 4/
    парламентская республика
    А 6. Верны ли следующие суждения о
    разделении властей?
    А. Разделение властей способствует
    исключению концентрации власти в руках
    одного человека.
    Б. Разделение властей способствует
    четкому разграничению функций между
    ветвями государственной власти.
    1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
    верны оба суждения 4/ оба суждения
    неверны
    А7. Верны ли следующие суждения о
    государстве?
    А. наличие собственной территории не
    является обязательным признаком для
    государства.
    Б. установление и взимание налогов на
    территории государства – это монопольное
    право государства.
    1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
    верны оба суждения 4/ оба суждения
    неверны
    А 8. Укажите форму непосредственного
    участия граждан в управлении
    государством, закрепленную Конституцией
    РФ.
    1/ митинги 2/ петиции 3/ референдум 4/
    народная инициатива
    А 9. Тоталитарное государство
    характеризуется
    1/ наличием экономической
    самостоятельности граждан, основанной
    на частной собственности
    2/ идеологическим плюрализмом
    3/ действием независимых средств
    массовой информации
    4/ отсутствием оппозиционных партий и
    движений
    А 10. Правовое государство отличает
    1/ принцип разделения властей 2/
    суверенитет
    3/ независимая внешняя политика 4/
    наличие армии
    А 11. Какое суждение является верным?
    А. Законы в РФ принимает Правительство
    РФ.
    Б. Обычный гражданин не обладает
    правом законодательной инициативы.
    1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
    верны оба суждения 4/ оба суждения
    неверны
    В 1. В приведенном списке указаны черты
    сходства президентской и парламентской
    республик и четы отличия президентской
    республики от парламентской. Выберите и
    запишите ответ в таблицу.
    1/ власть сменяема, избирается на
    определенный срок
    2/ избрание населением главы государства
    3/ ответственность правительства перед
    главой государства
    4/ законодательно закреплена
    подотчётность и ответственность власти
    за результаты своей деятельности.
    Черты сходства Черты отличия
    В 2. Установите соответствие между
    чертами политических режимов и их
    типами.
    Черты политических режимов:
    А) оппозиция допускается, но находится
    под строгим контролем Б) правовое
    государство
    В) полный контроль государства за всеми и
    каждым Г) подавление любой оппозиции
    Д) равенство всех перед законом Е)
    насаждение единой идеологии
    Типы политических режимов: 1)
    демократический 2) авторитарный 3)
    тоталитарный
    В 3. Установите соответствие между
    органами государственной власти в РФ и
    ветвями власти.
    Органы государственной власти в РФ:
    А) администрация Приморского края Б)
    Федеральное собрание
    В) Министерство культуры Г) городская
    дума
    Д) Правительство РФ Е) Департамент
    образования Москвы
    Ветви государственной власти: 1)
    законодательная 2)

  4. Sidyyy Ответить

    Основные тезисы идеологии либерализма:
    свободная конкуренция и рынок;
    правовое равенство граждан;
    договорная природа государства;
    религиозная веротерпимость;
    невмешательство в частную жизнь граждан.
    В основном, либералы занимают центристскую позицию между социалистами и консерваторами.
    Социал-демократические партии. Придерживаются идеи, что каждый человек свободен и самостоятелен в решении, как ему жить. Ни государство, ни общество не должны вмешиваться в жизнь человека без достаточных на то оснований. С точки зрения финансовой безопасности, образования и социальных возможностей каждый человек имеет право свободного выбора. Справедливость означает, что перед законом все равны, вне зависимости от места рождения, социального происхождения или пола. Солидарность означает, что все готовы помогать друг другу и за счет этого общество держится вместе. Социал-демократы выступают за равенство всех форм собственности, как частной, так и коллективной.
    Консервативные партии. Консерваторы считают, что тот общественный строй, который существует сегодня нужно сохранить как можно дольше. Самое главное – это устои и традиции, главенство частной собственности, отказ от реформ. Английский философ, консерватор Майкл Оутшотт отмечал, что нужно «предпочесть проверенное непроверенному, факт тайне, реальное возможному, близкое далекому, достаточное сверх достаточному, удобное совершенному…». Отличие консерватизма от других идеологий – это приоритет общества над человеком, неравенство людей в справедливости и стремлении к свободе. Консервативные партии придерживаются правого фланга политического спектра, они стремятся сохранить установленный социальный порядок в условиях тех изменений, которые происходят под влиянием революционных движений и индустриализации. К консервативным партиям современности относятся: Единая Россия, Объединенная гражданская партия, Международный демократический союз, Консервативная партия Канады, Прогрессивные демократы, Партия Отечества и др.
    Коммунистические партии. Коммунисты убеждены в том, что власть и собственность должны находиться в распоряжении общества, а все блага – это общее достояние. Принципами их идеологии являются коллективизм, социальное равенство и социальная справедливость. Конечная цель коммунизма – это исчезновение государственной власти и государства. Идеалом является бесклассовое общество, где нет бедных и богатых. Господствующий принцип: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям». Политический деятель Ульянов Владимир Ильич (Ленин) разработал доктрину демократического централизма. Доктрина – это набор принципов, которым следует не только коммунистическая партия, но и общество. В таких странах, как Куба, Вьетнам, Северная Корея, Китай коммунистические партии проповедуют учение марксизма-ленинизма и люди убеждены в том, что после построения социализма наступит светлое будущее – коммунизм.
    Националистические партии. Ценность нации – высшая форма общественного единства националистов. Защита интересов нации стоит на первом месте. Идеология национализма пронизывает все классовые слои населения и направлена на их объединение. Например, польский национализм сформировался на основе польско-литовской идентичности, содержал идеи сарматизма и культурные ценности шляхетской демократии. Национализм проповедует преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо своего народа, однако не призывает к превосходству над остальными народами. Таким примером является индийский национализм, способствовавший освобождению индийского народа от британских колонизаторов, но в тоже время господство выбора одного государственного языка привело к отделению Пакистана. Опасным проявлением национализма является крайний национализм. Его радикальные проявления – это фашизм и нацизм.
    Фашистские партии. Фашизм проповедует принцип лидерства, культ вождя. Фашистские лидеры успешно использовали лозунги, учения, идеи для зомбирования населения. Государство контролирует все общественные отношения. Фашизм уничтожает демократию и устанавливает режим беззакония и произвола. Немецкий историк Ернст Нольте выделил характерные черты идеологии фашизма – это антимарксизм, антилиберализм и антиконсерватизм. В Румынии, Испании, Португалии, Бразилии, Хорватии существовала фашистская идеология, пропагандирующая насилие, агрессию, расовое и национальное неравенство. Страшными примерами, где господствовал фашистский режим, являются такие страны Европы, как Италия и Германия.
    Клерикальные партии. В общественной, политической и культурной жизни представители клерикальних партий объединяют граждан на основе общности веры, изображая религию, как хранительницу национальных ценностей. На этом основании утверждается невозможность духовной жизни нации, национальной культуры без религии. Члены партии стараются укрепить единство на принципах патриотизма и солидарности. Клерикальные партии основаны на католицизме и в таких странах, как Германия, Бельгия, Австрия играют заметную роль в обществе.

  5. Voheret1972 Ответить

    На сегодняшний день роль идеологии заключается в том, что она объединяет и разъединяет людей. Она может протекать из двух совершенно разных крайностей, например, из двух противоположных классов, из противоположных взглядов и так далее. Интересы политологии в данной сфере зачастую частные, которые заключаются в изучении влияния власти на людей.
    Общество выступает в качестве удобного объекта идеологических манипуляций, так как политические деятели заинтересованы в том, чтобы превратить народ в массу, которой было бы легко управлять. В основном, данным инструментом политического воздействия пользуется именно элита, то есть правящие классы, реально пришедшие к власти или готовящиеся к этому.
    Важную роль на общество оказывают такие явления, как культурная образованность граждан, политические мысли, которые имеются в обществе, политические организации, поэтические объединения, отдельные политические взгляды граждан на какие-либо ситуации.
    Важной задачей идеологии также является создание у человека какого-либо ориентира, на который он ориентируется и которому он стремится. Это может быть любая жизненная цель, которая пропагандируется, может быть навязана, иным образом внедрена в жизнь человечества.
    Таким образом, идеология имеет важное значение для развития общества, государства. Ее роль заключается в следующих положениях:
    оказывает влияние на умы людей, в том числе путем создания правильных или ложных ценностных ориентиров;
    влияет на развитие культуры, политики, экономики, иных сфер жизнедеятельности общества и государства;
    оказывает влияние на революционные настроения, принятие определенных взглядов и их внедрение в жизнь;
    позволяет управлять обществом.
    Другими словами, идеология выступает в качестве устойчивого, но не вневременного явления. Она широко связано с таким явлением, как политическая этика и политический режим государства, политическая система общества. Указанные явления могут быть интегрированы в политическую идеологию.
    Идеологии свойственно отражать реальные или нереальные интересы тех или иных групп людей, придуманные или не придуманные идеалы общественной жизни, затрагивая, в том числе, и не идеологические сферы его существования. Под такими областями подразумеваются политика, экономика, культура.

  6. ghytu Ответить

    Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.
    Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.
    В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология — это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.
    В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:
    1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);
    2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;
    3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.
    Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих ее уровнях:
    теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);
    программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);
    поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).
    Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В,А. Мельник).

  7. VirtualReality Ответить

    Какую роль играет политическая идеология в социуме? Является ли она одной из форм общественной жизни или ее цель совсем в другом? Например, выявление научной истины или предположение о дальнейшем развитии общества?
    Обычно в науке выделяют три основные функции, выполняемые политической идеологией:
    ориентирует людей в системе интересов той социальной группы, в которую они входят;
    активизирует граждан, призывает их принимать участие в политической жизни;
    интегрирующая роль -идеология является объединяющей идеей для какой-либо группы людей.
    Если в государстве имеется господствующая идеология, она часто закрепляется в Конституции страны; тогда она становится государственной идеологией, и это помогает сплотить народ и сделать политическую жизнь более активной.

    Анархизм

    Анархизм – это крайне левая идеология. Последователи идеи считают целью упразднение государства как инструмента принуждения, а главной ценностью они провозглашают равенство и свободу. Последователи анархизма уверены, что люди могут обойтись без государства, создавая небольшие свободные коалиции ради торговли или совместной деятельности.

    Коммунизм

    Коммунизм сформировался на основе марксизма, то есть идеологии, предложенной философом Карлом Марксом. Коммунизм представляет собой несколько доработанный марксизм. Суть этой разработки в отношении к перспективам коммунизма в политике и роли партии. Он является выразителем интересов пролетариата. Основные ценности коммунизма следующие: общественная собственность на средства производства;
    Необходимым элементом является классовый подход к любым социальным отношениям;
    приоритетны всегда интересы пролетариата;
    принцип «от каждого по способности, каждому по потребности»;
    общественные интересы признаются более важными, нежели личные;
    максимальная роль партии в структуре государства.
    Коммунизм являлся единственной политической идеологией СССР.

    Социал-демократизм

    Социал-демократическая идеология изначально была частью марксизма, но в конце XIX века отделилась от него, поскольку не согласна со многими принципы марксизма. Главным образом социал-демократия отрицает революцию и диктатуру пролетариата как единственную возможность изменения существующего положения вещей. Социал-демократы считают, что можно изменить буржуазное общество в нужном направлении с помощью структурных реформ. Главные ценности: справедливость, свобода, солидарность, экономический плюрализм, всеобщее право на труд и образование. Сейчас социалистическая демократия является одной из центристских идеологий.

    Либерализм

    Либерализм – это одна из старейших политических идеологий, которая зародилась вместе с буржуазным обществом; основоположниками этой идеологии были Локк и Смит, объявляющие высшими ценностями
    справедливость;
    свободы личности (при этом права личности считаются приоритетными по сравнению с интересами общества и государства);
    частную собственность;
    равенство всех людей (но не в экономическом отношении);
    свободный рынок;
    участие всех в управлении государством.
    Это одна из правовых политических идеологий, представители которой декларировали ограниченную возможность вмешательства государства в частную жизнь.
    В настоящее время либерализм существует в виде неолиберализма, который близок другим центристским идеологиям.

    Консерватизм

    Это тоже одна из старейших идеологий, выступающая за сохранение существующего порядка. Среди базовых ценностей можно перечислить
    порядок;
    традиции;
    стабильность.
    Консервативная идеология исходит из предположения, что люди от природы эгоистичны и злы; для того чтобы справиться с негативными проявлениями в обществе, необходимо сильное государство с большим количеством силовых структур. Свободу консервативная идеология понимает как лояльность граждан по отношению к власти. Консервативная идеология признаёт принципы частной собственности и рынка, но государство важнее экономики и отдельных граждан.
    В настоящее время существуют в виде неоконсерватизма, который тоже близок к центристским идеологиям, хотя по сути является уже правой.

    Национализм

    Это одна из правых политических идеологий. В это понятие вкладывают разный смысл, от негативного до самого обычного. Выделяют два типа. «Созидательный» национализм способствует сплочению нации. Однако если эта ценность переходит в сверхидею и своя нация начинает противопоставляется всем остальным, то национализм превращается в разрушительную идеологию, опасную как для окружающих народов, так и для себя.
    Идеологии национализма свойственно слияние идеи нации и государства, и одна из ценностей -совмещение границ нации с границами страны.

    Фашизм

    Фашизм – одна из правых идеологий; основной ценностью является не интересы какой-либо социальной группы, а интересы конкретной нации. Основная тема – национальное возрождение.
    По определению, это крайний шовинистический национализм, как правило, он дополнен также расизмом и антисемитизмом.

  8. knopka1412 Ответить

    Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные о ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в обосновании, оправдании, легитимации. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место и в политической науке, и политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. О его значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX в. называют веком идеологии, поскольку он прошел под знаком не просто бескомпромиссной борьбы, а войны различных идеологических систем.

    Место и роль идеологии в политике

    Мировоззренческие аспекты мира политического воплощаются в идеологических или идейно-политических установках, ориентациях, принципах разных конкурирующих между собой социально-политических сил. Размежевание между ними, как правило, выражается в существовании целого ряда идейно-политических течений и направлений, отличающихся друг от друга по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, полому, какое место и роль отводятся ими правам и свободам человека, частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.
    Среди них господствующее место занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм и марксизм, различные формы авторитаризма, правого и левого радикализма. Каждое из этих течений составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства или правительственной коалиции. Вместе с тем они представляют собой нечто большее, а именно типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, системы воззрений, установок, ориентации, теорий, доктрин.
    Возникновение и институционализация каждого из этих течений и идеологии в целом теснейшим образом связаны с процессами усложнения и плюрализации социального состава общества, разложения универсального средневекового мышления, появления политико-философской мысли и ее диверсификации на различные направления и течения. Немаловажную роль сыграло отделение мировоззрения от государства, частным случаем которого первоначально стало отделение церкви от государства.
    Идеология теснейшим образом связана также с формированием и институционализацией идей нации и национального государства. Более того, в течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно в качестве выразителей интересов поднимавшегося третьего сословия, или буржуазии. Другое дело, что в XX в. оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений.
    Появившиеся в XX в. понятия “буржуазный национализм”, “либеральный национализм”, “мелкобуржуазный национализм”, “национал-шовинизм”, “нацизм” и т.д. использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил.
    Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели. Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практическое воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического.
    Для консолидации идеологии внешний враг имеет, пожалуй, не менее, если не более, важное значение, чем единство интересов ее носителей. Здесь враг служит мощным катализатором кристаллизации этих интересов. Если врага нет, то его искусственно изобретают. Особенно отчетливо этот принцип проявляется в радикальных идеологиях, которые вообще не могут обходиться без внутренних и внешних врагов. Более того, сама суть этих идеологий выражается с помощью образа или образов врагов.
    С определенными оговорками можно сказать, что в идеологии присутствуют два взаимосвязанных друг с другом компонента, один из которых в доведенной до логического конца и крайней форме предполагает разрушение существующей системы, а второй — позитивную модель предполагаемого общественного или государственного устройства. Речь идет прежде всего о радикальных идеологиях левого и правого толка, наиболее типичными примерами которых могут служить большевизм и национал-социализм.
    Большинство же идеологических течений колеблется между этими полюсами, предлагая свои проекты или программы в качестве альтернатив политическому курсу других политических сил в рамках существующей системы. Естественно, всегда в выигрышном положении находятся те, кто противопоставляет будущее гипотетическое совершенное общество существующей системе со всеми ее недостатками и проблемами.
    Для правильного понимания сущности идеологии необходимо иметь в виду еще один момент. Часто идеология привилегированных или господствующих групп, слоев, классов основывается на их глубоком убеждении в законности и абсолютной легитимности своего привилегированного или же господствующего положения. Поэтому они просто не в состоянии трезвыми глазами смотреть на реальное положение вещей, в том числе и на глубокие изменения, возможно, произошедшие в собственной стране и окружающем мире. Соответственно, они готовы отстаивать свои позиции любыми, даже насильственными, средствами.
    В свою очередь тс группы, сословия, классы, которые недовольны существующим положением и выступают за его изменение, склонны впадать в другую крайность. Разумеется, степень такого недовольства может быть различной у разных категорий граждан и диапазон их программ может варьироваться от требований перестройки тех или иных аспектов социально-экономической и политической жизни до радикального слома существующей системы.
    Сторонники радикальной или революционной идеологии могут быть настолько одержимы сознанием своей правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к собственному видению мира и тем самым также теряют способность трезво оценивать реальное положение. В результате, особенно в тех случаях, когда власть имущие не хотят и не могут идти на какие бы то ни было серьезные уступки, революция, радикальный переворот нередко могут рассматриваться в качестве универсального ключа к решению всех проблем.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *