Выделите социальные функции истории какую роль играет история в политике?

11 ответов на вопрос “Выделите социальные функции истории какую роль играет история в политике?”

  1. Елена Ответить

    В прошлом эта задача понималась упрощенно – как собрание прецедентов на все случаи жизни. Поиск смысла истории привел науку XIX в. к задаче обнаружения законов исторического развития человечества. Следует признать огромное значение исторических знаний для всестороннего самопознания общества, в том числе для изучения законов его функционирования. История предоставляет свои данные обобщающим социальным наукам, в то же время путем сравнения исторических рядов, отдельных культур, типологизации исторических явлений вносит собственный вклад в теоретическое осмысление прошлого и выявление тенденций современного развития. Без знания уроков истории невозможно раскрытие действительных законов общества. История и обобщающие социальные науки действуют в этом направлении рука об руку.
    Вместе с тем оценка познавательной функции истории не может ограничиваться учетом ее вклада в раскрытие социальных законов. Само конкретное научное изучение хода общественного развития с древнейших времен до современности имеет фундаментальное научное значение. Кроме того, изучение исторического опыта важно для реализации других функций истории как науки.
    2. Функция социальной памяти
    Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.
    От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических обстоятельствах и ситуациях. Устойчивое историческое сознание – важнейший показатель стабильности общества подобно тому, как разорванное состояние исторического сознания – свидетельство надвигающегося кризиса. Функция социальной памяти предполагает накопление и сохранение опыта предшествующих поколений. История обеспечивает связь времен, играет роль своеобразной посредницы между поколениями. Историческая память направлена на придание обществу уверенности в будущем.
    Историческое беспамятство людей отнимает у людей воз­можность ориентироваться в настоящем, превращает их в объект манипуляций политических сил, в орудие реализации самых разных целей, в том числе направленных против их коренных интересов. Как справедливо отмечал писатель Ф. Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»[10]. Следовательно, то, что делает нас людьми, – наша историческая память. Таким образом, историческое сознание – важнейший способ самоидентификации общества и личности, средство социализации, «ориентации» человека в социуме, обретения расовой, национальной, культурно-цивилизационной принадлежности. Чем шире исторический кругозор, тем легче человеку ориентироваться в окружающем мире.
    Социальная память всегда избирательна. Общество не может относиться к своему прошлому, взирая на него индифферентно. Поэтому в функцию социальной памяти входит и оценка отдельных исторических явлений и личностей. Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности.
    Критерием отбора явлений, достойных изучения, и их оценки служитъ господствующая в обществе система ценностей, государственный интерес, мировоззрение исследователя и др. В то же время историк не должен позволять себе раздувание исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катастрофе. Так, неверная оценка итогов первой мировой войны и стремление к их пересмотру в Германии, завершились новой мировой бойней и разделом страны. Поэтому задача историков – не искажая минувшего, стараться выявить объективную научную картину прошлого, избегая жестких суждений и морализаторства, давать крайне взвешенные оценки. Кредо исторической исторической науки состоит скорее в том, чтобы стать «примиряющей памятью».
    В то же время исторические оценки в обществе могут изменяться. Историческая наука может восстановить справедливость, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, ниспровергнуть устоявшиеся оценки, сорвать маски с былых харизматических героев. «Суд истории» – не только красивая фраза, но и реальный результат выполнения исторической наукой своего предназначения.
    3. Воспитательная функция
    Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.
    Прежде всего, для подрастающего поколения важно найти идеалы, на которые следует ориентироваться и которым и нужно подражать. Именно из исторического прошлого можно черпать такие примеры.
    Образованный человек не может равнодушно относиться к преступным деяниям в истории. Не может равнодушно воспринимать и героические свершения своих предков. Эмоциональное переживание подобных исторических фактов воздействует на складывание личности, ее нравственных качеств, определяет ценностные ориентации, воздействует на формирование гражданской позиции и чувство патриотизма. Знание истории иных культур и народов предотвращает развитие ксенофобии, способствует воспитанию толерантности.
    Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно обязательные курсы истории были введены в школьные (гимназические) программы в Европе и в России уже во второй половине XIX в. Опыт показал, что при всех изъянах и недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя говорить о полноценном образовании.
    При этом, необходимо отметить, что эффект воспитательной функции зависит от личности автора или преподавателя. Изложение или анализ одних и тех же национальных вопросов перед широкой аудиторией может сформировать чувства патриота или националиста, то есть дать совершенно противоположный результат. Все зависит от содержания лекции или текста, от мировоззрения лектора, его влияния на аудиторию[11].
    4. Практически-рекомендательная функция
    Принято считать, что практически-рекомендательная функция позволяет выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта.
    Можно ли пренебрегать уроками истории? Следует сказать, что история учит, но она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О французской династии Бурбонов, которые правили в постнаполеоновскую эпоху, говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились – за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изучение опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции. Недостаточный учет этих факторов погубил не одно самое здравое начинание в истории (примером может служить антиалкогольная кампания эпохи перестройки в СССР).
    Извлекать или не извлекать уроки из прошлого – зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт – не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом.
    Поэтому исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения обоснованной государственной политики.
    Однако в реализации этой функции исторической науки есть множество подводных камней и бурных течений. Часто проблемы истории становятся весьма актуальными для современников. Исторический опыт становится предметом больших дискуссий, в которых политические, идейные и исторические аргументы переплетаются настолько тесно, что развести их невозможно. В исторические споры втягиваются различные социальные слои и политические группы. История превращается в инструмент борьбы за власть, что сказывается на ее объективности и часто превращает науку в служанку идеологии. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, вместо практически-рекомендательных функций история фактически выполняет определенные политико-идеологические функции.
    Эта тенденция стала проявляться с XVIII в. и получила развитие в период формирования индустриального общества. В XX в. политическая ангажированность и партийность исторической науки стала еще более явной. Уже в 1920-е гг. в СССР один из первых историков-марксистов, академик М.Н.Покровский, рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, как фронт пролетарской борьбы с буржуазной идеологией. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен «могучим идейным оружием большевизма», а партийность была провозглашена важнейшим принципом исторической науки.
    Противостояние мировых социальных систем также сказалось на состоянии исторической науки по обе стороны «железного занавеса». В ходе холодной войны произошла еще большая политизация и советской и западной историографии. Так, в 1949 г. Президент Американской исторической ассоциации К.Рид в обращении к коллегам напрямую связал задачи политики и истории: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех нас и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей степени, чем физик»[12]. Сегодня вопрос о политико-идеологических функциях оказался весьма актуальным для молодых государств, образовавшихся в результате развала Советского Союза и крушения биполярной системы мировых отношений. Доказывая свои права на существование и особую роль в мировой геополитике, они активно обращаются к прошлому. В этих условиях историческая наука получает социальный заказ и ориентируется на политическую конъюнктуру, а не на истину.
    Важно иметь в виду, что правдивые рекомендации общество может получить только от независимой науки. Когда идеология превалирует над научными выводами, воспитательная функция неоправданно выпячивается, научно-познавательная и социальная – принижаются, а практически-рекомендательная функция либо искажается, либо уходить в тень.
    5. Прогностическая функция
    Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».
    Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение, как для индивида, так и для общества. Являясь неотъемлемым элементом связи времен, категория будущего входит в структуру исторического сознания; без будущего, без уверенности в нем не может быть здорового исторического сознания.
    Можно ли спрогнозировать будущее? Следует, прежде всего, разграничить два способа прогнозирования. Они различаются и терминологически и по смыслу. Это предсказание, или пророчество, и предвидение. Предсказание лежит вне области науки, рационального мышления, предвидение является научным по своей сути.
    Важно осознание того, что история – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, а между настоящим и будущим нет разрыва. Будущее можно представить как веер все время меняющихся вероятностей (альтернатив) до тех пор, пока одна из них не станет реальностью. Однако развитие общества (в отличие от материального мира, где господствуют объективные законы, и лишь иногда вторгается случайность) предоставляет субъектам свободу выбора альтернатив. Конечно, эта свобода не безгранична. Существует определенная «инерция» исторического процесса, она образует «поле» современной жизни и текущей политики, диктует некие правила игры и, следовательно, ограничивает выбор вариантов. Именно поэтому существует возможность, опираясь на исторический опыт, знание специфики исторического процесса предвидеть с большей долей вероятности выбор будущей модели социального развития.
    Итак, исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Однако простая экстраполяция каких-либо данных из прошлого, как правило, приводит к краху попыток предвидеть даже основные тенденции будущего. Наиболее известным в этом отношении был крах прогнозов о мировой революции и закате западной цивилизации, о которой много говорили в начале прошлого столетия, или полная несостоятельность концепции построения коммунизма в СССР к 1980 гг. Неверными оказались и многие построения западной социологии (например, особой миссии белого человека и др.). При этом надо понять, что историческая наука не может дать прогноз конкретной ситуации или указать какое будет событие к той или иной дате.
    Речь о прогностической функции истории может идти только на уровне тенденций мирового масштаба, либо о вероятном знании. Даже случаи удачного предвидения носят более чем, вероятностный характер. В этом прогноз историка принципиально отличен от прогноза ученого – естествоиспытателя или врача. Медик с высокой долей вероятности может предсказать течение болезни и состояние пациента в будущем, а историк – конкретное будущее – никогда.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Имеет ли история какой-то определенный смысл?
    2. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?
    3. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?
    4. Какова роль научно-познавательной функции истории?
    5. Какое значение имеет историческая наука для самоидентификации общества и социализации личности?
    6. Нужен ли человечеству суд истории?
    7. Почему воспитание полноценной личности невозможно без знания истории?
    8. Что такое уроки истории, в чем их назначение?
    9. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?
    10. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

  2. Padhiu Ответить

    2. Функция социальной памяти
    Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.
    От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических обстоятельствах и ситуациях. Устойчивое историческое сознание – важнейший показатель стабильности общества подобно тому, как разорванное состояние исторического сознания – свидетельство надвигающегося кризиса. Функция социальной памяти предполагает накопление и сохранение опыта предшествующих поколений. История обеспечивает связь времен, играет роль своеобразной посредницы между поколениями. Историческая память направлена на придание обществу уверенности в будущем.
    Историческое беспамятство людей отнимает у людей воз­можность ориентироваться в настоящем, превращает их в объект манипуляций политических сил, в орудие реализации самых разных целей, в том числе направленных против их коренных интересов. Как справедливо отмечал писатель Ф. Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»[10]. Следовательно, то, что делает нас людьми, – наша историческая память. Таким образом, историческое сознание – важнейший способ самоидентификации общества и личности, средство социализации, «ориентации» человека в социуме, обретения расовой, национальной, культурно-цивилизационной принадлежности. Чем шире исторический кругозор, тем легче человеку ориентироваться в окружающем мире.
    Социальная память всегда избирательна. Общество не может относиться к своему прошлому, взирая на него индифферентно. Поэтому в функцию социальной памяти входит и оценка отдельных исторических явлений и личностей. Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности.
    Критерием отбора явлений, достойных изучения, и их оценки служитъ господствующая в обществе система ценностей, государственный интерес, мировоззрение исследователя и др. В то же время историк не должен позволять себе раздувание исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катастрофе. Так, неверная оценка итогов первой мировой войны и стремление к их пересмотру в Германии, завершились новой мировой бойней и разделом страны. Поэтому задача историков – не искажая минувшего, стараться выявить объективную научную картину прошлого, избегая жестких суждений и морализаторства, давать крайне взвешенные оценки. Кредо исторической исторической науки состоит скорее в том, чтобы стать «примиряющей памятью».
    В то же время исторические оценки в обществе могут изменяться. Историческая наука может восстановить справедливость, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, ниспровергнуть устоявшиеся оценки, сорвать маски с былых харизматических героев. «Суд истории» – не только красивая фраза, но и реальный результат выполнения исторической наукой своего предназначения.
    3. Воспитательная функция
    Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.
    Прежде всего, для подрастающего поколения важно найти идеалы, на которые следует ориентироваться и которым и нужно подражать. Именно из исторического прошлого можно черпать такие примеры.
    Образованный человек не может равнодушно относиться к преступным деяниям в истории. Не может равнодушно воспринимать и героические свершения своих предков. Эмоциональное переживание подобных исторических фактов воздействует на складывание личности, ее нравственных качеств, определяет ценностные ориентации, воздействует на формирование гражданской позиции и чувство патриотизма. Знание истории иных культур и народов предотвращает развитие ксенофобии, способствует воспитанию толерантности.
    Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно обязательные курсы истории были введены в школьные (гимназические) программы в Европе и в России уже во второй половине XIX в. Опыт показал, что при всех изъянах и недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя говорить о полноценном образовании.
    При этом, необходимо отметить, что эффект воспитательной функции зависит от личности автора или преподавателя. Изложение или анализ одних и тех же национальных вопросов перед широкой аудиторией может сформировать чувства патриота или националиста, то есть дать совершенно противоположный результат. Все зависит от содержания лекции или текста, от мировоззрения лектора, его влияния на аудиторию[11].
    4. Практически-рекомендательная функция
    Принято считать, что практически-рекомендательная функция позволяет выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта.
    Можно ли пренебрегать уроками истории? Следует сказать, что история учит, но она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О французской династии Бурбонов, которые правили в постнаполеоновскую эпоху, говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились – за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изучение опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции. Недостаточный учет этих факторов погубил не одно самое здравое начинание в истории (примером может служить антиалкогольная кампания эпохи перестройки в СССР).
    Извлекать или не извлекать уроки из прошлого – зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт – не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом.
    Поэтому исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения обоснованной государственной политики.
    Однако в реализации этой функции исторической науки есть множество подводных камней и бурных течений. Часто проблемы истории становятся весьма актуальными для современников. Исторический опыт становится предметом больших дискуссий, в которых политические, идейные и исторические аргументы переплетаются настолько тесно, что развести их невозможно. В исторические споры втягиваются различные социальные слои и политические группы. История превращается в инструмент борьбы за власть, что сказывается на ее объективности и часто превращает науку в служанку идеологии. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, вместо практически-рекомендательных функций история фактически выполняет определенные политико-идеологические функции.
    Эта тенденция стала проявляться с XVIII в. и получила развитие в период формирования индустриального общества. В XX в. политическая ангажированность и партийность исторической науки стала еще более явной. Уже в 1920-е гг. в СССР один из первых историков-марксистов, академик М.Н.Покровский, рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, как фронт пролетарской борьбы с буржуазной идеологией. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен «могучим идейным оружием большевизма», а партийность была провозглашена важнейшим принципом исторической науки.
    Противостояние мировых социальных систем также сказалось на состоянии исторической науки по обе стороны «железного занавеса». В ходе холодной войны произошла еще большая политизация и советской и западной историографии. Так, в 1949 г. Президент Американской исторической ассоциации К.Рид в обращении к коллегам напрямую связал задачи политики и истории: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех нас и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей степени, чем физик»[12]. Сегодня вопрос о политико-идеологических функциях оказался весьма актуальным для молодых государств, образовавшихся в результате развала Советского Союза и крушения биполярной системы мировых отношений. Доказывая свои права на существование и особую роль в мировой геополитике, они активно обращаются к прошлому. В этих условиях историческая наука получает социальный заказ и ориентируется на политическую конъюнктуру, а не на истину.
    Важно иметь в виду, что правдивые рекомендации общество может получить только от независимой науки. Когда идеология превалирует над научными выводами, воспитательная функция неоправданно выпячивается, научно-познавательная и социальная – принижаются, а практически-рекомендательная функция либо искажается, либо уходить в тень.
    5. Прогностическая функция
    Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».
    Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение, как для индивида, так и для общества. Являясь неотъемлемым элементом связи времен, категория будущего входит в структуру исторического сознания; без будущего, без уверенности в нем не может быть здорового исторического сознания.
    Можно ли спрогнозировать будущее? Следует, прежде всего, разграничить два способа прогнозирования. Они различаются и терминологически и по смыслу. Это предсказание, или пророчество, и предвидение. Предсказание лежит вне области науки, рационального мышления, предвидение является научным по своей сути.
    Важно осознание того, что история – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, а между настоящим и будущим нет разрыва. Будущее можно представить как веер все время меняющихся вероятностей (альтернатив) до тех пор, пока одна из них не станет реальностью. Однако развитие общества (в отличие от материального мира, где господствуют объективные законы, и лишь иногда вторгается случайность) предоставляет субъектам свободу выбора альтернатив. Конечно, эта свобода не безгранична. Существует определенная «инерция» исторического процесса, она образует «поле» современной жизни и текущей политики, диктует некие правила игры и, следовательно, ограничивает выбор вариантов. Именно поэтому существует возможность, опираясь на исторический опыт, знание специфики исторического процесса предвидеть с большей долей вероятности выбор будущей модели социального развития.
    Итак, исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Однако простая экстраполяция каких-либо данных из прошлого, как правило, приводит к краху попыток предвидеть даже основные тенденции будущего. Наиболее известным в этом отношении был крах прогнозов о мировой революции и закате западной цивилизации, о которой много говорили в начале прошлого столетия, или полная несостоятельность концепции построения коммунизма в СССР к 1980 гг. Неверными оказались и многие построения западной социологии (например, особой миссии белого человека и др.). При этом надо понять, что историческая наука не может дать прогноз конкретной ситуации или указать какое будет событие к той или иной дате.
    Речь о прогностической функции истории может идти только на уровне тенденций мирового масштаба, либо о вероятном знании. Даже случаи удачного предвидения носят более чем, вероятностный характер. В этом прогноз историка принципиально отличен от прогноза ученого – естествоиспытателя или врача. Медик с высокой долей вероятности может предсказать течение болезни и состояние пациента в будущем, а историк – конкретное будущее – никогда.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Имеет ли история какой-то определенный смысл?
    2. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?
    3. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?
    4. Какова роль научно-познавательной функции истории?
    5. Какое значение имеет историческая наука для самоидентификации общества и социализации личности?
    6. Нужен ли человечеству суд истории?
    7. Почему воспитание полноценной личности невозможно без знания истории?
    8. Что такое уроки истории, в чем их назначение?
    9. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?
    10. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

  3. Mezizuru Ответить

    Социальные функции любой науки — познавательная и объяснительная. Наука помогает познавать мир, объяснять его, прогнозировать пути его развития и находить модели и способы поведения в нем. История, как и другие науки, выполняет все эти функции, которые можно обозначить как: познавательная. прогностическая и воспитательная.
    Однако у истории есть и специфические функции, присущие именно ей как гуманитарному знанию.
    Важнейшая социальная и культурная функция истории — ее роль в формировании представлений об идентичности и самоидентичности.
    Это может быть идентичность:
    социальная (принадлежность к тому или иному социальному слою: “я — потомственный казак”, “я — дворянин”; часто развивается как история семьи, рода, населенного пункта);
    культурная (принадлежность к той или иной культурной традиции, например приверженность определенной культуре быта, этики, эстетическим ценностям и др.);
    национальная (или этническая — осознание своей принадлежности к определенному народу, нации);
    цивилизационная (“мы — европейцы” и т.д.);
    государственная (“мы — граждане нашей страны” и т.д.).
    Во всех этих случаях для формирования представлений об идентичности привлекаются исторические традиции, примеры, аналоги, историческая аргументация. Нередко последняя становится решающей, основополагающей для той или иной идентичности.
    История объясняет происхождение государства, сословия, нации, определяет исходную точку формирования культурной традиции, цивилизации. Чаще всего это бывает не достоверное научное объяснение (хотя и претендует на научность), а генетический миф. На самом деле фигуры практически всех основателей государств и отцов народов легендарны, но в их честь делают экспозиции в музеях, им ставят памятники, посвящают главы в школьных учебниках, картины и произведения искусства. Эти генетические мифы составляют костяк любой национальной истории.
    Исторически аргументированная идентификация востребована для формирования культурных кодов в системе “свой — чужой”. Как правило, приверженность той или иной системе кодов мотивируется воспитанием, образованием, средой, то есть контекстами, обусловленными исторической традицией. Здесь различают историческую эндоидентичность (представление о себе самом) и экзоидентичность (представления о других).
    История абсолютно необходима для идеологии, пропаганды, политической борьбы. С помощью исторических аргументов стороны возвеличивают себя и унижают противников, обосновывают легитимность своих действий и преступность действий врагов.
    Степень идеологизированности истории зависит от политического режима. При тоталитаризме она абсолютна, причем идеология исходит от власти и едина, обязательна для всех. При авторитаризме допускаются идеологические варианты в сферах, не касающихся политики (в последней сохраняется идеологический унитаризм). При демократии и либерализме идеологизированность истории сохраняется, но она плюралистична. В обществе происходит борьба нескольких идеологий: либеральной, консервативной, националистической, космополитичной — и все они отражаются на содержании и направленности исторических исследований.
    С идеологией тесно связано понятие исторической политики.
    Историческая политика — комплекс культурно-просветительских и научных мероприятий идеологической направленности, нацеленный на формирование определенных представлений о прошлом, закрепленных в массовом историческом сознании какой-либо социальной группы.
    Историческая политика может исходить от государства, политических партий, общественных движений и даже просто от историков, СМИ и деятелей культуры приверженцев одинаковых идеологических взглядов. Политика проявляется в тематике, подборе материала, его трактовке и интерпретации, гиперболизации одних фактов и замалчивании других. В стране и обществе могут одновременно реализовываться несколько исторических политик.
    В этом смысле история не только дает нам знания о прошлом, но в какой-то степени конструирует это прошлое (и настоящее). Она создает реальность, вернее, систему образов и представлений, которую люди принимают за реальность и которой они верят. Этот сконструированный с помощью идеологии и исторической политики образ прошлого необходим для объяснения настоящего (почему мы такие — потому что корни этого в прошлом, почему у нас такие отношения с другими народами — потому что мы всегда дружили / воевали и т.д.). Такой образ вовсе не обязательно соответствует реалиям прошлого, но представляет собой объяснительную систему, которая благодаря силе воздействия на умы сама по себе является реальностью. Здесь также проявляются и социальная, и культурная функции истории.
    “Со времен Античности считалось, что знание — это лишь отражение реальности. В настоящее время эта точка зрения подвергается сомнению даже применительно к природной реальности, и уж в любом случае она неправомерна по отношению к реальности социальной. Знание о социальной реальности одновременно является формой ее конструирования — новые элементы социальной реальности не могут возникать без появления соответствующих понятий или “знаков” обозначающих эти элементы. Социальная реальность дана нам отнюдь не в ощущениях, а в понятиях и знаках. В свою очередь, понятия и знаки возникают только в процессе социального взаимодействия и одновременно являются его основой. И в этом смысле существование социально признанного (и тем самым объективированного) знания о прошлом, в первую очередь научного, является непременным условием социального взаимодействия в настоящем” [1].
    История выполняет еще одну важную культурную функцию — культурно- просветительскую, развлекательную.
    История интересна. На исторические темы пишутся художественные книги, снимаются кинофильмы. Люди ходят в музеи. Туристические маршруты связаны с историческими достопримечательностями. Историко-культурный туризм по масштабам развития не уступает другим видам туризма. В последние годы развивается массовое движение исторических реконструкторов, которое помимо научных осуществляет просветительские и развлекательные функции. В любом книжном магазине есть обширные разделы по истории, заполненные многочисленной научно-популярной литературой. С историей сегодня связана мощная развлекательная индустрия, которая с каждым годом развивается все больше и больше.
    История также выступает сферой высокой интеллектуальной деятельности, тесно связанной с областью элитарных развлечений.
    Недаром именно при королевских дворах появлялись первые летописцы, придворные историографы и т.д. С историей связано коллекционирование реликвий, ценностей, антиквариата. Историки создают национальные музеи, хранящие сокровища страны и нации. В элите общества всегда был запрос на историю — генеалогию, геральдику (науку о гербах и государственных символах), фалеристику (науку о наградных знаках) и т.д.
    Возможности для реализации социальной и культурной функций истории даст научная информация, полученная в результате исторических исследований. Без истории как науки осуществление этих функций было бы невозможным.
    [1] Савельева И. М. Полетаев Л. В. Теория исторического знания. С. 59.

  4. Tyler Ответить

    История всегда была и есть наука полезная.
    По определению Модельницкого социальные функции выступает, как роли, которые выполняет историческая наука в жизни общества, и которые определяют ее социальные ценности. Социально значимо всякое познание. У истории есть своя специфика. Степень полезности истории для общества определяет и степень уважения к истории и историкам. В 20 веке, особенно, с периода 2-й мировой войны стала очевидна тенденция недоверия общества к истории. История значима уже хотя бы потому, что она утоляет интерес человека к знанию. Тойнби заявлял, что его занятия истории были связаны с постижением бога, через изучение действительности. Если даже признать, что история бесполезна, то никто не будет отрицать, что она увлекательна – Марк Блок.
    4 функции:
    – функция социальной памяти;
    – эвристическая/познавательная;
    – политико-идеологическая;
    В античной историографии, когда говорили о социальной памяти, то они говорили о памяти событий их современности. Флавий – историограф императоров Рима, утверждал, что он как раз обращается к современности, и он корил греческих авторов за то, что они обращаются к событиям, описанным ранее другими авторами. Спасти от забвения то, что еще никем не рассказано, и сделать достоянием потомков современность. Очевидец может лучше описать события, чем кто либо.
    Современная трактовка: Накопление и сохранение в памяти опыта всех поколений и тех культурных достижений, которые были достигнуты.
    Без этой функции, каждый народ вынужден был бы наново создавать фундамент своей культуры. История в этом смысле играет роль посредницы между поколениями. Как трудно представить историю без цивилизации, так и трудно представить цивилизацию без истории – Коммеджер.
    История как наука – это своеобразный суррогат памяти, это конгломерат трудов.
    Индивидуальная память глубже, но человеческая индивидуальная память склонна воспоминать молодость и только хорошее. Поэтому старики всегда говорили, и будут говорить: вот в мое время! …а сейчас…
    Задача истории – критическое восприятие, представление сведений о прошлом, причем систематическое.
    Социальная память всегда ограничена – где нет источников, там нет истории. А многие источники или исчезли без следа, или вообще не были созданы.
    В большинстве случаев мы знаем о победителях, а не побежденных; мы знаем историю господ, а не рабов. Если же народы не знали письменности, то значит, и истории нет. Историки ограничены и своими биологическими ресурсами, поэтому память всегда избирательна. Важнейшая задача – придать современному обществу устойчивость, уверенность в будущем.
    Важнейшая задача истории в 21 веке – помочь освоиться в современном мире через влияние на сознание. Помочь человеку лучше ориентироваться в потоке времени. Социальная ориентированность истории выражается в ее избирательности: каков критерий ее отбора.
    Критерием отбора всегда выступает господствующая в обществе система ценностей. Все зависит от того, что историки считают главным: император в Риме; церковь в феодализме; жизнь масс при советах.
    Современная историография считает, что задача истории – это подход к прошлому в комплексе, это сохранение опыта целых поколений и оценка отдельных событий.
    Историческая наука всегда дает оценку, она просто не может быть индифферентна, т.к. многое из того, о чем пишет историк, затрагивает современную мораль и т.д. История должна не раздувать проблемы, а объединять. В то же время историческая наука может исправлять оценки прошлого.
    История оказывается своеобразным мировым трибуналом.
    Научно-познавательная (эвристическая функция). Такую функцию исполняет любая наука…если это наука. Эвристическая функция так же понималась в веках по-разному. Наиболее простое было предоставление примеров в назидание современникам. Впервые поднять историю на новый уровень (уровень полезности для общества) предпринял Гердер. Он попытался представить мир природы и человека в единстве и раскрыть законные го функционирования. В советской историографии главная задача была – выяснение законов исторического развития. На базе этих законов – научные рекомендации к научному управлению обществом. Одно дело, когда история стремиться предоставить данные для наук, которые открывают законы, другое дело, когда история ставит для себя как главную задачу открытие законов. Систематизация, обобщение, открытие и переработка исторического материала, но не открытие законов.
    Есть взгляд, что современное общество настолько изменилось, что порвало с прошлым, поэтому история вообще не наука. Знание предыдущих стадий развития вообще никак не помогает настоящему – тогда зачем вообще изучать прошлое?
    Сколько всего провалилось прогнозов. Самый яркий – построение социализма к 1980-м годам. Темпы развития настолько быстры, что история не помогает прогнозировать будущее.
    Вопрос – входит ли в задачу именно исторической науки – прогнозирование? В советской историографии это признавалось как безусловная истина, аксиома. Постепенно аппетиты немного умерились, и писали уже о прогнозировании устойчивых типов, мировых тенденций.
    Ставить истории в задачу – прогнозировать – заранее обрекать на неудачу. История будущего – это будет басня, роман.
    Воспитательная функция истории
    Опыт прошлого позволяет воспитать общество. Особенное внимание уделялось монарху – если будет образованный и воспитанный монарх – он будет соответственно править.
    Задача истории – ценить то, что было создано предыдущими поколениями. Не нужно забывать, что мы пришли в этот мир на все готовое – и это нужно ценить, чтобы следующие поколения ценили то, что создадим мы.
    Современная тенденция сокращения часов истории в школе чревато в будущем ущербностью общества.
    Наиболее спорная функция – политико-идеологическая.
    Некоторые призывают отделить историю от политики. Но история наука социальная и в той или иной мере она всегда будет втянута в политику. Очень важна актуальность. Нередко актуальными становятся явления далекого прошлого. В разные периоды политико-идеологическую функцию понимали по-разному. В античности ее воспринимали как возможность повторения прошлого. В средневековье – обоснование догматов святой церкви. Во время возрождения история отделена от церкви и гуманисты стали видеть задачу истории в конкретных действиях. Итальянские гуманисты открыто становились на службу магнату и доказывали, возвеличивали и т.д. Преуспел в этом Лоренцо Валло, разоблачил Константинов дар – что Константин Великий якобы передал всю Священную Римскую Империю в дар Папе Римскому. Валло пытался доказать, что Папы не имеют светскую власть. Просветители использовали историю для борьбы с церковью – для утверждения рационалистического мировоззрения. С конца 18 – начала 19 столетия история начинает использоваться в интересах политических партий.
    В советское время перед каждым историком ставилась задача пропагандировать политику коммунистической партии. В период холодной войны презентисты призывали историков внести свой вклад в борьбу с советами.
    История не может быть вне политики, но историк не должен быть объектом принуждения со стороны государства или политической партии.
    Важно, чтобы историк не оказался просто в плену конъюнктуры, но то, что он должен быть немного политически ангажированным – это норма.
    Структура исторического исследования.
    1. исторический источник
    Есть два уровня эмпирический и практический. Основанием исторического знания всегда выступают исторические источники. Прошлое исчезло, оно неповторимо и безвозвратно – мы не можем созерцать – как это было. Но оно оставило наследие в виде источников. Наличие исторических источников, таким образом, обязательно. Без источников – нет исторической науки.
    Что такое источник и каковы его познавательные возможности – принципиальный вопрос методологии.
    Первая задача – отыскание и собирание источников. В связи с этим, для того, чтобы было, что искать обществу необходимо ответственное отношение к источникам. Забота о собирании источников, их охране и систематизации. Забота об источниках – это забота о собственной социальной памяти. Когда на заботе об источниках экономят, а еще хуже – уничтожают, скрывают, фальсифицируют… чаще всего дело не в том, чтобы правильно прочесть источников, а правильно понять. До нас источники доходят в отрыве от того комплекса, в котором они существовали. Представьте себе блестящий костюм французского офицера эпохи Людовика и кусок тряпки или пуговицу, которые до нас дошли.
    Методология истории не претендует на те задачи, которые ставит перед собой источниковедение, методология ставит перед собой вопрос о соотношении историк и источник. Первый вопрос – что такое исторический источник? Разные мнения, которые, как правило, можно свести к двум подходам: 1) любой источник – продукт целенаправленной исторической деятельности; 2) исторический источник – это всякое явление, дающее информацию о прошлом.
    Основное количество источников, которыми мы пользуемся – это остатки деятельности человека. Но история использует в качестве источников природно-географическую среду и климата.
    Источник – это всегда связующее звено между историком и прошлым, это то, откуда мы получаем информацию о прошлом. Получение информации во многом определяется уровнем развития методологии. Сегодня мы умеем получать информацию из таких источников, завтра уровень развития подскочит, и мы сможем изучать и другие типы, виды источников. В круге ограниченных проблем историк сам может создавать источники – если историк изучает современность: можно провести интервьюирование, собрать мемуарные записи, можно провести социологическое исследование. Как правило, информация в источнике предназначено не для вас (например, чье-то письмо – оно ведь писалось не вам). Однако, источники, создаваемые историком наиболее субъективны. Например, вопросник: вы участвовали в партизанском движении? Участвовал. Часто только забывают спросить, на чьей стороне.
    Особенно субъективны мемуары. С одной стороны люди стремятся представить себя в чистом виде, а с другой, когда мемуары пишутся, человек уже все крепко забыл.
    В науке вообще стоит вопрос: насколько источники о прошлом способны отразить прошлое, и способны ли вообще?
    Часто выявление фальсификации важнее, чем находка правды. Ибо раскрытая фальсификация – это уже правда.
    Для того, чтобы понять мировоззрение средневекового человека, мы должны принять все, что нам кажется абсурдным.
    Наиболее осторожно нужно обращаться к статистическим данным – там всегда стремление к улучшению (или ухудшению).
    Нет прямого соответствия между значимостью события и количеством источников.
    Важно установить пробелы в прошлом по источникам. Пробелы свидетельствую либо об умолчании, либо о катастрофах/аномалиях. Чрезмерная критика источников опасна (гиперкритицизм).

  5. Saigrinn Ответить

    1. Познавательная– познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания,
    2. Интеллектуально-развивающая – теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.
    3. Практически-политическая помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
    4. Мировоззренческая – в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.
    5. Воспитательная функциявоспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.
    Предмет изучения истории России
    Предметом изучения являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, то есть общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур.
    В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в событиях и фактах, экономической политике.
    Принципы исторического исследования
    1. Принцип объективностиобязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.
    2. Принцип историзма— где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития.
    3. Принцип социального подходапроявление определенных социальных и классовых интересов, отношений и традиций в политической борьбе, в экономической области.
    4. Принцип всесторонностиизучения истории – подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и потребность учитывать все стороны и взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.
    Методы исторической науки
    1. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми прису­щими им неповторимыми чертами, деталями и особеннос­тями, через которые проявляются общие закономерности.

  6. hot_chocolate_girl1 Ответить

    УТВЕРЖДена
    На заседании учебно-методического совета кафедры
    ________________________
    «___»______________201_г
    Тема № 1
    Введение в изучение курса
    « Отечественная история»
    (Теория и методология исторической науки)
    Преподаватель
    Непочатов В.К.,
    профессор МОИУП
    ИВАНТЕЕВКА
    Тема № 1
    Теория и методология исторической науки
    ПЛАН
    1. Цель курса: История России.
    2. Задачи курса: История России.
    Место государства в обществе (предпосылки для образования государства)
    Место Россия в мировом историческом процессе
    Исторические источники
    История России — это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов.
    Структура исторических знаний
    1. Источниковедение разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников.
    2. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины:
    3. палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям,
    4. генеалогия — наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей,
    5. геральдика — наука о гербах, сфрагистика — наука о печатях, нумизматика — наука о монетах и истории их чеканки,
    6. историческая хронология, изучающая системы летосчисления, календари,
    Историческая география и историческая топонимика.
    8. археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям груда, предметам домашнего обихода и т.д.
    9. историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом.
    Историческая наука
    Историческая наука в современном ее понимании — как исследовательское направление и учебная дисциплина — в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII — начале XVIII в.
    Историческая наука делится на:
    Всеобщую, всемирную;
    Историю происхождение человека и его развитие;
    3. Историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней;
    Отечественную историю.
    Выдающиеся историки
    1. XVIII и XIX вв.
    В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, МП. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и СМ. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский п И.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков и др.

  7. Taktilar Ответить

    Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует научный взгляд на мир, общество, законы его развития. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
    История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.
    История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.
    2. Методы изучения истории
    Метод – это научно обоснованное познавательное средство.
    (способ исследования) показывает, как происходит познание, это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
    Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. Если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта.
    Метод включает в себя подход и принцип.
    Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, описательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.
    Конкретное содержание метода выражают принципы
    Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего.
    Принцип историзма требует изучения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всех причинно-следственных связей.
    Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всех фактов и явлений.
    Принцип социального подхода, еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
    Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

  8. Dolas Ответить

    Социальная значимость истории заключается в важности выполняемых ею функций.
    Функции истории – основные направления применения истории, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
    Социальные функции истории
    Функции
    Сущность. Содержание
    Мировоззренческая
    В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру.
    Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению, без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а, следовательно, и обеспечить научность познания.
    Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить их с последующим ходом развития событий.
    Такой подход формирует умение осмысливать действительность не в статике, не метафизично, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития.
    Познавательная
    (интеллектуально-развивающая)
    Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, народа в объективно-истинном – с позиций историзма – отражении всех явлений и процессов, составляющих всемирную историю. Стремясь к объективному познанию истории, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра. При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.
    Один из образованнейших людей своего, времени Н.Г. Чернышевский говорил, что история – это не прогулка по прямому Невскому проспекту. При этом он считал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории».
    Политико-практическая
    Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс страны, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
    Выдающийся русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знания истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
    Нельзя не согласиться с ним и в том, что у каждого поколения есть свои идеалы. Но они не могут быть пригодны для всех, всегда и везде. Следовательно, чтобы знать, какие из них и каким образом осуществимы в данном обществе и в данное конкретно-историческое время, надо хорошо изучить накопленный обществом опыт, тщательно взвесить и оценить его. Сегодня это особенно важно, ибо мы живем во время, насыщенное всевозможными идеалами порой глубоко враждебными и борющимися друг с другом.
    Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, необходимо знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. Сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.
    Воспитательная
    История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро, а также видеть пороки этого общества, их влияние на человеческие судьбы.
    Социокультурная
    Историческое знание, «историческая жизнь народа» дает научно выверенные нравоучительные примеры, служит основой законотворчества и выработки культурной политики, формирует социальную и национальную идентичность
    Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, к самому себе, и являются ориентирами в его повседневной жизни, выполняя регулятивную функцию.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *