Какую роль играют имена прилагательные в речи?

9 ответов на вопрос “Какую роль играют имена прилагательные в речи?”

  1. Angel567love8 Ответить

    Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.
    Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, – самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).
    Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).
    В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.
    В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).
    В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
    Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.
    При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).
    Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.
    В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:
    1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.
    2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, – на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные – на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных – на качественные и относительные; относительных – на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных – на непритяжательные и притяжательные.
    3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.
    4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности – эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.
    В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

  2. Masida Ответить

    Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна.
    Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют – создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
    Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».
    Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся:
    Море бывает печальным,
    Весёлым и грустным.
    Задумчивым, даже смешным,
    Синим, оранжевым, красным,
    Бордовым, бирюзовым и голубым.
    Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море.
    Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.

  3. Bludmoon Ответить

    Цели:
    добиться понимания учащимися роли
    прилагательных и эпитетов, выраженных именами
    прилагательными;
    обогатить память шестиклассников готовыми
    образцами для выражения своих впечатлений;
    формировать умение самостоятельно подбирать
    эпитеты;
    развивать такие качества, как ассоциативность
    мышления, художественная зоркость,
    эмоциональность;
    воспитывать любовь к малой и большой родине.
    Учебные пособия:
    1) “Русский язык” (6 класс) под редакцией М.М.
    Разумовской, “Дрофа”, 2002г.
    2) Г.А. Богданова “Русский язык” (6 класс).
    Рабочая тетрадь, ч. II
    Оборудование:
    толковые словари и школьные словари
    иностранных слов;
    мультимедийный проектор;
    дидактический раздаточный материал;
    опорные таблицы:
    “эпитет”;
    “метафорический эпитет”;
    “усилительный тавтологический эпитет”;
    “словесный штамп”;
    “озарять предметы”;
    сигнальные карточки
    Ход урока
    І. Постановка темы и целей урока.
    1. Отгадайте загадку.
    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приятны,
    Я украшаю нашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).
    – Что такое имя прилагательное?
    2. Отгадайте, о каких предметах идет речь.
    Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине
    красный, на вкус сладкий. (Арбуз)
    Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир
    глядит, на себя не велит. (Солнце)
    Носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка и
    нитка)
    Маленький, кругленький, за хвостик не поднять.
    (Клубок)
    – Как вы определили, о чем говорится в загадках?
    (По признакам предметов, очень точно названных
    именами прилагательными).
    – Какие признаки могут называть имена
    прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер,
    принадлежность, отношение к предмету.)
    – Только ли для того, чтобы точно определить
    предмет, назвать его признак, употребляются
    имена прилагательные?
    Ответ на этот вопрос должен стать результатом
    урока.
    Итак, тема урока: “Употребление имен
    прилагательных в речи.”
    ІІ. Проверка домашнего задания (упр. 235
    – лингвистический текст – по учебнику М.
    Разумовской).
    – Какова роль прилагательных в речи?
    (Придают речи точность, меткость, особую
    выразительность, образность, яркость, передают
    настроение.)
    Наша речь без прилагательных была бы похожа на
    картину, написанную серой краской.
    Прилагательные позволяют передать красоту и
    разнообразие окружающего мира.
    – Употребление каких прилагательных придает
    речи особую выразительность?
    (Прилагательных – эпитетов).
    ІІІ. Словарная работа.
    В переводе с греческого “эпитет” – приложение.
    Всякое ли прилагательное – эпитет?
    Эпитет=прилагательное-?
    – Обратимся к словарям.
    Вывод. Эпитет – художественное (образное)
    определение. Это самое красочное, самое меткое,
    самое свежее, самое нужное слово, которое
    выбирает писатель, изображая уже известный нам
    предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.
    – По меткому выражению критика XIX века Боткина,
    эпитеты обладают способностью “озарять
    предметы”. Как вы понимаете это выражение?
    IV. Лингвистический эксперимент.
    Другой критик XIX века, Белинский, писал о поэзии
    А.С. Пушкина:
    “ И что же это за стих! Все богатство, вся сила
    русского языка явилась в нем в удивительной
    полноте; он нежен, сладостен, мягок, как смола,
    ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл,
    душист и благовонен, как весна, крепок и могуч,
    как удар меча в руке богатыря. В нем и
    обольстительная, невыразимая прелесть и грация,
    в нем ослепительный блеск, в нем гармония языка и
    ритма…” В.Г.Белинский
    – Вы почувствовали, как Белинский относится к
    поэзии Пушкина? (Восхищается)
    – Какими средствами языка Белинский передает
    свое восхищение? (Эпитетами, сравнениями,
    восклицательным предложением).
    – Какой частью речи выражены эпитеты?
    (Прилагательными – полными и краткими).
    – Прочитайте текст, опустив имена
    прилагательные. Что изменилось?
    (Стал менее выразительным, ярким).
    – Все ли прилагательные являются эпитетами?
    (Нет, “русский” эпитетом не является).
    – Какую роль в тексте выполняет это
    прилагательное?
    (Уточняет, конкретизирует).
    – Итак, в чем мы убедились в результате
    лингвистического эксперимента? Что узнали?
    (Эпитеты придают речи выразительность,
    точность. Эпитеты могут быть выражены полными и
    краткими прилагательными.)
    Восторженная оценка Белинским стихотворений
    А.С. Пушкина убеждает: именно к Пушкину нужно
    обращаться, чтобы обогатить свою речь эпитетами
    – образцами для выражения собственных
    впечатлений.
    V. Актуализация знаний.
    1. “Допиши эпитет!” (работа с раздаточным
    дидактическим материалом): вспомните строчки
    пушкинских стихотворений, вставьте
    прилагательные – эпитеты:
    1) Сквозь____________ туманы
    Проб…рается луна
    На ___________п…ляны
    Льет п..чально свет она.
    2) Вся комната___________блеском
    Озарена. ______________треском
    Тр…щит затопленная печь.
    3) ____________ пора! Очей оч…рованье!
    Пр…ятна мне твоя__________краса –
    Люблю я __________пр…роды ув…данье,
    В б…грец и золото одетые леса.
    – В какой морфеме пропущены орфограммы?
    (В корне).
    – Какие виды орфограмм в корне встречаются?
    (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся
    гласные).
    Работу, направленную на предупреждение ошибок
    в словах с пропущенными буквами, можно
    организовать с помощью сигнальных карточек.
    Задания классу.
    Вставить пропущенные буквы, расставить и
    графически объяснить знаки препинания.
    Определить синтаксическую роль прилагательных
    – эпитетов.
    Найти однокоренные слова, выполнить их
    морфемный разбор.
    Вывод: прилагательные – эпитеты в предложении
    выполняют роль определений и употребляются в
    составе поэтических обращений.
    2. Упр. 240 (учебник М.М. Разумовской).
    При выполнении задания № 1 учащиеся обращаются
    к “Толковому словарику” учебника.
    Вывод: не всякое прилагательное является
    эпитетом. В строгом значении термина эпитетом
    является прилагательное в переносном значении.
    Такие эпитеты называются метафорическими.
    Задание № 2 предлагается выполнить по
    вариантам.
    3. Упр. 47 (Богданова “Рабочая тетрадь по
    русскому языку“ для 6 класса, ч. II).

    Сравнительный анализ текстов
    (работа с раздаточным дидактическим
    материалом).
    Цель: выяснить, в каком стиле речи
    употребляются эпитеты.
    І. Амур – река на Дальнем Востоке. Образуется
    слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский
    лиман Охотского моря. Длина Амура составляет 4444
    километра. Питание преимущественно от летнее
    (осе…их) муссо…ых дождей. Характерны наводнения.
    Главные притоки: Зея, Бурея, Амгунь.
    ІІ. Амур. Тебя и в дальн… дали
    Я не забуду никогда.
    Здесь берега в зелен… шали
    И в алых отблесках вода.
    Рассвет струится, свеж (?) и ясен,
    Кусты и травы в серебре.
    В жемчужн.. росах дремлет ясень
    Как изваянье, на горе. (К.Овечкин)
    – Прочитайте тексты.
    – Что объединяет эти тексты?
    (Тема, тип речи – описание)
    – Что отличает? (Стиль —> задача речи, способ
    организации речи: стихи – проза).
    – Сравните роль прилагательных в текстах.
    Подтвердите примерами.
    (В I тексте (научного стиля речи) прилагательные
    помогают точно выразить мысль; во II тексте
    (художественного стиля речи) – прилагательные –
    эпитеты придают выразительность, яркость,
    красоту).
    – Какой эпитет, на ваш взгляд, самый
    выразительный? Какой эпитет удивляет?
    – Какие знаки препинания пропущены?
    – В словах какой части речи пропущены буквы?
    (В прилагательных).
    – Выпишите прилагательные вместе с
    существительными, к которым они относятся,
    объясните орфограммы.
    5. Игра “У кого поэтичнее?”
    Дополните строчки стихотворения:
    Ты посмотри, ____________ красота!
    ___________снег мерцает еле-еле.
    Поляна_____________светом залита
    Вокруг_____________ели.
    А теперь сравните с оригиналом:
    Ты посмотри, какая красота!
    Вечерний снег мерцает еле-еле.
    Поляна лунным светом залита
    Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)
    – Назовите имена прилагательные.
    – Какой из них является эпитетом?
    6. Самостоятельная работа (редактирование).
    За грибами.
    Три друга пошли в сильный лес за развесистыми
    грибами. У Миши была ранняя корзинка, а у Коли и
    Вани незнакомые лукошки. Мальчики собирали
    квадратные грибы и перекликались первыми
    голосами. Вдруг небо потемнело, и пошел
    продолговатый дождь. Ребята спрятались под
    жизнерадостным деревом.
    – Почему вы смеялись?
    – К чему ведет неуместное употребление имен
    прилагательных?
    – Восстановите текст.
    Запишите.
    Вывод: прилагательные, употребленные
    неуместно, не служат точному выражению мысли и не
    являются средством выразительности.
    7. Перед вами отрывок из сочинения
    учащегося о зиме.

    Наступила долгожданная зима. Земля покрылась
    белым покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы.
    На верхушках сосен лежат белоснежные шапки
    снега.
    – Нравится ли вам это сочинение?
    – Есть ли в нем эпитеты?
    (Есть, но они избитые, от частого употребления
    потерявшие художественность, выразительность.
    Это “словесные штампы”. Их в речи нужно
    избегать.
    VI. Домашнее задание:
    1) написать сочинение – миниатюру на одну из
    тем:
    “А за окном зима…”
    “Зимний денек”.
    2) упр. 42 (по II ч. Тетради Г.А. Богдановой. Учащиеся
    выполняют одно из заданий по выбору).
    Внимание: Файл
    презентации можно получить у автора!!!
    VII. Обобщение изученного
    О чем говорили сегодня на уроке?
    Какова роль прилагательных в речи?
    Какие прилагательные придают речи особую
    выразительность?
    Что такое эпитет? и др.

  4. Fearlessbearer Ответить

    Имя прилагательное как часть речи.
    Роль прилагательных в художественном тексте.  10 класс
    I.Лингвистическая разминка. Найдите 4-е лишнее:
    Веский, тульский, резкий, скользкий;
    Утренний, торжественный, серебряный, естественный;
    Дешёвый, ситцевый, свинцовый, столовый;
    Старинный, картинный, магазинный, гардинный.
    II. Проверка домашнего задания.
    Характеристика имени прилагательного как части речи.
    Обращаем внимание на следующие моменты:
    1.Морфемные показатели (суффиксы) прилагательных связаны с разрядом:
    Суффиксы качественных прилагательных: -н-, -чив-, -лив-, -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-) и др.
    Суффиксы относительных прилагательных: -ан-(-ян-), -енн-(-онн-), -ск-, -ов-, -чат-, -ат- и др.
    Суффиксы притяжательных прилагательных: -j-, -ин-, -ов- и др.
    2. Довольно распространённое явление – омонимия морфем (бирюзовый – отцов).
    3. Изменяется разряд прилагательного, употреблённого в переносном значении (золотое время – золотое кольцо).
    III. Объяснение темы урока.
    Впервые имя прилагательное как самостоятельная часть речи было описано в XIX веке А.Х. Востоковым.
    По частотности употребления прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.
    Особую роль играют имена прилагательные в художественной литературе, особенно в поэзии.
    IV. Работа с текстом. Чтение, запись.
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
    В стихийном, пламенном раздоре,
    Она с небес слетает к нам –
    Небесная, к земным сынам,
    С лазурной ясностью во взоре –
    И на бунтующее море
    Льёт примирительный елей.
    1850
    Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста. (Текст представляет собой одно предложение). Сделайте его пунктуационный разбор.
    Данный текст позволяет вспомнить постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах, повторить главнее условия обособления определений.
    Кто автор стихотворения? В заглавии произведения названа его героиня. Кто она, на ваш взгляд? (Ф.И.Тютчев, Поэзия).
    Сформулируйте главную мысль текста: в чём видит лирический герой суть назначения поэзии? (стихотворение Тютчева «Поэзия» – своеобразный поэтический манифест направления в литературе  2-ой половины 19 века. Его сторонники видят назначение поэзии в служении Красоте, Гармонии, высшей Истине, считая, что художественное слово обладает магической силой примирения).
    С помощью каких языковых средств создаётся образ Поэзии? (Эпитеты: небесная, с лазурной ясностью во взоре, метафоры: слетает, льёт елей).
    Как вы понимаете выражение лить елей? (Успокаивать, смирять)
    В каком значении употреблено слово море? (В перен: люди; ср.: людское море, море людей. Точнее, море людских страстей, так как оно бунтующее)
    Назовите все эпитеты стихотворения, охарактеризуйте их частиречную принадлежность.
    Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в данном тексте?

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *