Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи 3 класс?

10 ответов на вопрос “Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи 3 класс?”

  1. Cousen Ответить

    Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.
    Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, – самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).
    Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).
    В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.
    В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).
    В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
    Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.
    При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).
    Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.
    В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:
    1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.
    2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, – на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные – на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных – на качественные и относительные; относительных – на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных – на непритяжательные и притяжательные.
    3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.
    4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности – эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.
    В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

  2. Cerus Ответить

    Русский язык
    3 класс
    Роль имени прилагательного в речи
    Цель: показать роль имени прилагательного в нашей речи.
    Задачи:  формировать умение подбирать точно прилагательные, умение распознавать роль прилагательных в речи, коммуникативные умения обучающихся; развивать умение распознавать имя прилагательное в речи, рефлексивные и контрольно – оценочные умения обучающихся; воспитывать любовь и интерес к родному языку.
    Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    Формирование УУД:
    Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов; делать выводы; обобщать и классифицировать.
    Личностные УУД: развивать умение высказывать свое мнение; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
    Организация класса.
    Приветствие
    Мы сюда пришли учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно!
    Пальчиковая гимнастика
    Пальцы делают зарядку,
    Чтобы меньше уставать.
    А потом они в тетрадке
    Будут буковки писать.
    (дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки)
    II. Актуализация знаний.
    1.Словарная работа.
    Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы
    обл_ко
    ин_й
    за_ц
    с_ница
    2.Взаимопроверка.
    К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
    Подберите и запишите по одному прилагательному к данным существительным, определите у прилагательных род и число.
    Проверка: Как же определить род и число у имени прилагательного?
    (по существительному: какой род и число у имени существительного, такой же род и число у им. прилагательного)
    III.Тема урока.
    Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать её самостоятельно в конце урока.
    IV. Упражнения в употреблении имени прилагательного.
    1. – Прочитайте предложения. Дополните их подходящими по смыслу именами прилагательными.
    Наступила  зима. Падают снежинки. Снег укрыл     землю одеялом.     (работа в группах, голубые листочки с текстом : Наступила______________ зима. Падают ____________  снежинки. _______________ снег укрыл землю ____________ одеялом. )
    ПРОВЕРКА: Чтение текстов.
    Сравните первый и второй тексты?
    Можно ли считать тексты одинаковыми? Почему?
    Что делает второй текст более красивым?
    Во втором тексте имена прилагательные делают его красивее, т.е. имена прилагательные нужны для украшения нашей речи.
    Вывод:  Имена прилагательные украшают нашу речь.
    Подвижная физминутка:        А теперь, ребята, встали.
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево.
    Тихо сели, вновь за дело.
    2. – Ребята, как вы думаете, зимний снег отличается  от весеннего? Чем?
    Попробуем описать зимний  и  весенний  снег наиболее точно.
    Карточки на доске:                                          снег
    зимний                 весенний
    последний
    искристый
    мокрый
    грязный
    пушистый
    мягкий
    серый
    САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ:
    I вариант – зимний снег
    II вариант– весенний снег
    На доске 2 человека: проверка по доске – распределение карточек
    Прочитайте, какой зимний снег. А какой весенний?
    Какая часть речи помогла нам наиболее точно описать снег?
    Значит, имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и  наиболее точно описывают предмет.
    Вывод: Имена прилагательные описывают предмет наиболее точно.
    ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
    Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю 1,2,3,4,5).
    Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
    Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю 1,2,3,4,5).
    Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
    3. Работа по учебнику.  Стр. 73, упр. 318
    Чтение задания. Что необходимо помнить, выполняя это задание?
    чтобы определить, в каком роде и числе нужно употребить прилагательные, надо определить род и число им.сущ, с которым связано это имя прилагательное
    ЗАПИСЬ 1 И 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ, ОБОЗНАЧАЯ ОРФОГРАММЫ (графически)
    4. – А сейчас вы попробуете самостоятельно вставить подходящие по смыслу прилагательные.
    Карточки, дифференцированно
    Повышенный уровень (оранжевые):  Попрятались (какие?) обитатели в (какие?) норы, в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) сугробы.
    Максимальный уровень (розовые):  Попрятались (какие?) обитатели в (какие?) норы, в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) сугробы.
    Слова – помощники: лесные, глубокие, тёплые, большие.
    ПРОВЕРКА: чтение предложения, исправление ошибок
    IV. Формулирование темы урока.
    – Какова же была тема урока?
    Роль имени прилагательных в речи.
    V. Итог урока. Рефлексия.
    Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
    Имена прилагательные описывают  предмет; украшают, уточняют речь.
    Рефлексия.
    Мне было трудно …
    Я сомневался …
    Мне понравилось…
    Я доволен…
    Домашнее задание: Дифференцированно: 1) стр. 88, упр. 2
    2) стр. 73, упр. 73

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *