Какую роль сыграла соня в духовном возрождении раскольникова?

7 ответов на вопрос “Какую роль сыграла соня в духовном возрождении раскольникова?”

  1. Garn Ответить

    Книга Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них – проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая – это Соня Мармеладова.
    Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить “духом и разумом”, но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.
    Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.
    Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! ” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня – исключительный человек: “Юродивая, юродивая! ” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я … бесчестная … я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку – все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…”. Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня – идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания – вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

  2. Mestor Garin Ответить

    Родион Раскольников – студент, который из-за долгов бросил учебу. Во время своей депрессии и отсутствия денег создал теорию о двух типах людей: право имеющих и тварей дрожащих, о сильных и слабых мира сего. Он грезит стать таким же, как Наполеон, захватывать страны и вершить судьбы людей.
    Рис. 1. Родион Раскольников. Иллюстрации И.С.Глазунова Софья Мармеладова – молодая красивая девушка, по воле судьбы оказалась девушкой, продающей свое тело. По образованию швея, но это не приносит тот доход, который способен прокормить ее семью. София Семеновна добрая и отзывчивая девушка, способная ради семьи и других людей пойти на жертвы, даже в ущерб себе.

    Первое знакомство Софьи и Родиона

    Родион узнает о Соне за несколько дней до их встречи из разговора отца Софьи, бывшего чиновника Мармеладова. Мармеладов, пьяный, сидя в харчевне, куда пришел главный герой перекусить, рассказывает о своей дочери и ее тяжелой жизни. Через 8 дней Раскольников увидел на площади умирающего под лошадью Мармеладова. Родион приносит отца Сони в их дом, при таких трагических событиях происходит первая встреча Сони и Родиона. Соня, впервые увидев Раскольникова, очень стесняется своего наряда и практически не смеет поднимать взгляд на гостя. Родион, напротив, с интересом разглядывает девушку. Мармеладов умирает на руках дочери, Раскольников очень сопереживает семье. Родион оставляет последние сбережения на похороны и уходит из дома Мармеладовых.
    Рис. 2. Соня Мармеладова

    Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова

    Софья приходит к Родиону домой поблагодарить за оставленные деньги. Вместе с Раскольниковым в комнате студента присутствуют мать и сестра героя. Родион представляет родным Соню. Следующая встреча происходит в тот же день, герой намекает Соне, что знает, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Раскольников не выдает себя, так как мечется внутри себя. Отношения их становятся более теплыми и доверительными. На поминках Мармеладова Соню обвиняют в воровстве, но за нее заступается жилец Лебезятников. Раскольников понимает, что эта девушка с чистой душой, которую хотят запятнать такие, как “Лужины”. Родион решается рассказать Софье о своем преступлении. После скандала, устроенным Лужиным, Раскольников приходит к Соне, и признается ей во всем. Девушка принимает информацию спокойно и понимающе. Она предлагает ему сдаться, но он еще не готов к этому.
    Рис. 3. Соня Мармеладова и Родион Раскольников

    Признание Раскольникова

    Раскольников все же решает признаться. Он приходит к Соне и видит в ее глазах доброту к нему, он не понимает, почему она так к нему относится, он ведь убийца.
    Важно! Девушка надевает крест преступнику, и отправляет его в полицию.
    Родион молча доходит до участка, но не может решится на признание. И вновь он встречается глазами с Соней, которая тайком следила за ним, и поднимается к следователю. Раскольников признается в своем преступлении. На суде было решено сослать Родиона в Сибирь, Соня едет за ним. Им обоим было трудно. Раскольников долго не мог отойти от своей теории, он считал, что убил никчемную “вошь”, на что Соня отвечала, что нельзя сравнивать жизнь человека с насекомым. На каторге девушка старается помогать всем вокруг, ее доброта и отзывчивость безгранична. Ей не важно, какое преступление совершил тот или иной каторжник, она смотрит на душу человека и пытается спасти ее. В тюрьме Родион начал читать библию, благодаря Соне, и через ее доброту и поддержку душа Раскольникова наконец-то раскаялась.
    Рис. 4. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию». Н. Н. Каразин

    Любовь или жертва?

    Соня и Раскольников – это два героя, отвергнутые обществом. Именно их одиночество помогает им сблизиться. Он пытается жалеть Соню, но тем самым жалеет и себя. Родион не видит любовь Сони, он видит только ее жертву, думая, что ей так удобно, жертвовать ради других. Только после 7-летней каторги и поддержки любимой он понимает, что жертвовать ради другого это и есть любовь. Роль Сонечки – растопить черствую душу Родиона. И ей это удается, но для этого потребовалось почти 7 лет безответной любви. Она постепенно подводит Родиона к осознанию его преступления, что не убийством надо доказывать, что он право имеющий, а добрыми и благородными поступками. Таким образом, автор вновь обращает внимание читателя на проблемы жизни по совести. Достоевский через мытарства души Родиона показывает, каково идти против своей души и против бога. Соню он сравнивает с мученицей, которая словно пророк доносит до грешника Раскольникова истину жизни по божьим законам. Чтобы лучше представить себе этих героев, посмотрите видео с кадрами из театральной постановки романа Достоевского “Преступление и наказание”.
    Статьи по теме:

  3. Adolace Ответить

    Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли?
    Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков.
    Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок”. Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя.
    К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека.
    Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу.
    Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем.
    В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был способен к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с помощью Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению.
    А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу.
    В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня.
    Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно. Трудно, потому что путь наверх – всегда путь мучений. Только преодолев тернии, можно почувствовать в душе свет новой жизни. А для того, чтобы все-таки пройти этот путь, надо искренне и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных.
    Беру!

  4. Buzaron Ответить

    Очевидно, что Родион Раскольников
    является главным героем романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание».
    Однако все остальные люди, которые окружали Раскольникова, имели
    непосредственное влияние на него. Под действием их мыслей, поступков и главный
    герой вел себя тем или иным образом. Наверное, самую большую роль в судьбе
    Раскольникова сыграла Соня Мармеладова, несчастная девочка из бедной семьи,
    которой пришлось продавать себя для того, чтобы прокормить семью.
    Достоевский попытался отразить в
    Соне самые лучшие качества человека. Автор хочет показать, что люди должны быть
    такими, как эта бедная девушка. В ней есть и любовь, и нежность, честность –
    все то, что редко можно найти в современном мире. Для Сони не имеет значения,
    богат ты или беден, чиновник или дворник, она полагает, что все имеют право на
    жизнь. А это значит, что никто не может добиваться чего-либо с помощью
    преступления, никто не имеет права отбирать жизнь, которую дал Бог.
    Раскольников показан нам в другом
    свете. Он – бунтарь, его юношеский максимализм требует действовать, что-то
    делать, только бы не сидеть на месте. Родион не намерен мириться с той
    несправедливостью, которая существует в мире. Он готов даже пойти на
    преступление ради того, чтобы добиться справедливости (как он ее понимает).
    На первый взгляд, Соня
    Мармеладова и Родион Раскольников – две противоположные личности, не имеющие
    ничего общего. Однако если взглянуть между строк, то можно увидеть, насколько
    эти молодые люди походят друг другу.
    Прочитав «Преступление и
    наказание», некоторые говорят о том, что если бы не было Сони, Раскольников
    никогда бы не сознался в совершении преступления. Есть такое мнение, что эта
    девушка негативно повлияла на будущее Родиона. Однако это ошибочное суждение,
    если посмотреть на весь роман, проникнуться в него всеми своими мыслями и
    душой.
    Именно Соня Мармеладова, а не
    другая девушка, стала той, кому Раскольников открыл свою ужасную тайну. Она
    полюбила главного героя, она вернула ему смысл жизни. И хоть Родион отправится
    в тюрьму, его душа будет спасена. Без Сони он бы точно умер, не физически, но
    духовно.
    Любовь Сони повлияла на главного
    героя самым прямым образом. Она была готова помочь ему, где бы он ни был. Она
    была способна отозваться на чужую боль. Поэтому, несмотря на свою «профессию»,
    девушка представлена в романе как положительный герой, который и сам становится
    лучше с каждым днем, и помогает это сделать другим. Любовь девушки не требует
    чего-то взамен, она не завистлива и не ревнива. Это настоящая любовь, которая
    проявляется не в словах, а в поступках. Благодаря такому истинному чувству
    девушки, ее уважают, перед ней преклоняются. А Раскольников, в конце концов, и
    сам понимает, что не может жить без нее.
    Можно сделать вывод, что Соня
    Мармеладова спасла главного героя от неминуемой смерти, она подарила ему жизнь,
    исцелила от душевных ран. Положительную роль этой девушки в судьбе
    Раскольникова трудно переоценить.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4

  5. MoNCTRIk Ответить

    Автор: Валюк Екатерина Николаевна,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы
    ru/load/shablohttp:
    Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?
    По роману Ф.М.Достоевского
    «Преступление и наказание»
    Обложка июньской книжки журнала «Русский вестник» за 1866 год с публикацией второй части романа
    Ф. М. Достоевского
    «Преступление и наказание».
    1.Соня Мармеладова-героиня романа
    Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Автор отобразил в ней самые лучшие черты человека.
    Соня – нравственный идеал
    Достоевского.
    Соня Мармеладова.
    Художник Д.Шмаринов
    2. В судьбе главного героя Соня Мармеладова сыграла очень большую роль. Какую?
    2.1. Во-первых, Соня стала для Раскольникова человеком, которому он открыл свою ужасную тайну. Он смог облегчить свою душу, так как чувствовал, что, либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Можно сказать, что Соня физически спасла Раскольникова.
    .
    «Прошла еще ужасная минута. Оба все глядели друг на друга.
    — Так не можешь угадать-то? — спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.
    — Н-нет, — чуть слышно прошептала Соня. — Погляди-ка хорошенько. … — Угадала? — прошептал он наконец.
    — Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее…»
    «Пойди на городскую площадь, упади на колени, покайся перед людьми и Богом».
    2.2. Во-вторых, Соня спасла Раскольникова от духовной гибели – помогла ему признаться в преступлении.
    Соня читает Раскольникову Евангелие.
    Художник И. Глазунов.
    Перед своим официальным признанием в совершенном преступлении Раскольников зашел к Соне, чтобы та дала ему свой крестик, как знак, что он «крест берет на себя».
    Раскольников у Сони.
    Художник
    М.Добужинский.
    Покаяние Раскольникова
    Художник Е.Марухина

    А потом Раскольников совершил принародное покаяние.
    Он «встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем».

    Художник
    Михаил Шемякин
    Соня Мармеладова и Родион Раскольников в Сибири.
    Художник И.Глазунов.

    2.3. В-третьих, Соня помогла Раскольникову обрести истинную веру и любовь. Об этом мы узнаем в эпилоге романа, когда заблудшая душа Раскольникова обретает спасение, воскрешение к новой жизни. Сердце Сони стало источником жизни для сердца Раскольникова.
    3.Вывод.
    Соня Мармеладова спасла главного героя от неминуемой смерти, она подарила ему жизнь, исцелила от душевных ран. Положительную роль этой девушки в судьбе Раскольникова трудно переоценит.

    “Вера-отчаянье”
    «Очищение
    через страдание»
    “Между крестом
    и топором”
    Э. Неизвестный Иллюстрации к “Преступлению и наказанию”
    Словарь литературных терминов
    1. Автор – создатель литературного произведения (как и произведений других искусств).
    2. Главный герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.
    3. Эпилог – заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.
    Список используемых источников
    ru/load/shablohttp://easyen.ny_prezentacij/russkij_jazyk_literatura/shablony
    http://bookz.ru/authors/igor_-arasov/fm-dos_951/i_003.png http://www.kostyor.ru/images0/biogr/dostoevskiy.jpg http://www.booktravels.narod.ru/Glavnoe_Menu/Russia/img/Book-razvorot.png
    http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml http://www.liveinternet.ru/users/1150469/post364198707/ 4format.ru@gmail.com http://www.arteveryday.org/mixail-shemyakin-chast-1-illyustracii/ https://perova3.jimdo.com/иллюстраторы/э-неизвестный-иллюстрации-к-преступлению-на-наказанию/ https://slovar.cc/lit/term/2145096.html

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *