Какую роль в древнерусском государстве играла княжеская дружина?

5 ответов на вопрос “Какую роль в древнерусском государстве играла княжеская дружина?”

  1. Beakelv Ответить

    Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя – князя племенного княжества. В X в. отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части – “бояр” и “гридей”.
    В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппарата управления, формируемого из дружинников.
    В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял совет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого совета иногда именовалось думой.
    Название “бояре” происходит от древнерусского слова “боляр” – боец, дружинник. Большинство историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.
    С появлением у дружинников вотчинных владений совершается решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV в. на место дружины становится княжеский “двор” – организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название “дворяне”, или “слуги”.
    Двор включил в себя часть бывшей “младшей” дружины – отроков и частично детских. Бояре и другая часть детских, ставших вотчинниками, превратились в поземельных вассалов князя; они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.
    Города и волости давались в “кормление” боярам и вольным слугам. Права кормленщиков – наместников и волостелей – были очень широкими: они собирали поборы (“корм”) с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)”.
    В войне и военных походах участвовали княжеская дружина, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшее из жителей городов и сел. Старшие дружинники – “передние, лепшие мужи” – назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли “отроки”, или “детские” младшей дружины.
    Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники – думцы князя. Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посадниками, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков. Некоторые должности передавались по наследству. Старшие дружинники имели собственные военные отряды “отроков”, подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие “отроки”, отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дружину.
    Таким образом, дружина состояла из ближайшего окружения князя и была постоянно действующим органом государства. Став носителем и охранителем общего экономического интереса, она превратилась в политическую силу.
    В IХ-Х веках существовал совет при князе, в который входили наиболее влиятельные дружинники и представители родоплеменной знати «старцы градские» и «совет лучших» (старшие дружинники). Они не составляли какого-либо постоянного учреждения с определенными правами, обязанностями, компетенцией. В XI-XII веках совет при князе стали называть Думой.
    В Думу входили:
    · бояре (в основном, бывшие дружинники, осевшие на земле. Эти земли, как правило, находились недалеко от Киева, а в стольном граде дружинники имели дома и дворы);
    · высшее духовенство (митрополиты, епископы, архимандриты, игумены).
    Любопытно, что из 22 митрополитов домонгольской Руси 19 были греками, а большинство мелкого и среднего духовенства составляли уже выходцы из местного населения.
    Все главные вопросы (войны, мира, управления) решались великим князем по совету с боярами, однако Дума все-таки была советом при князе и носила совещательный характер.
    Вече, существовавшее еще до образования государства, продолжало действовать в Древнерусском государстве Из племенной сходки древних славян вече превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским феодальным верхам: боярам и старцам градским.
    Каковы были точные функции этого органа власти в IХ-Х веках, неизвестно. Можно предположить, что в каждом племенном центре было свое вече. Суть вечевого общения состояла в совещании правящей верхушки и народа. В этот период вече еще играло роль в политической жизни древней Руси, являясь одним из основных органов государства при решении важных споров. Довольно часто вече избирало князей.
    Из 50-ти князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.
    В конце X века вече стало направляться феодальной верхушкой, его созыв и ведение были упорядочены. В вече имели право принимать участие полноправные граждане (не холопы) и не подчиненные семейной власти, то есть домохозяева.
    Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления привели к сокращению роли и значения веча. С середины XII века вечевые собрания перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских.
    Тысяцкий возглавлял народное ополчение и выбирался, а затем назначался князем из феодальной верхушки. С течением времени эта должность приобрела наследственный характер. В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаше всего полицейского характера. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий должен «управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торговый». С помощью тысяцких князья «примучивали дань».
    Роль веча в разных княжествах была различной (в Новгороде – огромна, в Галицко-Волынском княжестве – минимальна) и зависела от политической обстановки. В истории были моменты, когда вече созывалось часто, принимало решения и имело большое значение, а потом долго не созывалось.
    Тем не менее, четко прослеживается общая тенденция – по мере расширения процесса феодализации вече утрачивало свое значение и наконец прекратило свое существование. Это произошло потому, что феодальные группы стали настолько сильными, что перестали нуждаться в поддержке народного собрания.
    Феодальные съезды были еще одним органом власти, созывавшимся в исключительных случаях, когда нужно было решить важнейшие политические вопросы, затрагивавшие интересы многих княжеств. Иногда феодальные съезды имели общеземский характер.
    Феодальные съезды могли решать вопросы об избрании и изгнании князей, о принятии мер против тех князей, которые нарушают договор, о заключении союзов, об объявлении войны и мира, об издании новых законов и отмене старых. Их компетенция не была ограничена какими-либо нормами. Если князья поддерживали решения, то выполняли их, а если нет, то не выполняли.
    Территория Киевской Руси была огромна, и, находясь в стольном городе Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников.
    Согласно Начальной летописи» еще легендарный Рюрик в 864 г. после смерти братьев «раздал мужем своим грады, оцому Полотеск, овому Ростов, овому Белоозеро». После своих походов Олег в 882 году повсюду в завоеванных землях «посади мужи свои», Олег Святославич в 1096 г., завоевав Муромскую и Ростовскую земли, «посажаща посадники своя по городам и дани поча имати».
    Посадник следил за сохранением общественного порядка, вел борьбу с ворами и разбойниками, судил местное население, собирал дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины. С середины XII в. должность посадника постепенно стала вытесняться должностью наместника.
    При князьях и посадниках находились тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде. Им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский; огнищный, заведовавший княжеским двором – огнищем (с XII века назначался из бояр и назывался дворским), в его подчинении находился ключник, конюшный, ратайный (пашенный).
    С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани – данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица:
    · мытники, взимающие торговую пошлину – «мыть»;
    · вирники, взимающие денежный штраф за убийство свободного человека – «виру»;
    · пятенщики, взимающие пошлину за продажу лошадей и пр. – «пятно».
    В Киевской Руси параллельно существовали две системы управления: численная и дворцово-вотчинная.
    Численная (десятичная) система была обычной для многих народов, Еще до образования Киевской Руси войско подразделялось на части: тьмы, тысячи, сотни, десятки, и князю помогал управлять не только совет, но и тысяцкие, сотские, десятские. С расширением и укреплением государства их функции видоизменялись, войска оседали в укрепленных городах, составляя там гарнизоны, а названия были перенесены из военного времени в мирное. Так стали называть начальников гарнизонов и командный состав. Тысяцкий превратился в командующего войсками, в княжеского воеводу. К ХI-ХII векам десятичная система утратила свое реальное математическое содержание. «Тысяча» стала не военным, а территориальным понятием – «округ». Подчинялся этот округ тысяцкому, который «держал в нем воеводство».
    Таким образом, в ХI-ХII веках тысяцкие были руководителями военных сил определенного княжества или округа и сосредоточивали в своих руках всю административную власть: финансовую, судебную, полицейскую. Они были носителями власти князя на местах, его помощниками по управлению. Сотские были прямыми помощниками тысяцких, командовали сотнями как военными подразделениями. С превращением тысяч в территориальные округа, они стали выполнять финансово-административные функции. Процесс феодализации обусловил вытеснение органов десятичной системы в волостях.
    Дворцово-вотчинная система состояла в управлении отдельными отраслями княжеского хозяйства особыми придворными чинами. Система кормления коренилась в ранних формах организации управления и надолго пережила Киевскую Русь.
    В Киевской Руси не было принципиального различия между органами государственного управления и органами управления частными делами князя. Каждый, кто входил в состав княжеского двора, уже в силу этого считался годным для выполнения общеадминистративных функций. Назначенные на административные должности чины двора сохраняли за собой наименований, которые принадлежали им в хозяйстве князя. Центром, откуда тянулись все нити управления, был княжеский двор.
    После того, как дружина осела на земле, основные административные должности стали занимать низшие дворцовые слуги, которые зачастую набирались из княжеских холопов, тиунов, мечников. В XI веке тиуны играли важную роль, их численность возрастала. Стала выделяться верхушка тиунов, которые обзаводились хозяйством, домами, селами. Должности могли передаваться по наследству. Со временем эта верхушка смыкалась с верхушкой бояр. Формировавшаяся правящая элита постепенно консолидировалась вокруг князей.
    Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, колонизацией, нашествиями кочевников, княжескими усобицами, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных связей. Если в средневековой Европе государства были относительно слабыми и обществу самому приходилось решать многие проблемы, на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни.
    Слабее, чем в Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам. Огромные территории, обилие лесов и болот делало местность труднопроходимой, так что не было и разветвленной системы коммуникаций. Обмен товарами и услугами в связи с этим развивался медленнее, горизонтальные общественные связи не укреплялись.
    Колонизация в трудных природных условиях приучила древнерусского человека довольствоваться элементарными технологиями (типа «подсечного», или, как его часто называют, «кочевого», земледелия). В правосознании тружеников не могла в этих условиях оформиться идея о том, что приложение труда к земле является основой собственности на нее и продукты ее обработки.
    В итоге на Руси государство превратилось в единственную организующую силу, не привыкшую встречать серьезного сопротивления в обществе, за исключением случаев отстаивания вечевых традиций и народных восстаний (свойственных любому средневековому обществу), В таких случаях власть проявляла произвол и насилие. Государь на Руси никогда не нуждался в правовом обеспечении своих поступков, поэтому идея законности и правопорядка не превратилась здесь в общезначимую ценность.
    В таких условиях не могло сложиться и западноевропейское понятие собственности, такое как в римском праве. Поскольку даже у крупных землевладельцев из числа лиц узкого боярского круга приближенных к князю это право было узурпировано государством в лице правителя, смотревшего на всю страну как на свою вотчину.

  2. white girl Ответить

    Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной. Функции князя:
    Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
    Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде (княжеский суд), а также взимал судебные штрафы (виры).
    Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений.

    Схема управления Древнерусским государством


    Дружина — княжеское войско. Дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек.
    Дружина связана только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX—XII веков встречаются варяги, русы, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому.

    Вече (от славянского в?тъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
    Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. В случае смерти мужа семью на вече должна была представлять его жена.

    Первые князья Руси


    Князь, годы правления
    Деятельность
    Рюрик — родоначальник династии, 862-879 гг.
    В 862 г. был призван на княжение. Княжил в Ладоге, после — во всех новгородских землях.
    Олег Вещий, считается родственником Рюрика, 879-912 гг.
    882 г. Захват Киева и перенос туда столицы. Подчинил племена радимичей, северян, древлян. 907 г. Успешный поход на Византию.
    Игорь, сын Рюрика, 912-945 гг.
    915 г. Мир с печенегами. Походы на Византию: 941 г. — неудачный поход; 944 г. — поход закончился подписанием взаимовыгодного соглашения. 943 г. Поход на Северный Кавказ.
    Ольга, жена Игоря, 945-969 гг.
    945 г. Окончательное покорение древлян. Установлен чёткий порядок сбора дани (полюдья) путём введения уроков и погостов. 955—957 гг. Поездка в Византию и принятие христианства.
    Святослав, сын Игоря и Ольги, 964-972 гг.
    965 г. Разгром Хазарского каганата. Вёл войны с Византией, печенегами и Дунайской Булга-рией.
    Владимир I Красное Солнышко, сын Святослава, 980-1015 гг.
    972—980 гг. Междоусобная война между сыновьями Святослава Владимиром и Ярополком, завершившаяся победой Владимира. Осуществил военные походы на вятичей, радимичей, отвоевал у Польши Червенские города. Вёл успешную борьбу с печенегами. 980 г. Проведение языческой реформы. 988 г. Принятие христианства (по греческому образцу) и Крещение Руси.
    Ярослав Мудрый, 1019—1054 гг.
    Усобицы между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским закончились утверждением Ярослава на киевском престоле (единоличным правителем стал только в 1036 г. после смерти Мстислава). Установил дипломатические связи со многими европейскими государствами, осуществлял военные походы в Прибалтику, Византию и польско-литовские земли. 1016 г. Начало составления свода законов Древнерусского государства (Правда Ярослава — первая часть Русской Правды). 1036 г. Окончательный разгром печенегов под Киевом. В память об этой победе возведён Софийский собор.
    Наследники Ярослава Мудрого, 1054-1113 гг.
    Изначально мирное сосуществование, в дальнейшем — междоусобицы. 1072 г. Составлена Правда Ярославичей (вторая часть Русской Правды). ^
    Владимир II Мономах, внук Ярослава Мудрого, 1113—1125 гг.
    1113 г. Выдан Устав Владимира Мономаха (заключительная часть Русской Правды). Введён запрет на обращение в рабство свободных людей. 1116—1119 гг. Противостояние в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в нём осуждал усобицы и призывал к единству Русской земли.
    Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, 1125-1132 гг.
    1129 г. Присоединил к Киеву Минское и Полоцкое княжества. Организовал походы против половцев и Литвы. Продолжал политику отца по сохранению единого Древнерусского государства.

    Конспект урока по Истории России «Князья и дружина. Вече».
    Следующая тема: «».

  3. Shakarn Ответить

    На Руси, как и в других странах, ценились не только ратные подвиги князей, но и умение мудро решать внутренние проблемы государства. Эта деятельность включала в себя несколько направлений. Княгиня Ольга первая среди русских правителей провела важнейшую государственную реформу, упорядочив систему уплаты дани. Ярослав Мудрый создал первый на Руси письменный свод законов — Правду Ярослава (около 1015 г.). Позже появились Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, церковные и княжеские уставы.
    Помимо законотворческой работы, князья выполняли и судебные функции. Так, в своём «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о необходимости для князя каждый день выделять специальное время для проведения судебных разбирательств. В компетенцию княжеского суда входили прежде всего разбойные дела, т. е. преступления, связанные с нарушениями внутреннего мира. Суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Значительную роль в судопроизводстве играли заинтересованные стороны. Потерпевшие сами разыскивали преступника, вызывали и доставляли его в суд, обеспечивали присутствие свидетелей и пр. Всё это свидетельствует об определённой демократичности княжеского суда в Древнерусском государстве, что значительно отличало его от западноевропейского сеньориального. Князья не только судили, но и взимали денежные судебные штрафы.

    После принятия христианства на плечи князей легла обязанность всячески способствовать распространению христианства в стране и материально обеспечивать духовенство.

    Дружина

    Важную роль в структуре государственности играла княжеская дружина, состоявшая из профессиональных воинов. Старшие дружинники, как правило, служили ещё отцу князя. Младшая дружина формировалась из сверстников князя, которые воспитывались вместе с ним с детства.
    Дружина не только сопровождала князя в походах, но и помогала в управлении государством. На Руси укоренилась традиция совещания (думы) князя с дружиной. Так, в 944 г. князь Игорь созвал свою дружину на думу, чтобы решить, идти ли в поход на Царьград или принять от византийских послов щедрые подарки. Князь согласился с мнением дружины: «не бившись иметь злато и серебро и паволоки». В 1093 г. внуки Ярослава Мудрого князья Святополк Изяславич, Ростислав и Владимир Всеволодовичи обсуждали с дружинниками проблему: идти ли походом на половцев или заключить с ними мир. В 1103 и 1111 гг. князья, определяя сроки наступления на половцев, также советовались со своими дружинами. И если мнения князя и дружины расходились, то князю требовалось приложить много усилий, чтобы переубедить своих воинов. Известны и попытки дружины оказывать давление на князя. Именно дружинники убедили Игоря вторично отправиться за данью к древлянам. После смерти Владимира его дружина, игнорируя принцип старшинства, предложила занять киевский престол его младшему сыну Борису. Судя по «Поучению детям» Владимира Мономаха, князь советовался со своей дружиной едва ли не каждый день.

  4. Aurigas Ответить

    Перед изучением функций, прав и обязанностей дружины, отметим, что постоянное упоминание ее в связке с князем, на страницах Повести временных лет ( «Поидем высадим дружину свою ис погреба…»; «Изяславу же седящу на сенехъ с дружиною своею…». ПВЛ, стр. 56; ) свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь.
    Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.
    Согласно изысканиям отечественных исследователей ПВЛ, дружина имела иерархическую структуру См. напр.: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). – М.: Весть, 2003. С. 112. . Во главе дружины стоял князь. Под его началом, кроме личной дружины, были воеводы, командующие собственными дружинами.
    Внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись.
    «Старшая» дружина состояла из служивших отцу князя («дружина отня» ПВЛ, стр . 45. ). Она переходит к младшим поколениям князей, вооруженная прежним влиянием и авторитетом в дружинной и общественной среде. ПВЛ неоднократно подчеркивает, что эта часть дружины присутствовала при всех значимых событиях жизни князя («И изиде противу ему благоверный князь Всеволод с воима сынъма», «Святополк созва боляръ и кыянъ, и поведа имъ, еже бе ему поведал Давыдъ . И реша боляре и людье…» Там же, стр. 67. ).
    «Средний» слой дружины составляли гридьба. Эти дружинники составляли основной боевой контингент личных воинских сил князя.
    В «младшую» дружину, входили молодые люди – отроки и т.д. («и рече Святославъ, кроме зря, отрокомъ своимъ…» Там же, стр. 45. ). Они находятся при князе, неотступно и в первую очередь они – слуги князя.
    При Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире – варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента – преданность князю и боевые навыки Сергеевич В.И. Вече и князь: русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М.: Вече, 1992. С. 164. .
    Выделению княжеской дружины, способствует разрушение родоплеменной структуры, охватившее славянский этнос в V-VI вв. Княжеские дружины, как круг его ближайших соратников и сотрудников, существуют с самого возникновения Киевского государства. В целом, Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.
    Подведем основные итоги настоящего подпункта:
    – постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах Повести временных лет свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;
    – под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;
    – внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции;
    – при Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире – варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента – преданность князю и боевые навыки.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *