Какую роль в пьесе играет образ грозы?

18 ответов на вопрос “Какую роль в пьесе играет образ грозы?”

  1. rys-trys Ответить

    Гроза – это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.
    Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.
    Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.
    Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации – это феномен появляется как сила мира иного.
    В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.
    Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.
    Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.
    Изображение грозы в произведении Островского показывает позицию автора к страху. Кулигин видит, что опасаться грозы не нужно. Он сообщает: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Затем еще добавляет «Не гроза это, а благодать».
    Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.
    В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза – это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура – деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.
    В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный  образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.

  2. immortal23 Ответить

    Гроза выступает как отдельный персонаж этого произведения. Когда Тихон уезжает из дома, он находится в радостном предчувствии отдыха и произносит следующую фразу: «Целых две недели надо мной грозы не будет!»
    Но гроза все же проносится над городом. И это не только природное явление. Образ грозы связан с образом Катерины. Раскаты грома заставляют девушку сознаться в измене. Катя верит в Бога. Гроза – символ рока, наказания. Катерина уже не первый день ходит сама не своя. А тут еще во время прогулки внезапно разворачивается непогода. Девушка будто в беспамятстве. Скрывать больше нет сил. Ее даже нисколько не заботит тот факт, что о проступке узнает весь город. Тяжкое бремя греха давит на Катерину. И она от него освобождается. Теперь возвращаться домой совсем нет сил. Тихон бы и простил жену, да вот только маменька не даст. От ее попреков теперь уж точно никуда не деться.
    Как поступить девушке в такой ситуации? Что предпринять? Вернуться в родительский дом она не может. Так в те далекие времена было не принято. Вышла замуж, значит, живи и терпи. Домой под гнет ненавистной и злобной свекрови тоже не вернуться. Катя просится уехать с Борисом, с ним она готова пойти хоть на край света. Но вот только возлюбленный – малодушный и трусливый человек. Он не хочет брать на себя ответственность. Борис оставляет Катерину одну решать все созданные вместе проблемы.
    Получается, что выход-то только один – самоубийство. Девушка прыгает в Волгу с крутого берега. Она сама себя наказала за измену, за провинность. Жестоко наказала, ведь самоубийство – тяжкий грех, а Катерина свято верила в Бога. Но у девушки хватило сил, чтобы решиться на такой поступок.

  3. Chinask1 Ответить

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
    Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “… вон никак гроза заходит…”
    В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет…”
    А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
    Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
    Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
    Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить…”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
    Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
    А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
    Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
    Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина нерассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”
    Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
    Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
    Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
    ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
    Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “…конец (пьесы)… кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…”
    Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…”
    Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
    Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
    Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и не-односторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

  4. agaden1981 Ответить

    Гроза в пьесе А. Н. Островского играет далеко не последнюю роль. Её значение в пьесе можно расценивать как попросту явление природы, для которого характерны гул и шум. Грозу мы замечаем в начале первого действия пьесы, она нам будет напоминать о себе вплоть до конца 4 действия, до самой развязки. За все 4 действия гроза не имеет постоянства, то затихнет, то снова прогремит так, что на весь город наводит страх. Кульминации своих действий гроза достигает в 4 действии. Но Островский в своей пьесе дал грозе другое определение.
    Для каждого жителя города Калинина гроза имеет своё отличное от других жителей значение. Дикой – самый богатый и влиятельный человек в городе, но даже он боится грозы. Он считает, что гроза – это напоминание грешникам о Боге.  Катерина – главная героиня пьесы, очень боится раскатов грома и всякий раз она пытается как можно быстрее от них спрятаться. Над ней частенько посмеивалась Варвара – дочь Кабанихи. Она говорила Катерине: «да что ты боишься, гроза еще далеко» – именно эти слова стали пророчеством для дальнейшей судьбы Катерины. Для Катерины гроза – это кара высшего суда, за лживость и лицемерность. Поэтому для главной героини появление грозы стало одной из причин своего публичного признания в измене. Но для Кати гроза была не только на улице, она была у неё в душе. Своим признанием она опорочила честь семьи её законного мужа, но ведь она и не могла по-другому. Катерина очень отличается от своих домочадцев, она совершенно по-другому воспитана. Её учили жить честно и «по совести». Не стерпев всей муки и стыда, Катерина заканчивает свою жизнь.

  5. pismo Ответить

    «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
    Здесь Островский использует этот образ с новой стороны. Гроза – уже не гнев Божий, а ощущение непременной кары за свободу от матери. Тихон ждёт глотка свободы, и готов отправиться куда угодно, лишь бы хоть немного отдохнуть от вечного контроля матери.
    Единственные в пьесе, кто не боится грозы, – это Варвара и Кулигин. Варя – внутреннее свободна, она смелая девушка, и не боится матери. Ей приходится действовать обходным путём, но она не забывает о себе. В конце Варя сбегает из дома. Кулигин же страстно увлечён наукой, и это позволяет ему чувствовать себя свободным.
    Но у грозы в пьесе будет ещё одна роль. Катерина, не выдержав подобной жизни и ужасного отношения Марфы Игнатьевны, а главное, стыда за своё чувство к Борису, бросается в Волгу. Этот поступок девушки как гром среди ясного неба для всех жителей Калинова. Душа Катерины сильна, она много раз говорит Варе, что у неё сильный и порывистый характер. Она не может жить так мучительно и предпочитает смерть. Этот поступок потрясает старые устои города, заставляет жителей задуматься о своих поступках. Кулигин, возвращая тело Катерины, говорит, что душа девушки теперь свободна. Никто не имеет над ней власти, кроме Творца, который милосерднее людей.
    Так, Островский показал, насколько острой стала необходимость менять уже устаревшие устои, которые только калечат судьбы людей. Смерть Катерины – это гроза, знак гнева, который навис над городом и его главными представителями: Кабановой, Диким и прочими, кто не способен быть милосердным к ближнему.

  6. peresmehnik0 Ответить

    Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.
    С грозой ассоциируется и образ Кабанихи. Она грозна и непримерима, как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь ее гнева. Образ грозы относится и к душевным переживаниям и мукам Катерины. В ее душе просто бушует ненастье.
    Сопровождая все произведение, гроза появляется уже с самого первого действия. Под ее раскаты, пока еще отдаленные, Катерина признается в греховной любви к Борису Варваре. Она удручена этим, осознает свою греховность в связи с возникшими чувствами. И, под звучанье грозы, предчувствует скорую беду – свою гибель. Ненастье назревает в природе и, одновременно, в душе молодой женщины.
    Потом гроза на время стихает. Происходит это в то время, когда Катерина ощутила себя свободной и, вместе с тем, счастливой. В это время гроза молчит, будто в знак того, что женщина вовсе не виновна ни в чем.
    В пьесе гроза, так же, является и символом неустойчивости и скорого распада существующего уклада жизни в «темном царстве». Она освещает его события, негодует над непросвещенностью его обывателей. Показывает, что ни к чему хорошему их быт не приведет. Во время ее затишья будто дается героям время на переосмысление. Но твердо стоит мрак в умах и жизни этих людей.
    В последнем действии вновь начинается гроза. И утихнет она уже только в самом конце. С нарастанием ее, достигает своего апогея и буря в душе Катерины, что и приводит к трагическому концу. В этот момент и природное явление, вместе с главной героиней, набирает свою силу, разражается со всей своей мощью. И стихает. Стихают и муки Катерины. Бушевавшая в ее душе гроза прошла. Гибель ее открывает глаза мужу, который вперед не прикословил матери и был тихоней. Для него гроза не прошла даром и раскаты грома достучались до его сознания.

  7. mihson Ответить

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
    Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “… вон никак гроза заходит… ”
    В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет… ”
    А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
    Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась? ”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая! ”).
    Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? ”
    Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить… ”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
    Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
    А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! ” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. ”
    Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
    Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми… ”
    Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
    Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет! ”, “Не гроза это, а благодать! ”
    дальше – ЗДЕСЬ!
    Удачи )

  8. pavelkms Ответить

    В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.
    Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.
    Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
    В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.
    М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

  9. miky2222 Ответить

    (292 слова) Когда речь идёт о грозе, мы обычно вспоминаем природное явление. Но А.Н. Островский в своём произведении дал иную трактовку грозы. Её символическое значение раскрывается сразу в нескольких смыслах в зависимости от обстоятельств, в которых оказываются герои.
    Образ грозы появляется уже в первом действии. В небе сверкает молния, гремит гром, льёт сильный дождь… Это природное явление сопровождает героев вплоть до четвёртого действия. Гроза то стихает, то вновь набирает силу. Даже когда ничто не предвещает разгула стихии, действующие лица с ожиданием и тревогой смотрят на небо.
    Все боятся грозы, кроме Кулигина – изобретателя-самоучки. Он живёт в ладах с совестью и потому не ждёт кары небесной. Для Кулигина гроза – явление не мистическое, а бытовое. Она не может убить: «Убивает благодать». Ему возражает Дикой: гроза послана Богом в качестве напоминания грешникам о будущем суде. Но это скорее первобытный страх, языческое понимание грозы. А вот главная героиня Катерина боится природного явления, потому что стихия противоречит её характеру: молодая женщина тиха и спокойна. Она чувствует свою вину перед Высшими Силами и не хочет внезапной смерти без отпущения грехов. Получается, что гроза – символ потустороннего мира.

  10. a_kot_a Ответить

    Варвара, дочь Кабановой, является подругой Катерины. Девушки всегда поведывают друг другу тайны. Варвара научилась и приспособилась к жизни в доме своей матушки. И главным ее умением стало вранье. В своей речи она прямо заявляет, что без этого прожить в их семье никак нельзя. Повадками и характером она похожа на свою матушку. Ей равен и другой персонаж – Иван Кудряш. Он бойкий и резвый, он задиристый и хвастливый. В чем-то он напоминает нам самого Дикого. Парочка Кудряш и Варвара в конечном итоге убегают из города. Но смогут ли они стать другими людьми и освободиться от принципов самодурства? Это известно только автору.
    Есть в пьесе два похожих мужских образа. Это муж Катерины – Тихон и ее возлюбленный Борис. Их обоих можно считать слабыми и бесхарактерными. Тихон не мог защитить Катерину от постоянных угнетений Кабанихи и безмолвно подчинялся воле своей матушки. А Борис не смог забрать девушку с собой в Сибирь, и тем самым, спасти ее от самоубийства. Он был полностью зависим от своего дяди Дикого. Оба персонажа просто не заслуживают внимания, а тем более любви Катерины.
    Странница Феклуша и Кулигин также стоят в паре, только это совершенно противоположные образы. Феклуша является приверженцем «темного царства». Она всегда выступает на защиту самодуров. Кулигин же, противостоит образам Дикого, Кабанихи и прочим похожим персонам. Именно он смог высказать обвинительную речь в сторону Марфы Кабановой после смерти Катерины.
    Благодаря такому разнообразию второстепенных персонажей, мы видим на их фоне судьбу главной героини Катерины, которая не имеет равных в этой пьесе. Только она смогла нанести непоправимый удар по «темному царству» и выразить откровенный протест жестокости, черствости и беспределу.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *