Какую роль в тексте играет заголовок что он может выражаться?

17 ответов на вопрос “Какую роль в тексте играет заголовок что он может выражаться?”

  1. Joker1971 Ответить

    Продолжить работу над определением признаков текста и основных средств связи в нём; показать роль заголовка в тексте; научить прослеживать смысловую связь предложений в тексте. учебник, учебные тексты, научно-популярный текст. урок применения знаний и формирования умений. Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков,… русский язык кажется нам созданным для поэзии.
    П. Мериме
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний
    1. Беседа
    • Что такое текст?
    • Какие признаки текста вам известны?
    • Что значит говорить и писать на тему?
    • Как связываются предложения в тексте?
    2. Пояснительное слово учителя
    Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.
    Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста — это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
    В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
    Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
    Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
    В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым и т. д.
    Предложения в тексте могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда; верным слову — верность слову); местоимений (книгу — она; человек — он) и других языковых средств.
    Предложения в тексте бывают и без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл.
    Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
    III. Мотивация учебной деятельности
    Слово учителя
    — В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. Надеюсь, что сегодняшний урок научит вас видеть основные особенности текста, пересказывать его (устно и письменно) сжато и выборочно, готовиться к устным высказываниям, писать сочинения.
    IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. работа с теоретическим материалом учебника (упражнения 155, 159)
    2. самостоятельная работа учащихся
    1) Прочитайте три текста. Озаглавьте первый и третий тексты побудительными предложениями, а второй — повествовательным восклицательным.
    А) Очень хорошо пораньше встать, когда роса еще не сошла, и если
    Тогда умываешься на воздухе, у ручья или у речки, то кажется,
    Вместе с тобой мир умывается, и в мире в этом великом есть твой
    Любящий друг, и он тоже где-то купается и о тебе думает. (М. При
    Швин)
    Б) лес еще спит. Но в нем уже отложила ворониха первое яйцо. Спит
    И вода. Но тайно — под снегом собираются ручейки, сбегаются
    В реки. (В. Бианки)
    В) Дни — как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по
    Ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую сту
    Пеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз.
    (Н. Сладков)
    • Объясните выражения: роса не сошла (подберите синонимы); мир улыбается (значение слова мир); подниматься на новую ступеньку (что имел в виду автор?).
    • Выпишите возвратные глаголы, распределяя их по группам:
    Возвратное значение (себя): …
    Взаимное значение (друг с другом): … Значение постоянного свойства (сам): …
    • Объясните орфограмму – тся – тъся. Составьте план своих действий для правильного решения орфографической задачи о правописании -тся – тъся в глаголах.
    • Определите морфемный состав глаголов из второго текста.
    2) Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отрази
    Лось торжество прихода весны. Какие глаголы передают эмоцио
    Нальный настрой автора? Назовите их.
    Грянул весенний майский гром — всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
    Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступленно бьют в звонкие сучки — барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.
    А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
    Гремит по всей земле май! (По И. Сладкову)
    • Определите, как построен текст. Найдите тезис и вывод. Как связаны между собой абзацы и предложения внутри абзацев: последовательно или параллельно?
    • Какое явление жизни положено в основу описания прихода весны: звуки, краски или что-нибудь другое? Докажите свое решение, проанализировав глаголы во 2-м и 3-м абзацах. К какой тематической группе они относятся? В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?
    • Найдите во 2-м и 3-м абзацах зависимые от глаголов слова, которые поясняют, как происходят действия. Какие части речи передают признаки действия? Сделайте вывод, какая часть речи распространяет глагол, показывая признак действия.
    • Попробуйте по образцу отрывка описать перемену в своей школе, используя глаголы со значением «процесс издавания звуков». Начните, например, так: «Но вот загремел звонок, и сразу…». Не забывайте конкретизировать действия с помощью зависимых слов.
    3) Вспомните свои ощущения в конце учебного года. Напиши
    Те небольшое сочинение «Перед каникулами». Начните его так:
    «К концу года я начинаю уставать. мне не хочется… мне хочется…». Не ограничивайтесь глаголами в инфинитиве! Развивайте свою мысль!
    V. Рефлексия. Подведение итогов урока
    1. Беседа
    • Что нового вы узнали о тексте?
    • Какая связь предложений в тексте называется последовательной? Параллельной?
    • Какую роль в тексте играет заголовок?
    2. Заключительное слово учителя
    Учиться говорить и писать, по словам академика Д. С. лихачева, нужно все время. Поэтому возьмите на вооружение три совета:
    • Больше читайте! «Читайте не торопясь…, запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга…» (К. Паустовский)
    • Заведите записные книжки, «учитесь записывать звуки, движения, краски, запахи, слова, выражения». (М. Рыбникова)
    • «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький)
    VI. Домашнее задание
    1. Повторить теоретические сведения о тексте.
    2. Выполнить упражнение 162 (письменно).

  2. salavat77 Ответить

    Заголовок – это имя статьи, литературного произведения, рекламного объявления. Он рекламирует следующий за ним текст, являясь кратким пересказом содержимого.
    Для чего нужен заголовок:
    Привлечь внимание. Опытный копирайтер Джозеф Шугерман однажды заявил: “Цель заголовка — заставить прочитать первое предложение”.
    Показать суть. Человек лишь только взглянув на название материала, может решить, стоит ему читать это или нет.
    Упростить навигацию. Имя статьи помогает найти пользователю необходимый материал на сайте.
    По статистике 80 % пользователей обращают внимание только на заголовок. За 2 секунды они оценивают ценность материала. Если он сумел привлечь и удержать внимание – статью читают, нет – проходят мимо.
    Подзаголовок – это дополнительное название текста, которое делит его на законченные смысловые части. Какие функции он выполняет:
    Завершает одну мысль статьи, чтобы читатель смог осмыслить прочитанное.
    Предупреждает о вопросе, проблеме, которая будет раскрываться далее в материале.
    Позволяет читать выборочно, легко переходить от одного вопроса темы к другому.
    Облегчает восприятие всего материала.
    В журналистике подзаголовок стоит сразу после названия публикации. Так он уточняет его, создает дополнительную интригу. Например, у заголовка “Эмбер Херд и Илон Маск опять расстались” есть поясняющий подзаголовок “Первым решил прекратить отношения миллиардер”. Иногда такой прием используется в контент-маркетинге.

    Разновидности

    Классификация заголовков помогает не запутаться в многообразии, выбрать подходящий по стилю, информативности, объему.
    По стилю заголовки делятся на:
    Фактические. Используются для текстов строгого делового и научного стиля. Они встречаются на страницах интернет-изданий, новостных порталов. Часто содержат глагол, придающий динамику названию. Примеры: “Москвичи откажутся от личного транспорта на неделю”, “Государство планирует снять часть расходов на медицину”.
    Игровые. Вызывают эмоции у читателя. Никаких рамок, главное — креатив. Примеры: “Удобрения не пошли впрок: 10 альтернативных способов повысить урожай”, “Кисть против объектива: стоит ли тратиться на оборудование?”, “Красиво только на картинке: как провести фотосессию в домашних условиях?”
    Клише. В заголовок добавляются фразеологизмы, афоризмы, вызывающие определенные ассоциации. Неуклюже использованное клише испортит название. Надо набить руку, выработать чувство меры. Лучше менять устойчивые фразы под тему статьи. Удачные примеры: “Трейдер надвое сказал: как не слить деньги на Форекс?”, “Проблем как грязи: 5 способов улучшить жизнь позитивным мышлением”.
    Игровой заголовок – пища для фантазии читателя. Он часто используется для постов соцсетей, блогов, продающих текстов.

    Виды заголовков по смысловой связи с текстом:
    Односложные. В названии упоминается только один смысловой элемент – событие, факт, персонаж, отзыв, идея. Например, “Стратегии контент-маркетинга”, “История жизни В. Цоя”, “Первому интернет-магазину в России исполняется 22 года”.
    Комплексные. В заголовке упоминается главная тема вместе с подтемами, которые будут раскрыты в статье. Например, “Контент-маркетинг и SMM: в чем отличие?”, “Как написать LSI-текст и выдвинуть сайт в ТОП”.
    По содержанию можно выделить следующие типы заголовков:
    Номинативный. Упоминаются имена собственные, связанные с темой статьи. Например, “5 книг рекомендованных Биллом Гейтсом”.
    Предикативный. В названии встречается предмет статьи и сказуемое. Например, “Биткоин будет только расти”.
    Пунктирный. Тема передается в заголовке не полностью. Встречается ее логическая часть, понятия или сказуемые. Например, “Почему нам в детстве не рассказывали как избежать этого?”
    Проявляйте смекалку, но не перебарщивайте. Слишком наигранные, развязанные названия отпугивают посетителей сайтов, сводят усилия к нулю.

    Требования

    Главное, что вы должны понимать, перебирая варианты в голове и на бумаге, — название должно быть простым, лаконичным, понятным для вашей целевой аудитории.

    Идеальный заголовок с точки зрения SEO и читабельности соответствует следующим правилам:
    Отвечает на запрос. Представьте, что хочет посетитель, нашедший вашу статью по главному ключу, взгляните на имя статьи. Подумает ли человек, прочитавший заголовок — “Это то, что мне нужно!”
    Содержит слова основного ключа. Если ваша ключевая фраза “одежда для новорожденных”, вы должны включить в заголовок “одежда”, “новорожденный”. Правильно: “Одежда для новорожденных: как выбрать лучшую?”
    Логичен. Название не кривое, согласовано, отражает смысл текста. Не пытайтесь придумать яркое, интригующее название как в желтой прессе. Любопытный человек разочаруется и не дочитает ваш материал, а целевая аудитория так и не дойдет до вас.
    Цепляет. Здесь можно воспользоваться психологическими триггерами и другими приемами. Яркие примеры: “Эти продукты постепенно убивают вас”, “Как я заработал 1 000 $ в интернете за неделю”, “10 эффективных народных средств от пиелонефрита: забудьте об антибиотиках”.
    Нескучный, оптимального размера. Старайтесь уложиться в 40–65 символов и 6 слов. Исследования показали, что внимание людей привлекают первые и последние 3 слова.
    Без непонятных, иностранных слов. Если вы не собираетесь объяснять незнакомое слово в тексте – лучше избегать его. Неясный заголовок произведет тот же эффект, что и его отсутствие.
    Обозначающий целевую аудиторию. Обозначая свою ЦА, у вас больше шансов получить ответное действие (подписку, лайк, репост, заказ). Например, “10 полезных сервисов для копирайтеров”, “Где заработать маме в декрете?”, “SEO-оптимизация для чайников”.
    Успех заголовка особенно важен для коммерческой деятельности. Иногда люди, увидевшие название, уже хотят купить продукт.

    9 способов сделать заголовок гипнотическим

    Секрет цепляющих заголовков в психологических крючках. Это психологическая манипуляция словами, помогающая вызвать нужную эмоцию.
    Сейчас я покажу несколько приемов, которые помогут создать гипнотические названия для вашего текста. Некоторые из них очень просты, другие требуют долгой практики. Никто не запрещает пользоваться несколькими способами, главное, чтобы результат цеплял и был читабельным.

    Спросите у читателя

    Вопрос требует ответа. Читатель, заметив в заголовке знак вопроса подсознательно ищет ответ на него. Не понимая того сам, человек заостряет внимание на вашем материале.
    Задавайте любые вопросы – риторические, конкретные, абстрактные. Они намекают читателю, что в статье он обязательно найдет ответ.
    Примеры:
    “Почему вы до сих пор не разбогатели?”
    “Что случится, если не чистить зубы?”
    “Сколько вы зарабатываете за месяц?”
    “Вы знаете, как стать успешным копирайтером?”
    “Куда уходит ваше здоровье?”
    Слово “как” в заголовках действует на читателя гипнотически. Мимо таких названий невозможно пройти мимо.
    Сравнительный анализ заголовков с вопросом и без показал, что кликабельность первого варианта выше в 7 раз.

    Проблема + решение

    У всех есть проблемы. Поцарапали машину, внезапно заболел зуб, надоела домашняя уборка, в семье разлад и т. д. Каждый мечтает, чтобы ему предложили готовое решение проблемы. Этой психологической уловкой и пользуются копирайтеры. Описываете проблему, намекаете на решение – внимание гарантировано.
    Примеры:
    “Как победить прокрастинацию: 10 эффективных способов”.
    “Что делать, если муж не помогает по дому?”
    “10 вещей, помогающих пережить расставание”.
    “Избавляемся от накипи на кастрюле за 5 минут”.
    Покажите выгоду, которую получит пользователь после прочтения вашей статьи.

    Личный опыт и социальные доказательства

    Времена а-ля высококачественный, востребованный, лучший, надежный – прошли. Читатель жаждет конкретики.
    Как повысить доверие к заголовку:
    Используйте местоимения “я”, “вы”. Например, “История успеха: как я стал зарабатывать 10 000 $ удаленно”.
    Укажите количество заказчиков, покупателей. Например, “Стань SMM-специалистом сегодня: 890 людей уже зарабатывают с нами”.
    Укажите количество выполненных заказов. Например, “Этот гуру копирайтинга написал 500 продающих статей на миллиард”.
    Сделайте акцент на количестве филиалов фирмы, магазина. Например, “Двери “Юг” можно купить в 50 городах России”.
    Используйте любые цифры, факты, имеющие значение в вашей сфере услуг/товаров.
    Обыграйте отзыв в заголовке. Если вы уже пишете продающие тексты, можно рассказать о том, как они сказались на продажах. Например, “Тексты Анатолия Афанасьевича спасли сотрудников фирмы “Антар” от сокращения”. Для наглядности я немного преувеличила.
    Смотрите отзывы о фирме/магазине или бренде, о которых собираетесь писать. Отбирайте наиболее ценные, выписывайте цепкие фразы и факты.

    Заинтригуйте, поделитесь секретом

    Людям нравятся тайны и сплетни. Секрет – скрытое оружие, помогающее получить преимущества, доступные не каждому. А сплетни развеивают скуку. Зная о потребности человека в таких вещах, вы с легкостью привлечете внимание к своему материалу.
    Примеры:
    “10 источников пассивного дохода, о которых вы не знали”.
    “Секреты обольщения Клеопатры”.
    “Экономисты страны скрывают всю правду о биткоинах”.
    “Деньги, которые вы упускаете ежедневно”.
    Чтобы подогреть интерес, можно использовать метафоры, противоречия, нестандартные фразы.

    Напугайте

    Страх – сильный мотиватор. Напугайте человека названием текста и он обязательно прочтет его. Почему? Инстинкт самосохранения пытается оградить от опасностей, даже незначительных. Если статья – спасение, защита от негативного фактора, человек с вероятностью 90 % откроет ее и дочитает до конца.
    Примеры:
    “Эти привычки вызывают болезни”.
    “Не делайте этого и сохраните свой брак”.
    “Питание при беременности: как родить здорового ребенка”.
    Играйте на чувстве страха и вы получите волшебные результаты.

    Гарантируйте

    Гарантия позволяет человеку чувствовать себя защищенным от риска.
    В названии статьи можно дать гарантию:
    цены,
    результата,
    наличия услуги/товара.
    Примеры:
    “Курсы контент-маркетинга: зарабатывайте от 1 000 $ уже через 3 месяца”.
    “Позитивное мышление для чайников – один месяц занятий и в жизни не будет проблем”.
    “Крем “Нова” – никаких прыщей после 3-го применения”.
    Правильно написанный заголовок с гарантией повысит конверсию продающего текста в несколько раз. Тестируйте, анализируйте результаты.

    Отрицание = интерес

    Человек хочет ощущать себя свободным, хоть и загнан во множество рамок. Запреты, слова и частицы “не”, “нельзя”, “остановитесь”, “без”, “стоп”, “никогда” вызывают внутренний бунт у посетителя сайта. Он думает: “Почему? Мне никто не указ” и кликает на ссылку с запретом.
    Отрицание в заголовках пробуждает любопытство, отбивает сомнения.
    Примеры:
    “Нельзя пить антибиотики при ангине”.
    “Никогда не говорите этого своим детям”.
    “Остановитесь, так жить нельзя: как развлекаются миллионеры”.
    “Не ешьте этого при холестерине: 5 продуктов-убийц”.
    Отрицание с негативным окрасом тоже повысит кликабельность. Человек подсознательно думает о такой информации, как о правдивой, открытой.

    Беседуйте с целевой аудиторией

    Знать проблемы, потребности ЦА – замечательно. Но сделать цепляющий заголовок взрывным поможет обращение. Представьте, в какой ситуации пользователь ищет вашу статью, чем он занимается, какие мысли вертятся в его голове.
    Например, “10 источников вдохновения для копирайтеров, которые выдохлись”, “Идеальное планирование для тех, кто везде опаздывает”.

    Синдром дефицита

    Дедлайн для рекламы – волшебный инструмент. Не оставляя времени на сомнения, он заставляет действовать, принимать решение.
    Ограничения устанавливаются:
    по времени (“Запись на курсы закрывается через 24 часа”);
    по цене (“Скидка 30 % на бытовую технику действует 3 дня”);
    по количеству (“Ноутбук Acer – осталась всего одна штука”).
    Такие название используются для продающих статей.

    Типичные ошибки

    У начинающих копирайтеров всегда бывает так — трудишься, трудишься над названием, а получается что-то не то. Скорее всего вы совершили где-то ошибку и просто не знаете об этом.
    Предлагаю вам ознакомиться с самыми распространенными ошибками новичков.

    ТОП-5 ошибок неопытных авторов:
    Нет конкретики. Название должно четко отвечать на два вопроса – что мы знаем, а что – нет. Уточняйте. Примеры неправильных заглавий из газет: “Детство, детство – пора золотая…”, “Сроки поджимают”, “Не ищите изюминку”. Вот о чем могут быть такие статьи? Увы, никто не захочет тратить свое время непонятно на что.
    Содержание и название не связаны. Чтобы заинтриговать читателя, вписать ключ в точном вхождении, на что только не идут копирайтеры. Под заголовком “Как переехать жить в столицу?” может скрываться статья про компанию-застройщика, но ведь пользователь ищет практические советы и скорее всего не рассчитывает на покупку квартиры.
    Эгоизм. В порыве вдохновения автор может забыть о своем читателе и перейти на собственные интересы, разбавляя все юмором и житейским опытом. Как итог, копирайтер будет с умилением смотреть на свое творение, а посетитель пройдет мимо, так ничего и не поняв.
    Клише. Штампы иногда украшают заголовок. Читатель с легкостью узнает их, у него возникают ассоциации. Но вставлять их в название нужно аккуратно, чтобы не получалось как у газет: “Президент понюхал пороха во время учений”. Звучит странно, не так ли?
    Никакой динамики. Сильные глаголы – наше все. Не пишите в официальном стиле, если только вы не работаете на новостном портале. Заявляйте о статье просто и открыто: “Поборите страх новизны и отправьтесь в путешествие”, “Хватит лениться, пора зарабатывать 3 000 $”.
    Ответьте на эти вопросы и проверьте, насколько работает ваш заголовок:
    Вы готовы сдержать обещания, перечисленные в названии?
    Вы знаете ЦА, учли ее интересы?
    Текст и название связаны по смыслу?
    Читабелен ли заголовок, не растянут ли?
    Вы упоминаете о выгоде, используете конкретные факты, цифры?
    Проверили свой заголовок? Расскажите о том, что у вас получилось, в комментариях.
    Прочитайте также мои рекомендации по правильному написанию тайтла и дескрипшена для статьи.
    Стать профессиональным копирайтером без поддержки — нелегко, уж поверьте, я знаю. Поэтому предлагаю облегчить этот тернистый путь и пройти обучение копирайтингу у нас. После завершения интенсива вы сможете зарабатывать удаленно и быть свободным человеком, а если захотите, то и постоянно путешествовать.

    Как я составляю заголовок в 3 этапа

    Методов создания заголовков – море, я же хочу рассказать о своем подходе. Приживется он у вас или нет – вопрос времени и вкуса.
    Перед началом вы уже должны были проанализировать конкурентов, целевую аудиторию, составить структуру статьи.
    С этого момента нас интересует только название.
    Шаг 1. Сначала я изливаю на чистый лист бумаги все ассоциации, варианты, мысли из головы. Оставляю черновик на несколько часов и отвлекаюсь на другие дела. Если тема меня слишком увлекла, то во время других занятий голову посещают интересные идеи.
    Шаг 2. Как только черновик отлежался, я перечитываю его, отсеиваю неудачные версии. Остается 2-3 варианта, с которыми можно работать – удалять стоп-слова, менять что-то местами.
    Шаг 3. После очистки вариантов от словесного мусора может показаться, что правки не нужны. Это иллюзия. Там еще скрываются штампы. Я открываю онлайн-словарь синонимов, просматриваю нестандартные, интересные слова.
    Почему бумага? Как писал Джо Витале, бумажный носитель будоражит фантазию лучше, чем клавиатура. Можно открыть так много нового.

    Что делать, когда нет идей

    Как писать заголовок, если руки вообще к клавиатуре не тянутся? – такой вопрос возникал у многих копирайтеров. Не переживайте, эту проблему можно решить и получить красивый заголовок в срок. Как? Сейчас узнаем.

    Совсем недавно в интернете я нарвалась на генератор заголовков. Звучит интересно, многообещающе. Вы вводите главный ключ в строку и жмете “Enter”, сервис выдает вам рандомное название для сайта.

    Конечно, те заглавия, которые он выдает, нельзя использовать в чистом виде. Генератор не склоняет ключ, поэтому он выглядит криво. Вот, что он мне выдал по ключевому слову “статья” – “Каким должен быть идеальный статья”, если подправить окончания, получится достойный вариант.

    Если сервис, генерирующий заглавия, не для вас, можете провести штурм поисковика. Вводите в поисковую строку ключевые или тематические слова, смотрите на результаты. Интересные, креативные записываете себе в блокнотик.
    Чем дольше без перерыва работает копирайтер, тем быстрее истощается его словарный запас. Тавтология начинает бить ключом в каждом предложении. Остановитесь. Возьмите и почитайте книгу. Ничто так не вдохновляет, не наполняет идеями, как чтение. Сама проверяла.
    Это все способы, которые мне известны. Если вы знаете, как написать заголовок во время шторма творческого кризиса, – делитесь в комментариях.

    Заключение

    Работа над заголовком – творческий процесс, требующий времени, усилий, креатива. Но во время мозгового штурма выбора финального варианта вы не должны забывать о том, что пишете для целевой аудитории. Поэтому отодвиньте свои потребности и желания на второй план, встаньте на место читателя, тогда все у вас получится!
    Нравится статья? Подписывайтесь, комментируйте, расскажите друзьям. Поощряйте наш блог своим вниманием.
    Я желаю вам творческих успехов! До скорых встреч!

  3. lambrious Ответить

    Функция идентификации определяет и то значение, которое придают заголовку в копирайтинге. В процессе поиска информации в интернете человек создает поисковый запрос.
    Например: «Как увеличить продажи в интернет-магазине». Поисковые программы выдают ему заголовки текстов, содержащих слова из его запроса. То есть происходит идентификация имеющейся на сайтах информации по заголовкам, включающим необходимый набор слов.
    И если ваш текст будет озаглавлен уж слишком оригинально, то он просто не будет идентифицирован поисковыми системами и не дойдет до своего читателя.
    Например, назовем тот же текст о проблемах с продажами оригинально и даже узнаваемо: «Крокодил не ловится, не растет кокос?» Чем плох такой заголовок? А тем, что идентифицировать этот текст по нему невозможно ни поисковым роботам, ни самим читателям.
    В отличие от веб-текстов, у книг такой проблемы нет, но и их заголовки также должны быть ориентированы на запросы ЦА. Например, если писательница назовет свою книгу «Багровое небо над Землей», то никто не поймет, что это любовный роман, и автор лишится изрядной части своей целевой аудитории.
    Таким образом, чтобы заголовок выполнял функцию идентификации, он должен соответствовать следующим требования:
    быть узнаваем ЦА, то есть содержать необходимые слова-маркеры;
    отражать содержание статьи и ее пользу для читателя;
    показывать принадлежность текста к определенной категории, жанру, стилю;
    быть достаточно кратким, чтобы читатель мог идентифицировать текст с первого взгляда.
    Функцию идентификации можно считать основной, но она начинает работать, только если читатель, вообще, замечает заголовок, а, значит, и текст. Поэтому не менее важной является и следующая функция.

    Привлечение внимания

    Даже поняв по заголовку, что текст, возможно, соответствует его интересам, человек не всегда готов его прочитать, потому что информации на аналогичную тематику, скорее всего, много. Это прекрасно понимают все, кто задавал свой вопрос в поисковой строке.
    Там же не один миллион страниц предложат посмотреть. Разве что потребности и интересы у человека какие-то совсем уж специфические, тогда любой текст может попасть в поле его внимания.
    Но чаще всего ничего экстраординарного в интересах человека нет, тем более если речь идет о продающих текстах с сайтов, которые буквально сражаются за каждого потенциального покупателя. В этом случае одной индексации будет мало. Заголовок должно чем-то зацепить, привлечь внимание случайно заглянувшего на сайт читателя.

  4. triyuri Ответить

    Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.
    Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
    Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
    Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
    Турнир догадливых«О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
    • Географические последствия землетрясений (отражает тему);
    • Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
    • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
    • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
    • Золотые пески Египта (рекламная функция);
    • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
    • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
    Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
    Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
    Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
    Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

  5. GyzmoR Ответить

    ЗАГОЛОВОК В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ ЕДИНИЦА, ТЕСНО СВЯЗАННАЯ С ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ
    Чжан Юэбо
    Кафедра русского языка и методики его преподавания Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
    В статье рассмотрены связь газетного заголовка с текстом и заголовок как отдельный жанр газетно-публицистического стиля.
    Ключевые слова: заголовок, самостоятельная речевая единица, манипуляция сознанием, полноинформативные и неполноинформативные заголовки, парономазия.
    По мере развития общества в газетно-публицистическом стиле произошли коренные изменения, и заголовки, как часть стиля, не стали исключением. Заголовок является не только самостоятельным жанром газетно-публицистического стиля, но и «первым сигналом» содержания и идеи текста, который он называет.
    Газетный заголовок — ярлык текста. Он играет важную роль в газете. Кроме того, он является целостной единицей речи и имеет фиксированное положение — перед текстом и над ним.
    Заголовок стоит над текстом, отделен от него определенным пространством, это позволяет ему функционировать в качестве самодостаточной речевой единицы (автосемантические заголовки) [1].
    Основной функцией текста, а следовательно, и заголовка как его компонента, является передача фактов и содержания. Отбирая материал для публикации, автор наделяет заголовок эмоционально-экспрессивной оценкой. Для привлечения внимания читателей журналист старается выйти за рамки обычного, старается поразить, заинтриговать, а в отдельных случаях даже шокировать. В настоящее время среди функций заголовка в газетном тексте выделилась рекламная функция как одна из наиболее частотных и типичных.
    Исследуется вопрос о функциях заголовка. Он поднимается во многих работах. С некоторыми вариациями авторы называют основные функции: номинативную, информативную, рекламную, экспрессивную, графически-выделительную [2].
    Возросла функция привлечения внимания читателей, реализующаяся в открытой речевой экспрессивности. Газетные заголовки занимают большое место как в прямом, так и в переносном смысле. Они могут быть выделены шрифтом, им может быть отведено главное место и т.д.
    В.Г. Костомаров считает, что «разговорный синтаксис дает особенно богатый материал для выработки структур заглавий и заголовков» [3. С. 117].
    Изучение заголовков российских газет представляет собой интересный современный материал при обучении русскому языку иностранцев.
    Изучение и анализ газетных заголовков в процессе обучения русскому языку как иностранному открывает большие возможности, позволяющие обучающимся глубже постичь языковую картину мира и языковое сознание современного российского общества.
    Заголовок текста имеет двойственную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, благодаря чему заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определенную самостоятельность. С другой стороны, заголовок — полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Заголовок составляет единую систему с текстом: «заголовок — текст». Если говорить о месте заголовка в преподавании РКИ, то чаще всего работа с заголовком ведется на уроках развития речи, особенно на начальном этапе обучения.
    В смысловом отношении заголовок все же нельзя рассматривать как что-то отдельное от текста. Заголовок подготавливает читателя к пониманию текста, иногда он может становиться понятным только после его прочтения.
    Классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов текста. По этому признаку выделяют однонаправленные и комплексные заглавия.
    С точки зрения реализации информативной функции заголовки делятся на две группы: однонаправленные и комплексные. Однонаправленные заголовки могут быть соотнесены с любым смысловым элементом текста (тема, основная мысль, аналитическая оценка ситуации, иллюстрации к тезисам и т.д.). Комплексный же заголовок актуализирует два или несколько смысловых компонентов текста. С точки зрения информативности выделяются заглавия:
    — полностью информирующие о том или ином элементе текста, ясные до чтения публикации (полноинформативные заголовки);
    — заголовки — знаки смыслового элемента, лишь сигнализирующие о нем (пунктирные заглавия);
    — заголовки, информирующие о том смысле, который вербально не выражен в тексте, уведен в подтекст;
    — заголовки, полностью понимаемые после прочтения текста, воспринимаемые ретроспективно [4. С. 13].
    Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: с темой, с фактом, с героем публикации, с цитатой или известным выражением, с аналитической оценкой ситуации, с идеей материала, со второстепенными элементами текста.
    Большее количество заголовков выражает и отражает тему текста.
    Некоторые заголовки отражают отдельный факт. Часто статьи говорят о фактах, еще не свершившихся, а их заголовки имеют характер сенсаций.
    Гораздо реже среди анализируемых заглавий встречаются заголовки, называющие героя публикации.
    Журналисты умело используют различные стилистические приемы для обыгрывания имени, привнося в него дополнительное значение, высвечивая его внутреннюю форму. Одним из наиболее частотных приемов становится парономазия, основанная на сближении сходно звучащих слов («Роман с Романом» — «Газета»
    11.11.09).
    В заглавие вынесены известные фамилии, а в статье они лишь вскользь упоминаются («Борода Шмидта» — «МК» 08.11.09).
    В заглавии может приводиться фамилия героя публикации, но не обозначается главная мысль статьи («Долина пользует травы, а Орбакайте лечится смехом» — «МК» 08.11.09).
    Заголовок представляет переделанную цитату или известное выражение, относящиеся к описываемому событию («Г ерой не нашего времени» — «МК» 08.11.09).

  6. sanay773 Ответить

    Заглавие в течение последних десятилетий привлекает серьезное внимание исследований. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть. В лингвистическом плане заголовок является первичным средством номинации, в семиотическом плане – первым знаком темы.
    Специфика заголовка заключается в том, что он является посредником между озаглавливаемым текстом и читателем (его эмоционально-ценностной сферой, опытом и объёмом его знаний). Заголовок программирует сеть ассоциаций у читателя, оказывая влияние на возникновение и усиление читательского интереса, либо гасит этот интерес. «Сеть ассоциаций, формируемая заголовком, – это вся информация, заложенная в него автором в рамках филолого-исторической традиции и отраженная в восприятии читателя в соответствии с имеющимся у него собственным культурным опытом» Васильева Т.В. Заголовок в когнитивно-функциональном аспекте: на материале современного американского рассказа/Т.В. Васильева. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2005 – с. 23.
    Чтобы сделать заголовок более выразительным, впечатляющим, привлечь к нему внимание, писатели и публицисты часто используют экспрессивные изобразительные средства языка: антонимы, фразеологизмы, крылатые выражения и т.д., соединение слов разных стилей или семантических полей.
    В своей работе я решила рассмотреть роль заглавия в поэме Гоголя «Мертвые души». Название поэмы, такое эффектное и загадочное, дает почву для размышлений о смысле, который скрыт в нем.
    Роль заглавия в произведении
    Заглавие — определение содержания литературного произведения, помещаемое обычно впереди последнего. Наличность заглавия для произведения не всегда обязательна; в лирической поэзии например, они часто отсутствуют («Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, «Lorelei» Гейне и др.). Это объясняется экспрессивной функцией заглавия, которое обычно выражает тематическую сущность произведения. В лирике — наиболее экспрессивно и эмоционально насыщенном роде поэзии — в заглавии просто не ощущается необходимости — «свойство лирических произведений, содержание которых неуловимо для определения, как музыкальное ощущение». Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды – М., «Директ-Медиа», 2007. – с. 29. Искусство заглавия имеет свои социально-экономические предпосылки. Первоначальная функция заглавия в рукописном тексте — дать короткое и удобное для ссылки обозначение произведения и в кодексе, содержащем ряд произведений, отделить одно из них от другого. Отсюда малая значимость заглавия в композиции текста, незначительная их графическая выделенность и часто не связанный с тематикой произведения условный характер заглавия по числу глав или стихов, по характеру метра, особенно принятые на Востоке — «32 (рассказа о) монахах», «100 (строф о) любви», заглавия по месту расположения текста — «Метафизика» Аристотеля, и т. п.). Оценочный характер заглавия не выступает особенно ярко, хотя уже средние века знают превращение «Осла» в «Золотого осла» и «Комедии» в «Божественную комедию». Изобретение книгопечатания, создав возможности больших тиражей, повело к необходимости рекламировать книгу. К этому нужно прибавить анонимность книги — явление чрезвычайно частое в литературе XV–XVII вв. То и другое обстоятельство сыграло большую роль в истории заглавия, которому пришлось говорить и за автора, и за книгоиздателя. Зачастую книга содержит в себе обращение к читателю, чтобы он купил ее, заглавия должны были выполнять непосредственно рекламные функции.

  • Henru Ответить

    Заголовок является полноправным компонентом газетного текста, который входит в его состав и является связанным с прочими компонентами, которые соответствуют целостному произведению. Заголовок предваряет текст и несет определенную информацию, которая соответствует содержанию публицистического произведения. Заголовок, который соответствует газетной полосе, обладает эмоциональной окраской. Они призван возбуждать эмоциональный интерес у читателя и привлекать его внимание. Восприятие заголовка осуществляется как речевого элемента, который находится вне текста и обладает определенной самостоятельностью. В вопросах, связанных с воздействием на читателя, та важность, которую несет заголовок, может быть определена тем, что он, равно как зачин и концовка текста, имеет весьма стилистически сильную позицию. Как правило, именно указанные части произведения способны привлечь наибольшую степень внимания читателя. Та информация, которую несут в себе заголовок, зачин и концовка, подлежит наиболее быстрому усвоению со стороны читателя.
    При проведении анализа многообразия выразительных возможной, которыми обладает газетный заголовок, закономерным является вопрос касаемо того, какими функциями он обладает. Можно выделить следующие функции, которыми обладает заголовок:
    – графически-выделительная функция;
    – номинативная функция;
    – информативная функция;
    – рекламная функция.
    Некоторыми исследователями выделяются также такие функции как интегративная и оценочно-экспрессивная.
    За счет заголовков, прежде всего, осуществляется выделение материалов на полосе, а также отделение материалов друг от друга. Данную задачу выполняют все заголовки. В данном случае они несут графически-выделительную функцию. Данная функция является единственной, выражение которой осуществляется без использования языковых средств. Она реализуется за счет использования цвета, выделения шрифтом, приемами верстки, графическими средствами. За счет форы заголовка осуществляется активизация непроизвольного внимания читателя, для которого от него не требуется совершение каких-либо волевых усилий.
    Осуществляя первое знакомство с заголовками, до того как читать весь текст, осуществляется реализация номинативной функции. Данная функция заключается в том, что заголовок называет текст, выступает в качестве его знака ил имени. Исходя из того, что абсолютно любой заголовок называет текст, с данной точки зрения, несмотря на его синтаксическую структуру, заголовком выполняется номинативная функция.
    За счет данной функции предполагается, что после прочтения заголовка, читатель сразу же уясняет тот вопрос, касательно какой сферы жизни ведется речь в тексте, к которому относится то или иной заголовок. Представление о той теме, которая обсуждается в тексте, за счет заголовка обычно сужается до представления о каком-либо аспекте данной темы, иными словами – до определенной проблемы.
    Зачастую, в процессе осуществления анализа той или иной проблемы, журналистом выдвигается какая-то важная, исходя из его точки зрения, мысль или идея, которой он отрицает или утверждает что-либо. Соответственно, в данном случае заголовок может иметь цель отразить этот главный тезис или идею, которая соответствует выступлению журналиста.
    Наличие номинативной роли, которую несет заголовок, дает возможность читателю осуществить выделение того или иного текста. Однако, можно выделить и иные способы, за счет которых осуществляется привлечение внимания читателя к тексту. Привлечение произвольного внимания читателя к тексту может быть осуществлено за счет разных способов.
    Производное внимание к сообщению привлекается за счет заголовков, которые будоражат целый спектр эмоций. Это может быть не только непосредственно интерес, но может также быть и удивление, недоумение или любопытство. За счет этих свойств заголовок имеет возможность выполнять рекламную функцию. Рекламным заголовком формируется психический настрой личности человека за счет чего происходит активация его внимания, которое заставляет читателя обратиться к газетной публикации целенаправленно.
    При рассмотрении рекламных заголовков с языковой точки зрения, их можно разлить на две группы.
    К первой группе можно отнести те заголовки, которые намеренно являются неинформативными и вызывают ощущение интриги у читателя. За счет таких заголовков получает создать эффект усиленного ожидания за счет которого читатель обращается к определенному тексту.
    Во вторую группу можно включить те заголовки, которые являются привлекательными за счет своей свежести.
    Рекламная функция, которая относится к газетным заголовкам, всегда находится в сочетании с оценочной или информативной функцией. Первый этап восприятия характеризуется тем, что задачей заголовка является пробуждение внимания читателя и вызывание у него интереса. Подобное восприятие заглавия может быть сформирована за счет того, что находят свою реализацию такие функции как графически-выделительная, нормативная и рекламная. В данном случае, в качестве основной роли, которую играет газетный заголовок, можно рассматривать необходимость привлечения читателя к тексту, побуждение его прочитать то или иное сообщение, которое содержит в себе публицистический материал.
    То название, которое имеет определенный материал дает в первую очередь возможность для осознания смысла, который несет в себе публикация. В данном случае, реализуется такая функция заголовка как информативная.
    Заголовок принимает участие в процессе формирования эмоционального воздействия, которое оказывает газетное произведение. Тем самым им выполняется оценочно-экспрессивная функция. Важность этой функции для газеты заключается в том, что публицистическая статья должна убедить читателя в положения, которые выносит на защиту автор статьи. Зачастую, заголовок находит свое использование в процессе создания стилистических текстовых эффектов. Данный факт проводит в возбуждение эмоции читателя, его фантазия активизируется, а внимание акцентируется на определенных частях публикации, которые обладают своим смысловым и оценочным характером.
    За счет заголовка облегчается восприятие читателем текста, также он играет значимую роль в организации языковых средств. В данном случае находит свою реализацию интегративная функция.
    Под интеграцией (связанностью) принято понимать средство, которое используется для того, чтобы достигнуть целостность, слитность текста. Это позволяет рассматривать текст в качестве самостоятельного единства.
    Чтение публикации облегчается также в том случае, когда заголовком выполняется композиционная роль. Исходя из замысла, которые закладывается автором, а также тех особенностей, которыми характеризуется содержание, текст может иметь в своем составе отдельные части или главы. Существует также возможность объединить различные материалы под одним заголовком. За счет композиционного заголовка появляется возможность для объединения материалов различного рода под одном заглавием.
    В качестве основной функции, которая соответствует заголовку в процессе закрепления содержания публикации в памяти у читателя, рассматривают номинативную функцию. Заглавие обладает своей ролью на всех этапах, которые соответствуют восприятию текста:
    – до начала чтения текста;
    – в процессе чтения текста;
    – после того, как текст прочитан.
    На разных этапах восприятия публикации на первый план выходят различные функции, которые соответствуют заголовку. Когда указанные функции заголовка газетной полосы находят свое полноценное осуществление, то активизируется как рациональная, так и эмоциональная сторона восприятия публикации читателем.

  • BYXOUploxou Ответить

    План – конспект открытого занятия
    педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко
    Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»
    Дата: 27.03.2017 г.
    Цели и задачи:
    образовательная: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков;
    развивающая: развивать аналитическое способности и креативное мышление;
    воспитательная: воспитывать гражданские качества и активную жизненную позицию.
    Тип занятия: комбинированное
    Технология: занятие-исследование
    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)
    Оборудование: презентации на тему «Виды заголовков», «Нежелательные заголовки», «Приемы создания заголовков»; раздаточный материал – карточки – подсказки «Требования к заголовку»; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

    время
    Ход занятия
    Действия педагога
    Действия учащегося
    Результат
    работы
    1.
    2 мин
    Орг момент
    – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами заголовков, узнаем, как именно они влияют на судьбу текста. Итак, запишите тему занятия «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста» и эпиграф:
    Заголовок – окошко для взгляда вперед.
    Посмотри и подумай: что тебя ждет?
    Заголовок-это не просто слова:
    Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)
    Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь
    Знакомство с темой урока, обсуждение эпиграфа.
    2.
    3 мин
    Формулировка цели и задач
    – Сегодня на занятии мы  узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.
    Прослушивание информации
    Планирование работы
    3.
    10 мин
    Повторение пройденного материала
    Педагог задает ряд вопросов:
    1. Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?
    2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?
    Учащиеся размышляют, отвечают.
    1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста.
    2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной.
    Актуализация теоретических знаний, пробуждение речемыслительных процессов, активизация коммуникативной деятельности.
    4.
    25 мин
    Объяснение нового материала. Просмотр презентаций: «Виды заголовков»,
    «Нежелательные заголовки»,
    «Приемы создания заголовков»
    – Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.
    Педагог раздает карточки -подсказки – «Требования к заголовку» (см Приложение 1)
    – К плохим заголовкам также относят “нулевые”, “двойные” и комментарийные. “Нулевой” заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.
    “Двойной” заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.
    Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.
    Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.
    К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.
    Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты,  комментируют материал карточек – подсказок.
    Активизация познавательной деятельности. Совершенствование устной связной речи.
    5.
    15 мин
    Перемена
    Педагог предлагает поиграть в подвижные игры на свежем воздухе.
    Эмоциональная и физическая разрядка
    6.
    20 мин
    Игра «От темы к заголовку»
    Педагог предлагает учащимся варианты тем:
    1. Любимый домашний любимец.
    2. Семья.
    3. Школьная жизнь.
    4. Детство.
    5. Родители.
    6. Друзья.
    Учащиеся моделируют разные виды заголовков
    (1. «Кошка или Кешка?»; «Почему я выбрала собаку?»; «Кто в семье голова?»;
    2. «Семь-я»; «Близкие люди»; «Дорогие мои старики»; «Мой дом – моя крепость»;
    3. «Классно!»; «Учитель»; «Тишина! Урок идет!»; «На перемене»; «Тест на толерантность»;
    4. «Куда улетают голуби?»; «Радуга в окошке»; «Капелька детства»; «Вкус детства»; «О Незнайках»;
    5. «Мама и папа»; «Спасибо, Вам!»; «Мой плот»; «Мамино сердце»;
    6. «О друзьях»; «Лучшая подружка»; «Секретик под замочком»; «Приключения Ретивых»; «Как мы ловили мух» и т.п.)
    Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.
    7.
    10 мин
    Анализ текстов СМИ
    Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)
    Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.
    Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности
    8.
    20 мин
    Игра «От заголовка к теме»
    Педагог предлагает учащимся варианты заголовков:
    1. «Где ваша совесть?»
    2. «Сколько стоит пятерка?»
    3. «5 верных способов найти вдохновение»
    4. «Откуда дует ветер?»
    5. «Тише едешь – дальше будешь».
    Учащиеся моделируют разные виды тем
    Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.
    9.
    10 мин
    Анализ текстов СМИ
    Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)
    Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.
    Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности
    10.
    5 мин
    Подведение итогов
    Педагог задает ряд вопросов:
    1. Какова роль заголовка в любом тексте?
    2. С помощью каких способов заголовки становятся эффективными?
    Учащиеся отвечают, опираясь на анализ текстов СМИ
    Совершенствование аналитической деятельности.
    120 мин
    Приложение 1.
    Требования к заголовку таковы.
    Заголовок должен:
    • быть ясным высказыванием;
    • заключать в себе основную идею текста;
    • не противоречить содержанию материала;
    • быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
    • возбуждать интерес читателя.
    Требования к заголовку таковы.
    Заголовок должен:
    • быть ясным высказыванием;
    • заключать в себе основную идею текста;
    • не противоречить содержанию материала;
    • быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
    • возбуждать интерес читателя.

  • VideoAnswer Ответить

  • Добавить ответ

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *