Какую роль записки печорина играют в раскрытии его характера?

13 ответов на вопрос “Какую роль записки печорина играют в раскрытии его характера?”

  1. Oghmajurus Ответить

    “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, а логикой раскрытия характера главного героя.
    Произведение обладает несколькими композиционными особенностями. Так, оно состоит из пяти законченных повестей, у каждой из которых свой сюжет и жанр. Например, “Тамань” – остросюжетная и лирическая повесть, “Фаталист” – философская новелла. Разнообразие жанровых форм позволяет увидеть Печорина, главного героя романа, в различных ситуациях и окружениях.
    Порядок следования глав обусловлен также повествователями. В произведении их три: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Выбор каждого, а также их очередность, неслучайны: они служат общему замыслу романа – всесторонне и глубоко раскрыть образ Григория Печорина, абсолютного центра произведения.
    Максим Максимыч, “добрый человек”, по выражению В. Белинского “тип старого кавказского служаки”, “умственный кругозор” которого “очень ограничен”, не может понять всей сложности и противоречивости Печорина – он для него “странный человек”. Штабс-капитан видит только внешнюю сторону событий, не объясняя причины поступков героя, поэтому и для читателя он скрыт и загадочен.
    Условный автор, “публикатор дневника Печорина”, дает его психологический портрет, пытается объяснить некоторые его поступки, а также утверждает, что персонаж принадлежит к социально-психологическому типу, свойственному эпохе: “Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги”
    Наконец, “Журнал Печорина”, трагическая исповедь героя, где он “беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки”, “история души человеческой”. Читатель становится свидетелем рефлексии Печорина, которая полнее всего раскрывает загадку его характера.
    “Журнал” состоит из трех повестей: “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”.
    В “ Тамани” Печорин предстает мечтательным молодым человеком, жаждущим приключений, воспринимающим жизнь как загадку. Его привлекает Ундина, “странное существо”, она кажется интересной и необычной. Печорин заинтересован происходящим в Тамани и “решил твердо достать ключ к этой загадке”. Все события повести определяются этим желанием героя.
    Однако обманувшись, он приходит в себя. Интерес к миру гаснет, и на его место приходит равнодушие, разочарование, самоанализ и ирония.

  2. Rendu Ответить

    Произведение «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтова при создании этого романа – нарисовать образ своего современника, «каким он его понимает и… часто встречал». Человек этот мыслящий, талантливый, но он не умеет найти достойное применение своим «необъятным силам». Лермонтов не просто показывает героя, он объясняет и обосновывает его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. Для этого автор нарушает хронологию повествования. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время и в разных местах. Меняются действующие лица, меняются персонажи, от лица которых ведется повествование. С помощью этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа «пятью картинами, вставленными в одну раму.
    Главы в романе расположены не последовательно по времени, а по внутренней логике, которой придерживается автор. Они должны были бы следовать в следующем порядке: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу».
    Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от постепенного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены следующим образом: «Бела», «Максим Максимич», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
    В «Беле» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это довольно поверхностное описание характера героя: «Хороший был парень… только немножко странен. Ведь, например, в дождь, в холод целый день на охоте. Все замерзнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился. Ставней стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один на один…».
    В следующей главе, «Максим Максимыч», мы узнаем, что Печорин не желает видеть своего давнего приятеля. Мотивы этого поступка героя кажутся нам совершенно непонятными. Лермонтов, создавая психологический портрет Печорина, открывает над ним завесу таинственности. Затем в журнале, который был собственно дневником, Печорин объяснит многие свои поступки и раскроет читателям душу, которая страдает от этих поступков не меньше, чем его жертвы. «Я иногда себя презираю… не от того ли я презираю и других?.. Я смотрю на страдания и радости только относительно себя, как на хлеб, который поддерживает мои душевные силы… первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает». Печорин признается, что в нем сосуществуют два человека: один делает поступки, другой их осуждает. Счастье для Печорина – это удовлетворенная гордость. Свои чувства герой всегда прячет под маской равнодушия. Излишнюю эмоциональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает казаться лучше эгоистом и подлецом, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий. От такой манеры поведения он порой неприятен читателям. Герой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему он прикоснулся? Разрушены быт «мирных контрабандистов», убит Грушницкий, разбиты сердца Веры и княжны Мери, погибла Бэла…
    В «Княжне Мэри» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин уже характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него моральные изъяны: «… такая была моя судьба с самого детства! Все читали на моем лице признаки плохих черт, которых не было. Но их предполагали – и они родились… я стал скрытный… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я научился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…».
    В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился? … А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мэри», но и всего романа «Герой нашего времени».
    Вопреки всему, роман завершается оптимистично. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и до конца произведения успевает избавиться от неприятных ощущений, связанных со смертью главного героя. В этом заслуга именно композиции романа.Таким образом, нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход позволил автору метко достичь своей цели – показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».

  3. Критовик Ответить

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века.
    Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединенных личностью главного героя — молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.
    В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина «, куда входят три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», — яркий психологический автопортрет героя.
    В целом, изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее не полезнее истории целого народа…»
    Сюжет каждой повести — концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены вне их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счету), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным еще до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая повествует о жизни Печорина на Кавказе. В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-«главы», относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе («Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат «обрамлением» этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвертую и пятую позиции в романе.
    Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное «приближение» читателя к главному герою. Ее можно считать основным композиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники» — рассказчики, герой все больше «приближается» к читателю.
    Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основной из них — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.
    Первый рассказчик ближе к Печорину, второй — к читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолетным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в толпе.
    В повести «Максим Максимыч» остается один рассказчик — молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.
    В «Журнале Печорина» все «призмы» между читателем и Печориным исчезают: герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится «издателем» его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением».
    Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведется от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу»), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.
    Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстает холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолетным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который дает важную подсказку, в чем искать «тайну» личности Печорина — в его душе. «Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» — личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нем и дается самый важный — «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
    Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.

  4. SOBAKEN Ответить

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века.
    Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединенных личностью главного героя – молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.
    В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина », куда входят три повести – « Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», – яркий психологический автопортрет героя.
    В целом, изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее не полезнее истории целого народа…»
    Сюжет каждой повести – концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены вне их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счету), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным еще до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая повествует о жизни Печорина на Кавказе. В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-«главы», относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе («Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат «обрамлением» этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвертую и пятую позиции в романе.
    Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей – постепенное «приближение» читателя к главному герою. Ее можно считать основным композиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники» — рассказчики, герой все больше «приближается» к читателю.
    Так, в «Бэле» между читателем и Печориным – два рассказчика. Основной из них – Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.
    Первый рассказчик ближе к Печорину, второй – к читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолетным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в толпе.
    В повести «Максим Максимыч» остается один рассказчик – молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.
    В «Журнале Печорина» все «призмы» между читателем и Печориным исчезают: герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится «издателем» его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением».
    Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведется от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу»), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.
    Внутренняя мотивировка расположения повестей – постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстает холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолетным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который дает важную подсказку, в чем искать «тайну» личности Печорина – в его душе. «Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» – личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нем и дается самый важный – «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
    Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу – раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.
    Беру!

  5. Mirahuginn Ответить

    В XIX веке актуальной была тема «лишнего человека» — героя общества. И даже если общество принимало его, то сам герой отделял себя от света.
    «Приличьем стянутые маски» надоедают герою, он понимает, что всю жизнь невозможно жить лишь только великосветскими переживаниями и интригами. Поэтому и начинает запираться в себе, уходит в науку, где, в общем-то, тоже не преуспевает, а является пассивным наблюдателем. А может, такая модель поведения найдет отклик наших сердцах? Ведь лицемерие, постоянная ложь и нежелание духовно себя совершенствовать выводит из равновесия человека. А если он достаточно просвещен, то есть имеет активное мышление, индивидуальность, то такое общество вовсе убивает его душу Он в таком обществе не на свободе.
    Если обратить свое внимание на тему героя времени для XIX века, то нетрудно заметить, что этот самый герой — типичный дворянин, получивший неплохое для той эпохи образование. Он имеет широкие понятия о морали, старается ей следовать. Но на этом пути он умудряется заблудиться и все же выбрать не ту дорогу. В итоге он наказывает не общество, а себя самого. Чтобы понять его, стоит рассмотреть его проблемы со всех сторон.
    Яркий, особенно выдающийся герой, «лишний человек» своего времени — это Печорин М. Ю. Лермонтова. Главной проблемой этого произведения является как раз изображение Печорина.
    Роман «Герой нашего времени» построен из нескольких повествований, каждое из которых имеет свой сюжет, свою проблематику. В зависимости от си туации Печорин по-разному себя ведет. И это помогает нам его понять. Если уж не понять, то ощутить все то же самое, подсознательно поставить себя на место Печорина. Разносторонность рассмотрения главного героя порождает и разносторонность мнений о нем. И роман становится перспективным романом о современности, так как позволяет читателем от субъективной оценки Печорина перейти к объективной.
    Главной задачей Лермонтова было создать психологический портрет Печорина. «Тамань» имеет форму авантюрной новеллы, «Фаталист» — философское рассуждение, «Княжна Мери» — «светская» повесть. Тем не менее у всех этих разных повестей есть нечто общее: не сюжетные коллизии, а философские, морально-нравственные, психологические проблемы. Все это определяет самосознание Печорина, его нравственное самосозерцание, выражаясь философскими терминами.
    Композиция романа и строится на разностороннем изображении Печорина.
    «Бэла» и «Максим Максимыч» показывают и внешний характер главного героя, а наиболее ярко раскрывают его образ «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Именно то, что автор отвергает хроникальное биографическое повествование, а использует непоследовательность изображения событий, и позволяет читателям углубиться в записки — «исповеди» Печорина. Ощутить взаимоотношения героев повестей и в целом углубиться в ту атмосферу. Тем не менее Лермонтов не дает нам обстоятельств, сформировавших такой характер главного героя. Он опустил их. Но вот духовный мир Печорина и события, приведшие его к ломке мировоззрения, к изменениям личной его внутренней морали и психологии куда больше интересуют Лермонтова.
    В записках за Печориным наблюдают разные люди. В итоге Жорж (Печорин) сам является рассказчиком своей жизни, а повествователь — лишь тот человек, в руках которого эти записки и находятся. Повествователь — лишь посредник. В Печорине непременно видят противоречивость и сложность характера. Внешне это ничем не прикрыто. Максим Максимыч рассказывает о нем с солдатской прямотой. Он считает Печорина холодным, замкнутым человеком, который идет на поводу мимолетных страстей.
    Но «Журнал Печорина» и наблюдения Максима Максимыча различаются тем, что в исповеди дается психологическая характеристика героя, основанная на наблюдении за жестами, мимикой, то есть попытка «рассказать душу».
    Нет ни духовного развития героя, ни обстоятельств, обуславливающих то или иное действие, а есть объемистая тетрадь, где в каждом эпизоде в свою очередь есть своя логика. Есть зрелый ум, который не стесняется искренне рассказать о самом себе и определить наше сознание на отношение к нему: видим ли какие-либо сходства с нами, как относимся к тому или иному поступку.
    Может ли собственное отношение к определенной проблеме быть важнее объективной истины? Это тот вопрос, на который читатель должен ответить для себя сам после прочтения романа. Окончательного ответа нет, как нет у Печорина доверия к людям и своим чувствам. Такое отчуждение от мира и себя самого помещает героя в ледяной замок собственных заблуждений, оставляя его наедине с мучениями. То ли души, то ли совести…

  6. В Объятиях Тьмы Ответить

    Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:
    Глава 1: Бэла,
    Глава 2: Максим Максимыч,
    Глава 3: Предисловие к журналу Печорина,
    Глава 4: Тамань,
    Глава 5: Княжна Мэри,
    Глава 6: Фаталист.
    В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.

    Композиция романа Герой нашего времени

    Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует глава Княжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.
    Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.
    Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности – дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.

    Проблема героя в романе

    Проблема же героя в этом романе связана с вопросом о том, от чьего лица ведется рассказ. Повествователей в романе трое, и все они описывают Печорина по-разному. Во-первых, некий Автор – это поэтический рассказчик, который подчеркивает в Печорине романтические черты «Героя нашего времени» и отвергает все рациональное. Во-вторых, Максим Максимыч – он крайне прост, описывает только то, что слышал или видел сам. Это достоверно, но он не способен понять Печорина. И, наконец, сам главный герой допускает подробное самоописание – излагается и внешняя ситуация, и объяснение мотивов его поступков, и какие-то философские принципы.
    Скорее всего, располагая главы романа не в хронологическом порядке и введя в роман такую сложную систему рассказчиков, Лермонтов стремился раскрыть характер своего героя со всех сторон. Помимо этого приема, Лермонтов также использует других второстепенных героев романа для раскрытия характера Печорина. В некоторой степени ему это удалось, однако Печорин все равно остается одним из самых загадочных и непонятых героев в русской литературе.

    Нужна помощь в учебе?


  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *