Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1 3 это означает что?

12 ответов на вопрос “Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1 3 это означает что?”

  1. Uhtof Ответить

    29. Ценовая эластичность спроса будет выше:
    а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;
    б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя;
    в) чем больше альтернативные издержки производства товаров;
    г) чем менее необходим товар потребителю;
    д) ни в одном из перечисленных случаев.
    30. Степень эластичности спроса имеет важное практическое значение, поскольку:
    а) позволяет решить вопрос об инвестициях капитала в конкретную отрасль;
    б) выявляет направления снижения издержек производства при выпуске определенных товаров;
    в) влияет на показатель торговой выручки фирмы, занимающейся продажей определенных товаров.
    31. 10-%-ное снижение цены, которое приводит к 15-%-ному увеличению объема спроса, свидетельствует о том, что:
    а) спрос не эластичен по цене;
    б) спрос эластичен по цене;
    в) имеет место спрос с единичной эластичностью;
    г) общие расходы покупателей уменьшились;
    д) нет правильного ответа.
    32. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1/3. Это означает, что:
    а) если цена товара вырастет на 1%, то величина спроса на него сократится на 1/3%;
    б) если цена товара сократится на 1%, то величина спроса на него увеличится на 3%;
    в) если цена товара повысится на 1%, то величина спроса на него повысится на 1/3%;
    г) если цена товара снизится на 1%, то величина спроса на него уменьшится на 3%;
    д) если цена товара вырастет на 1%, то величина спроса на него увеличится, меньше, чем на 1%.
    33. Ценовая эластичность в каждой точке вертикальной кривой спроса:
    а) равна 0;
    б) стремится к плюс бесконечности;
    в) равна единице;
    г) стремится к минус бесконечности;
    д) нет правильного ответа.
    34. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию:
    а) цена одного товара на изменение цены другого товара;
    б) величина спроса одного товара на изменение цены другого товара;
    в) цены одного товара на изменение предложения другого товара;
    г) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо;
    д) величины одного товара на изменение цены другого товара.
    35. Перекрестная эластичность спроса по цене чая и сахара равна – 1,5. Что произойдет, если цена сахара увеличится на 10 %?
    а) спрос на сахар упадет на 15%;
    б) спрос на сахар возрастет на 15%;
    в) спрос на чай упадет на 15%;
    г) спрос на чай возрастет на 15%.
    36. Установление государством «потолка цены» (не выше назначенной цены) приведет:
    а) к появлению излишка товаров и падению цены;
    б) к появлению дефицита товаров и росту цен;
    в) к появлению излишка товаров, которое государство будет вынуждено скупать;
    г) к появлению дефицита товаров и введению мер рационирования потребления.
    37. Когда потолки цен устанавливаются ниже равновесной цены, возникает:
    а) дефицит;
    б) избыток предложения;
    в) изменение предложения;
    г) изменение спроса.

  2. ShuraWolf Ответить

    Из определения эластичности и приведенных выше формул можнор вывести основные свойства эластичности:
    Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
    Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:

    Ed — эластичность спроса по цене;
    Ep — эластичность цены по спросу;
    3. В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами может иметь место:
    Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;
    Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;
    4. В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:
    E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.
    |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
    E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
    0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;
    E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

    Рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся показатели эластичности:

    прямую эластичность спроса по цене,
    эластичность спроса по доходу,
    перекрестную эластичность спроса,
    эластичность предложения по цене.

    Эластичность спроса по цене

    Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

    Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
    Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
    Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
    Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
    Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

    ΔQ — изменение величины спроса;
    ΔP — изменение рыночной цены на товар;

    Факторы эластичности спроса

    Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:
    наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
    временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
    доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
    степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
    разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
    важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

    Факторы неэластичности спроса

    Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
    Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
    Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если “выход из строя” или “обманутые ожидания” ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
    Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
    Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
    Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
    Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

    Эластичность спроса по доходу

    Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

    В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0< Е1), то о предметах роскоши. Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

    Перекрестная эластичность спроса
    Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
    В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:
    Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
    Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными оговорками для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома. Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем: во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях); во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой — существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).

    Эластичность предложения

  3. Luna003 Ответить

    Спрос и предложение на товары и услуги могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность – мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый. Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены, доходов, издержек) на 1 %: Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности. В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент эластичности в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же эластичности предложения по цене в силу прямой зависимости чаще всего является величиной положительной. В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности:
    ♦ ε = да, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объём спроса или предложения на неограниченную величину; ♦ ε > 1, или эластичный спрос (предложение), когда спрос или предложение меняются более высокими темпами, чем изменяется влияющий на них фактор; ♦ ε = 1, или единичная эластичность, когда спрос или предложение изменяются теми же темпами, что и воздействующий на них фактор; ♦ ε < 1, или неэластичный спрос (предложение), спрос или предложение меняются гораздо медленнее, чем изменяется влияющий на них фактор; ♦ ε = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину спроса или предложения. Иллюстративная задача Чему равен коэффициент эластичности спроса по цене, если ~ при увеличении уровня цены на 2 % величина спроса снизилась на 4 %? Решение Следовательно, спрос эластичен по цене. На практике применяются точечный и дуговой методы расчёта коэффициента эластичности. Метод точечной эластичности используется при оценке эластичности в точке при небольших изменениях цены, например, в окрестностях равновесной цены. При этом применяется формула точечной эластичности: Иллюстративная задача При снижении цены с P1 = 500 ДЕ до P2 = 480 ДЕ объём про- 7 даж увеличился с Q1 = 3000 до Q2 = 3500 штук. Чему равен точечный коэффициент эластичности спроса по цене?
    Спрос эластичен по цене. Формуламожет быть преобразована в формулу вида Такая формула более удобна в использовании при решении задач, когда известен масштаб изменения выручки от продажи продукции, а не её натурального объёма. При расчётах может использоваться уравнение функциональной связи рассматриваемых факторов (например, функция спроса от цены), при этом точечная эластичность характеризует относительное изменение объёма спроса при бесконечно малом изменении цены: Графически точечная эластичность определяется путём проведения касательной к кривой спроса (предложения).

  4. GREK1993 Ответить

    Можно объяснить это следующим образом. Представьте себе, что вы постоянно покупаете одну и ту же колбасу в магазине. Делаете это регулярно. Вас устраивают все: качество, состав и другие характеристики этого продукта.
    Но однажды вы приходите в тот же самый магазин, а колбаса стала дороже на 30%. Для вашего бюджета это является неподъёмной суммой. При этом вы принципиально не хотите покупать другую, так как не доверяете другим производителям. В текущий момент ваш спрос на этот продукт является неэластичным.
    Проходит день, потом второй, третий, неделя и так далее. Ваша любимая колбаса не дешевеет, и вы начинаете задумываться о том, что всё-таки можете себе позволить её купить, либо же придется попробовать аналогичный товар другого производителя за меньшую цену. Теперь ваш спрос стал более эластичным – вы готовы рассматривать различные варианты.
    На таком простом примере можно объяснить влияние времени на уровень эластичности спроса.

    Если товар неуникальный, то спрос будет эластичным

    Это утверждение подходит для выражения сути третьего фактора.
    Действительно, чем больше существует товаров-заменителей на рынке, тем сложнее заставить покупателя выбирать продукцию только одного производителя по надиктованной цене.
    Под товарами-заменителями предполагаются аналогичные продукты на рынке, которые могут иметь некоторые отличные свойства от основного продукта, но, в принципе, приносят такое же удовлетворение.

    К примеру, вы любите кока-колу. Пепси по вкусу ничем не уступает и не отличается. Если резко производитель повысит цену на ваш любимый напиток, то вы из экономии можете начать пить пепси. То есть какое-либо благо, которое может безболезненно заменить другой товар, называется товаром-заменителем.
    И на таком рынке производителю достаточно трудно навязывать свою цену потребителям, ведь из-за этого, возможно, клиенты уйдут к конкурентам. Уровень конкуренции на рынках, где нет однообразия товаров и существует много производителей, которые делают схожую продукцию, является если не идеальным, то с высоким уровнем конкуренции и справедливыми ценами.

    Главное — сделать правильные выводы

    Анализируя любой экономический показатель, нельзя торопиться и делать поспешные выводы. После того как посчитан только коэффициент ценовой эластичности спроса, пытаться его расшифровать и выявить те или иные признаки рынка нельзя.
    Для составления полного анализа рынка нужно посчитать аналогичный коэффициент по предложению, уровень конкуренции, государственное регулирование, покупательную возможность потребителей и ещё множество различных показателей. Лишь после этого можно сделать достойные уважения выводы и принимать различные решения по ведению хозяйственной деятельности, используя коэффициент ценовой эластичности спроса.
    И не забывайте, что наука экономика – только на первый взгляд точная. Ведь решение, принятое сегодня, завтра может оказаться неправильным.

  5. curatorss Ответить

    Неэластичный спрос – коэффициент эластичности спроса на такой продукт или ресурс меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.
    При этом различают:
    1) эластичность спроса по цене:

    где Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук;
    Р1, Р2 – цена на данный товар, денежных единиц.
    2) эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1 %:

    где I1 I2 – доход потребителей, денежных единиц;
    Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук.
    3) перекрестная эластичность – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар А при изменении товара В на 1 %:

    где QA1, QA2 – величина спроса на товар А, штук;
    РВ1, РВ2 – цена товара В, денежных единиц.
    На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
    1. Спрос эластичен в долговременном периоде.
    2. Чем больше удельный вес покупки в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него.
    3. На товары первой необходимости спрос менее эластичен, на предметы роскоши – эластичен.
    4. Наличие и доступность товаров-субститутов: чем больше субститутов у товара на рынке, тем эластичнее спрос на данный товар.
    5. Доступность товара или услуги: чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него.
    Эластичность предложения – это чувствительность величины предложения к изменению цены на товар называется эластичностью предложения:

    где Q1, Q2 – величина предложения данного товара, штук;
    Р1, Р2 – цена на товар, денежных единиц.
    Эластичность предложения не оценивается показателем общей выручки. Между величиной предложения и ценой товара имеется прямая зависимость, благодаря которой кривая предложения является возрастающей – при росте цены товара, работ, услуг, всегда возрастает и общая выручка продавцов.
    Эластичное предложение – предложение продукта или ресурса, для которого ценовая эластичность больше единицы, а процентное изменение величины предложения больше процентного изменения цены товара.
    Неэластичное предложение – коэффициент эластичности предложения такого продукта или ресурса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.
    В общем говоря, деление эластичности является достаточно условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Например, основные продукты питания обладают низкой эластичностью спроса по цене. А вот предметы роскоши напротив – имеют более высокую эластичность по цене. При этом важно отметить также, что эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей и т.д.
    Также неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 7).
    На рис. 7 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

    Рис. 7. Эластичность и наклон – разные понятия
    Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:
    · эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
    · неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
    · абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
    · абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.
    Наравне с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная эластичность. Она может быть:
    · положительная, характерна для товаров-субститутов;
    · отрицательная, присуща товарам-дополнителям;
    · нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к доплонителям.
    В микроэкономическом анализе показатель эластичности может быть использован для:
    · определения ценовой политики предприятия;
    · анализа поведения потребителя;
    · прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров
    · определение стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;
    · разработка структуры налогообложения;
    · выработка мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики занятости населения.
    Итак, мы рассмотрели основные теоретические вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности. Далее мы обратимся к методам непосредственного определения показателя эластичности, используемым на практике.
    Рыночное равновесие
    До настоящего момента спрос и предложение рассматривались нами в отдельности. Однако в реальности эти две составляющие рынка неразделимы. Взаимодействие данных категорий порождает на рынке равновесную цену и равновесный объем товара, то есть достигается рыночное равновесие.
    Итак, взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.
    При рыночном равновесии отсутствуют факторы, ведущие как к повышению, так и к понижении цены до тех пор, пока все прочие условия остаются неизменными. Графически взаимодействие спроса и предложения изобразим на рисунке (рис.8). Наглядно видно, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (обычно обозначается Е). Данная точка отражает равенство величины спроса с величиной предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает в качестве равновесной. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой также и равновесный объем. В реальности цена, по которой товар продается или покупается, может совсем не совпадать с равновесной. Также как и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Причина явления кроется в том, что равновесное состояние нестабильно, так как условия рынка, определяющие рыночное равновесие, также нестабильны и вызывают изменения спроса и предложения.

    Рис. 8. Взаимодействие спроса и предложения
    Рыночное равновесие – это ситуация, при которой: величина спроса равна величине предложения (QD = QS); цена спроса равна цене предложения (PD = PS); ни у покупателя, ни у продавца нет стимулов к изменению рыночного равновесия (рис.10).
    Закон «спроса-предложения» предполагает поддержание баланса между производством, сбытом, ценой, емкостью рынка и покупательской способностью потребителей. В основе этого баланса находятся цена, стоимость и доходы.
    Таким образом, можно сказать, что при рыночном равновесии происходит поддержание соответствующих пропорций между поставкой товаров, работ, услуг на рынки, и их потреблением.
    Е – точка равновесия, которой соответствует равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. При более низкой цене Р1 спрос превышает предложение на величину оценка MN – возникает дефицит товара. При более высокой цене Р2 предложение превышает спрос на величину отрезка АВ – возникает избыток товара.
    Рост цен на товар (цены предложения) всегда ограничен спросом потребителей.
    Рынок будет находиться в равновесии, при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара.
    Цена при которой спрос равен рыночному предложению называемую равновесной, а объем выпуска при равновесной цене называется равновесным объемом.
    Графически же (вернемся к рис.10) рыночное равновесие можно изобразить на пересечении двух функций:
    QD = a – bxp – функция убывающая
    QS = c – dxp – функция возрастающая
    Допустим на рынке установлена цена P1 меньше равновесной (Р1
    Дефицит – сумма, на которую объем спроса на продукт превышает объем предложения этого продукта при определенной (ниже равновесной) цене.
    Желание сберечь свое время и нервную систему вызывает согласие покупателей заплатить за товар больше. Продавцы реагируют на это увеличением цены и величины предложения. Если новая цена меньше равновесной — дефицит сохраняется, хотя в меньшем объеме. Ситуация повторяется до тех пор, пока не наступит новое равновесие и дефицит исчезнет.
    Допустим, на рынке установлена цена на товар Р2>PE, тогда продавцы желают продать QS2, а покупатели желают приобрести лишь QD2 количество товара. Возникает избыток QS2 — QD2 (отрезок АВ).
    Излишек – сумма, на которую объем предложения продукта превышает объем спроса на него при определенной (выше равновесной) цене.
    Усиливается конкуренция продавцов. Желание избавиться от лишних товаров и вернуть вложенные деньги заставит продавцов снижать цену.
    Если новая цена больше равновесной — избыток сохраняется, хотя и в меньшем объеме. Ситуация повторяется до тех пор, пока не наступит новое равновесие.
    Такое явление может иметь место под влиянием роста дохода, в связи с усовершенствованием технологий производства , при изменении дохода потребителей.
    Различают:
    а) стабильное (устойчивое) рыночное равновесие характеризуется редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесия.
    б) нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие отмечается глубокими нарушениями и длительным их сохранением при этом выделяют рынок потребителя (предложение устойчиво превышает спрос, производители конкурируют за лучшее удовлетворение потребностей), и рынок производителя (конкурируют покупатели, спрос устойчиво превышают предложение).
    Вышеописанные явления могут быть применены исключительно при невмешательстве государства в экономику. Однако правительство может устанавливать определенные ограничения стоимости отдельных видов товаров, с целью избежать несправедливости в отношении продавцов и покупателей.
    Именно в этом случае, возникают понятия:
    Ценовой пол – минимальная цена, задаваемая правительством, чтобы помочь производителям.
    Ценовой потолок – максимальная цена, установленная правительством с целью помочь потребителям.
    Не всегда государственное регулирование цен оказывает позитивное влияние на экономику страны: неоправданные ограничения искажают распределение ресурсов между производствами. Установление верхних границ цен приводит к устойчивому дефициту данного товара, в таком случае государство должно взять на себя функции по производству недостающих единиц товара, либо ограничить потребление. Установление нижних границ приводит к излишкам продукции, в этом случае правительство должно решать данную проблему путем нормирования производства, закупки излишков продукции, стимулирования потребительского спроса (рис.10).

    Применение теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения
    Убедимся в том, что оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но также имеет и практический смысл, непосредственно выраженный в теории эластичности. Причем постараемся доказать, что в связи с тем, что современная экономика характеризуется все более развивающимися рыночными отношениями значение эластичности не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает все новые, ранее не изученные, аспекты. Эластичность – одно из самых важных понятий экономической науки. Теория эластичности углубляет понимание процесса адаптации рынка к изменениям основных факторов, определяющих два основных параметра любого рынка – спрос и предложение. Анализ эластичности позволяет проникнуть в суть экономических проблем, а это крайне необходимо при действительном функционировании любых разновидностей рынка.
    В экономических исследованиях и по сей день требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень, эластичность, этой взаимосвязи. Эластичность помогает предвидеть динамику доходов фирм при изменении цен при условии, что остальные факторы, влияющие на доходы, остаются фиксированными, что очень важно в условиях современного рынка. Кроме того, глубокое осмысление необходимости и важности применения теории эластичности в экономическом анализе позволит выявить некоторые особенности влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия, а также проследить зависимость предельных величин коэффициента эластичности продаж от цены в практике исследуемого предприятия.
    В последнее время все чаще на многих рынках, как экономически развитых, так и развивающихся стран наблюдается специфическое экономическое явление, непосредственно связанное с теорией эластичности.
    В первую очередь, это касается ситуации, характеризующейся тем, что эластичность спроса на потребительских рынках все чаще приобретает массовый характер. К примеру, если руководству какого-либо предприятия хватит смелости действительно попробовать увеличить прибыль предприятия не числом (за счет повышения цен), а умением (за счет пусть незначительного, но все же снижения этих цен), то результаты не заставят себя долго ждать. Благодарный рынок тут же продемонстрирует такое свое качество как эластичность спроса. Даже на символическое снижение цены потребитель ответит незамедлительным ростом спроса, обеспечивающим для предприятия рост объема продаж. А это обусловит уже остальные позитивные для предприятия финансовые последствия, в том числе снижение себестоимости единицы товара и рост прибыли, т.е. повышение экономичности производства в целом. Соответственно, такая благоприятная экономическая ситуация будет выгодна для любой компании, поэтому любые предприятия постараются последовать примеру аутсайдера, в чем и проявляется вышеупомянутая тенденция эластичности, которую можно наблюдать, в частности на российском рынке, лишь сравнительно недавно.
    Таким образом, на основе приведенного примера можно сделать вывод о том, что эластичность покупательского спроса оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие экономические составляющие любого предприятия, как цена, издержки и прибыль.
    Однако, не смотря на то, что выявленная закономерность, бесспорно, является одной из основ понимания необходимости изучения теории эластичности в привязке к достижению предприятием экономической прибыли, нельзя забывать и о другой важной зависимости, а именно о связи между личным доходом и спросом на некоторые определенные виды товаров. Для того чтобы наглядно продемонстрировать характер этой зависимости, можно взять в качестве примера такой товар, как ювелирные изделия с бриллиантами (ЮБИ). Для начала, на мой взгляд, необходимо пояснить, почему в качестве предмета исследования выбирается именно этот товар. Во-первых, потребительная стоимость ЮБИ изначально связана с их способностью вызывать положительные эмоции своей красотой. Во-вторых, при их приобретении присутствуют инвестиционные мотивы либо фактор традиции. В-третьих, ЮБИ можно отнести к товару, у которого практически нет прямых конкурентов. Не берусь утверждать, что здесь я привела все отличительные особенности ЮБИ как товара, но считаю, что уже по этим характеристикам их можно отнести к особой группе товаров.
    Итак, если рассматривать зависимость личного дохода и спроса на предметы роскоши, в частности ЮБИ, то, используя формулу шведского экономиста Л. Торнквиста:
    Q = (α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)
    где Q – спрос на предметы роскоши;
    I – величина личного дохода;
    α, β, γ – параметры;
    можно показать, что с ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и спрос на предметы роскоши (в данном случае ЮБИ). Таким образом, при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице.
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ЮБИ, относящихся к товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер. Итак, подводя итог всему, о чем шла речь, можно еще раз отметить первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации издержек и увеличения прибыли.
    Помимо этого эластичность проявляется и в линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения определенной выгоды. Таким образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для эффективного применения теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков.

  6. KostekKor Ответить


    Для ценовой эластичности спроса характерны следующие факторы:
    – Заменяемость (чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар).
    – Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса).
    – Предметы роскоши и предметы первой необходимости (спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости неэластичен).
    – Фактор времени (краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный эластичен).
    – Доступность блага (чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар).
    Эластичность спроса по доходу определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода:

    где – средняя величина объема спроса на товар;
    – средняя величина дохода потребителя;
    ΔI – изменение дохода, равное I2 – I1;
    I1 – первоначальная величина дохода;
    I2 – окончательная величина дохода.
    Различают несколько форм эластичности спроса по доходу:
    – Положительная ( > 0), относящаяся к нормальным товарам.
    – Отрицательная ( < 0), относящаяся к товарам низшей категории. - Нулевая ( = 0), при которой объем спроса нечувствителен к изменению дохода.
    Перекрестная эластичность спроса показывает, как изменяется спрос на один товар А в ответ на изменение цены другого товара В. Перекрестная эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:

    где ΔQDA – изменение спроса на товар А, равное Qda2– Qda1;
    DРB – изменение цены на товар В, равное РB2 – РB1;
    – средняя величина изменения объема спроса товара А, равная (QDA1+ QDA2) : 2;
    – средняя величина изменения цены товара В, равная (РB1+ РB2) : 2.
    Различают следующие формы перекрестной эластичности:
    – Положительная ( > 0), когда товары взаимозаменяемые.
    – Отрицательная ( < 0), когда товары взаимодополняемые. - Нулевая ( = 0), когда потребление одного блага не зависит от цены на другое.

    Понятие, виды и формулы расчета эластичности предложения

    Эластичность предложения ( ) определяется как относительное изменение величины предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены и рассчитываемое по формуле
    ,
    где ΔQS – изменение объема предложения, равное QS2 – QS1;
    QS1 – первоначальное предложение;
    QS2 – окончательное предложение;
    DР – изменение цены, равное Р2 – Р1;
    Р1 – первоначальная цена товара;
    Р2 – окончательная цена товара.
    Но поскольку в экономической теории эластичность измеряется с использованием средних величин, то формулу можно записать следующим образом:

    Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1%
    Цена и величина предложения изменяются в одном направлении, поэтому эластичность предложения является величиной положительной. Эластичность предложения измеряет степень реакции производителей (поставщиков) товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена, и наоборот. Формы эластичности предложения показаны на рисунках 10 и 11.

    Рисунок 10 – Эластичность предложения относительно цены

    Рисунок 11Совершенно эластичное и совершенно неэластичное
    предложение

    Эластичность предложения зависит не только от ценового фактора, но и от ряда неценовых факторов:
    – Типов, предлагаемых к продаже, товаров и услуг. Товары, технология производства которых может быстро измениться, имеют эластичное предложение, а товары, технология производства которых не может быть быстро изменена, имеют неэластичное предложение по цене.
    – Наличия незагруженных производственных мощностей. Если на предприятии все мощности загружены, то предложение будет неэластичным. Если же на предприятии есть недогрузка мощностей, то предложение будет эластичным.
    – Возможности длительного хранения продукции. Длительное хранение продукции предполагает эластичное предложение, а краткосрочное – неэластичное.
    – Периода времени. Чем продолжительнее время, тем эластичнее предложение. Фактор времени является наиболее важным в определении показателя эластичности предложения.

  7. axyzdile Ответить

    Нисходящая кривая спроса демонстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Это значит, что ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в нашей формуле будет положительным, а знаменатель – отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напротив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель положительным, что опять дает нам отрицательный коэффициент.
    Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент эластичности, равный 4, больше, чем коэффициент, равный – 2 Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэффициент, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем коэффициент, равный 2. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем игнорировать отрицательное значение коэффициента ценовой эластичности спроса и показывать только ее абсолютную величину. Заметим, что подобного недоразумения не возникает с коэффициентом эластичности предложения, поскольку зависимость между ценой и количеством продукции является прямой.
    Теперь давайте займемся интерпретацией нашей формулы. Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большемупроцентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы, в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным. Иллюстрация. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3. Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице
    Следует подчеркнуть, что, говоря о “неэластичном” спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 4.1). И наоборот, когда экономисты говорят об “эластичном” спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси (например, D2 на рис. 4.1).

    Рис. 4.1. Совершенно неэластичный и совершенно
    эластичный спрос
    Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.
    В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 4.1, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. – 2000 бушелей или 4 дол. – 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчета процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Наш выбор повлияет на результат вычислений.
    Таблица 4.1.
    Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности (гипотетические данные)
    Количество спрашиваемой в течение недели продукции (ед.)
    Цена за бушель (дол.)
    Общая выручка (расходы покупателей) (дол.)
    Оценка по показателю общей выручки
    Коэффициент эластичности, Ed (округленно)
    Спрос эластичный
    Спрос эластичный
    Спрос эластичный
    Спрос неэластичный
    1,91
    1,11
    0,56
    Исходя из комбинации 5 дол. – 2000 бушелей, мы обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции – 100%. Подставив эти данные в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. – 4000 бушелей, мы обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции – 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в том, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчета дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях – попробуйте, например, повторить расчет в ценовом интервале от 3 до 2 дол. формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос – при другой комбинации.
    Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количеств спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол. базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3.
    Вместо того чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства вычислений мы можем усовершенствовать известную нам формулу эластичности, представив ее следующим образом:
    Ed =.

  8. tIXIJ Ответить

    Цена, ден. ед.
    Объем спроса, тыс. ед.
    Суммарный доход, тыс. ден. ед.
    Коэффициент ценовой эластичности спроса

    3,7
    1,8
    1,08
    0,86
    0,55
    0,27
    Для определения ценовой эластичности спроса используется формула:
    КС = ΔQ/ΔЦ,
    КС – коэффициент эластичности по цене;
    ΔЦ – изменение цены (в %);
    ΔQ – изменение величины спроса (в %).
    Однако данный коэффициент обладает недостатком – его величина получается различной в зависимости от того, речь идет о повышении или о понижении цены, так как исходная база для расчета будет разная. Поэтому для расчета коэффициента эластичности спроса используется более объективный показатель – коэффициент дуговой эластичности:
    Кдс = (ΔQ / Qср) / (ΔЦ / Цср),
    где Qср – средний объем спроса между исходным и конечным их объемами;
    Цср – средняя цена между начальной и конечной ценами.
    В качестве примера рассчитаем Кдс для первого случая: цена снизилась с 12 ден. ед. до 10 ден. ед.; объем спроса в результате данного снижения цены увеличился с 20 тыс. ед. до 40 тыс. ед. В нашем задании изменение цены (ΔЦ) составило 2 ден. ед. (12 – 10), изменение величины спроса (ΔQ) – 20 ед. (40 – 20). Средняя цена равна 11 ден. ед. ((12+10)/2), а средний объем 30 ед. ((20 + 40) / 2). Подставив данные значения в Кдс, получим:
    Кдс = (ΔQ / Qср) / (ΔЦ / Цср) = (20 / 30) ÷ (2 / 11) = 3,7.
    Подобным образом рассчитаем остальные коэффициенты ценовой эластичности спроса. Они представлены в четвертой графе табл.
    Для выделения отрезков эластичного и неэластичного спроса на построенной кривой спроса необходимо знать, что критерием эластичного спроса является Кдс > 1, а неэластичного спроса Кдс
    До тех пор, пока спрос эластичен, суммарный доход возрастает, тогда как на участке неэластичного спроса он сокращается.
    Задача
    Предложение на товар А предъявляют три покупателя. Первый согласен платить за 1 экземпляр товара – 10 долл., второй – 7 долл., третий – 5 долл. Предложение производителя составляет 1 экземпляр товара А при издержках на его производство – 7 долл. Спрашивается, по какой цене производитель продаст свой товар?
    По какой цене сможет продать свой товар производитель, если он увеличит производство до 3 единиц при тех же издержках на единицу товара? Будет ли он сокращать предложение товара и до какого предела?
    Решение задачи:
    Если предложение производителя составляет 1 экземпляр товара А при издержках на его производство – 7 долл., то этот производитель, максимизируя прибыль, реализует 1 экземпляр товара первому покупателю. Прибыль при этом составит 10 – 7 = 3 долл.
    Если производитель увеличит производство до 3 единиц при тех же издержках на единицу товара, то, применяя гибкую ценовую политику, реализовать эти 3 экземпляра он сможет первому покупателю по 10 долл., второму – по 7 долл., третьему – по 5 долл. Средняя цена реализации составит:
    (10 + 7 + 5) / 3 = 7,33 долл.
    Прибыль производителя при этом составит:
    (7,33 – 7) × 3 = 0,99 ≈ 1 долл.
    Для того, чтобы сказать, до какого предела производитель снизит уровень производства, рассчитаем его прибыль при реализации двух единиц продукции и сравним полученные результаты.
    Произведя две единицы продукции, производитель, применяя гибкую ценовую политику, реализует их первому покупателю по цене 10 долл., второму покупателю – по 7 долл.
    Средняя цена реализации составит:
    (10 + 7) / 2 = 8,5 долл.
    Прибыль этом составит:
    (8,5 – 7) × 2 = 3 долл.
    Сравним полученные результаты:
    Прибыль при производстве и реализации 1-го экземпляра продукции
    Прибыль при производстве и реализации 2-х экземпляров продукции
    Прибыль при производстве и реализации 3-х экземпляров продукции
    3 долл.
    1 долл.
    3 долл.
    Таким образом, производитель имеет три альтернативы производства, две из которых дают максимальную для этого производителя прибыль – 3 долл.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *