Когда появился романтизм в чем его пафос?

7 ответов на вопрос “Когда появился романтизм в чем его пафос?”

  1. Durn Ответить

    В русской литературе, например, первыми романтиками были такие непохожие друг на друга поэты, как Жуков­ский, Пушкин, поэты-декабристы. Жуковский начал свое творчество как сентименталист, стремившийся «быть дру­гом мирных сел, любить красы природы» и передававший в лирике настроения уныния, меланхолии, разочарования, тоски. Переход к романтике в его творчестве наметился тогда, когда сентиментально-меланхолические пережива­ния осложнились у него напряженным ожиданием встречи с умершей возлюбленной в ином мире, восторженно-ра­достным предчувствием такой встречи, томительно-страст­ным стремлением к ней. В стихотворном послании «К Ни­не» (1808) он писал:
    О Нина, я внемлю таинственный голос: Нет смерти, вещает, для нежной любви; Возлюбленный образ, с душой неразлучный, И в вечность за нею из мира летит — Ей спутник до сладкой минуты свиданья.
    В этих настроениях отчетливо видна их связь с сен­тиментальным миросозерцанием поэта; доминирующей стала романтически-восторженная мечта, влекущая в таин­ственно-неопределенный, но истинно прекрасный мир веч­ности. Мотивы чудесного, фантастического в лирике и бал­ладах Жуковского 1808—1827 гг. раскрывали его романти­ку — культ высокой, чистой, нравственно возвышающей любви, веру в возможность таинственного общения с поту­сторонним миром, восторженное ощущение своей духов­ной причастности к этому миру.
    Совсем иной была романтика молодого Пушкина. В 1818 г. он писал «К Чаадаеву»:
    Пока свободою горим, Товарищ, верь: взойдет она,
    Пока сердца для чести живы, Звезда пленительного счастья,
    Мой друг, отчизне посвятим Россия вспрянет ото сна,
    Души прекрасные порывы! И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Здесь поэт мечтает не о таинственно-чудесном общении с потусторонним миром, а об освобождении от самодержав­ной власти. Подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Осуществ-
    ление такого идеала возможно было только в самоотвер­женной борьбе, героический пафос которой с большой силой проявился в творчестве Рылеева и Кюхельбекера.
    Позже, в период южной ссылки, Пушкин стал искать свободу в простой воинственной жизни горцев, в бродячей жизни цыганского табора. Там увидел он воплощение на­стоящей «вольности» и изобразил эту жизнь с романтически эмоциональным подъемом. Изменились идеалы поэта, изме­нилось и содержание его романтики, — сохранив граждан­ский характер, она утратила непосредственное политическое звучание, но осложнилась новыми идейными мотивами.
    Таким образом, разница идеалов определила отличие нравственно-религиозной романтики Жуковского от поли­тической и гражданской романтики Пушкина.
    В других национальных литературах различия романти­ческого пафоса также вытекали из особенностей идеалов тех или иных писателей. В Англии это было различие роман­тических стремлений консервативных поэтов «озерной шко­лы» — Колриджа и Вордсворта, искавших свои идеалы в патриархальном прошлом, и романтического пафоса таких поэтов, как Байрон и Шелли, выражавших в лирике и поэ­мах мотивы общественного протеста и освободительной борьбы. Зачинателем романтического творчества во Фран­ции был Шатобриан, уходивший в своем творческом вообра­жении от революционной современности к жизни полудиких племен, не затронутых цивилизацией; позднее Гюго выразил в своей лирике и драматургии романтические переживания, связанные с борьбой демократических масс против пере­житков феодальных отношений. И в Германии такие писате­ли, как Новалис, Гельдерлин, Гофман, сильно отлича­лись друг от друга в проблематике и пафосе своего роман­тического творчества.
    Расцвет романтики в художественном творчестве конца XVIII и первой трети XIX в. позволил литературной общест­венности и критике передовых стран Европы наметить само понятие романтизма и осознать его исторические границы. Но романтика в литературе возникала и в другие эпохи, за­долго до того, как появилось понятие о ней.
    Еще поэты и драматурги эпохи Возрождения выражали романтические переживания. Так, Петрарка в сонетах, по­священных Лауре, Сервантес в «Дон Кихоте», Шекспир в «Ромео и Джульетте» и других пьесах открыли способность отдельной личности, преодолевающей нормы господствую­щей морали, возвыситься в своем эмоциональном мире до стремлений к «сверхличному» возвышенному идеалу. С по-
    зиций гуманистической веры в человека они высоко оценили сам непосредственный эмоциональный порыв личности к освобождению от нравственной регламентации извне, от традиций старого общества.
    Романтика продолжала развиваться в литературе и после i того, как направление романтизма потеряло свое значение. Для многих произведений русского критического реализма характерна, в той или иной мере, романтическая направлен-ность. Таков, например, роман Тургенева «Дворянское гнез­до» или те главы «Войны и мира» Л. Толстого, в которых изображается счастливая жизнь молодых Ростовых в От­радном и в Москве, или такие повести Короленко, как «Со-колинец», «Художник Алымов». В этих произведениях ро­мантические переживания принадлежат или самим героям, или рассказчику, а писатели идейно утверждают романтику персонажей, развивают и усиливают ее в своем изобра­жении.
    Позднее романтический пафос стал закономерной сто­роной содержания литературы социалистического реализ­ма. Им пронизаны «Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фа­деева, лирика В. Маяковского и В. Луговского, многие про­изведения, посвященные Отечественной войне, повести Ч. Айтматова.
    Итак, романтика — это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу и могущее быть объективированным в тех сторонах и явлениях жиз­ни, которые связаны с сознанием этого идеала1.
    Таковы некоторые разновидности пафоса, встречающи­еся в литературе. Все они создаются противоречиями со­циальных характеров, которые писатели осмысляют на ос­нове своих идейных позиций. Эти позиции заключают в себе партийность общественного мышления писате­лей и обусловлены классовостью их мировоззрения.
    В то же время п в жизни, и в литературе встречается ложная романтика. Это романтическое позерство, чаще всего подражательное и только претендующее на подлинно эмоциональную глубину. Такого «романтика» Лермонтов показал в Грушницкоч, Гончаров — в Александре Адуеве, Фадеев — в Мечике. Ложноромантическую позицию может за­нять и писатель в своем творчестве.
    Глава VI

  2. Morluzius Ответить




    Романтизм
    Романтизм — одно из крупнейших направлений
    в европейской и американской литературе конца
    XVIII — первой половины X I X века, получившее всемирное значение и распространение.
    В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и
    XIX веков слово «романтизм» становится термином
    для обозначения нового литературного направления
    (Дж. Байрон, А. Ламартин, Г. Гейне и др.).
    Классической страной романтизма была Германия. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом (Дж. Ките, Дж. Байрон, П. Шелли).
    Во Франции утвердился романтизм лишь в начале
    1820-х годов. Французский романтизм связан главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести (В. Гюго, А. Дюма-отец, П. Мериме). Романтизм распространился
    и в Италии, Испании, Дании, США.
    В России особенно мощное развитие романтизма
    происходит в связи с общественно-национальным
    подъемом после войны 1812 года. Творчество многих
    романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Резко обозначились
    контуры романтизма с возникновением лиро-эпического жанра (южные поэмы А. Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеева).
    Пафос романтизма (творчество М. Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира,
    по мнению романтиков, стоит человек, окруженный
    враждебной действительностью.
    Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века.
    Постепенно он уступает главное место другому направлению — реалистическому.

    Вопросы и задания

    Когда появляется романтизм? В чем его пафос?
    Какими писателями представлено это направление?
    Назовите романтические произведения.

  3. РэЙк_БеЗ_ФэЙк Ответить

    вы уже хорошо знаете, что произведение живёт в различных формах — сказки, басни, стихотворения, рассказа, повести и других. одним из наиболее распространённых жанров эпоса является роман. эта разновидность художественной выделяется среди других широтой охвата событий и наличием нескольких сюжетных линий. в романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей. так, например, по подсчётам исследователей, в романе сервантеса встречается 669 персонажей, представляющих все общественные слои и почти все профессии тогдашней испании. всё это определяет большой объём таких произведений.во времена средневековья были распространены так называемые рыцарские романы, изображающие подвиги рыцарей во имя прекрасной . именно в этот период и стали употреблять слово «роман» для названия определённых произведений. оно возникло из французского словосочетания — «рассказ на романском языке».произведение мигеля де сервантеса привлекало многих деятелей искусств. среди иллюстраций к роману наиболее известны работы гюстава доре, пабло пикассо, саввы бродского. в театральном мире наибольший успех имели людвига мйнкуса «дон кихот ламанчский» в постановке мариуса петипа (премьера состоялась в 1869 г.) и одноимённая опера жюля масснё, написанная специально для фёдора шаляпина и впервые поставленная на сцене в монте карло (1910). интересно, что великий бас нарисовал эскизы костюма и собственноручно изготовил грим для образа дон кихота, арию которого он исполнял. ныне на подмостках национального академического театра драмы им. леси украинки (г. киев) идёт спектакль «дон кихот. 1938 год» (режиссёр леонид остропольский, постановщик михаил резникович). в его основе — пьеса михаила булгакова «дон кихот», а также фрагменты из других его пьес, мемуаров, эпистолярного наследия. спектакль интересен тем, что в нём проводится параллель между дон кихотом и булгаковым. «что выражает собою дон кихот? … веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему , требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы… он весь живёт (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам — волшебникам, великанам, т. е. притеснителям. … дон кихот может показаться то совершенным безумцем, потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глазами, тает как воск от огня его энтузиазма (он действительно видит живых мавров в деревянных куклах, рыцарей в баранах), то ограниченным, потому что он не умеет ни легко сочувствовать, ни легко наслаждаться; но он, как долговечное дерево, пустил глубоко корни в почву и не в состоянии ни изменить своему убеждению, ни переноситься от одного предмета к другому; крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь — самое нравственное существо в мире) придаёт особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает… дон кихот — энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян её сияньем.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *