Кто такая маруся климова из песни мурка?

14 ответов на вопрос “Кто такая маруся климова из песни мурка?”

  1. Аббатище Ответить

    Вернулась в Россию в апреле 1917 года, пыталась организовать нападения на Временное правительство, из-за чего едва не попалась. Пришлось скрываться на Украине, в родном Александровске, где и познакомилась с известным анархистом Нестором Махно.
    К тому моменту Маруся, как она себя именовала ещё со времён парижской школы, была известна далеко за пределами России. Её “имидж” революционерки помог найти последователей среди местных рабочих. Окончательно лидером Марусю признали после того, как она забрала миллион рублей из кассы александровского заводчика Якова Бадовского.

    В городе Маруся организовала отряды Чёрной гвардии, которая терроризировала местную власть. Своей целью она видела свержение городской власти. Она даже согласилась сотрудничать с большевиками, что изначально считала для себя неприемлемым. Помогла Советам в январе 1918 года захватить власть в городе, но только при условии, что анархистам дадут места в революционном совете города.
    В марте 1919-го она вступила в бригаду батьки Махно. По слухам, готовила теракт против Владимира Ленина и Льва Троцкого.
    Историк Виктор Савченко пишет, что она устроила подрыв на пленуме ЦК партии в Москве, в результате которого погибло 12 человек и ещё 55 получили ранения.
    В октябре 1919 года сподвижники Никифоровой заложили динамит в канализацию Кремля: взрыв должен был прогреметь в праздники. Однако план раскрыли чекисты. Маруся бежала в Крым, но в Севастополе её опознал белый офицер. Девушку повесили во дворе городской тюрьмы в конце 1919 года.

    Мурка с натяжкой


    Текст “Мурки” переделывали не раз и не два. Как полагает Александр Сидоров, история Маруси Климовой могла вообще появиться в начале 30-х, а изначально в песне говорилось только о самой банде.
    Если допустить такую поправку, то “Мура, Маруся Климова” (изначальный вариант этой строчки), как предполагается, Мария Евдокимова — сотрудница ленинградской милиции. В 1926 году девушку внедрили в одно из самых опасных мест в Ленинграде — трактир “Бристоль”, где собирались бандиты с Лиговки.
    Евдокимова выдавала себя за проститутку, которая предлагала свои услуги. Когда девушка приходила с клиентом в квартиру, внезапно появлялся муж. Клиент в страхе бежал, а бандитам доставались деньги. Во всяком случае, такую историю она рассказывала на Лиговке.
    Ей удалось убедить хозяина трактира, что сейчас нужно затаиться, но работа необходима. Мужчина взял девушку на работу официанткой. Через месяц официантка имела примерное понимание обо всех местных бандах, а также знала, кто из милиции сливает информацию преступникам.
    В ноябре милиция устроила облаву на “Бристоль”, пишет Сидоров. Множество арестованных, громкие уголовные дела. Имя Марии прогремело по всем газетам.
    Однако она осталась жива, а не была убита в трактире. Последнее, впрочем, могло быть придумкой автора.

    Наиболее вероятный вариант

    Мурка, ты мой Мурёночек,
    Мурка, ты мой котёночек,
    Мурка, Маруся Климова,
    Прости любимого.

    Банда могла быть не из Амура, а из МУРа. Сотрудники Московского уголовного розыска не раз отправлялись в том числе в Одессу на спецоперации. Одна из таких “банд в штатском” отправлялась, согласно архивам, как раз в Одессу в 1920-х годах.
    Их целью было “стать своими”, а после ликвидировать или арестовать самых маститых бандитов. Одесские коллеги в данном вопросе помочь не могли, так как в ведомстве процветала коррупция, а среди правоохранителей было множество тех, кто докладывал бандитам о всех готовящихся спецоперациях.
    Новоявленные “бандиты” заявляли, что приехали от самого Нестора Махно. А Мария Климова, которой к тому моменту было 25 лет, играла роль подруги главаря. Иметь женщину в банде, по законам того времени, была хорошая примета — “к фарту”.
    Подробности операции не известны до сих пор. Известен лишь результат: “успешно”. Упоминания о самой же Марии Климовой встречаются в 1952 году. В личном деле сотрудницы Марии Прокофьевны Климовой 1897 года рождения отмечается, что она дослужилась до звания капитана запаса.

    ***

    Существует целых 25 вариантов исполнения “Мурки”. Они отличаются и по музыке, и по тексту. Маруся Климова и Амур есть не везде. Где-то его заменили на МУР, где-то — на Ростов. А где-то “уркаганы собрали срочный комитет”.
    Что касается Мурки, в некоторых вариациях её называют Машей, в других — Любкой. А где-то и вовсе её нет. Так что пойте “Мурку” в том варианте, который вам по душе. Или не пойте вовсе.

  2. Царь Царя и Его Мамки Ответить

    Прежде всего, стало известно, что родилась она в 1897 году в Москве. Это позволило говорить о ней как о 25-летней сотруднице, направленной в 1922 году для выполнения сложного и опасного задания. Кроме того, выяснилось, что по образованию Мария Климова была врачом. Что же касается причины, побудившей молодую женщину расстаться со столь престижной профессией и посвятить себя поимке преступников, то об этом можно лишь строить предположения.

    Возможно, ее привлекла романтика сыскного дела или подтолкнули на этот шаг нежные чувства к кому-то из оперативников. Все может быть, но не исключено и то, что в те трудные времена закрылась больница, в которой она работала, и Мария решила устроиться в ЧК, зная, что сотрудники там обеспечены всем необходимым.

    Капитан ленинградской милиции

    Главной же неожиданностью для историков стала запись о том, что после выполнения задания она еще несколько лет прослужила в Одессе, а затем была переведена в Ленинград. Таким образом, была открыта новая страница в биографии Маруси Климовой (Мурки). Что с ней случилось на берегах Невы, удалось выяснить без особого труда, поскольку перестройка открыла для исследователей двери многих архивов. Как оказалось, героиня знаменитой песни в течение длительного времени была сотрудницей ленинградского уголовного розыска и весьма успешно ловила преступников, о чем свидетельствуют полученные ею правительственные награды. На пенсию она вышла в 1952 году в звании капитана милиции.

    Незавершенная повесть

    И все же рассказанная нами история осталась незавершенной. До сего дня не удалось установить, где и когда ушла из жизни эта легендарная женщина. Завершающий этап ее судьбы неизвестен. В архивах Ленинградского ЗАГСа запись о ее смерти отсутствует, что оставляет простор для самых различных предположений. Обнаруженные в одесском архиве краткая биография и фото Маруси Климовой – Мурки из всенародно любимой песни – это практически весь объем материалов, имеющихся в распоряжении исследователей. Что же касается ее личной жизни, то о ней вообще нет никаких достоверных сведений.

  3. (CoolDay) Ответить

    — Что-то уже совсем далеко мы ушли в разговоре от самой песни…
    — Сейчас к ней вернемся, чтобы воспользоваться очередной подсказкой Якова Ядова. На истинную роль Мурки автор песни намекает нам, описывая сцену встречи одного из бандитов с Марусей в одесском ресторане: «…Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган…» Кожанка в ту пору была едва ли не главным опознавательным знаком, «мундиром» чекистов. А вдобавок еще и этот небрежно спрятанный под одеждой револьвер…
    — Зачем же понадобилась такая профанация? Или это был прокол организаторов спецоперации?
    — Во-первых, кожанки тогда носили не только чекисты. А во-вторых, что более важно, девушка именно в таком крутом наряде могла пробудить у окружающих интерес. Ведь задача Мурки в этом первоначально и состояла — привлечь внимание местной «братвы» к себе и к своей группе переодетых чекистов.
    Легенда ей была придумана такая, что наверняка могла внушить страх даже видавшим виды одесским уркам. Московская оперативница всем в Одессе представлялась своим настоящим именем — Маруся Климова. И лишь главарям бандитов говорила — якобы по секрету — о том, что на самом деле она Марго Дмитриевская.
    История жизни этой знаменитой в то время преступницы не изобилует фактами. Известно, что отца Маргариты, одесского инженера, дворянина, убили в 1919-м чекисты. После этого она переехала жить в печально известный бандитский район, который называли Сахалинчик. По поводу дальнейшего в Одессе ходили разные слухи. Согласно одному из них, Дмитриевская связалась с Нестором Махно, ушла с ним и его отрядом в леса, а потом они вместе перебрались за кордон. Согласно данным, которыми располагала ЧК, настоящая Марго вместе с батькой скрывалась в то время где-то в Румынии. В Москве знали, что Махно со своим отрядом планирует вернуться в Одессу. По сообщениям осведомителей, такой его визит планировался на лето 1922 года. Потому руководители ЧК, поверившие в достоверность именно этой информации, торопились. Они хотели под видом подруги Махно внедрить Мурку (агента Климову) в криминальный мир Одессы.
    Существовала и другая версия биографии Дмитриевской. Согласно ей Марго вскоре после смерти отца оказалась жертвой насильника — над ней надругался вор по кличке Харлашка (Харлампий Антонов). Не выдержав тяжкого испытания, девушка попала в психушку, откуда ее позже увезла глухонемая тетка. А потом Маргариту взяла под свою опеку и «воспитание» бандерша Клава по прозвищу Гусыня.
    Как раз такой вариант биографии Дмитриевской и оказался ближе к истине. И это поставило под угрозу все хитроумные разработки оперативников. Чекисты даже не предполагали, что настоящая Марго находится вовсе не в Румынии вместе с Махно, а живет неподалеку от Одессы! Конечно, найти ее там местным бандитам, которые захотели бы проверить историю вдруг объявившейся в городе Мурки, не составило труда, и потому многое в этой спецоперации, видимо, пошло не так, как первоначально планировали в Москве.
    — Суперагент Мурка провалилась?
    — Сама спецоперация, о которой идет речь, такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были вывезены в Москву и там надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Поэтому о приключениях Маруси Климовой точной информации пока нет. А текст Якова Ядова заканчивается словами главаря банды, обращенными к Мурке: «…И за это пулю получай». Местные краеведы со стажем помнят, что в Одессе долгое время гуляли слухи про девушку Мурку, у которой на самом деле был двойник. И ее вроде бы даже убили — совсем как в песне.
    Какой такой кошелек?
    — Если это так, которая же из двух Мурок тогда погибла? Криминальная барышня Марго Дмитриевская или ее двойник, агент ЧК Мария Климова?
    — Одесские историки, специально проводившие поиски возможно существовавшей могилы героини песни, пришли к выводу — на местных кладбищах захоронения Мурки в наши дни нет. Но, со слов старожилов, была в далекие 1920-е одна странная история с погребением девушки — якобы сотрудницы московских спецслужб. В городе тогда говорили, что она очень похожа на Мурку и при жизни играла роль двойника чекистского агента. На самом деле все наоборот: не двойник-копия, а оригинал. Изучив доступные на сегодняшний день материалы, могу с уверенностью сказать: этой похороненной и была Марго Дмитриевская. Рыжие волосы, татуировка на плече в виде кленового листа… Аббревиатура КЛЕН расшифровывалась в уголовном мире следующим образом: «Клянусь Любить Его Навеки». Видимо, каким-то образом прибывшей из Москвы Мурке-Климовой удалось навести подозрения бандитов и их главаря Бриллианта на свой «прототип» — Мурку-Дмитриевскую, и ту в результате убили.
    — Но откуда у вас такая уверенность в идентификации личности?
    — В материалах Главного информационно-архивного центра МВД России мне удалось найти сохранившуюся там учетную карточку личного дела одной сотрудницы МУРа. Вот эта карточка, она публикуется впервые. Здесь написано: Климова Мария Прокофьевна, год рождения 1897-й, место рождения — город Великий Устюг в Вологодской области, а также указаны звание — капитан милиции запаса — и дата исключения из списков — 27 марта 1952 года. Увы, сама папка с документами была уничтожена в конце 1970-х. Как объяснили специалисты, личное дело агента, работавшего по особо секретной «легенде», подлежит уничтожению либо после его смерти, либо по истечении срока давности хранения документов об операции.
    Скупые сведения, содержащиеся в учетной карточке, позволяют все-таки сделать несколько важных выводов. На момент проведения секретной одесской операции агенту Мурке было всего 25 лет. Воинские звания (в том числе и капитана) были введены в советской милиции в середине 1930-х. Значит, Маруся Климова не погибла тогда, в 1922-м, в Одессе от бандитской пули и прожила по крайней мере еще лет 15, а то и все 30 — до 1952-го.
    Нашлись и другие, хотя и не столь безукоризненные доказательства в пользу чекистской Мурки. Один из краеведов, с которым мне довелось познакомиться во время моих поисков в Одессе, позднее сообщил, что в хранилищах краеведческого музея ему удалось найти интересные артефакты — нательный крестик и металлический кошелек, которые, судя по описи, принадлежали одному человеку — неустановленной женщине. На кошельке выгравирована надпись: «Галочке от Мурки. 1941 год».
    Согласно выводам экспертов, кошелек был сделан не позднее 1910–1920-х годов, а надпись на нем выгравирована значительно позже, вероятно, как раз весной 1941-го, когда некая Мурка подарила его некой Галочке. Кошелек с виду вроде бы совсем обычный, однако почему-то его все-таки отправили в свое время на хранение в музей. Может быть, потому, что он имел какую-то мемориальную ценность? Я не утверждаю, что это кошелек той самой Маруси Климовой, но многое сходится: 1920-е годы, женщина, Мурка. И, конечно, хочется верить, что легендарная героиня знаменитой песни дожила как минимум до начала Великой Отечественной!..
    Все тайны Мурки и той спецоперации 1922 года еще предстоит раскрыть. Очень надеюсь, что это удастся. А пока на основе уже найденных свидетельств и фактов решили сделать многосерийный фильм-версию, посвященный этой детективной истории. За осуществление проекта взялся известный режиссер Джаник Файзиев. В фильме приняли участие наши популярные актеры: Михаил Пореченков, Алена Бабенко, Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Максим Дрозд… Мурку играет молодая, но уже известная актриса Мария Луговая.
    Работа над фильмом почти закончена, увидеть историю про Мурку зрители смогут уже в этом году.

  4. pato_ Ответить

    Мария Прокофьевна Климова родилась в 1897 году в городе Великий Устюг на Вологодчине. Получила медицинское образование и до начала карьеры в ВЧК работала по профессии. На конец своей службы имела звание капитана запаса милиции. Вышла на пенсию в марте 1952 года. Дальнейшая судьба неизвестна.
    Что подтолкнуло молодую девушку к таким резким переменам? Возможно, ей было тесно в стенах больницы, хотелось риска, адреналина? А может быть, она, зная, что чекисты всегда обеспечены всем необходимым, просто хотела выжить (или даже прокормить семью – например, пожилых родителей) в эти трудные и голодные годы? Ответ на этот вопрос мы так никогда и не узнаем…
    карточка
    Не сохранилось даже ее фотографий – все приписываемые ей снимки принадлежат другим личностям. Фото, вынесенное в заглавие данной статьи, чаще всего ассоциируют со знаменитой «Муркой», но на самом деле это Мария Григорьевна Никифорова – современница Климовой, анархистка, соратница самого Нестора Махно.

    Внедрение в банду

    Достоверно известно, что в 1920-х годах ВЧК действительно частенько применяли практику внедрения в банду своих агентов. Поначалу, правда, чекисты попытались создать собственную группировку, также прикинувшись бандой – чтобы под видом разборок беспрепятственно ликвидировать разошедшихся преступников. Но через некоторое время поддельная организация была разоблачена, а ее членов попросту перестреляли.
    Тогда-то и было принято решение действовать более хитро. Первым агентом должна была стать женщина – чтобы максимально усыпить бдительность и подозрительность бандитов. Женщине ведь всегда легче войти в доверие.
    Вскоре на эту почетную роль «своей среди чужих» была утверждена Мария Климова, которой на момент событий было двадцать пять лет. Она уже имела некоторый опыт работы в ВЧК и, кроме того, отличалась яркой и привлекательной внешностью. Девушку отправили в Одессу для внедрения в банду опасного уголовника Мишки по кличке Бриллиант.
    Для максимальной достоверности была разработана легенда. Специально для этого из архива изъяли часть старой, еще дореволюционной картотеки. В ней хранились данные о самых матерых представителях одесской мафии. Девушка должна была выйти на Мишку и, показав ему секретные документы, рассказать свою историю: якобы она смогла выкрасть их, а теперь желает выгодно продать.
    Качественно продуманная легенда действительно заставила бандитов отнестись к девушке с полным доверием. Вскоре между «Муркой» и Бриллиантом вспыхнула страсть, благодаря которой Маруся смогла стать одним из самых уважаемых членов группировки. Ей даже отдавали часть награбленного. Кроме того, чекистка, несомненно, обладала весьма жестким и сильным характером – иначе бы она просто не выбрала такую несвойственную для девицы работу. Даже в песне мы встречаем подтверждающие это строки:
    «Речь держала баба, звали ее Мурка,
    Хитрая и смелая была.
    Даже злые урки, и те боялись Мурки,
    Воровскую жизнь она вела».

    Разгром банды

    В отличие от героини песни, реальная Мурка не была разоблачена. Наоборот, операция, проводимая с ее помощью в течение трех месяцев, завершилась успешно: банда Мишки Бриллианта, а вместе с ней и еще несколько группировок поменьше – были ликвидированы. Большинство преступников убили при задержании, остальные получили длительные сроки.
    Есть версия, что для обеспечения безопасности собственного агента, ВЧК организовали в Одессе пышные похороны Маруси, якобы убитой шальной бандитской пулей. На самом деле в гробу находилась совершенно другая девушка – много кто умирал в те трудные дни… Видимо, личность установить не удалось, не нашлось и родственников, желавших забрать тело. Поэтому и решили похоронить ее как двойника Мурки.

  5. Карбофос Ответить

    Самая популярная песня?ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова – реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. А главный вопрос – о судьбе героини песни, Маруси Климовой – до сих пор остался открытым…
    Знаменитую песню в течение всего прошлого века многие предпочитали называть «народной». Имя автора, а он, конечно же, был, со сцены вслух исполнители предпочитали не произносить. Авторство «гимна урок» сулило до некоторых пор неизвестному поэту большими неприятностями, особенно в 1930-х годах. Интересно, что даже самому знаменитому исполнителю «Мурки» – Леониду Утёсову – примерно в это время посоветовали убрать песню из репертуара. Как всегда в таких случаях и бывает, «уход в подполье» только прибавил песне популярности. Но дальше она жила без своего прародителя: многие и сейчас думают, что «Мурка» – народный эпос.
    Это не так. Одесские архивы, в том числе архивы уголовного розыска и криминальной милиции, сохранили не только имя автора, но и тексты песни (их было несколько) в рукописном виде. В одном из текстов содержится и первая загадка «Мурки». Как известно многим исследователям русского шансона и так называемой блатной поэзии начала прошлого века, у «Мурки» есть версии, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других.
    Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Так считают одесские историки и краеведы, которые уже сегодня готовы проводить экскурсии по местам боевой славы героини. Яков Ядов, расскажут вам они в ходе экскурсии, не был поклонником криминального шансона, но точно и иронично описывал в своих стихах самые яркие образы Одессы времен зарождавшегося НЭПа, зашифровывая в своих песнях реально происходившие в городе события того времени. Из-под его пера вышли такие, на первый взгляд, безымянные шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года. Тогда историю «Мурки» знала вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что она – агент МУРа…
    Московский уголовный розыск был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция, чей костяк составляли как вчерашние рабочие, так и амнистированные новой властью бывшие уголовные элементы, не чуралась любой работы – их средства и методы мало отличались от тех, что использовали банды того времени. Можно сказать, что часто встречающийся в голливудском кино образ Грязного Гарри – полицейского без правил, вершащего собственное правосудие,?– это совершенно реальный и в общем обычный московский милиционер начала 1920-х. Чекисты со временем решили «экспортировать» опыт МУРа в самые проблемные регионы советской империи, отправляя группы муровцев для подавления мятежей и очагов бандитизма. Иногда такие опергруппы не брали с собой удостоверений, не надевали форму. С собой у них было только оружие…

    * * *

    Губернская чрезвычайная комиссия существовала до начала 1922 года, когда была переименована в ГПУ. Фраза про ГубЧК, написанная Яковом Ядовым, позволяет нам предположить, что действие разворачивается в Одессе в период с 1918-го (дата создания МУРа) по 1922 год. Но упомянутый факт слежки за бандой имеет свой особый переносный смысл – а что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа, приехавших в Одессу для наведения «мирового порядка»? В 1922 году в стране продолжалась Гражданская война, еще вчера в Одессе был голод – трупы умерших каждое утро убирали с улиц красноармейцы на специальных повозках. Приезжать в приморский город, наводненный и без того огромным количеством местных банд, «крышевавших» рынок наркотиков и контрабанды, драгметаллов и проституции, кому-то из Амура не было никакого смысла. Как мы понимаем, на скоростном поезде РЖД они приехать не могли. Самолеты с Дальнего Востока в Одессу по понятным причинам тоже не летали.
    Зато, как говорят нам архивы МВД России, в которых сохранились данные о секретных операциях начала 20-х годов прошлого века, только в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа – как в форме, так и «в штатском».
    Первым «варягом», прибывшим в Одессу из столицы еще в 1919 году, был начальник особого отдела ВЧК Фёдор Тимофеевич Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал), а с ним прибыло около 80 чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч, близкий друг Феликса Дзержинского, могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК. Интерес руководства Лубянки к событиям в Одессе был неслучаен. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.
    Появились и наркопритоны, которыми заправляли китайцы. Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. Действовала «махновская подпольная ячейка» – возвращение отрядов окрепшего Нестора Махно на юг Украины ожидалось в середине 1922 года, в пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Москва никому в городе не доверяла, и потому одесскую ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени – с 1918 по 1922 год – возглавляли московские чекисты, командированные с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента.
    Информационный банк данных с подробными досье на лидеров криминального мира Одессы был составлен к началу 1922 года. При этом «варягам с Лубянки» было очевидно, что на местные силы одесской милиции полагаться при проведении какой-либо серьезной операции не представляется возможным – в одесском Угро, так же, впрочем, как и местной ЧК, процветала коррупция, вся информация о готовящихся операциях утекала напрямую к лидерам банд. И тогда было принято историческое по тем временам решение. В город приедет собранная московскими чекистами специальная группа – сейчас бы их назвали «чистильщиками» – для проведения одной стремительной операции, целью которой должно стать уничтожение всей верхушки криминального мира города.
    Такой опыт у Москвы уже был. В 1920 в Одессу приезжала так называемая особая ударная группа под руководством одного из самых известных московских милицейских начальников Фёдора Мартынова. Тогда «ударный рейд» на Одессу закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах города. Но сейчас действовать, решили на Лубянке, надо тоньше, так как лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Сценарий специальной операции прорабатывался в Москве около полугода.
    Этот сценарий предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа под руководством чекиста по фамилии Берг – архивы сохранили нам несколько имен. В ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе того времени такой «залетной» банды могло привести к нешуточному противостоянию и маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые не воевали между собой и даже соблюдали «воровскую концессию».
    Этот негласный свод правил среди прочего предполагал и «сдачу» чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской «общак». «Гастролерам» в Одессе пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями бандитского подполья, которые при желании могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. Поэтому группе переодетых московских милиционеров была придумана целая легенда, согласно которой оперативники должны были предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно. Эта легенда на первых порах помогла бы чекистам хотя бы выиграть время. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина. Звали ее Мурка.
    Автор песни Яков Ядов
    Появление в опергруппе МУРа женщины в то время было не только возможным, но даже необходимым явлением. Женщина в банде не могла, правда, играть роль главаря. Скорее она была подругой лидера, как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Также женщина, красивая и обольстительная воровка, могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, гадалкой, да кем угодно – примеров того времени хватило бы на целую книгу. Решение о включении в «банду из МУРа» оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была изначально сыграть роль приманки в этой «операции прикрытия» (так и сейчас называются мероприятия спецслужб, когда оперативники всю операцию проводят в штатском, действуя по легенде – заранее продуманной истории). Важно только отметить, что, как часто бывает и сейчас, главная героиня не знала об отведенной ей роли. Но легенда была ей придумана самая настоящая – да такая, что внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам.
    Кстати, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал нам строкой, описывая сцену опознания Маруси Климовой кем-то из бандитов в одесском ресторане: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром Одессы того времени, не стала бы сидеть в ресторане, облачившись в традиционный для ЧК наряд, да еще и с наганом наперевес.
    А дальше была сама спецоперация – такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были срочно вывезены в Москву, где были надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Как чаще всего и происходит, жизнь оказалась сильнее плана – даже секретного плана ЧК. Многое пошло не так, как планировали в Москве. Иногда московских гостей спасало чудо, иногда – обаяние и характер девушки, ставшей в процессе проведения операции лидером не только своей группы, но чуть ли не всего криминального мира Одессы. Доподлинно известно, что операция в итоге прошла успешно, хотя как можно оценить успех? Какой ценой – ценой потерянных жизней, сломанных судеб, разбитых сердец?
    И наконец.
    Песня Якова Ядова заканчивается словами «…и за это пулю получай». Это слова главаря банды, обращенные к Мурке. Одесские историки и сотрудники мэрии Одессы, проводившие специальные поиски возможного места захоронения героини песни, пришли к единому выводу – на местных кладбищах Мурка не захоронена. Была, правда, одна странная история с похоронами девушки – московского агента спецслужб, но в городе тогда якобы говорили, что в могилу опустили тело девушки, игравшей роль «двойника» агента…
    В материалах Главного информационно-архивного Центра МВД России удалось найти учетную карточку, сохранившуюся после уничтожения в конце 70-х годов прошлого века личного дела одной сотрудницы МУРа. Само дело в случае особой секретности легенды агента подлежит уничтожению либо после его/ее смерти, либо по истечении срока давности операции. Вот эта карточка, она публикуется впервые. На ней написано – Мария Прокофьевна Климова, 1897 года рождения. На момент проведения секретной одесской операции Мурке было всего 25 лет. Но вот что интересно. В учетной карточке указано звание – капитан милиции запаса. Звание капитана, как и все прочие звания, сохранившиеся до сих пор, были введены в милиции в середине 1930-х годов. Значит, Мурка дожила до этих времен?
    И не погибла в Одессе?
    Эту тайну нам еще предстоит раскрыть.
    Тем более что именно сейчас на «Мосфильме» идут съемки 12-серийного художественного фильма «Мурка», в котором играют такие звезды, как Михаил Пореченков и Алёна Бабенко, Сергей Гармаш и Светлана Ходченкова. Правда, генеральный продюсер картины Джаник Файзиев ни за что не расскажет нам ни о том, какая именно спецоперация была проведена в Одессе в начале 1922 года, ни что стало с Муркой на самом деле. Все это по-прежнему под грифом «Cовершенно секретно»…
    Андрей Калитин

  6. Mast Ответить

    Московский уголовный розыск (МУР) образовали в 1918 году. За пару лет он успел показать свою эффективность. После Октябрьской революции в городах процветал бандитизм. Для «зачистки» криминальной верхушки в Одессу была направлена опергруппа из Москвы. Легенда прорабатывалась около полугода, и основным действующим лицом в ней стала Мария Климова, которой нужно было внедриться в банду и влюбить в себя ее главаря по кличке Бриллиант.
    Если обратиться к строкам «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган», то становится ясно, что автор песни знал истинное лицо героини. В то время обычные, и тем более, воровские девушки не носили облачение, типичное для представителей ЧК, и наган в придачу.

    Последняя фраза «… и за это пулю получай» косвенно подразумевает кончину Мурки. Многочисленные поиски ее могилы не увенчались успехом. К тому же в архивах имеется учетная карточка на имя Климовой Марии Прокофьевны (1897 г. р.) в звании капитана. Получается, что на момент проведения операции ей было всего 25 лет, а звания появились только в середине 1930-х годов. Из этого следует, что Мурка могла выжить после дела в Одессе.
    Культовый фильм «Место встречи изменить нельзя» также освещает борьбу с криминальным миром. Но во время съемок фильма происходило невероятное количество курьезов.

  7. Бунтарка Ответить

    Андрей КАЛИТИН
    ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА
    Самая популярная песня?ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова – реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. А главный вопрос – о судьбе героини песни, Маруси Климовой – до сих пор остался открытым…
    Знаменитую песню в течение всего прошлого века многие предпочитали называть «народной». Имя автора, а он, конечно же, был, со сцены вслух исполнители предпочитали не произносить. Авторство «гимна урок» сулило до некоторых пор неизвестному поэту большими неприятностями, особенно в 1930-х годах. Интересно, что даже самому знаменитому исполнителю «Мурки» – Леониду Утёсову – примерно в это время посоветовали убрать песню из репертуара. Как всегда в таких случаях и бывает, «уход в подполье» только прибавил песне популярности. Но дальше она жила без своего прародителя: многие и сейчас думают, что «Мурка» – народный эпос.
    «ПРИБЫЛА В ОДЕССУ БАНДА ИЗ АМУРА»
    Это не так. Одесские архивы, в том числе архивы уголовного розыска и криминальной милиции, сохранили не только имя автора, но и тексты песни (их было несколько) в рукописном виде. В одном из текстов содержится и первая загадка «Мурки». Как известно многим исследователям русского шансона и так называемой блатной поэзии начала прошлого века, у «Мурки» есть версии, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других.
    Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Так считают одесские историки и краеведы, которые уже сегодня готовы проводить экскурсии по местам боевой славы героини. Яков Ядов, расскажут вам они в ходе экскурсии, не был поклонником криминального шансона, но точно и иронично описывал в своих стихах самые яркие образы Одессы времен зарождавшегося НЭПа, зашифровывая в своих песнях реально происходившие в городе события того времени. Из-под его пера вышли такие, на первый взгляд, безымянные шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года. Тогда историю «Мурки» знала вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что она – агент МУРа…
    Московский уголовный розыск был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция, чей костяк составляли как вчерашние рабочие, так и амнистированные новой властью бывшие уголовные элементы, не чуралась любой работы – их средства и методы мало отличались от тех, что использовали банды того времени. Можно сказать, что часто встречающийся в голливудском кино образ Грязного Гарри – полицейского без правил, вершащего собственное правосудие,?– это совершенно реальный и в общем обычный московский милиционер начала 1920-х. Чекисты со временем решили «экспортировать» опыт МУРа в самые проблемные регионы советской империи, отправляя группы муровцев для подавления мятежей и очагов бандитизма. Иногда такие опергруппы не брали с собой удостоверений, не надевали форму. С собой у них было только оружие…
    «И ЗА НЕЙ СЛЕДИЛА ГУБЧЕКА»
    Губернская чрезвычайная комиссия существовала до начала 1922 года, когда была переименована в ГПУ. Фраза про ГубЧК, написанная Яковом Ядовым, позволяет нам предположить, что действие разворачивается в Одессе в период с 1918-го (дата создания МУРа) по 1922 год. Но упомянутый факт слежки за бандой имеет свой особый переносный смысл – а что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа, приехавших в Одессу для наведения «мирового порядка»? В 1922 году в стране продолжалась Гражданская война, еще вчера в Одессе был голод – трупы умерших каждое утро убирали с улиц красноармейцы на специальных повозках. Приезжать в приморский город, наводненный и без того огромным количеством местных банд, «крышевавших» рынок наркотиков и контрабанды, драгметаллов и проституции, кому-то из Амура не было никакого смысла. Как мы понимаем, на скоростном поезде РЖД они приехать не могли. Самолеты с Дальнего Востока в Одессу по понятным причинам тоже не летали.
    Зато, как говорят нам архивы МВД России, в которых сохранились данные о секретных операциях начала 20-х годов прошлого века, только в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа – как в форме, так и «в штатском».
    Первым «варягом», прибывшим в Одессу из столицы еще в 1919 году, был начальник особого отдела ВЧК Фёдор Тимофеевич Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал), а с ним прибыло около 80 чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч, близкий друг Феликса Дзержинского, могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК. Интерес руководства Лубянки к событиям в Одессе был неслучаен. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.
    Появились и наркопритоны, которыми заправляли китайцы. Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. Действовала «махновская подпольная ячейка» – возвращение отрядов окрепшего Нестора Махно на юг Украины ожидалось в середине 1922 года, в пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Москва никому в городе не доверяла, и потому одесскую ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени – с 1918 по 1922 год – возглавляли московские чекисты, командированные с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента.
    Информационный банк данных с подробными досье на лидеров криминального мира Одессы был составлен к началу 1922 года. При этом «варягам с Лубянки» было очевидно, что на местные силы одесской милиции полагаться при проведении какой-либо серьезной операции не представляется возможным – в одесском Угро, так же, впрочем, как и местной ЧК, процветала коррупция, вся информация о готовящихся операциях утекала напрямую к лидерам банд. И тогда было принято историческое по тем временам решение. В город приедет собранная московскими чекистами специальная группа – сейчас бы их назвали «чистильщиками» – для проведения одной стремительной операции, целью которой должно стать уничтожение всей верхушки криминального мира города.
    Такой опыт у Москвы уже был. В 1920 в Одессу приезжала так называемая особая ударная группа под руководством одного из самых известных московских милицейских начальников Фёдора Мартынова. Тогда «ударный рейд» на Одессу закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах города. Но сейчас действовать, решили на Лубянке, надо тоньше, так как лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Сценарий специальной операции прорабатывался в Москве около полугода.
    Этот сценарий предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа под руководством чекиста по фамилии Берг – архивы сохранили нам несколько имен. В ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе того времени такой «залетной» банды могло привести к нешуточному противостоянию и маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые не воевали между собой и даже соблюдали «воровскую концессию».
    Этот негласный свод правил среди прочего предполагал и «сдачу» чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской «общак». «Гастролерам» в Одессе пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями бандитского подполья, которые при желании могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. Поэтому группе переодетых московских милиционеров была придумана целая легенда, согласно которой оперативники должны были предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно. Эта легенда на первых порах помогла бы чекистам хотя бы выиграть время. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина. Звали ее Мурка.
    На фото: АВТОР ТЕКСТА ПЕСНИ ЯКОВ ЯДОВ
    «РЕЧЬ ДЕРЖАЛА БАБА, ЗВАЛИ ЕЕ МУРКА, ХИТРАЯ И СМЕЛАЯ БЫЛА»
    Появление в опергруппе МУРа женщины в то время было не только возможным, но даже необходимым явлением. Женщина в банде не могла, правда, играть роль главаря. Скорее она была подругой лидера, как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Также женщина, красивая и обольстительная воровка, могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, гадалкой, да кем угодно – примеров того времени хватило бы на целую книгу. Решение о включении в «банду из МУРа» оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была изначально сыграть роль приманки в этой «операции прикрытия» (так и сейчас называются мероприятия спецслужб, когда оперативники всю операцию проводят в штатском, действуя по легенде – заранее продуманной истории). Важно только отметить, что, как часто бывает и сейчас, главная героиня не знала об отведенной ей роли. Но легенда была ей придумана самая настоящая – да такая, что внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам.
    Кстати, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал нам строкой, описывая сцену опознания Маруси Климовой кем-то из бандитов в одесском ресторане: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром Одессы того времени, не стала бы сидеть в ресторане, облачившись в традиционный для ЧК наряд, да еще и с наганом наперевес.
    А дальше была сама спецоперация – такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были срочно вывезены в Москву, где были надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Как чаще всего и происходит, жизнь оказалась сильнее плана – даже секретного плана ЧК. Многое пошло не так, как планировали в Москве. Иногда московских гостей спасало чудо, иногда – обаяние и характер девушки, ставшей в процессе проведения операции лидером не только своей группы, но чуть ли не всего криминального мира Одессы. Доподлинно известно, что операция в итоге прошла успешно, хотя как можно оценить успех? Какой ценой – ценой потерянных жизней, сломанных судеб, разбитых сердец?
    И наконец.
    Песня Якова Ядова заканчивается словами «…и за это пулю получай». Это слова главаря банды, обращенные к Мурке. Одесские историки и сотрудники мэрии Одессы, проводившие специальные поиски возможного места захоронения героини песни, пришли к единому выводу – на местных кладбищах Мурка не захоронена. Была, правда, одна странная история с похоронами девушки – московского агента спецслужб, но в городе тогда якобы говорили, что в могилу опустили тело девушки, игравшей роль «двойника» агента…
    В материалах Главного информационно-архивного Центра МВД России мне удалось найти учетную карточку, сохранившуюся после уничтожения в конце 70-х годов прошлого века личного дела одной сотрудницы МУРа. Само дело в случае особой секретности легенды агента подлежит уничтожению либо после его/ее смерти, либо по истечении срока давности операции. Вот эта карточка, она публикуется впервые. На ней написано – Мария Прокофьевна Климова, 1897 года рождения. На момент проведения секретной одесской операции Мурке было всего 25 лет. Но вот что интересно. В учетной карточке указано звание – капитан милиции запаса. Звание капитана, как и все прочие звания, сохранившиеся до сих пор, были введены в милиции в середине 1930-х годов. Значит, Мурка дожила до этих времен?
    И не погибла в Одессе?
    Эту тайну нам еще предстоит раскрыть.
    Тем более что именно сейчас на «Мосфильме» идут съемки 12-серийного художественного фильма «Мурка», в котором играют такие звезды, как Михаил Пореченков и Алёна Бабенко, Сергей Гармаш и Светлана Ходченкова. Правда, генеральный продюсер картины Джаник Файзиев ни за что не расскажет нам ни о том, какая именно спецоперация была проведена в Одессе в начале 1922 года, ни что стало с Муркой на самом деле. Все это по-прежнему под грифом «Cовершенно секретно»…

  8. Salanim Ответить

    Участница засекреченной операции по ликвидации криминального сообщества Одессы Мария Климова могла дожить как минимум до начала 1950-х годов.

    «Речь держала баба — звали её Мурка.
    Хитрая и смелая была!
    Даже злые урки —
    И те боялись Мурки:
    Воровскую жизнь она вела»
    Песню «Мурка» в нашей стране знают практически все — даже те, кто от блатной романтики очень далек. Новый виток популярности ей в свое время дал фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором сыщик Шарапов втирался в доверие к бандитам, исполняя данную мелодию на пианино.
    Существует много вариантов «Мурки», во многих из них имя главной героини другое. Однако более всего народу полюбился тот, где речь идет о Марусе Климовой.
    Его авторство приписывается фельетонисту, сценаристу и драматургу из Одессы Якову Ядову, автору песни «Бублики».
    Впрочем, сам Ядов никогда своего авторства не подтверждал.
    Почему же именно Маруся Климова оказалась так близка народу? Дело в том, что с начала 1920-х годов в Одессе ходят легенды о девушке-чекистке, внедренной в местный криминальный мир в ходе секретной операции и погибшей от пули бандитов. Но существовал ли у девушки из песни реальный прототип?
    Война с одесским криминалом
    Основанный при Екатерине Великой город Одесса был «южными воротами» России в Европу. Через его порт следовал огромный поток коммерческих грузов, что, разумеется, вызвало огромный интерес криминалитета. Стоило центральной власти ослабнуть, как бандиты в Одессе превращались даже не в параллельную, а в основную власть.
    В советский период подавлять разгул криминала в Одессе пришлось дважды — после Гражданской и Великой Отечественной войн. Некоторое, пусть и поверхностное представление о том, как это было в начале 1920-х, дает популярный в советские годы фильм «Зеленый фургон». К слову, повесть эту написал Александр Козачинский, который был не просто свидетелем, а непосредственным участником тех событий, успев побывать и сотрудником угрозыска, и главарем банды налетчиков.
    Одессе начала 1920-х катастрофически не хватало высококвалифицированных кадров в уголовном розыске. Поэтому наиболее крупные операции планировались в Москве.
    «Гастролеры» от Нестора Махно
    В 1921 году силами ВЧК и Московского уголовного розыска (МУРа) была разработана операция, целью которой должна была стать ликвидация лидера криминального мира Одессы, известного под кличкой «Бриллиант».
    У сыщиков об этом бандите было крайне мало информации, отсутствовал даже его портрет.
    В преступный мир Одессы предполагалось внедрить целую группы оперативников под видом «банды гастролеров». Таких визитеров местные уголовники могли встретить в штыки, поэтому легенда гласила, что вновь прибывшие не просто бандиты, а «идейные» — своего рода «разведгруппа», действующая от имени Нестора Махно. Этот прославленный анархист на Украине вообще и в Одессе в частности имел очень большой авторитет.
    В число членов «лжебанды» была включена и женщина — сотрудница МУРа Мария Климова. Женщины в бандах для того времени были нередким явлением. Будучи любовницами главарей, а иногда их родственницами, они имели большое влияние в криминальной среде. «Баба в банде — вору на фарт», — гласила поговорка, ходившая в воровской среде.
    Расчет был на то, что к осторожному и подозрительному «Бриллианту» легче будет приблизиться женщине.
    Кто «раскрыл» агента МУРа?
    Есть добрый десяток версий, как именно развивались события дальше. Сходятся они в одном — «Мурке» действительно удалось войти в доверие к «Бриллианту», и заслужить авторитет в местной криминальной среде. По некоторым сведениям, «Мурка» могла выдавать себя за известную в криминальной среде Марго Дмитриевскую.
    И здесь произошел провал — настоящая Марго Дмитриевская, входившая в окружение Махно, жила неподалеку от Одессы. Этим и объясняется описанная в песне гибель «Мурки».
    Но это только одна из версий событий. Согласно другой, жертвой бандитов стала как раз Марго Дмитриевская, а вот внедренной сотруднице МУРа удалось скрыться от бандитов.
    Еще один вариант развития событий — «Бриллиант», находясь в дурном расположении духа, заметил «Мурку» в ресторане в тот момент, когда она беседовала с еще одним криминальным авторитетом Одессы по кличке «Червень».
    «Бриллиант» заподозрил «Мурку» в предательстве, вызвал ее на разговор и убил. Оперативники, которые должны были прикрывать свою коллегу, вовремя отреагировать не успели.
    Одесская легенда гласила, что погибшую Марусю похоронили на одном из городских кладбищ. Местные историки много раз пытались найти ее могилу, но так и не смогли.
    Учетная карточка капитана Климовой
    В открытых архивах до сих пор нет информации о спецоперациях, которые сотрудники МУРа проводили в начале 1920-х в Одессе. Достоверно известно лишь то, что с задачей разгрома криминальных структур сотрудники правоохранительных органов справились, взяв ситуацию под контроль.

    Так может, вся история про внедренного агента Мария Климову — вымысел?
    Некоторое время назад в материалах Главного информационно-архивного центра МВД России нашли учетную личного дела капитана запаса милиции Марии Климовой.
    Согласно данным карточки, Климова Мария Прокофьевна, родилась в 1897 году в городе Великий Устюг. Возраст сотрудника милиции Климовой идеально подходит под приблизительный возраст «Мурки». Звание капитана означает, что Мария Климова служила в милиции как минимум до второй половины 1930-х годов. Оно было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 26 апреля 1936 года и объявленным приказом НКВД № 157 от 5 мая 1936 года для личного состава органов рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
    В карточке значится, что Мария Климова была исключена из списков 27 марта 1952 года. Ее личное дело, по некоторым сведениям, было уничтожено в 1970-х годах в установленном порядке. Это могло произойти либо в связи со смертью бывшей сотрудницы угрозыска, либо в связи с истечением срока хранения документов.

  9. Dourr Ответить

    Слова песни «Мурка» известны многим, однако в тексте скрыто немало загадок. Кто она такая, Маруся Климова? Бандитская атаманша? Предательница, которая «зашухарила малину»? Исследователь и журналист Андрей Калитин провел расследование. Оказывается, героиня «Мурки» была секретным агентом уголовного розыска.
    — Для начала давайте разберемся с «биографией» самой песни.
    — «Мурку» часто называют едва ли не самой популярной песней ХХ века в нашей стране. До сих пор многие считают, что это плод народного творчества. На самом деле у стихов и музыки были авторы, однако по вполне понятным причинам при исполнении столь «криминальной» песни со сцены их фамилии предпочитали не называть. Впрочем, эту тайну несложно оказалось разгадать. Когда я обратился за помощью к краеведам, а также в архивы Одессы, то получил исчерпывающую информацию.
    Автор «Мурки» — одесский поэт Яков Ядов. Из-под его пера вышли несколько «народных» — по устоявшемуся среди публики мнению — супершлягеров, в том числе «Бублички» и «Гоп со смыком». Ядов не был поклонником криминального шансона, но ярко и иронично описывал в стихах самые «классические» образы Одессы времен зарождавшегося в 1920-е нэпа. Особо следует отметить, что при этом он зашифровывал в своих произведениях реально происходившие в городе события того времени. Как считают одесские историки и краеведы, «Мурка» была написана Ядовым приблизительно в 1921–1923 годах. Другой «родитель» песни — знаменитый музыкант Оскар Строк, который в начале 1923-го положил эти стихи на музыку. Причем в первоначальном варианте у него получилось танго! Под такую «Мурку» одесситы часто танцевали во времена нэпа, и тогда история песенной Мурки знакома была всей Одессе. Но мало кто знал, что в реальности она агент МУРа…
    Код «Мурки»
    — Уж больно все шиворот навыворот получается. Пользуясь одесскими фразеологизмами: где Мурка и где МУР!
    — В том-то и фокус, что «Мурка», которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле песня о секретной операции чекистов. А сама Мурка — Маруся Климова — является отнюдь не вымышленным персонажем. Эта женщина долгие годы проработала в секретном подразделении ЧК, ГПУ, а потом НКВД.

    Чтобы расшифровать «код «Мурки», пришлось не только поработать в архивах, но и внимательнейшим образом проанализировать слова самой песни. В настоящее время известно около 25 вариантов.
    Многие из них отличаются первой строчкой первого куплета. «Прибыла в Одессу банда из Ростова…», «Прибыла в Одессу банда с Петрограда…», «…банда из Амура…» Логики ни в одной из этих географических привязок нет. Посудите сами: какой смысл приезжать в приморский город, наводненный огромным количеством местных банд, чужакам из Питера, Ростова, и уж тем более с далекого Амура? Только ради того, чтобы испытать на собственных шкурах всю силу одесского криминала? Зато в одном из вариантов первого куплета песни написано: «…банда из-за МУРа…» Вот это и дает подсказку к расшифровке всей истории.
    Московский уголовный розыск — МУР был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция не чуралась любой работы — действия ее сотрудников (а среди них были и вчерашние рабочие, и даже амнистированные новой властью «классово близкие пролетариату» бывшие уголовные элементы) мало отличались от тех методов, которые использовали банды того времени. Такой опыт МУРа оказался очень востребован в лихие 1920-е годы и в других, особо неблагополучных регионах страны. Руководители ЧК отправляли группы муровцев для подавления крупных очагов бандитизма. Причем иногда сыскари, включенные в такие опергруппы, работали под прикрытием — не брали с собой служебных удостоверений, не надевали форму, а маскировались под «братву». Такой «зашифрованной» группой московских оперативников и стала прибывшая в Одессу «банда из-за МУРа».
    — Когда происходили эти события?
    — Ищем в тексте новые подсказки. Очередная из них обнаруживается в конце первого куплета: «…и за ней следила Губчека». Чрезвычайная Комиссия существовала до начала 1922-го, когда была переименована в ГПУ. Таким образом, строчка, написанная Ядовым, позволяет предположить, что описываемые в песне события могли разворачиваться в Одессе в период с 1918 по 1922 год.
    И еще одна зацепка к разгадке «муркиных секретов». Упомянутый в песне факт слежки может иметь особый смысл. А что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа и приехавших в Одессу для наведения пролетарского правопорядка?
    В архивах МВД России сохранились сведения о секретных операциях начала 1920-х. Из этих документов можно узнать, что в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа — как в форме, так и в штатском.
    Интерес руководства Лубянки к этому городу был не случаен. Одесса — крупнейший морской порт, через который идут грузы из Европы. Здесь в ту пору процветала контрабанда, «трудились» фальшивомонетчики всех мастей, появились наркопритоны, которыми заправляли китайцы. В районе орудовало до 30 хорошо вооруженных банд. Вдобавок в Одессе действовала махновская подпольная ячейка. Возвращение отрядов окрепшего после краткого отдыха за кордоном Нестора Махно на юг Украины реально можно было ожидать в середине 1922-го.
    Москва никому в городе не доверяла, и потому работой одесской ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени руководили столичные чекисты, командированные сюда с особой миссией: собрать всю необходимую информацию для осуществления крупномасштабной зачистки Одессы от криминального элемента. При этом «варягам» с Лубянки было понятно, что при проведении какой-либо серьезной операции полагаться на силы местной милиции не представляется возможным: в одесском угро процветала коррупция, вся информация о готовящихся оперативных мероприятиях утекала напрямую к главарям банд. И тогда было принято решение: в город приедет подготовленная московскими чекистами спецгруппа для проведения особо важного задания, цель которого — уничтожение верхушки одесского криминала.
    Подробное досье на главарей преступного мира Одессы было составлено к началу 1922 года. Однако лидера местного бандитского подполья — вора по кличке Бриллиант даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Поэтому действовать в лоб оказалось невозможно. Требовался более изощренный, многоходовой план.
    Сценарий этой операции прорабатывался в Москве около полугода. В итоговом варианте он предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа во главе с чекистом Бергом. Руководители ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе такой залетной банды может привести к настоящей «гражданской войне». В городе действовало несколько крупных группировок, образовавших своеобразную воровскую концессию. «Гастролерам» пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями одесского бандподполья, которые вполне могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. (Негласный свод правил местных мафиози предполагал в том числе и сдачу чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской общак.) Поэтому для бригады переодетых московских милиционеров придумали легенду, согласно которой оперативники должны были предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно. Такая легенда на первых порах помогла бы чекистам выиграть время. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина, которую звали Мурка.
    «Баба в банде — вору на фарт»
    — Существование подобного персонажа в бутафорской «банде из-за МУРа» выглядело вполне логичным: женщина в криминальных группировках того времени не являлась чем-то уникальным. Такая представительница слабого пола — как правило, красивая и обольстительная — могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, карманницей… Чаще всего при этом она являлась подругой лидера. В ходу даже была поговорка: «Баба в банде — вору на фарт».

    Яков Ядов и Оскар Строк.
    Решение о включении в лже-банду оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была сыграть роль приманки.

    — Что-то уже совсем далеко мы ушли в разговоре от самой песни…
    — Сейчас к ней вернемся, чтобы воспользоваться очередной подсказкой Якова Ядова. На истинную роль Мурки автор песни намекает нам, описывая сцену встречи одного из бандитов с Марусей в одесском ресторане: «…Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган…» Кожанка в ту пору была едва ли не главным опознавательным знаком, «мундиром» чекистов. А вдобавок еще и этот небрежно спрятанный под одеждой револьвер…
    — Зачем же понадобилась такая профанация? Или это был прокол организаторов спецоперации?
    — Во-первых, кожанки тогда носили не только чекисты. А во-вторых, что более важно, девушка именно в таком крутом наряде могла пробудить у окружающих интерес. Ведь задача Мурки в этом первоначально и состояла — привлечь внимание местной «братвы» к себе и к своей группе переодетых чекистов.
    Легенда ей была придумана такая, что наверняка могла внушить страх даже видавшим виды одесским уркам. Московская оперативница всем в Одессе представлялась своим настоящим именем — Маруся Климова. И лишь главарям бандитов говорила — якобы по секрету — о том, что на самом деле она Марго Дмитриевская.
    История жизни этой знаменитой в то время преступницы не изобилует фактами. Известно, что отца Маргариты, одесского инженера, дворянина, убили в 1919-м чекисты. После этого она переехала жить в печально известный бандитский район, который называли Сахалинчик. По поводу дальнейшего в Одессе ходили разные слухи. Согласно одному из них, Дмитриевская связалась с Нестором Махно, ушла с ним и его отрядом в леса, а потом они вместе перебрались за кордон. Согласно данным, которыми располагала ЧК, настоящая Марго вместе с батькой скрывалась в то время где-то в Румынии. В Москве знали, что Махно со своим отрядом планирует вернуться в Одессу. По сообщениям осведомителей, такой его визит планировался на лето 1922 года. Потому руководители ЧК, поверившие в достоверность именно этой информации, торопились. Они хотели под видом подруги Махно внедрить Мурку (агента Климову) в криминальный мир Одессы.
    Существовала и другая версия биографии Дмитриевской. Согласно ей Марго вскоре после смерти отца оказалась жертвой насильника — над ней надругался вор по кличке Харлашка (Харлампий Антонов). Не выдержав тяжкого испытания, девушка попала в психушку, откуда ее позже увезла глухонемая тетка. А потом Маргариту взяла под свою опеку и «воспитание» бандерша Клава по прозвищу Гусыня.
    Как раз такой вариант биографии Дмитриевской и оказался ближе к истине. И это поставило под угрозу все хитроумные разработки оперативников. Чекисты даже не предполагали, что настоящая Марго находится вовсе не в Румынии вместе с Махно, а живет неподалеку от Одессы! Конечно, найти ее там местным бандитам, которые захотели бы проверить историю вдруг объявившейся в городе Мурки, не составило труда, и потому многое в этой спецоперации, видимо, пошло не так, как первоначально планировали в Москве.
    — Суперагент Мурка провалилась?
    — Сама спецоперация, о которой идет речь, такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были вывезены в Москву и там надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Поэтому о приключениях Маруси Климовой точной информации пока нет. А текст Якова Ядова заканчивается словами главаря банды, обращенными к Мурке: «…И за это пулю получай». Местные краеведы со стажем помнят, что в Одессе долгое время гуляли слухи про девушку Мурку, у которой на самом деле был двойник. И ее вроде бы даже убили — совсем как в песне.
    Какой такой кошелек?
    — Если это так, которая же из двух Мурок тогда погибла? Криминальная барышня Марго Дмитриевская или ее двойник, агент ЧК Мария Климова?
    — Одесские историки, специально проводившие поиски возможно существовавшей могилы героини песни, пришли к выводу — на местных кладбищах захоронения Мурки в наши дни нет. Но, со слов старожилов, была в далекие 1920-е одна странная история с погребением девушки — якобы сотрудницы московских спецслужб. В городе тогда говорили, что она очень похожа на Мурку и при жизни играла роль двойника чекистского агента. На самом деле все наоборот: не двойник-копия, а оригинал. Изучив доступные на сегодняшний день материалы, могу с уверенностью сказать: этой похороненной и была Марго Дмитриевская. Рыжие волосы, татуировка на плече в виде кленового листа… Аббревиатура КЛЕН расшифровывалась в уголовном мире следующим образом: «Клянусь Любить Его Навеки». Видимо, каким-то образом прибывшей из Москвы Мурке-Климовой удалось навести подозрения бандитов и их главаря Бриллианта на свой «прототип» — Мурку-Дмитриевскую, и ту в результате убили.
    — Но откуда у вас такая уверенность в идентификации личности?
    — В материалах Главного информационно-архивного центра МВД России мне удалось найти сохранившуюся там учетную карточку личного дела одной сотрудницы МУРа. Вот эта карточка, она публикуется впервые. Здесь написано: Климова Мария Прокофьевна, год рождения 1897-й, место рождения — город Великий Устюг в Вологодской области, а также указаны звание — капитан милиции запаса — и дата исключения из списков — 27 марта 1952 года. Увы, сама папка с документами была уничтожена в конце 1970-х. Как объяснили специалисты, личное дело агента, работавшего по особо секретной «легенде», подлежит уничтожению либо после его смерти, либо по истечении срока давности хранения документов об операции.
    Скупые сведения, содержащиеся в учетной карточке, позволяют все-таки сделать несколько важных выводов. На момент проведения секретной одесской операции агенту Мурке было всего 25 лет. Воинские звания (в том числе и капитана) были введены в советской милиции в середине 1930-х. Значит, Маруся Климова не погибла тогда, в 1922-м, в Одессе от бандитской пули и прожила по крайней мере еще лет 15, а то и все 30 — до 1952-го.
    Нашлись и другие, хотя и не столь безукоризненные доказательства в пользу чекистской Мурки. Один из краеведов, с которым мне довелось познакомиться во время моих поисков в Одессе, позднее сообщил, что в хранилищах краеведческого музея ему удалось найти интересные артефакты — нательный крестик и металлический кошелек, которые, судя по описи, принадлежали одному человеку — неустановленной женщине. На кошельке выгравирована надпись: «Галочке от Мурки. 1941 год».
    Согласно выводам экспертов, кошелек был сделан не позднее 1910–1920-х годов, а надпись на нем выгравирована значительно позже, вероятно, как раз весной 1941-го, когда некая Мурка подарила его некой Галочке. Кошелек с виду вроде бы совсем обычный, однако почему-то его все-таки отправили в свое время на хранение в музей. Может быть, потому, что он имел какую-то мемориальную ценность? Я не утверждаю, что это кошелек той самой Маруси Климовой, но многое сходится: 1920-е годы, женщина, Мурка. И, конечно, хочется верить, что легендарная героиня знаменитой песни дожила как минимум до начала Великой Отечественной!..
    Все тайны Мурки и той спецоперации 1922 года еще предстоит раскрыть. Очень надеюсь, что это удастся. А пока на основе уже найденных свидетельств и фактов решили сделать многосерийный фильм-версию, посвященный этой детективной истории. За осуществление проекта взялся известный режиссер Джаник Файзиев. В фильме приняли участие наши популярные актеры: Михаил Пореченков, Алена Бабенко, Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Максим Дрозд… Мурку играет молодая, но уже известная актриса Мария Луговая.
    Хочешь рассказать друзьям?
    Просто нажми на кнопки соцсетей внизу!
    Источник

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *