Маруся климова мурка биография что с ней случилось?

17 ответов на вопрос “Маруся климова мурка биография что с ней случилось?”

  1. Maxerio92 Ответить

    ТО ЛИ ДЕВУШКА, ТО ЛИ ВИДЕНЬЕ
    Давно идут попытки расшифровать, кто же на самом деле скрывался под ласковой кличкой Мурка? Поскольку она работала на Губчека, энтузиасты вели поиск среди реальных одесских чекисток в кожанках. Одна из них – печально знаменитая Дора. «О ее тиранствах ходили легенды, – писал историк Сергей Мельгунов в книге «Красный террор в России. 1918-1923″. – В течение двух с половиной месяцев ее службы в чрезвычайке ею одною было расстреляно 700 с лишком человек, то есть почти треть расстрелянных в ЧК всеми остальными палачами”. Жуткие подробности ее зверств опускаю.
    Но Дора и другие садистки Одесской Губчека, согласитесь, скорее прототипы песенной Лели, застрелившей парня в кепке и золотым зубом, а не жертвы бандитской пули. След оказался ложным.
    Мурка – уменьшительно-ласкательное от имени Мария. Горький звал Мурой свою любовницу, баронессу Марию Будберг. А Корней Чуковский младшую дочь Машу – Мурочкой. – Тем более, в песне есть откровенная подсказка: «Мурка, Маруся Климова, прости любимого!» Любознательные граждане стали шерстить лихих украинских Марусь времен Гражданской войны, которые могли объявиться в Одессе и стать героиней криминального гимна.
    Список получился внушительный. Сподвижница батьки Махно анархистка Мария Никифорова. Маруся Соколовская, мстившая красным за смерть мужа-атамана. Сестра другого бандитского атамана Мария Хрестовая. Командир конного отряда с Полтавщины по кличке Черная Маруся. Участница антоновского восстания на Тамбовщине Мария Косова, ее отряд периодически наведывался в Харьковскую губернию… Все не то.
    Одно время Марусей Климовой считали сотрудницу угрозыска Марию Евдокимову. Благо, фамилии рифмуются. В 1926 году Евдокимову внедрили в бандитскую «малину» – трактир «Бристоль». За несколько месяцев она собрала сведения о десятках крупных преступников. Всех их разом взяли на «малине». В Ленинграде. А песенная Мурка зашухарила одесскую «малину». Значительно раньше. Ведь одесскую Губчека, следившую за бандой, в 1922-м переименовали в ГПУ. Да и сама песня появилась в начале 20-х.
    А тут еще скептики заявили, что «мурками» в 20-40-е годы звали всех сотрудниц МУРа (Московского уголовного розыска). На блатном же языке «мурка», «маруха», «маруся» и вовсе – кликуха бандитских подруг. Не важно, как их имя по паспорту.
    Поиски зашли в тупик.
    ПОДРУГА МАХНО?
    И вдруг несколько лет назад в прессе грянула сенсация. Дескать, Маруся Климова долгие годы проработала в секретном подразделении ЧК, ГПУ, НКВД. А в популярной блатной песне зашифрована спецоперация Лубянки такого уровня сложности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были вывезены в Москву и там надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». И до сих пор архивы не раскрывают. Мол, ЧК, обеспокоенная ростом преступности в крупном морском порту, решила в 1922 году зачистить верхушку одесского криминала. Под видом «банды гастролеров» отправила туда группу наиболее опытных сотрудников МУРа. Поскольку главаря одесских бандитов Бриллианта никто из чекистских агентов не знал в лицо, в группу включили сотрудника ЧК Марусю Климову. Как приманку для любвеобильного Бриллианта. Тот клюнул. Маруся представилась ему подругой батьки Махно Марго Дмитриевской. Настоящая Марго, по данным чекистов, скрывалась в ту пору с батькой в Румынии. Однако случится провал. Бандиты отыскали настоящую Дмитриевскую под Одессой. Тогда Бриллиант застрелил … нет, не Мурку, а ее двойника. Либо настоящую Марго. А Климова спаслась.
    Жесть! Даже душещипательный криминальный гимн не опустился до такой «клюквы». Но автор сенсации сообщил, что в запасниках Одесского краеведческого музея хранится кошелек с выгравированной надписью «Любочке от Мурки. 1941 г.» Возможно, той самой, песенной. А в материалах Главного информационно-архивного Центра МВД России он отыскал учетную карточку капитана милиции Марии Прокофьевны Климовой, 1897 года рождения. Значит, на момент операции ей было 25. Поскольку звания в милиции были введены в середине 30-х, Климова избежала пули Бриллианта. И в 1952-м благополучно ушла в запас. Ну и дела!
    Расшифровщик блатного шлягера в своих интервью непременно ссылался на съемки 12-серийного художественного фильма «Мурка», в котором заняты звезды Михаил Пореченков, Алёна Бабенко, Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Максим Дрозд… «Правда, генеральный продюсер картины Джаник Файзиев ни за что не расскажет нам ни о том, какая именно спецоперация была проведена в Одессе в начале 1922 года, ни что стало с Муркой на самом деле, – интриговал он. – Все это по-прежнему под грифом «Cовершенно секретно».
    Какая, к черту, секретность, недоумевал я. Те события происходили почти сто лет назад. К тому же Одесса давно уже входит в другое государство. Чего скрывать-то?
    В 2017 году «Мурка» вышла на Первом канале. В главной роли – актриса Мария Луговая. Сюжет мелодрамы оказался знакомым. «1922 год. Сотрудница ГПУ НКВД РСФСР Мария Климова направлена в Одессу усмирять разгулявшуюся преступность, внедрившись под прикрытием в банду одного из самых крупных авторитетов – Бриллианта. Теперь она обычная воровка по кличке Мурка. Мария так хорошо вживается в роль, что довольно скоро приобретает большое уважение со стороны своих новых «коллег».
    В тройке сценаристов я нашел фамилию автора сенсации о Мурке из МУРа. Ну, ребята, вы даете! Из блатной песни сделали аж 12 серий «телемыла». Периодически сбрасывая в прессу расшифровку «Кода Мурки», чтобы подогреть интерес к будущей картине. Отличный рекламный трюк.
    Но встает резонный вопрос. А была ли на самом деле «Мурка, секретный агент НКВД»? Или это банальная «телеклюква»?

  2. АЕВ Ответить

    — Что-то уже совсем далеко мы ушли в разговоре от самой песни…
    — Сейчас к ней вернемся, чтобы воспользоваться очередной подсказкой Якова Ядова. На истинную роль Мурки автор песни намекает нам, описывая сцену встречи одного из бандитов с Марусей в одесском ресторане: «…Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган…» Кожанка в ту пору была едва ли не главным опознавательным знаком, «мундиром» чекистов. А вдобавок еще и этот небрежно спрятанный под одеждой револьвер…
    — Зачем же понадобилась такая профанация? Или это был прокол организаторов спецоперации?
    — Во-первых, кожанки тогда носили не только чекисты. А во-вторых, что более важно, девушка именно в таком крутом наряде могла пробудить у окружающих интерес. Ведь задача Мурки в этом первоначально и состояла — привлечь внимание местной «братвы» к себе и к своей группе переодетых чекистов.
    Легенда ей была придумана такая, что наверняка могла внушить страх даже видавшим виды одесским уркам. Московская оперативница всем в Одессе представлялась своим настоящим именем — Маруся Климова. И лишь главарям бандитов говорила — якобы по секрету — о том, что на самом деле она Марго Дмитриевская.
    История жизни этой знаменитой в то время преступницы не изобилует фактами. Известно, что отца Маргариты, одесского инженера, дворянина, убили в 1919-м чекисты. После этого она переехала жить в печально известный бандитский район, который называли Сахалинчик. По поводу дальнейшего в Одессе ходили разные слухи. Согласно одному из них, Дмитриевская связалась с Нестором Махно, ушла с ним и его отрядом в леса, а потом они вместе перебрались за кордон. Согласно данным, которыми располагала ЧК, настоящая Марго вместе с батькой скрывалась в то время где-то в Румынии. В Москве знали, что Махно со своим отрядом планирует вернуться в Одессу. По сообщениям осведомителей, такой его визит планировался на лето 1922 года. Потому руководители ЧК, поверившие в достоверность именно этой информации, торопились. Они хотели под видом подруги Махно внедрить Мурку (агента Климову) в криминальный мир Одессы.
    Существовала и другая версия биографии Дмитриевской. Согласно ей Марго вскоре после смерти отца оказалась жертвой насильника — над ней надругался вор по кличке Харлашка (Харлампий Антонов). Не выдержав тяжкого испытания, девушка попала в психушку, откуда ее позже увезла глухонемая тетка. А потом Маргариту взяла под свою опеку и «воспитание» бандерша Клава по прозвищу Гусыня.
    Как раз такой вариант биографии Дмитриевской и оказался ближе к истине. И это поставило под угрозу все хитроумные разработки оперативников. Чекисты даже не предполагали, что настоящая Марго находится вовсе не в Румынии вместе с Махно, а живет неподалеку от Одессы! Конечно, найти ее там местным бандитам, которые захотели бы проверить историю вдруг объявившейся в городе Мурки, не составило труда, и потому многое в этой спецоперации, видимо, пошло не так, как первоначально планировали в Москве.
    — Суперагент Мурка провалилась?
    — Сама спецоперация, о которой идет речь, такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были вывезены в Москву и там надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Поэтому о приключениях Маруси Климовой точной информации пока нет. А текст Якова Ядова заканчивается словами главаря банды, обращенными к Мурке: «…И за это пулю получай». Местные краеведы со стажем помнят, что в Одессе долгое время гуляли слухи про девушку Мурку, у которой на самом деле был двойник. И ее вроде бы даже убили — совсем как в песне.
    Какой такой кошелек?
    — Если это так, которая же из двух Мурок тогда погибла? Криминальная барышня Марго Дмитриевская или ее двойник, агент ЧК Мария Климова?
    — Одесские историки, специально проводившие поиски возможно существовавшей могилы героини песни, пришли к выводу — на местных кладбищах захоронения Мурки в наши дни нет. Но, со слов старожилов, была в далекие 1920-е одна странная история с погребением девушки — якобы сотрудницы московских спецслужб. В городе тогда говорили, что она очень похожа на Мурку и при жизни играла роль двойника чекистского агента. На самом деле все наоборот: не двойник-копия, а оригинал. Изучив доступные на сегодняшний день материалы, могу с уверенностью сказать: этой похороненной и была Марго Дмитриевская. Рыжие волосы, татуировка на плече в виде кленового листа… Аббревиатура КЛЕН расшифровывалась в уголовном мире следующим образом: «Клянусь Любить Его Навеки». Видимо, каким-то образом прибывшей из Москвы Мурке-Климовой удалось навести подозрения бандитов и их главаря Бриллианта на свой «прототип» — Мурку-Дмитриевскую, и ту в результате убили.
    — Но откуда у вас такая уверенность в идентификации личности?
    — В материалах Главного информационно-архивного центра МВД России мне удалось найти сохранившуюся там учетную карточку личного дела одной сотрудницы МУРа. Вот эта карточка, она публикуется впервые. Здесь написано: Климова Мария Прокофьевна, год рождения 1897-й, место рождения — город Великий Устюг в Вологодской области, а также указаны звание — капитан милиции запаса — и дата исключения из списков — 27 марта 1952 года. Увы, сама папка с документами была уничтожена в конце 1970-х. Как объяснили специалисты, личное дело агента, работавшего по особо секретной «легенде», подлежит уничтожению либо после его смерти, либо по истечении срока давности хранения документов об операции.
    Скупые сведения, содержащиеся в учетной карточке, позволяют все-таки сделать несколько важных выводов. На момент проведения секретной одесской операции агенту Мурке было всего 25 лет. Воинские звания (в том числе и капитана) были введены в советской милиции в середине 1930-х. Значит, Маруся Климова не погибла тогда, в 1922-м, в Одессе от бандитской пули и прожила по крайней мере еще лет 15, а то и все 30 — до 1952-го.
    Нашлись и другие, хотя и не столь безукоризненные доказательства в пользу чекистской Мурки. Один из краеведов, с которым мне довелось познакомиться во время моих поисков в Одессе, позднее сообщил, что в хранилищах краеведческого музея ему удалось найти интересные артефакты — нательный крестик и металлический кошелек, которые, судя по описи, принадлежали одному человеку — неустановленной женщине. На кошельке выгравирована надпись: «Галочке от Мурки. 1941 год».
    Согласно выводам экспертов, кошелек был сделан не позднее 1910–1920-х годов, а надпись на нем выгравирована значительно позже, вероятно, как раз весной 1941-го, когда некая Мурка подарила его некой Галочке. Кошелек с виду вроде бы совсем обычный, однако почему-то его все-таки отправили в свое время на хранение в музей. Может быть, потому, что он имел какую-то мемориальную ценность? Я не утверждаю, что это кошелек той самой Маруси Климовой, но многое сходится: 1920-е годы, женщина, Мурка. И, конечно, хочется верить, что легендарная героиня знаменитой песни дожила как минимум до начала Великой Отечественной!..
    Все тайны Мурки и той спецоперации 1922 года еще предстоит раскрыть. Очень надеюсь, что это удастся. А пока на основе уже найденных свидетельств и фактов решили сделать многосерийный фильм-версию, посвященный этой детективной истории. За осуществление проекта взялся известный режиссер Джаник Файзиев. В фильме приняли участие наши популярные актеры: Михаил Пореченков, Алена Бабенко, Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Максим Дрозд… Мурку играет молодая, но уже известная актриса Мария Луговая.
    Работа над фильмом почти закончена, увидеть историю про Мурку зрители смогут уже в этом году.

  3. haklberri Ответить

    Суть романса состояла в следующем: молодой человек заходит в ресторан и видит свою возлюбленную, танцующую и флиртующую с другим. Вне себя от гнева обманутый любовник подходит к девушке и произносит гневную речь, очень схожую с той, что содержится в «каноническом» тексте Мурки:
    «Шляпки и жакетки,
    кольца и браслетки
    Разве я тебе не покупал?»
    При этом девица именуется именно «Муркой» — видимо, это измененный вариант имени Мура – производного от Мария. Высказав в лицо Мурке все горькие упреки, парень выхватывает пистолет и убивает неверную любимую.
    Близкий к нынешнему вариант появился примерно в 1920-1930-х годах, как раз практически сразу после описанного выше громкого дела, поразившего всю воровскую среду. Как это часто бывает, мелодия была скомпонована из популярных тогда песен – уже упомянутых ранее «Бубличков», а также «Гоп со смыком». Слова Якова Ядова были немного изменены с учетом произошедших событий. Так произошло рождение на свет легенды.
    Надо сказать, что вариантов слов песни «Мурка» существует великое множество – никак не менее двадцати пяти. Смысл и сюжет всегда оставался прежним, но некоторые обстоятельства могли претерпеть изменения в угоду исполнителю. Так, например, в Одессу банда прибывала то из Ростова, то из Амура. Имя героини звучало то как Маша, то как Маруся, называли ее также и Любкой. В одном из вариантов у нее даже появлялся муж легавый.
    Отрывки из песни были использованы во всеми любимом сериале «Место встречи изменить нельзя», причем по сюжету исполнение «Мурки» служит подтверждением истинности слов Володи Шарапова. Также некоторые куплеты звучат в таких фильмах, как «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Рассказы».
    Истории Маруси Климовой посвящены сериалы «Господа товарищи» и «Мурка». В последнем роль легендарного агента исполняет актриса Мария Луговая. О личной жизни Климовой ничего не известно, но авторы сценария «Мурки» предположили, что она могла быть влюблена в чекиста. Что ж, возможно, так и было, и именно сей факт и заставил интеллигентную девушку-медика стать в ряды борцов с преступностью? Кто знает…
    В 2018 году в Великом Устюге был открыт памятник знаменитой уроженке этого города Марии Климовой в образе героини песни «Мурка».
    памятник маруси климовой

  4. Kashurik Ответить

    Андрей КАЛИТИН
    ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА
    Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова – реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. А главный вопрос – о судьбе героини песни, Маруси Климовой – до сих пор остался открытым…
    Знаменитую песню в течение всего прошлого века многие предпочитали называть «народной». Имя автора, а он, конечно же, был, со сцены вслух исполнители предпочитали не произносить. Авторство «гимна урок» сулило до некоторых пор неизвестному поэту большими неприятностями, особенно в 1930-х годах. Интересно, что даже самому знаменитому исполнителю «Мурки» – Леониду Утёсову – примерно в это время посоветовали убрать песню из репертуара. Как всегда в таких случаях и бывает, «уход в подполье» только прибавил песне популярности. Но дальше она жила без своего прародителя: многие и сейчас думают, что «Мурка» – народный эпос.
    «ПРИБЫЛА В ОДЕССУ БАНДА ИЗ АМУРА»
    Это не так. Одесские архивы, в том числе архивы уголовного розыска и криминальной милиции, сохранили не только имя автора, но и тексты песни (их было несколько) в рукописном виде. В одном из текстов содержится и первая загадка «Мурки». Как известно многим исследователям русского шансона и так называемой блатной поэзии начала прошлого века, у «Мурки» есть версии, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других.
    Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Так считают одесские историки и краеведы, которые уже сегодня готовы проводить экскурсии по местам боевой славы героини. Яков Ядов, расскажут вам они в ходе экскурсии, не был поклонником криминального шансона, но точно и иронично описывал в своих стихах самые яркие образы Одессы времен зарождавшегося НЭПа, зашифровывая в своих песнях реально происходившие в городе события того времени. Из-под его пера вышли такие, на первый взгляд, безымянные шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года. Тогда историю «Мурки» знала вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что она – агент МУРа…
    Московский уголовный розыск был основан в 1918 году и к началу 1920-х уже доказал свою эффективность, быстро и жестко подавив разгул бандитизма в столице. Находясь под опекой центрального аппарата ЧК, московская милиция, чей костяк составляли как вчерашние рабочие, так и амнистированные новой властью бывшие уголовные элементы, не чуралась любой работы – их средства и методы мало отличались от тех, что использовали банды того времени. Можно сказать, что часто встречающийся в голливудском кино образ Грязного Гарри – полицейского без правил, вершащего собственное правосудие, – это совершенно реальный и в общем обычный московский милиционер начала 1920-х. Чекисты со временем решили «экспортировать» опыт МУРа в самые проблемные регионы советской империи, отправляя группы муровцев для подавления мятежей и очагов бандитизма. Иногда такие опергруппы не брали с собой удостоверений, не надевали форму. С собой у них было только оружие…
    «И ЗА НЕЙ СЛЕДИЛА ГУБЧЕКА»
    Губернская чрезвычайная комиссия существовала до начала 1922 года, когда была переименована в ГПУ. Фраза про ГубЧК, написанная Яковом Ядовым, позволяет нам предположить, что действие разворачивается в Одессе в период с 1918-го (дата создания МУРа) по 1922 год. Но упомянутый факт слежки за бандой имеет свой особый переносный смысл – а что, если ГубЧК курировала действия «банды», состоящей из сотрудников МУРа, приехавших в Одессу для наведения «мирового порядка»? В 1922 году в стране продолжалась Гражданская война, еще вчера в Одессе был голод – трупы умерших каждое утро убирали с улиц красноармейцы на специальных повозках. Приезжать в приморский город, наводненный и без того огромным количеством местных банд, «крышевавших» рынок наркотиков и контрабанды, драгметаллов и проституции, кому-то из Амура не было никакого смысла. Как мы понимаем, на скоростном поезде РЖД они приехать не могли. Самолеты с Дальнего Востока в Одессу по понятным причинам тоже не летали.
    Зато, как говорят нам архивы МВД России, в которых сохранились данные о секретных операциях начала 20-х годов прошлого века, только в Одессу из Москвы было отправлено несколько специальных оперативных групп сотрудников ЧК и МУРа – как в форме, так и «в штатском».
    Первым «варягом», прибывшим в Одессу из столицы еще в 1919 году, был начальник особого отдела ВЧК Фёдор Тимофеевич Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал), а с ним прибыло около 80 чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч, близкий друг Феликса Дзержинского, могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК. Интерес руководства Лубянки к событиям в Одессе был неслучаен. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.
    Появились и наркопритоны, которыми заправляли китайцы. Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе все равно сохранялась очень напряженная обстановка. Действовала «махновская подпольная ячейка» – возвращение отрядов окрепшего Нестора Махно на юг Украины ожидалось в середине 1922 года, в пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Москва никому в городе не доверяла, и потому одесскую ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени – с 1918 по 1922 год – возглавляли московские чекисты, командированные с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента.
    Информационный банк данных с подробными досье на лидеров криминального мира Одессы был составлен к началу 1922 года. При этом «варягам с Лубянки» было очевидно, что на местные силы одесской милиции полагаться при проведении какой-либо серьезной операции не представляется возможным – в одесском Угро, так же, впрочем, как и местной ЧК, процветала коррупция, вся информация о готовящихся операциях утекала напрямую к лидерам банд. И тогда было принято историческое по тем временам решение. В город приедет собранная московскими чекистами специальная группа – сейчас бы их назвали «чистильщиками» – для проведения одной стремительной операции, целью которой должно стать уничтожение всей верхушки криминального мира города.
    Такой опыт у Москвы уже был. В 1920 в Одессу приезжала так называемая особая ударная группа под руководством одного из самых известных московских милицейских начальников Фёдора Мартынова. Тогда «ударный рейд» на Одессу закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах города. Но сейчас действовать, решили на Лубянке, надо тоньше, так как лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Сценарий специальной операции прорабатывался в Москве около полугода.
    Этот сценарий предполагал, что в Одессу отправится «группа гастролирующих бандитов», костяк которой составят самые опытные оперативники МУРа под руководством чекиста по фамилии Берг – архивы сохранили нам несколько имен. В ЧК, впрочем, прекрасно понимали, что появление в Одессе того времени такой «залетной» банды могло привести к нешуточному противостоянию и маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые не воевали между собой и даже соблюдали «воровскую концессию».
    Этот негласный свод правил среди прочего предполагал и «сдачу» чекистам тех представителей криминального мира, которые отказывались платить свою долю в воровской «общак». «Гастролерам» в Одессе пришлось бы столкнуться с самыми жестокими представителями бандитского подполья, которые при желании могли навести на незваных гостей и местную ГубЧК. Поэтому группе переодетых московских милиционеров была придумана целая легенда, согласно которой оперативники должны были предстать перед лидерами местного криминального сообщества в виде разведгруппы, присланной в город самим Нестором Махно. Эта легенда на первых порах помогла бы чекистам хотя бы выиграть время. Но была и еще одна деталь плана, разработанного на Лубянке. Это была даже не деталь, а целый персонаж. Женщина. Звали ее Мурка.
    На фото: АВТОР ТЕКСТА ПЕСНИ ЯКОВ ЯДОВ
    «РЕЧЬ ДЕРЖАЛА БАБА, ЗВАЛИ ЕЕ МУРКА, ХИТРАЯ И СМЕЛАЯ БЫЛА»
    Появление в опергруппе МУРа женщины в то время было не только возможным, но даже необходимым явлением. Женщина в банде не могла, правда, играть роль главаря. Скорее она была подругой лидера, как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Также женщина, красивая и обольстительная воровка, могла быть крупной мошенницей, карточным игроком, гадалкой, да кем угодно – примеров того времени хватило бы на целую книгу. Решение о включении в «банду из МУРа» оперативной сотрудницы принимало высшее руководство ЧК. Москве было известно, что Бриллиант неравнодушен к представительницам слабого пола, и Мурка должна была изначально сыграть роль приманки в этой «операции прикрытия» (так и сейчас называются мероприятия спецслужб, когда оперативники всю операцию проводят в штатском, действуя по легенде – заранее продуманной истории). Важно только отметить, что, как часто бывает и сейчас, главная героиня не знала об отведенной ей роли. Но легенда была ей придумана самая настоящая – да такая, что внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам.
    Кстати, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал нам строкой, описывая сцену опознания Маруси Климовой кем-то из бандитов в одесском ресторане: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром Одессы того времени, не стала бы сидеть в ресторане, облачившись в традиционный для ЧК наряд, да еще и с наганом наперевес.
    А дальше была сама спецоперация – такого уровня сложности и секретности, что все документы, проливающие свет на ее детали, были срочно вывезены в Москву, где были надежно спрятаны от посторонних глаз под грифом «Совершенно секретно». Как чаще всего и происходит, жизнь оказалась сильнее плана – даже секретного плана ЧК. Многое пошло не так, как планировали в Москве. Иногда московских гостей спасало чудо, иногда – обаяние и характер девушки, ставшей в процессе проведения операции лидером не только своей группы, но чуть ли не всего криминального мира Одессы. Доподлинно известно, что операция в итоге прошла успешно, хотя как можно оценить успех? Какой ценой – ценой потерянных жизней, сломанных судеб, разбитых сердец?
    И наконец.
    Песня Якова Ядова заканчивается словами «…и за это пулю получай». Это слова главаря банды, обращенные к Мурке. Одесские историки и сотрудники мэрии Одессы, проводившие специальные поиски возможного места захоронения героини песни, пришли к единому выводу – на местных кладбищах Мурка не захоронена. Была, правда, одна странная история с похоронами девушки – московского агента спецслужб, но в городе тогда якобы говорили, что в могилу опустили тело девушки, игравшей роль «двойника» агента…
    В материалах Главного информационно-архивного Центра МВД России мне удалось найти учетную карточку, сохранившуюся после уничтожения в конце 70-х годов прошлого века личного дела одной сотрудницы МУРа. Само дело в случае особой секретности легенды агента подлежит уничтожению либо после его/ее смерти, либо по истечении срока давности операции. Вот эта карточка, она публикуется впервые. На ней написано – Мария Прокофьевна Климова, 1897 года рождения. На момент проведения секретной одесской операции Мурке было всего 25 лет. Но вот что интересно. В учетной карточке указано звание – капитан милиции запаса. Звание капитана, как и все прочие звания, сохранившиеся до сих пор, были введены в милиции в середине 1930-х годов. Значит, Мурка дожила до этих времен?
    И не погибла в Одессе?
    Эту тайну нам еще предстоит раскрыть.
    Тем более что именно сейчас на «Мосфильме» идут съемки 12-серийного художественного фильма «Мурка», в котором играют такие звезды, как Михаил Пореченков и Алёна Бабенко, Сергей Гармаш и Светлана Ходченкова. Правда, генеральный продюсер картины Джаник Файзиев ни за что не расскажет нам ни о том, какая именно спецоперация была проведена в Одессе в начале 1922 года, ни что стало с Муркой на самом деле. Все это по-прежнему под грифом «Cовершенно секретно»…

  5. KPOCT Ответить

    1919 год, 3 сентября. Дзержинский ждал в своем кабинете на Лубянке Федора Мартынова, одного из лучших своих чекистов. Он был руководителем особой ударной группы по борьбе с бандитизмом московской ЧК. Эта единственная в своем роде группа по сути являлась первым чекистским спецназом.
    Мартынов был пунктуален. Он появился на пороге кабинета ровно в полдень и следующие несколько часов с Дзержинским обсуждал будущую сверхсекретную операцию. Когда все детали были обговорены, Феликс подошел к окну, на которое был выставлен патефон.
    Такой был не у многих. Заиграла знаменитая песня «У окна», в которой узнается хорошо известная всем «Мурка». Дзержинский дослушал до припева и произнес:
    — Все мы здорово придумали, Федор, в тебя и парней твоих я верю, но знаешь, кажется мне, что изюма во всем этом нет.
    Начальник особой группы знал о любви своего руководителя вносить коррективы в утвержденный план в последний момент.
    — В Одессе говорят: баба в банде — вору на фарт. Слышал? А Бриллиант этот любит баб с крутым нравом. Есть такая на примете?
    Мартынов задумался. У него на уме было три подходящие кандидатуры, но на выборы времени не было.
    — Климова. Мария. Сотрудник ЧК, врач.
    — Врач? Хм.
    Дзержинский нахмурился. Мартынов прославился тем, что сумел нейтрализовать в Москве неуловимого вора Яшку Кошелькова. Однажды этот головорез едва не убил самого Ленина. Остановил на трассе его машину, высадил вождя, его сестру, охранников и уехал. Через несколько минут сообразил, чей это автомобиль, вернулся, но Ильича уже не было. В тот же день Яшка со злости перестрелял около десятка человек.
    Феликс отлично знал, что Мартынов опаснее десятых бандитов и абы кого в банду к себе брать не будет.
    — Врач, значит. А что, Федор, для чекиста главное?
    Мартынов ответил: Чистые руки, горячее сердце и холодная голова.
    Дзержинский улыбнулся. Как раз в этот момент из патефона звучал последний куплет песни «У Окна».
    — Ну что же, тогда вперед и с песней!

    О чем на самом деле песня

    «Мурка» рассказывает об этой сверхсекретной операции ЧК. Причем повествование ведется от первого лица. Большинство считало, что слова у Мурки народные. Автор старался лишний раз не афишировать свою причастность к этому творению, чтобы не дай Бог, не попасть в тюрьму или лагеря. Поэту, сатирику и публицисту Якову Давыдову было достаточно, что он прославился песнями «Гоп со смыком», «Цыпленок жареный», «Бублички». Кстати, свои статьи в газетах он подписывал такими псевдонимами, как Боцман, Жгут Пчела и Яков Ядов.
    Мурку этот Яков Давыдов сочинил в начале 20-х годов, когда жил в Одессе. За основу взял популярную тогда песню «Шурка» на мотив еврейской мелодии. Она появилась в начале 20 века,и ее любили петь даже в царской семье.
    Часть рукописи Мурки сохранилась почему-то в архивах уголовного розыска. А некий уголовник уверял, что впервые услышал песню еще в 19-м году в одном из исправительных домов. Возможно, слова песни «банда из Амура» расшифровываются как банда из-за МУРа, а имя Мурка — это намек на сотрудников МУРа.
    Как журналист, Яков Ядов тесно сотрудничал с чекистами и поэтому знал об итогах той самой совершенно секретной операции.

    Девушка для Бриллианта

    Итак, согласно легенде, люди Мартынова прибыли в жемчужину у моря под видом гастролеров, которых прислал на разведку сам Нестор Махно.
    Губернская чрезвычайная комиссия, естественно, узнала о новой группировке, однако никто из местных чекистов не догадывался, что это свои. Команда Мартынова уже имела опыт работы в Одессе. В своей первой командировке в этот город Мартынов и члены группы действовали очень жестко. Нынешняя ситуация отличалась. На этот раз надо было играть по местным правилам.
    Главная роль отводилась сотруднице ЧК врачу Марии Климовой. Ее планировали использовать в качестве приманки для нового лидера криминального мира по кличке Бриллиант. Он занял место знаменитого налетчика Мишки Япончика и был куда кровожаднее предшественника.
    О Бриллианте было известно только то, что он очень неравнодушен к прекрасному полу. Марии Климовой предстояло выйти на него и заслужить доверие. При этом в лицо Бриллианта знали всего несколько верных приближенных.
    Если сперва предполагалось, что Климова будет помощницей главаря московской псевдобанды, то позже она вышла на первый план. Маруся сумела стать подругой Бриллианта. То есть она не просто смогла очень быстро обвести вокруг пальца опытных бандитов, Климова умудрилась загнать Брилианта под каблук.
    Однако несколько подручных главаря банды относились к ней с подозрением. Чтобы девушка оставалась в игре, чекистам пришлось пожертвовать важной информацией из своей картотеки. Эти ценные сведения несколько остудили подозрительность бандитов. Надо сказать, что Маруся, как ее называл Бриллиант, слишком сильно вошла в образ воровки. Она все реже стала выходить на связь с коллегами, а вскоре и вовсе начала свою игру.
    Преждевременная развязка операции наступила из-за ревности главаря одесских бандитов. Он увидел подругу в обществе другого авторитета по кличке Чревень, за которым также охотились чекисты. Кстати, финальный куплет песни «Мурка» подводит итог взаимоотношений вора по кличке Бриллиант и сотрудницы К. Климовой.
    «Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая,
    Здравствуй, моя Мурка, и прощай.
    Ты зашухарила всю нашу малину
    И за это пулю получай».
    Несмотря на то, что автор Мурки Ядов был в курсе многих подробностей секретной операции в Одессе, он не знал главного. Действительно, в Марию стрелял Бриллиант и даже ранил её, но она не погибла.
    Есть версия, что девушка всё устроила нарочно — свела в одном месте представителей двух банд, чтобы они перестреляли друг друга. Однако во время перестрелки в неё попали три пули — в грудь, голову и руку. Это стало ясно, когда оперативники опросили свидетелей, видевших разборку.

    Труп не нашли

    На месте лежали около 20 тел убитых бандитов. Но никто не мог толком сказать, куда пропала Маруся. Есть несколько подтверждений, что она осталась в живых. Во-первых, на местных кладбищах так и не нашли такого захоронения, хотя и поговаривали, что в одну из могил опустили гроб с телом девушки-двойника.
    Но это либо слухи, либо еще одна легенда для прикрытия. А, во-вторых, не так давно в архивах МВД обнаружилась учетная карточка. В ней значилось, что уроженка города Великий Устюг, капитан запаса Мария Климова исключена из органов в марте 1952 года. То есть вышла на пенсию в возрасте примерно лет 55. Сама учетная карточка датирована примерно 1962 годом. Возможно, именно тогда легендарная Мурка ушла из жизни.
    Кроме истории про гроб, ходили и другие слухи. Маруся Климова добралась до конспиративной квартиры, о которой никто не знал, и сумела сама себя выходить. Затем она вышла на Мартынова, и он тайно отправил ее Москву.
    Когда Мартынов докладывал итоги операции Дзержинскому, глава ВЧК сказал: «Она молодец, руки чистые, разум холодный, а вот сердце… сердце слишком горячее».
    Одесса после этой операции оказалась под контролем Дзержинского. Там уже не было былого разгула преступности. А сама Климова после поправки так и не смогла больше участвовать в операциях.
    Начались проблемы со здоровьем и давали о себе знать постоянные мигрени, работу врача пришлось оставить. Для нее выделили место — перебирать бумажки. Вот и объяснение, почему она дослужилась только до капитана. Многие подробности операции остаются засекреченными, и вряд ли кто-то когда-нибудь раскроет все тайны этого дела.

  6. Verono92 Ответить

    Историческая правда свидетельствует, что Маруся Климова была на самом деле капитаном НКВД (изначально ЧК). Легендарная Мурка являлась тайным агентом, эдаким «засланным казачком» в уголовном мире. Женщина работала в особом секретном подразделении, которое боролось с организованной преступностью в новом, в молодом Советском государстве.
    Ядов написал песню «Мурка» о секретной операции ЧК, в которой и была задействована капитан Климова. По понятным причинам автор хита не мог прямо писать об этом, поэтому слегка романтизировал законы, принятые в преступной среде. В результате получалось, что песня не о самой операции, а легкомысленной подружке уголовника, которая «сдала» банду МУРу.
    В песне содержится много намеков и отсылок к тому времени. Например, упоминается, что за крупной бандой в Одессе «следила ГубЧК». Документы, сохранившиеся в архивах НКДВ, свидетельствуют о том, что одесские порты в 20-е годы XX века представляли большой соблазн для уголовного элемента, за которым реально велась слежка.
    В финале вор встречает свою дорогую Мурку в элитном ресторане в «кожаной тужурке». Именно так одевались по тем временам сотрудники МУРа и ЧК. Сама Мария Климова представлялась в банде Маргаритой Дмитриевской. Она «доверительно» говорила членам банды, что это ее настоящее имя.

  7. fbullet Ответить

    Обаятельная соблазнительница, что погубила целую банду одесских головорезов. В припеве есть расшифровка ребуса: имя – Маруся Климова. Вот за эту ниточку и потянули создатели сериала «Мурка». Хоть личного дела не сохранилось, авторы проекта отыскали карточку учета МВД. «Климова Мария Прокофьевна, 1897 года рождения, место рождения – город Великий Устюг Вологодской области, звание – капитан запаса».
    – Документы на Марию Климову в архивах МВД обнаружил Андрей Калитин, долгое время проработавший в программе «Совершенно секретно», – объясняет продюсер проекта Джаник Файзиев. – Мы старались не только подробно изучить это, но и показать эпоху 20-х. 80 процентов оружия, использованного в фильме, – настоящее. Маузер, с которым снимается Пореченков, именной. У него сохранились номер, благодаря которому мы вычислили, что он принадлежал революционеру, который арестовывал режиссера Всеволода Мейерхольда…
    По сюжету сериала в Одессу прибывает гастролирующая банда «Апостолы» во главе с чекистом Колывановым (Михаил Пореченков). Их цель – ликвидация реальной банды, во главе которой стоит вор по кличке Бриллиант. В составе приезжей группы работает 25-летняя сотрудница ЧК Маруся Климова (Мария Луговая), которая представляется анархисткой Марго Дмитриевской и втирается в доверие к авторитетам. Дальше – веселее: пулеметные дуэли, массивные бриллианты, газовые атаки, гангстеры с раскрашенными фосфором лицами, любовь и слезы, измены и трупы. Но главное – литературная Одесса времен Эдуарда Багрицкого, Юрия Олеши и Исаака Бабеля.
    Первый канал. «Мурка». С 9 марта по будням, 21.30.

  8. serjlolo Ответить

    Климова Мария Прокофьевна (она же Мурка) – сотрудница МУРа, работавшая в начале ХХ века под прикрытием в Одессе.
    Легенда или правда?
    Мария Климова родилась в Великом Устюге в 1897 году.
    В 1918 году, после Октябрьской революции, в крупных городах начал процветать бандитизм. Для нейтрализации противоправных действий преступников был создан Московский уголовный розыск. В Одессу была направлена оперативная группа для «зачистки» местных криминальных авторитетов. Основным действующим лицом группы стала Мария Климова. У девушки была особенная роль – она должна была внедриться в банду негодяев и покорить сердце ее главаря по кличке Бриллиант.
    Мария успешно втерлась в доверие к бандитам, представившись Маргаритой Дмитриевской, дочерью погибшего дворянина и знакомой украинского революционера Нестора Махно. Сама же Маргарита после убийства отца некоторое время жила среди уголовников, подвергалась насилию, лежала в психиатрической больнице, а затем оказалась в борделе.
    Когда преступники Одессы нашли настоящую Маргариту, Мария была расстреляна. Впрочем, вполне вероятно, что бандиты убили настоящую Дмитриевскую, а Климова благополучно сбежала. Сохранился документ, согласно которому Мария Климова в 1952 году (в возрасте 55 лет) в звании капитана запаса была отправлена на пенсию. Существует версия, что после Одессы Мария сменила имя и начала вести совсем другую жизнь.
    В честь Марии Климовой в 1920-х годах поэт и сатирик Яков Ядов написал дворовую песню «Мурка», ставшую настоящим хитом. В песне можно проследить, как на самом деле складывалось пребывание Климовой в среде бандитов. Или же то, как видел это Ядов…
    Многие факты из жизни Мурки остаются загадкой. В связи с этим у многих историков возникает вполне резонный вопрос – а была ли Мурка на самом деле? Или же это романтический собирательный образ отважной девушки-агента?..

  9. Tony_bonelli Ответить

    Московский уголовный розыск (МУР) образовали в 1918 году. За пару лет он успел показать свою эффективность. После Октябрьской революции в городах процветал бандитизм. Для «зачистки» криминальной верхушки в Одессу была направлена опергруппа из Москвы. Легенда прорабатывалась около полугода, и основным действующим лицом в ней стала Мария Климова, которой нужно было внедриться в банду и влюбить в себя ее главаря по кличке Бриллиант.
    Если обратиться к строкам «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган», то становится ясно, что автор песни знал истинное лицо героини. В то время обычные, и тем более, воровские девушки не носили облачение, типичное для представителей ЧК, и наган в придачу.

    Последняя фраза «… и за это пулю получай» косвенно подразумевает кончину Мурки. Многочисленные поиски ее могилы не увенчались успехом. К тому же в архивах имеется учетная карточка на имя Климовой Марии Прокофьевны (1897 г. р.) в звании капитана. Получается, что на момент проведения операции ей было всего 25 лет, а звания появились только в середине 1930-х годов. Из этого следует, что Мурка могла выжить после дела в Одессе.
    Культовый фильм «Место встречи изменить нельзя» также освещает борьбу с криминальным миром. Но во время съемок фильма происходило невероятное количество курьезов.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *