Кто такие башкиры и откуда они взялись?

22 ответов на вопрос “Кто такие башкиры и откуда они взялись?”

  1. oooМанящий_ароматooo Ответить

    Татаро-башкирские противоречия. Да, несмотря на то, что татары и башкиры – близкородственные народы, некоторые трения на национальной почве есть и у них. Впрочем, возможно, причина этих трений как раз в близости. Так бывает совсем нередко: достаточно вспомнить русско-украинский конфликт.
    Корень конфликта. Весьма серьезной проблемой в последнее время стало то, что башкир в Башкирии существенно меньше, чем татар в Татарии. Башкир в Башкирии всего около ок. 29%. А татар в Татарии – 53%. То есть башкиры в Башкирии не составляют национального большинства. При этом в Башкирии много русских – 36 % и, что особенно важно, много татар – 25%. Это последнее обстоятельство подтолкнуло национальную элиту, находящуюся при власти, к желанию записать имеющихся татар в число башкир, благо,  народы схожи. Таким образом предполагалось повысить процент «титульной нации».
    Эта тенденция вызвала ответную реакцию татарского населения Башкирии – татары в массе своей желали и желают оставаться татарами. В итоге образовалась основа для взаимных обид: башкирам досадно, что братский народ не желает поддержать их в стремлении стать более многочисленным: не лучше ли татарам стать башкирами, раз они живут в Башкирии? Татары же обижаются на политику башкирских властей, считая эти «братские объятия» попыткой насильственной ассимиляции. Конфликт, слава Богу, в «горячую фазу» не переходит. Но создает некоторый дискомфорт в отношениях.
    Противовесом национальной розни татар и башкир является идеология пантюркизма, сторонниками которой являются многие представители  татарской и башкирской интеллигенции. Впрочем, эта идеология тоже не безобидна, поскольку содержит (пусть и в латентном виде) идею противопоставления тюркских народов народам славянским. Прежде всего, конечно, русским.Остается надеяться, что национальным лидерам хватит мудрости не разжигать конфликты и не вести их к обострению. Поскольку все народы урало-поволжского региона: и русские, и башкиры, и татары имеют богатые военные традиции и при случае могут устроить эпичный Армагеддон, который  не принесет пользы никому.
    Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

  2. Ceremand Ответить

    Я башкир и поэтому могу высказать свое мнение на основе своего житейского опыта и фактов.
    То, что башкиры были кочевниками не совсем верно, наши предки лишь на лето выезжали на “яйляу” (буквальный перевод летняя жизнь), а зимой возвращались в свои селения (аулы). Были у них и крупные поселения (древние города), например, археологические раскопки в Уфе подтверждают, что на месте столицы Башкортостана был древний город (Уфа-2), который датируется 1 веком до н.э и 1 веком н.э.
    То есть еще до Чингисхана у башкир были элементы государственности. А во времена Чингисхана были известны несколько башкирских городов.
    Другой метод, по которому можно определить народ и его возраст – изучение его фольклора. Тут надо упомянуть всемирно известный башкирский эпос “Урал батыр”, внимательное изучение которого позволило сделать вывод, что он имеет возраст не менее 4 тысяч лет. Значит башкирский народ намного древнее, чем многие ныне живущие народы и башкиры сами могли положить начало некоторым из них. Например, сходство венгров и башкир основывается не только на языковой форме, но и антропологии. Я с детства помню, как к нам в деревню приезжали венгерские ученые и измеряли головы, ширину подбородка, расстояние между глазами и т.д. В настоящее время связь между венгерскими и башкирскими антропологами еще теснее.
    Второе, что я хочу сказать, то что язык башкир схож с языком многих тюркских народов (я например могу на слух могу понять многие слова таких языков как,казахский, киргизский, алтайский, бурятский и т.д. Но это не означает, что одни из этих народов произошли от других. Просто они некоторое время существовали вместе.
    Что касается разных черт лица, диалекта, то такое наблюдается у всех народов. Я, например, отношусь к южным башкирам (Усерган) и довольно сильно отличаюсь от юго-восточных башкир (катай, кипчак) не только языком, но и внешне. То есть отличия возникают и от географических особенностей места проживания и от внешних соседей, и от основного вида деятельности.
    То, что разные башкирские племена объединяются под одним общим названием указывает, что они имеют общее происхождение и то, что они населяли довольно большую территорию (по историческим данным от Волги до Иртыша).

  3. FisiK Ответить

    Салават Юлаев в России это Шамиль Басаев Бандерюга! Как на Украине Бандеровец!!!
    Главой республики надо Назначить Русского!
    СРОЧНО!!!!
    В Эстонии Избили и Выслали Русских Дипломатов! Продолжается Выдавливание Русских из Эстонии до сих пор! Сносят Оскверняют Памятники Фронтовикам!
    Зато Продемонстрировали Толерантность Дружественный Акт Башкирам!
    В Эстонии Разрешили даже Установить в г. ПАЛДИСКИ Памятник Изуверу Салавату Юлаеву-Бандеровцу! Не Г. Жукову Маршалу!!!!
    Теперь Бренд Салавата, как Бандеру Вывели даже на Международную Арену!
    Теперь этот «Этнический Мусор» Башкиры!
    Из Эстонии даже Запланировали Привезти Останки Салавата Юлаева Террориста в Уфу! И Хотят Построить Мавзолей или Пантеон Палачу Изуверу! И у них это получалось всегда при попустительстве Москвы!!!!
    Салават с Башкирами Хотел Сжечь и Уничтожить Уфу как Донбасс! Не Сумев Захватить Уфимскую Крепость Силой! Все-таки проник в мирное время в Уфу при помощи Коммунистов!
    В Городе Уфа Салавату Террористу Бандерюги Установили Крупнейший Памятник в Европе! Памятник Грандиозный Постарался!
    Скульптур Кавказец Сасланбек Тавасиев!
    А в Питере памятник Петру выглядит Карликовым! По Сравнению с Памятником Салавата в Уфе!!!!
    Салават с Башкирами в Уфимской губернии Убили Только Русских, Татар Больше 20 тысячи и других! Это Больше чем в Донбассе! Читайте книгу наш Салават????
    Основателем, Уфимской Крепости Является М. Нагой! Казанский Воевода с Татарами в 1574г! По Повелению И. Грозного! Кто не знает! Город Уфа и горы Урал носят Древнее Угорское Название! Не башкирское!
    Крепостные Стены Снесли в Уфе Башкиры! Чтобы не Напоминало о «Русских и Руси»!!!! И Взорвали за одно Собор Смоленский Православный в 1956г! Он являлся памятником Древним Руси!
    Оказались Ничтожными Тварями « Вандалами» башкиры!
    В России Многие Исторические Крепости Сохранились, Кроме Уфы! Можете проверить????
    Памятник М. Нагому был Изготовлен Горожанами на «Пожертвование» Русских и Татар!
    Памятник не Позволили установить в городе Фашиствующие Озверевшие Молодые Башкиры! При Поддержке Руководства Республики!
    Теперь памятник Временно вынужденно Установили на окраине Уфы в Посёлке! До лучших Времён! Когда главой будет Русский!
    Теперь памятник М. Нагова Регулярно подвергается Осквернению, Вандализму! На памятник «Мочатся» Молодые Башкиры под «Хохот»! Как на Украине!
    Надо всё-таки Установит Памятник М. Нагому вместо С. Юлаева?
    Русские не будьте Предателями Трусами???? Бейте башкирам Шовинистам Чужакам в Уфе в Роговую Систем! И Будьте Благодарны Основателю Города! Ведь вы Живёте в Городе, который Основали не Башкиры?
    У башкир ни Когда не Было Городов!!!!
    Уфу Фальсификаторы Наглецы Выдают Возрастом 1500 лет и Более!
    Почему Русские и Татары Молчат? Старше Москвы в два раза Всучивают вот так?????
    И назвали, Оказывается Прозорливо Город «Башкурд»????
    Сфальсифицировали Миф Фальшивку «Урал Батыр»!
    Как про Древних «Укров»???? Хотя они были
    Поголовно Безграмотными!
    При Н. Хрущеве, как Дикий и Безграмотный Народ! Постановили Принимать! В Учебные Заведения без Экзаменов???? И Платили Стипендии даже не Успевающим «Лоботрясам»????
    А в Казахстане Башкир до сих пор Называют «ИШТЯК»! Потому что они ни когда не Мылись в Бане и не Имели «Клозеты»!
    Больных Трахомой не пускали даже в Америку в 18 веке!
    Башкиры были Заразные!
    Болели Трахомой, Чесоткой, Педикулёзом! По этому им дали Кличку «Башкурт –Вшивый»!
    Они Жили в Стойбищах и Держали Оленей! Были Оленеводами! Они Ходили в Шкурах Оленьих Обработанных «Мочой и Дурно Пахли»!
    За это Русские и Татары Презирали их! Так- как многие были Вшивые! И Поедали Вшей как Обезьяны!
    Это Отметил ещё Путешественник Арабский Ибн Фадлан в 922г.!!!! И был Ошарашен! Смотрите в интернете не Ленитесь!!!!
    Русские Люди Памятник Салавата Юлаева Установленный Снести! Пусть Башкиры Увезут на Украину или в Эстонию!
    Русско -Татарская Молодая Гвардия Уфы! Вас Запугали Башкиры, и вы стали «Трусливыми» Зайцами!
    Восстановите Основателю Уфы Историческую Справедливость! Установите немедленно Памятник Михаилу Нагому вместо Салавата Террориста Бандерюги!
    Теперь Молодые Разнузданные башкиры Наглеют, Почувствовали Слабину!
    Русских Унижая называют «Диаспорой», «Оккупантами»! Не Коренным Народом!!!! А Республику называют «Землёй Башкир»!
    Даже Мёд Назвали Нагло Брендом Самовольно «Башкирским» при Хрущёве! Хотя Изначально Мёд Назывался «Уфимским» в Губернии!
    Пасечниками они ни когда не Были! У них Хватало Ума Сунуть в Дупло Палку и Воровать Мёд у Диких ПЧЁЛ! Всё! Надо добавить! Пчёлы Чистоплотные, Разборчивые!
    Мог бы «Подтвердить Экс Мер Москвы Лужков Пчеловод»!
    Защищая Мёд от Воров Башкир Вонючих! Пчелы Яростно Нападали на Вонючих Башкир! И Многих Просто «Жаля Убивали»!
    А Первыми Пчеловодами были Русские, Татары и Немцы в Уфимской Губернии! Они Создали Пассики, Изготовили Ульи!
    Значит, МЁД Должен Называться «РУССКИМ» Брендом! Или как минимум «Уральским»!
    Они были пришлые Переселенцы Чужаки из за Урала и болот! И назывались «Иштяками»! Они Родственный народ «Остякам – Хантам»!
    Город Русский Благовещенск на Выборах всегда Голосовал Против Мордатого башкира Муртазы Рахимова!!!!
    По приказу М. Рахимова!!!!
    Башкиры с Министром МВД Республики Рафаилом Диваевым Решили «Проучить Русских»! И близ лежащих Русских деревень!!!!
    Устроили Показательный ГЕНОЦЫД, ИЗБИЕНИЕ «Русских и Татар»! Как на Украине! Были Трупы, многие остались инвалидами и больными! Зверствовали как Салават!!!!
    И Сумели таки Запугать Русских Башкиры!!!! Этот Мордатый, Страхолюда, Зверь, добился своего Снова! Хотя проиграл Сергею Веремеенко в первом Туре на выборах в Президента!!!!
    Тогда Босоголовый Валошин и М. Рахимов решили? Явились к ещё не Опытному Политику В. Путину! Так болтали башкиры в Уфе! И после Звонка из Кремля С. Веремеенка Устранился!
    И при Молчании «Думы» позволили, Переизбраться М. Рахимову в Президенты не Законно!!!!! Как на Украине!
    Как Гордились в Уфе Башкиры Мудрым М. Рахимовым! Который Сумел «Объегорить» Путина!!!
    Но М. Рахимова Наглеца, Коррупционера Выгнал всё-таки Президент Д. Медведев!!!!
    Он Говорил «Свобода Лучше, Чем не Свобода»!!!! «Отменил Пытки в Тюрьмах»! И Отменил в Армии «Портянки»!!!!
    Провокаторы хохлы Миллиардеры Медвдчук и Бойко ради Карьеры и Пиара!!!! Прибыв в Кремль!
    Облили Дирмом, Дискредитировали, Кристально чистого Премьера Д. А. Медведева!!!! Политика Рукопажатного! Договора способного в Мире!!!!
    Д. А. Медведев не Прогнись на Продажных Хохлов Медведчука и Бойко? Они Вас ради Пиара уже «Подставил»!
    ГЕНОЦЫД в Башкирии, Русских Татар не Имеет Срока Давности! Это всё теперь Повторяется на Украине! Надо Возобновить Расследование и Выявить Виновных????
    Надо Русским, Татарам и Другим народам Сплотиться против башкир!!!!
    В Перестройки башкиры стали из Республики «Гнать»! Русских, Евреев наиболее грамотных! Марийцев, Мордву, Удмуртов, Татар, Чувашей и Других…
    Русские и Татары, прочитайте рассказ Мамина Сибиряка « Байгуш»? Какие были башкиры «Отвратительные и Мерзкие» и вы всё Поймёте!
    Они являются «Этническим Мусором» Вонючими, Чужаками!
    Совершают Регулярно Паломничество на Могилу Салавата в Эстонию! Поездки Финансировал всегда М. Рахимов с Сыном Уралом Педиком! Который Скрывается до сих пор в Австрии с Награбленными Миллионами у Республики!!!!
    Неужели Экстрагировать Нельзя Башкирского Педика Преступника для Открытого Суда в Москву? Ведь А.В. Кузнецова Русского из Франции Экстрагировали в Москву!
    Долгое время республикой командовали ГЕИ башкиры Рахимовы! Они Долбились в Шиколадный глаз!
    И Депутаты Курултая тоже Пропагандировали на Российском Телевидении «Садомазохизм»! Кто Помнит? Чтобы угодить Президенту М. Рахимову! Это Позор для России!
    Поэтому в Республике появились Молодые башкиры Педики!
    Надо было Изначально поставить Виталия Милонова главой Республики! Он Разогнал бы башкир Педиков Фашиствующих!!!!
    Продолжает Теперь Организовывать Паломничество Поездки в Эстонию Русофоб Салават Хамидуллин Фашиствующий Националист!!!!
    Этот Башкир Русофоб Давно Распрягся и Обнаглел!
    Который Умудрился Даже Стать Кандидатом Исторических Наук! Хотя Историком ни Когда не Был? Как он Прошёл Апробацию Обманув, Запугав, Заслуженных Историков, Ученый Совет в Уфе? Кто Допустил???? Не с Помощью ли М. Рахимова? И так же Может с помощью Поддержки Фонда Урал??
    Который надо Отобрать у М. Рахимова???? Он всё равно Ограбил Республики! С Сыном Миллиардером! Их надо обоих объявить «Врагами Народа»!!!!
    Теперь Молодым Башкирам, Фашиствующим Поездки в Эстонию Продолжает Финансировать и Фонд Урал! Эстонцы относятся с Пониманием, Благосклонно, Доброжелательно!!!!
    И в Турции Башкиры тоже Установили Памятник Салавату Юлаеву! Везде Наглецы Успевают!
    Около Челябинска Тоже Самовольно Нагло Установили Памятник Картелю Салавату! Кто Позволил????
    Надо Срочно Русским Челябинска СНЕСТИ ПАМЯТНИК!!!!
    В Уфе Башкиры на месте Снесённой Церкви! Демонстративно Самовольно Построили Даже Мечеть! Разжигают Хитро Религиозную Войну между Русскими и Татарами! В Центре России как на Украине!
    Хотя Одно Время в Уфе Себя Называли даже «КУРДАМИ»! К Ним Даже Приезжала Делегация «Курды» из Ирака!
    В России и на Украине в Честь Салавата названы улицы и Установлены Памятники!
    Отчеканили в Уфе Даже Медаль Террориста Салавата Бандерюгу! Кто Позволил? Надо Запретить? И Награждают Молодых Русофобов Башкир!!!!
    И на Украине тоже Аналогично! Выпустили Медаль в честь Бандера! И награждают молодых Бандеровцев! Берут пример у башиштяков!
    В Киеве действует Анти Российский Центр САЛАВАТ!
    В Республики Тотально Установлены Памятники и Названы улицы и Проспекты, и даже Город в честь Салавата-Бандеровца!!!!
    Идёт Наглая Тотальная Героизация Изувера Бандита Салавата Юлаева! В центре России!!!! Как Бандера на Украине!
    В школах Воспитываются молодые Экстремисты, Бандеровцы как на Украине! В республике воспитываются молодые Башкиры с Нацистской Идеологией! При Попустительстве Думы!!!!
    Хоккейный клуб Н. Гастелло Переименовали в честь Бандита Салавата Юлаева!!!! По Инициативе
    Башкир и чтобы Угодить Н. Хрущёву!!!!
    Так как Сын Лётчик Лёня у Хрущёва Сгинул и не стал Героем! Попал в Плен и стал Предателем!!!! Н. Хрущёв Властный не Возражал, остался Довольным!
    Хотя Изначально ХК. был Назван в Честь Лётчика Героя СССР Фронтовика Н. Гастелло!!!!
    Хрущёв Хитро Добил Раненого Генерала Ватутина фронтовика в Киеве!!!!
    А потом начал Мочить Маршала Победы Г. Жукова, В. Сталина, шахтёра Стаханова, футболиста Стрельцова!!!! И так далее…
    Башкиры Умудрились, Осквернили даже Сакральный Кубок Гагарина, именем Салавата Бандита!!!! С помощью Русских Хоккеистов!!!!
    Как дочь Гагарина Молчит? Позволяет Глумиться над первым Космонавтом? И позволяет Героизировать Отожествлять Сакральный Кубок Гагарина с Бандерюгой Террористом Салаватом??? Пусть с Депутатами Думы Разберётся!!!!
    Такой Славы как у Салавата! Не Удостоился даже Маршал Победы! Четырежды Герой СССР Георгий Жуков Фронтовик в России????
    Даже Аэропорт в Уфе не Назвали Именем Фронтовика! Георгия Жукова маршала Победы!!!! А Поступили как в Харькове!!! И Назвали Аэропорт Нагло, Мало Известным «Писакой»! Мустай Карим!!!!
    Так как Башкиры, Глумятся, Презирают, Ненавидят, Победителей ФРОНТОВИКОВ!!!!!!
    Хотя В. Путин Подписал Указ о Праздновании ПОБЕДЫ над фашистами!!!!!
    Плевали Башкиры на Указы В. Путина!!!!
    Хотя Башкиры в Республике Находятся в «Подавляющем Численном, Меньшинстве»!
    «Русские Титульный Народ», Большинство в Республике!!!!
    При последней Переписи населения! Численность Русских и Татар и других народов Занижалась Искусственно Башкирами!!!!
    М. Рахимов Дал главам районов Приказ? Если они Хотят Остаться в Кресле!!!! При Переписи Повысить Численность башкир? Занизить прежде всего Русских Татар и другие народы????
    Переписчиков ставили исключительно Студентов башкир! И финансировали Щедро за Усердие!!!! Из бюджета Республики!
    Тут без Фальсификации не обошлось Снова! Они мастера Фальсификаторы! Иначе не сохранили бы Власть в Республике! Они используют Административный ресурс всегда! Приписки для Фальсификации!!!!
    Интересно Найдётся ли хотя бы один Депутат Думы Коммунист???? Который бы Вернул Библиотеке в Уфе прежнее название Надежды Константиновны Крупской????
    Переименованную Башкирами! В честь Басмача Пособника Фашистов Заки Валиди!
    Переименовали также Вероломно в Честь Басмача, Пособника Фашистов Заки Валиди! Улицу, Названную в Честь Фронтовика Летчика Истребителя Тимура Фрунзе в Уфе!
    При Молчании Трусости Русских и Татар! Которые не Постояли за Правду!
    Восстановить Улицу Фронтовика Тимура Может Только Пехота Владимир В. Жириновското!!!! Куда Смотрит В. Путин? Партия Единая Россия и ЛДПР?
    ЮРА!

  4. Buzaghma Ответить

    В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.
    В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.
    Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических “степняков”, и людей с восточным типом внешности, и русоволосых “европейцев”. Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.
    Название “башкиры” вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: “Главный волк”, “Пчеловод”, “Глава Урала”, “Главное племя”, “Дети богатырей”.
    История башкирского народа
    Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в “Армянской географии” того же периода, как бушки.
    В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.
    В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.
    В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.
    Мифы и легенды башкир
    В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.
    Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.
    Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

    Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.
    В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.
    Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: “Урал-батыр”, “Акбузат”, “Заятуляк менэн Хыухылу” и др.

  5. Viotentis Ответить

    – Можно ли сейчас говорить о том, потомками какого рода являются башкиры?
    Владимир Волков: Любой народ состоит из разных частей. У кого-то предки пришли с Запада, у кого-то – с Востока. Сейчас мы выясняем, от какого рода происходят башкиры. И по древней ДНК уже кое-что можем сказать: большая часть башкир происходит от кочевников евразийской степи, которые жили где-то 3000 лет тому назад.
    Располагались они от Причерноморья до монгольской степи, юга ближней Азии. К слову, и печенеги могли участвовать в формировании башкирского этноса. Вопрос остается лишь в том, какие именно племена являются предками. Здесь мы пока не готовы дать ответ. Мы видим большую группу, но раздробить ее пока не можем. Иногда мне кажется, что есть нечто общее между башкирами и алтайцами, но их корни уходят так далеко, что говорить об этом не имеет смысла.
    Нужно получить больше информации. Проблема больше не во времени, а в деньгах. Потому что нужно привлекать ученых, которые занимаются изучением древней генетики.
    Юлдаш Юсупов: Родовая структура является уникальным способом для познания рода. У башкир мужчина никуда из рода не уходил, а формировал свой собственный генофонд. Это называется патронимия (группа семей, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование – прим. ред.).
    Миграционных волн со стороны Евразии было немного. Соответственно, изменение генетических маркеров минимально – зайдя однажды, они так и дробятся, передаются из поколения в поколение. У башкир это тоже сохранилось, но их территория постоянно была включена в миграционную зону, где нации наслаивались друг на друга, как в огромном пироге. Но древнейшее население, например, гаплогруппа N1с, прослеживается у башкир. Речь идет примерно о моменте распада финно-угорской семьи, произошедшей четыре тысячелетия тому назад. Можно сказать, что возникшая в то время мутация легла в основу современного генофонда. После этого шло наслоение кочевников бронзы, раннего железного века, потом сильнейшее расслоение кипчаков в Средневековье (нынешний генофонд).
    На самом деле, много разговоров о том, что этнос не определяется генофондом, и мы не можем говорить, что определенная гаплогруппа относится к определенному роду. Хочу подчеркнуть, что гаплогруппа определяет лишь происхождение, но не род. А потом идентичность начинает влиять на генофонд.

    Юлдаш Юсупов
    – С кем башкиры состоят в родстве?


    В.В.:
    Самыми близкими родственниками для башкир являются ближайшие соседи – татары. Вопрос лишь в том, какие наследственные признаки их объединяют. Группы могут быть одинаковыми, а национальная идентичность разной, тем более, если их общий предок жил 1500 лет назад, то уже нельзя узнать, кто они по происхождению – башкиры или татары. Потому что этносы сформировались позже. У некоторых людей есть такие генетические линии, которые корнями уходят в Скандинавию, но его род обосновался на этой земле уже несколько столетий. А кто-то мог прийти через Волгу, поскольку известно, что викинги эти места занимали, проживали там и имели свои фактории. Показать происхождение или родство, конечно, можно, по крайней мере, с Чингисханом или пророком Мухаммедом. Такие линии среди башкир иногда встречаются.
    Ю.Ю.: Если начать с Янаульского района Башкирии и идти на юг (Чекмагушевский, Миякинский, Зианчуринский), увидим превалирование одной гаплогруппы N1с. Но ни один род башкир не может быть древнее другого – все относятся к одному пласту. Вероятнее всего, одна кочевая группа связана с сарматским кочевым миром, те каким-то образом перебрались сюда, разрослись и образовали, к примеру, бурзянский род.
    – Кстати, некоторые представители рода бурзян любят говорить, что они не являются башкирами, а когда-то были отдельным народом. Как прокомментируете их теорию?


    Ю.Ю.:
    Был такой народ – бурджане, но связан ли нынешний бурзянский род с ним – это вопрос уже другой. Если возьмем захоронение и будем уверены, что там лежат останки алано-хазарских бурджан, то возьмем оттуда ДНК, и если выйдет бурзянская гаплогруппа, то можно конкретно сказать, что да, средневековые бурджане – и есть нынешние. Предположим, что раз генетические маркеры указывают на северный Кавказ, раз название и этноним примерно одинаковый, то, возможно, какая-то группа средневековых бурджан сохранила свою идентичность в виде родовой группы и влилась в северный народ.
    В.В.: Разбивая генофонд разных групп (юго-восточных и северо-восточных) башкир можно увидеть определенную закономерность. По частотности, по процентным соотношениям гаплогруппы совершенно одинаковые или могут быть очень близки. Отсюда можно сделать вывод, что такое совпадение имеет общую историю: эти группы мигрировали вместе, либо проживали вместе, но разделились, сохранив определенное количество линий. Так можно целые народы рассматривать. Взять в целом башкир и посмотреть, кому они ближе по гаплогруппам. Хотя по мужским линиям можно увидеть, что некоторые группы по своему генофонду близки к популяции другого большого народа.

    Владимир Волков
    Ю.Ю.: Башкиры в совокупности похожи, в первую очередь, сами на себя. Генофонд у них так же уникален, как и любой другой. Уникальность в том, что соотношение гаплогрупп и частотность редко встречаемы, как отпечатки пальцев. Но когда мы делим народ на этнографические группы или на роды, то видим, что эта картинка начинает расплываться. Мы видим, что северо-западные башкиры очень сильно тяготеют к финно-угорскому миру, схожесть уходит в сторону северо-восточной Европы (эстонцы, Коми). У северо-восточных видно, что они похожи на алтайцев.
    – Зачем человеку в XXI веке нужно знать свою родословную?


    В.В.:
    У каждого свое видение этого вопроса. Я представляюсь, как генеалог, и мне всегда интересно узнать глубже – кто был предком того или иного народа, откуда он пришел и когда появился на определенной территории. Если мы видим какие-то мутации, то можем говорить, что это люди относятся к кипчакам, тамьянам или сарматам.
    Если мы знаем своих предков, то становимся совсем другими людьми – корнями прирастаем к своей истории, земле, чувствуем родство с прошлым, и у нас появляется ощущение защищенности, как поддержки целого рода. Знание родословной выступает мощной объединяющей силой, которая еще создает культурные ценности, дает сильную эмоциональную подпитку. Да, бывают люди, которые говорят, что им это не надо. Но поверьте мне, как только они узнают свою родословную, то они будут увереннее стоять на земле.
    – Вместе с родословной нужно ли знать и родной язык?


    В.В.:
    Хочу сказать, что я, как человек удаленный от этой проблемы, считаю знание языка обязательным. Возьмем Республику Башкортостан. Эта территория башкирская, значит, проживая здесь, человек должен учить национальный язык. Ты должен понимать и знать его, чтобы таким образом впитывать культуру. А сами башкиры в обязательном порядке должны знать, хотя бы попытаться учить.
    Ю.Ю.: Язык – наша ценность, и мы должны это понимать. Если мы сегодня говорим об истории и о языке, то чтобы не исчезнуть как многонациональный народ, мы должны понять, в чем ценность национального языка не только для самих башкир. Он, как и любой другой язык, важен, и его нужно сохранить.

  6. JevexMP Ответить

    Цитата:
    БулгарыПеревод
    Булгары
    (или обыкн. болгаре) волжские — народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих-то трех элементов довольно рано по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство, которое в последующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом, слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге, трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании никаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабских писателей, кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине XII в., написал “Историю Булгар” (“Тарих Булгар”), но это сочинение до нас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их истории известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень многие, как Ибн-Фослан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси, Абу-Абдаллах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют наши летописи и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты, выбитые в той же столице.
    Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать нападения на греков. В то же время, с которого начинаются достоверные сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губ.).
    По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан — первый из арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о них самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города, первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Х века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью арабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того же века, сообщающего также много верных сведений о Б. — Ибн-Дасты, Б. — народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием их была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи, Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией и Индией, после принятия ислама — с аравитянами и, наконец — с хозарами и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи, горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по словам Ибн-Дасты, *****й мех, заменявший им, до половины Х века, звонкую монету и по цене равнявшийся двум с половиною дирхемам, т. е. около 45—50 коп. на наши деньги, затем, кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск, курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б. вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась богатая Биармия (см.), и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между биармийцами, хозарами, аравитянами и друг., очень рано достигли могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру, выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием, свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством; знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом скорее мирным, чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами нападали, и обнаруживали к мирным занятиям — торговле и ремеслам, сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко.
    До Х века господствующей религией у Б. была языческая; с начала же этого столетия ее заменил ислам (мусульманство). Принятие ислама совершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе, или Алмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в 921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбою прислать ему людей, сведущих в мусульманском законе, и художников для сооружения мечети и кафедры, с которой можно было бы призывать к обращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкою крепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебных царей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором и принял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших и содействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает о следующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгарии после обещания принять ислам, данного одному благочестивому мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хозарами. — Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедоваться большинством: есть несомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после Х в. оставался в язычестве; ислам же твердо с самого начала укрепился только в городах. Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмуса отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этого времени сношения Б. с Ю. Азией сделались гораздо деятельнее, и имя их, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто не только у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образе правления Б. известно только то, что они находились под верховным главенством “владовца”, царя, или хана, которому платили подать лошадьми, кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая часть товаров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и все мелкие владыки отдельных племен, из которых одно (Хвалисы) обитало даже по берегам Каспийского моря и сообщило ему свое имя “Хвалисского” моря. Из имен царей Ибн-Фослан сохранил нам только два: Силка и Алмус (Алмс — у Фослана); на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен, с которыми, вероятно, прекратилась и самая чеканка монет, по крайней мере в Х в. и начале XI в., так как до сих пор, кроме этих трех монет: Ахмеда, Талеба и Мумена, от указанного времени не найдено ни одной. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, по объяснению Френа, относится к 338 г. геждры (949—950 г. по Р. X.), а позднейшая Мумена — к 366 г. геждры, или 976 г. по Р. X. Татарские предания и рассказы сохранили еще насколько имен царей Б., числом до 7, начиная с первого — Туки, или Туфы, умершего в 630 г. по Р. X.; но за достоверность их трудно ручаться.
    Центрами управления и торговли служили города, которые Б. после знакомства с арабами стали укреплять, а также сооружать, по мере надобности, и небольшие отдельные крепости. Ибн-Хаукаль (писатель Х в.) сохранил имена следующих двух городов: Сивара и Исбиля, или Исболя, признаваемых обыкновенно за древнейшие болгарские города. Имя Сивара встречается и на одной болгарской монете, и он некогда принадлежал южным соседям Б. — буртасам (см.). Ахмед-Туси называет еще несколько крепостей Б.: Басов, Марха, Арнас. Наши же летописи, не называя этих имен, упоминают о других Б. городах, именно Великом городе (Булгаре), о Бряхимове (см.), прозванном Славным, о Биляре, Ашли, или Ошеле, на Волге, Тухчине, Собекуле, Челмате, Жукотине и Керменчуке. Более или менее точно не определено ни местоположение их, и ни об одном из них не имеется хотя бы кратких исторических сведений, за исключением столицы, которою был г. Булгар. Первые упоминания о нем, как и о самих Б., находим у арабских писателей Х века: Ибн-Фослана, Ибн-Дасты, Масуди и др. После них сообщали о Б. и последующие арабские писатели, посещавшие Восток в XI, XII и сл. веках, но все их сообщения, помимо краткости, весьма разноречивы. Даже у важнейшего и вместе с тем древнейшего источника для истории Б., Ибн-Фослана, трудно найти хотя бы одно место, указывающее точно на город Б. Тем не менее некоторые ученые (Френ и др.) говорят, что, на основании показаний Ибн-Фослана, можно принимать нынешнее село Успенское (Болгары), отстоящее от Волги в 6 верстах, за место, где стоял древний Булгар. Другие арабские источники говорят, что этот город находился при самой Волге; таковы, напр., Якут, утверждавший, что Б. лежит на С, в очень холодной стране, и отстоит от г. Итиля на два месяца пути, если подниматься к нему вверх по Волге, и только на 20 дней, если спускаться из Булгар к Итилю вниз по этой реке, и Абульфеда, который говорит, что Булгар лежал на северо-восточной стороне Волги, на расстоянии 20 дней пути от Сарая. Так же не определенны показания и монгольско-татарских историков. И из них одни помещали Б. при самой Волге, а другие в некотором расстоянии от нее. Что касается времени основания Б., то названные источники содержат еще менее точных показаний об этом: некоторые татарские рукописи относят основание его ко времени Александра В. (IV в. до Р. X.); но из совокупных свидетельств, преимущественно арабских писателей, и нумизматических данных можно заключить, что Б. был основан между 922—976 гг. (И. Н. Березин относит основание его к XIII в.). Наши же летописцы стали упоминать имя г. Б. довольно поздно, в первый раз — в 1360 г., по случаю взятия Б. ордынским князем Булат-Темиром; но по мнению Карамзина, г. Булгар нужно разуметь и под “Великим городом” летописцев, упоминания о котором находим и в первой половине XII в. Г. Шпилевский старался доказать, что под “Великим городом” следует разуметь не Булгар, а Биляр (нынешний Билярск).
    Писатели Х и XI вв. почти единогласно свидетельствуют, что в то время Б. был весьма незначительным городом, служа складочным местом торговли болгар, часто подвергался нападению и разрушению со стороны князей руссов, но, под влиянием развивавшейся торговли, вновь отстраивался и расширялся. Характер торгового городка оставался за Б. и в последующие века; но в половине XIII в., с разрушением татарами Биляра, к нему перешло от последнего и политическое значение; от имени ханов в нем стали чеканиться монеты, во время кочевок ханов Золотой орды на С он служил их местопребыванием, и к концу XIV ст. настолько усилился, что везде в наших летописях стал именоваться “Великими Болгарами”. В половине XV в. город, едва не ставший владением московского государя, после похода кн. Федора Давидовича Пестрого в 1431 г., вошел в состав вновь образовавшегося Казанского царства. Политическое значение его, конечно, тотчас же исчезло; вскоре перестал он быть и торговым городом, и, обратившись впоследствии в небольшое татарское поселение, стал лишь привлекать внимание своими развалинами, свидетельствующими о минувшей его славе и которыми особенно богато и теперь вышеназванное село Болгары (см.).
    Сделав краткий очерк устройства и внутреннего быта Болгарского государства на основании, главным образом, свидетельств арабских писателей, перейдем теперь к показаниям наших летописей о тех отношениях, какие у них существовали с русскими (об отношениях к другим их соседям, Юга и Востока, ничего не известно).
    Наши летописи начинают говорить о Б. со второй половины Х века и различают булгар: волжских, серебреных, или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских, которые, по объяснению В. В. Григорьева, суть отдельные племена, находившиеся под главным управлением царя болгарского. В 969 г. они впервые подверглись нападению русских, предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию Ибн Хаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 году, как сообщает Массуди, помогали хозарам разбить русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. Военные столкновения происходили у них с русскими и в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг.; при этом надо заметить, что Б. гораздо чаще должны были выдерживать нападения, чем сами нападали, хотя они во время своих вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218) и овладевали этими городами. Их столица не раз была разоряема русскими войсками, и не раз вожди последних, после нерешительной битвы, заключали с ними мир. Причину таких частых вторжений со стороны русских в землю Б. историки обыкновенно усматривают в желании овладеть богатствами последней. Между этими известиями наш летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Б. снабдили русских большим количеством хлеба. Этим сообщением летописца, кажется, вполне оправдывается утверждение арабских писателей, что Б. — народ земледельческий, и в то же время, им можно воспользоваться для предположения о торговле Б. с русскими зерновым хлебом, а не пушными зверями, которыми они и сами были богаты. Общий же характер сношений Б. с русскими склоняется более в пользу войны, чем мира до самого нашествия монголов. Последние, в первое свое нападение на Россию, оставили, кажется, Б. в покое; но когда потомки Чингисхана отправились покорять земли, лежащие к З, Булгария первая пала жертвою их кровожадности. Весною 1236 г. вождь Субутай вступил в пределы ее и взял столицу Булгар. Не имея возможности сопротивляться несметным полчищам монголов, Б. сначала им покорились без сопротивления; но как только те удалились, они свергли их зависимость. Тогда Субутай вторично вторгнулся в их землю и поработил ее совершенно, сопровождая свое порабощение кровопролитием и разорением, чем и нанес решительный удар самостоятельности Б. С этого времени они перестали существовать в виде отдельной нации, составили часть Кипчацкой орды и до самого падения разделяли судьбу ее, сливаясь более и более с победителями, так что утратили наконец и свое народное имя.
    Что же касается отношений Б. к русским после 1236 г., то о них долгое время наши летописи ничего не сообщали и упоминают впервые едва ли не около 1359 г., когда вольница новгородская овладела Б. городом Жукотиным; после этого летописец начинает уже довольно часто упоминать о Б., и из этих упоминаний видно, что старинная вражда их с русскими не прекращалась, а иногда принимала еще более острый характер. Главными врагами их в это время были: новгородская вольница и великий князь московский. Особенно много пострадала Булгария от Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали Б. городами и ставили в них своих “таможенников”. Вскоре Б. и окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно — положительно сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Васильевиче Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул “государя Болгарии” носил еще дед его, Иоанн III. В нынешнем Императорском титуле государь император называется также “князем Болгарским”.
    Литература. Френ, “Aelteste Nachrichten ueber die Wolga-Bulgaren” (в “Memoir. de l’Acad.”, VI s.; его же, “De nummorum Bulgaricorum forte antiquissimo, libri duo”; Кеппен, “О волжских Булгарах” (в “Жур. Мин. Нар. Пр.” за 1836 г., ч. XII); Эрдман, “Die Ruinen Bulghars” (в “Beitrage zur Kentniss der Innern von Russland” (т. I); Charmoy, “Relation de Mas’oudy et d’autres auteurs” (в “Mem. de l’Acad.”, 1834); Григорьев, “Булгары Волжские” (в “Библиотеке для Чтения”, 1836 г., 11 кн.) и его же статья в “Энцикл. Лексиконе Плюшара”, т. VII, под словом “Булгары Волжские”; Березин, “Булгар на Волге” (в “Ученых Записках Казанского Унив.” за 1852 г., т. III); Хвольсон, “Известия Ибн Дасты” (СПб., 1869); Гаркави, “Сказания мусульманских писателей”; Лихачев, “Бытовые памятники великой Булгарии” (в “Трудах 2-го археологического съезда”); Невоструев, “О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств” (в “Трудах 1-го археологического съезда”); Риттих, “Материалы для этнографии России” (Казанская губ., Казань, 1870 г., т. I); Шпилевский, “Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии” (Казань, 1877).
    В. Р.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *