Кто такой мерчендайзер и чем он занимается?

12 ответов на вопрос “Кто такой мерчендайзер и чем он занимается?”

  1. От одиночества тошнит Ответить

    Мерчендайзер — это относительно новое понятие в русском языке, которое в буквальном смысле подразумевает человека, работающего с товарами. С каждым годом такая должность становится все актуальней. Ведь современная экономика любой компании основана на продажах и способах их увеличения. Поэтому и необходим конкретный сотрудник, функциональные обязанности которого будут тесно связаны с продукцией.

    Основные обязанности мерчендайзера

    Для понимания, что же все-таки делает мерчендайзер, рассмотрим ситуацию в магазинах самообслуживания. В небольших торговых точках с единственным продавцом, потребности в работнике по товару нет. А вот в супермаркетах и гипермаркетах необходим человек, который будет постоянно следить за конкретными витринами, прилавками, где расположена вверенная ему продукция.
    Основные функции мерчендайзера:
    оформление и четкая организация витрин, прилавков;
    пополнение недостающих товаров;
    учет остатков и заказ продукции на перспективу;
    выполнение конкурентного анализа идентичных категорий товаров;
    расположение продукции в свободной доступности для потребителей;
    составление статистики покупок и отчета по проделанной работе;
    контроль указанных цен;
    взаимодействие с продавцами и супервайзером.
    Должность мерчендайзера не требует специального образования, при этом дает хорошую возможность для развития в сфере торговли. Это повышает спрос среди соискателей на замещение данной вакансии, пусть и для временной занятости. Однако минимальные навыки необходимы в обязательном порядке. Потенциальный работник с товарами должен хорошо знать ассортимент продукции, свои права и обязанности на территории торгового зала.
    Не так давно появились понятия «мобильный» и «стационарный» мерчендайзер. В первом случае работник обслуживает несколько торговых точек. При этом он в цикличной форме посещает все магазины, где находится его товар. Такой сотрудник должен быть очень активным, зачастую на личном транспорте, для своевременного обслуживания. Стационарный мерчендайзер привязан к конкретной точке, как правило, крупного торгового центра.

    Требования к соискателю на должность мерчендайзера

    Чтобы мерчендайзер качественно выполнял свои должностные обязанности, он должен иметь определенные навыки и профессиональные черты. Прежде всего, требуется способность к самоорганизации. Так как данные сотрудники работают по одному, над ними нет прямого контроля. Поэтому для эффективного труда мерчендайзеры должны ответственно относится к выполнению своих функций.
    Главные требования к данным сотрудникам:
    базовые знания ассортимента товара;
    опрятный внешний вид;
    коммуникабельность и стрессоустойчивость;
    аналитическое мышление;
    активность и готовность к работе с плавучим графиком;
    выносливость для стоячей работы;
    знание ПК на уровне пользователя для составления отчетов.
    Четкое соблюдение своих должностных обязанностей позволит мерчендайзеру быстро и качественно выполнять работу и регулярно повышать уровень продаж подотчетных категорий товаров, осуществлять продвижение их на потребительском рынке.

    Как стать мерчендайзером

    Разобравшись, что делает мерчендайзер, вы можете сами для себя решить, подходите ли вы на эту должность. Существуют варианты временной работы по этой вакансии. В таком случае работодатель, при необходимости, нанимает на один раз или с определенной периодичностью себе человека. Для получения частичной занятости следует разместить резюме на специализированном сайте поиска временного трудоустройства и подать отклики на интересующие вакансии!

  2. FunnyPark Ответить

    Эффект «Фигура и фон», который заключается в том, что продвигаемый товар (или линейку товаров) для продажи необходимо ярко выделить на фоне прочих. Это можно сделать с помощью яркого цвета, люминесценции, подсветки, большего количества или размера, необычной упаковки, POS-материалов (это особые ценники, флажки, магниты, шины с названием торговой марки, шелфтокеры, наклейки, лотки и т. п. интересные штучки, привлекающие внимание к товару).
    Закон «На уровне глаз»: взгляд человека дольше устремлен на товар, расположенный на уровне глаз. Поэтому такой товар и продаётся быстрее. Расположив продвигаемый товар на уровне глаз человека среднего роста, можно добиться нужного эффекта.
    Закон «Мертвая зона» гласит: человек хуже видит и воспринимает то, что расположено внизу, а особенно, в левом нижнем углу. Поэтому мерчендайзеры кладут вниз товары крупного размера или в упаковке либо товарный запас.
    Закон «Переключение внимания» направлен на то, чтобы создавать зрительные акценты в длинном и скучном ряду однообразного товара с помощью POS-материалов: вывесок или шин с крупным названием торговой марки, разграничителей.
    Закон «Группировка» предполагает групповую выкладку товара по разным критериям: видам товара, торговой марки, цене и т. п. Самый лучший вариант — группировка по нескольким признакам. При этом логика выкладки не должна быть слишком сложной для покупателей.
    Закон 2/3. Центральная часть витрины и чуть далее — лучшее место для размещения продвигаемого товара. Как правило, покупатели начинают внимательно рассматривать товары в этой части. При входе в магазин их внимание направлено на общую ориентацию в торговом зале; память занята списком необходимых товаров. И конкретное внимание на товары у человека включается, начиная с центральной части витрины.
    Закон «7 ± 2» предполагает, что люди в покое могут запомнить всего 7 ± 2 предметов из окружающего пространства. Но магазин — это далеко не спокойное место, поэтому восприятие снижается до 3-5 предметов. Этот закон касается POS-материалов, количество которых не должно превышать 7. Иначе они из акцента превратятся в незаметный фон.

  3. 0*Solnce*0 Ответить

    Главной целью любого торгового бизнеса представляется увеличение объема продаж. В значительной степени данный показатель определяется эффективностью инструментов управления сбытом, позволяющих превратить обычного посетителя магазина в реального покупателя. Более того, современные технологии воздействия на целевую аудиторию не только наталкивают ее представителей на мысль о совершении покупки, но и заставляют таковых приобретать продукцию конкретного бренда.
    Необходимость системного подхода к стимулированию розничных продаж привела к появлению такой профессии, как мерчендайзер: кто это и чем занимается, сегодня достаточно туманно представляют себе не только рядовые граждане, но и некоторые представители малого бизнеса. Между тем специалисты по мерчендайзингу играют важную роль в торговой деятельности: без их помощи сложно создать привлекательную для клиентов торговую точку и выстоять в конкурентной борьбе с крупными сетями.

    Что такое мерчендайзинг?

    Размещение продукции, основанное на самых распространенных моделях поведения покупателей, увеличивает оборот магазина в среднем на 12%. Учитывающая особенности визуального восприятия выкладка добавляет к выручке 15%, а привлечение внимания к выгодным для торговой точки позициям — еще 25%. В сумме правильное оформление заведения позволяет зарабатывать на 100–200% больше в сравнении с магазином, где продукция на полках разложена произвольно.
    Владельцам бизнеса, желающим добиться подобного роста, придется узнавать, что означают слова «мерчендайзер» и «мерчендайзинг». В данном случае речь идет о направлении маркетинга, охватывающем способы пассивного привлечения внимания посетителей торговых точек к нужным брендам или товарным группам без активного участия в этом процессе работников магазина. Потребность в мерчендайзинг мероприятиях подтверждается статистическими данными:
    60% клиентов принимают решение о покупке того или иного товара спонтанно, стоя непосредственно перед витриной;
    70% граждан, запланировавших покупку заранее, также выбирают конкретный бренд, уже находясь в торговой точке;
    30% потребителей готовы изменить свои предпочтения, если другой товар той же ценовой категории покажется им более привлекательным.
    Чтобы воздействовать на выбор таких сомневающихся покупателей и стимулировать сбыт определенных товаров, нужно при помощи рекламных материалов и визуального оформления мест продажи:
    Указать посетителю магазина на местонахождение определенной продукции;
    Привлечь его внимание к необходимым торговым маркам;
    Предоставить клиенту информацию о преимуществах этого товара;
    Убедить его в целесообразности немедленного совершения покупки;
    Занять максимальное полочное пространство и оттеснить конкурентов;
    Заставить посетителя приобрести больше товаров и увеличить сумму чека.
    Термин «мерчендайзинг» в числе прочих позаимствован из английского языка, где он представляет собой производное от глагола to merchandise (торговать). Дискуссия о том, как правильно — «мерчендайзинг» или «мерчендайзинг», вызвана отсутствием официального толкования понятия в законодательстве, тогда как поисковые машины для соответствующих запросов выдают примерно равное количество результатов. Следует отметить, что первый вариант чаще встречается в переписке обычных пользователей, тогда как второй предпочитают авторы книг и представители профильных компаний. На основании этих исследований можно заключить, что в настоящий момент оба способа написания термина равнозначны.

    Кто такой мерчендайзер?

  4. Dreladar Ответить


    Продолжу рассматривать новые и востребованные профессии, и сегодня расскажу вам, кто такой мерчендайзер, чем он занимается, в чем заключается профессия и работа мерчендайзером. На сегодняшний день это диковинное слово встречается у нас в обиходе довольно часто, но многие до сих пор не знают, что оно означает. Ну что же, давайте исправим этот недочет. Итак, кто такой мерчендайзер?
    Для представителей любого бизнеса, так или иначе связанного с торговлей товарами, главной целью развития дела всегда является увеличение объема продаж. А он, как вы можете посмотреть по ссылке, зависит сразу от четырех основных критериев, среди которых так называемая конверсия, то есть, показатель доли превращения потенциальных клиентов в реальных. Другими словами, когда человек заходит в магазин или супермаркет, нужно сделать так, чтобы он обязательно совершил покупку нужного товара. Вот именно над этим, наряду с другими специалистами, работают мерчендайзеры.

    Кто такой мерчендайзер?

    Сам термин заимствован из английского языка (merchandise) и дословно переводится как более понятное нам “товароведение”.
    Мерчендайзер – это специалист, отвечающий за пассивное продвижение товаров и бренда своей компании внутри торговых точек. То есть, человек, который делает все возможное, для того, чтобы как можно больше покупателей приобрели товар, при этом не контактируя с покупателями напрямую. Человек, который отвечает за увеличение объема продаж на местах.
    В постсоветских странах первые мерчендайзеры появились совсем недавно, буквально 10-20 лет назад. А вот, например, в США мерчендайзинг зародился еще в начале 30-х годов 20 века, во времена Великой депрессии. Но более активное его развитие отмечается с 70-х годов, когда начали появляться первые супермаркеты.
    Принято считать, что основы мерчендайзинга на отечественных рынках были заложены компаниями Pepsi и Coca-Cola: именно они начали первыми нанимать специалистов, которые раскладывали бы продукцию в супермаркетах особым образом и снабжали ее фирменным оформлением. Началось это в самые последние годы 20 века, после финансового кризиса 1998 года, когда покупательная способность граждан и, следовательно, продажи в бизнесе упали очень существенно. Но, если смотреть шире, то еще ранее мерчендайзингом начали заниматься рыночные торговцы – еще тогда некоторые из них раскладывали товары особым образом, чтобы способствовать увеличению продаж. А сейчас на любом рынке это уже очень распространенное явление.

    Обязанности мерчендайзера.

    Теперь рассмотрим более подробно, чем занимается мерчендайзер, что входит в его должностные обязанности.
    На первый взгляд, может показаться, что работа мерчендайзером достаточно проста: разложил нужным образом товары на полках, и все. Но это не совсем так, потому что ключевых функций у представителей этой специальности две, и вот о второй многие забывают.
    Итак, в должностные обязанности мерчендайзера обязательно входит:
    Грамотная и профессиональная выкладка товаров компании в местах реализации.
    Снабжение торговых точек рекламными материалами, популяризирующими бренд компании и грамотная установка этих материалов.
    Но это только ключевые функциональные обязанности мерчендайзера. Помимо этого, его работа включает в себя:
    Обучение продавцов грамотному представлению товара покупателям (разъяснение функциональных и качественных характеристик товара, способов его применения/употребления, преимуществ в сравнении с аналогами, сервисного обслуживания, гарантий и т.д.);
    Ведение переговоров об установлении оптимальной торговой надбавки для розничной продажи товара, отпускных цен в магазинах и супермаркетах;
    Оценка покупательского спроса, целевой аудитории для конкретного товара и конкретной торговой точки;
    Определение оптимального ассортимента и количества продукции, уровня запасов для реализации в конкретном магазине;
    Подбор, расстановка, оформление торгового оборудования под свою продукцию (форма, цвет, освещение и т.д.);
    Анализ конкуренции, способов продвижения конкурентами аналогичных товаров для усиления своих конкурентных позиций на рынке;
    Ведение отчетности и подведение итогов по эффективности использования тех или иных способов маркетинга и брендинга компании.
    Если кратко обобщить, то все должностные обязанности мерчендайзера сводятся к стимулированию пассивных продаж товаров компании, на которую он работает.

    Требования к мерчендайзеру.

    Далее немного о том, каковы основные требования к мерчендайзеру, каких людей берут на эту работу.
    Поскольку эта профессия, специализация является достаточно новой для постсоветского пространства, высших учебных заведений, выпускающих конкретно мерчендайзеров, практически нет. Поэтому, для устройства на работу мерчендайзером идеально подойдет диплом по специальности маркетинг или товароведение, либо по каким-то смежным специализациям.
    Кроме того, компании-работодатели предъявляют следующие требования к мерчендайзерам:
    Презентабельная внешность (мерчендайзер постоянно общается с разными людьми и должен располагать к себе);
    Готовность к командировкам (мерчендайзер регулярно объезжает торговые точки, где представлена продукция компании, в т.ч. в других городах и регионах);
    Активность, выносливость, стрессоустойчивость;
    Умение принимать решения и нести за них ответственность;
    Наличие автомобиля и водительского удостоверения.
    Непосредственно владение технологиями выкладки товаров и другими навыками, необходимыми в работе мерчендайзера, конечно же, будут большим преимуществом, но если их нет – не беда: ввиду нехватки опытных специалистов, компании часто принимают на работу соискателей, не имеющих такого опыта, и обучают его самостоятельно через курсы, тренинги, менторинг, коучинг, наставничество и т.д.

    Работа мерчендайзером.

    Далее о том, куда пойти работать мерчендайзером, а также какие преимущества и недостатки несет в себе эта профессия.
    Мерчендайзеры, как правило, требуются в крупные корпорации, имеющие свой бренд и распространяющие продукцию на широкую целевую аудиторию. Чаще всего это продукты питания разных групп, алкогольная и табачная продукция, бытовая химия, средства гигиены, лекарства.
    Мерчендайзеры требуются в компании, чей бренд на слуху и широко распространен, в компании, товары которых представлены в большинстве супермаркетов и магазинов.
    Вакансии этих компаний и требования к соискателям можно найти на крупных порталах по трудоустройству, а также на сайтах самих компаний.
    Работа мерчендайзером бывает двух разновидностей:
    Стационарный мерчендайзер – специалист, закрепленный за конкретной торговой точкой (как правило, это очень крупный супермаркет или гипермаркет), и отвечающий за продвижение товаров именно в ней.
    Мобильный мерчендайзер – специалист, не привязанный к конкретному рабочему месту, обслуживающий целую сеть торговых точек (например, определенный город, район, регион).
    Теперь рассмотрим основные преимущества и недостатки этой работы.
    Работа мерчендайзером, плюсы:
    Несложно устроиться, не имея аналогичного опыта работы;
    Работа активная, постоянно в движении, общение с людьми;
    Работа в крупнейших компаниях, где всегда предоставляется полный соцпакет, официальная зарплата, другие привилегии для сотрудников;
    Зарплата, как правило, не зависит от продаж (в сравнении, например, с торговыми представителями).
    Работа мерчендайзером, минусы:
    Очень часто необходимым условием является наличие личного автомобиля и использование его в служебных целях;
    Работа мерчендайзера, как правило, связана с постоянными командировками;
    Ненормированный рабочий день;
    Наличие вакансий только в крупных компаниях, крупных городах.

    Сколько зарабатывает мерчендайзер?

    Ну и в заключением о том, что наверняка интересует многих: сколько зарабатывает мерчендайзер, какой доход может приносить его работа?
    Конечно же, многое зависит как от конкретной компании, так и от конкретного специалиста. Но если обобщить, то можно сказать, что работа мерчендайзера не самая высокооплачиваемая, но и не самая низкооплачиваемая – это некий средний уровень зарплаты рядовых сотрудников в компании.
    То есть, к примеру, мерчендайзер зарабатывает больше, чем продавец, но меньше, чем торговый представитель. Что важно, он, как правило, работает “на окладе”, заработная плата не зависит от выполнения каких-либо планов продаж. Однако, при хорошем уровне продаж в целом по компании/региону мерчендайзеры могут получать дополнительные премии.
    Теперь вы имеете представление о том, кто такой мерчендайзер, каковы его должностные обязанности и требования к сотрудникам, в чем заключается работа мерчендайзера, и можете сами делать выводы о том, насколько это интересно конкретно вам.
    Я же желаю вам успехов в трудоустройстве и на этом прощаюсь. До новых встреч на Финансовом гении – сайте, где вы можете существенно повысить свой уровень финансовой грамотности и освоить новые, перспективные способы активного и пассивного заработка.

  5. zizi_sk Ответить

    Согласно стандартной должностной инструкции, человек, назначаемый на должность мерчендайзера, должен иметь профессиональное образование по специальности «мерчандайзинг», либо иметь дополнительную подготовку в этой области знаний.
    В частности он должен знать следующие моменты:
    основы менеджмента и маркетинга;
    действующее законодательство, регулирующее торговую деятельность;
    основы трудового законодательства;
    основы социологии и психологии;
    основы рыночной экономики;
    этику делового общения;
    принципы организации работы по формированию спроса на товар и его продвижению;
    основы применения различных инструментов мерчандайзинга;
    виды рекламы и принципы проведения рекламных кампаний;
    основные свойства продаваемого товара и действующие цены;
    методы оценки эффективности выкладки товара в местах продаж;
    принципы эффективности использования торгового пространства;
    психологические типы покупателей и модели их поведения.

    Какие обязанности выполняет мерчендайзер?

    Основной пункт в должностной инструкции мерчендайзера — пункт, описывающий его должностные обязанности, которые заключаются в следующем:
    Посещает торговые точки на закрепленной за ним территории, согласно утвержденному графику.
    Осуществляет выкладку товара в местах продаж, соблюдая при этом установленные стандарты мерчандайзинга.
    Следит за наличием на полках максимально возможного ассортимента товаров, сверяет остатки и в случае необходимости оформляет заказ.
    Консультирует покупателей о потребительских свойствах товара.
    Отвечает за размещение фирменного оборудования и рекламных материалов, а также за своевременность их обновления.
    Контролирует наличие корректных ценников на свой товар.
    Следит за сроками годности товара и соблюдает ротацию на местах продаж по принципу — товар, изготовленный ранее, располагается ближе к покупателю.
    По возможности дублирует точки продаж товара, улучшает условия его размещения по отношению к товарам конкурента.
    В случае возникновения претензий со стороны клиента по качеству или количеству поставляемого товара, передает информацию супервайзеру.
    По поручению супервайзера, занимается сбором маркетинговых данных.
    Ведет отчетность установленной формы по всем закрепленным за ним торговым точкам, в том числе делает фотоотчеты.
    В зависимости от специфики работы той или иной компании, список обязанностей мерчендайзера может дополняться и другим функционалом.

    Что делает мерчендайзер в супермаркете?

    В небольших продуктовых и других магазинах функции мерчендайзера зачастую возлагаются на обычных продавцов.
    В гипермаркетах и супермаркетах торговый персонал, как правило, обучают основам мерчандайзинга. В особенности, если это касается работы с частными торговыми марками.
    Сторонние же поставщики, в условиях жесткой конкуренции, сами заинтересованы в увеличении товарооборота и каналов сбыта своей продукции.
    По этой причине они закрепляют за крупными торговыми сетями своих мерчендайзеров, которые в зависимости от объемов продаж, могут находиться целый день на одной торговой точке, либо посещать несколько магазинов за день.
    Со своей стороны, руководству супермаркетов и гипермаркетов выгодно пользоваться услугами сторонних мерчендайзеров, поскольку зачастую на их долю приходится до половины всей работы, связанной с выкладкой товара в торговом зале.
    Это позволяет им экономить на расходах по заработной плате, так как эти расходы ложатся на плечи компании-поставщика.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *