Кто такой порфирий петрович в преступлении и наказании?

19 ответов на вопрос “Кто такой порфирий петрович в преступлении и наказании?”

  1. Kiolli Ответить

    Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность —это одно, а внутренняя, главная суть —это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, —всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза — «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.
    И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но — умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

    Особенные качества личности

    Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.
    Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они — все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так — одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.
    Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.

  2. Venrok Ответить

    Впервые о Порфирии Петровиче мы узнаем от Дмитрия Разумихина, упомянувшего о своем дальнем родственнике, который служит в чине следственного пристава и расследует дело об убийстве двух женщин на своем участке, чиновницы, дававшей деньги под заклад, и ее сестры.
    Первое впечатление Порфирий Петрович производит двойственное. Встречает он Раскольникова и Разумихина у себя дома без церемоний, в домашнем халате и стоптанных тапочках.
    На вид ему около тридцати пяти лет, с полноватым брюшком, круглолицый и немного курносый. Вся фигура словно бабья. Маленький, толстенький Порфирий Петрович сам иронично говорит о том, что его внешность вызывает у других лишь комические мысли.
    Выражение лица насмешливое и добродушное. Только взгляд его глаз с каким-то водянистым блеском настораживает Раскольникова своей серьезностью и пытливостью. Он чувствует проницательность этого толстячка, способность проникать в суть происходящего и понимает, что следователь ждал этого знакомства и был готов к нему.
    Порфирий Петрович осведомлен о последних днях в жизни студента и знаком с его статьей. Он вовлекает Раскольникова в спор о сути его теории, вызывая на откровенность. И Родион почувствовал, что с ним этот человек затевает хитроумную игру и что-то подозревает. Чтобы развеять эти подозрения, Раскольников был вынужден сам явиться в участок с заявлением о закладе своих вещей у процентщицы. Там Порфирий действует уже более решительно. Как опытный психолог, он сначала пытается отвлечь посторонней болтовней подозреваемого, затем почти отрыто каверзными и провокационными вопросами склоняет к признанию, отмечая, что болезненное состояние Родиона имеет свои причины, о которых он, сопоставив факты, догадывается. Неожиданное признание Миколки путает его планы.
    В третий раз Порфирий Петрович сам навещает Раскольникова и предстает уже совсем другим человеком. Казавшийся ранее притворяющимся и лукавым, теперь он открыто признается в отсутствии у него улик и предлагает явку с повинной. Он сочувствует Раскольникову и искренне желает облегчения его участи. Сам считает себя честным человеком и обещает сдержать данное слово сделать все возможное, чтобы смягчить наказание, уверяя, что для Родиона Романовича впереди возможна еще новая, другая жизнь. А о себе искренне говорит, как о человеке поконченном, слабом, хотя с совестью и сердцем. Он циник и скептик, но любит свое дело, ему интересно понять психологию преступника. Это умение проникнуть в душу человека помогает спасти от каторги неповинного Миколку и убедить Раскольникова донести на себя самому.

    Образ 3

    Одним из ключевых героев творения «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Петрович работал приставом в следственном отделе в полиции Петербурга. Он вел дело об убийстве процентщицы – старухи Алены Ивановны и Елизаветы. По родственным связям герой приходился дальним родственником Разумихина. Петрович был умен, проницателен, хитер, ироничен и незауряден.
    За 2 месяца до открытия уголовного дела Петрович прочитал анонимную статью об убийстве. Герой обладал особым талантом разгадывать сущность людей. Во время допроса Порфирий довел Раскольникова до сумасшествия. При следствии Раскольников понимает, что его разоблачили. Под натиском вопросов Порфирия преступник признается в убийстве. Спустя время у героя появилась привязанность к преступнику. Порфирий убедил Раскольникова сознаться в преступлении. При допросе Петрович всегда использовал необычный способ. Приставу было 35 лет. Порфирий был низкорослым и толстым человеком. Он всегда ходил опрятно с выстриженными волосами и выбритыми усами. Во время следствия Порфирий делает вид, будто все знает о Раскольникове. Преступник начинает спорить, а пристав напоминает об анонимной статье.
    Во второй раз Раскольников пришел к следователю сам. Он ненавидел и при этом боялся Порфирия. Во время очередного допроса Петрович намекнул герою об его преступлении. На третьей встрече Петрович заставляет Раскольникова признаться в убийстве. Герой желал Родиону только добра и хотел, чтобы он признался. А Раскольников видел в нем врага. Порфирий постоянно намекал ему о признании в виде шуток.
    Порфирий был настоящей загадкой. Раскольников отталкивался и одновременно тянулся к приставу. Раскольников был эмоционально и физически измотан. Его одолевал страх разоблачения. Ранее он воспринимал себя как Наполеона. Но под уговорами и давлением со стороны Порфирия он понял, что это не так. По сравнению со своим кумиром Раскольников не мог справиться с угнетающими чувствами, которые одолевали его после убийства вредной старухи. Родион считал, что его убийство хуже, чем кровавые деяния его кумира Наполеона. Раскольников не мог определить, где он совершил ошибку. В этом поединке на разоблачение Порфирий одержал победу, доказав вину Раскольникова.

  3. Fryx Ответить

    («Преступление и наказание»)
    Пристав следственных дел; дальний родственник Разумихина. Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы Алёны Ивановны и сестры её Лизаветы. Разумихин впервые и привёл Раскольникова (по его же просьбе — дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить…) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать…» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями… Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: « — Ведь вот-с… право, не знаю, как бы удачнее выразиться… идейка-то уж слишком игривенькая… психологическая-с… Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком “необыкновенным” и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с? А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»
    Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный Миколка Дементьев, взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».
    Порфирий Петрович — единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

  4. ghytu Ответить

    Порфирий Петрович – следователь, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее младшей сестры Лизаветы. Порфирий Петрович – человек 35 лет, не имеющий в романе фамилии. Внешность героя противоречит его внутреннему содержанию. Порфирий невысок ростом, имеет плотную фигуру и совсем не является красавцем: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами».
    С его комичной внешностью не вяжется образ блестящего следователя, человека, способного вывести на чистую воду любого преступника. его простоватый вид часто помогал ему в раскрытии преступлений, он мог прикинуться глупцом, чтобы в нужный момент подловить подозреваемых.
    Следователь был не женат и имел множество причуд. Он мог притвориться, что уходит в монастырь или жениться, да так, что все окружающие в этом не сомневались. Трудно сказать, зачем это ему было нужно. Возможно, таким образом, он тренировал свои психологические подходы к пасследованию преступлений.

  5. Evgen.50 Ответить

    «Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве Федора Михайловича Достоевского и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

    История создания

    Писатель Федор ДостоевскийПроизведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».
    «Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.
    Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.
    Внешность Порфирия ПетровичаВнешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.
    Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

    «Преступление и наказание»

    Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.
    Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.
    Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.
    Родион РаскольниковБиография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.
    Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.
    Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.
    Родион Раскольников на допросе у Порфирия ПетровичаПобеда следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.
    Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.
    Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

    Экранизации

    Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия ПетровичаЯвляясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.
    Андрей Панин в сериале “Преступление и наказание”За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел Иннокентию Смоктуновскому. Александр Сокуров, работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста Сергея Барковского, а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере Андрея Панина.

    Цитаты

    «Вы и убили-с», – приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:
    «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:
    «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:
    «Смерть — это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть — это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…» Автор предоставляет читателю возможность додумать финал фразы самостоятельно.

  6. oleg15081979 Ответить

    ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий П.П. обратил внимание на анонимную газетную статью «О преступлении», в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком «высшего разряда» людей «низшего разряда», и через редактора узнал фамилию автора — Раскольников. Основу коллизии между П.П. и Раскольниковым составляет спор о сущности преступления, во время которого убийца излагает свои мысли о «праве на преступление» для «необыкновенных» людей. Обнажая метафизические корни нигилизма Раскольникова, дуалистическое мировоззрение и неверие в Бога, не имеющий улик П.П. все же дает понять преступнику, что тот разоблачен. Постепенно проницательный следователь доводит подозреваемого до нервного срыва и фактического признания. Однако неожиданное для всех появление маляра Миколки, взявшего на себя вину по исконной народной потребности «пострадать» ради искупления греха несоответствия идеалу, каковым является Христос, спутывает ближайшие планы П.П. Несмотря на факт признания Миколки, П.П. уверен, что «тут дело фантастическое, мрачное, современное, . Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце…». П.П. чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни.
    Следователь Порфирий Петрович из романа “Преступление и наказание” — умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.
    Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. “Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке…”
    Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.
    Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, “всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя”. В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. “Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!”
    Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.
    Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его “хи-хи”, смешанные с состраданием, нетерпимы для “наполеончика” из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает — и этим снимает маску и добивает Раскольникова.
    Измотанный страхом разоблачения, Раскольников “почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел”. Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: “Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: “полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к “старушонке”? Эх, дрянь!..”
    Главный герой “Преступления и наказания” постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной “гаденькой старушонки”. Раскольников чувствует, что его преступление — в отличие от кровавых деяний Наполеона — стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. “Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто. — Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается”.
    Сохранить

    / Характеристики героев / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Порфирий Петрович

    Смотрите также по
    произведению “Преступление и наказание”:

    Сочинения
    Краткое содержание
    Полное содержание
    Критические статьи

  7. tashkentus Ответить

    Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым. Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора). На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.
    В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона. И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом. Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.
    Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике. Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию. Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.
    Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова. Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения. И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.
    Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве. Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете. Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.
    Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову. Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции… После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.
    Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова. И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда… И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»
    Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.
    Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так… кто же… убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?… да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с”, — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».
    Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.
    Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя. Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт. Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.
    При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.
    Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом. Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы. Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости. С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.
    Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик. Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни. Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.
    Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.
    Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека. Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.
    Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной. Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший. Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.
    И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого. Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына. И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.
    Порфирий уже выбрался из чащи на открытое поле, а Раскольников — еще нет. И следователь готов поделиться своим опытом с молодым человеком. Тот же тип связи характеризует и отношения между Свидригайловым и Раскольниковым. Только вместо человеческого опыта здесь фигурируют грязное стариковское распутство и чистый юношеский идеализм. Диалоги между Порфирием и Раскольниковым вписываются в ту же парадигму: это разговоры между человеком многоопытным и юнцом
    Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу. «Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.
    Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.
    Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша). Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь. Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.
    Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.
    Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

  8. smilek839 Ответить


    Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского «Преступление и наказание» раскрыт в этой статье.

    «Преступление и наказание» характеристика Порфирия Петровича

    Порфирий Петрович — пристав следственных дел, следователь, ведет дело об убийстве старухи-ростовщицы. Он является настоящим патриотом, к каждому преступнику он пытается найти индивидуальный, так сказать, психологический подход.
    «…Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать».
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следователь постоянно провоцирует Раскольникова, задавая каверзные и как будто нелепые вопросы.

  9. korabll Ответить

    Смотреть что такое “ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ” в других словарях:

    Порфирий Петрович (“Часы”) — Смотри также Человек смирный, собою неказистый, болезненный; занимался хождением по делам тяжебным и иным . Сам себя величал стряпчим ; в прежние времена (начало XIX ст.) подобных ему людей обзывали подьячими, крючками, крапивным семенем . В… … Словарь литературных типов
    Пятницкий, Порфирий Петрович — минералог и геолог. Род. в 1860 г. По окончании курса в Харьковском университете (1886 г.) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а, защитив магистерскую диссертацию, был командирован за границу. Начиная с 1893 г. читал лекции в… … Большая биографическая энциклопедия
    Мироносицкий Порфирий Петрович — писатель (родился в 1867 г.), воспитанник Казанской духовной академии, магистр богословия. Состоит редактором журнала Народное Образование и ежедневной газеты Приходский Листок (1914 1915). Главные его работы: Афинагор, христианский апологет II в … Биографический словарь
    Пятницкий Порфирий Петрович — Пятницкий (Порфирий Петрович) минералог и геолог. Родился в 1860 году. По окончании курса в Харьковском университете (1886) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а по защите магистерской диссертации был командирован за границу. Начиная с … Биографический словарь
    Мироносицкий, Порфирий Петрович — писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала “Народное Образование”. Главные его труды: “Афинагор, христианский апологет II века” (Казань, 1894, магистерская диссерт.); “Дневник учителя… … Большая биографическая энциклопедия
    Мироносицкий Порфирий Петрович — писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала Народное Образование . Главные его труды: Афинагор, христианский апологет II века (Казань, 1894, магистерская диссерт.); Дневник учителя церковно приходской школы (СПб … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    Пятницкий Порфирий Петрович — минералог и геолог. Род. в 1860 г. По окончании курса в Харьковском университете (1886 г.) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а, защитив магистерскую диссертацию, был командирован за границу. Начиная с 1893 г. читал лекции в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    Лекарев, Валерий Петрович — Валерий Петрович Лекарев Дата рождения: 6 (19) октября 1909(1909 10 19) Дата смерти: 14 сентября 1971(1971 09 14) (61 год) … Википедия
    Якушев, Алексей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушев. Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото … Википедия
    Ульянов, Владимир Петрович — Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото СССР 1952 … Википедия

  10. pashgan40 Ответить

    Порфирий считался отличным следователем, мог раскрыть даже самое запутанное дело. Секрет в том, что к работе следователя он относился как к свободному художеству. Герой умело использует психологические приемы и манипулирует людьми. Люди знали о нем, что любил он подшучивать и надувать.
    Часто сам о себе распускал слухи: то он в монахи идет, то под венец. Порфирий признается, что имеет скверный язвительный характер. Но вместе с тем, с уверенностью говорит, что он человек с сердцем и совестью. И это подтверждается в его поступках. Несмотря на некоторую циничность, он умеет понимать и сочувствовать людям. Так вышло и с Раскольниковым.
    Отношения Раскольникова и Порфирия Петровича напоминали игру в коши-мышки. Кошкой был опытный проницательный следователь, но и мышкой был не такой простой человек. Часто притворяясь глупее, чем он есть, Порфирий усыплял бдительность людей. Старался вывести на чистую воду следователь и главного героя, которого сразу стал подозревать в преступлении. Но все его доводы основывались в основном лишь на интуиции, поэтому Порфирий играл с Раскольниковым в игры разума.
    В финале именно Порфирий становится катализатором того, что Раскольников решается сдаться. Он просит Порфирия о том, чтобы его признание выглядело чистосердечным раскаянием, что смягчит наказание, а не результатом следствия. Порфирий соглашается, тем самым доказав, что для него важнее раскрыть дело, направить преступника на путь исправления, а не получить выгоду.

  11. Vice57 Ответить

    Встреча №1 (на квартире Порфирия Петровича)
    После убийства старухи и ее сестры Раскольников с помощью Разумихина знакомится с Порфирием Петровичем. Зачем Раскольников сознательно идет к следователю? Он делает это, чтобы разведать ситуацию и выяснить, подозревают ли его или нет.
    Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.
    Сам Порфирий Петрович уже некоторое время подозревает Раскольникова в совершении преступления. В эту встречу Порфирий не высказывает прямо своих подозрений. Однако Раскольников чувствует, что следователь что-то подозревает.
    Центральной темой этой встречи становится статья Раскольникова под названием “О преступлении…”. В эту встречу Раскольников объясняет Порфирию Петровичу и другим присутствующим суть статьи, в основу которой легла его теория об обыкновенных и великих людях.
    Благодаря этой беседе Порфирий Петрович еще больше убеждается, что Раскольников виновен в преступлении. При этом он не нападает на Раскольникова прямо, но делает намеки и пытается поймать его на словах.
    Встреча №2 (в конторе)


    Второй раз Порфирий Петрович и Раскольников встречаются в квартальной конторе, на следующий день после первой встречи. Раскольников приходит утром в контору, чтобы подать заявление о выкупе вещей, которые он закладывал у покойной старухи.
    На этот раз разговор Раскольникова и Порфирия проходит один на один и проходит более напряженно. В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя “мучить”. Раскольников требует допрашивать его “по форме”, а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает.
    Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление “кающегося” Миколки ломает планы Порфирия. Он резко прерывает беседу с Раскольниковым, практически выставляя его из конторы.

  12. valera-che88 Ответить

    В ходе первого поединка Раскольников и Порфирий, а также Разумихин и Заметов обсуждают статью Раскольникова “О преступлении” и изложенную в ней теорию Раскольникова.
    Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки:
    “Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь невежливо, Порфирий Петрович, ведь я еще, может быть, не позволю-с!.. Встану, да и брякну всем в рожу всю правду; и увидите, как я вас презираю!.. – Он с трудом перевел дыхание. – А что, если мне так только кажется? Что, если это мираж, и я во всем ошибаюсь, по неопытности злюсь, подлой роли моей не выдерживаю? Может быть, это всё без намерения? Все слова их обыкновенные, но что-то в них есть…” (Раскольников)
    Следователь по-дружески предлагает Раскольникову прийти завтра в контору по поводу заложенных у старухи вещей. Это приглашение звучит вполне безобидно. Но Раскольников выдает себя, интересуясь, будет ли тот его допрашивать:
    “… Вы хотите меня официально допрашивать, со всею обстановкой?…”
    Невиновному человеку вряд ли бы пришел в голову такой вопрос. Этим вопросом Раскольников вызывает у Порфирия Петровича еще больше подозрений.

  13. dimakrava Ответить

    Внешний облик Порфирия Петровича писатель описывает довольно тщательно. Круглый овал лица, белоснежная кожа, курносый нос. Во всей его фигуре, с круглым брюшком и плавными линиями, прослеживается что-то женственное. Непременно аккуратно подстриженные волосы и усы. Весь вид следователя вызывал доброжелательность, а местами даже некую комичность, если бы не взгляд – острый, пронзительный, будто бы видевший собеседника насквозь. Но, несмотря на свою заурядную внешность, Порфирий обладает своеобразным, аналитическим складом ума и нестандартным образом мышления. Иногда создаётся впечатление, что следователь наивный простачок, но мнение это ошибочно, как известно – встречают по одёжке…
    В своей работе Порфирий проявлял себя не только как отличный профессиональный сыщик, но и как человек, неплохо разбирающийся в психологии. Прежде чем приступить к какому-либо расследованию, он тщательно изучал материалы дела, приглядывался к преступнику, анализировал его образ мышления, а уже потом делал выводы в отношении его виновности, либо непричастности к преступлению.
    Именно таким способом он доказал вину Родиона Раскольникова, нашёл к нему свой подход, хотя противостояние между преступником и следователем было яростным, что очень красочно описывается в романе. В начале следствия, при первых допросах, Раскольников чувствовал себя непобедимым и неуязвимым. Но по мере общения с Порфирием Петровичем его самоуверенность постепенно сходила на нет. Следователь, не имея на руках абсолютно никаких доказательств и улик, изобличающих Родиона, тем не менее, с самого начала следствия ни капли не сомневался в его виновности.
    Сыщик прилагает немало усилий, чтобы расположить к себе преступника, найти его слабые стороны, залезть в душу, и наконец, выяснить для себя, что же могло толкнуть человека на столь жестокое и страшное преступление. В этот момент его задачей было – начать мыслить как Родион, поставить себя на его место и наконец прийти к конечному итогу – вызвать в преступнике раскаяние, что ему блестяще удаётся.

  14. ProZong Ответить

    Какое место в системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает Порфирий Петрович? Какую роль он играет?
    Полифонический роман «Преступление и наказание», роман-диалог, роман-дискуссия, примечателен ещё и тем, что в системе действующих лиц все персонажи являются двойниками главного героя – Родиона Раскольникова (Р.); «какая-то общая точка» есть между всеми, кто роман «населяет».
    «…почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих… В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над самим собою)…» (М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»).
    Одним из самых своеобразных двойников Раскольникова является Порфирий Петрович (ПП). Почему именно он?
    Можно сказать, что встречи Р. и ПП – это поединки двух равновеликих личностей: оба юристы, оба умны, оба психологи, оба теоретики.
    И Раскольникова, и Порфирия Петровича волнует образ Наполеона, образ необыкновенной личности.
    Наполеоновская идея предполагает наличие обязательного преступления. Но ПП разгадал конечное крушение такой идеи и вовремя остановился; преступления он не совершил, Наполеоном не стал.
    А Родион Романович Раскольников – «покусился»! И теперь Порфирий Петрович и Раскольников – враги!
    Чтобы убедиться в этом, стОит только вспомнить, как ловко, ещё ДО преступления прочитав статью Раскольникова, ПП подметил в ней то, что было обозначено мельком; как умело ПП вывел Раскольникова на разговор о его теории, провокационно её интерпретируя!
    Вот только ПП – всё-таки несостоявшийся Раскольников, хотя, как подлинный Наполеон, мастерски, изуверски провоцирует он саморазоблачение Раскольникова, проводя над ним свои эксперименты!
    Парадокс: идея Раскольникова о «сверхчеловеке» так резко осуждается автором, что наказание приходит к герою ещё до совершения преступления, но сам Раскольников симпатичен автору.
    А Порфирий Петрович, не совершивший преступление, автору глубоко антипатичен!
    ПП жесток, он травит своего оппонента; Раскольников интересует его не как человек, а как любопытный тип, к которому он применяет своё «свободное художество».
    У Порфирия Петровича нет боли и страдания за человека, нет любви к нему!
    Бесконечное хихиканье ПП, сама манера говорить и двигаться, «бабья» «маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто мячик», «большая круглая голова», «жирные ножки», «пухлое, круглое лицо… цвета больного, тёмно-желтого», «глазки» «с каким-то жидким водянистым блеском»… – хороша характеристика?..
    «Старик» 35-ти лет, «слабый человек», «законченный человек, закоченелый человек-с»; «поконченный человек, больше ничего» – вот авторский приговор, который ПП сам себе и зачитывает.
    «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1Иоан. 3:15).
    «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Иоан. 3:10).
    У человека всегда есть возможность оставаться человеком!
    По мысли Достоевского, изначальное назначение человека – страдать; страдать он должен.
    Не рождаясь счастливым, человек заслуживает счастье своим страданием:
    «…но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5:7).
    ПП не страдалец, потому что чёрств сердцем; он только причина страданий Раскольникова.
    Порфирий Петрович (предложение явки с повинной) – ход, который автор подсказывает своему герою: Достоевский хочет обострить голос совести у Раскольникова, указывая ему выход («исход») – покаяние!
    «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1Иоан. 3:23).
    Божиих благословений!

  15. GAAAAK Ответить

    Дальний родственник Разумихина. Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы Алёны Ивановны и сестры её Лизаветы. Разумихин впервые и привёл Раскольникова (по его же просьбе — дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить…) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать…» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями… Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: « — Ведь вот-с… право, не знаю, как бы удачнее выразиться… идейка-то уж слишком игривенькая… психологическая-с… Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком “необыкновенным” и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с? А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..» Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный Миколка Дементьев, взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *