Логотип и товарный знак в чем разница?

15 ответов на вопрос “Логотип и товарный знак в чем разница?”

  1. razhabov Ответить

    В состав товарного знака могут входить элементы различных типов: словесные (в том числе отдельные буквы и цифры), визуальные (эмблемы, рисунки, подписи, монограммы, цветовые сочетания), объемные. Некоторые товарные знаки являются комбинацией элементов разных типов.
    Знаком обслуживания называется обозначение, идентифицирующее услуги так же, как товарный знак – товары. Товарный знак и знак обслуживания тождественны по своей сути.
    Законодательство РФ допускает регистрацию в качестве товарного знака обозначений следующих видов:
    Словесные – отдельные слова или их сочетания, буквосочетания, целые фразы, неологизмы и выдуманные слова. Примеры – PlayStation, Samsung, «Домик в деревне», Fujifilm и др.
    Фирменный слоган, девиз («I’m loving it», «Управляй Мечтой», «Ведь мы этого достойны» и др.).
    Различные изображения – животных, людей, вещей, природных объектов, абстрактных фигур, линий и пятен. Например, человечек Michelin, ромб Renault, галочка Nike.
    Комбинированные средства индивидуализации, в которых есть и объемные, и текстовые составляющие, и рисунки. К таким товарным знакам относятся логотипы и этикетки товаров, например, радио «Максимум», «Макдональдс», упаковка сигарет Camel и др.
    Трехмерные обозначения, состоящие из одной или нескольких фигур. В качестве таких товарных знаков обычно регистрируют оригинальные упаковки товаров.
    Все остальные – световые, обонятельные, звуковые (позывные радиопрограмм, заставки телепередач).
    Права на зарегистрированные товарные знаки, в том числе логотипы, могут принадлежать как предприятию, так и физическому лицу, причем можно владеть любым количеством товарных знаков.
    При создании товарного знака необходимо следовать положениям Гражданского кодекса. Эта задача несколько отличается от разработки аналогических обозначений – эмблем, логотипов и т. д. – для некоммерческого использования.
    Товарный знак является лицом фирмы, отдельного товара или услуги, продуктовой линейки. Его основная функция – идентифицировать и выгодно позиционировать продукт, его изготовителя или продавца, поэтому товарный знак должен отвечать следующим требованиям:
    быть легко узнаваемым;
    быстро читаться без потери содержания;
    отражать специализацию фирмы, сущность услуги, преимущества товара;
    не смешиваться с чужими товарными знаками;
    быть потенциально охраноспособным.
    Качественный товарный знак любого типа лаконичен и понятен потребителю, моментально опознается, но не кажется примитивным. Товарные знаки, особенно логотипы, должны выделять продукт среди однородных товаров, а фирму – среди конкурентов, ассоциироваться со своим носителем, причем всегда (поэтому нежелательно делать логотип или товарный знак модным или излишне сложным).
    Сфера применения товарных знаков очень широка, и это является их отличием от логотипов. Логотип и цветовая гамма ложатся в основу фирменного стиля компании, в соответствии с которым оформляется и ее продукция, и офисы, и рекламные материалы всех видов, и корпоративный сайт.
    Собственники товарных знаков могут указывать рядом с его логотипом или названием, что данное обозначение зарегистрировано на территории РФ как товарный знак и что права на него охраняются. Эта маркировка является гарантией подлинности приобретаемого товара для покупателя.
    В некоторых странах (Японии, США) использование предупредительной маркировки зафиксировано в законодательстве. Рекомендуется снабжать логотипы и иные знаки, индивидуализирующие производителя, пометкой в виде буквы R (в круге или без него) либо надписи «товарный знак», «зарегистрированный знак». Также широко используются пометки «Trademark», ТМ (во всем мире), «Registered Trademark» (в Великобритании), «Marque deposee» (во франкоговорящих странах, прежде всего, во Франции и Бельгии), «Marca Registrada» (в странах Латинской Америки). Однако их использование, согласно статье 5D Парижской Конвенции, не является обязательным, и правообладатель товарного знака сам решает, ставить ли соответствующую пометку около логотипа.
    В отличие от этих стран, в России пока нет законодательно установленного аналога такой маркировки. На практике предприниматели снабжают свои товарные знаки и логотипы буквой R либо текстом «Зарегистрированная торговая марка (товарный знак)». Но использование таких помет для логотипов, фирменных названий и других обозначений, не оформленных как товарные знаки, чревато уголовной ответственностью по статье 180 Уголовного кодекса.
    Это все основные сведения, касающиеся товарных знаков. Теперь перейдем к вопросу о том, в чем же заключается отличие товарного знака от логотипа. Оба этих термина обозначают средства индивидуализации товаров и компаний, но между ними есть существенные отличия.

    Что же такое логотип?

    Первая часть термина «логотип» происходит от греческого «логос» – «слово, речь, разум». Этот корень активно используется в лексике большинства европейских языков.
    Вторая часть этого термина «тип» взята из английского («type») и обозначает символ, образец, отпечаток. То есть в буквальном переводе логотип будет обозначать запечатление слова, его внешний вид, отражение в материальном мире.
    Во времена, когда книги набирались вручную из отдельных металлических литер, с которых отпечаток затем переносился на бумагу, самые употребительные слова не разбирали каждый раз на литеры, а хранили и вставляли в полосу уже готовыми и зафиксированными на металлической основе. Эти заготовки носили название логотипов.
    Таким образом, логотип – это визуальное отображение названия, особым образом стилизованное и используемое в неименном виде. Отличие логотипа, регистрируемого как товарный знак, от названия заключается в том, что для названия важен только смысл и звучание слова, а для логотипа – также и его внешний вид, способ написания.
    Правообладатель словесного обозначения может эксплуатировать его как товарный знак и называть товарным знаком.
    Дизайнер, нанятый для разработки обозначения, должен ясно осознавать отличия между товарным знаком и логотипом, чтобы создать именно то, что от него ждет заказчик.
    С юридической точки зрения некорректно говорить об отличиях между логотипом и товарным знаком, поскольку в нормативно-правовых актах РФ упоминается только товарный знак, а понятие логотипа в них отсутствует как таковое.

    Отличие торговой марки и логотипа

    В качестве торговой марки могут выступать любые оригинальные элементы продукта, бренда, производителя, выгодно отличающие его от других.
    В торговую марку могут входить наименование фирмы, логотип, шрифтовая гарнитура, сочетание цветов или один фирменный цвет, звуковой ряд, слоганы и девизы, дизайн упаковки и т. д. Главное отличие торговой марки от логотипа – то, что она включает в себя гораздо более широкий спектр объектов, чем логотип. Второе отличие между ними – в их функционале: торговые марки используются только в коммерческих целях, а сфера применения логотипов несколько шире.
    Торговую марку часто считают синонимом товарного знака, но это не вполне корректно – между ними тоже имеются отличия.
    Логотипом может быть только начертание названия, стилизованное определенным образом, отличающееся уникальностью и служащее для идентификации бренда, компании, товара, услуги, персоны и т. д. Логотип может состоять только из текстовой части либо из текстовой и графической. Текстовая составляющая логотипа – это название (продукта, бренда, предприятия), набранное целиком или в виде аббревиатуры. Визуальная часть (фирменный знак) – это графический элемент, выполняющий ту же задачу – выделять товар, изготовителя, продавца и т. д. из массы аналогичных ему.
    Обычно в логотипах и фирменных знаках, используемых в комплексе с ними, воплощают образы, ассоциирующиеся с брендом, фирмой или сферой ее деятельности. Так, турфирма, организующая морские круизы, может разработать себе логотип и фирменный знак в виде силуэтного изображения водной глади, яхты, чайки, якоря и других предметов, ассоциирующихся с морем, и закрепить свои права на это обозначение как на товарный знак.
    Однако логотипы функционируют не только в бизнесе и коммерции, они используются и в других областях. Придумать себе личный логотип может любой человек. Товарная марка, в отличие от логотипа, строго привязан к производству и коммерческому обороту товаров и услуг.
    Не имея профильных знаний и опыта в регистрации товарных знаков, будь то логотип, фирменный знак или иное обозначение, лучше всего обратиться к профессионалам, таким, какими являются сотрудники нашей компании «Царская привилегия». Получить бесплатную консультацию по вопросам патентования вы можете по телефону 8 (800) 222-90-53.

  2. КапляСвета Ответить

    Обратная связь – это прекрасно. Пишешь статью про одно, а тебя в комментах сразу просят рассказать про другое и третье. Такая штука случилась и с товарными знаками.
    Эта тема плотно переплетается сразу с несколькими областями нашей с вами жизни и работы: дизайн, реклама и юриспруденция. Последняя, пожалуй, переплетается совершенно с любой тематикой, только не все об этом задумываются. Мы рассмотрим товарный знак (логотип, бренд, торговую марку) со своей, юридической колокольни.

    Who is mr. Putin товарный знак?

    Давайте сразу определимся, российское законодательство не знает таких терминов, как торговая марка, логотип или бренд. Для Закона существует только товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей
    Из этого определения следует, что товарный знак может принадлежать только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Физические лица не могут иметь права на товарные знаки.

    У меня есть логотип – это товарный знак?

    Есть некоторая разница между тем, что у вас есть логотип, и тем, что у вас есть товарный знак.
    Товарный знак подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. И только после получения свидетельства у вас возникают права на него.
    Логотип – это объект авторских прав (которые возникают у автора безо всякой регистрации с момента создания), и только в том случае, если у вас есть договор с автором о передаче исключительных прав, вы владеете правами на этот лого.
    Например, у вас есть безумно красивый логотип и все права на него получены, он размещен на вашем сайте, визитках и бланках. Но это не товарный знак. А вот если вы зарегистрировали этот логотип в Роспатенте, то у вас уже есть товарный знак.

    Какие товарные знаки бывают?

    Наиболее распространены три вида:
    Словесный (например, Johnson & Johnson).
    Изобразительный (например, всем известное яблоко)
    Комбинированный: слово+ картинка
    Это, если можно так выразиться, традиционные виды товарных знаков, которые постоянно используются и регистрируются.
    Но есть и более экзотические (применяемые реже):
    Объемные (например, форма бутылки Coca-cola).
    Звуковые (щелчок зажигалки Zippo).
    Обонятельные и вкусовые.
    Пример комбинированного логотипа:

    Что нельзя зарегистрировать?

    Все что угодно зарегистрировать, конечно, нельзя. Есть определенные ограничения, из-за которых вам могут отказать в регистрации ТЗ, например:
    1. ТЗ совпадает или похож до степени смешения с уже зарегистрированным товарным знаком.
    Например, если вы хотите зарегистрировать товарный знак, допустим, «Deti» написанный латинскими буквами, то вы не сможете это сделать, если уже существует зарегистрированный товарный знак «Дети», написанный кириллицей. В таком случае, скорее всего, Роспатент откажет, установив так называемую степень смешения, то есть однородность этих товарных знаков.
    2. ТЗ не обладает различительной способностью или состоит только из элементов:
    – вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
    – являющихся общепринятыми символами и терминами;
    – характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
    – представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
    Скажем, для курьерской компании не может быть зарегистрирована услуга «курьер». Также, как правило, не могут быть зарегистрированы цифры, если они не обладают каким-то особым способом написания или сочетания.
    Или, например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Авто Ру», поскольку посчитал, что слово «авто» является общепринятым сокращением, обозначающим товары, связанные с автомобилями.
    3. Состоит только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки.
    Например, ООН, ЮНЕСКО, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, WIPO и т. д. Эти элементы могут содержаться в товарном знаке исключительно в качестве неохраняемых элементов и только в том случае, если имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельцев.
    4. Нарушает общепринятые мировые стандарты, моральные, национальные традиции и культуры.
    Например, в суде рассматривался спор, когда Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Тихий Дон» в отношении алкогольной продукции. Представители Роспатента посчитали, что произведение Шолохова является национальным достоянием, а регистрация его в качестве знака в отношении алкогольной продукции может нарушать этику, мораль и это самое национальное достояние.
    Тем не менее в суде заявителю удалось доказать, что «Тихий Дон», конечно, является великим произведением, однако сама по себе регистрация товарного знака в отношении алкогольного продукта никоим образом не нарушает нормы морали. При этом, безусловно, момент определения, нарушает тот или иной товарный знак нормы морали, этики, является оценочным суждением как экспертов Роспатента, так и судей, в том случае, если дело дойдет до суда.
    5. В товарных знаках могут содержаться так называемые особые объекты, которые требуют более пристального внимания, например фамилии. Для консалтинговых компаний указание в названии фамилии основателя или управляющих партнеров является довольно частым явлением. Однако сама по себе фамилия редко может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.
    Оценивая возможность такой регистрации, Роспатент исходит из того, что правовую охрану следует предоставлять только в том случае, если фамилия на момент подачи заявки уже имеет некую различительную особенность для потребителя. Если вы материалами к подаче заявки докажете, что потребитель ассоциирует эту фамилию именно с вашими товарами и услугами, а не просто с фамилиями, то, скорее всего, правовая охрана такому товарному знаку будет предоставлена.
    Однако Роспатент проанализирует и следующее: не тождественна ли фамилия на русском и иностранном языке какому-то общепринятому символу или термину и не является ли обозначение воспроизводящей фамилии достоянием культуры и истории РФ. Например, фамилии Достоевский, Пушкин вряд ли можно будет зарегистрировать в качестве товарного знака.
    6. Еще одним особым объектом являются географические названия, которые по общему правилу не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. При этом у географических названий следует отличать общие понятия, относящиеся к географии, такие как океан, полюс, экватор и так далее. В отношении них запрета на регистрацию не существует.
    Кроме того, при регистрации географического понятия есть некоторые тонкости. Скажем, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано название местности, населенного пункта, который малоизвестен или вообще отсутствует на картах.
    Можно вспомнить пример с товарным знаком «Гжель», который был зарегистрирован в качестве товарного знака на алкогольную продукцию, впоследствии регистрация товарного знака оспаривалась. Однако суд решил, что название «Гжель» на момент оспаривания у потребителей уже плотно ассоциировалось именно с алкогольной продукцией. При этом, поскольку населенный пункт Гжель малоизвестен, правовая охрана товарного знака была сохранена.
    Соответственно, при проверке заявки Роспатент проанализирует, насколько уже известна ваша марка и насколько известен тот населенный пункт, название которого она носит.

    Куда бежать, где регистрировать?

    Если вы решились регистрировать товарный знак в России, то знайте: регистрацию осуществляет Роспатент. Но приготовьтесь заранее, ведь процесс этот довольно длительный и занимает 12–15 месяцев (хотя в законе никаких сроков не указано, на практике быстрее это происходит крайне редко).

    А вот долгожданная пошаговая инструкция:
    1. Выбор классов МКТУ.
    Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков представляет собой эдакий справочник с делением на виды товаров и услуг. Прежде чем регистрировать ТЗ, вы должны выбрать, в каких классах хотите обеспечить ему защиту.
    Посмотреть перечень классов и выбрать подходящие можно здесь http://www.mktu.info.
    При выборе стоит помнить, что разрешена регистрация сходных ТЗ в разных классах. Поэтому имеет смысл выбрать несколько классов МКТУ, чтобы максимально защитить себя от нападок конкурентов.
    2. Предварительная проверка.
    Следует проверить через базу Роспатента, нет ли уже зарегистрированных похожих (сходных с вашим) товарных знаков и нет ли заявок на регистрацию таких знаков.
    На сайте Роспатента есть открытая база уже зарегистрированных товарных знаков, но поскольку туда не включены поданные заявки, получается существенная погрешность. Ведь охрана ТЗ начинается с момента подачи заявки. И если вы подадите заявку вторым, то приоритет, очевидно, будет не у вас.
    Проверку можно поручить поверенному или сделать самостоятельно, подав заявку в Роспатент и заплатив пошлину. Это займет у вас около месяца – мгновения на фоне общей длительности регистрации, не так ли?
    3. Подача заявки
    Согласно требованиям статьи 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать:
    заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
    заявляемое обозначение (собственно картинка вашего логотипа или что у вас там будет);
    перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ;
    описание заявляемого обозначения (подробное словесное описание вашего лого).
    Сама форма строго регламентирована ведомством, поэтому листочек, написанный в свободной форме от руки, не прокатит. Также к заявке прилагается документ об уплате государственной пошлины. Чтобы посчитать, каким будет ее размер, можете воспользоваться калькулятором на сайте Роспатента www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p.
    После подачи заявки Роспатент проводит работу по ее проверке, в которую входит:
    прием и регистрация заявки;
    публикация в официальном бюллетене Роспатента (далее – официальный бюллетень) сведений о поданных заявках;
    проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза заявки;
    экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (далее – экспертиза заявленного обозначения);
    рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе;
    и, наконец, финал – регистрация товарного знака в Государственном реестре, публикация сведений о государственной регистрации товарного знака и выдача свидетельства на товарный знак.
    Если в процессе рассмотрения заявки Роспатент найдет какие-либо упущения или придет к выводу, что товарный знак нельзя зарегистрировать, он уведомит об этом заявителя и даст время на распространение и предоставление своей точки зрения.
    Стоит помнить, что регистрация товарного знака не только позволяет защитить ваш бизнес в конкурентной борьбе, но и повышает привлекательность для инвесторов.
    Срок действия регистрации товарного знака не вечен – всего 10 лет. Срок охраны ТЗ можно продлевать, а еще его можно досрочно прекратить. Сделать это можно только в судебном порядке. Поэтому внимательно следите за тем, как вы используете свой товарный знак и не закончился ли срок его охраны.

  3. ps1h1ator Ответить

    Главное отличие логотипа от товарного знака заключается в том, что логотип не имеет юридического определения в российском законодательстве. То есть, вы не можете юридически зарегистрировать логотип своей компании. Патентные поверенные рассматривают логотип, как некое графическое изображение, только как частный случай товарного знака.
    Еще раз уточним, регистрация товарного знака подразумевает и регистрацию логотипа компании, но только как частный случай товарного знака.
    Так что же такое логотип? Что правильно называть логотипом в юридических документах?
    Так, не следует называть логотипом простую картинку без слов. В логотипе должно обязательно присутствовать слово, и оно должно играть главенствующую роль. Под словом можно рассматривать и придуманные словоформы, различные аббревиатуры или буквенно-числовые сочетания. Например, Т-34 или СССР можно считать логотипом.
    Но в общепринятом смысле логотип не обладает никаким юридическим значением. Вы не сможете защитить придуманный вами логотип в суде до тех пор, пока вы не зарегистрируете его в установленном порядке в Росреестре. Эта процедура бюрократически кропотливая и занимает достаточно продолжительное время. Лучше всего если вы для регистрации логотипа своей компании наймете профессионального патентного поверенного.

  4. Kagagar Ответить

    Оба формируют узнаваемость и имидж компании.
    Должны быть уникальными, лаконичными, универсальными, запоминающимися.
    Они разрабатываются согласно фирменного стиля и несут в себе основную идею компании.
    Могут состоять из слов, букв, цифр, графических изображений или символов.
    Наносятся на упаковку продукции, вывески, рекламную продукцию, визитки, документацию, прочее.
    Созданы для продвижения на потребительский рынок промышленных, продовольственных товаров и услуг.
    Различия и особенности логотипа и товарного знака.

    И все же не стоит путать эти два понятия, поскольку они имеют принципиальные отличия, представленные в таблице:
    Товарный знак
    Логотип
    Государственная регистрация
    Обязательно регистрируется согласно законодательства в патентных органах или бюро.
    Не проходит
    Интеллектуальная собственность
    Да. Собственнику выдается свидетельство о регистрации, гарантирующее эксклюзивные права. Им может быть юридическое лицо или частный предприниматель.
    Да. Создатель имеет на него авторские права. Можно использовать с разрешения автора при условии заключения с ним договора.
    Сходство с другими изображениями и знаками
    Исключается подобие с иными товарными знаками. Главное условие его регистрации – это новизна.
    Может быть похож на другие логотипы. Сходство с товарным знаком нежелательно, т.к. его владелец может подать в суд для защиты своей интеллектуальной собственности
    Право на собственность
    Владелец имеет право подать в суд в случае использования без его разрешения, схожести рисунка, цвета и прочее. Обычно суд удовлетворяет исковые требования.
    Отстоять свои авторские права в суде можно, если создатель докажет их.
    Юридическая сила
    Имеет
    Не имеет
    Цели создания
    Исключительно коммерческие
    Коммерческие и некоммерческие
    Область использования
    Предпринимательство
    Бизнес, наука, в личных интересах

  5. струга Ответить

    Словесный. Представляет из себя название компании и её продукции. Названия могут быть представлены в виде реально, существующих слов, или в виде вымышленных слов.
    Изображение. Представляет из себя различные символы в виде геометрических фигур, животных, знаков, символов и подобных.
    Комбинированный. Представляет из себя комбинации из элементов словесных товарных знаков и изображений.

    Главной особенностью тз является то, что он имеет юридическую силу на территории государства или государств, где он зарегистрирован.
    Это означает то, что зарегестрированный товарный знак можете использовать только Вы и Ваша компания. Вы можете продать или передать права на использование собственного товарного знака другому лицу. Зарегистрированный тз не сможет использовать никто, кроме владельца данного товарного знака. Однако, стоит отметить, что если Ваш тз будет использоваться другим лицом в нерекламных целях или же действия другого лица не имеют отношения к получению коммерческой выгоды, то данное лицо может использовать его на совершенно законных основаниях.
    Логотипы
    Логотип — это обозначение, фраза или картинка для индифидуализации Вашего предприятия и её товаров и услуг.

    Логотип не всегда имеет юридическую защиту на территории государства или нескольких государств и не всегда относится к коммерческой дейятельности. Существуют логотипы:
    Эмблема. Картинка, которая заключает в себе определенный смысл, который неким образом отображает деятельность компании, товар, услугу и т.д..
    Текстовые. Название компании в определенной цветовой стилистике, написанный уникальным необычным шрифтом.
    Буквенно-цифровые. Чем то похож на текстовые логотипы. Однако, в данном виде используется только первые буквы (Инициалы) из названия компании товара или услуги
    Комбинированные. Представляет из себя комбинированный вариант из выше перечисленных видов логотипов. Может содержать любые элементы из выше перечисленных видов логотипов.

  6. Mezizuru Ответить

    Под товарным знаком понимается юридически защищенный элемент индивидуализации товара — чаще всего это его фирменное наименование или логотип. Бренд, зарегистрировавший на свою продукцию товарный знак, может быть уверен, что другие фирмы не сумеют скопировать соответствующий элемент индивидуализации, не нарушив закона. Товарный знак — это интеллектуальная собственность организации.
    к содержанию ^

    Что представляет собой торговая марка?

    Под торговой маркой понимается любой элемент индивидуализации товара — наименование, логотип, дизайн, оформление. Создание для товара, выпускаемого компанией, торговой марки — ключевое условие успешного брендинга, продвижения соответствующей продукции на рынке.
    к содержанию ^

    Сравнение

    Главное отличие товарного знака от торговой марки в том, что первый элемент индивидуализации является результатом регистрации фирмой выпускаемого продукта в качестве объекта интеллектуальной собственности. В свою очередь, у торговой марки может отсутствовать данный статус. Но, собственно, как только она проходит соответствующую регистрацию, то становится защищенным торговым знаком.

  7. BigEmiray Ответить

    Фирменное наименование – это зарегистрированное имя компании при ее открытии. Оно позволяет ассоциировать выпускаемую продукции с самой организацией, и является самостоятельным объектом интеллектуальных прав.
    Фирменное наименование представляет собой слово или сочетание слов. Товарный знак же может выражаться в следующих образах:
    текстовая композиция (только шрифт) – личные имена, словообразования, девизы и слоганы, аббревиатуры;
    любые виды графических элементов или символом, без включения текста;
    комбинированная форма – сочетание текстовых и графических символов в едином образе.
    При этом фирменное наименование и товарный знак получают охрану со стороны государства только после прохождения процедуры регистрации. Глобальное отличие между фирменным наименованием и товарным знаком – это то, что они индивидуализируют
    : фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, а товарный знак – товары и услуги.
    Если не была проведена регистрация уникального наименования юридического лица, то его фирменный знак могут использовать иные лица. Привлечь к ответственности нарушителей в таком случае будет невозможно. Это касается и “патентования” товарного знака.

    Отличие между фирменным наименованием и товарным знаком

    Первым ключевым отличием фирменного наименования от товарного знака является обязательность регистрации. Получать защитное свидетельство на свой бренд компания решает самостоятельно, а вот зарегистрировать имя необходимо при открытии юридического лица.
    Выделим остальные существенные отличия:
    Критерий
    Фирменное наименование
    Товарный знак
    правообладатель
    юридическое лицо
    юрлицо, ИП
    срок действия
    до момента прекращения деятельности компании (
    ст. 1475 ГК РФ)
    10 лет с правом продления на аналогичный срок (
    ст. 1491 ГК РФ)
    рамки действия
    место нахождения юрлица и сфера его деятельности
    только на территории РФ, для защиты на международном уровне необходимо проходить самостоятельную процедуру
    защита
    с момента регистрации юрлица в ИФНС
    с момента регистрации в ФИПС и получении свидетельства
    права
    пользование – при осуществлении деятельности компании;
    распоряжение – право пользования предоставляется иным лицам, если сохраняются права первоначального владельца
    пользование – в рекламе, на выпускаемой продукции, при предоставлении услуги, на упаковке и т.д.;
    распоряжение осуществляется без ограничений
    передача прав
    при продаже компании, по договору франчайзинга
    лицензионный договор, по договору купли-продажи организации, договор коммерческой концессии (
    ст. 1484 ГК РФ)
    охрана
    обращение в ФИПС, ФАС или суд
    обращение в суд или ФИПС
    использование
    необходимо указывать в учредительных и иных документах, в отношениях с контрагентами
    зарегистрированный товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель не использует его на протяжении трех лет после регистрации (
    ст. 1486 ГК РФ)

  8. Gholv Ответить

    Логотип — это уникальное графическое изображение, выполненное в индивидуальном стиле и использующееся для обозначения определенного бренда, компании или даже человека. Логотип может содержать как чисто графику, так и текстовые символы.
    Чаще всего для создания логотипа используются некие картинки, ассоциирующиеся с брендом или деятельностью компании, и буквы, ассоциирующиеся с ее названием, либо даже название целиком.
    Например, условная компания «Чайка», занимающаяся организацией морских круизов, может использовать для создания логотипа проекцию пейзажа морского побережья, яхты и силуэт чайки.
    Важно знать, что логотип не обязательно должен иметь отношение к бизнесу, производству, торговле. Даже просто отдельно взятый человек имеет полное право создать свой собственный логотип.
    Также важно знать, что не обязательно логотип имеет какую-то юридическую защиту, и не обязательно является торговой маркой и товарным знаком.

    Что такое торговая марка?

    Торговая марка — это любые уникальные элементы бренда, компании, товара, подчеркивающие индивидуальность.
    Торговая марка может включать в себя логотип, название, стиль шрифта, цвета и их сочетание, форму упаковки, звуки, цифры, рекламные слоганы и т.д. То есть, это понятие шире, чем логотип. Кроме того, торговая марка создается исключительно для бизнес-интересов и используется в коммерческих целях.
    Торговую марку часто отождествляют с товарным знаком, однако, между этими понятиями тоже есть определенная разница.

    Что такое товарный знак?

    Товарный знак — это юридически зарегистрированная торговая марка.
    То есть, чтобы превратить разработанную и созданную торговую марку в товарный знак, необходимо пройти установленные законом процедуры. После чего компании выдается свидетельство на товарный знак установленного образца, а зарегистрированная торговая марка юридически закрепляется за предприятием, которое ее зарегистрировало.
    Право на использование товарного знака — это одна из разновидностей интеллектуальной собственности. Если будут выявлены факты несанкционированного использования товарного знака или его подделки, его собственник имеет полное право подать в суд.
    После государственной регистрации товарной марки и превращения ее, тем самым, в товарный знак, на логотипе компании и/или маркировке товаров указывают символы «тм» («tm») — наличие таких символов означает, что перед вами юридически защищенный товарный знак.
    В большинстве случаев товарный знак регистрируется в пределах одного государства, реже — нескольких стран, однако всем нам известны и международные зарегистрированные товарные марки — их регистрируют крупнейшие корпорации, ориентированные на мировой рынок сбыта своей продукции. В этом случае несанкционированное использование товарного знака в любой стране может быть оспорено в мировых судах — такая практика известна, и суды, как правило, выносят решение в пользу истца.
    Теперь вы имеете представление о том, чем отличаются логотип, торговая марка и товарный знак. Если вас интересуют какие-то нюансы и тонкости, то я рекомендую изучить актуальное законодательство своего государства в этой области.
    В заключение хочу сказать, что все эти три понятия очень тесно связаны с четвертым, еще более широким и важным для бизнеса понятием — бренд. По ссылке вы можете почитать, что такое бренд подробнее, а я лишь сформулирую кратко:
    Бренд — это торговый знак, получивший популярность, узнаваемость и хорошую репутацию среди потребителей.
    Таким образом, можно нарисовать условную схему развития символики компании от логотипа до бренда:
    Логотип — Торговая марка — Товарный знак — БрендГде каждое следующее понятие будет более широкое и более значимое, чем предыдущее.
    На этом я прощаюсь с вами. Не забывайте подписываться на официальные страницы сайта в социальных сетях, следить за обновлениями и повышать свою финансовую грамотность. До новых встреч на Финансовом гении!

  9. Flamewalker Ответить

    В современной литературе по маркетингу используется 3 понятия: товарный знак, торговая марка и бренд. В данной статье мы разберем базовые отличия данных понятий между собой, чтобы вы могли использовать их в правильном контексте, а также рассмотрим основные функции торговой марки и ее вклад в долгосрочный успех компании на рынке.

    Оглавление:
    Разбираемся в основных понятиях
    Какие товары могут стать брендом?
    Значение торговой марки для потребителей
    Значение торговой марки для компаний

    Различные значения

    Итак, у нас есть 3 понятия: бренд, торговая марка и товарный знак. Все три понятия отличаются между собой по области и ситуации использования.

    «Торговая марка»

    Понятие «торговая марка» в маркетинге представляет собой совокупность определенных свойств, ассоциаций, образов, которые позволяют товару данной торговой марки выделяться на рынке от конкурентов. Весь процесс брендинга начинается с создания торговой марки товара. Она представляет собой некую точку старта для всех остальных действий.
    Торговая марка рождается тогда, когда вы придумали уникальное название для своего товара, разработали уникальное оформление (дизайн) продукта, создали фирменный стиль или придумали слоган. При этом товар может быть совершенно стандартизированным и не отличаться по своим характеристикам от конкурирующих продуктов. Но в тот момент, когда вы создали фирменное наименование и оформили свой товар, вы придали ему определенный имидж. Так родилась ваша торговая марка.

    «Бренд»

    Значение слова «бренд» практически не отличается от определения торговой марки, за исключением одной особенности: отличительные свойства и образы бренда позволяют товару не просто отличаться от конкурентов, а являются узнаваемыми, а сам продукт пользуется определенной популярностью среди целевой аудитории.
    Другими словами, бренд — известная торговая марка, которая завоевала внимание и привязанность потребителя. Отличие бренда от торговой марки в том, что элементы его фирменного стиля, brandname, слоган узнаются потребителем, а также в том, что бренд завоевал лояльность определенной части рынка, товары под его логотипом пользуются спросом.
    Торговая марка превращается в бренд через маркетинговую коммуникацию. Торговая марка становится брендом в тот момент, когда о ней узнал (в рекламе, на полке в магазине, от знакомых) потребитель и запомнил ее. Получается, что как только ваша торговая марка приобрела хоть какое то знание — она стала брендом, просто очень слабым. Чем выше узнаваемость торговой марки, тем сильнее бренд компании.
    Комментарий от автора: бренд и торговая марка выделяются в отдельные понятия только в теории российского маркетинга. Во всем мире существует только 2 определения: «brand» и «trademark». Перво означает «бренд», а второе «товарный знак». Ведь на самом деле отличия между брендом и торговой маркой слишком минимальны, чтобы говорить о них как о разных словах.

    «Товарный знак»

    Товарный знак — это совсем другой разговор. Товарным знаком является зарегистрированная торговая марка, у которой есть один прямой правообладатель. Другими словами, товарный знак — это паспорт торговой марки или бренда, его прямая функция — юридическая защита. Товарный знак говорит о том, что такая торговая марка существует, она является интеллектуальной собственностью определенного лица или компании. Таким образом отличие понятий «товарный знак» и «бренд» — это область их использования.
    Существует 3 варианта регистрации торговой марки: в виде словесного, изобразительного или комбинированного (словесный + изобразительный) товарного знака. Не каждый логотип является товарным знаком. Если вы просто нарисовали логотип товара, но не передали его изображение на регистрацию — ваш товарный знак не защищен от копирования.

    Какие товары могут стать брендом?

    Брендом может стать любой продукт: товары массового спроса; компании с b2b рынка и рынка услуг; компании розничной торговли, продукты, которые существуют только виртуально в Internet; а также люди и общественные организации.

    Товары массового спроса

    К товаром массового спроса относят напитки и продукты питания, товары для дома, косметику, одежду и обувь и т.д Примерами успешных брендов в данной группе товаров могут являться Coca- cola, Nescafe , Ariel, Sony. Торговая марка для товаров массового спроса должна обеспечивать уникальность, формировать дифференциацию и имидж продукта.

    Товары B2B рынка

    Сильная торговая марка на деловом рынке укрепляет имидж и репутацию кампании, что в свою очередь приводит к увеличению продаж, стабильности и установлению выгодных условий сотрудничества.

    Товары рынка услуг

    Услуги отличаются от физических товаров тем, что сами по себе являются нематериальными. Брендинг услуг имеет огромное значение, так как позволяет перевести абстрактное предложение компании в более понятные образы, объяснить простым языком сложные условия, выделить услуги среди конкурентов.

    Компании розничной торговли

    Компании розничной торговли, а также любые компании сбытовой цепи также нуждаются в брендинге. Торговая марка для таких компаний в первую очередь формирует имидж, создает ассоциации с качеством обслуживании, сервисом, ассортиментом и ценовой политикой. Обладая сильной торговой маркой компания розничной торговли может выпускать собственные торговые марки и создавать достойную конкуренцию брендам- производителям, увеличивая тем самым оборот и прибыль.

    Товары и услуги в Internet

    В связи с ростом покрытия Internet и длительности пребывания в сети Internet целевых потребителей растет возможность получать высокие доходы от эффективной работы с потребителями в данном канале с помощью создания брендов IT программ и приложений. Высокое значение в брендинге данного вида товаров и услуг придается удобству и эффективному взаимодействию с потребителями, а также более оперативному выполнению всех требований, чем это могут позволить себе ,например, товары массового спроса.

    Люди и общественные организации

    Люди и общественные организации, а также определенные территории также могут быть брендами. Брендинг в этой области товаров заключается в формировании имиджа, ассоциаций и осведомленности.

    Значение торговой марки для потребителей

    Бренд имеет большое значение для потребителя по трем основным причинам: он снижает риски, предоставляет повышенное удовлетворение от покупки и упрощает процесс выбора товара. Разберем каждую выгоду бренда для потребителя подробнее.

    Снижение рисков при покупке

    Покупая известные бренды потребитель меньше рискует, чем приобретая товары неизвестной марки или производителя. Обычно выделяют следующие виды рисков:
    Функциональные риски: заключаются в том, что действие и результат от использования неизвестного товара может не соответствовать ожиданиям потребителя.
    Физические риски: неизвестный товар может создать дискомфорт при использовании для потребителя.
    Финансовые риски: потребитель будет разочарован, если купленный неизвестный товар не оправдает его ожидания в результате, к тому же понесет дополнительные финансовые затраты на приобретение нового товара.
    Социальные риски: товар может затруднить общение с другими людьми
    Психологические риски: потребитель всегда от приобретения товара желает получить удовлетворение, как физическое, так и эмоциональное. При покупке неизвестного товара он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать негативные эмоции.
    Риски потери времени: неспособность товара удовлетворить потребность вынуждает потребителя искать замену, а значит нести дополнительные затраты на поиск и приобретение нового продукта.
    Учитывая разнообразие рисков, которые может понести потребитель при покупке неизвестной марки товара, потребитель потребитель предпочитает покупать известные бренды, о свойствах которых он видел рекламу, о которых он знает больше информации и , возможно, имеет положительный опыт использования или рекомендации.

    Повышенное удовлетворение от покупки

    Сильный бренд представляет собой большой пучок ассоциаций и образов, Покупая бренд, потребитель удовлетворяет не только свои базовые потребности в функциональных характеристиках продукта, но также получает возможность удовлетворить социальные и психологические потребности. Более подробно можно ознакомиться по ссылке Классификация потребностей потребителя.

    Упрощение выбора

    Сильный бренд выделяется среди множества товаров и сокращает время на поиск, приобретение нужного продукта. В эпоху высокой развитости большинства рынков и ужесточенной конкуренции потребитель испытывает дискомфорт от многочисленного количества новых товаров. Известная торговая марка позволяет потребителю снизить время выбора у полки в магазине.

    Значение торговой марки для компаний

    Компания, которая обладает сильным брендом, имеет конкурентное преимущество перед компаниями с небрендированными продуктами. Она может получать более высокую прибыль с продаж, ее продажи меньше подвержены резким скачкам. К тому же бренд становится определенным барьером для входа в отрасль новых игроков.

    Рост прибыли

    Основное значение торговой марки для компаний — возможность увеличения прибыльности компании. Создавая сильную торговую марку, компания гарантирует потребителю снижение определенных рисков, предоставляет ему определенный сервис, создает чувство удовлетворения. Все эти дополнения формируют добавленную стоимость или надбавку к цене стандартной товара. Чем сильнее бренд, тем выше добавленная стоимость, тем выше прибыль компании.

    Стабильность и долгосрочность

    Предполагается, что бренд имеет устойчивое преимущество, которое обеспечивает долгосрочную возможность взымать добавленную стоимость за приобретение товара ,а значит гарантирует стабильность продаж и прибыли. Долгосрочное преимущество формируется не только за счет уникальных свойств товара (которые иногда легко скопировать), но и за счет отношений между маркой и потребителем, которые являются более ценным активом компании и их достаточно сложно быстро скопировать и разрушить.

    Барьеры для входа в отрасль

    Наличие сильных торговых марок в сегменте — является высоким барьером для новых компаний, желающих войти на рынок, тем более если рынок высоко перспективный. Сильные торговые марки уже обладают высоким знанием и лояльностью покупателей, новым товарам потребуется высокий уровень инвестиций для того, что бы переключить на себя покупателей.
    Твитнуть

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *