Ментальная математика для детей что это такое?

9 ответов на вопрос “Ментальная математика для детей что это такое?”

  1. Lain Ответить

    Ментальная арифметика в домашних условиях на начальной стадии предполагает использование ребенком обеих рук для операций с абакусом. Это способствует стимуляции обоих полушарий мозга.
    В результате занятий ребенок сможет:
    решать простые задачи;
    давать ответ на элементарные математические вопросы («Сколько?» «Какой по счету?»);
    считать от 0 до 10 и от 10 до 0;
    вычитать простые числа;
    складывать простые числа.

    Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Длительность 1 занятия – 15-20 минут.

    Ментальная арифметика для ребенка 6 лет

    Формируется возможность самостоятельной регуляции. Ребенок предъявляет к себе те требования, которые ранее предъявлялись им родителями и преподавателями. Работа, даже самая скучная, доводится шестилетними детьми до конца.
    Подробная характеристика ребенка в 6 лет выглядит следующим образом:
    Крупная моторикаБолее совершеннаяВниманиеУстойчивое, произвольноеОбъем памятиНаблюдаются несущественные изменения.МышлениеНаглядно-образноеВ результате регулярных занятий дома ребенок сможет:
    Соотносить цифру с количеством предметов.
    Проводить сравнительный числовой анализ.
    Из неравенства делать равенство.

    Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Продолжительность 1 занятия – 20-25 минут.

    Ментальная арифметика для ребенка 7 лет

    Формируется определение морали. В этом возрасте ребенок обучен элементарным навыкам самостоятельного обслуживания. В играх отражаются сложнейшие социальные события.
    Подробная характеристика выглядит так:
    внимание и устойчивость увеличиваются;
    объем памяти увеличивается;
    воображение приобретается логичность, последовательность;
    мышление – наглядно-образное.
    Занятия способствуют укреплению навыков выполнения арифметических действий, помогают развить математические способности ребенка.

    Как обучить ребенка сложению

    Нужно правильно расположить счеты на рабочей поверхности. Отступ от края стола – 4 пальца. Работая с абакусом, требуется фиксировать его рукой в зависимости от того, какая именно конечность является рабочей.

    Если рабочая рука – правая, то абакус фиксируется левой рукой, 3 пальцами. Если рабочей рукой является левая, то счеты фиксируются 3 пальцами правой руки.

    Примеры сложения чисел

    Алгоритм сложения выглядит так:
    Начинать считать надо с центральной точки. Первые примеры должны быть простыми: 5 (верхний камешек) + 2 (2 нижних камня). Важно знать состав числа «5» — 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.
    Зная состав числа, решить следующий пример: 3+2 – состав числа «5». Поэтому нужно прибавить «5», подвинув верхний камешек вниз, и отнять «3». Ответ будет «5».
    Решить пример «4+1». Для этого надо прибавить «5», подвинув верхний камешек книзу, и отнять «4». Ответ – «5».
    Решить пример «9+1». Для этого следует перейти ко второй колонке (десятки). Необходимо отнять «9», получить «0». Во второй колонке прибавить 1 камешек снизу. Получится «10».
    Узнать состав числа «10»: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.
    Решить пример «9+5». Для этого к 9 надо прибавить 10, передвинув вверх 1 камешек из второй колонки. Затем требуется отнять 5, передвинув кверху камешек в первой колонке. Ответ – 14. Это обусловлено тем, что число 10 состоит из суммы чисел 5 и 5.
    Решить пример «1564+1348». Для этого надо перейти к колонке тысячных. 1 камешек снизу (1000) передвинуть кверху. В колонке сотен верхний камушек (500) сдвинуть книзу. В колонке десяток сдвинуть вместе верхний и первый снизу камушек (60). В колонке единиц сдвинуть кверху 4 камня. Далее в колонке тысячных добавить 1 камень (1000). В колонке сотен – 3 камня (300). Для того чтобы «сделать» число «48», вспомнить состав числа «10» (2+8). Для этого в колонке десяток отнять 6, а в колонке сотен прибавить 1. Затем в колонке единиц отнять 2 и добавить 1 в колонке десятых. Ответ будет «2912».
    Урок ментальная арифметики: сложение:

    Уроки вычитания

    Основой вычитания является обратный счет. Переходить к нему нужно после того, как ребенок освоит навык сложения.

    Если при прибавлении чисел нужно поднимать камешки к разделительной полосе, то при вычитании их следует вернуть на место. Когда пример задается, камни сдвигаются соответственно значениям чисел. После решения каждого примера камни нужно вернуть на исходную позицию.

    Примеры вычитания

    Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает вычитание чисел по следующему алгоритму:
    Решить пример «7-4». Для этого надо отнять 5, сдвинув камень в колонке единиц кверху. В нижней части разделительной полосы остается 2 камушка. К ним следует прибавить еще 1. Ответ будет «3».
    Решить пример «2-2». Для этого необходимо переместить книзу 2 камушка, вернув их на прежнее место. Ответ будет «0».
    Решить пример «8-4». Надо отнять 5, затем прибавить 1 камень в колонке единиц. Ответ – «4».
    Решить пример «10-2». Для этого надо вспомнить состав числа 10- 2+8. В колонке десяток нужно сдвинуть камень вниз (10), в колонке единиц к 5 прибавить еще 3 камня. Ответ – «8».
    Решить пример «15-3». Для этого нужно вспомнить состав числа 5 – 2+3. Если от 5 отнять 3, получится 2. Поэтому в колонке единиц надо отнять 5, прибавить 2. Десятка остается на том же месте во второй колонке. Ответ будет «12».
    Решить пример «24-12». Во второй колонке следует отнять 1 десятку (1 камень), в первой – 2 единицы. Ответ – «12».
    Решить пример «45-21». Во второй колонке следует отнять 2 десятка. Далее вспомнить состав числа 5 – 1+4. В первой колонке отнять 1 единицу (5) и прибавить 4. Ответ – «24».
    Решить пример «121-57». Вспомнить состав числа 10 – 5+5. В третьей колонке отнять 1 сотню, во второй колонке прибавить 5 десяток. Теперь нужно отнять 7. Снова вспомнить другой состав числа 10- 3+7. Надо отнять 1 десятку и прибавить 3 единицы. Ответ – «64».
    Решить пример «5146-2317». Вспомнить состав числа 5 – 2+3. Отнять 5 тысяч, прибывать 3 тысячи. Вспомнить состав числа 10 – 7+3. Отнять 10 тысяч и прибавить 7 сотен. В колонке десяток отнять 1. Затем в этой же колонке отнять 10, а в колонке единиц прибавить 3. Ответ – «2829».

    Как научить ребенка умножению

    Учить ребенка умножению следует только тогда, когда он будет знать цифры до 100, а также после усваивания сложения и вычитания. Оптимальный возраст – 6-7 лет. В принципе умножения находится повторение или складывания одинаковых чисел.
    Оптимальная периодичность занятий в неделю – 2. Длительность 1 урока – 25-30 минут. Для занятий на абакусе нужно, чтобы ребенок хорошо знал таблицу умножения.

    Примеры умножения

    Умножение на счетах выполняется с левой стороны от центральной точки.
    Техника умножения на абакусе выглядит следующим образом:
    Решить пример «30х3». Первое действие – умножить 3 на 3. Ответ – 9. На абакусе десятки умножить на единицы. Набрать число «9» на колонке десяток. Второе действие – 3 умножить на 0. Ответ – 0. На счетах единицы следует умножить на единицы. Ответ в примере – «90».
    Решить пример «51х5». Первое действие – 5х5 (десятки на единицы). Ответ – 25. Набрать «5» на колонке десяток. «20» набрать на колонке сотен. Второе действие – «1х5». Ответ – 5 (набрать на колонке единиц). Ответ примера – «255».
    Решить пример «50х8». Первое действие – 5х8 (десятки на единицы). Ответ – 40. 0 следует набрать на колонке десяток, 4 – на колонке сотен. Второе действие – 0х8. Ответ – 0. Ответ примера – «400».
    Решить пример «12х2». Первое действие – 1х2 (десятки на единицы). Ответ – 2. Это число следует набрать на колонке десяток. Второе действие (единицы на единицы) – 2х2. Ответ – 4. Ответ примера – «24».

    Уроки деления чисел

    Деление хорошо усваивается после сложения, вычитания и умножения. Желательно работать не с абстрактными образами, а с реальными предметами. Оптимальный возраст – 7 лет. Ребенок должен уяснить, что деление – это умножение наоборот. Для того чтобы узнать ответ, ему будет нужно «перевернуть» умножение.

    Примеры деления

    С правой стороны от центральной точки выполняется деление. Работать нужно с первыми 3 колонками от центральной точки.
    Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает следующий алгоритм деления:
    Решить пример «368:8». Набрать на абакусе 300 (сотни), 60 (десятки), 8 (единицы). Первое действие – 36:8. Ближайшее число к 36 – 4. Его следует набрать с левой стороны от центральной точки (десятки). Второе действие – 4х8. Ответ – 32. С правой стороны от точки нужно отнять 32. Остаток – 48. Ближайшее число к 48 – 6. Его следует набрать на центральной точке. Справа отнять 48. Ответ примера – «46».
    Решить пример «804:3». Набрать справа 800 (сотни), 4 (единицы). 8 больше трех. Ближайшее число к 8 – 2. Это число следует набрать с левой стороны, на колонке сотен. Первое действие – 2х3. Ответ – 6 (отнять на сотнях справа). Остаток – 204. 2 не делится на 3, поэтому следует взять двузначное число – 20. Ближайшее число к 20 – 6 (набрать на десятках слева). Второе действие – 6х3. Ответ – 18 (отнять на сотнях и десятках справа). Остаток – 24. Ближайшее число к нему – 8 (набрать на центральной точке). Третье действие – 8х3. Ответ – 24 (отнять на десятках справа). Ответ примера – 268.

    Рекомендации для родителей

    Ментальная арифметика принесет ребенку пользу, если:
    заниматься не только при помощи абакуса, но и с использованием online-платформы, так задействуется важнейший принцип программы – современность;
    длительность первого занятия – 15 минут, продолжительность полноценного урока –30 минут;
    чтобы интерес к обучению не пропадал, рекомендуется делать перерыв на физические упражнения, показывать ребенку познавательные, обучающие мультфильмы.
    Самый главный принцип домашнего обучения – регулярность.
    Ментальная арифметика принесет больше пользы, если перед началом занятий в домашних условиях проконсультироваться с психологом и пройти бесплатное пробное занятие в развивающем центре. Это поможет выявить начальный интеллектуальный уровень ребенка.
    Оформление статьи: Светлана Овсяникова

    Видео на тему: ментальная арифметика

    Знакомство с ментальной арифметикой:

  2. kenny Ответить

    Многие родители задаются вопросом, что такое ментальная арифметика. Это уникальная методика, которая развивает два полушария мозга одновременно за счет быстрого устного счёта на визуализированном абакусе. Абакус – это древняя доска для вычислений.
    Ментальная арифметика – комплекс занятий, во время которых дети:
    учатся работать с образом такого инструмента, как счёты;
    представляют задачи, требующие вычислений, в виде картинок.
    Следствием этого является активизация работы правого полушария мозга. Вычисления же происходят в левом полушарии. И благодаря тому, что мозг работает гармонично, интеллектуальные способности ребёнка развиваются.

    Освоив ментальную арифметику, ребёнок 5 лет может вычислять сложные арифметические примеры без калькулятора и одновременно читать стихотворение. Кроме этого, у данной программы есть ещё множество преимуществ:
    развитие воображения и образного мышления;
    улучшение памяти;
    формирование сосредоточенности, усидчивости и концентрации внимания;
    тренировка мелкой моторики рук;
    отличная успеваемость в школе по всем предметам;
    умение решать задачи и творческим, и аналитическим путем;
    выявление лидерских качеств;
    возникновение уверенности и самостоятельности у ребёнка.

    Есть ли польза от данной методики?

    Главная задача ментальной арифметики – научить слаженно работать оба полушария мозга. Это позволяет выполнять одновременно несколько разных задач, критически осмысливать информацию, постоянно совершенствовать свой интеллект, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях.
    Наверняка вы не раз видели видеоролики, в которых детвора дошкольного или младшего школьного возраста умудряется одновременно рисовать, считать в уме и рассказывать стихи. Или демонстрирует уровень интеллекта, присущий взрослому с высшим техническим образованием.
    Когда речь заходит о методике обучения, родители склонны верить не красивым описаниям, а научным фактам, доказывающим ее эффективность. Учёные всего мира не раз экспериментально подтверждали, что при работе правого и левого полушарий головного мозга «в связке» результативность обучения возрастает в несколько раз. Исследования проводились с участием взрослых и детей.
    Левое полушарие ответственно за логичность рассуждений и точность информации, а правое – за образы и воображение. Если они задействованы одновременно, можно использовать мозг на полную мощность и значительно увеличить интеллектуальные способности. Причём, чем меньше возраст обучаемого, тем лучше результаты.

    Немного об истории возникновения

    Данная методика активно используется в 60 странах мира. В Японии она является неотъемлемой частью школьной программы. Сегодня обучением детей с использованием ментальной арифметики в нашей стране занимается всего несколько десятков учреждений, в том числе центр интеллектуального развития SMARTUM. Применяется она в качестве дополнительного внешкольного и общеразвивающего направления.
    На деле же этой методике несколько сотен лет. Её началом принято считать китайский суаньпань, первое упоминание о котором датируется 190 годом. Впоследствии деревянные счёты совершенствовались и улучшались. А в XVI веке в Японии стали применять соробан – счётную доску, которая сегодня расценивается как объект культурного наследия. Её использование легло в основу методики обучения ментальной арифметике.

    Как это работает?

    Сначала ребёнок учится считать на абакусе. Он пальцами перебирает костяшки на счетах и складывает-вычитает числа. Потом, освоив данный механизм, ученик представляет абакус в уме. Но при этом он всё так же работает пальцами, только перебирает уже воображаемые костяшки. После того, как ребёнок освоит простые вычисления, он учится считать и одновременно делать другое действие: читать стихотворение или выполнять физическое упражнение. Затем, обычно через год, дети переходят на более сложный уровень: они учатся умножать и делить на абакусе. На третий год начинаются самые сложные арифметические операции: например, нахождение квадратного или кубического корня.
    Интеллект – признак развитого мышления. Без постоянного совершенствования и получения новых навыков невозможно не только его развитие, но даже поддерживание на достигнутом уровне.
    Интеллектуально развитый ребёнок умеет:
    быстро обучаться, используя полученный ранее опыт;
    искать нестандартные пути решения задач;
    мгновенно ориентироваться в новых условиях и обстоятельствах. Это дополнительно воспитывает стрессоустойчивость, помогает лучше адаптироваться к изменению ситуации. Поэтому взрослые должны знать, что такое ментальная арифметика для детей.
    Максимальный эффект ментальная арифметика даёт в дошкольном возрасте, когда у малыша ещё не сформировались определенные стереотипы мышления и активно работают нейронные связи.

  3. Krosh Ответить

    Как правило, в школах 12 уровней. Каждый из них длится 3-4 месяца. Занятия проводят два раза в неделю и еще дают домашнее задание.
    Многие учителя говорят о том, что на много проще учить деток, которые еще не имеют знаний в счете. Их не нужно переучивать. А вот более старшие ученики, которые уже умеют считать, не сразу готовы принимать систему, так как там есть свои особенности. Таким ребятам приходится переучиваться.

    Оптимальный возраст для начала 5-6 лет. Некоторые детки готовы уже в 4 года, все очень индивидуально. Но это не значит, что в 12-14 лет дети не смогут учить ментальный счет. Это тоже вполне реально.
    Особенность занятий в том, что ученику приходится одновременно работать как правой, так и левой рукой. А это в свою очередь ведет к активации двух полушарий мозга, и все действия становятся более эффективными.

    Особенности занятий ментальному счету с детками 4-5 лет?

    Чтобы начать заниматься в 4 года ребенок должен:
    Свободно произносить и записывать цифры от 1 до 99;
    У крохи должны быть хорошие двигательные навыки, чтобы можно было производить действия со счетами;
    Желательно, чтобы ребенок был активным, не стеснительным, разговорчивым. Чем увереннее малыш, тем легче с ним заниматься. Но это не значит, что застенчивые детки не освоят материал, просто учителю необходимо найти контакт с таким крохой.
    Занятия с 4-х лет это, прежде всего игра. Не стоит давить на малютку, пусть он увлечется этими упражнениями.
    При всем желании, но в 4 года кроха не будет умножать, и делить в уме четырехзначные цифры. Но, согласитесь, это не самое важное.
    Главное научить ребенка пользоваться знаниями не только для счета (хоть это и первостепенно), но и для решения любых логических или житейских задач.
    Занятия начнутся со знакомства с Абакусом.  Малыши будут учиться набирать цифры на счетах. Им объяснят первые шпаргалки, которыми стоит пользоваться при счете. Это, например, состав числа 5 и 10. Про шпаргалки вы можете прочесть, а так же посмотреть видео №2 в моей статье про обучение ментальной арифметике в домашних условиях.
    Затем дети перейдет к простому счету: сначала сложению в пределах 10, а затем и вычитанию. Потом примеры будут усложняться. И к концу первого года обучения вы можете наблюдать вот такую картину с вашим малышом. На видео девочке 3 года и 8 месяцев, посмотрите как она считает:

  4. LEETAP Ответить

    Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

    По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре.
    Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.
    Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

    Расположение чисел

    Каковы азы счета в ментальной арифметике? Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице.
    Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

    Операции сложения

    Как научиться ментальному счету? Для этого потребуется изучить, как проводятся на абакусе арифметические действия. Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

    Освоение второго этапа

    После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса. Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении.
    Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.

    Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

    Цели и результаты методики

    Обучение ментальному счету позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие специальный курс, с легкостью могут вычислить в уме десятизначные числа, умножить их и вычесть. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.

    Освоение ментальной арифметики способствует следующему:
    активизации зрительной и слуховой памяти;
    умению концентрации внимания;
    совершенствованию смекалки и интуиции;
    креативному мышлению;
    проявлению уверенности в себе и самостоятельности;
    быстрому освоению иностранных языков;
    реализации способностей в будущем.
    В тех случаях, когда для освоения менара был использован профессиональный подход и специалисты достигли поставленных перед ними целей, ребенок без труда начинает решать в уме как простые, так и сложные задачи по математике. А арифметические действия на умножение и сложение он производит даже быстрее калькулятора.

    Школы по обучению ментальной арифметике

    Где же можно освоить эту уникальную методику? На сегодняшний день для изучения ментальной арифметики необходимо записаться в специализированный образовательный центр. В них специалисты занимаются с детьми на протяжении двух-трех лет. Помимо описанных выше этапов, с помощью которых можно освоить методику, существует еще десять ступеней. Причем каждую из них ученики проходят за 2-3 месяца.
    Каждый из таких специализированных центров разрабатывает собственные программы обучения. Однако, несмотря на это, существуют и общие правила, которых придерживаются абсолютно все. Они состоят в том, что группы учеников формируются в зависимости от их возраста. Так, существует три базовых вида таких групп.

    Это kinder, kids и junior. Занятия проводят опытные высококвалифицированные психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимую аттестацию.
    Помимо центров по обучению ментальному счету сегодня работают и специализированные школы, готовящие специалистов по соответствующему профилю. Как правило, преподаватели менара – это люди, имеющие не только психологическое и педагогическое образование, но и определенный опыт работы с детьми. И это очень важно. Ведь обучение ментальному счету представляет собой не только освоение навыков, позволяющих работать с древними счетами. В этом процессе непременно учитываются используемые в педагогической практике психологические особенности в развитии ребенка.

    Отзывы о методике

    Ментальная арифметика – это довольно новая программа, применяемая для обучения устному счету. Однако, несмотря на немногочисленные годы существования, она уже успела получить большую популярность и показала превосходные результаты. Отзывы многих родителей и детей подтверждают тот факт, что данная программа не только эффективна, но и максимально полезна. При этом стоит учесть, что менар вполне может быть успешно внедрен в школьное обучение, став для детей дополнительным инструментом в освоении математических навыков.
    По отзывам родителей, отличные результаты у детей можно наблюдать уже по истечении двух-трех месяцев после начала занятий, которые проводятся всего по несколько часов в неделю. Многие родители подтверждают, что у их ребенка заметно улучшилась память, повысилась способность к сосредоточению, а мышление приняло креативный характер. При этом школьник начал радовать своих близких хорошими оценками, которые получает не только на уроках математики. Он повысил уровень своих знаний и по всем остальным предметам. Кроме того, ему с легкостью стал даваться иностранный язык.

    Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что менар представляет собой не только новый способ освоения навыков вычисления. Отличные результаты методика дает и в сфере всестороннего развития личности. Кроме того, во время занятий ментальной арифметикой активизируется потенциал маленького человека. Это способствует формированию здоровой и успешной натуры, у которой имеется надежный и крепкий фундамент, позволяющий без особых усилий вступить во взрослую жизнь.

  5. Ballasius Ответить

    Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.
    Началом ее существования можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.
    Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления.
    В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан (абакус).
    Современные японцы считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.
    С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет.
    Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России. Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка.
    Это методика тренировки головного мозга, благодаря которой, ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Также ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.

    Польза или вред ментальной арифметики?

    Человеческий мозг поделен на левое и правое полушарие. Как показывают научные исследования, у каждого полушария имеются свои функции. Правое отвечает за интуицию и творческое мышление, в то время как левое способствует абстрактному мышлению и логике. Принято считать, что левая сторона мозга преобладает над правой. В идеале же, нужно, чтоб оба полушария использовались одинаково.

    Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.
    Наша задача — заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге это способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков. Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария.
    Есть также мнение, что ментальная арифметика портит развитие ребенка так как не дает реальных математических знаний. Но ментальная арифметика это не математика, это не изучение формул, теорем. Это в первую очередь тренажер который развивает мозг, его функции и активность.

    В чем суть обучения ментальной арифметике?

    Суть обучения ментальной арифметики состоит в том, чтоб развивать интеллектуальные способности, которые являются основой для будущих учебных успехов и личностного развития. Ведь главное это умение пользоваться своим интеллектом, добытыми знаниями по пути осуществления желаемых целей.

    Благодаря обучению ваш ребенок:

    осваивает быстрое решение математических действий, таких как сложение, вычитание, умножение и деление без помощи калькулятора
    развивает воображение и раскрывает творческие способности
    становится более наблюдательным, повышается скорость и точность реакции
    развивается фотографическая память
    концентрируется внимание, как следствие улучшение успеваемости в школе
    помогает ребенку стать более целеустремленным и обрести уверенность в себе
    развивается память, ребенку легче запоминать стихотворения и учить иностранные языки

    Нынешняя образовательная система устроена таким образом, что обучение больше направлено на точные науки, которые развивают левое полушарие мозга. Правая часть, которая отвечает за творческий потенциал, особо не задействована, так как упор идет на развитие логики и интеллекта. Левое полушарие позволяет мыслить более стереотипно, и поэтому ребенку иногда трудно найти выход в довольно простой ситуации.
    На первичном этапе обучения ребенка, упор делают на работу со счетами — Абакус. Для лучшей стимуляции как правого так и левого полушария мозга при работе со счетами, ребенок использует две руки разу. Малыша обучают сразу 4 видам математических операций таких как: умножение, деление, сложение и вычитание. Для более эффективного процесса деятельности используется равная работа обоих полушарий одновременно.
    Далее по ходу обучения уменьшается работа со счетами, благодаря чему начинает развиваться воображение, с помощью которого ребенок сможет делать простейшие математические операции у себя в голове, представляя счеты.
    Ребенок, который занимается ментальной арифметикой, при решении задачи по математике, воспринимает числа как картинки и соответственно каждое число будет напоминать про определенное изображение на косточках счетов.

    Что из себя представляют эти счеты — Абакус?

    Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.
    Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

    По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре. Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

    Азы счета в ментальной арифметике

    Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5».
    Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

    Попробуем выполнить сложение

    Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

    Второй этап обучения

    После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса.

    Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении. Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.
    Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

    Почему ментальной арифметике необходимо обучать своих детей с раннего возраста?

    Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.
    Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.
    А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

    Как проходит обучение ментальной арифметике?

    Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.
    В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.
    Поскольку обычно дети начинают обучаться с раннего возраста, занятия построены в игровой форме. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

  6. Ишак6 Ответить

    Ребенок учится быстро считать в уме.
    Благодаря стимуляции мелкой моторики рук, у школьников развивается левое полушарие.
    У школьника улучшается успеваемость по многим школьным предметам.
    У детей развивается способность добиваться успехов во многих делах.
    Не все родители отмечают положительное влияние арифметики на школьника. Среди негативных наблюдений:
    В школе ребенок очень спешит и допускает много ошибок.
    Решая непростые примеры в уме, школьник не может логически мыслить, ему сложно решать уравнения.

    Ментальная арифметика – польза

    Многие педагоги и родители замечают пользу от таких занятий. Благодаря урокам ментальной математики:
    Можно развить мелкую моторику рук.
    Ребенок может развить память. Благодаря данной методике школьник сможет быстро заучивать стихи, песни, иностранные слова.
    Школьник учится быстро считать в уме. Такая техника ментальной арифметики пригодится ребенку не только в школе, а и в будущем во взрослой жизни.

    Ментальная арифметика – минусы

    Прежде, чем принять решение об обучении ребенка данной методике, родители стараются узнать, что дает ментальная арифметика и есть ли риски для школьника. Минусы ментальной математики в стоимости занятий. Не все любящие родители могут оплатить обучение ребенка в специальной школе. Помимо того, мамы и папы отмечают, что после таких уроков ребенок перестал логически мыслить и нередко в средней школе спешит и допускает ошибки. Специалисты утверждают, что заниматься методикой лучше детям с математическими способностями.

    Книги по ментальной арифметике

    Если у родителей все же есть сомнения нужны ли ребенку такие знания, сделать правильный выбор поможет литература. Расскажут, что развивает ментальная арифметика книги:
    М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» – описывает преимущества и недостатки данной методики.
    Б. Артур, Ш. Майкл «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» – описаны простые приемы, с помощью которых можно научиться производить разные операции с большими числами в уме.
    К. Бортолато «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20» – один из новых уникальных комплектов, способствующих обучению детей счету.
    А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики» – в доступной форме рассказывает про сущность ментальной арифметики.
    С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» – книга для детишек от 4-х до 6-ти лет. Благодаря данному учебному пособию ребенок сможет узнать основы ментальной арифметики.
    Абакус-центр «Ментальная арифметика» – описаны простые упражнения для школьников.

  7. Faurn Ответить

    Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.
    Есть ли польза от ментальной арифметики?
    – Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.
    Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.
    Насколько она эффективна в решении задач?
    – В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.
    Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?
    – Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.
    Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?
    – Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.
    Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.

    Лучше разгадайте кроссворд

    Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.
    Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *