Метод эстивиля или как научить ребенка спать?

13 ответов на вопрос “Метод эстивиля или как научить ребенка спать?”

  1. Alsathis Ответить

    Вот зашла я на Питерский форум, привлекла внимание темка с таким названием, попросила книгу этого Эстевиля. На форуме обсуждения, мамочки, которые попробовали метод, делятся впечатлениями. Смысл такой, что практически у всех получилось научить детей засыпать самим, применяя этот метод. Дети разных возрастов, общее у всех – трудно засыпали, доводили родителей до нервных срывов проблемы с детским сном.
    После применения метода большенство детей за 2-7 дней стали сами засыпать и спать без пробуждений значительно дольше.
    Если кому интересно, могу в личку скинуть ссылку на сайт и обсуждение.
    У меня в последнее время возникает желание тоже попробовать его на своей доче. Интересно, кто что скажет по поводу этого метода, может, это повлияет на мое решение…
    Привожу здесь самую суть метода.
    Начнем с начала, или как исправить привычку ребенка ко сну. Что является нормаль-ным для малыша и что нет? Когда мы можем говорить о детской бессоннице?
    Многие родители считают нормальным вставать ночью 2-3, а то и 4-5 раз к полуторагодо-валому ребенку, чтобы дать ему бутылочку. Но это НЕ НОРМА, точно так же, как и случай, когда 8-месячный малыш не спит до полуночи без всяких признаков усталости, или когда годовалый малыш начинает громко кричать, как только мама, положив его в кроватку, хочет выйти из комна-ты.
    С 6-7 месячного возраста все дети должны уметь:
    – идти в кроватку без плача и с радостью
    – засыпать сами без посторонней помощи одни в комнате
    – спать 10-12 часов без перерыва
    – спать в своей кроватке (а не в кровати родителей), в темноте без включенного ночника
    Это описание применимо ко всем здоровым детям если у них нет колик (которые обычно проходят к 4-5 месяцам), непереносимости молока, ОРЗ, бронхита и т.д. Если вашему малышу уже 6 месяцев, и он не болен, но пока не научился спать всю ночь, в будущем у него могут воз-никнуть проблемы с детской бессонницей.
    Детская бессонница объясняется:
    – в 98% случаев неправильной привычкой ко сну
    – в 2% психологическими проблемами (см. конец главы)
    Детская бессоница, вызванная неправильными привычками, имеет следующие характери-стики:
    – ребенку не удается заснуть самому без посторонней помощи
    – просыпается ночью (от 3 до 15 раз) и не может сам заснуть снова и требует помощи ро-дителей (укачивание, бутылочка и т.д.)
    – поверхностный сон – малейший шум может разбудить его
    – спит меньшее количество часов, чем указано в таблице для его возраста
    В подобных случаях родители прибегают к вспомогательным методам: покачать малыша, погладить по головке, дать поесть, попить и т.д. Малыш в конце концов засыпает, но проблема в том, что когда он опять проснется, надо все начинать сначала.
    Если вы решились изменить данную ситуацию вы должны следовать следующему прави-лу: надо строго следовать нашим указаниям, следуйте им буквально, малейшее откло-нение или изменение может привести к неудаче!
    Что надо для выработки правильной привычки ко сну? Повторим общие правила:
    – родители должны быть спокойными и уверенными в том, что делают, а также всегда сле-довать одной и той же схеме в поведении при укладывании малыша, создать ритуал.
    – ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, мишка, соска, любимое одеяло и т.д.
    Итак, забудем прошлое и представим, что наш малыш родился сегодня.
    Начнем с выбора внешних элементов. Помним, что они должны оставаться с малышом всю ночь (то есть не должны быть опасными, слишком мелкими, чтобы он мог их проглотить, твердыми, чтобы он во сне не ударился и т.д) и что они не должны требовать нашего присутствия (например, бутылочка с чаем не подходит, так как кто-то ночью ее должен наполнять). С ребенком 2-5 лет можно подготовить рисунок чтобы повесить над кроваткой. После ужина папа (мама) гово-рит малышу: «Идем в комнату, нарисуем красивую картинку». Малыш может сам нарисовать сол-нышко или облачко над домом, а папа добавить птичку или деревце и т.д. Мама может пригото-вить карусель чтобы повесить над кроваткой ( достаточно вырезать из бумаги куколку, самолетик, сделать шарик из блестящей бумаги и при помощи веревки или резинки повесить над кроваткой). Вы не должны создавать шедевры, можете просто купить что-нибудь подходящее. Главное, что-бы у ребенка появилось что-то принципиально новое, чего раньше не было и что ему нравится.
    Если раньше каждый вечер вы укладывали его спать по-разному, теперь надо создать ри-туал. Решите сами, что вам удобнее: купание, ужин, полчаса игры и в кровать. То, что вы сейчас решите, вы должны будете проделывать каждый вечер одинаково.
    Позволим дать вам несколько советов. В соответствии с естественными биологическими ритмами лучше всего давать ребенку есть по следующему расписанию: завтрак около 8 ч., обед около 12, полдник около 16 и ужин около 20. Старайтесь сильно не отклонятся от этого расписа-ния, так как это биологические ритмы детей. В любом случае, если вы по каким-либо причинам не можете придерживаться всего этого расписания, помните: ребенок легче всего засыпает зи-мой в 20.00.-20.30, а летом в 20.30 – 21.00. Это связано с особенностями работы головного моз-га малышей.
    Первый день перевоспитания. Итак, у вас все готово, расписание и вечерний ритуал выбран. После ужина папа (мама, бабушка) играют с малышом в спокойные игры минут 10-15, по-том вместе вешают рисунок над кроваткой. Объясняют, что это – плакат, и что он будет всю ночь спать вместе с малышом. Если малыш спит еще с соской, купите ему несколько, разложите их по кроватке, чтобы малышу в темноте было легко найти хотя бы одну. Если вы не продумаете этот момент, малыш вас разбудит ночью, чтобы вы помогли ему найти соску и тогда – прощай, пере-воспитание!
    Второй шаг: мама или папа выбирают игрушку из тех, что уже есть у малыша и дают ему имя. После этого говорят малышу: Это твой друг Мишка (Петя и др.). Он будет спать с тобой всю ночь. Не давайте выбирать малышу: помните, мы знаем как нужно спать и учим его, а не он нас, теперь решаете вы. Даже если вашему ребенку 4 года, в данной ситуации мы должны обращаться с ним, как с новорожденным, который еще ничего не знает и не умеет.
    Если вы должны лишить чего-то своего малыша, что он имел раньше (бутылочка и т.д.), объясните ему, что новые его ночные друзья заменяют старые и что они остануться с ним на всю ночь и утром, когда он проснется будут еще с ним.
    Помните
    -запросы и требования малыша в момент укладывания могут повлиять на правильную привычку ко сну
    -ребенок не должен указывать родителям, как он должен спать и что для этого ему нужно, в данной ситуации родители – учителя, а дети учатся спать, а вовсе не наоборот. Спокойный, уве-ренный тон родителей должен показать это детям.
    Итак, настал момент положить вашу крошку в кроватку. Ведите себя так, как будто вы это делаете каждый день. Спокойного переоденьте малыша, положите его в кроватку и укройте. Не надейтесь, что крошка закроет глазки, повернется на бочок и захрапит. Во-первых, малыш еще “не перевоспитан”, во-вторых, он уже понял, что вы ему подготовили какой-то сюрприз. Скорее всего, он сразу же вскочит на ноги и начнет кричать диким голосом, как только поймет, что мама хочет выйти из комнаты. Не старайтесь уложить его сразу же опять. Сядьте рядом с кроваткой или возьмите его на колени и скажите ему: “Котик, мама и папа хотят научить тебя спать. Посмот-ри, ты остаешься не один: с тобой твой мишка, рисунок и т.д. Они все с тобой будут спать всю ночь”. Эта речь займет от 0,5 до 2 минут. Зависит от того, что вы включите в список (занавески, велосипед рядом с кроваткой и т.д.). Главное, не раздражаться и говорить спокойно. Совсем не имеет значения, хорошо ли ребенок понимает, что вы ему говорите. Скорее всего, во время всей ваши речи ребенок будет кричать как резанный в надежде, что ему удасться вернуть былые вре-мена. Не обращайте внимания на плач, продолжайте говорить. Это моменты, которые требуют от вас силы воли и мужества. Ваш малыш будет готов на все, чтобы не потерять свои “привилегии”. Приведем только короткий список, на что были способны дети в нашей практике, чтобы разжало-бить родителей и вернуть “свое счастливое прошлое”: дети рыдали, делали грустные лица, про-сили пить, писать и есть, устраивали истерики с икотой, вызывали у себя рвоту, какали и т.д.
    Несмотря на весь этот спектакль, который ваш малыш вам устроит, вы должны не те-рять спокойствия и помнить: вы учите его спать, а не он вас. Вы делаете это для его бу-дущего, для его здоровья и для вашей нервной системы.
    После вашей короткой речи, приведенной выше, положите снова малыша в кровать.
    Внимание: после этого момента его нельзя трогать до следующего утра. Если он снова встает, не обращайте внимания. Скажите: “Спокойной ночи, рыбка (киска и т.д.)”, выключайте свет и выходите из комнаты. Дверь оставьте почти полностью закрытой (маленькая щелка чтобы слы-шать, что происходит).
    Внимание: нет никакой разницы, какой у малыша возраст: 6 месяцев или 5 лет. Разница только в том, как он сможет с вами бороться. Шестимесячный малыш может только плакать, а 4-5ти-летний может говорить, кричать, просить, вылезать из кроватки и т.д. На этот случай мы сове-туем организовать какую-либо преграду для выхода из комнаты.
    Не запирайте дверь на ключ и т.д. Это может терроризировать вашего ребенка! Не бой-тесь, если он уснет на полу и т.д. Во-первых, дети это делают редко, так как любят удобства, а во-вторых даже в этом случае цель достигнута – малыш заснул сам. Вам потом надо только перело-жить его в кроватку.
    До этого места мы рассматривали точку зрения взрослых. Но как себя чувствует малыш в такой ситуации?
    Дети общаются со взрослыми по определенной схеме: действие-реакция. Дети делают оп-ределенные вещи потому, что ожидают определенных реакций. Рассмотрим ситуацию: малыш шести месяцев. Его кладут в кроватку, он начинает петь «а-а-а-а» и хлопать в ладоши. Что скажут мама и папа? «Какая зайка!» И будут заниматься своими делами. А вот тот же малыш начинает кричать как резанный, становится буро-красным или фиолетовым, икает. Что делают родители? Бегут: «Зайчик, тебе плохо? Что с тобой? У тебя болит животик? Режутся зубки? Котик, сейчас мама (папа) тебя покачает( поносит на ручках и т.д)». Что больше нравится малышу: лежать од-ному в кроватке или быть в центре внимания всех родственников? Что сделает малыш в следую-щий раз, когда захочет внимания родителей? А что сделает ребенок 4-5 лет? У него достаточно фантазии, чтобы заставить отступить первыми родителей!
    Вернемся к процессу укладывания в кроватку. Что сделает наш 4-летний малыш, как толь-ко мы ему дадим его мишку? Возможно, бросит его на пол. Если вы его поднимете и снова дадите ему, что он сделает? Бросит мишку на пол опять. Если будем так продолжать, кто победит? Ма-лыш!!! Потому что он сделал определенное действие и добился желаемой реакции. Вы попались на его удочку! Если ваш малыш бросил мишку, соску, одеяло, подушку на пол, а вы продолжаете спокойно говорить, потом собираете все, кладете ему в кровать, поворачиваетесь и выходите из комнаты несмотря на его дикие крики, кто победит?
    Другой пример: вы кладете малыша в кроватку, а он тут же поднимается на ноги. Вы снова кладете его, он снова поднимается. Вы не хотите укладывать его всю ночь, но он-то хочет про-должать эту игру как можно дольше, потому что таким образом полностью владеет вашим внима-нием. Поэтому положите его в кроватку и оставьте малыша в покое. Если он хочет подниматься, пусть поднимается сколько хочет.
    Что еще может сделать малыш чтобы добиться вашего внимания? “хочу пить”, “а-а-а”, “бо-бо” и т.д. Ребенок может даже вызвать у себя рвоту. Не пугайтесь, с ним ничего не происходит. Вымойте его, поменяйте простынку и снова положите в кроватку. Можете нервничать (но внешне этого не показывайте). Оставайтесь внешне спокойными и решительными: ваш ребенок должен научиться спать. Малыш может также кричать и плакать как резаный (соседям потом скажите, что у него болели ушки, у бедняжки). В такой ситуации малыш может плакать так громко, что у сосе-дей напротив могут звенеть стекла. Но вы наберитесь мужества и держитесь: ваша “война” только началась, и к счастью она продлится всего несколько дней. Однако мы не можем оставить малы-ша плакать долго. Почему? Потому что “перевоспитывать” не значит наказывать. Обычно родите-лям советуют оставить плакать малыша, пока не заснет от усталости. Никогда не поступайте так!
    Когда вы в первый раз вышли из комнаты взгляните на часы: пока малыш не заснет вам придется время от времени возвращаться в его комнату. ПОМНИТЕ: вы возвращаетесь не чтобы успокоить его, и не для того, чтобы заставить его перестать плакать, и не для того, чтобы усыпить его. А только для того, чтобы показать ему, что вы его не покинули. Как часто надо возвращаться к малышу? Рассмотрите приведенную ниже табличку, все зависит от дня перевоспитания и в ка-кой раз вы возвращаетесь. В таблице указаны интервалы в минутах.
    Сколько минут надо подождать перед тем, как вернуться в комнату, где малыш плачет?
    1 день -1 мин (1 раз) 3 мин (2 раза) 5 мин все последующие разы
    2 день – 3 мин (1 раз) 5 мин (2 раза) 7 мин все последующие разы
    3 день – 5 мин (1 раз) 7 мин (2 раза) 9 мин все последующие разы
    4 день – 7 мин (1 раз) 9 мин (2 раза) 11 мин все последующие разы
    5 день – 9 мин (1раз) 11 мин (2 раза ) 13 мин все последующие разы
    6 день – 11 мин (1 раз) 13 мин (2 раза) 15 мин все последующие разы
    7 день – 1З мин (1раз) 15 мин (2 раза) 17 мин все последующие разы
    Примечание: Эта таблица должна использоваться и вечером, и ночью, если малыш ночью просыпается.
    Что должен сделать родитель, который вернулся к малышу? Должен еще раз спокойным голосом сказать ему: «Золотко, надо спать. Мама и папа сейчас тебя научат спать. Ты будешь спать со своим мишкой и соской и т.д. Спокойной ночи». Если малыш к этому времени вылез из кроватки, надо снова положить его туда. Если малыш не способен выбраться, надо остановиться достаточно далеко от него, чтобы он не смог за нас уцепиться. После этой маленькой речи надо спокойно выйти из комнаты. Когда вы возвращаетесь к малышу, не надо включать свет. Если ма-лыш плачет, не реагируйте, продолжайте вашу речь, а затем выходите.
    Никогда не ждите дольше, чем указано в таблице; для малыша самое страшное – это ду-мать, что родители его не любят и что они его бросили. В то же время постарайтесь собрать все ваши силы и, хотя у вас сердце будет обливаться слезами, постарайтесь набраться сил на не-сколько дней и выполнить все указания: результаты превзойдут все ваши ожидания!
    Ваши возвращения помогут понять малышу, что слезами и криками он ничего не добьется и потом, что ложиться спать не так уж страшно. Сколько времени может кричать ваш малыш? За-висит от конкретного случая. Самые упорные, однако, обычно не кричат больше 2х часов. Многие сдаются через час. Если ночью малыш просыпается, надо все проделывать как вечером. Ребенок не понимает расписаний, не понимает разницу между ночью и вечером, поэтому надо снова вхо-дить и выходить, и говорить одни и те же слова
    Психологические проблемы – 2% когда метод не срабатывает. Причины могут быть временными, такими, как: развод, родители особенно нервные из-за каких-либо серьезных про-блем, перенесли спать из комнаты родителей в отдельную, родился братик, пошел в садик, уви-дел страшный фильм по телевизору и т.д. Нужно определить в чем причина и постараться устра-нить или ослабить ее. Из-за фильма, первого дня в садике и т.д. ребенок может плохо спать 2-3 дня. Проблемы, которые длятся долго, должны лечиться пстихотерапевтом или невропатологом.

  2. Het_Shot Ответить

    Метод засыпания Эстивиля рассказывает мамам и папам, о том, как нужно себя вести с ребенком, который капризничает перед сном:
    игнорировать крики ребенка, даже если он плачет очень сильно;
    проявлять выдержку и терпение;
    каждый раз, возвращаясь в комнату к крохе, объяснять, что таким образом он учится спать самостоятельно;
    четко выдерживать границы установленного времени во время отсутствия в комнате малыша.
    Система доктора Эстивиля заключается в том, что согласно установленным временным промежуткам, ребенка оставляют одного в темной комнате, предварительно уложив его в кроватку. Эта процедура повторяется неоднократно, до тех пор, пока кроха не уснет, а перед началом ребенку объясняют, что так он учится спать. Время, на которое можно покидать комнату крохи, приведено в таблице:

    Оно зависит от того, какой день проводится обучение и сколько раз родителями была покинута комната. Например, если занятия проводятся второй день, то первый раз оставлять малыша можно на 3 минуты. Если он заплакал, то нужно вернуться и уложить его еще раз, после чего следует выйти из комнаты на 5 минут и т.д.
    Точка зрения психотерапевтов на метод Эстивиля
    Мнение психологов по методу Эстивиля очень разнятся. Одни утверждают, что такое обучение наносит вред крохе, ведь он может испугаться и вообще ночью не спать, просыпаясь по многу раз и зовя маму, а другие, наоборот, говорят, что если для малыша обстановка привычна, то ничего страшного в этом нет.
    Но самое главное опровержение метода доктора Эстивиля заключается в том, что далеко не каждый малыш за предложенные сроки начинает самостоятельно засыпать и здесь стоит учитывать возраст и психологическое развитие ребенка. В процессе обучения нужно внимательно следить за поведением крохи, чтобы эти занятия не переросли в психоз с боязнью отпустить руку мамы перед сном.

  3. Andromagamand Ответить

    Последствия детской бессонницы
    для грудничков и детей младшего возраста:?
    – раздражительность, плохое настроение
    – частый плач
    – зависимость от родителей/воспитателей
    – задержки в росте

    для детей школьного возраста:?
    – плохая учеба
    – неуверенность и робость
    – тяжелый характер
    для родителей:?
    – усталость
    – неуверенность в себе (а все ли правильно мы делаем?)
    – чувство вины?(может, он не спит, потому что страдает от чего-либо, а мы не можем помочь и потом еще сердимся)
    – взаимные обвинения родителей в том, что другой балует ребенка
    – чувство растерянности перед проблемой
    – ощущение, что ничего нельзя поделать
    – глубокая физическая и моральная усталость
    Если вы дочитали до этого момента, наверняка отметили для себя, что уже успели испытать некоторые из перечисленных последствий.
    Прежде чем перейти непосредственно к Методу, хотелось бы остановиться на следующих общих советах.
    • В первую очередь вы должны все хорошо обдумать и твердо решиться на применение Метода. Обращаясь во множественном числе, я имею в виду всю семью – маму, папу и всех, кто будет общаться с ребенком (няни, дедушки, бабушки, тети, дяди и т. д.). Необходимо, чтобы все прочли эту книгу и наизусть выучили нормы поведения и единые критерии для всех трудных ситуаций, которые неизбежно встретятся вам на пути. Если все это усвоить в самом начале, успешный результат вам гарантирован.
    • Метод надо применять строго по схеме, без каких бы то ни было изменений под себя. Такие изменения почти никогда не приносят желаемого результата. Если вы спросите друзей, как им удалось добиться результата, они обязательно ответят вам, что неукоснительно придерживались правил Метода.
    • Прежде чем начать применять Метод, убедитесь в том, что ребенок не болен. Для верности я бы посоветовал даже специально посетить педиатра. Прежде всего нужно исключить все возможные болезни (наиболее часто в этом случае встречаются отит, непереносимость молока, рефлюкс)[1], а также проблемы психологического или психиатрического характера.
    Следует обязательно убедиться, что нет никакой физической или психологической причины того, что ребенок не спит.
    Поведение родителей, которое влияет на отсутствие сна у ребенка
    – присутствие родителей при засыпании
    – нетребовательность родителей
    – отсутствие всяких границ
    – ошибочные представления о детском сне
    – слишком быстрый процесс укладывания
    – чрезмерно строгое отношение к ребенку
    Медицинские причины детской бессонницы
    Начиная с грудного периода и до 2–3 лет необходимо учитывать:
    • колики
    • гастроэзофагический рефлюкс
    • жар
    • аллергию
    • эпилептические припадки
    следующие заболевания:
    • астма, бронхит, заложенность носа, синусит, пневмония
    • острые вирусные инфекции
    • отит
    • экземы, псориазы, чрезмерное пребывание на солнце, ожоги
    • боли по разным причинам
    • диспепсия[2], газы, запоры, диареи
    Факторы окружающей среды:
    • шум, яркий свет, изнуряющая жара или сильный холод
    Отклонения в развитии:
    • аутизм, запаздывание в умственном развитии, различные синдромы формирования, синдром Аспергера[3] и т. д.
    с 2–3 лет необходимо учитывать:
    • храп и апноэ
    • синдром беспокойных ног
    • головные боли
    Кошмары, ночные страхи, сомнамбулизм. ?
    Возбуждающие вещества:
    • никотин (вдыхание табачного дыма)
    • чрезмерное потребление продуктов с высоким содержанием сахара
    • побочные действия некоторых лекарств
    Психологические проблемы:
    • эмоциональные травмы, причиненные процессом развода родителей, сексуальным насилием, стрессом (переменой школы или места жительства, новой работой родителей, проведением все меньшего времени в родительском доме, финансовыми проблемами в семье, появлением нового члена семьи – брата/сестры или дедушки/бабушки), травлей в школе, смертью члена семьи.
    Психиатрические проблемы:
    • депрессии
    • тревожность и т. д.
    Что такое навык и как он закрепляется? отправная точка метода эстивилля
    Все дети разные. Каждый из них – отдельная личность. Некоторым труднее обучаться, другим – легче. Одни дети спокойные, другие обладают более живой натурой. Это заметно с самого рождения, однако вовсе не означает, что те или другие малыши не будут спать.
    Сон – такой же навык, как чтение или еда. Все мы этому обучаемся, несмотря на то что у нас разные характеры. Одним это удается быстрее, другие достигают успехов чуть дольше, но в конце концов получается у всех.
    Не стоит придерживаться заблуждения, что если ребенок нервный, то ему труднее заснуть. Возможно, неспокойных детей труднее обучить сну, но если вы будете все делать правильно, ребенок это в итоге усвоит.

    Вы – учителя, и вы будете учить своих детей спать. Сами они этому научиться не могут. Детям необходимо, чтобы вы привили им правильные навыки сна. Вы должны быть лучшими учителями. Мой Метод дает вам все необходимые инструменты для обучения вашего ребенка сну. Однако прежде чем приступить непосредственно к изучению этих инструментов, определим, что же такое сон.
    Вспомним, что биологический ритм – это систематическое повторение видов деятельности нашего организма (например, спать – бодрствовать, спать – бодрствовать).
    Когда ребенок рождается, его биологический ритм составляет 3–4 часа. Другими словами, каждые 3–4 часа новорожденный проходит несколько этапов – он просыпается, его моют, он ест и спит – все это составляет один цикл.
    Как только заканчивается один цикл, начинается другой такой же – малыш снова просыпается, его моют, он ест и спит. Это анархический тип[4] цикла.
    Через 6–7 месяцев цикл становится дневным. Таким образом, каждые 24 часа мы повторяем и чередуем виды деятельности в ходе бодрствования и сна.
    С 3–4-го месяца жизни биологический ритм ребенка начинает изменяться все больше. Малыш переходит с 3–4 часов анархического цикла на 24-часовой «взрослый» цикл. Дети увеличивают время первого ночного сна: случается, что он может доходить до 6 часов – и это небольшой подарок родителям.
    Уже с 6–7-месячного возраста дети должны уметь спать по 10–12 часов без перерыва (пробуждения все еще случаются, но ребенок должен тут же сам засыпать, без вмешательства взрослых). К такому отдыху должны добавляться три маленьких дневных сна в течение дня (один после завтрака – в 9–10 часов, другой после обеда – в 12–13 часов и часов в 15–16 – третий, самый короткий, после полдника).
    Эти изменения происходят благодаря группе клеток головного мозга, которые работают в качестве биологических часов. Их задача – приспособление всех нужд организма к 24-часовому биологическому, то есть к солнечному ритму. Но и эти часы надо заводить.
    У 70 % новорожденных удается запустить биологические часы при помощи ежедневных ритуалов (взять дитя на руки, положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи, покачать его, спеть ему песенку). В 6 или 7 месяцев такие дети прекрасно спят, чему горячо радуются родители, приговаривая: «Вот уж повезло с ребенком, что он так хорошо спит».
    вернуться
    1
    ?Рефлюкс – обратный ток содержимого полых органов. – Примеч. перев.
    вернуться
    2
    ?Диспепсия – нарушение нормальной деятельности желудка, затрудненное и болезненное пищеварение. – Примеч. ред.
    вернуться
    3
    ?Синдром Аспергера – одна из форм аутизма. – Примеч. ред.
    вернуться
    4
    ?Мы называем «анархическим» первый ритм в 3–4 часа сна и бодрствования и «циркадным» – 24-часовой ритм. – Примеч. авт.

  4. YNATEW Ответить

    Наконец родители решаются сдать малыша в ясли. Проходит неделя, Сара ничего не спрашивает у воспитателей. Приводя и забирая его, она низко опускает голову и уходит побыстрей, чтобы воспитатели ее не заметили. Проходят две недели, Сара не понимает, почему ей не говорят ни слова. В растерянности она не выдерживает и решает поговорить с воспитательницей. Та уверяет ее, что ребенок спит хорошо и даже дважды в день: один раз утром, когда его приводят, и второй раз после обеда. «Но это невозможно, – говорит Сара, – дома он не спит даже по субботам и воскресеньям. Как вы это делаете?» Воспитательница отвечает, что это очень просто: они применяют самый обычный метод: «У нас есть комната с кроватками. В первый день мы объясняем детям, что это комната специально для сна. В первый день четверо из них кричали, трое плакали, двое кашляли, а один скакал. Мы опять объяснили ребяткам, что в этой комнате они должны спать и это хорошо для них. На четвертый день те, кто кричал, перестали кричать, те, что плакали, перестали плакать, у двоих кашель прошел, а тот, что скакал, стал вести себя тихо. Через неделю все уже спокойно спали».
    Вот и вся история, дорогие читатели. Она, конечно, выдумана, хотя и может быть знакомой для многих из вас. Это просто история о ребенке, здоровом и без патологий, но который не имеет навыка спокойного сна.
    Могла ли наша пара вообразить себе, что их прекрасная жизнь вдруг превратится в ужас с появлением нового члена семьи?
    Из этой книги вы узнаете, что некоторых детей необходимо научить навыку здорового сна.
    В книге доступно изложен Метод обучения такому сну, для каждого возраста описаны свои нюансы. Благодаря этой книге вы сможете:
    • понять, по каким ритмам живет новорожденный, и гарантировать достаточное количество и качество его (и вашего тоже) отдыха.
    • продолжать учить этому навыку или отучать от плохой привычки не спать ребенка от 7 месяцев и до 5 лет.
    Кроме того, в книге рассматриваются нарушения сна и их лечение, а также даны ответы на ваши вопросы, представлены наиболее полезные советы и библиография.
    Ничто не совершенно, но у нас есть способность учиться и учить. Самое главное, что мы знаем, что можем научить нашего ребенка спать хорошо.

    Часть первая
    Основы метода эстивилля

    Обучение сну и проблема детской бессонницы

    Конечно, идеально было бы, чтобы родители начали заниматься обучением своего малыша сну с первого дня его жизни, но скорее всего эта книга попадет вам в руки, когда вашему ребенку будет больше шести месяцев. Несомненно, у вас растет здоровый ребенок, симпатичный и веселый, может быть, даже упитанный, но когда приходит время ложиться спать, начинается беда. Вы в отчаянии. Мысль завести еще одного ребенка в этот момент кажется нелепой. Вы готовы на все, даже на самые невероятные вещи, лишь бы ваш малыш спал. Вы хотите, чтобы ваш ребенок высыпался, потому что это необходимо для его нормального развития, и, кроме того, вы сами нуждаетесь в отдыхе. Вы, конечно, уже перепробовали все, что только можно, и применили все советы, которые вам давали близкие люди и просто хорошие знакомые, вы выслушали большое количество мнений и прочли все книги по этой теме. Однако все оказалось бездейственным.
    Я вас прекрасно понимаю.
    Ваш ребенок – это самое дорогое, что у вас есть. Понятно, что вы хотите быть лучшими родителями в мире, а чувствуете себя худшими. Именно поэтому я хочу вам помочь.
    Я хорошо представляю себе, что вы ощущаете с неспящим ребенком на руках. Чувство беспомощности ужасно, вам кажется, что вы самые несчастные, вы все делаете хуже других, и вам никогда уже не суждено спать восемь часов подряд. Однако на самом деле все не так.
    Вы лучшие родители в мире, и единственное, что вам надо сделать, – это немного упорядочить то, как вы учите спать ваших детей.
    Не чувствуйте себя виноватыми. Вы ничего плохого не совершили. Возможно, вы что-то делаете не так хорошо, как вам бы хотелось, а это, согласитесь, совершенно другое. По крайней мере ваши действия не подходят для того, чтобы научить ребенка спать. Можете ли вы в этом случае быть виноватыми? Нет! Ведь вас этому никто не научил. Все эти упреки в том, что «молодые родители плохо заботятся о своих детях», совершенно неверны. Просто кто-то должен их сориентировать, как учить детей спать.
    Ваш ребенок, как и вы, также страдает от последствий плохого сна. Сон – очень важный период в нашей жизни, ведь чтобы день был хорошим, нужно обязательно выспаться.
    От чрезмерной усталости маленькие дети не успокаиваются, а, наоборот, возбуждаются. Уставший ребенок, который хочет спать, почти никогда не просится в кровать. Напротив, он может демонстрировать повышенную активность, часто и без причины плачет, легко приходит в плохое настроение и требует больше внимания от родителей – иными словами, начинает слишком зависеть от того, кто о нем заботится.
    После того, как родители, воспользовавшись моим методом, обучили детей хорошо спать, они поменяли мнение и о своих детях, и теперь я часто слышу следующие высказывания: «У него даже характер изменился. Он стал более спокойным, может играть сам какое-то время. Он даже стал более симпатичным, и у него хорошее настроение». На самом деле, ребенок и был таким.

    Хороший сон важен по одной простой причине: никто не может жить без сна, даже рыбы и летучие мыши. Во время сна организм вырабатывает все необходимое для бодрствования на следующий день. Иногда плохой сон может привести к задержке роста, потому что гормоны роста вырабатываются в течение первых часов сна. Если ребенок недостаточно отдохнул, он будет чувствовать себя усталым, раздражительным, нервным и сонным. Хороший сон необходим и для вашего душевного и телесного здоровья.

    Последствия детской бессонницы

    для грудничков и детей младшего возраста:?
    – раздражительность, плохое настроение
    – частый плач
    – зависимость от родителей/воспитателей
    – задержки в росте

    для детей школьного возраста:?
    – плохая учеба
    – неуверенность и робость
    – тяжелый характер
    для родителей:?
    – усталость
    – неуверенность в себе (а все ли правильно мы делаем?)
    – чувство вины?(может, он не спит, потому что страдает от чего-либо, а мы не можем помочь и потом еще сердимся)
    – взаимные обвинения родителей в том, что другой балует ребенка
    – чувство растерянности перед проблемой
    – ощущение, что ничего нельзя поделать
    – глубокая физическая и моральная усталость
    Если вы дочитали до этого момента, наверняка отметили для себя, что уже успели испытать некоторые из перечисленных последствий.
    Прежде чем перейти непосредственно к Методу, хотелось бы остановиться на следующих общих советах.
    • В первую очередь вы должны все хорошо обдумать и твердо решиться на применение Метода. Обращаясь во множественном числе, я имею в виду всю семью – маму, папу и всех, кто будет общаться с ребенком (няни, дедушки, бабушки, тети, дяди и т. д.). Необходимо, чтобы все прочли эту книгу и наизусть выучили нормы поведения и единые критерии для всех трудных ситуаций, которые неизбежно встретятся вам на пути. Если все это усвоить в самом начале, успешный результат вам гарантирован.
    • Метод надо применять строго по схеме, без каких бы то ни было изменений под себя. Такие изменения почти никогда не приносят желаемого результата. Если вы спросите друзей, как им удалось добиться результата, они обязательно ответят вам, что неукоснительно придерживались правил Метода.
    • Прежде чем начать применять Метод, убедитесь в том, что ребенок не болен. Для верности я бы посоветовал даже специально посетить педиатра. Прежде всего нужно исключить все возможные болезни (наиболее часто в этом случае встречаются отит, непереносимость молока, рефлюкс)[1], а также проблемы психологического или психиатрического характера.
    Следует обязательно убедиться, что нет никакой физической или психологической причины того, что ребенок не спит.
    Поведение родителей, которое влияет на отсутствие сна у ребенка– присутствие родителей при засыпании
    – нетребовательность родителей
    – отсутствие всяких границ
    – ошибочные представления о детском сне
    – слишком быстрый процесс укладывания
    – чрезмерно строгое отношение к ребенку

    Медицинские причины детской бессонницы

    Начиная с грудного периода и до 2–3 лет необходимо учитывать:
    • колики
    • гастроэзофагический рефлюкс
    • жар
    • аллергию
    • эпилептические припадки
    следующие заболевания:
    • астма, бронхит, заложенность носа, синусит, пневмония
    • острые вирусные инфекции
    • отит
    • экземы, псориазы, чрезмерное пребывание на солнце, ожоги
    • боли по разным причинам
    • диспепсия[2], газы, запоры, диареи
    Факторы окружающей среды:
    • шум, яркий свет, изнуряющая жара или сильный холод
    Отклонения в развитии:
    • аутизм, запаздывание в умственном развитии, различные синдромы формирования, синдром Аспергера[3] и т. д.
    с 2–3 лет необходимо учитывать:
    • храп и апноэ
    • синдром беспокойных ног
    • головные боли
    Кошмары, ночные страхи, сомнамбулизм. ?
    Возбуждающие вещества:
    • никотин (вдыхание табачного дыма)
    • чрезмерное потребление продуктов с высоким содержанием сахара
    • побочные действия некоторых лекарств
    Психологические проблемы:
    • эмоциональные травмы, причиненные процессом развода родителей, сексуальным насилием, стрессом (переменой школы или места жительства, новой работой родителей, проведением все меньшего времени в родительском доме, финансовыми проблемами в семье, появлением нового члена семьи – брата/сестры или дедушки/бабушки), травлей в школе, смертью члена семьи.
    Психиатрические проблемы:
    • депрессии
    • тревожность и т. д.

    Что такое навык и как он закрепляется? отправная точка метода эстивилля

    Все дети разные. Каждый из них – отдельная личность. Некоторым труднее обучаться, другим – легче. Одни дети спокойные, другие обладают более живой натурой. Это заметно с самого рождения, однако вовсе не означает, что те или другие малыши не будут спать.
    Сон – такой же навык, как чтение или еда. Все мы этому обучаемся, несмотря на то что у нас разные характеры. Одним это удается быстрее, другие достигают успехов чуть дольше, но в конце концов получается у всех.
    Не стоит придерживаться заблуждения, что если ребенок нервный, то ему труднее заснуть. Возможно, неспокойных детей труднее обучить сну, но если вы будете все делать правильно, ребенок это в итоге усвоит.

    Вы – учителя, и вы будете учить своих детей спать. Сами они этому научиться не могут. Детям необходимо, чтобы вы привили им правильные навыки сна. Вы должны быть лучшими учителями. Мой Метод дает вам все необходимые инструменты для обучения вашего ребенка сну. Однако прежде чем приступить непосредственно к изучению этих инструментов, определим, что же такое сон.

  5. Ariuhuginn Ответить

    Как научить ребенка спать. Революционный метод доктора Эстивиля
    Эдуард Эстивиль
    Ребенок и уход за ним (Эксмо)
    Ваш малыш не может уснуть? Вы просыпаетесь по 100 раз за ночь, утром чувствуете себя разбитыми? Не знаете, что делать с растущим напряжением в семье? Забудьте об этих проблемах. Книга знаменитого доктора Эстивиля поможет вам и вашему малышу спать с удовольствием всю ночь! Его метод обучения навыку сна помогает почти в каждом, даже самом запущенном случае, потому что его главный принцип – действовать с любовью к своему ребенку.
    Эдуард Эстивиль
    Как научить ребенка спать: революционный метод доктора Эстивиля
    Dr. Eduard Estivill
    Duеrmete, ni?o
    El Mеtodo Estivill para ense?ar a dormir a los ni?os
    (c) 2014, de la nueva ediciоn actualizada y ampliada Eduard Estivill con la colaboraсiоn de Irene Claver
    (c) 2014, Random House Mondadori, S.A. Travessera de Gr?cia, 47–49. 08021 Barcelona
    Translation rights arranged by Sandra Bruna Agencia Literaria, SL. All rights reserved.
    Перевод с испанского языка
    © Гоманенко С.В., перевод на русский язык, 2016
    © Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017
    Предисловие рецензента
    Дорогой читатель!
    Воспитание детей – очень трудоемкий, многоаспектный и растянутый во времени процесс. Помимо этого, он должен быть управляемым, поэтому требует от родителей дополнительных знаний и отработанных навыков.
    В книге «Как научить ребенка спать» изложена важнейшая информация прикладного характера. Она учит не только пониманию самого процесса, но и – что особенно важно – действию. Метод, благодаря которому вы сможете достичь результата, разъясняется пошагово и поэтому кажется легким и понятным. Это отличительная особенность как метода Эстивиля, так и книги в целом.
    Метод доктора Эстивиля объединяет основы медицинских, психологических знаний и знаний в области детской нейрофизиологии. Основы и специфика анатомо-физиологических потребностей и возможностей ребенка перекликаются в нем с потребностями и психологическими особенностями родителей.
    С этой точки зрения данный метод как раз разработан, вернее, собран автором для того, чтобы стать своеобразной «методичкой» для родителей. И это полностью подтверждает тот факт, что процесс воспитания требует от родителей огромного терпения, колоссальной выдержки и постоянства в исполнении: только методичное и регулярное выполнение определенных действий приведет вас к желаемому результату.
    Главное достоинство книги – то, что в ней соблюдены основы обучения, четко изложено, что нужно делать, как это делать и для чего.
    Воспитание ребенка в целом и отдельных навыков в частности – процесс системный. В нем задействованы все члены семьи, и каждый принимает участие согласно своей социальной роли. Иногда это участие может быть пассивным и состоять лишь из «фонового присутствия», однако этого бывает достаточно, чтобы процесс воспитания стал в несколько раз эффективнее. Формирование любого навыка требует времени, но если у вас в руках эта книга, положительный результат обеспечен в кратчайшие сроки! И я от всей души этого вам желаю.
    Марина Григорьян,
    врач-педиатр, психолог-психотерапевт
    Благодарность
    Всем вам, – родителям и воспитателям, которые применяли и продолжают применять мой метод, чтобы научить спать детей, – спасибо за то, что сделали мой метод лучше.
    Приветствие от доктора Эдуарда Эстивилля
    Пятнадцать лет назад я впервые опубликовал советы о том, как научить детей спать. Вы, родители, стали называть этот сборник рекомендаций и методов по-своему – «Метод Эстивилля», но должен вам напомнить, что это не мое изобретение. Все это время я как ученый, просто демонстрировал и пропагандировал простыми понятными словами знания нейробиологов, психологов, педиатров и специалистов по медицине сна, полученные за последние сорок лет.
    С большим удовлетворением должен отметить, что эти методы принесли пользу более чем трем миллионам родителей и воспитателей по всему миру.
    Благодаря достижениям науки сегодня мы знаем еще больше и можем привить детям навык хорошего сна. Поэтому я еще раз публикую в этой книге медицинские рекомендации, которые помогут родителям и воспитателям еще лучше разбираться в тонкостях детского сна.
    Все, о чем я пишу ниже, подтверждено мировым научным сообществом. Американская академия патологий сна, Американская педиатрическая академия и Испанская ассоциация сна дают те же рекомендации.
    Для родителей, которые захотят получить более подробную информацию, я публикую библиографическую справку о наиболее важных статьях по этой теме в конце книги.
    Здесь речь идет не о догмах, а о тех советах, которые необходимы, чтобы научить ребенка навыку сна, и которые получены в результате научных исследований. Применять их или нет – это ваш личный выбор. Моя цель – сориентировать родителей, которые решили следовать моему методу.
    Научить ребенка спать непросто. Мой клинический опыт с более чем тремя тысячами пациентов, исследования, о которых я скажу позже, отзывы родителей и педиатров, применявших Метод, говорят о том, что если Метод изучают, а потом ему строго следуют, он работает. «Строго» значит «скрупулезно», «дотошно», не забывая ни одного правила.
    Родители, если вы решили следовать этому Методу, помните, что его должны придерживаться все, кто имеет отношение к воспитанию вашего ребенка: мамы, папы, бабушки, дедушки, няни и т. д. На страницах этой книги вы найдете много нового, я буду настаивать на обучении ребенка сну, начиная с рождения; мы с вами поймем, как мы спим уже в материнской утробе и как мы можем научиться спать в любом возрасте и в любых обстоятельствах, даже если речь идет об особых случаях: например, если у вас родились близнецы или во время болезни.
    Надеюсь помогать вам и впредь.
    Доктор Эдуард Эстивилль.
    Сентябрь 2011
    Введение
    Мой ребенок и сам не спит, и мне не дает. А нам надо отдыхать. Что делать?
    Перед вами история счастливой пары. Саре 33 года, Педро недавно исполнилось 36 лет. Они вместе уже четыре года и только что узнали важную новость – у них будет ребенок.
    Первые месяцы беременности проходят идеально, остальные так же – ни рвоты, ни тошноты, ни головокружений. Сара спит спокойно и набирает по килограмму каждый месяц. Ее гинеколог поражается, насколько беременность женщины протекает классически, как по учебнику.
    Ровно через девять месяцев у них рождается желанный и самый прекрасный ребенок, лучший малыш на свете. Рост пятьдесят сантиметров, вес три с половиной килограмма, по результатам всех обследований новорожденных у него все в порядке. Когда его подносят к груди, он сразу же берет сосок без всяких проблем и даже не теряет часть веса, который теряют остальные груднички. Сказать, что родители довольны, – ничего не сказать, они вне себя от радости.
    Однако еще в роддоме медсестра заметила родителям, что их сын очень хороший, но беспокойный: «Он такой живчик, он почти не спит». Молодые родители нежно переглядываются и восклицают: «А как же иначе, ведь это наш сын».
    Итак, они выписываются из клиники и отправляются домой. Малыш растет и набирает вес, вот только ночью он не спит подряд больше одного- полутора часов. Ребенок постоянно просыпается. Сара кормит его по часам и думает, что все идет нормально.
    Через три месяца постоянных ночных бдений счастливой

  6. Gamath Ответить

    Дорогие друзья по чтению. Книга “Как научить ребенка спать. Революционный метод доктора Эстивиля” Эстивиль Эдуард произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом – во всю даль и ширь души. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. “Как научить ребенка спать. Революционный метод доктора Эстивиля” Эстивиль Эдуард читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

  7. Moraghma Ответить

    Автор, там, где я живу, этот метод довольно известен и успешно применяем. Я знаю по крайней мере 3-4 семьи, дети которых засыпают быстро и без проблем, благодаря этому методу, причем дети спокойные и любимые своими родителями ничуть не меньше тех, у кого проблемы со сном, вызванные неправильными действиями родителей.
    Основной смысл заключается не в “садизме” по отношению к ребенку, как тут писали, и не в отсутствии ласки со стороны родителей (для ее проявления имеется целых день и время перед сном). Смысл заключается в создании определенной рутины, норм, с помощью которых ребенку легче засыпать, а родителям легче его укладывать. Например, рекомендуется четко обозначить границу м/д дневным и ночным временем суток (в дневной сон необязательно ходить на цыпочках, зашторивать окна, даже укладывать в кроватку, можно воспользоваться коляской, например), а когда речь заходит о ночном сне, то прежде, чем уложить малыша, рекомендуют совершить особый и повторяющийся день изо дня и в одно и тоже время ритуал, например: ванная, еда, музыкальный фон, ласки родителей или пожелание Спокойной ночи, любимый мишка в кроватке и т.д. И после этого ребенка укладывают в кроватку и оставляют засыпать одного. Если мать останется с ним и будет поглаживать, укачивать, хватать его на руки по первому крику или напевать колыбельную, то все эти действия станут частью ритуала на засыпание, от которого малыша будет все сложнее и сложнее отучить. Для кого не проблема укладывать ребенка часами, то естественно им и не нужен этот метод, а вот для работающих родителей и деток, которых отводят с утра в ясли-сад, это может быть решением многих проблем.

  8. Cehelm Ответить

    Интересно узнать ваше мнение о методе Эстивиля, что вы думаете, это концлагерь или хорошая методика? Может кто-то пробовал таким образом наладить сон своего ребенка, поделитесь опытом.
    Привожу тут суть метода (если кто-то не знает)
    Начнем с начала, или как исправить привычку ребенка ко сну. Что является нормаль-ным для малыша и что нет? Когда мы можем говорить о детской бессоннице?
    Многие родители считают нормальным вставать ночью 2-3, а то и 4-5 раз к полуторагодо-валому ребенку, чтобы дать ему бутылочку. Но это НЕ НОРМА, точно так же, как и случай, когда 8-месячный малыш не спит до полуночи без всяких признаков усталости, или когда годовалый малыш начинает громко кричать, как только мама, положив его в кроватку, хочет выйти из комна-ты.
    С 6-7 месячного возраста все дети должны уметь:
    – идти в кроватку без плача и с радостью
    – засыпать сами без посторонней помощи одни в комнате
    – спать 10-12 часов без перерыва
    – спать в своей кроватке (а не в кровати родителей), в темноте без включенного ночника
    Это описание применимо ко всем здоровым детям если у них нет колик (которые обычно проходят к 4-5 месяцам), непереносимости молока, ОРЗ, бронхита и т.д. Если вашему малышу уже 6 месяцев, и он не болен, но пока не научился спать всю ночь, в будущем у него могут воз-никнуть проблемы с детской бессонницей.
    Детская бессонница объясняется:
    – в 98% случаев неправильной привычкой ко сну
    – в 2% психологическими проблемами (см. конец главы)
    Детская бессоница, вызванная неправильными привычками, имеет следующие характери-стики:
    – ребенку не удается заснуть самому без посторонней помощи
    – просыпается ночью (от 3 до 15 раз) и не может сам заснуть снова и требует помощи ро-дителей (укачивание, бутылочка и т.д.)
    – поверхностный сон — малейший шум может разбудить его
    – спит меньшее количество часов, чем указано в таблице для его возраста
    В подобных случаях родители прибегают к вспомогательным методам: покачать малыша, погладить по головке, дать поесть, попить и т.д. Малыш в конце концов засыпает, но проблема в том, что когда он опять проснется, надо все начинать сначала.
    Если вы решились изменить данную ситуацию вы должны следовать следующему прави-лу: надо строго следовать нашим указаниям, следуйте им буквально, малейшее откло-нение или изменение может привести к неудаче!
    Что надо для выработки правильной привычки ко сну? Повторим общие правила:
    – родители должны быть спокойными и уверенными в том, что делают, а также всегда сле-довать одной и той же схеме в поведении при укладывании малыша, создать ритуал.
    – ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, мишка, соска, любимое одеяло и т.д.
    Итак, забудем прошлое и представим, что наш малыш родился сегодня.
    Начнем с выбора внешних элементов. Помним, что они должны оставаться с малышом всю ночь (то есть не должны быть опасными, слишком мелкими, чтобы он мог их проглотить, твердыми, чтобы он во сне не ударился и т.д) и что они не должны требовать нашего присутствия (например, бутылочка с чаем не подходит, так как кто-то ночью ее должен наполнять). С ребенком 2-5 лет можно подготовить рисунок чтобы повесить над кроваткой. После ужина папа (мама) гово-рит малышу: «Идем в комнату, нарисуем красивую картинку». Малыш может сам нарисовать сол-нышко или облачко над домом, а папа добавить птичку или деревце и т.д. Мама может пригото-вить карусель чтобы повесить над кроваткой ( достаточно вырезать из бумаги куколку, самолетик, сделать шарик из блестящей бумаги и при помощи веревки или резинки повесить над кроваткой). Вы не должны создавать шедевры, можете просто купить что-нибудь подходящее. Главное, что-бы у ребенка появилось что-то принципиально новое, чего раньше не было и что ему нравится.
    Если раньше каждый вечер вы укладывали его спать по-разному, теперь надо создать ри-туал. Решите сами, что вам удобнее: купание, ужин, полчаса игры и в кровать. То, что вы сейчас решите, вы должны будете проделывать каждый вечер одинаково.
    Позволим дать вам несколько советов. В соответствии с естественными биологическими ритмами лучше всего давать ребенку есть по следующему расписанию: завтрак около 8 ч., обед около 12, полдник около 16 и ужин около 20. Старайтесь сильно не отклонятся от этого расписа-ния, так как это биологические ритмы детей. В любом случае, если вы по каким-либо причинам не можете придерживаться всего этого расписания, помните: ребенок легче всего засыпает зи-мой в 20.00.-20.30, а летом в 20.30 — 21.00. Это связано с особенностями работы головного моз-га малышей.
    Первый день перевоспитания. Итак, у вас все готово, расписание и вечерний ритуал выбран. После ужина папа (мама, бабушка) играют с малышом в спокойные игры минут 10-15, по-том вместе вешают рисунок над кроваткой. Объясняют, что это — плакат, и что он будет всю ночь спать вместе с малышом. Если малыш спит еще с соской, купите ему несколько, разложите их по кроватке, чтобы малышу в темноте было легко найти хотя бы одну. Если вы не продумаете этот момент, малыш вас разбудит ночью, чтобы вы помогли ему найти соску и тогда — прощай, пере-воспитание!
    Второй шаг: мама или папа выбирают игрушку из тех, что уже есть у малыша и дают ему имя. После этого говорят малышу: Это твой друг Мишка (Петя и др.). Он будет спать с тобой всю ночь. Не давайте выбирать малышу: помните, мы знаем как нужно спать и учим его, а не он нас, теперь решаете вы. Даже если вашему ребенку 4 года, в данной ситуации мы должны обращаться с ним, как с новорожденным, который еще ничего не знает и не умеет.
    Если вы должны лишить чего-то своего малыша, что он имел раньше (бутылочка и т.д.), объясните ему, что новые его ночные друзья заменяют старые и что они остануться с ним на всю ночь и утром, когда он проснется будут еще с ним.
    Помните
    -запросы и требования малыша в момент укладывания могут повлиять на правильную привычку ко сну
    -ребенок не должен указывать родителям, как он должен спать и что для этого ему нужно, в данной ситуации родители — учителя, а дети учатся спать, а вовсе не наоборот. Спокойный, уве-ренный тон родителей должен показать это детям.
    Итак, настал момент положить вашу крошку в кроватку. Ведите себя так, как будто вы это делаете каждый день. Спокойного переоденьте малыша, положите его в кроватку и укройте. Не надейтесь, что крошка закроет глазки, повернется на бочок и захрапит. Во-первых, малыш еще «не перевоспитан», во-вторых, он уже понял, что вы ему подготовили какой-то сюрприз. Скорее всего, он сразу же вскочит на ноги и начнет кричать диким голосом, как только поймет, что мама хочет выйти из комнаты. Не старайтесь уложить его сразу же опять. Сядьте рядом с кроваткой или возьмите его на колени и скажите ему: «Котик, мама и папа хотят научить тебя спать. Посмот-ри, ты остаешься не один: с тобой твой мишка, рисунок и т.д. Они все с тобой будут спать всю ночь». Эта речь займет от 0, 5 до 2 минут. Зависит от того, что вы включите в список (занавески, велосипед рядом с кроваткой и т.д.). Главное, не раздражаться и говорить спокойно. Совсем не имеет значения, хорошо ли ребенок понимает, что вы ему говорите. Скорее всего, во время всей ваши речи ребенок будет кричать как резанный в надежде, что ему удасться вернуть былые вре-мена. Не обращайте внимания на плач, продолжайте говорить. Это моменты, которые требуют от вас силы воли и мужества. Ваш малыш будет готов на все, чтобы не потерять свои «привилегии». Приведем только короткий список, на что были способны дети в нашей практике, чтобы разжало-бить родителей и вернуть «свое счастливое прошлое»: дети рыдали, делали грустные лица, про-сили пить, писать и есть, устраивали истерики с икотой, вызывали у себя рвоту, какали и т.д.
    Несмотря на весь этот спектакль, который ваш малыш вам устроит, вы должны не те-рять спокойствия и помнить: вы учите его спать, а не он вас. Вы делаете это для его бу-дущего, для его здоровья и для вашей нервной системы.
    После вашей короткой речи, приведенной выше, положите снова малыша в кровать.
    Внимание: после этого момента его нельзя трогать до следующего утра. Если он снова встает, не обращайте внимания. Скажите: «Спокойной ночи, рыбка (киска и т.д.)», выключайте свет и выходите из комнаты. Дверь оставьте почти полностью закрытой (маленькая щелка чтобы слы-шать, что происходит).
    Внимание: нет никакой разницы, какой у малыша возраст: 6 месяцев или 5 лет. Разница только в том, как он сможет с вами бороться. Шестимесячный малыш может только плакать, а 4-5ти-летний может говорить, кричать, просить, вылезать из кроватки и т.д. На этот случай мы сове-туем организовать какую-либо преграду для выхода из комнаты.
    Не запирайте дверь на ключ и т.д. Это может терроризировать вашего ребенка! Не бой-тесь, если он уснет на полу и т.д. Во-первых, дети это делают редко, так как любят удобства, а во-вторых даже в этом случае цель достигнута — малыш заснул сам. Вам потом надо только перело-жить его в кроватку.
    До этого места мы рассматривали точку зрения взрослых. Но как себя чувствует малыш в такой ситуации?
    Дети общаются со взрослыми по определенной схеме: действие-реакция. Дети делают оп-ределенные вещи потому, что ожидают определенных реакций. Рассмотрим ситуацию: малыш шести месяцев. Его кладут в кроватку, он начинает петь «а-а-а-а» и хлопать в ладоши. Что скажут мама и папа? «Какая зайка!» И будут заниматься своими делами. А вот тот же малыш начинает кричать как резанный, становится буро-красным или фиолетовым, икает. Что делают родители? Бегут: «Зайчик, тебе плохо? Что с тобой? У тебя болит животик? Режутся зубки? Котик, сейчас мама (папа) тебя покачает( поносит на ручках и т.д)». Что больше нравится малышу: лежать од-ному в кроватке или быть в центре внимания всех родственников? Что сделает малыш в следую-щий раз, когда захочет внимания родителей? А что сделает ребенок 4-5 лет? У него достаточно фантазии, чтобы заставить отступить первыми родителей!
    Вернемся к процессу укладывания в кроватку. Что сделает наш 4-летний малыш, как толь-ко мы ему дадим его мишку? Возможно, бросит его на пол. Если вы его поднимете и снова дадите ему, что он сделает? Бросит мишку на пол опять. Если будем так продолжать, кто победит? Ма-лыш!!! Потому что он сделал определенное действие и добился желаемой реакции. Вы попались на его удочку! Если ваш малыш бросил мишку, соску, одеяло, подушку на пол, а вы продолжаете спокойно говорить, потом собираете все, кладете ему в кровать, поворачиваетесь и выходите из комнаты несмотря на его дикие крики, кто победит?
    Другой пример: вы кладете малыша в кроватку, а он тут же поднимается на ноги. Вы снова кладете его, он снова поднимается. Вы не хотите укладывать его всю ночь, но он-то хочет про-должать эту игру как можно дольше, потому что таким образом полностью владеет вашим внима-нием. Поэтому положите его в кроватку и оставьте малыша в покое. Если он хочет подниматься, пусть поднимается сколько хочет.
    Что еще может сделать малыш чтобы добиться вашего внимания? «хочу пить», «а-а-а», «бо-бо» и т.д. Ребенок может даже вызвать у себя рвоту. Не пугайтесь, с ним ничего не происходит. Вымойте его, поменяйте простынку и снова положите в кроватку. Можете нервничать (но внешне этого не показывайте). Оставайтесь внешне спокойными и решительными: ваш ребенок должен научиться спать. Малыш может также кричать и плакать как резаный (соседям потом скажите, что у него болели ушки, у бедняжки). В такой ситуации малыш может плакать так громко, что у сосе-дей напротив могут звенеть стекла. Но вы наберитесь мужества и держитесь: ваша «война» только началась, и к счастью она продлится всего несколько дней. Однако мы не можем оставить малы-ша плакать долго. Почему? Потому что «перевоспитывать» не значит наказывать. Обычно родите-лям советуют оставить плакать малыша, пока не заснет от усталости. Никогда не поступайте так!
    Когда вы в первый раз вышли из комнаты взгляните на часы: пока малыш не заснет вам придется время от времени возвращаться в его комнату. ПОМНИТЕ: вы возвращаетесь не чтобы успокоить его, и не для того, чтобы заставить его перестать плакать, и не для того, чтобы усыпить его. А только для того, чтобы показать ему, что вы его не покинули. Как часто надо возвращаться к малышу? Рассмотрите приведенную ниже табличку, все зависит от дня перевоспитания и в ка-кой раз вы возвращаетесь. В таблице указаны интервалы в минутах.
    Сколько минут надо подождать перед тем, как вернуться в комнату, где малыш плачет?
    1 день -1 мин (1 раз) 3 мин (2 раза) 5 мин все последующие разы
    2 день — 3 мин (1 раз) 5 мин (2 раза) 7 мин все последующие разы
    3 день — 5 мин (1 раз) 7 мин (2 раза) 9 мин все последующие разы
    4 день — 7 мин (1 раз) 9 мин (2 раза) 11 мин все последующие разы
    5 день — 9 мин (1раз) 11 мин (2 раза ) 13 мин все последующие разы
    6 день — 11 мин (1 раз) 13 мин (2 раза) 15 мин все последующие разы
    7 день — 1З мин (1раз) 15 мин (2 раза) 17 мин все последующие разы
    Примечание: Эта таблица должна использоваться и вечером, и ночью, если малыш ночью просыпается.
    Что должен сделать родитель, который вернулся к малышу? Должен еще раз спокойным голосом сказать ему: «Золотко, надо спать. Мама и папа сейчас тебя научат спать. Ты будешь спать со своим мишкой и соской и т.д. Спокойной ночи». Если малыш к этому времени вылез из кроватки, надо снова положить его туда. Если малыш не способен выбраться, надо остановиться достаточно далеко от него, чтобы он не смог за нас уцепиться. После этой маленькой речи надо спокойно выйти из комнаты. Когда вы возвращаетесь к малышу, не надо включать свет. Если ма-лыш плачет, не реагируйте, продолжайте вашу речь, а затем выходите.
    Никогда не ждите дольше, чем указано в таблице; для малыша самое страшное — это ду-мать, что родители его не любят и что они его бросили. В то же время постарайтесь собрать все ваши силы и, хотя у вас сердце будет обливаться слезами, постарайтесь набраться сил на не-сколько дней и выполнить все указания: результаты превзойдут все ваши ожидания!
    Ваши возвращения помогут понять малышу, что слезами и криками он ничего не добьется и потом, что ложиться спать не так уж страшно. Сколько времени может кричать ваш малыш? За-висит от конкретного случая. Самые упорные, однако, обычно не кричат больше 2х часов. Многие сдаются через час. Если ночью малыш просыпается, надо все проделывать как вечером. Ребенок не понимает расписаний, не понимает разницу между ночью и вечером, поэтому надо снова вхо-дить и выходить, и говорить одни и те же слова
    Психологические проблемы – 2% когда метод не срабатывает. Причины могут быть временными, такими, как: развод, родители особенно нервные из-за каких-либо серьезных про-блем, перенесли спать из комнаты родителей в отдельную, родился братик, пошел в садик, уви-дел страшный фильм по телевизору и т.д. Нужно определить в чем причина и постараться устра-нить или ослабить ее. Из-за фильма, первого дня в садике и т.д. ребенок может плохо спать 2-3 дня. Проблемы, которые длятся долго, должны лечиться пстихотерапевтом или невропатологом.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *