Московская русь каким был человек и как он трудился 3 класс?

9 ответов на вопрос “Московская русь каким был человек и как он трудился 3 класс?”

  1. KIBOTU Ответить

    Основные тенденции в литературе и
    искусстве
    . Со второй половины ХIV
    века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство.
    Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием.
    В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального
    христианства и усиление чисто русских
    традиций
    , накопленных в период домонгольского завоевания, включая
    древнеславянскую культуру.
    Литература и общественная мысль.
    Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над
    внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе.
    Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве
    талантливых русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить
    отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества
    произведений этого периода.
    Самым совершенным литературным памятником,
    наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина».
    Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту
    битвы на Куликовском поле – «за Доном». «Задонщина» стала поэтическим
    прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской
    земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную
    часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси.
    Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном
    отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему
    действительности.
    Куликовской битве было посвящено «Сказание
    о Мамаевом побоище
    », появившееся в первой половине ХV века. «Сказание»
    было весьма популярно в ХVI и ХVII веках. Оно сохранилось более чем в ста
    списках и восьми основных редакциях. Многие рукописи украшены миниатюрами,
    изображающими основные события. В тексте подлинные исторические факты
    соседствуют с придуманными. Видимо, автору важнее всего было подчеркнуть
    единство Руси, которое стало основой блестящей победы.
    Во многих регионах страны (Тверь,
    Рязань, Смоленск) появляются сложные литературные произведения
    на основе многочисленных народных преданий, связанных с борьбой
    против иноземцев.
    В устном народном творчестве
    широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным
    богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались
    конкретным событиям. В рассказах о взятии Казани воспевались пушкари,
    их находчивость и мастерство. Исключительно популярны были народные герои.
    Простой русский человек побеждает хвастливого иноземного князя Кострюка.
    Множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа,
    который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным
    противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям,
    их конкретным делам.
    По прежнему, много внимания уделяется
    летописанию
    . Уже в начале XV века была составлена большая
    московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года
    и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым на основании
    многолетних изысканий. 10 томов объемом около 9000 листов составил
    Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода
    средневековой Руси. Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем
    Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. По
    богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.
    Новгородский архиепископ Макарий еще при
    Василий III задумал собрать, систематизировать и переписать в двенадцати
    огромных фолиантах «все святые книги… которые в русской земле
    обретаются». Совершенно очевидно, что Макарий не только хотел сохранить
    ценное литературное наследие, но, прежде всего, определить круг
    чтения православных, регламентировать духовную жизнь, «уберечь»
    их от нежелательной, вредной литературы. Этот колоссальный труд был назван
    «Великие Минеи Четии», завершен в 1541 году. Сюда вошли
    более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их
    распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному
    месяцу.
    Ярким примером нравственно-воспитательных
    произведений может служить «Домострой» – свод
    рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов.
    Составителем основной редакции «Домостроя» (существовал еще ранний,
    новгородский вариант) был священник кремлевского благовещенского
    собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности. 64
    главы книги включают «духовное строение» о почитании веры, «мирское
    строение» об организации семейной жизни, «домовое строение» о
    ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том, как строить дом,
    как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к домочадцам и
    челяди, чтобы воцарился мир и порядок. Хозяйкам давались практические
    рекомендации по ведению хозяйства.
    В конце XIV – начале XV века на Руси
    появляется множество переводных сочинений. В 1518 году великий князь
    Василий III пригласил в Москву афонского монаха Максима для перевода
    Толкового псалтыря. В России его прозвали греком. Максим Грек
    был из знатного рода, получил прекрасное образование, до пострижения в
    монахи много путешествовал.
    Именно в России Максим Грек состоялся
    как писатель, публицист, философ. Многие сведения в древнерусские книги
    попали благодаря его переводам. Непреходящее значение имеют его
    собственные работы – «О пришельцах философах», «Беседования о пользе
    грамматики», «Беседа души и ума». Его труды переписывали и изучали по всей
    Руси. А в келье кремлевского Чудова монастыря собирались московские
    просвещенные люди, жаждущие знаний.
    Слишком большой авторитет Максима Грека
    напугал официальную церковную власть, тем более, что философ был
    сторонником «нестяжателей». По ложному доносу он был арестован и долгое
    время содержался как узник в различных монастырях.
    Дальнейшее развитие литературы и просвещения
    было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году.
    Ее организовал Иван Федоров – человек незаурядных способностей,
    энциклопедист и просветитель, художник и писатель, изобретатель и
    разносторонний мастер, умелец, владевший многими ремеслами. Он умел
    отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру и первый печатный станок.
    В 1564 году Иван Федоров вместе с
    ближайшим другом и помощником Петром Мстиславцем выпускает в
    свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу, которая,
    безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции. Издатели провели
    тщательное редактирование, не было ни одной опечатки. Шрифт,
    украшения, иллюстрации хорошо продуманы и аккуратно выполнены. Издание
    готовилось 10 лет. Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник», надолго
    ставший основной учебной книгой. Во второй половине XVI века появились
    около 20 печатных изданий.

  2. sabotage_x Ответить

    7
    Он рано потерял родителей, его окружали злые и равнодушные люди, которые думали не о судьбе мальчика, а о власти и деньгах. Горькое детство озлобило будущего царя, он стал подозрительным и жестоким. И прозвал народ Ивана IV ГРОЗНЫМ

    8
    Символы царской власти Скипетр, держава, Шапка Мономаха.

    9

    10
    Каким же был Иван Грозный? Царь правил долгих 50 лет. Территория государства увеличилась почти в 2 раза. Он наладил торговые отношения с Европой и Азией. Составил Судебник. Создал 1-ую типографию в Москве Покорил Казанское и Астраханское Ханство. Началось присоединение Сибири. Заложил храм Василия Блаженного) у Спасских ворот в Москве.

    11

    12
    Отрицательное. Численность населения сократилась на 3 млн. Он везде видел предателей и врагов. Безнаказанно грабил, казнил, избивал, изгонял из домов людей. Убил своего сына, заподозрив его в предательстве. Создал опричнину.

    13

    14
    Опричники в доме опального боярина Опричники в доме опального боярина

  3. Nelkis Ответить

    Тема: «Московская Русь»
    Цели:
    Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы; о русских князьях, которые внесли свой вклад в строительство Москвы
    Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, т.е. создавать условия для положительной мотивации в обучении
    Воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.
    Технологическая карта урока
    Этап
    Содержание
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Универсальные действия
    Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
    Дан звонок, и все мы смело
    Принимаемся за дело
    Путь нелегкий предстоит
    В даль дорога побежит
    Мы промчимся чрез века
    Через многие года
    Пронесемся над лесами
    И окажемся мы с вами…
    Далеко за много лет…
    В том истории секрет.
    Проверка домашней  работы
    – На прошлом уроке мы с вами познакомились с Древнерусским государством и великими князьями. Разделились на группы и каждая группа подготовила рассказ о великих князьях Древнерусского государства.
    Выступление  групп.
    Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока
    Здесь, как было, так и ныне –
    Сердце всей Руси святой,
    Здесь стоят ее святыни
    За Кремлевскою стеной!
    – О каком городе России эти стихи?
    – Какие слова это подтверждают?
    – Как понимаете слово “ святыни”? (Обращение к толковому словарю)
    – Определение темы урока , постановка целей.
    Ответы детей:
    – Было очень много небольших, самостоятельных племен, но большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов и племена стали объединяться
    – Тема, с которой мы познакомимся, называется  «Московская Русь».
    -Откройте учебник на стр. 22.
    -Прочитайте название темы урока. (Московская Русь)
    – Сегодня будем говорить о далеком прошлом нашей страны –  о Московской Руси
    – И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.
    А кто сможет объяснить, что такое столица?
    (Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)
    Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
    Подготовка к восприятию нового материала.
    Личностные УУД: самоопределение.
    Регулятивные УУД:  целеполагание.
    Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
    Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
    2.Актуализация знаний.
    Работа с картой.
    – Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав с.23.
    – Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.
    – С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги,  жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)
    -Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?
    А) Ярославль;
    Б) Новгород;
    В) Суздаль;
    Г) Владимир.
    В) работа с учебником стр. 22
    Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.
    Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.
    Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
    Познавательные УУД.
    Общеучебные универсальные действия:
    умение внимательно слушать.
    Логические универсальные действия:
    анализ материала; вывод-ответ.
    Действия постановки и решения проблем:
    формулирование проблемы и желания ее решить.
    3.Постановка учебной задачи.
    Как Москва стала столицей?
    – приведите причины, которые способствовали тому, что Москва стала столицей?
    Ответы детей
    Факторы, способствовавшие формированию Москвы, как
    столи  столицы Русского государства:
    а) транспортно-географическое положение;
    б) центральное положение по отношению к другим княжествам;
    в) центральное положение,  по отношению к потокам переселенцев- славян;
    г) территория мало пригодна  для развития земледелия, поэтому
    развивались ремесла и промыслы и т.д.) Москва стала центром Русской православной церкви.
    е)  Москва собрала наиболее энергичных, целеустремленных, умных, предприимчивых людей
    – А кто же был правителем Московской Руси?
    – Мы узнаем на стр.24 учебника
    Создание проблемной ситуации.
    Уточнение темы урока.
    Регулятивные УУД: целеполагание.
    Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
    4.Первичное закрепление.
    Работа в рабочей тетради стр.7
    – Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?»
    – закончите предложения:
    Первым русским царём был…(князь Иван IV)
    В народе его прозвали…(Грозный)
    К концу XVII века Россию стали называть …(Московским царством)
    Установление осознанного восприятия. Обобщение.
    Организация деятельности по применению новых знаний
    Разрешение проблемной ситуации.
    Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
    Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
    5.Рефлексия деятельности (итог урока)
    И так наша экскурсия по
    Московской Руси подошла концу.
    Подведем итоги.
    Как Москва стала  столицей
    нашей Родины – России?
    Кто был первым русским царём?
    Конечно, ребята, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много.
    Объявление и комментирование оценок.
    Обобщение.
    Домашнее задание. Учебник стр.22-25; пересказ
    Организация рефлексии.
    Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
    Познавательные УУД: рефлексия.
    Личностные УУД: смыслообразование.
    Список использованной литературы
    учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
    рабочая тетрадь № 2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. – М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);
    методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф»)
    http://www.100velikih.ru/view1029.html –  статья «Как Москва строилась»
    Дополнительный материал:
    При Иване III, великом князе московском (1440 – 1505) произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. В основном все происходило бескровно. Например, половину Ростовского княжества купил ещё его отец Василий Тёмный. Оставшуюся половину выкупил Иван III. Ярославское княжество перестало существовать в 1463 году после смерти последнего ярославского князя Александра Фёдоровича. Его наследник перешел на службу Ивану III. Под влиянием Москвы также оказались Тверское, Белозерское, Рязанское княжества. Взаимовыгодные отношения были с Псковским княжеством. Иван III где искусной дипломатией, где деньгами, а где силой добился объединения вокруг Москвы многих земель. Сопротивление Новгорода, который пытался искать поддержки у Великого княжества Литовского, удалось сломить в результате двух московско-новгородских войн. В Шелонской битве (1471 г.) новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В 1478 году вечевой колокол, являвшийся символом свободы города, был снят и увезен в Москву. Таким образом Москва в XV веке стала фактически столицей Руси. Иван III стал величать себя великим князем (государем) Всея Руси. Дальше он окончательно “разобрался” с Ордой (противостояние на Угре).
    P.S. А предпосылкой тому, что в дальнейшем именно Москва станет столицей Руси был переезд из Владимира (прежней столицы Руси) в 1326 году митрополита Петра. В 1453 году под натиском турок пал Константинополь и Москва стала “третьим Римом”.
    Первой столицей Древнерусского государства Рюриковичей считается Новгород (точнее Рюриково городище) . В ряде летописных списков указано, что первой резиденцией легендарного Рюрика стала Ладога, с тех пор этот вопрос стал спорным, а Ладога нередко именуется древней или древнейшей (и также первой) столицей России.
    В 882, по летописи, новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей древнерусского государства, известного как Киевская Русь. Новгород остался вторым по значимости центром Руси и там, как правило, «сидел» сын великого князя киевского. С 1120-х годов городом правили выборные (приглашённые) феодальной республикой князья, часто также сыновья правителей других княжеств (отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, Всеволод произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшинство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли») .
    Согласно историографической традиции, восходящей к В. Н. Татищеву и Н. М. Карамзину, в период раздробленности русских земель вместо Киева столицей становится город Владимир на Клязьме (обычно это отсчитывается с 1169 года — взятия Киева войском Андрея Боголюбского, когда впервые князь, признанный старейшим, не стал править в Киеве, а остался в своей отчине) . После монгольского нашествия, 1237—1241 гг. Киев пришёл в упадок и Владимир окончательно становится номинальной столицей Руси. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан в Орде старейшим на Руси и получил Киев, но предпочёл оставить свою резиденцию во Владимире. В 1299 году из Киева во Владимир была перенесена резиденция митрополита (который ещё век продолжал традиционно носить титул «Киевский») .

  4. Fearscin Ответить

    Московская Русь, кратко описанная в данном разделе, образовалась намного позже самой Москвы. Ее основная территория – это территория Северо-Восточной Руси, которая представляла собой заросшую лесами местность, климат и почва в которой не были пригодными для земледелия. Однако здесь можно было успешно заниматься скотоводством, местные реки и озера приносили большой улов рыбы, а лесные массивы – большое количество добычи.
    Сама Москва была основана в 1147 году князем Юрием Долгоруким, который приходился внуком Владимиру Мономаху. Изначально это было лишь небольшое поселение, не оказывающее решительного влияния на происходящее в государстве. Однако с приходом Золотой Орды многие русские города были разграблены, что одновременно позволило развиться новым городам. Со временем именно Москва стала новым центром, вокруг которого стали координироваться русские земли.
    В 14 веке Московское княжество выделилось как самостоятельная политическая единица. Это небольшое государство, как и остальные, являлось данником Золотой Орды. Существенное влияние на развитие нового русского государства оказал князь Иван Калита. Монголы назначили его сборщиком податей со всех княжеств Киевской Руси. Это дало ему возможность сосредоточить в Москве большое богатство. В Орду отсылалось гораздо меньше средств, чем он собирал, поэтому возвышение Москвы было во многом обеспечено другими русскими княжествами. Со временем Московская Русь, кратко описанная в данном разделе, начала подчинять окрестные земли. Использовав восстание жителей Твери против монгол, московский князь, при поддержке ордынцев, захватил Тверскую землю после многих лет соперничества, и присоединил ее территорию к своей.
    Практически все время с 14 по 15 века Московская Русь пыталась избавиться от власти монгол, одновременно захватывая все большее количество русских княжеств.
    Монголо-татарское иго окончательно было сброшено уже в 1480 году, после этого уже сама Москва начала экспансию на восток, которая продлилась несколько веков. В 16 веке Московская Русь стала слишком обширной, чтобы иметь статус княжества. Кроме того, все присоединенные к ней территории не были столь же самостоятельными, как во времена Киевской Руси, поэтому угроза раскола государства была куда меньшей. В итоге в 16 веке Московская Русь превратилась в Московское царство – амбиции московских князей были широкими, они хотели, чтобы Москва стала третьим Римом, а значит, титул князя русским правителям был слишком мелким, и был заменен на царский.

  5. Mumeena Ответить


    Внутри феодального класса также было деление: князья выступали самыми крупными феодалами, следом за ними можно расположить бояр, а на самом низком уровне находились дружинники и слуги.
    Государство давало феодалам право на владение землей и использование труда крестьян, а также выступало на защиту жизни и здоровья представителей этого класса.
    Когда было введено христианство, церковь и монастыри постепенно превратились в так называемых коллективных феодалов. Эти организации обзаводились землями и даже получали определенный доход (десятину) от прибыли с населения и не только.
    Простые же люди в основном были зависимыми от князей и бояр. Закабаленных крестьян в то время называли смердами. Также выделяли в отдельную группу закупов, то есть зависимых от феодалов крестьян.
    Как правило, закупами становились свободные люди, которые имели имущество, но волей судьбы были вынуждены идти к князю за определенной суммой денег. В результате этот крестьянин автоматически становился закабаленным, поскольку его труд на феодала шел исключительно в счет погашения процентов долга.
    В Древней Руси действовали законы, позволяющие перевести крестьянина из закупа в холопы, если он совершил какие-либо противоправные действия (украл что-то, попытался сбежать, стал участником драки). Это, безусловно, понижение по социальной лестнице.
    Закуп имел некоторые человеческие права, мог оставлять жалобы в суде на своего господина, его нельзя лишить имущества просто так, такого работника нельзя было продать.
    Что же касается холопов, так это была собственность феодала. И как любую вещь, этих работников также можно было продавать. Обращение с холопами было ужасное: их можно было бить по поводу и без, как хозяину угодно, лишать всякого имущества, без суда.
    Отдельным классом крестьян считалась «невольная челядь». По сути это были самые настоящие рабы, которые не имели никаких прав и пожизненно трудились на благо своего господина.
    В феодальном обществе Древней Руси труд челяди использовали исключительно в интересах домашних хозяйств. Они выполняли функции слуг, обеспечивающих быт, занимались воспитанием потомства, выполняли ремесленные дела.
    Городское население также имело некоторое деление: купцов выделяли в более высокий класс людей.
    Ремесленники города в свою очередь отличались образованностью. Кроме того, что они искусно выполняли предметы роскоши, создавали архитектурные сооружения, изготавливали оружие, городские мастера также могли выполнить грамоты из бересты и нанести надпись на любой предмет быта.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *