Можно ли делать поминки в страстную неделю?

18 ответов на вопрос “Можно ли делать поминки в страстную неделю?”

  1. micnor Ответить

    Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, доцент, преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ,  рассказал сайту «Православие и мир» о поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах.
    Записал Александр Филиппов
    Перефразируя слова Господа Иисуса Христа, можно сказать, что «усопших всегда имеете, а Меня не всегда». Мы усопших всегда имеем, а Страстная и светлая седмицы бывают один раз в году. Церковь это единое Тело Христово и мы едины со всеми христианами в пространстве, но также и во времени. Мы молимся за усопших, потому что мы их любим и мы едины с ними во Христе. Любовь — это подвиг самоотвержения и Устав, руководствуясь любовью, налагает такой подвиг, ограничение, общую епитимию, на поминовение усопших в этот период. На Страстной седмице мы вспоминаем Его Тайную вечерю, суд Пилата, крестные страдания, и должны все   свои мысли посвящать этому. А на Пасху мы радуемся тому, что Христос воскрес и победил смерть, и эта радость тоже заменяет нам собой все.

    Как молиться за усопших на пасхальной неделе?

    Есть три уровня молитвы: келейная, общецерковная и молитва священника перед престолом. Что касается келейного правила, христианин может всегда молиться за усопших, даже на Пасху, сколько просит сердце. Второй уровень – общецерковные молитвы- здесь мы самоограничиваемся и в эти дни не поминаем усопших. И, наконец, священник за престолом поминает усопших и читает все записки вовремя литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой не читается анафора и молитвы за усопших, поэтому не совершается поминовение усопших. Хотя после службы можно совершить краткую литию об усопших.
    Если же человек умер во время Страстной седмицы, то новопредставленного можно отпевать и на Страстной, но кроме Великого Пятка.
    На Пасху и Светлую седмицу действует тот же принцип: священник за литургией читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии, и читает записки об усопших. Келейно христианин может помолиться за своих усопших, и совершать земные поклоны, когда хочет, даже на Пасху, священник молится за литургией за усопших, а Церковь по уставу не молится за усопших.
    Если же человек умер на светлой седмице, то отпевание его совершается, но особым Пасхальным чином и   отпевание мирского человека мало чем отличается от отпевания священника и епископа.   В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий. Христовым воскресением от печальных мира сего, на веселая и радостная проставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает» .

    В советское время появился обычай на Пасху ходить на кладбище, возможно из-за того, что были гонения и пойти в храм было подвигом, а кладбище рядом с храмом и на него можно пойти. Но это не правильно, на кладбище нужно идти после светлой седмицы, потому что Пасха — праздник живых. В русской Церкви народ идет первый раз на кладбище на Радоницу. Радоница — поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели. По Иерусалимскому Уставу (Русская Церковь, как и все остальные православные Церкви, служат по Иерусалимскому уставу) в этот день не положено особых молитв за умерших. В этот день совершается поминовение усопших по обычаю Русской   Церкви. Возможно, этот обычай появился сразу после крещения Руси, то есть очень древний. После вечернего богослужения служится полная панихида с Пасхальными песнопениями.
    Люди иногда считают, что поминки это трапеза за столом. На самом деле главное поминовение совершается Церковью. Родные и друзья могут молиться за своих усопших, а застолье, которое считается «поминовением», усопшим не нужны, это нужно оставшимся в живых, как и надгробие, которое является памятью для живых. Главное в чем нуждается его душа, это молитва Церкви.
    Что касается суеверия, что если человек умер на Пасху, то он попадет в рай, то это заблуждение. В России рождается несколько человек в минуту, а умирает больше, чем рождается. На Пасху, получается, умирает много людей. А если человек не верующий умрет, то он тоже попадет в рай? Но по молитвам Церкви, даже если человек попал в ад, то Господь может его помиловать и взять в рай.

  2. CyB0P Ответить

    Страстная неделя имеет особое значение, ведь после нее наступает Светлое Воскресение Христова. На протяжении всей недели перед Пасхой, верующие, как правило, вспоминают последние дни жизни Христа на земле, а также его страдания и распятие на кресте. Именно поэтому, церковная служба на Страстной неделе имеет характерный молитвенный дух.

    Существует несколько уровней молитвы:
    келейная – каждый христианин может молиться за умерших, пусть даже на Пасху;
    общецерковная – в эти дни не поминаются умершие;
    молитва священника перед престолом – он поминает умерших, а также зачитывает все записки в ходе проведения литургии.
    В первые 3 дня Страстной недели осуществляется Литургия, на которой не читается анафора и молитвы за умерших, поэтому и не осуществляется поминовение усопших. Однако после завершения службы, разрешено исполнить небольшую молитву о тех, кто умер.
    Если же случилось так, что человек умер на Страстной неделе, то его можно отпевать в этот период, но только кроме Великого Пятка. Более того, отпевание совершается в особом Пасхальном порядке.

    Что запрещено делать на Страстной неделе


    Абсолютно все дни Страстной недели называются Великими. Именно поэтому, на этой неделе не производят поминовение усопших, а также богослужения и памяти святых. Эта Седмица посвящается мучениям Христа перед смертью ради спасения всех людей.
    Если дни поминовения выпадают на Страстную неделю, то необходимо будет их перенести на первый день, когда такое становится разрешенным. Таким днем является вторник второй недели после Светлого Воскресения, он еще называется – Радоницей. В понедельник, по окончанию вечерней службы, проводится прощание в специальном пасхальном порядке.
    Церковь призывает всех людей, во время Страстной недели отодвинуть все свои дела, ведь в эти дни пост является самым строгим, а молитва усиленной. Разумеется, запрещено вкушать мясо, молочные продукты, яйца и алкоголь, потому как все блюда должны быть постными и без добавления растительного масла. Необходимо меньше устраивать всякого рода встречи, а посвятить это время молчанию, молитвам, добрым делам и, конечно же, посещению церковных служб.

  3. FactorXYZ Ответить

    Вопрос читателя: 
    Здравствуйте, 23 апреля будет год, как умерла сестра. Когда можно ее поминать, ведь идёт пост? Спасибо.
    Отвечает иерей Евгений Чебыкин: 
    Здравствуйте, Елена.
    Благодарю Вас за Ваш вопрос.
    В этом году 23 апреля выпадает на Страстную седмицу, во время которой в Церкви не совершаются заупокойные поминовения. Сразу за Страстной седмицей следует Светлая, во время которой также не принято каким-то особым образом поминать усопших во время уставных церковных служб.
    Мне кажется, было бы разумно перенести поминки Вашей сестры на Радоницу (в этом году – 7 мая).
    О Радонице можете почитать вот эти тексты:
    Что такое Радоница?
    Радоница: 7 мая в 2019 году
    Радоница 2019
    Что можно и нельзя на Радоницу?
    Радоница
    В самый же день памяти сестры Вы лично дома или в храме можете прочитать о ней Молитвы за усопших.
    Выберите, какие Вы прочтете, какими словами помолитесь – и помолитесь. Можете прочитать сама Панихиду для чтения мирянами или хотя бы литию. В храме Вы можете поставить о сестре свечу за упокоение и положить какую-то жертву на столик рядом с кануном, подсвечник, куда ставят свечи о упокоении, обычно это какая-то еда – мука, шоколад, фрукты, например.
    В целом же о поминовении усопших можно прочитать здесь:
    11 вопросов о поминовении усопших
    Как поминать усопших?
    Помогай Вам Господь!
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

  4. fylhttdc Ответить

    Вопрос читателя: 
    Добрый день, скажите, пожалуйста, можно ли в Чистый четверг, на Страстной неделе, поминать 40 дней?
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 
    Добрый день!
    Страстная неделя – это особые дни. Нет очевидного запрета на то, чтобы устраивать поминки в смысле поминального обеда для родных и близких, но сама логика церковной жизни такова, что чисто практически это невозможно сделать.
    Именно в Четверг было Господом установлено главное Таинство Церкви – Таинство Евхаристии. Утром служится литургия, на которую стараются прийти все верующие люди и причаститься Святых Христоых Тийн. Служба – так уж она выстроена в этот день – долгая. Вечером – где-то в 17.00, где-то в 18.00 часов – совершается Утреня Великой пятницы с чтением 12 фрагментов из Евангелий, которые посвящены страданиям и распятию Христа. Служба трагическая, очень насыщенная по своему смыслу и содержанию. Соответственно, священнослужители совершают эту службу, а миряне стремятся участвовать в этом богослужении.
    Получается, что значительная часть времени этого дня посвящена участию в общецерковной молитве. Это – повторюсь – особые дни в жизни Церкви, когда все мы переживаем происходящее со Христом. Важнее того сейчас ничего не может быть. И поэтому в эти дни поминки не организуют.
    Но так как самое главное для усопшего – это молитва, то возможность молитвы всегда есть и остается. Поэтому, безусловно, на литургию четверга можно и нужно подать записку на Проскомидию об упокоении (Что такое записка «на проскомидию»?).
    Также можно помолиться дома. А поездку на кладбище и поминальный обед  лучше отложить до Радоницы.
    |Подробнее о Радонице можно прочитать здесь: Поминовение на Радоницу
    Что касается поминального обеда – я очень часто сталкиваюсь с представлением о том, что суть поминовения – это поедание определенного рода еды. Это не так. Еда – это просто пища, чтобы поели те, кто собрался, чтобы совместно помолиться. А само поминовение – это именно молитва об усопшем и, в общем, именно это – то, что нужно. Подробнее об этом читайте в материале: Поминки: нужна ли покойнику еда?
    Храни Вас Бог!
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
    Фото spbda/www.flickr.com

  5. igliss Ответить

    Вопрос читателя:
    Здравствуйте! Мой папа умер 05.05.2015 года. Скажите, пожалуйста, в какой день в этом году можно сделать поминальный обед, ведь 5 мая приходится на Пасхальную неделю и поминать усопших нельзя? Можно ли сделать поминальный обед 9 мая, или в этот день поминают только усопших воинов, а он не был воином? Если можно 9 мая, то как молиться о его упокоении – читать “Пасху” или можно о упокоении? А еще вопрос – правда ли, что первый год поминать нужно день в день? И скажите, пожалуйста, в какой день можно будет сходить на кладбище: 9 мая или только 10 мая, в Радоницу? Пожалуйста, подскажите нам, а то мы с мамой в полной растерянности. Спасибо. С уважением, Мария.
    Отвечает иерей Евгений Мурзин:

    Действительно, в течение Светлой седмицы в храмах не совершаются заупокойные богослужения. Однако, священники продолжают поминать усопших на проскомидии, людей, умерших в эти дни, отпевают по специальному пасхальному чину, и, конечно, никто не может вам запретить келейно молиться за ваших почивших близких.
    На 10 мая в этом году выпадает Радоница – день, в который по обычаю Русской Православной Церкви совершается первое после Пасхи общецерковное поминовение усопших, а православные христиане посещают кладбища. Вы можете помолиться за вашего папу в годовщину его смерти, сходить в храм и подать записку о упокоении его души.
    А 10 мая, на Радоницу, после посещения заупокойного богослужения съездить на кладбище и помянуть отца на месте упокоения. Что касается обеда, то не имеет никакого значения, когда именно его устраивать. Однако, если есть возможность, лучше перенести поминальную трапезу с 5 на 10 мая.
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 

  6. yralsvyaz Ответить

    Вопрос читателя:
    Добрый день, подскажите, пожалуйста. 40 дней выпадают на Страстную пятницу, как правильно поступить?
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
    Добрый день! Мои соболезнования Вам. Царство Небесное почившей маме! Если дни поминовения усопших приходятся на Страстную или Светлую неделю, в частности, на Страстную пятницу, их нужно перенести на первый день, когда в пасхальные дни таковое поминовение совершается. А именно это вторник второй недели по Пасхе, который называется Радоницей или Радуницей (в этом году – 17 апреля). Накануне в понедельник вечером после вечернего богослужения совершается панихида пасхальным чином, также панихида совершается во вторник после литургии, а вы можете подать записки на панихиду.
    Существует обычай на Радоницу посещать кладбища.
    В саму Страстную пятницу можно помолиться о маме дома и подать в храме записку на Проскомидию, которая и до Радоницы совершается всякий раз, когда служат полную литургию (но именно в Страстную Пятницу литургии нет).
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 
    На заставке: фрагмент фото spbda/www.flickr.com

  7. famous37 Ответить

    Уважаемая Алла!
    Начиная со Страстной седмицы поминовение усопших в церковной молитве завершается, панихиду по усопшим в церкви служат только после Недели Фоминой (Антипасхи), традиционно во вторник – в Радоницу (которую в народе называют родительской Пасхой). С Недели Антипасхи возобновляют молитвы об усопших в домашнем молитвенном правиле.
    Будет очень полезным посещение кладбища на Радоницу. Ведь Радоница – Пасха для умерших. В этот день с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название “радоница”.
    Радоница, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник, в 2009 году выпадает на 28 апреля.
    Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
    Ответ на этот вопрос прочитали 726 посетителей
    Вернуться к списку вопросов
    Найти ответ

  8. gen78 Ответить

    Горе всегда случается внезапно. Часто родные или близкие умирают в такой день, что впоследствии поминки припадают на Страстную неделю. Вполне логичен вопрос – можно ли поминать усопших в этот период?
    Страстная неделя – самая строгая в Великий пост, имеет определенные церковные правила. Но что делать, когда со дня смерти родного человека прошло 9 или 40 дней, и поминки припали на такую неделю. Церковь ответила на этот вопрос.

    Можно ли поминать усопших на Страстной неделе или как правильно молиться

    Страстная неделя несет особый смысл, потому как завершается большим праздником для каждого православного – Пасхой. По всем правилам церкви в течение недели нужно вспоминать о земной жизни Иисуса Христа, его мучениях, смерти на кресте за человеческие грехи. В этот период церковная служба отличается характерным молитвенным духом.
    В храмах читают:
    келейную молитву – поминают усопших, даже если это день Пасхи;
    общецерковную молитву – не принято поминать умерших;
    перед престолом (читается священнослужителем) – поминают во время богослужения усопших по поминальным запискам.
    С понедельника по среду включительно на Страстной неделе в храмах проводят особую литургию. Священники читают анафоры, молятся за души умерших, но усопших не поминают. По окончании литургии каждый может помолиться об умершем родственнике.
    Когда человек умирает на Страстной неделе, его отпевают тут же, но не в Великий Пяток. При этом отпевают по особому пасхальному порядку.
    Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В течение недели по церковным правилам поминать усопших не принято, как и проводить службы и дни памяти святых. На Страстной седмице священнослужители обязательно напоминают о мученической смерти Иисуса Христа во имя спасения человечества.
    Поминать усопших нужно в понедельник – это разрешается. Во вторник, 7 мая, после Пасхи будет Радоница – традиционный день поминовения.
    Дни Страстной недели – самые строгие, поэтому не принято заниматься какими-то делами, особенно физическим трудом. Церковь призывает молиться, больше молчать, совершать добрые дела, посещать церковные службы.

  9. FCCO Ответить

    Православные традиции бережно сохраняются столетиями, но определенные периоды истории вносили свои коррективы. В годы, когда большинство церквей были закрыты, люди в церковные праздники собирались на кладбище. Светлые, радостные эмоции, связанные с Воскрешением Христа и дарованием надежды на вечную жизнь, смешивались с грустью по умершим родственникам. Традиция праздновать Воскресение возле могил умерших отходит, каждый уже может побывать теперь в храме на праздничной службе. Церковный Устав запрещает идти Воскресенье к могилам родственников, отмечают великое событие в жизни верующих в Храме. Люди собираются семьями за богатым столом с традиционными блюдами, радуются жизни, вкусной трапезе, общению. Священники при чтении Литургии не проводят и пасхальное поминовение усопших, но по желанию прихожан могут провести краткую литию по ним.

    Как провести поминки по умершему в праздники Пасхи

    Нельзя предсказать минуту смерти, много людей умирает и в дни светлой Седмицы. Если человек преставился в дни праздника, поминки в Пасху совершаются, но по особенному Пасхальному чину. В молитвах священника по умершему, по правилам Требника, будет мало от обычного поминального пения. Отпевание включает в себя много праздничных песнопений, в которых говориться о величии Христа, его победе над смертью, о надежде на вечную жизнь.
    Не рекомендуется поминать умерших родных на Пасху, в светлое воскресенье. Если день смерти одного из родственников в этом году припадает на праздник, стоит заказать поминальную службу в годовщину перед нужным числом. Переносится, по Церковному Уставу, девятый, сороковой день представления усопшего. Но родственники могут помолиться в церкви, дома об успокоении души, не забывая о том, что Христом дана надежда на вечную жизнь и встречу с умершими. Поминальная Пасха проходит с мыслями о божественном чуде. Делают ли поминки на пасхальной неделе? По всем церковным правилам Седмица предназначена для радости и ликования, ее стоит отпраздновать в приятных мыслях, на службе в храме. Когда необходимо поминание покойного, годовщина смерти и памяти которого выпадает на такую неделю, стоит поминки организовать раньше или дождаться, когда придет Радоница.

  10. renzo161 Ответить

    Вопрос читателя:
    Поминают ли в пост усопших?
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
    Здравствуйте! Во время Великого поста  мы можем поминать усопших дома так же, как и в другие дни года (за исключением Светлой седмицы – первой недели после Пасхи до вторника следующей недели, праздника Радоницы).
    Но в церковной молитве происходят изменения. В будние дни обычная литургия не совершается (служится только по субботам и воскресеньям и в особые праздничные дни). Соответственно, и основного – литургического – поминовения наши усопшие в эти дни лишены. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства, Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом – субботы второй (в 2017 году 11 марта), третьей (18 марта) и четвертой (25 марта) недель Великого поста.
    В эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.
    Так как день в церковной традиции начинается с вечера, то и субботнее богослужение начинается вечером в пятницу.
    На всенощном бдении служится парастас – последование Великой панихиды по всем усопшим  православным христианинам,
    Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
    Чтобы церковно помянуть родственников, можно прийти на богослужение вечером в пятницу накануне Родительских суббот, и утром в субботу на Божественную литургию.
    На парастас и на панихиду можно подать записки о упокоении. Свечи в эти дни традиционно ставят не к иконам, а перед Распятием на канон – о упокоении.  Также на канон можно (как жертву в память об усопшем) принести хлеб, муку для выпечки просфор, фрукты, шоколад, орехи, – одним словом, любой продукт из тех, которые можно есть в пост.
    О днях особого поминовения усопших можете прочитать в нашем материале.
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 
    Фото http://www.flickr.com/photos/spbpda

  11. peppergum Ответить

    Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И  поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.

    В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.
    Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.
    Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.

    Мнение православной церкви

    Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.
    В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.
    Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:
    суббота 2-й седмицы;
    суббота 3-й седмицы;
    суббота 4-й седмицы Великого поста.
    Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.

    Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.
    Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.
    Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.

    Как правильно провести поминки в Пост

    В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.
    Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.
    В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.
    Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. Господь по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.
    Читайте также:
    Покров день: приметы, обряды
    Как вернуть мужа в семью молитвами

  12. Drezna2019 Ответить

    Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.
    Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста. Вот такой упрек действительно справедлив. И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост, и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

    Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

    Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.
    Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.
    Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

    Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением

    Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой. Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.
    Люди поминают своих умерших в том числе и в посты. При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста. Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.
    Значение поста в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

    Христианские посты бывают:

    Однодневные – это
    каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
    крещенский сочельник;
    день усекновения главы Иоанна Крестителя;
    праздник Воздвижения Креста Господня.
    Многодневных постов четыре:
    Великий (его еще называют Весенним) длится 7 недель. Он начинается в 1-ый понедельник после масленицы и продолжается до Пасхи. Он считается самым важным и является памятью о сорокодневном воздержании Иисуса в пустыне. Церковь считает это время подготовкой к самому важному празднику – Святой Пасхе. В первую и последнюю неделю пост бывает особенно строг: запрещена вся скоромная пища (мясо, молочное, яйца), которую желательно есть только раз в день по будням и два раза – по выходным. По средам и пятницам можно употреблять холодное без масла, остальную неделю – горячее без масла. В выходные дни позволяется постное масло и даже немного вина. Но не в субботу, выпадающую на Страстную Седмицу. Рыба разрешена в Благовещенье и Вербное воскресенье. А в Великую Пятницу нужен полный отказ от еды (причем некоторые не едят и в Великую Субботу).
    Петров (Летний) идет от 1-го понедельника после Духова дня до 12 июля (посвященного Святым апостолам Петру и Павлу, которые всегда постились перед своей евангельской проповедью). Его срок колеблется от 6-ти до 8-ми недель – это зависит от сроков Троицы и Пасхи.  В среду и пятницу можно есть сухую и холодную пищу, а в остальные будни разрешена горячая: в понедельник без растительных жиров, а в четверг и пятницу с постным маслом. По выходным и праздникам к ней добавляется рыба.
    Успенский (Осенний) – с 14 по 28 августа. Заканчивается он в праздник Успения Пресвятой Богородицы и учрежден именно в честь него. Он строже Петрова. При полном запрете всего скоромного рыба разрешена только в день Преображения.
    Рождественский (Зимний, Филиппов) длится 40 дней: от 28-го ноября по 6 января. Он посвящен Рождеству Христову и готовит верующих именно к нему. В это время из питания должна быть исключена вся пища животного происхождения. Рыбу можно есть только в выходные и праздники. Но если праздники выпадают на среду или пятницу, то она не должна присутствовать в меню. А в понедельник, среду и пятницу запрещено и постное масло.
    Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.
    Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.
    Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

    Меню постных поминок

    может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.
    Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница». В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба, что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо. Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
    Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
    Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост. Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
    На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
    В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос. После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
    В поминальные пироги, кроме рыбной начинки, можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
    Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья. Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.
    В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода. Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста, когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост.

    Поведение на поминальных мероприятиях

    в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев. Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.
    Перед самой трапезой нужно прочитать молитвы. В идеале, конечно, – литию. Но можно и только 17-ю кафизму, а потом «Отче наш».
    Считается важным заказать службы в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.
    Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда.  Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.
    Интересные статьи:
    Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?
    Какие поминки по близким принято устраивать спустя год после смерти?

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *