Можно ли напечатать на компьютере заявление на отпуск?

18 ответов на вопрос “Можно ли напечатать на компьютере заявление на отпуск?”

  1. Man_guest Ответить


    В Трудовом кодексе не содержится требований чтобы заявления работника были написаны от руки. Так, порядок заключения трудового договора регламентирован главой 11 ТК РФ. В соответствии с частью первой ст. 68 ТК РФ приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. При этом ни одна из норм главы 11 ТК РФ не содержит требования о написании работником заявления о приёме на работу для заключения трудового договора, и, соответственно, отсутствуют требования к форме такого заявления. Работник и работодатель обязаны только оформить в письменной форме в двух экземплярах трудовой договор, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ. Вместе с тем если с учётом принятого в организации документооборота приём на работу оформляется в том числе и на основании заявления работника, то полагаем, что такое заявление работник может написать как собственноручно, так и на заготовленном бланке. Также не установлена форма заявления о предоставлении очередного отпуска и отпуска без сохранения заработной платы. Оно пишется в произвольной форме. При этом заявление будет считаться письменным не только тогда, когда оно написано от руки, но и в случаях, когда оно напечатано с использованием ЭВМ или механических печатающих устройств. Аналогичной позиции придерживаются представители Роструда. Заявление об увольнении также оформляется в произвольной письменной форме, позволяющей установить соответствующее волеизъявление работника. Каких-либо дополнительных требований к форме заявления об увольнении законодательство не содержит. Конституционный Суд РФ в своём определении от 22.03.2011 № 394-О-О пояснил, что ст. 80 ТК РФ закрепляет право работника в любое время расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом заблаговременно в письменной форме, не устанавливая при этом обязательность использования той или иной формы заявления — трафаретных бланков или рукописного варианта. Обязательным реквизитом заявления, который должен быть выполнен от руки работником, является его подпись.

  2. vovanxp Ответить

    Есть какой-либо документ, который обязывал бы работников писать заявления о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении отпуска полностью от руки? А то у нас сложилась порочная, на мой взгляд, практика, когда работники, мотивируя это своим «гениальным» почерком, а также экономией времени, пристрастились печатать подобные заявления на компутере, а своё участие в их составлении ограничивают лишь собственной подписью под отпечатанным текстом, ссылаясь на то, что требование о рукописном составлении было уместным и логичным в докомпьютерную советскую эпоху.
    Вместе с тем, если с учетом принятого в организации документооборота прием на работу оформляется, в том числе, и на основании заявления работника, то полагаем, что такое заявление работник может написать как собственноручно, так и на заготовленном бланке. 2. Установленный ст. 123 ТК РФ порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков предполагает, что основанием для предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска является не заявление работника, а утвержденный график отпусков.
    Дополнительно направлять работодателю заявление о предоставлении отпуска работник не обязан. В определенных случаях (смотрите, например, часть вторую ст. 124, часть третью ст. 122, часть вторую ст. 127 ТК РФ) предоставление отпуска или его перенос осуществляются на основании письменного заявления работника.
    Внимание
    36 #1 0 Юлия, не сталкивалась с проблемами набранного на компьютере текста.что касается подписи, то неплохо её сопровождать ещё и расшифровкой фамилии и имени от руки, но и просто подпись подойдет. Смотритель 6 апреля 2010 в 14:40 #2 0 Dolina, В самом начале работы меня учили обязательно ставить дату рядом со своей подписью.
    Действительно, это помогает часто, если надо вспомнить обстоятельства. Да и в суде лишним, я думаю, не будет. Dolina 6 апреля 2010 в 15:02 #3 0 Смотритель, тоже вариант. сама ставлю дату и расшифровку сама.

    1 ст. 80 ТК РФ). Кроме того, по общему правилу любое заявление должно непосредственно указывать на заявителя, то есть содержать его подпись.
    Электронный документ (сообщение), подписанный электронной подписью, признается равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если иное не установлено федеральными законами (ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).
    Исходя из указанного, можно сделать вывод, что сотрудник вправе подать заявление об увольнении по электронной почте в случае, если оно будет удостоверено электронной подписью сотрудника.
    Гризли 17 мая 2010 в 11:34 #13 0 … все заявления я беру в письменном виде, от руки. Юлия 1779 (автор темы) 17 мая 2010 в 16:08 #14 0 Почему так утверждаю — сталкивалась с подобным судебным разбирательством — подруга судилась со своим работодателем, который отказался выплачивать ей как зам.
    генерального директора декретные в полном размере. в связи с чем нагло подделали трудовой договор и ее подпись в трудовом договоре, где были совершенно иные условия труда. у подруги трудового договора на руках не было, она потребовала почерковедческую экспертизу, в которой ей было отказано, потому что по одной подписи экспертизу не делают, а работодатель был оштрафован за отсутствие заявления о принятии на работу. Юлия 1779 (автор темы) 17 мая 2010 в 16:12 #15 0 на мой взгляд, уж пусть заявление будет.
    При этом заявление будет считаться письменным не только, когда оно написано от руки, но и в случаях, когда оно напечатано с использованием ЭВМ или механических печатающих устройств. 3. Согласно ст.
    80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.
    Отсюда вытекают два требования к соответствующему заявлению работника: 1) оно должно быть оформлено письменно; 2) заявление должно содержать просьбу уволить работника по собственному желанию.

    Само собой разумеется, что для обретения этим документом юридической силы, его нужно будет собственноручно подписать, причем не только поставить свою «закарлючку», а еще и написать рядом с ней свою фамилию с инициалами.
    Возьмите это за правило, подписывая любой важный документ.Вспомнился случай, когда в одной организации кадровики по указке руководителя подделали заявление об увольнении одного из своих сотрудников — набрали на компьютере и поставили каракулю, напоминающую подпись.
    Работником была запрошена почерковедческая экспертиза, в которой было отказано, ведь по одной подписи ничего определить нельзя. Так что, если лень писать и вы используете готовый распечатанный бланк, постарайтесь его должным образом подписать.
    TonyMontana Как правило оно пишется собственноручно.
    Порядок и правила применения такой подписи закреплены в Законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.
    При отсутствии электронной подписи заявление об увольнении, направленное с личного адреса корпоративной почты, не будет иметь юридической силы и не будет являться основанием для прекращения трудового договора.
    Может ли сотрудник подать заявление об увольнении, направив работодателю телеграмму Да, может, но только при наличии отметки оператора телеграфа (почты) о заверении подписи отправителя телеграммы.
    Законодательство не содержит определенных требований к оформлению заявления об увольнении сотрудника, кроме того, что оно должно быть в письменной форме (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Также по общему правилу любое заявление должно непосредственно указывать на заявителя, то есть содержать его подпись. При необходимости подпись отправителя телеграммы может быть заверена.
    Это означает, что порядок его оформления может быть произвольным, либо может устанавливаться локальными нормативными актами организации-работодателя. В соответствии с толкованием норм трудового кодекса, содержащимся в определении Конституционного Суда России № 394-О-О от 22.03.
    2011, статья 80 ТК РФ закрепляет право работника в любое время расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом заблаговременно в письменной форме, не устанавливая при этом обязательность использования той или иной формы заявления — трафаретных бланков или рукописного варианта.
    Расторжение трудового договора требует точного соблюдения всех формальностей. Большинству граждан редко приходится менять место работы, поэтому они не очень хорошо разбираются в тонкостях этой процедуры. В результате возникают вопросы о том, как правильно написать заявление на увольнение: от руки или печатать на компьютере, и у кого его нужно подписывать.
    Несмотря на все разговоры о кризисе, работодатели с большой неохотой расстаются с ценными сотрудниками. В некоторых случаях дело доходит до откровенного нарушения закона, когда работнику отказывают в увольнении под различными надуманными предлогами. Приходится тратить время на отстаивание своих прав в суде.
    Во избежание конфликтных ситуаций, при составлении заявления об увольнении следует учитывать все требования, установленные законодателем. В соответствии со ст. 80 ТК РФ, работодатель не менее чем за 14 дней должен получить письменное уведомление о желании работника уволиться.
    Из смысла статьи 80 ТК РФ вытекают следующие требования к заявлению:
    письменная форма;
    изъявление работником желания уволиться;
    указание на дату предполагаемого увольнения.
    Обязательность письменной формы исключает возможность увольнения по устному заявлению, даже если желание расторгнуть трудовой договор подтверждается свидетелями, аудиозаписями и другими доказательствами.
    Поводом для увольнения по инициативе работника может быть только его собственное желание. Таким образом, заявление должно содержать ясно выраженное намерение расторгнуть трудовой договор. Следует иметь в виду, что просьба освободить от занимаемой должности или отказ от выполнения своих обязанностей не являются прямым свидетельством того, что работник хочет прекратить трудовые отношения.
    Также недопустимо увольнение, если заявление написано по просьбе работодателя или по иным обстоятельствам, не связанным с желанием работника: в этом случае суд установит наличие порока воли и признает незаконным приказ о расторжении договора.
    Обязанностью работника является уведомление работодателя о предстоящем увольнении как минимум за 2 недели (в случаях, предусмотренных в ТК, срок может быть сокращён или увеличен).
    Если она не будет указана в документе, то работник будет уволен через 14 дней.
    Двухнедельный срок, предусмотренный для уведомления, можно сократить по договорённости с работодателем даже при отсутствии уважительных причин.
    Одним из основных требований к заявлению об увольнении является его подача в письменной форме. Однако содержание этого понятия в Трудовом кодексе не раскрывается.
    Поэтому при решении вопроса о том, можно ли заявление на увольнение напечатать на компьютере, приходится руководствоваться другими нормами. Согласно ГОСТ Р 51141-98, письменными являются документы, в которых текстовая информация зафиксирована от руки либо при помощи технических средств.
    Таким образом, закон не запрещает распечатывать документ об увольнении на компьютере (правда, подписывать его всё равно придётся собственноручно). В то же время, в случае возникновения спора, разрешаемого в судебном порядке, написание документа от руки позволяет более точно установить его авторство.
    Законом не установлена единая обязательная форма заявлений на увольнение. Однако существуют некоторые общие правила. Составление этого документа следует начать с написания «шапки». В ней должны быть указаны ФИО и должность адресата (руководителя организации) и адресанта (составителя документа).

  3. kroonoil Ответить

    Казалось бы, в XXI веке что может быть проще, чем набрать заявление на компьютере, распечатать и подписать его: минимум времени, минимум ошибок, минимум проблем. Но можно ли так делать?
    Отметим, что ни в КЗоТ, ни в Законе Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР прямого ответа на этот вопрос нет. Где же его искать? А искать нужно в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов ДСТУ 4163-2003 (далее — ДСТУ 4163).
    Согласно Методическим рекомендациям по применению основных положений новой редакции ДСТУ 4163, утвержденным Укргосархивом от 22.11.15 г. № 7, ДСТУ 4163 является нормативным документом, который устанавливает требования к бланкам и оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов всех предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.
    Что же относится к таким документам? Все организационно-распорядительные документы можно разделить на:
    • организационные (положения, уставы, должностные инструкции, штатные расписания, договоры);
    • распорядительные (постановления, решения, приказы, распоряжения);
    • информационно-аналитические (акты, справки, докладные записки, объяснительные записки, служебные письма и т. п.).
    Согласно Сборнику унифицированных форм организационно-распорядительных документов, утвержденному протоколом Методической комиссии Государственного комитета архивов Украины от 20.06.06 г. № 3, заявление — это письменное официальное сообщение и (или) просьба, которую подают на имя должностного лица, как правило, руководителя предприятия, учреждения, организации.
    Выходит, что заявление на отпуск относится к информационно-аналитическим документам. Следовательно, требования ДСТУ 4163 можно и нужно применять и к ним.
    Поэтому ищем ответ на наш вопрос в п.п. 7.1 ДСТУ 4163, в котором предусмотрено, что документы изготовляют на конторской печатной машинке или с помощью компьютерной техники. Отдельные внутренние документы (заявления, объяснительные и докладные записки и тому подобное), авторами которых являются должностные и другие физические лица, разрешено оформлять рукописным способом.
    Вывод: заявление можно оформлять как от руки, так и печатным способом. При этом, исходя из ДСТУ 4163, последний способ явно находится в приоритете.
    Обратите внимание! Обязательность рукописного оформления определенных видов заявлений может быть предусмотрена отдельными ведомственными нормативными актами. Так, например, согласно Порядку ведения и хранения личных дел госслужащих, утвержденному приказом Национального агентства по вопросам госслужбы от 22.03.16 г. № 64, заявления о назначении, переводе на другую должность, увольнении оформляются собственноручно и подписываются с указанием даты.
    Так же, как вариант, можно использовать трафаретные формы для заявлений. При этом заявителю рекомендуется собственноручно поставить на них свою подпись и дату составления, что придаст такому документу юридическую силу.
    Отдельно остановимся на таком реквизите заявления, как подпись.
    Привыкли подписывать заявления только «загогулинкой»? А задумывались ли вы над тем, правильно ли это? Ответ мы найдем опять же в п.п. 5.23 ДСТУ 4163, где предусмотрено, что подпись состоит из названия должности лица, которое подписывает документ (полного, если документ напечатан не на бланке, сокращенного — на документе, напечатанном на бланке), личной подписи, инициала(-ов) и фамилии.
    Исходя из этого одной «загогулинки» считается недостаточно. В заявлении работнику обязательно нужно указать название должности, а также инициалы и фамилию.
    Поэтому наш совет работодателям: принимайте заявления от работников как написанные собственноручно, так и напечатанные. В любом случае юридическая сила такого документа подкрепляется собственноручной подписью работника и проставленной его рукой датой заявления.

  4. StepS6767 Ответить


    В статье представлены образцы заявления на:
    Очередной оплачиваемый отпуск — это отпуск, который предоставляется каждому работнику один раз в год при условии, что работником отработано на данном месте работы не менее 6 месяцев. Обычно дата начала отпуска определяется утвержденным графиком отпусков.
    Отпуск за свой счет (без содержания или без сохранения заработной платы) — как правило, это отпуск, который предоставляется сотруднику по личным причинам с согласия администрации в то время, когда срок очередного оплачиваемого отпуска еще не наступил. В данном случае отпуск оплате со стороны организации не подлежит и заработная плата на период отпуска не начисляется. Подробнее об этом — в статье » Заявление на отпуск без сохранения заработной платы«.
    Учебный отпуск — это вид отпуска, предоставляемый сотруднику по основному месту работы для получения образования определенного уровня в первый раз. Сотрудник имеет право на получение среднего заработка во время учебного отпуска, если он является студентом ВУЗа на заочной форме обучения или получает общее среднее образование. Для подтверждения факта вызова на учебу необходима справка из учебного заведения.
    Декретный отпуск — бытовое название отпуска по беременности и родам, предоставляемый трудящимся гражданам на установленный законодательством период времени до и после рождения ребёнка. Основанием предоставления отпуска является лист нетрудоспособности.
    Заявление на отпуск  представляет из себя документ, в котором изложена просьба сотрудника о предоставлении ему отпуска. При создании этого документа нередко возникает вопрос: а как правильно написать заявление на отпуск?

    Как правильно написать заявление на отпуск

    Заявление пишется на листе бумаги формата А4 от руки синими, фиолетовыми или чёрными чернилами или используется компьютер для набора текста заявления.
    В соответствии с общепринятыми правилам делопроизводства, все документы, которые составляют работники, имеют стандартизированную структуру.
    Надо взять лист формата А4, визуально разделить его на 4 части и размещать текст в соответствии со следующими принципами.
    Форма документа:

    Шапка документа
    Располагается в правом верхнем углу листа. В дательном падеже указывается должность руководителя организации, организационно-правовая форма организации, название организации, фамилия и инициалы руководителя организации, которому это заявление адресовано.
    В родительном падеже пишется должность заявителя и его ФИО.
    Заголовок документа.
    Посередине листа, ниже шапки, должно быть написано наименование документа , а именно: Заявление.
    Текст заявления.
    Ниже слова «ЗАЯВЛЕНИЕ» с нового абзаца пишется непосредственно текст самого заявления, который зависит от того, на какой вид отпуска пишется заявление. Текст содержит просьбу о предоставлении отпуска, дату, с которой заявитель хочет получить отпуск, длительность  в календарных днях , а также при необходимости и причину для его предоставления.
    Дата и подпись.
    После текста заявления с левой стороны ставится дата написания заявления и рядом подпись заявителя
    Вне зависимости от того, написано заявление вручную или набрано на компьютере, оно должно быть подписано заявителем собственноручно.
    Согласование
    В зависимости от организационной структуры организации и принятого в ней порядка документооборота, а также вида отпуска может потребоваться согласующая подпись руководителя структурного подразделения , в котором работает заявитель.
    Следует обратить внимание на то, что заявление  должно быть подписано руководителем. Этот порядок необходим, поскольку документ служит основанием для издания приказа об отпуске. В том случае, если сотрудник уйдет в отпуск без утверждения документа руководителем, ( и, соответственно, без издания приказа) его отсутствие на работе будет расцениваться, как прогул.

    Образец заявления на ежегодный оплачиваемый  отпуск

    В организациях ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется сотрудникам в соответствии с утвержденным графиком отпусков.
    Когда сотрудник планирует уйти в отпуск, он также должен по вышеприведенным правилам написать заявление на ежегодный оплачиваемый отпуск. Образец 2019 года ничем не отличается от тех, которые действовали ранее.
    В ряде организаций имеет место практика, когда сотрудник, уходящий в очередной отпуск по графику, не пишет заявление. Такой подход связан с определенными рисками возможных претензий проверяющих организаций, а также с такими неприятными для работника моментами, как неправильным расчётом суммы отпускных и их несвоевременной выплатой.
    В соответствии со ст. 121 ТК РФ работник обязан подать заявление работодателю на ежегодный основной оплачиваемый отпуск не позднее чем за 2 недели до предполагаемой даты его начала.
    Источник: https://www.yourbuhg.ru/otpusk/obrazec-zayavleniya-na-otpusk.html

    Заявление на очередной отпуск

    Образец заявления на отпуск ежегодный в 2019 году можно оформить в произвольной форме. Однако примеры заявлений на отпуск в различных случаях все-таки имеют некоторые особенности. Рассмотрим как правильно написать заявление на отпуск пошагово, когда и кому его следует сдать, а также приведем образцы оформления документа в каждом конкретном случае.
    На нашем форуме можно проконсультироваться по любому сложному вопросу, возникшему у вас при оформлении отпуска и не только! Например, в этой ветке разобраны основные моменты, связанные с индексацией отпускных в результате повышения окладов.

    Когда пишется заявление на отпуск

    Заявление на отпуск требуется писать в случаях, если:
    это первый отпуск на новой работе после того, как сотрудник отработал более полугода (соответственно, он мог быть не включен в уже существующий отпускной график);
    запрашивается внеочередной отпуск (например, по беременности или в связи с обучением).
    Важно учесть, что этот документ может быть составлен от руки либо распечатан на принтере, однако подпись заявителя должна быть выполнена собственноручно.

    Как правильно писать заявление на отпуск

    Заявление на отпуск образца 2019 года  имеет традиционную структуру — как и в других типах документов, содержащих официальное письменное обращение лица-заявителя.
    Определенные трудности в отношении того, как написать заявление на отпуск, могут возникнуть у людей, совершенно не знакомых с нормами делопроизводства.

    Как написать заявление на отпуск: пошаговая инструкция

    Как пишется заявление на отпуск? Перед тем как составить заявление на отпуск, нужно лист бумаги, на котором оно будет написано (желательно, чтобы это был размер формата А4), визуально разбить на 4 части:
    В верхнем углу справа следует указать точное наименование должности и Ф. И. О. руководителя предприятия, а ниже привести свои персональные данные и занимаемую должность (следует также указать структурное подразделение, если работник трудится не в головной компании).
    В центре страницы необходимо написать название документа.
    После этого с нового абзаца следует воспроизвести свою просьбу с указанием типа отпуска и его длительности.
    Под всем выше написанным потребуется поставить дату документа и свою собственноручную подпись.
    Если у вас возникли трудности с тем, как писать заявление на отпуск, то можно попросить на вашем предприятии образец бланка заявления на отпуск — он, как правило, всегда есть в наличии у сотрудника, ответственного за кадровое производство (или же у бухгалтера). Вы также можете составить заявление с помощью нашего примера (он приведен чуть ниже).

    Образец заявления на ежегодный отпуск

    Заявление на ежегодный отпуск образца 2019 года по своему содержанию и форме не имеет отличий от аналогичных документов, оформляемых в предыдущие годы. Поэтому вы можете использовать при составлении заявления на очередной отпуск образец, которым уже пользовались в предыдущие годы.
    У многих компаний внедрена практика, что такой документ специально не составляется и не подается, если работники были предварительно ознакомлены под подпись с отпускным графиком. Если у служащего не появилось необходимости в переносе своего отпуска на определенный срок, то заявление на ежегодный оплачиваемый отпуск не требуется.

    Образец заявления на ежегодный отпуск, если он не был запланирован

    Заявление на ежегодный оплачиваемый отпуск образца 2019 года (если он внеплановый) немного отличается от той формы, что была дана выше. Так, если работник планирует уйти в дополнительный или незапланированный отпуск (он может оплачиваться или быть неоплачиваемым), то он должен указать основание для его предоставления.
    Заявление на оплачиваемый отпуск образца 2019 года также должно содержать описание причины, если заявитель намерен пойти не в очередной отпуск, а собирается на учебу, например.
    Перед уходом в отпуск в связи с наступлением беременности также следует указать причину — достижение 30-недельного срока — и предоставить соответствующий документ-основание, выданный лечебным учреждением.

  5. sanda5 Ответить

    #5[273766] 7 апреля 2011, 12:31
    Вопрос: Можно ли работнику не писать заявление на прием / увольнение от руки, а только подписать готовый бланк с составленным нанимателем текстом?
    Ответ: Пункт 19 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее – Инструкция), допускает при оформлении документов как машинописный (с использованием компьютерной техники или пишущей машинки), так и рукописный способы.
    В организации могут быть разработаны трафаретные бланки или электронные шаблоны заявлений, содержащие постоянную информацию и место для переменной. Переменная информация при оформлении конкретного заявления может быть напечатана (набрана на компьютере) либо оформлена работником от руки.
    В то же время следует обратить внимание, что согласно п. 46 Инструкции датой документа является дата его подписания (за исключением документов, принимаемых коллегиально). При подготовке проекта документа допускается печатать только обозначение месяца и года, день месяца проставляется лицом, подписывающим документ (в данном случае – автором заявления). Подпунктами 141.1 п. 141 и 142.1 п. 142 Инструкции установлено, что регистрация исходящих и внутренних документов, в том числе заявлений, осуществляется в день их подписания. Следовательно, дата заявления и его регистрационный индекс не могут быть напечатаны на заявлении при оформлении его проекта с использованием компьютерной техники.
    На основании изложенного можно сделать вывод, что заявления о приеме на работу, увольнении с работы, иные заявления могут быть оформлены машинописным способом, за исключением реквизитов “Дата”, “Регистрационный индекс”, а также собственноручной подписи в реквизите “Подпись”.
    А.Е.РЫБАКОВ,
    директор учреждения
    “Белорусский научно-исследовательский
    институт документоведения
    и архивного дела”,
    кандидат исторических наук
    05.10.2010
    И, пожалуйста, пользуйтесь поиском.

  6. fededef Ответить

    В статье мы расскажем, как составить заявление, и выясним особенности их регистрации. Приведем примеры формулировок заявлений на все случаи кадровой жизни – от приема на работу до просьбы выдать справки при увольнении.
    За время работы в организации работник оформляет множество заявлений. Заявление – документ, который фиксирует:
    •инициативу работника по совершению какого-либо действия, имеющего для него определенные правовые последствия;
    •согласие работника с какими-либо действиями работодателя.
    В Трудовом кодексе РФ этот документ упоминается часто: в ст. 80, 89, 122, 124, 126, 127, 128, 131, 229.1 и др.
    Письменная форма обращения работника к работодателю обязательна, если работодатель должен совершить какое-либо действие только «по письменному заявлению» или «по письменной просьбе» работника. Например, выдать копии документов, связанных с работой (приказ о приеме на работу, об увольнении, выписки из трудовой книжки), по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления (ст. 62 ТК РФ).
    Однако ТК РФ указывает, что многие вопросы должны решаться «по соглашению сторон» или «с согласия работника». В этих ситуациях, как правило, создаются не заявления, а другие документы: заключаются письменные соглашения, работнику направляются письменные предложения и др.
    Но даже если трудовое законодательство не требует оформлять заявление в письменной форме, лучше все-таки его написать. Устное заявление работника будет трудно доказать в суде. Письменные заявления подстраховывают работодателя, да и работнику спокойнее – если заявление зарегистрировали, на просьбу обязательно ответят.

    КАК ОФОРМИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Заявление можно написать от руки (составляется в произвольной форме) или заполнить специальную форму, разработанную в организации.
    Если организация небольшая или повод для написания заявления редкий, то чаще заявление пишется от руки. Однако если организация многочисленная, а повод для написания заявления типичный (отпуск, увольнение), то нередко отдел кадров разрабатывает бланк, в котором работник только проставляет фамилию, даты, подпись. Оба варианта приемлемы с точки зрения законодательства.
    Но если работник не желает использовать бланк, заставить его нельзя. Также неправомерно требовать, чтобы работник переписал заявление, если оно составлено «не по форме» или если работник написал его с грамматическими и орфографическими ошибками.
    КРАТКО О ЗАЯВЛЕНИИ
    Текст любого заявления начинается с существа вопроса, затем – детализация затронутого вопроса. Основная часть заявления содержит личную просьбу заявителя. Стиль изложения – свободный. Текст заявитель может написать от руки или набрать на компьютере.
    Автор подписывает заявление и передает руководству для принятия решения. Свое решение руководство оформляет в резолюции. Заявление с резолюцией служит основанием к изданию приказа по личному составу или другого документа (письма автору о принятии решения, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.).
    Заявление содержит следующие реквизиты (Пример 1):
    •данные об адресате – работодателе и его представителе: название организации, Ф.И.О. руководителя организации или иного полномочного должностного лица, которые указываются в дательном падеже;
    •данные об авторе заявления (адресанте): Ф.И.О. заявителя (работника) в родительном падеже;
    •наименование вида документа (заявление);
    •опись приложений, если они имеются (медицинское заключение, решение суда, справки и т.д.);
    •дата составления заявления;
    •подпись заявителя, расшифровка подписи;
    •резолюция руководителя и отметка об исполнении документа.

    РЕГИСТРАЦИЯ И МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ

    Поступившие заявления желательно регистрировать, чтобы избежать их утери и недоразумений с работником.
    Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» регистрация документа – это присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму (п. 84).
    В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[1] регистрационный номер документа – цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа, состоящий из порядкового номера документа, который по усмотрению организации может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.).
    При регистрации входящему документу присваивается регистрационный номер, а на заявлении в левом верхнем углу лицевой стороны первого листа проставляется отметка о поступлении документа в организацию – с помощью специального регистрационного штампа или от руки (см. рисунок).

    Регистрационный штамп содержит следующие реквизиты: наименование организации – получателя документа, дату поступления, регистрационный номер.
    Если такого штампа нет, от руки пишутся только регистрационный номер и дата поступления документа (см. Пример 1).

    Заявления, поступающие от работников организации, как правило, регистрируются в день их подписания работником и передаются уполномоченному представителю работодателя.
    Обычно заявления регистрируют в журнале учета заявлений работников (Пример 2) или в журнале регистрации входящих документов.
    Кто именно регистрирует заявления работников (кадровик или секретарь), каждая организация решает самостоятельно. Если заявления регистрирует кадровик, он, как правило, заводит отдельный журнал. Если регистрацией заявлений занимается секретарь, чаще используется журнал регистрации входящих документов.
    После регистрации заявление передается руководителю организации или иному уполномоченному представителю работодателя для решения вопроса. Руководитель организации проставляет на заявлении резолюцию, которая содержит принятое им решение.

    После визирования заявление поступает кадровому работнику для оформления соответствующих документов. Если в просьбе отказано, об этом необходимо сообщить работнику (при необходимости письменно). Однако само заявление работнику не возвращается, а остается на хранении в организации. Заявления, как и другие исполненные документы, оформляются для последующего хранения.
    Сроки хранения заявлений. Согласно п. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 18.06.2017) документы по личному составу должны хранить все организации:
    •75 лет со дня создания – если документы, в том числе заявления работников, созданы до 2003 года;
    •50 лет со дня создания – если документы созданы начиная с 2003 года.
    Заявления работников согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016) имеют следующие сроки хранения:
    •вошедшие в состав личных дел (если они ведутся работодателем) – 50 (или 75) лет[2] (ст. 656);
    •не вошедшие в состав личных дел – 5 лет (ст. 415).

    ЗАЯВЛЕНИЯ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ КАДРОВОЙ ЖИЗНИ

    Заявления в адрес работодателя поступают не только от работников, но и граждан, которые не являются работниками, например от кандидатов (о выдаче письменного отказа в приеме на работу), от бывших работников (о выдаче справок). Однако эти случаи не так часты. Рассмотрим основные виды заявлений именно работников.

    ПРИЕМ НА РАБОТУ

    Согласно действующему трудовому законодательству документ, который свидетельствует о наличии трудовых отношений, – трудовой договор. Поэтому заявление о приеме на работу – лишний документ, так как вопрос о приеме на работу решается не по просьбе работника, а по соглашению сторон.
    Письменное волеизъявление работника не является нарушением трудового законодательства. Но поскольку оно множит лишние документы и усложняет процедуру оформления, писать заявление о приеме на работу нет необходимости.

    О выдаче новой трудовой книжки. В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора работник обязан предъявить трудовую книжку. Исключение устанавливается для случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.
    Согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, в ред. от 25.03.2013) оформить работнику трудовую книжку необходимо в течение недели со дня приема на работу.
    Если у работника нет трудовой книжки (устраивается на работу в первый раз, книжка утеряна или испорчена), работник должен написать заявление о выдаче трудовой книжки. Просьбу выдать новую трудовую книжку можно сформулировать так:

    Об оформлении страхового свидетельства. Страховое свидетельство – документ, который содержит страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ (далее – СНИЛС) и анкетные данные гражданина. СНИЛС будет нужен, чтобы заполнить персонифицированную отчетность в ПФР по работнику (ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ред. от 28.12.2016; далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
    Предъявлять страховое свидетельство обязаны все работники, кроме тех, кто устраивается на работу впервые. Оформить страховое свидетельство такому работнику должен работодатель (часть четвертая ст. 65 ТК РФ, ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ).
    В этом случае работник также подает заявление:

    ОТПУСК СОГЛАСНО ГРАФИКУ

    Планирование отпуска. Очередность предоставления отпусков определяется графиком отпусков (часть первая ст. 123 ТК РФ). Работодатель утверждает график не позднее чем за две недели до начала года, на который он составлен.
    Для составления графика необходимы заявления работников. Ведь если отпуск предоставляется по частям, работодателю необходимо будет доказать, что работник был согласен на такое разделение (ст. 125 ТК РФ). Лучше, если работник запросит сроки предоставления отпуска письменно:


    Перенос отпуска. Если работник не может уйти отпуск в предусмотренный графиком срок, он просит работодателя о переносе:

    ОТПУСК ВНЕ ГРАФИКА

    Ежегодный очередной оплачиваемый отпуск. Если работника приняли позже даты утверждения графика отпусков, либо он имеет право на предоставление ему отпуска в удобное для него время, либо он не сможет пойти в отпуск по графику, заявление писать придется:


    Отпуск без сохранения заработной платы. Согласно ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Однако некоторым категориям работников работодатель обязан предоставить такой отпуск:

    Учебный отпуск. Глава 26 ТК РФ предусматривает право работника на оплачиваемый учебный отпуск. В этом случае к заявлению необходимо приложить справку-вызов:

    ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК

    Работники должны писать заявления о предоставлении отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, например:

    А также при возвращении из данных отпусков (ст. 255–256 ТК РФ):

    УВОЛЬНЕНИЕ

    С учетом срока предупреждения. В соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ право расторгнуть трудовой договор возникает у работника, если он предупредил работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели до даты увольнения. Этот срок начинает течь на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
    Заявление об увольнении по собственному желанию оформляется в произвольной форме. В заявлении необходимо точно сформулировать просьбу об увольнении («прошу уволить», «прошу расторгнуть трудовой договор» и т.п.).
    Часто работники в заявлении жалуются на условия работы, а работодатель воспринимает эту жалобу как просьбу об увольнении. В этом случае попросите работника уточнить и дописать, о чем именно он просит – уволить его или обратить внимание на возникшие, по его мнению, проблемы. Желательно, чтобы в заявлении была указана точная дата увольнения. Это важно для определения срока предупреждения.
    Если работник подает заявление без указания даты увольнения (Пример 3), работодатель применяет правила, предусмотренные ст. 80 ТК РФ, и увольняет работника через две недели.

    Однако лучше просить работника указать последний день работы в организации. Например:

    До истечения срока предупреждения. Нередко работники обращаются к работодателю с просьбой уволить ранее, до истечения срока предупреждения. В этом случае работник, как правило, указывает в заявлении дату увольнения. Действительно, трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении, если согласны обе стороны. Руководитель в этом случае ставит на заявлении соответствующую резолюцию. Но если руководитель не согласен на увольнение до истечения срока предупреждения, в резолюции он указывает дату увольнения с учетом двухнедельного срока предупреждения (Пример 4).
    Отпуск с последующим увольнением. Иногда работник желает пойти в отпуск и уволиться, не выходя на работу. В этом случае формулировка следующая:

    Обратите внимание: если работник подает два заявления – одно на отпуск, другое на увольнение, это уже не отпуск с последующим увольнением, а два отдельных заявления, не связанные друг с другом. Поэтому если оформляется отпуск с последующим увольнением, то именно это и должно быть указано в заявлении.
    Перевод к другому работодателю. Отдельным основанием увольнения является увольнение в связи с переводом к другому работодателю (п. 5 части первой ст. 77 ТК РФ). Если работник хочет уволиться по данному основанию, то именно это следует указать в заявлении:

    По соглашению сторон (п. 1 части первой ст. 77 ТК РФ). Инициатором в этом случае может быть также и работник. Например, он вправе предложить сумму компенсации, при выплате которой согласен покинуть место работы:

    РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

    Рабочее время, прописанное в правилах внутреннего трудового распорядка или трудовом договоре, не остается неизменным на протяжении всего периода работы.
    То и дело работник и работодатель соглашаются о каких-то изменениях. Например, что работник будет работать сверхурочно или выйдет на работу в выходной день, или работнику будет установлено неполное рабочее время, или поменяется график работы и т.д.
    Инициатором этих изменений может быть как работник, так и работодатель. В первом случае работник пишет соответствующее заявление, во втором – дает письменное согласие.

    Сверхурочная работа. Свое согласие поработать сверхурочно работник может оформить в виде заявления или написать согласие на предложение о сверхурочной работе, которое подготовил работодатель (ст. 99 ТК РФ):

    Работа в выходной день. Аналогичным образом оформляется согласие на привлечение к работе в выходной день:

    Изменение графика работы. Если работник просит изменить график работы, ему также необходимо обратиться к работодателю письменно:

    Неполное рабочее время. Иногда работники просят установить им режим неполного рабочего времени. При этом в отдельных случаях работодатель обязан это сделать. Например, если о неполном рабочем времени просит беременная женщина. В таком случае работодатель должен установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ) с оплатой пропорционально отработанному времени:

    Если о неполном рабочем времени просит работница с ребенком до трех лет, работодатель устанавливает ей режим неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Просьбу в заявлении можно сформулировать следующим образом:

    ВЫДАЧА СПРАВОК И ДОКУМЕНТОВ

    Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления работником выдать ему трудовую книжку, копии документов, связанных с работой. Речь идет о копиях приказов, выписках из трудовой книжки, справках о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и т.д. Копии документов, связанных с работой, следует заверить надлежащим образом и предоставить работнику безвозмездно.
    Если работников много и они обращаются за справками часто, можно подготовить бланк с перечнем всех возможных видов справок. Работникам останется только отметить необходимые им справки (Пример 5).

    Чтобы получить документы (копии или оригиналы), работник также должен написать заявление. Например, просьба выдать оригинал трудовой книжки может выглядеть следующим образом:

    ИЗМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ И ПЕРЕВОД НА ДРУГУЮ ДОЛЖНОСТЬ

    Согласно ст. 72.1 ТК РФ с согласия работника его могут перевести на другую должность. Инициатором такого перевода может быть как работодатель, так и работник. Если работник проявляет инициативу и просит его перевести, то он также обращается к работодателю с заявлением. Например:

    Нередко работник просит изменить в трудовом договоре те или иные сведения, например фамилию, паспортные данные. Тогда обращение выглядит так:

    ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПОСОБИЯ

    Удержания из заработной платы. Согласно ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся для погашения его задолженности работодателю. Однако по инициативе работника из его заработной платы могут быть удержаны суммы, указанные в его заявлении. Например, если работник согласен возвратить ошибочно начисленные суммы:

    Заявление об удержании сумм из заработной платы работник пишет также, если причинил организации материальный ущерб и согласен возместить его. Согласно ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично:

    Выплата пособий. Чаще всего работники просят выплатить пособия, связанные с рождением детей.
    Так, пособие по уходу за ребенком выплачивается, если работник обратился с заявлением не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в ред. от 01.05.2017).
    Пособие должно быть назначено в течение 10 календарных дней с момента предоставления работником необходимых для этого документов и будет выплачиваться в течение всего периода отпуска по уходу за ребенком. В этом случае лучше подготовить шаблон заявления, так как п. 58 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н предусматривает сведения, которые необходимо отразить в таком заявлении:

    Как видим, заявления играют значительную роль в оформлении трудовых отношений, и их нельзя оставлять без внимания. Жизненный цикл заявления представлен в блок-схеме.

  7. Arleckin Ответить

    Четких правил по заполнению данного заявления нет, как и нет единого для всех стандартного образца. Единственное исключение — крупные предприятия, иногда в их кадровых отделах имеются специально разработанные унифицированные бланки на все случаи жизни, в том числе и на предоставление отпуска.
    Чаще всего заявление пишется в свободной форме.
    Главное – указать в документе дату начала и конца отпуска, а также точное количество дней (по календарю) и, если запрашивается разрешение на внеочередной отпуск, написать о его причине.
    Продолжительность отпуска может быть любой – смотря как договорятся руководитель и подчиненный. Однако следует помнить, что законная длина планового отпуска – 28 дней, поэтому, если отпуск требуется на более длительное время, то остальные дни идут за счет сотрудника.
    Документ можно написать как от руки, так и напечатать на компьютере – главное, чтобы на нем стояла «живая» подпись.

    Инструкция по написанию заявления

    Как и все прочие документы, данное заявление имеет довольно традиционную форму. Вверху справа указывается должность руководителя (генеральный директор, директор, начальник производства и т.д.), полное название предприятия (в т.ч. его организационно-правовая форма), а также в родительном падеже фамилия, имя, отчество руководителя (имя-отчество можно поставить в виде инициалов).
    Далее вписываются персональные сведения о сотруднике: его должность и структурное подразделение (отдел), к которому он относится, при условии, что работник трудится не в основном офисе, фамилия, имя, отчество.
    Чуть ниже по центру строки следует написать название документа, в данном случае это слово «заявление», и поставить точку.

    Содержание заявления

    Следующая часть касается собственно содержания. Здесь надо написать просьбу об отпуске, обозначить его тип (очередной, внеочередной, без сохранения заработной платы и т.д.), желаемый период (число, месяц, год начала и конца отпуска) и точное количество календарных дней (включая первый и последний день). Если отпуск внеочередной, то следует указать основание для его предоставления с прикреплением к заявлению необходимых подтверждающих справок и т.п.
    В завершение нужно поставить подпись и дату составления документа.

    После написания заявления

    После того, как заявление на отпуск написано, его следует передать либо секретарю организации, либо специалисту по кадрам. Далее ответственное лицо обязано предоставить этот документ руководителю на рассмотрение. После принятия какого-либо решения, начальник ставит на заявлении свою резолюцию, подписывает его и возвращает обратно.
    Директор может согласиться на предоставление отпуска в запрашиваемые сроки, предложить отпуск в другое время или же отказать. Отказ может быть мотивирован тем, что на данный момент времени заменить заявителя некем (обычно график отпусков составляется заранее и руководство всегда твердо знает, кто будет замещать того или иного отпускника, что исключено при внеочередных отпусках). Однако в некоторых случаях отказ в отпуске неправомерен. В частности, независимо от обстоятельств придется отпустить:
    работающего пенсионера;
    инвалида;
    внешнего совместителя;
    студента ВУЗа, ПТУ или др. учебного заведения;
    другие категории сотрудников, прописанных в ТК РФ.
    Следует отметить, что в большинстве таких случаев работник все же обязан предоставить руководителю документы, подтверждающие его право на отпуск вне графика.
    Если, несмотря на предъявленные документы, начальство отказывается отпустить сотрудника в отпуск, оно может понести наказание в виде штрафа, поэтому нормы закона, защищающие права работников, соблюдать нужно обязательно.

  8. olegek20030303 Ответить

    Проблема: Заявление составлено на трафаретном бланке.
    В сущности, это не проблема. Просто в одних организациях принято, чтобы заявления об увольнении работники писали от руки (от начала до конца), в других применяются трафаретные бланки (формы) заявлений. Споры между отделом кадров и другими структурными подразделениями организации (отделом организации и оплаты труда, бухгалтерией, расчетно-кассовым отделом) по поводу того, можно и нужно ли применять трафаретные бланки, в основном, возникают из-за того, что отделу кадров необходимо иметь полноценное доказательство того, что работник собственноручно изложил свое желание в заявлении (без «подсказок» и принуждения), а отделу оплаты и организации труда или бухгалтерии некогда разбирать почерк работника, и они нуждаются в структурированном и точно составленном документе.
    Как именно должно составляться заявление — от руки и в произвольной форме или на трафаретном бланке — должно устанавливаться в локальном нормативном акте организации, например в Инструкции о делопроизводстве или в Положении о ведении документации по личному составу. Этот вопрос находится вне сферы регулирования нормативными правовыми актами.

  9. marcinkyan Ответить

    Чтобы устроиться на работу или уволиться с неё, получить загранпаспорт и справку из налоговой, оформить развод и взять кредит, необходим официальный документ. Таким документом чаще всего становится заявление — простой способ письменно подтвердить своё намерение.
    Форма некоторых заявлений унифицирована. Но большинство можно писать произвольно. Правда, и здесь есть определённые требования к оформлению — так сложилась традиция. Как раз о таких требованиях и пойдёт речь.

    В какой форме подавать заявление

    Заявление можно написать от руки или распечатать на листе А4. В некоторых случаях заявление нужно писать на специальном бланке. Например, при подаче документов на загранпаспорт либо на регистрацию ИП.
    Даже если вы набираете заявление на компьютере, после распечатки обязательно поставьте собственноручную подпись. Без неё документ считается недействительным.

    Общие правила оформления

    Общие требования к письменным обращениям изложены в Федеральном законе № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из него, а также из общепринятой деловой практики, заявление состоит из пяти реквизитов:
    Сведения об адресате и заявителе.
    Наименование документа.
    Формулировка просьбы или предложения.
    Дата подачи.
    Подпись.

    Сведения об адресате и заявителе

    В правом верхнем углу надо указать, кому это заявление предназначается и, собственно, от кого оно.

    Информация об адресате

    Так как заявление — это официальный документ, то и пишем мы его не просто человеку с улицы, а официальному лицу. Поэтому обязательно указываем:
    Должность адресата.
    Название организации.
    Его имя, отчество и фамилию.
    Имя и должность адресата нужно писать в дательном падеже (задаём себе вопрос «кому?»). Например, директору Петрову или ректору Ивановой.

    Информация о заявителе

    В сведениях о заявителе чаще всего достаточно просто указать свою фамилию и имя. Когда это необходимо, можете дополнить указанием должности или статуса. Эти данные указываем в родительном падеже (задаём себе вопрос «от кого?»).
    Часто возникают споры о том, нужно ли ставить в строке о заявителе предлог «от». То есть как правильно: «Ивановой Марии» или «от Ивановой Марии»? Оба варианта допустимы.
    Традиционной формой считается написание без предлога. Но попробуйте прочитать предложение целиком — ряд из имён и фамилий звучит довольно запутанно. С предлогом такой проблемы не возникает: сразу понятно, кому и от кого.

    Наименование документа

    Казалось бы, что сложного в том, чтобы просто написать «заявление». Однако и тут есть свои нюансы. Самый частый вопрос: с большой или маленькой буквы писать это слово? Здесь есть три допустимых варианта написания.

    1. Со строчной буквы в начале строки и с точкой после слова


    Традиционный способ оформления. В этом случае сведения об адресате и заявителе и наименование документа считаются одним предложением.

    2. С прописной буквы без точки в конце


    Когда вы пишете слово «заявление» в центре листа, оно становится заголовком всего документа. И к нему применяется то же правило, что и к остальным заголовкам: первая буква — прописная, а в конце нет точки.

    3. Прописными буквами без точки в конце


    Здесь применяется то же правило, что и в предыдущем пункте. По центру — заголовок документа, значит, точка в конце не нужна. Такой вариант написания обычно встречается, если текст набран на компьютере, а не написан от руки.

    Формулировка просьбы, жалобы или предложения

    Эта часть начинается с красной строки. Заявление вы пишете с конкретной целью и должны здесь объяснить, чего именно хотите от адресата. Опишите причину обращения, свою просьбу, аргументы.
    Формулировка не ограничивается никакими правилами, но просторечия здесь будут смотреться неуместно.
    Старайтесь придерживаться официально-делового стиля. Выражайте свои мысли просто и лаконично.
    Чтобы обосновать справедливость своей просьбы, можно приложить к заявлению дополнительные документы и сослаться на них в этой части.

    Дата подачи заявления

    Обычно дата подачи указывается сразу после формулировки сути заявления и выравнивается по левому краю.

    Также дату можно указать сразу после наименования документа.

    Подпись

    Подпись на заявлении всегда ставится вручную, даже если всё остальное вы оформили на компьютере. Она выравнивается по правому краю.

    Образцы заявлений

    От теории перейдём к практике и рассмотрим особенности подачи самых распространённых заявлений.

    Заявление о приёме на работу

    По закону писать заявление при устройстве на работу не обязательно. Но иногда вас могут попросить написать его для отчётности или сбора данных, чтобы на основе этого документа составить приказ о приёме на работу.

    Адресатом может быть руководитель организации или начальник отдела кадров. В тексте заявления укажите предполагаемую должность и дату приёма на работу.
    Дополнительно можно перечислить документы, которые вы подаёте вместе с заявлением: ИНН, трудовую книжку, свидетельство обязательного пенсионного страхования, диплом, документы воинского учёта.

    Заявление на очередной оплачиваемый отпуск

    Это просьба предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск. Заявление надо писать в том случае, если в вашей организации не предусмотрен график отпусков или если в графике ваш отдых запланирован на неподходящее время.

    Заявление на отпуск нужно подать за две недели до даты предполагаемого ухода.

    Заявление на декретный отпуск

    Это заявление пишут женщины перед уходом в отпуск по беременности и родам. В тексте обязательно указывается продолжительность отпуска, согласно срокам из больничного листа женской консультации. Последний, кстати, нужно приложить к заявлению.

    Заявление на отпуск за свой счёт

    В этом случае работник просит предоставить ему несколько дней отпуска без сохранения заработной платы. К заявлению могут прилагаться дополнительные документы, подтверждающие то, что административный отпуск действительно необходим.

    Когда вы собираетесь взять несколько отгулов, например, по семейным обстоятельствам, вам также нужно написать заявление на отпуск без сохранения заработной платы. Второй вариант — написать заявление о предоставлении выходного дня в счёт оплачиваемого отпуска.

    Заявление на увольнение

    Сотрудник просит о расторжении трудового договора между ним и работодателем. В причинах вы можете указать, что это увольнение по собственному желанию, по соглашению сторон или по собственному желанию без отработки. О нюансах грамотного составления заявления на увольнение у Лайфхакера есть отдельная статья.

    Заявление на академический отпуск

    Академический отпуск предоставляют в исключительных случаях: по состоянию здоровья, сложным семейным обстоятельствам или другим причинам. Поэтому в заявлении нужно не только попросить предоставить отпуск, но и объяснить, зачем он вам.
    Укажите факт наличия дополнительных документов. Например, справки из больницы.

    Заявление о переводе на другой факультет

    Когда студент переводится с одного факультета на другой, как правило, появляется академическая задолженность из-за расхождений в учебных программах. Поэтому, кроме просьбы о переводе, ваше заявление должно содержать обещание сдать все недостающие зачёты и экзамены.

    Заявление в полицию

    Если вы стали свидетелем или жертвой преступления, нужно немедленно сообщить об этом в полицию. И лучше не откладывать дело в долгий ящик: с течением времени разыскать виновника и доказать его вину становится сложнее.
    Заявление в полицию можно подавать и в устной, и письменной форме.
    Это значит, что самому писать заявление необязательно. Нужно просто отправиться в ближайшее отделение полиции и рассказать о происшествии дежурному сотруднику. Он составит протокол, который вам останется только подписать.
    Но если по каким-то причинам вы не можете отправиться в отделение, составьте обращение самостоятельно. В этом случае нужно учесть следующие моменты.
    В качестве адресата заявления укажите имя, отчество и фамилию руководителя подразделения полиции (по возможности напишите его должность и звание).
    Анонимные заявления не принимаются к рассмотрению. Значит, вы должны не только указать своё имя, но и адрес проживания и контактный телефон.
    В основной части нужно точно и максимально подробно описать детали случившегося: время, место, обстоятельства преступления (количество преступников, последовательность их действий). Если вдруг вы стали жертвой ограбления, опишите, что у вас украли, и укажите стоимость похищенного имущества.
    В конце заявления укажите суть своих требований. Например, разыскать преступников и привлечь их к уголовной ответственности.
    Решение по заявлению принимается в течение трёх суток. Но в исключительных случаях срок могут перенести на 10 или 30 дней. По истечении этого времени полиция либо возбуждает дело, либо выносит постановление об отказе. В последнем случае отказ можно обжаловать в прокуратуре.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *