Можно ли остаться человеком в условиях войны?

11 ответов на вопрос “Можно ли остаться человеком в условиях войны?”

  1. MOderatorHP Ответить

    Война, к сожалению, является неотъемлемой частью как истории человечества, так и современных реалий. Самый главный вопрос состоит в том, можно ли пройти весь страх, ужас и не потерять самого себя, свою человечность.
    В произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является поучительным примером человека, который милосерден не только к людям, но и к животным. Несмотря на то, что главный герой потерял всю свою семью, побывал в нацистском плену – он находит в себе силы оставаться милосердным и человечным. В одном эпизоде Соколов ринулся спасать новорожденного жеребенка, который не мог переплыть реку. Этим поступком он вызвал удивление у вражеского солдата и тот перестал стрелять.
    Стихотворение Бориса Слуцкого «Бесплатная снежная баба» также рассказывает о человечности и благородстве русских солдат по отношению к врагу. В нём повествуется о том, как лирический герой, смотря на погибающих от жажды военнопленных, вкатывает им в камеру большой ком снега. Этим поступком, скорее всего, он спас чью-то жизнь.
    Сохранять свою человеческую натуру, не поддаваться бесконтрольной ненависти – это то, что должен делать каждый человек. Даже в обычном мире, не видя крови, не видя смерти близких от пули, аль от голода, каждый из нас должен понимающе относиться к людям.
    Автор: Лепендина

  2. evil_is_dead Ответить

    Война — страшное слово. Война… Как много
    говорит это слово. Война — страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни
    сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим
    войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали
    отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям,
    солдатам.
    Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это
    было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны
    помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир
    – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной
    литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной
    войне.
    Война, как трагедия народа в литературе
    двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне
    исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о
    мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как
    обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали
    собой.
    Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов,
    пишущих о войне, — огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы,
    истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость,
    преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до
    современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один
    из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
    Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков
    («Сотников»).
    Тема
    трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в
    русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление
    тоталитарного государства еще только намечалось.
    Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности,
    которые невозможно понять без душевной боли — холод и голод, порой лишающие
    человека рассудка, гнойные язвы на ногах…
    «Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Л.
    Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит
    страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
    Василь
    Быков — семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих
    произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми
    руководствуется герой одноименной повести «Сотников».
    В
    произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но
    зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на
    большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор
    дает ответы на сложные вопросы войны.
    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества
    В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях:
    «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и
    других. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто, заострена проблема
    подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии
    произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ
    человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
    Василь
    Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как
    говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы
    поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин
    психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова
    отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и
    другие.
    В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные
    ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно.
    Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с
    толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет.
    Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд,
    автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.
    Но
    на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются
    в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти
    не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном
    бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то,
    пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и
    поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам,
    что не чурается «грязной работы».
    Два
    партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется,
    что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного
    поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою
    жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы
    совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным
    долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы
    с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко
    достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу».
    В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны.
    Герои повести — Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили
    бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через
    тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак
    перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь,
    которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится
    врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше
    всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти
    человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина
    его убеждений, его гражданская стойкость.
    В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
    прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во
    имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить
    почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил
    Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Рыбак еще
    не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел
    умирать, и кое-что выболтал следователю.
    Сотников
    во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести
    изображены тупыми и жестокими, следователь – хитрым и жестоким. Сотников
    примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него
    невозможно. Единственное, что ему оставалось — определиться в отношении к
    людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и
    заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь
    приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался
    убедить себя, что он не предатель, что убежит.
    В
    последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве
    требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не
    сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал
    чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не
    хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего
    обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат».
    «Иди ты к черту!» – следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека.
    Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс
    выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного
    предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого
    человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был
    кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник
    увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему
    возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в
    своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.
    Характеры
    героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает
    ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как
    натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым , последним подвигом
    которого стала попытка взять всю вину на себя , сняв ее со старосты и Демчихи ,
    попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам . Долг перед Родиной,
    перед людьми, как главнейшее проявление собственного я — вот на что обращает
    внимание автор. Сознание долга , человеческое достоинство , солдатская честь ,
    любовь к людям — такие ценности существуют для Сотникова . Именно о людях ,
    попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой , зная о том , что жизнь —
    единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное
    для него — выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его
    принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство
    товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками
    пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится
    предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании
    Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со
    всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не
    задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь — эти категории не тревожат
    его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он
    оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как
    умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается
    врагам. Он считает , что в минуты опасности каждый думает только о себе.
    Сотников,
    несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский
    отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность,
    ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою
    Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание.
    Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам.
    В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало
    для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ
    перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг
    Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться
    верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести
    борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем
    ли мы жить по совести.
    Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из
    этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе
    только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком
    прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он
    проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента
    начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в
    живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода
    в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он
    уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает
    жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что
    было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится
    палачом своего бывшего товарища.
    Сотников,
    в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние
    минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других
    того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной,
    который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия
    в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо
    подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак
    извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к
    черту!»
    В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку
    оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и
    продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве.
    Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще
    дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту
    вину можно искупить.
    Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война,
    унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях
    сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И
    сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет,
    не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя Василя Быкова.
    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме,
    которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический
    анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик — дна з
    самых сильных сторон повести «Сотников».
    Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз
    католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное
    общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная
    нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за
    свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой
    поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не
    изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для
    человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них
    веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова»
    кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения.
    Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на
    это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак
    достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают
    воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.
    В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей,
    боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

  3. Alsalas Ответить

    Человеком остаться можно. Потому что настоящему человеку совершенно не чужды понятия чести, достоинства, отстаивание жизни и нитересов своей семьи, посёлка, города и страны. Для нормального человека свойственно не щадя своей жизни биться с врагом насмерь, проливая кровь врага и убивая тех, кто пришёл убивать твоих родных людей и просто соотечественников.
    Нельзя на войне остаться чистеньким, пушистеньким и нравящимся «и нашим и вашим». Не получится. Война — эта тяжкая работа, кровь и грязь. На войне бывают ситуации, когда человек может ошибаться, может стать перед выбором между одной правдой и другой правдой, но разве в мирной жизни такого не бывает? И разве это подлость?
    Подлый человек будет и на войне вести себя подло. Красть. Обманывать. Куражиться. Мародёрничать. Насиловать. Предавать. Отступать от своих идеалов. Продаваться за лишнюю пайку.
    Война — достаточно регламентированное законами, в том числе и международными, действо. И когда немцы отступали они совсем не случайно занялись массовыми раскопками своих преступлений и сжиганием трупов замученных ими мирных людей. Знали, что суд в Нюрнберге или другом месте состоиться обязательно.
    В нашей стране все возвращающиеся из плена проходили обязательные фильтрационные лагеря. Все давали показания о себе и других пленных, которые подличали, сотрудничали с немцами, предавали, кто уходил в РОА воевать против своей страны, кто сам участвовал в казнях своих соотечественников (были и такие), кто с резиновыми палками выгонял на работу измученных людей проявляя садисские наклонности и особую жестокость. Все получали по заслугам.
    Правду скрыть очень трудно. Хотя немцы это и пытались сделать. Например в Киеве: сначала уничтожали десятки тысяч трупов из могил (по 700-800 в день), потом расстреливали и сжигали сотни исполнителей, затем десятки охранников из числа местных полицаев. Осталось в живых 18 немцев из айзацкоманды. Но свидетельские показатели давали даже они.
    Тем более правда становилась известной про тех, кто подличал при попадании в плен, при службе в полицаях, при сотрудничестве с гестапо, при зверствах в концлагерях, при убийствах местных жителей. Просто в СССР это секретили, что бы не разжигать вражду, в том числе и межнациональную. А в результате сейчас историю войны вообще переписывают либералисты как хотят, лишь бы унизить страну Советов, НКВД и Сталина.

  4. Анастасия Теут Ответить

    Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.
    Но не всё ещё перевидел он сегодня.
    Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной.
    Полный текст:


    Сочинение
    Пожалуй, война – это самое страшное, что может случиться с человечеством. Ведь люди, участвующие в сражениях, начинают по-другому воспринимать мир. Многие из них начинают проявлять неслыханную агрессию. Но все-таки можно ли на войне оставаться человеком? Именно эту проблему рассматривает В.П. Астафьев в своем тексте. Он рассказывает о герое, который, не сдержавшись со своими чувствами и эмоциями, начал стрелять в пленных немцев. Его пытались остановить, но солдат «подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землею, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями». Свои действия он оправдывал тем, что немцы погубили множество русских людей, но, мне кажется, к обезоруженным пленным все равно нельзя относиться так жестоко. Кроме того, автор показывает антипода этому солдату – русского военного врача, который, наоборот, выполнял свой, «не глядя свой это или чужой». И именно этот герой сумел остаться человеком на войне. Думаю, он осознавал, что сама по себе война – это многочисленные беды и кровопролития. Поэтому не хотел усиливать все это. Он просто делал то, что должен был делать, оставаясь человечным в сложные военные годы.
    Авторская позиция заключается в том, что в военные годы у человека зачастую меняются представления о мире, ценностях, человеческих взаимоотношениях. Многие солдаты начинают подвергаться всеобщему злу и совершать еще больше страшных поступков. Поэтому нужно сохранять свою человечность, чтобы приблизиться к миру. Я, безусловно, согласен с позицией автора и также считаю, что, несмотря ни на что, на войне необходимо оставаться человеком. Ведь только так можно поскорее расправиться со всем этим злом.
    Обращусь для аргументации к произведению М.А. Шолохова «Судьба человека», в котором главный герой всегда оставался человечным в трудные годы войны. Несмотря на то, что Андрей Соколов в военное время лишился всей своей семьи, он все же оставался гуманной личностью. Например, после того, как руководство фашистского лагеря, увидевшее, что герой ни за что не предаст свою родину, наградили его хлебом и салом, Соколов сразу же поровну поделился всем этим с другими русскими пленными. А после войны он взял на воспитание сироту Ванюшку, что, безусловно, демонстрирует его человечность. Казалось бы, человек, который потерял все, должен был ополчиться на фашистов, начать проявлять истинное зло, но Соколов этого не делал. Он просто хотел покончить со страшной войной, как и военный врач, изображенный в рассказе, который помогал и фашистам, и русским, стремясь приблизиться к миру.
    Также обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором в одном из эпизодов описывается поражение французской армии. Сам Наполеон бежал прочь в этот момент. Он оставил своих солдат на растерзание русским. Однако Кутузов пожалел пленных, ведь он понимал, насколько высока цена человеческой жизни. Он остался человеком в этой ситуации, так как дал противнику возможность жить дальше.
    Таким образом, подводя итог, следует сказать, что быть человеком на войне можно. Нужно проявлять сострадание ко всем людям, ведь каждый человек – это личность со своими мечтами, стремлениями, надеждами, даже если он является врагом.

  5. Meeree Ответить

    (365 слов) Милосердие — это сострадание, понимание к другому человеку. Это чувство, которое способно победить обиду. Милосердный человек может простить все ошибки. Бывает такое, что людям очень трудно проявлять милосердие, и в нас идет борьба между обидой и прощением. Не каждый человек способен простить причиненную боль и принять все ошибки. Поэтому милосердие является важнейшим фактором в той или иной ситуации. И тут же возникает вопрос: «А можно ли оставаться милосердным на войне?».
    Война для каждого из нас является самым страшным и сложным испытанием, но есть такие герои, которые, несмотря на все трудности и поражения, способны оставаться милосердными даже на войне. Во первых, хочется вспомнить роман Л.Н. Толстого “Война и Мир”. В эпизоде после решающего сражения между русской и французской армией под командованием Наполеона и Кутузова и оккупации Москвы, Наполеон предает свою армию и отдает в руки противнику, чтобы спасти свою собственную жизнь. Но Кутузов понимая, что каждый человек имеет право на жизнь и каждый в это мире бесценен, проявляет милосердие. Несмотря на всю сложность и ситуацию того времени, мы видим, что этот герой способен остаться милосердным. Он понимает, что французы действовали по приказу своего предводителя и не могли пойти против его воли. Мы видим, что многих русских на войне объединяет не только чувство злости и ненависти, но и чувство понимания и сострадания к своему врагу.

  6. ZomaGord Ответить

    0

    Вещи нужные и необходимые: Уникальные коллекции Сергея Образцова 29.01.2020, 23:53

    Последняя записка Курта Кобейна проливает свет на трагедию 29.01.2020, 23:20

    Автопортрет в мастерской: Что на самом деле показывали живописцы на таких картинах 29.01.2020, 22:46
    +1

    Позднее счастье: Звездные пары с солидной разницей в возрасте 29.01.2020, 19:14

    Непокорные чукчи: Как Российская империя на протяжении 150 лет пыталась одолеть аборигенов Чукотки 29.01.2020, 17:32
    +1

    Домовые разных стран: У какого характер хуже, и чем они могут помочь или навредить 29.01.2020, 15:32

    Малоизвестные факты о сталинской высотке на Красных Воротах – самой лаконичной и таинственной из «сестёр» 29.01.2020, 12:44
    +1

    Расстаться или умереть: Разрушающая страсть Микки Рурка и Кэрри Отис 29.01.2020, 10:15
    +1

    За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре 29.01.2020, 08:44
    +1

    «Ремейк» Первой Мировой войны в Южной Америке: Как русские разгромили немцев в Парагвае 28.01.2020, 23:13

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *