Можно ли ставить елку на новый год после похорон?

13 ответов на вопрос “Можно ли ставить елку на новый год после похорон?”

  1. ODAS Ответить

    Роман, доброго здоровья. В одном вашем вопросе затрагивается сразу несколько разных моментов. Первое — это смерть близкого человека (в вашем случае — отца жены). Во-первых, как мне видится, многие люди боятся явления душ умерших родственников. Однако этого не нужно опасаться. Из жития святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы узнаем, что приходить (являться по своему желанию) в этот мир могут только души святых мучеников. Остальные души сами по себе и своему желанию не могут приходить, но в народном сознании есть некий страх перед умершими.
    Во-вторых, первые 40 дней после смерти душа умершего проходит мытарства, то есть исследуется всё плохое, греховное, сделанное самим человеком в земной жизни: как он к этому относился, любил ли он это, услаждался ли этим или всё-таки боролся и сопротивлялся греху, каялся на исповеди и старался победить в себе грех; молился ли, творил ли милостыню — одним словом, всячески старался оттолкнуться от зла и всех его проявлений. Идёт как бы взвешивание или высвечивание человека, насколько он соединился со злом внутри самого себя. И в этот страшный период жизни человека — Душа ведь жива и помнит весь земной опыт — необходима помощь его близких людей. По этой причине близкие удерживаются от всевозможных увеселений — свадьбы, дни рождения и другие мероприятия. И не просто удерживаются, но ещё и налагают на себя некоторые дополнительные обязательства: пост, молитву, милостыню, покаяние, по возможности примирение, если находятся с кем во вражде, ограничивают просмотр телевизора, начинают читать духовную литературу, прежде всего Священное Писание, в некоторых местах мужчины не бреют бороду — одним словом, стараются прожить эти 40 дней максимально возможно по-христиански. Это очень кратко о двух моментах, связанных с умершим.
    А другое направление вашего вопроса связанно с празднованием Нового года. Сейчас идёт Рождественский пост, и ближе к Рождеству он становится всё строже. Христиане должны проявлять большее старание и воздерживаться от всех удовольствий. Естественно, во время празднования Нового года не может быть и речи о каком-то воздержании — это просто противоположные и взаимоисключающие вещи. Сам праздник Нового года искусственно перенесен с 31 декабря на 1 января Петром Первым около 1700 года, до этого он праздновался 1 сентября. В богослужении есть даже служба Новому лету — Индикту. А еще раньше он праздновался в марте. На момент его переноса он все равно попадал после великого праздника Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, то есть праздновали, когда уже не было поста, а были Святки. А в начале 20-го века перешли на новый стиль, и Новый год переместился на 13 дней назад, совпав с самыми строгими днями поста перед праздником Рождества Христова. Из людей, не интересующихся церковной историей, мало кто знает, что именно в этот день, с 31-го декабря на 1-е января, Церковь празднует память святого мученика Внифантия, который имеет благодать от Бога избавлять людей от винного запойства. Люди, мало того, что не молятся ему, так ещё и оскверняют память его всевозможными грехами после обильных застолий. Сколько бывает проблем и горя от вина, я думаю, нет смысла говорить, каждый и сам знает. Да и кому интересно, можно посмотреть статистику правонарушений в праздники и сравнить с буднями. В некоторых приходах РПсЦ благочестивые христиане-старообрядцы молятся всю ночь святому мученику Внифантию и тем самым ограждают и себя и своих детей от страшного зла.

  2. Thordithris Ответить

    Ответ положительный. Фото — это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.
    Но все же изображение покойника связано с миром мертвых. Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения — фотоальбом.
    Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено — гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

    Когда убираться в квартире

    Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.
    Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.
    Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, им и на похоронах-то находиться нежелательно. Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.
    Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.
    Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле — они предназначены усопшему.
    Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах — все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.
    Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

    Можно ли делать ремонт

    Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти. Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.
    После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.
    Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе — уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».
    Личные вещи умершего, как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс — не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

    Что еще нельзя делать после похорон

    В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.
    Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.
    Среди того, что нельзя делать после похорон — шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.
    Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба — назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.
    Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.
    Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.
    Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь. Возможно, запрет вызван тем, что горе — пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм — это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.
    После похорон идут только на поминки, а оттуда — домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки — это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах — дни рождения, свадьбы.
    Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

    Мнение церкви

  3. DangMaster Ответить

    Вода, которой мыли умершего, выливается в безлюдных местах. Так вы не допустите ее использования в магии, ведь для добрых дел такой водой не пользуются. Все, что было связано с мертвым – расческа, мыло, использованное для обмывания, жгуты, для связывания рук и подобные вещи — кладется в гроб. Пользуются такими вещами только для наведения порчи.
    Когда у покойника теплятся ноги до самого погребения — это предвестье скорой гибели кого-то из проживающих в доме. Во избежание этого, мертвеца следует задобрить, положив в гроб хлеб да соль.
    Пока в жилье есть умерший, нельзя заметать, так можно «вымести» на кладбище всех, кто тут проживает. А вот когда его увезут хоронить, должен остаться человек, который подметет и вымоет пол, чтобы выгнать из жилья смерть. Инструменты для такой уборки сразу же уносят из помещения и где-нибудь выбрасывают, хранить их и использовать нельзя.
    Обязательно следует оставить в гробу новый носовой платочек, чтобы умершему было чем во время суда вытирать пот. Очки, протезы и подобные вещи также кладите внутрь гроба — личные вещи должны отправиться в иной мир вместе с владельцем.
    Если возле вас проходят похороны, а кто-то из членов вашей семьи спит, обязательно разбудите, ведь в спящего человека может влезть душа умершего. Не все покойники спокойно принимают то, что им больше не жить, и пытаются остаться в мире живых. Особенно следует беспокоиться за детей и не давать им спать во время похорон. А если ваш ребенок в это время ест, ставьте под колыбель воду.
    В комнату, где находится гроб, нельзя пускать собак и кошек. Они могут побеспокоить его дух. Запрыгнувший в гроб кот — очень плохая примета. Вой и мяуканье пугают мертвых.
    Возле порога дома с покойником, кладутся еловые ветки, чтобы родственники и друзья, которые пришли почтить память, не унесли смерть в свое жилище.
    Нельзя спать в помещении с умершим. Если это случилось, с утра нужно съесть лапшу на завтрак.
    Обмывают мертвых только вдовы. Обмыть и одеть в чистое нужно до того, как остынет тело. Зато после подобного занятия можно сделать обряд, чтоб руки никогда не мерзли. Для этого из щепок и прочих деревянных остатков, из которых делался гроб, возжигают небольшой костёр и все участники обмывания греют над ним руки.

    Почему нельзя смотреть через окно на похороны

    Если возле вас проходят похороны, нельзя смотреть в окно, иначе пойдете следом. Имеется такая примета, однако мало кто точно знает, почему нельзя смотреть через окно на похороны. Считается, что некоторое время душа усопшего находится рядом с телом, которое, как известно, во время похорон находится в гробу. Она испытывает дискомфорт от пристального разглядывания через оконное стекло, и, даже если хоронят во всех смыслах хорошего и незлобливого человека, его дух может отомстить за такую невежливость.
    Известно, как может отомстить дух покойного — утащить с собой в мир мертвых. Старики утверждают, что если смотреть в окно на похороны или покойника вообще, можно серьезно заболеть. Эта болезнь может привести к летальному исходу. Особенно это поверье касается детей, энергетическая защита которых слабее, чем у взрослых. Справиться с ребенком мстительный дух сможет гораздо быстрее.
    Если взгляд на покойного был случайным, что совсем не редкость, в старину тут же отводили взгляд и осеняли себя крестным знамением трижды, а также мысленно желали Царствия небесного усопшему и молились о его душе. Если у вас появилось желание посмотреть на похоронную процессию, нужно выйти за дверь квартиры или калитку и смотреть с улицы. У многих появляется такое желание, и ничего дурного в сочувствии даже незнакомому человеку нет.

    Плохие приметы на похоронах — на улице и на кладбище

  4. Кофеин Ответить

    Приближается
    Новый год и следующие за этим праздником
    продолжительные выходные. К сожалению, в
    это время вся страна без меры пьет и ест, и
    единственным отвлечением от застолья для
    многих становится просмотр
    всевозможных пошлых шоу и “голубых
    огоньков” по телевизору. Жизнь
    словно бы замирает.
    Чтобы понять, отчего в современной России
    празднование Нового года возведено
    в культ, почему для нецерковных людей этот
    праздник стал чуть ли не самым главным праздником
    года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.
    До Петра I и церковный, и гражданский
    календарь в России начинался с 1 сентября.
    Церковь и сейчас начинает церковный годичный
    круг сентябрем. Петр постановил отмечать
    Новый год с 1 января – на западный
    манер. Новый год был праздником светским и
    приходился на святки – дни после
    Рождества Христова. И поэтому не было никакого
    греха в череде святочных дней отмечать и
    новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.
    После революции 1917 года была проведена
    еще одна календарная реформа: вместо юлианского был
    принят григорианский календарь (новый стиль), так
    что празднование Нового года стало
    выпадать на конец Рождественского поста.
    Поэтому возникла проблема для людей,
    соблюдающих духовные традиции: как праздновать
    Новый год и праздновать ли его вообще?
    Празднование Нового года сейчас
    совершается с гораздо большим размахом
    и сопровождается большим
    пьянством и разгулом, чем в советское
    время. Оно и понятно. Сначала советская
    власть отняла у людей церковные праздники и
    насадила свои, пролетарско-революционные,
    которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с
    падением советского строя революционные даты
    отошли в прошлое, и из прежних праздников
    остался практически один Новый год. “А душа,
    – как говорил герой В.М. Шукшина в
    фильме “Калина красная”, – хочет
    праздника”.
    Но незнакомая с духовными русскими традициями душа,
    несчастная, лишенная настоящих праздников, думает,
    что отмечать торжество можно только пьянством
    и безудержным весельем.
    Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю,
    также связанную с утратой духовных традиций.
    Рассказал ее один священник.
    Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле
    открытку. Рядом в вазе стоял свежий
    букет цветов. Это была могила женщины, которая
    прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал
    открытку. На ней было написано: “Дорогая мамочка!
    Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя
    помним и очень любим”. И этот батюшка подумал:
    “Бедные советские дети! У них отняли
    веру, отняли Церковь. Они не знают, чего
    ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к
    смерти”. В этом трагедия нашего народа –
    в разрыве с традициями, духовным опытом.
    Все это было почти полностью сметено бульдозером
    более чем 70-летнего атеизма.
    Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно,
    отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай
    советский, а никак не русский
    православный. И нужно нам от этой
    вредной традиции избавляться и
    возвращаться к праздникам настоящим,
    христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас,
    слава Богу, всегда является
    выходным днем, а значит, праздновать его никто
    не мешает. Не нужно придавать празднованию
    Нового года такое первостепенное, порой просто
    мистическое значение. Новый год в
    дореволюционной России всегда был
    неразрывно связан с Рождеством, просто
    этот праздник стоял в череде рождественских
    дней, и, конечно, никто его так широко и
    торжественно особо не отмечал.
    Кстати, интересный факт: в 1920-е годы
    большевики боролись с традицией ставить и
    украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне
    женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже
    покойная), вспоминала, как советская
    власть вела борьбу с елками как с непременным
    атрибутом рождественского праздника. Ведь елку
    до революции наряжали перед Рождеством, и на
    Новый год она, естественно, уже была в
    доме. Так вот, был период, когда елка в целях
    борьбы с религией была запрещена. И вновь
    разрешили ставить елки уже в 1935 году.
    Как же относиться людям православным ко
    всеобщему безудержному веселью и
    пьянству в новогодние дни? Никого не
    следует осуждать, но и самим в этом не
    участвовать. Мы готовимся к
    Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и
    торжественности православный праздник и
    будем помнить, что идут дни поста Рождественского,
    который мы приносим как наш скромный дар к яслям
    родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно,
    всероссийская новогодняя феерия порядком
    отвлекает нас от поста, создает нам определенные
    трудности. Например, в последних числах декабря люди
    начинают сметать с прилавков мясо, другие
    скоромные продукты и выпивку. В
    магазинах и на рынках в это время лучше не
    появляться: потеряешь уйму времени и сил.
    Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть
    из-за взрывов и хлопков петард и
    криков празднующих соседей. А у кого-то и в
    семье есть любители отметить с шумом приход Нового
    года. Но мы знаем, что православным христианам
    всегда было непросто и им всегда мешали
    праздновать праздники и соблюдать посты.
    Вспомним недавнее время, когда в
    сам день Рождества далеко не все желающие
    могли пойти в храм, если только праздник не
    приходился на субботу или воскресение. А так 7
    января по новому стилю было обычным рабочим
    днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы
    сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на
    Рождественскую службу.
    Некоторые православные люди занимают очень
    крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник
    бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне
    объяснима, ведь Новый год всегда
    сопровождается телебеснованием и
    пьянством – об этом мы уже говорили.
    Однако полностью отрицать Новый год и
    видеть в его праздновании один грех
    нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество
    и бесчинствовать постом. Ведь мы,
    православные люди, являемся гражданами
    своей страны. И хотим этого или не хотим,
    живем по новому, григорианскому, календарю,
    строим нашу жизнь и трудовую деятельность по
    календарю гражданскому. Например, отправляемся
    в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года
    по новому, а не по старому стилю. Поэтому не
    является грехом проводить старый год,
    подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно,
    помолиться, вступая в новолетие.
    “Благословиши венец лета благости
    Твоея!” (Пс. 64: 12). По всем
    храмам Русской Православной Церкви
    служатся молебны, чтобы мы все имели
    возможность попросить у Господа
    благословение на год грядущий. Знаете, весьма
    заезженная фраза – новогоднее пожелание:
    “Как встретишь Новый год – так его
    и проведешь” – содержит в себе
    немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет
    в храм со всей своей семьейи молится за
    новогодним молебном, чтобы призвать
    благословение и помощь на все свои дела,
    и потом за скромной трапезой вспомнить с
    благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под
    Новый год приходится на субботу, когда Уставом
    разрешается даже рыба). А кто-то проведет
    новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю)
    в телеалкогольном угаре. И получится, как в
    одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с
    ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле
    разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на
    свое опухшее, заплывшее, помятое лицо,
    говорит: “Так вот ты какой, человек
    третьего тысячелетия!” Очень не хочется, чтобы
    лицо русского человека третьего тысячелетия было
    именно таким. Плохо, неудачно начав
    какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в
    правильный ритм, колею. И многие, начав год с
    пьянки и безделья, усваивают этот стиль на
    все последующие месяцы. И наоборот, как гласит
    пословица: “Хорошее начало – полдела
    откачло”: начав год с молитвы, с просьбы
    о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не
    оставит нас в год грядущий и благословит
    наши труды и дела.
    Позвольте, я немного расскажу о том, как
    обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря
    вечером я служу в храме новогодний
    молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в
    церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы
    с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся
    у них на даче в Подмосковье и отмечаем
    Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии
    протодиакон Алексий живет за городом и приглашает
    нас с детьми к себе. Семья у него большая –
    четверо мальчиков, и детям очень весело
    бывает вместе. За городом особенно хорошо
    встречать Новый год еще и потому, что в
    Москве в новогоднюю ночь заснуть
    практически невозможно, а в дачном поселке,
    хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так
    вот. Обычно мы все вместе
    готовим постную трапезу и перед молитвой
    “Отче наш” поем еще “Царю
    небесный” и “Многая лета”. После
    этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу,
    общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту
    ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из
    снега пещерки, ставят внутрь свечки и
    смотрят, чья свеча будет гореть дольше.
    К сожалению, мы поставлены в такие
    условия, что в новогоднюю ночь, хочешь
    – не хочешь, приходится бодрствовать:
    уснуть можно разве что со снотворным и уже под
    утро. Поэтому и православные люди
    вполне могут посидеть вместе за столом,
    поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост
    еще не окончен.
    В дружеском застолье, общении нет ничего
    скверного, и Новый год тоже повод
    собраться вместе, подвести итоги, помянуть
    былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и
    постом. Например, Преображение Господне,
    Вход Господень в Иерусалим всегда
    празднуются в пост. Но отмечаются они скромно,
    по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают
    нам возможность подкрепиться перед следующей частью
    поста. Конечно, Новый год вовсе не
    церковный праздник, но его можно наполнить
    духовным смыслом и отметить вполне
    по-православному. Хотя можно, конечно,
    вообще не отмечать Новый год, ограничиться
    новогодним молебном. Это тоже допустимо.
    Еще одна проблема: новогодние школьные
    каникулы – традиционно время
    всевозможных детских елок, утренников и
    театрализованных праздников. Как быть с
    детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?
    Обычно большинство новогодних елок
    в детских садах и школах проходят еще до
    Нового года, до начала каникул. Как правило,
    дети бывают задействованы в
    постановке этих праздников и поэтому
    волей-неволей в них участвуют. Я
    не вижу ничего душевредного в детском
    утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей
    подарков; к тому же, если все дети принимают
    участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его
    посещать, то они будут чувствовать себя
    обделенными. Хотя вполне допускаю, что
    современные детские праздники могут содержать
    какие-то неприемлемые для православных детей
    моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше
    уклониться от участия в утреннике. Все детские
    мероприятия и праздники желательно посетить до 2
    января (когда усиливается Рождественский
    пост).
    Некоторые “ревнители
    Православия” принципиально не
    отмечают Новый год 1 января, но празднуют так
    называемый “старый Новый год” 14
    января, то есть новолетие по старому стилю.
    Честно говоря, не вижу в этом никакого
    смысла. Ведь наша светская жизнь, а также
    жизнь страны и всего мира строится по новому,
    гражданскому календарю. А на святки и так приходится
    немало праздников: Собор Пресвятой
    Богородицы (26 декабря / 8 января), память
    преподобного Серафима Саровского (2/15 января)
    и, конечно, Обрезание Господне и память
    святителя Василия Великого –
    в сам день 1/14 января.
    Интересно, что в Греции роль
    рождественско-новогоднего старца, который
    раздает детям подарки, традиционно усваивается
    не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в
    западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а
    святителю Василию. Так как его память
    приходится как раз на новолетие. Там он именуется
    Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу,
    изображается с белой бородой и в красно-белом
    одеянии.
    Напомню, что Греческая Церковь живет по
    новому стилю. Церковный календарь в
    Греции совпадает с гражданским, и Новый
    год они празднуют уже после Рождества.
    Наши города и веси в новогодние каникулы
    цепенеют, очень сложно в это время заниматься
    какими-то делами вне дома, так как многие
    организации прекращают работу. Многих это всеобщее
    бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это
    время можно провести с пользой.
    Современному семейному человеку остается очень
    мало времени для общения с семьей. Папы, да и
    многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и
    времени остается только на то, чтобы покормить
    детей, проверить у них уроки и уложить спать. И
    время довольно длительных зимних каникул очень
    хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно
    также заняться изрядно запущенными делами домашними,
    навести порядок в доме перед Рождеством.
    Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1
    сентября, народ не проводил это время в
    праздности и безделье. Ведь Россия была страной,
    полностью зависящей от сельского хозяйства, а
    сентябрь – это время сбора урожая и
    подготовки к зимовке. А праздником, к которому
    было приурочено окончание полевых работ, был день
    празднования Покрова Богородицы (1/14
    октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось
    много свадеб. Наступало время затишья в
    сельских работах до весны, и можно было подумать о
    создании семьи.
    Как-то я размышлял над новогодними вопросами и
    пришел к выводу, что для нашей страны,
    конечно, сентябрьский Новый год являлся самым
    правильным. К сентябрю заканчивается годичный
    природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и
    природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы
    весной вновь ожить для нового
    плодотворения.
    Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если
    в семье есть невоцерковленные
    родственники (иногда почти вся семья
    невоцерковлена), которые любят отмечать
    Новый год пышным застольем и не мыслят
    новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть
    их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное
    течение поста?
    Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно
    найти золотую середину, чтобы и не обидеть
    родственников, не поссориться с ними, но и не
    повредить себе.
    Представим, что какой-нибудь человек,
    православный христианин, живет с
    ближайшими родственниками в одной
    квартире (а ведь очень часто бывает, что
    и в супружеских парах одна половина
    верующая, а другая нет), и его нецерковные
    родные хотят отметить Новый год, “чтобы
    все было как у людей”. С салатом оливье,
    холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной
    выпивкой. И, разумеется, главным
    украшением стола в Новый год, как когда-то
    заметил почтальон Печкин, для них является
    телевизор. Что же, верующему человеку
    забиться в самый дальний угол, демонстративно
    отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из
    евангельской притчи, повторять про себя:
    “Я не таков, как прочие люди, грабители,
    обидчики, прелюбодеи…”? Нет, это будет не
    по-христиански. У апостола Павла есть такие
    слова: “Мы, сильные, должны сносить немощи
    бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен
    угождать ближнему, во благо, к назиданию” (Рим.
    15: 1–2). Конечно, все это очень непросто.
    Христианин, имеющий нецерковных
    родственников, находится как бы на
    передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что
    привести их к Богу мы можем только любовью и
    молитвой за них. Люди они немощные, как
    говорит апостол, “бессильные”, значит,
    нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать
    радость православных праздников, а
    кому-то еще нет. Остается им только
    посочувствовать. Итак, что же нам
    делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по
    возможности соблюдая пост (можно заранее помочь
    родственникам в приготовлениях к
    празднику и сделать пару постных салатов), греха
    в этом не будет. Также, подняв бокал с
    шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за
    все, что было в уходящем году. Ведь
    христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от
    духовных вопросов, вполне может
    как-то одухотворить это празднование. Сказать
    людям о настоящем смысле празднования
    новолетия, побеседовать о грядущем
    Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас
    просто разучились праздновать, даже не умеют
    говорить нормальные пожелания и тосты.
    Светские праздники – это зачастую сплошное
    празднословие и “перемывание костей”
    ближним.
    Конечно, некоторые православные сочтут и
    выпитый бокал шампанского в новогоднюю
    ночь грехом, но, например, когда я учился в
    семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли
    в столовую на ужин (естественно,
    постный), где братии также предлагалось
    “утешение” – бокальчик шампанского.
    Отмечая Новый год с нецерковными
    близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно
    необязательно просиживать за столом всю ночь и
    до конца участвовать в шумном
    веселье. Отдав дань уважения
    близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы
    отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.
    Кстати, похожее предписание мы находим в
    канонических правилах для священников.
    Когда на свадьбе веселье уже переходит
    известную меру и начинаются всевозможные
    пляски, в которых недопустимо принимать участие
    священнослужителю, каноны предписывают батюшке
    откланяться и уйти с торжества. Но при этом не
    сказано, что священник должен обличать гостей и
    призывать всех к порядку.
    Если родственники не очень возражают
    против вашего отсутствия в
    новогодний вечер, возможен такой
    вариант: пойти в гости к
    православным друзьям и отметить Новый
    год с ними.
    Есть еще один выход, но он приемлем в
    основном для жителей Москвы. В нашем
    стольном граде уже не один год в нескольких приходах
    существует такой обычай: в ночь с 31 декабря
    на 1 января служится ночная служба. К литургии
    обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и
    Евангелие из новогоднего молебна. Знаю,
    как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский
    монастырь, также храм Живоначальной Троицы
    в Хохлах и Николо-Перервинский
    монастырь. Вообще многие православные
    стремятся встретить наступление Нового года
    молитвой.
    Некоторые священники специально ставят себя
    в богослужебное расписание 1 января.
    Весьма символично, что 1 января по
    новому стилю – память святого мученика
    Вонифатия. А 2 января – день памяти
    святого праведного Иоанна Кронштадтского.
    Обоим этим святым молятся за страдающих от
    недуга пьянства. Помолимся и мы о тех
    несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в
    Новый год. А для многих такое
    “празднование” оканчивается в
    больнице или морге. В новогоднюю ночь в
    России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще
    большее количество остаются калеками, на всю
    жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за
    обморожения.
    Желаю всем посетителям сайта в
    новом году быть всегда с Богом, и
    Господь не оставит нас! Самое плохое
    происходит, когда человек отходит от Источника
    Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется
    пожелать всем не каких-то земных благ, а самого
    главного: мира и любви в сердцах и
    семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и
    любовь, они счастливы.
    И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и
    после Нового года будет продолжаться еще шесть дней,
    а в последние пять дней, даже в
    воскресный день, он станет строже – не
    благословляется вкушение рыбы.
    Православные знают: конец поста часто
    сопровождается немалыми искушениями.
    Происходит это потому, что падшие духи хотят
    посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста,
    вовлекая в ссору или искушая предаться
    печали и унынию. К тому же, условия для этого
    весьма благоприятные. К концу поста христианин может
    ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь
    пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то
    самоуверенностью и пользуются бесы. Как
    говорится, “не говори “гоп!”,
    пока не перепрыгнешь”. Так что будем на чеку, и дай
    нам всем Бог сил пройти остаток пути без
    преткновения и с радостью встретить
    Рождество Христово!

  5. SpRiNtEr_Tv Ответить

    Накануне Нового года в новосибирском крематории не только помянули 3500 кремированных в этом году, но и зажгли огни кладбищенской елки. Праздничную елку оформляли студенты худграфа Новосибирского государственного педагогического университета. Кладбищенскую хвою они украсили оранжевыми шарами.
    Елку в память об умерших устанавливают в крематории уже несколько лет. На аллеях колумбарного парка растут полтысячи сосен, посаженных в память о конкретном человеке, родственники каждый год здесь украшают деревья в честь любимых умерших родственниках.
    – Устанавливать новогоднюю елку на кладбище – было обычным делом на Руси, но традиция была утрачена в годы советской власти, – рассказала Татьяна Якушина, директор Музея мировой погребальной культуры. – В фонде музея имеется гравюра 19 века с видом кладбища, где в канун нового года взрослые и дети украшали могилы рождественскими елками с гирляндами, шарами, игрушками.
    Ритуал зимнего памятования на кладбище, существовал на Руси несколько веков и восходит к представлениям русского народа, что жизнь в загробном мире сопровождается такими же атрибутами как и у живых людей, а с приходом православия, украшение могил стало символом воскрешения душ усопших.
    Кстати
    Елка как символ смерти и кабака
    В русской культуре к ели изначально относились недоверчиво. Ее считали символом бесовщины, а также деревом смерти. Например, существовал обычай хоронить самоубийц между двумя елками, положив их ничком. Из ели на Руси дома предпочитали не строить, как и не сажали эти деревья возле дома, чтобы не умер мужчина. У южных славян, позже на Руси, существовал обычай устилать дорогу, по которой несут покойника еловыми ветками или можжевельником. Но на православных кладбищах долгое время было не принято сажать ели возле могил.
    Смертная символика нашла отражение и в позабытых сейчас русских поговорках: смотреть под елку – тяжело болеть; угодить под елку, прогуляться по еловой дорожке – умереть; еловая деревня, еловая домовина – гроб. Слово “елка” сблизилось в языке с нецензурными, что породило всем известные “эвфемизмы”: елки-палки, елки-моталки.
    После указа Петра Великого о праздновании Нового года еловыми деревьями и ветками стали украшать улицы городов, места катаний со снежной горки и… кабаки. В итоге кабаки в народе стали называть “елками”, распространены стали алкогольные поговорки: елку поднять – пьянствовать; идти под елку – пойти в кабак; быть под елкой – находиться в кабаке; елкин – состояние опьянения.
    Традицию нарядного елового дерева, под которое кладут подарки, сласти и игрушки, ели, как символа Нового года и Рождества, в Россию принесли европейцы, чаще всего, немцы, которые переселялись в нашу страну.

  6. Mr.Limbo Ответить


    Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает. Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.
    До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?
    Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».
    Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.
    Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.
    Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.
    Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.
    Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.
    Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.
    Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачло»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.
    Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.
    К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.
    В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.
    Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?
    Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).
    Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.
    Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.
    Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.
    Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.
    Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.
    Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.
    Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?
    Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.
    Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.
    Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.
    Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.
    Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.
    Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.
    Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.
    Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.
    Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.
    И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.
    Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори “гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!

  7. Vokus Ответить

    Приметы о дате украшения новогоднего дерева

    Если верить приметам, существуют особые даты, когда лучше всего наряжать новогоднюю ель:
    22 декабря – день зимнего солнцестояния. Предки верили, что в это время начинается новый жизненный цикл, с увеличением длительности дня сдается нечистая сила. Чтобы отпугнуть негативную энергию люди развешивали по всему дому хвойные ветки. Поэтому, традиция наряжать елочку 22 декабря подойдет тем, кто хочет, чтобы она стала мощным оберегом, символическим защитником семьи в течение всего предстоящего года.
    24 декабря. В этот день древнегерманские племена украшали хвойные деревья орехами, хлебными лепешками, сушеными фруктами. Они верили, что соблюдение этой традиции обеспечит им богатый урожай на следующий год. Когда языческие верования ушли в прошлое, этот обычай был продолжен христианством. С тех пор, украшение елочки 24 декабря считается хорошей приметой, согласно которой, весь будущий год семье обеспечено процветание.
    28 декабря. В церковном календаре эта дата получила название – Трифонов день, в честь святого игумена Трифона. Согласно преданию, он оказывал помощь всем нуждающимся, защищал обездоленных. Христиане, устанавливая в этот день новогоднюю ель, просят у святого защиты от несчастного случая, всяческих бед и неприятностей.
    Важно! Согласно приметам, существует дата, когда ставить елку нежелательно- 22 ноября. По народным поверьям, именно в этот день зима вступает в свои права и не даст сбыться желаниям, загаданным на будущий год, если установить в доме нарядное новогоднее дерево.

    Православные традиции

    Согласно православным традициям, наряжать елочку нужно не в честь праздника Нового года, а во славу Рождества Христова. Поэтому, священнослужители рекомендуют украшать дерево в первых числах января.

    Устанавливаемая на Рождество Христово елка, символизирует вечную жизнь, надежду на воскрешение. Она должна напоминать верующим о вечном Источнике жизни и бессмертия – Иисусе Христе. Восьмиконечная звезда, которую помещают на верхушку дерева, символически представляет Рождественскую звезду, которую увидели волхвы на Востоке.
    Перед тем как развешивать конфеты, мандарины и прочие новогодние угощения на елочку, читают молитву. Это символический дар Иисусу Христу в благодарность за прожитый год.

    До какого числа елка должна стоять

    Согласно народным традициям убирать новогоднее дерево нужно после Старого Нового года. Считается, что до 14 января елочка еще приносит в дом удачу, создает атмосферу радости и семейного уюта. Поэтому раньше этой даты, выкидывать ее не стоит.
    Задерживать до весны главный символ Нового года также не рекомендовано. Пожелтевшие и осыпавшиеся иголки выглядят не эстетично, а согласно приметам привлекают в дом негативную энергию.
    Важно! Оставлять ель у мусорных баков – плохая примета. Согласно поверьям, из-за этого семья будет терпеть весь год неудачи, возникнут финансовые трудности и прочие неприятности.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *