Можно ли в пост есть кальмары и крабовые палочки?

10 ответов на вопрос “Можно ли в пост есть кальмары и крабовые палочки?”

  1. Andromahuginn Ответить

    – А как быть с «возлюбить Бога как самого себя»?
    – У меня тоже нет рецепта. Зато есть 13-ая глава 1-го Послания коринфянам апостола Павла, где среди прочего встречаем «любовь не ищет своего». Вот критерий. Он кажется слишком простым, мол, не ищи своей выгоды, помогай другому. Но вдумайтесь, ведь выгоду мы можем часто искать и утонченно, даже скрыто от себя.
    Например, пришел человек в храм. А зачем? Конечно же, чтобы с грехами побороться, стать лучше. Но ищет ли он при этом своего, выгоду? Или человек все-таки приходит к Богу и ближнему? Это нарочно безответный вопрос. Ведь когда мы в самых правильных наших проявлениях пытаемся достигнуть своего результата, своей, пусть и самой доброй,  выгоды, оказывается, что наше целеполагание ошибочно.
    У протопресвитера Александра Шмемана есть такие слова: «Древняя церковь – христиане вокруг престола и поэтому Тело и Кровь Христа на престоле. Современная церковь – Тело и Кровь на престоле и поэтому христиане вокруг». Кажется, похожие вещи, но на самом деле диаметрально противоположные.
    Мы пришли встретиться друг с другом и Богом, попытаться увидеть другого, то есть не себя показать, а к другому потянуться? Или мы пришли в церковь получить себе духовную выгоду, освятиться и самим достичь высокого духовного уровня?

    Современный человек все чаще хочет и в духовном плане быть потребителем, хочет получать, приобретать, пусть даже вещи вполне правильные и добрые.

    Но это антитеза того, о чем говорит апостол.
    – Могли бы вы привести пример?
    – Хорошо ли, например, стремиться избавиться от греха? Да, в общем хорошо. А стремиться достигнуть молитвенности? И это неплохо. Но если первое и второе – единственная наша цель, выходит, мы ставим средство в положение цели. Значит, мы совершаем подмену. Это и отличает зачастую современного христианина. Есть такое греческое слово «амартия» (???????) – грех, промашка. Здесь происходит ровно такая промашка, подмена целеполагания.
    Если в нашей подготовке к посту, в постовой практике цель – попытаться достигнуть хоть какого-то самоограничения, чтобы высвободившиеся ресурсы времени, внимания, сил, эмоций и молитвы направить к Богу и к ближнему, тогда все хорошо.
    Если мы обычно вычитываем только утреннее и вечернее правило, а постом добавим в себе в нагрузку еще по три канона в день, то вот это — хорошо или нет?
    – Хорошая цель вроде бы.
    – Главный вопрос: зачем? Если для того, чтобы в собственных глазах выглядеть большими молитвенниками, то думаю цель плохая. Если мы стараемся в пище соблюдать пост, чтобы успокоить себя — мол, мы прилежные христиане,  правильно исполняем устав, то (это мое личное мнение) лучше вовсе не поститься.
    Святитель Иоанн Златоуст когда-то написал, что пост – это когда разницу в цене между обычной и постной трапезой мы раздаем нуждающимся. Это оптимальная формулировка и ответ на вопрос: для чего мы постимся. Мы постимся, чтобы экономить и отдать, делиться.
    Но взглянем на наш сегодняшний пост. Если сравним дешевые пельмени и нормального уровня рыбу в магазине, то получится, что те самые нуждающиеся, вообще говоря, постом мне должны прилично приплачивать.
    Пост – это попытка самоограничения, самообуздания, хотя бы в элементарном, ради того, чтобы поделиться собою с Богом, с ближним. Это время посмотреть на себя по-другому, под новым углом, чтобы слова «любовь не ищет своего» стали применимы к нам самим. Пост – это время, когда мы возрастаем в любви.
    Начинается все с кальмаров в пост
    – Недавно на Рождественских чтениях в Москве на секции, посвященной психологии в пастырской практике, прозвучало два доклада. Священник рассказал о курсе понимающей психотерапии, которая учит откликаться на боль приходящего в церковь человека. Второй доклад делал профессиональный психолог: он описывал типичные ситуации, с которыми сталкиваются священники и предлагал шаблонные решения. Второй доклад вызвал заметно больший ажиотаж среди слушателей. Может быть, мыслить шаблонами, иметь в арсенале готовые образцы, жить по прописанным рецептам – проще, легче, удобнее? Мы просто ищем рецепты.
    – То, о чем вы говорите, очень важно. Вот есть два человека. Один говорит о сложной, трудновыполнимой и труднореализуемой задаче увидеть другого человека, встретиться с другим. Второй предлагает технологические решения: как поступить в этом случае, а как в другом.
    При этом, возможно, его решения могут быть очень правильными и хорошими. Когда у человека сломана нога, надо накладывать гипс. Это тоже технология. Но когда мы говорим о свойстве человеческой психики обращаться за шаблоном, то упираемся в одну проблему.
    Смотрите, рассуждая о посте, я сказал общие вещи – «любовь не ищет своего», «Спаситель призывает возлюбить ближнего, как самого себя». Эти вещи понятны, но, действительно, не дают конкретных инструкций.  Когда человек приходит в храм, то первое, что спрашивает: как креститься, куда свечи ставить? Можно ли есть кальмаров в пост? Это все как раз технологические вопросы.
    А до вопросов – как мне терпеть соседа по подъезду? что ответить раздраженному коллеге по работе? как простить родственника, который нанес тяжелую обиду? – до таких вопросов человек часто не дорастает вовсе. А если дорастает, то медленно и трудно.
    Начинается все именно с кальмаров в пост. Иначе говоря, технология – делай так, получишь результат – она нас всегда разъединяет.

    Инструмент самооправдания
    – В каком смысле разъединяет?
    – Технология и шаблон – это бытовое, часто малозаметное проявление законничества. Закон очень удобен тем, что если я его исполнил, то «отойдите от меня, я свое дело сделал».
    А любовь, о которой говорит Спаситель, вслед за ним и апостол Павел, она не имеет границ. Апостол пишет: «Она никогда не перестает». То есть нельзя полюбить ближнего полчаса, а потом сказать: «Теперь, друг, уйди. У меня свои дела». Нельзя любить Бога полчаса в день, когда мы стоим на утренней или вечерней молитве. Любовь – это целожизненное явление.
    По немощи нашей, по греховности, по поврежденности, мы постоянно пытаемся от Бога и от ближнего отгородиться конструкциями закона. Вот я это сделаю и это должно принести результат. Но, друзья, так не получается.

    Пост часто становится инструментом не возрастания в любви к Богу и ближнему, а инструментом самооправдания. Я же постился, я ж мяса и молока постом не ел. Значит, я свое исполнил.

    В религиях закона, в исламе, например, есть так называемые пять столпов ислама. Если человек их исполняет, то он имеет право на рай. Если не исполняет, ну, сам виноват. А апостол Павел говорит: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». Спаситель мог бы дать нам детализированные, технические инструкции что делать в этом случае, а что в том. Но что мы видим?
    Бог сначала дает нам легкий завет – Ветхий. Во Второзаконии появляется много детализированных рекомендаций. Декалог – десять заповедей Ветхого завета — прописаны, ограничительны и трудно исполнимы, хотя вполне понятны: не убивай, не кради, не прелюбодействуй. Очень быстро декалог разрастается до 613 заповедей Ветхого завета с крайне доскональными комментариями. Но от них мы приходим к притче о мытаре и фарисее.
    В притче читаем: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи… пощусь два раза в неделю, даю десятину со всего, что получаю».
    Значит ли это, что не нужно исполнять закон Ветхого завета? Нет, не значит. Потому что тогда Спаситель сказал бы, что фарисей пошел домой осужденным, а мытарь оправданным. Но Господь говорит, что один «пошел домой более оправданным, нежели другой».
    – Поясните, к чему вы клоните?
    – К тому, что вслед за этим Господь дает заповеди Нового завета, заповеди блаженств. Они гораздо сложнее.
    – Почему сложнее?
    – Они требуют от нас самостоятельной работы, хотя бы потому, что не дают нам законодательных рекомендаций. Примеры, поучительные истории, конечно это важно и здорово. Но примеры и жизненная история работают не сами по себе. Они воспринимаются каждым индивидуально, уникально. Рассказывать о людях, которые исполнили свой христианский долг и предназначение я бы поостерегся.
    Во-первых, кто и насколько исполнил свое предназначение как христианин, мы узнаем лишь на Страшном суде. Мотивация внешне благовидных и не благовидных поступков все-таки может быть очень разной. Во-вторых, привести пример общеупотребительный слишком сложно. Я не возьмусь.
    Впрочем, расскажу шуточную притчу, которую встретил в сборнике одного сибирского писателя Мирослава Бакулина и она мне запомнилась.
    Попадает человек на Страшный суд. Его встречают ангелы.
    – Давай, проходи в Царствие Небесное.
    –Да как же? Чего я такого сделал? Как я свое предназначение Богом определенное исполнил?– спрашивает человек удивленно.
    – Слушай, ну ты со студенческим отрядом ездил?
    – Ездил.
    – В вагон-ресторан в поезде ходил?
    – Ходил.
    – Девушка еще напротив сидела, помнишь?
    – Помню.
    – А что говорила?
    – Просила соль передать.
    – Ну, и ты?
    – Ну я передал.
    – Вот! Заходи.
    Понимаете, мы часто думаем, что детально разбираемся в технологии нашего богообщения, будто точно знаем, что Господь от нас ожидает, что важно, а что второстепенно. Но настоящее христианство – это внутреннее состояние. Реализовываться вовне оно может практически незаметно.

  2. Автор твоей жизни Ответить

     Можно ли в Великий пост есть морепродукты — кальмары, креветки и др.?

    Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
    Наверное, нет более животрепещущего вопроса в среде постящихся, как вопрос о морепродуктах. Конечно, в глубине души мы бы хотели услышать утвердительный ответ какого-нибудь солидного и духовного священника (а еще лучше, Патриарха!), который бы утвердительно сообщил о том, что морепродукты есть в Великий пост непременно можно! Но это лишь только наше желание…
    Так все же, можно ли в Великий пост есть морепродукты — кальмары, креветки, и другую морскую пищу?

    «— Пост имеет духовные цели, — отвечает иеромонах Иов Гумеров. — Однако и телесное воздержание является определенной жертвой, которую мы приносим Богу.
    Иеромонах Иов (Гумеров)
    По учению святых отцов телесный пост — добродетель средняя. Совершаться пост должен по силам. Он научает нас умеренности, умению владеть своими желаниями. Если упомянутая в Вашем письме пища, является для вас лакомством, то откажитесь от нее.
    И еще совет: если раньше Вы в пост эту пищу не вкушали, если уже годами у Вас сложился образ поста, то не отступайте от привычного. Иначе у Вас будет время от времени рождаться помысел, что ослабили подвиг.
    Если подходить к вопросу с точки зрения устава, то надо напомнить, что критерий постной пищи ясен — растительная пища. Систематика относит кальмаров, креветок и проч. к животному царству. Рыба, которую устав дозволяет в праздники, считается полупостной пищей. Также и морепродукты (креветки и проч.)».
    Как видно из ответа, дорогие братья и сестры, креветки, кальмары и другие морепродукты, при всем нашем большом желании, нельзя отнести к растительной пище. Это пища хоть и морская, а все же – животная.
    Если же на каком-либо другом православном сайте Вы найдете противоположный ответ, и поступите по нему (то есть, будете вкушать в Великий пост креветки, кальмары и др. морские продукты), Вы почувствуете, как совесть будет противится этой пище.
    На самом деле, Вы уже молодцы, раз ищите ответ на этот вопрос, а не сразу, как от кого-то услышали о возможности вкушать морепродукты, включили их в свой постовой рацион. Это говорит о Вашем серьезном подходе к Великому посту!
    P.S. Конечно, если Вы болеете серьезным заболеванием, или получаете на работе большую физическую нагрузку, тогда Вам нужно подойти к священнику и взять от него благословение на послабление поста.
    Храни всех Вас Господи и помоги приблизится к великому празднику Пасхи Христовой с чистым сердцем!

    Как поститься немощному человеку в Великий пост?
    Как рано надо начинать детям поститься?


  3. Azazel Ответить

    – Отец Олег, 28 ноября начался Рождественский пост. Чем он отличается от других постов?
    – Рождественский пост называется также Филипповым постом, или, в просторечии, Филипповками, потому что начинается после 27 ноября – дня памяти святого апостола Филиппа. Пост предваряет собой праздник Рождества Христова за 40 дней, поэтому носит иногда название Четыредесятницы, но только малой, в отличие от Великой Четыредесятницы – Великого поста. Слово «малая» относится здесь не к продолжительности, а к значению поста, меньшему по сравнению с Четыредесятницей Великой.
    – Главный вопрос, который сейчас волнует верующих, которые впервые хотят пройти испытание духа и плоти: в какие дни какие продукты можно будет есть?
    – Рождественский пост менее строг, чем пост Великий. Во время поста верующие воздерживаются от продуктов животного происхождения: мяса, сливочного масла, сыра, яиц, молока и молочно-кислых продуктов… По средам и пятницам не используют даже растительное масло. В субботние же и воскресные дни, а также в дни памяти особо чтимых святых и в храмовые праздники в этот пост разрешается рыба.
    – Говорят, что в те дни, в которые запрещена рыба, можно есть морепродукты – крабов, кальмаров, креветки. Это правда?
    – Действительно, можно. Потому что, насколько странным бы нам это ни показалось, греческим церковным уставом «животные моря» приравниваются к грибам. Однако по средам и пятницам от употребления морепродуктов верующим всё же лучше воздержаться.

    Беременным и шахтёрам всё можно!

    – Выражаясь мирским языком, отказ от привычного рациона на протяжении длительного времени при наличии заболеваний чреват различными осложнениями. Предусмотрены ли послабления тем, кто по возрасту, состоянию здоровья не может держать пост?
    – Послабляется пост для тех, кому по медицинским показаниям необходимо употреблять в пищу продукты либо кисломолочные, либо имеющие животное происхождение. Послабляется пост и для беременных – в особенности на последних сроках, для детей малолетнего возраста, для людей, занятых тяжёлым физическим трудом. Например, для шахтёров, для путешествующих…
    Если вы в преклонном возрасте и имеете заболевания, требующие усиленного питания, всё равно постарайтесь соблюдать пост в той степени, в какой вы можете это делать без ущерба для своего здоровья. 40 дней – это, конечно, продолжительный период.
    Самыми строгими являются первая и последняя недели поста. Попробуйте только их соблюсти.
    Если же в соответствии с рекомендациями лечащего врача вам категорически запрещено поститься и вы не можете в своём рационе отказаться, допустим, от мяса, то готовьте его просто, избегайте кулинарных изысков и, кроме того, наложите на себя и некие вкусовые ограничения, например, откажитесь от соли… В этом случае постарайтесь воспринимать мясные блюда не как удовольствие, а как лекарство, необходимое вам для здоровья, для жизни.
    Также, хотелось бы особо подчеркнуть, конкретную степень послабления каждый должен решать со своим духовником. Самочиние здесь недопустимо.
    – Есть категория верующих, для которых пост отменяется совершенно?
    – Это те верующие, кто находится в особой жизненной ситуации: военнослужащие срочной службы и лица, находящиеся в местах лишения свободы. Если люди не свободны в выборе пищи, с них за это не спросится. Они же не сами готовят себе еду по своему вкусу, а едят то, что дают им в столовых. И этим людям можно есть всё, что дают.
    – Помимо воздержания от кулинарных изысков, что ещё должны делать верующие в пост?
    – Мы часто сводим пост к диете, однако человек, созданный по образу и подобию триединого Бога, должен поститься не только телом, но ещё и душой, ещё и духом. Мы порой забываем, что в пост необходимо больше времени уделять изучению духовной литературы и размышлять о душе. Запреты и ограничения в еде – это всего лишь телесная составляющая поста. Если вы истинно верующий человек, то наложите для себя запрет на просмотр любимых сериалов, откажитесь от посещения развлекательных мероприятий – тем самым вы ограничите от пресыщения свою душу. Духовная составляющая – это молитва. Почаще посещайте службы в церкви, причащайтесь. Если по каким-то причинам не можете посещать храм, усиленно молитесь дома.

    А оливье, оказывается, нельзя!

    – Новый год на пороге. Как же обойтись без шумных праздничных застолий с привычными салатом оливье, мясными закусками, шампанским и прочими крепкими напитками?
    – С переходом России в 1918 году на Григорианский календарь возникла серьёзная проблема с гражданским Новым годом, который стал отмечаться на две недели раньше прежнего и, таким образом, стал приходиться на Рождественский пост. Всем верующим, кто пока не в силах совершенно отказаться от светских новогодних празднеств, хотелось бы пожелать учитывать всё-таки то обстоятельство, что 1 января – день постный и максимально, что могут позволить себе верующие в этот день, – это рыбные кушанья. Следует также иметь в виду, что второго января начинается предпразднество Рождества Христова, строгость поста усиливается. С этого дня церковный устав исключает из пищевого рациона даже рыбу. Высшей же степени строгости пост достигает в Рождественский сочельник, 6 января, когда верующие употребляют пищу только один раз в день, и пища эта, как правило, – сочиво (каша с мёдом и изюмом) и взвар (компот).
    – Мне однажды пришлось работать с дамой, которая «героически» соблюдала все посты. Мы всем коллективом считали дни до их окончания, поскольку наша верующая в такие периоды становилась злой и раздражительной, видимо, из-за чувства голода.
    – К посту нужно себя готовить духовно. Ошибается тот, кто считает, что пост – это только воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезни, но, становясь лёгким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелание. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание.

    Брачные узы

    – Один из наших читателей обратился с таким необычным вопросом: «Недавно услышал, что во время многодневных постов нельзя жениться, а у нас свадьба назначена на 17 декабря». Как им быть?
    – Это вопрос очень серьёзный. Наряду с воздержанием от пищи церковь в течение Рождественского поста (как и в другие посты) запрещает совершение таинства брака вплоть до 19 января, когда заканчиваются святки. Находящимся в браке предписывается воздержание от супружеского общения. Сыграв свадьбу в один из дней поста, вы совершите большой грех. Поэтому я советую хорошо подумать, нужно вам это или нет.
    – Отец Олег, что вы пожелаете верующим, которые соблюдают пост впервые?
    – Не сводите пост исключительно к пище, к некоей вегетарианской диете. Почаще посещайте храмовые богослужения, почаще причащайтесь в пост, больше читайте духовную литературу, откажитесь от развлечений – в том числе и телевизионных, окажите сострадательную помощь тем, кто находится в местах заключения, и их семьям, всем, кто страдает душой, людям болящим и немощным. Именно этим вы исполните завет Христов.
    Как сказано в трудах святителя Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключённых в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
    Поста вам приятного!
    Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»

    Смотрите также:

    В соцсетях не сидеть, Новый год не праздновать? Священник о правилах поста >
    Больным и путешественникам разрешается есть мясо в пост >
    Четыре главные рекомендации в Рождественский пост >

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *