Можно ли в церковь в брюках женщине?

10 ответов на вопрос “Можно ли в церковь в брюках женщине?”

  1. Cordardana Ответить

    Европейские брюки, скорее всего, были изобретены как одежда для верховой езды. Но это была одежда, в которой ходили только мужчины, а у женщин было платье для верховой езды. Считается, что первой женщиной, дерзнувшей ходить в брюках, была Жанна д’Арк. Кстати, в Средневековье могли сжечь за то, что девушка была бы одета в мужскую одежду.
    Данный вид гардероба в России, как и в Европе, был чисто мужским вплоть до появления суфражисток и… велосипедов. В 19 ом –веке, одеваясь в мужскую одежду, женщина хотела выразить протест главенству мужчин. Это было время начала активной борьбы женщины за свои права.
    Общество реагировала на эти изменения крайне неохотно, запрет на брюки в некоторых странах существовал вплоть до середины прошлого столетия. Для того чтобы девушка могла ходить в брюках, она должна была брать соответствующее разрешение в полиции, иначе она преследовалась по закону.

    Даже Советский Союз, поощрявший всякие бунты, в том числе и борьбу женщин за свои права, разрешал дамам ходить в штанах – на заводе, фабрике, однако в обществе, на светские мероприятия женщина не могла позволить себе надеть брюки.
    Первая и Вторая мировые войны привели к тому, что женщины были вынуждены взвалить на себя мужскую работу, и мужская одежда на какое-то время опротивела дамам, однако, нехватка тканей послужила поводом для развития брючной моды.

    Отношение христианской церкви к брюкам

    Очевидно, что если общество крайне негативно реагировала на изменения в женском гардеробе, то ходить в храм в брюках долгое время не решался никто. Заходить в церковь в брюках стали наиболее активно в последнее десятилетие – это время, когда общество уже давно признало брюки женской одеждой.

    Есть два взгляда на одежду, которые присутствуют в церковной среде:
    Одежда не главное, главное – сердце. Приверженцы этого мнения, говорят о том, что если я хожу постоянно в брюках, почему нельзя ходить в церковь в них, ведь, надев юбку, я не стану другой личностью, а останусь сама собой.
    Существуют обязательные традиции относительно одежды, которых должны придерживаться в обществе. Например, на похороны мы не можем надеть яркий праздничный костюм – этим мы оскорбим чувства присутствующих, так и в православный храм девушка должна ходить и одеваться соответствующим образом.
    Эти две позиции не лишены смысла, ведь в любом обществе одежда всегда символизировала определенный вещи-статус, положение, половой признак. Современный мир, несмотря на универсальность вещей, все равно не может полностью обойти этот фактор.
    С другой стороны, длинная юбка и правильный внешний вид девушки в церкви еще ничего не означает – это может быть чистым лицемерием и ханжеством. Для христиан самым важным узнать, мнение Библии на этот счет.

    Ветхий завет

    В Ветхом Завете одеяниям придавали глубокий смысл. Например, в книге Исход был описаны строгие правила одеяний для священников, у них должна быть полностью скрыта телесная нагота.
    У евреев нагота была позором, Адам и Ева после своего согрешения сразу осознали свою наготу и от этого почувствовали себя уязвимыми, Бог прикрыл их позор, сшив им первую одежду.
    По этой причине в те времена платье всех людей были очень закрытыми, в буквальном смысле до пят. Платья мужчин и женщин различались, и существовал четкий запрет на то, чтобы мужчина надевал то, во что одевается женщина, и наоборот.

  2. Gumi Ответить

    Незарегистрированный
    11 авг 2013
    Мир Вам Всем.
    Новорождённый Христинин.
    Цитата от Максима. Извините, но это передергивание. Я не согласен с тем, что запрет Второзакония распространяется на то, о чем у нас идет речь. Женские брюки в 21 веке – это женская одежда. Также, как мужское платье (хитон) было мужской одеждой в 1 веке. И, следовательно, отказываюсь признавать это мерзостью.
    Дорогой Максим , прошу Вас обратить внимание Второзаконие не запрещает, а просто предупреждает и даже указывает на то, что мерзко и кто мерзок пред Богом. А соглашается с этим или нет, это ваша воля. Но поверти там, где наша, воля нет воли Бога. Простите, но после такого предупреждения вы можете, как хотите переименовывать одежу, женские платья мужские фасоны или в кольчугу и наоборот мужские брюки в женские платья, извините в женские фасоны. Все равно это остаётся мерзостью перед Богом. Да и то, что вы называете женским фасоном страшно вообще назвать одеждой. Извините, но когда идет молодая девица в брюках в обтяжку с низким поясом, так что у неё виден вес стыд, половина по. . . на улице, и ширинка по колена. Вы за этот фасон, он же женский. Да и чтоб не замерзнуть кожаная куртка с заклепками прикрывающее только плечи. Это что не мерзость да нет, это целомудрие. Мужчины тоже не далеко ушли. Вы знаете, пришлось покупать взрослому мальчику брюки, для повседневной носки ну конечно джинсы. Перемеряли с пол сотни то пояс заниженный, то узкие не натянешь, а натянешь, ширинка по колено и когда он спросил что со мной что не так, пришлось уйти. Это что, а да 21 век « феминизм наоборот» «Эффектная фразеология» не хочу я чтоб мой ребенок так выглядел
    (Цитата от Максима) «А что такое храмы? Стены и купол ничего решить не могут. Храмы – это христиане, священство и миряне. То есть мы. Вот мы здесь и размышляем..» А для меня это то просто место, куда я не только могу прийти помолитесь, но и привести своих детей, а там и если Бог даст то и внуков, и показывать им не священство и мирян, а братьев и сестер некогда назвавшимися именем великого Царя Иисуса Христа и Имя это Христиани. И поверти хотелось бы чтоб там они увидели не без полые существа в толерантных одеждах с монекюром на ногах да с эрокезом на голове с кольцо в ухе и с красивой татуировкой на лице. А что 22век Библия на него не распространяется « и тоже назвать это мерзостью. Но так ли это на самом деле? Эффектная фразеология – это сильно, но она должна быть подтверждена доказательствами.»(Цитата от Максима)
    Извини дорогой брат, но я хочу, чтоб там были Христиани, люди. Но не так как хочешь ты «Храмы-это христиане…» А может ты и прав это всего лишь вопрос времени, когда камни возопиют.
    Да Максим вас возмутила моя фраза «Да дорогие женщины грех вошёл в мир через вас,» Но поясните мне тогда это «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление»(1Тим2-14). Может я что то не так понял а может Павел что напутал эффективная фразеология да и только.
    И ещё хотелось бы узнать откуда вы это взяли « Грех пришел в мир через диавола и страсти обоих наших прародителей, а через Женщину в мир пришел Спаситель.» Назовите источник.
    Макси чуть не забыл что такое аббревиатура СПб ломал голову так не чего не нашёл.
    Всех благ Тебе НХ
    Уважаемая МаринаГ
    Цитата Марины «Про Царский путь – путь золотой середины, путь благоразумия я слышу часто из уст нашего батюшки. Это о том, что не надо крайностей. Везде и во всём. Это не тот широкий путь, о котором говорится в Евангелии, который есть путь потакания себе, это другое»
    А я слышу из уст Христа каждый день «Твоё да должно быть да твоё нет должно быть нет, а что межу то от лукавого». И как вы думаете, где истина. А что это «Это не тот широкий путь, о котором говорится в Евангелии, который есть путь потакания себе, это другое.» Другое что, тем более Царское, благоразумное золотое в Евангелии об этом не говорится, ваий что это, заинтриговали спросите у батюшки, да мне напишите подробно. Хорошо, да прочтите 2-е послания Иоанна, надеюсь много поймете. Храни нас Бог то нас самих.

  3. Profan4ik Ответить

    Можно ли верующей женщине носить брюки? Можно ли в брюках приходить в храм? Этот вопрос очень часто задают себе не только новички в вере, но и люди вполне воцерковленные женщины. Удобство брючного наряда, его теплота (в наших, далеко не тропических широтах) делает этот вопрос актуальный для большинства верующих женщин.
    Начнем с важного вопроса эстетики – в православной вере есть особенное, трепетное отношение к красоте. Бог создал мир прекрасным.  Посмотрите на его создания! Маленький цветочек или широкий пейзаж – везде вы увидите следы прикосновения Гениального Творца Прекрасного. Поэтому человек истинно верующий старается тоже быть отражением Божественной Красоты. И делает это как в плане моральном и духовном, так и в плане материальном. Не верьте тем, кто попробует вас убедить, что «настоящий православный» должен ходить с немытыми и нечесаными волосами и в грязной рваной одежде. Мы должны уважать и любить красоту, вложенную  в нас Богом и стараться ее сберечь – красоту чистых помыслов, красоту чувств и красоту тела. Только тела не вызывающего и откровенного, а скромного и достойного. Отсюда делаем вывод – одежда православной женщины должна быть красивой, скромной и опрятной. Одежда не должна становиться главной в существовании женщины, из нее грешно делать культ и заниматься только нарядами, но и следить за своим внешним видом не грешно, а даже похвально.
    Теперь конкретно о брюках. В Священном Писании есть запрет мужчинам носить женскую одежду, а женщинам мужскую одежду – ибо это есть мерзостью перед Богом. Именно обмен одеждами грешен – когда мужчина пытается стать похожим на женщину с помощью одежды, или наоборот. Так называемые трансвеститы так же сильно, смертно грешат, как и те люди, которые с помощью медицины пытаются изменить свой пол – потому что это есть противление замыслу Божьему. Если ты родился женщиной или мужчиной – такова воля Божья и менять это как-нибудь, даже с помощью одежды, грешно.
    Но вот о том есть ли брюки чисто мужской одеждой можно задуматься. Традиционный раздел одежды на мужскую и женскую очень отличается в разных народов и разные эпохи. Например, традиционно мужскую одежду Древней Греции – хитон – в современном мире назовут скорее женской, чем мужской. А в традиционном женском турецком наряде обязательно присутствуют брюки.
    Есть ли брюки в современном мире только мужским нарядом? Делают ли брюки женщину мужеподобной. Вряд ли. Вы обязательно согласитесь с этим. Поэтому церковь не запрещает женщине в повседневной жизни носить брюки. Ведь согласитесь, ездить на велосипеде, заниматься спортом, работать на огороде в длинной юбке очень и очень проблематично. Да и классические женские брюки не есть пародией на мужчину, а могут выглядеть вполне скромно и женственно.
    Но вот о женщине в брюках в церкви – мнение несколько другое, хотя, как и все в православной церкви, очень мудрое и далеко не категоричное. Есть в православии понятие благочестивой традиции – то, как делать хорошо и пристойно. Например, женщине принято быть в церкви с прикрытыми волосами. Но если вы по неопытности зашли с непокрытой головой или просто забыли платочек дома – вас не имеют права выгнать или порицать. Просто могут предложить церковные платочки, которыми пользуются все, кто не имеет своего. Так же и с брюками – ну принято женщине в церкви быть в юбке – и все! Но ко всему наша вера подходит с умом. И если вы человек еще непосвященный и не знали этого, или проходили мимо церкви в брюках и почувствовали душевный порыв и желание помолится – никто не имеет права вас осудить или выгнать из церкви. Вам могут сделать замечание. И часто это сделает не священник, а не в меру ретивые верующие бабки (которые, кстати не так давно были комсомолками и коммунистками!). А священник чаще промолчит или на исповеди тактично скажет об этом – ведь батюшки очень хорошо знают – лучше искренняя молитва и покаяние женщины в брюках, чем гордость, надменность и черствость души внешне «абсолютно правильно православной женщины».
    Значит, еще раз запоминаем, в церковь в брюках лучше не ходить, но если вы уже пришли в брючном наряде – это не смертельно, искренне обращайтесь к Богу – и постарайтесь в будущем все-таки додерживаться традиции. Вот и все.
    Есть, правда, такие разновидности женских брюк, в которых в церковь лучше не заходить – чтобы не заработать себе грехов и Божьего наказания – это сильно обтягивающие брюки (лосины, леггинсы), особенно в сочетании с короткими кофтами, полупрозрачные и ажурные брюки и ультракороткие шорты – все то, что нарушает понятие скромности.
    Бывают случаи сложные. Например, на улице мороз градусов 30, теплой юбки у вас просто нету, да и добираться до церкви далеко. Что теперь, от молитвы отказываться? Но в таких ситуациях, когда вы осознаете, что поступаете неправильно, а по-другому не можете, постарайтесь соблюсти благопристойность. Оденьте длинное пальто или шубу – чтобы ваших ног в брюках никто не увидел. Или возьмите с собой юбку, которую оденете поверх брюк перед церковью – только пусть это будет более или менее эстетично. Или, на худой конец, оденьте брюки свободного кроя, не подчеркивающие фигуру, а, наоборот, скрывающие ваши округлости. Пусть ваш наряд для церкви будет скромным!
    О проблеме ношения брюк женщиной говорит в программе «Слово пастыря» ныне Патриарх Кирилл (на момент интервью в 2000 году он был еще митрополитом):

  4. TITETEPI Ответить

    А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки – это совсем другая тема. Оно гласит: “Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.
    Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».
    Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

  5. Donttouchmyego Ответить

    Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.
    Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.
    Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.
    Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву Сен-Лорану.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.
    По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

  6. Fate Ответить

    Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал служителей терпимо относиться к одежде прихожан.
    Владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Он назвал такое отношение «болезнью, с которой надо бороться». Об этом сообщает сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ.
    — Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды, — сказал Иларион. — Уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя… Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье, — выразил уверенность архипастырь.
    После этого заявления почему-то вспоминается конец 80-х, когда перестройка распахнула границы полчищам западных проповедников всех мастей. На их фоне православные батюшки выглядели, прямо скажем, бледновато, поскольку руководство РПЦ тогда строго придерживалась своих канонов. Не поощрялось церковным начальством и даже каралось участие служителей культа даже в спортивных мероприятиях, не говоря уже о светских вечеринках и т. п.
    Но, похоже, ситуация изменилась. Батюшки теперь вовсю проповедуют в рок-клубах, гоняют с байкерами на мотоциклах, прыгают с парашютом и обучают детишек в спортзалах основам каратэ…
    Корреспондент «СП» попытался выяснить, какой отклик нашел призыв архиепископа Волоколамского Илариона у служителей православной Церкви
    Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного Собора.
    «СП»: — Помимо платка и брюк, какие еще церковные каноны можно не соблюдать?
    — Например, устарел, на мой взгляд, запрет на употребление лекарств, изготовленных иудеями. Фармацевтика Израиля сегодня — одна из передовых в мире. Или вот — запрет делить трапезу с инаковерующими. В этом случае, вообще можно умереть с голоду и забыть о посещении столовых, кафе и ресторанов. Кроме того, есть канон, согласно которому, человек, пропустивший три церковные службы без уважительной причины, отлучается от церкви. Он явно устарел.
    «СП»: — То есть любые «железные» правила могут рано или поздно меняться, но не вредит ли это вере?
    — Жизнь не стоит на месте, и любые каноны в зависимости от времени и обстоятельств могут меняться. Например, в Иерусалиме верующие несут в церковь пальмовые ветви, а у нас — ветви вербы. Это пример адаптации канонов без изменения сути веры. Решает такие вопросы в первую очередь сама Церковь. И вообще за две тысячи лет с рождества Христова в Церкви произошло очень много изменений — и в культовой практике, и в облачениях, и во многом другом. Например, нет ничего общего в облачении архиерея пятого века и 21-го… Но при этом Церковь, стараясь приблизить каноны к современной жизни, не отменяет никаких вероучительных правил.
    о.Сергий (Рыбко), священник:
    — В писании сказано, женщина да не приемлет на себя образа мужеского, а мужчина — женского. Здесь, однако, речь идет далеко не о брюках или иных вещах гардероба. Все гораздо глубже. В прежние времена на Востоке все ходили в туниках, а на Руси все это истолковали так, что нельзя в Храм заходить в брюках. Глупость, конечно. К тому же, существует деление — женские брюки, мужские. А, например, за Полярным кругом без брюк вообще не походишь.
    «СП»: — Илларион, как можно понять, призывает служителей Церкви терпимо относиться к одежде прихожан. Но чаще приходится сталкиваться с тем, что замечание молодым девушкам, приходящим в церковь в брюках и без платков, делают сами прихожане?
    — Подобные конфликты из-за платков и платьев случались и у нас в храме. Особенно отличались две бабушки. Пришлось их предупредить, и даже погрозить удалить из храма. Они, в конце концов, успокоились. Но надо заметить, что бабушки — это все же особая категория.
    «СП»: — В каком смысле?
    — Несмотря на свою седину и старость, многие из них сами не так давно пришли в Церковь, и у них еще не сформировалось понимание того, как надо себя вести в храме. К тому же многие из них воспитаны были все же еще комсомолом, который заставлял всех ходить строем. Отсюда и попытки построить других людей. Думаю, в этом основная причина такого поведения. Согласен, они хотят, как лучше, но получается — как всегда.
    «СП»: — После такого заявления Илариона остается в силе пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходи?
    — Один покойный батюшка так рассказывал мне о своей прихожанке. Вначале она заявила, что на службу будет приходить, но вот целовать руку священнику отказалась. «Ну, хорошо, не целуй», — ответил он ей. «И на колени вставать не буду». «Не вставай». Но прошло короткое время, и прихожанка и на колени стала вставать, и руку целовать… Просто человек не сразу все понимает и осознает. В священном писании сказано, что некоторых надо вначале молочком кормить, а когда окрепнут — давать твердую пищу. Но повторяю, не самое главное — в брюках ты пришла или без платка. Есть вещи более важные.
    «СП»: — В каких приходах нарушения канонов распространены чаще — в городских или сельских?
    — Мне кажется, больше проблем возникает в деревнях, где храм посещают в основном старушки. А когда заходит туда помолиться какая-нибудь дачница, ее начинают учить уму разуму. В Москве же к одежде уже давно относятся спокойнее. Хотя, конечно, есть и священники, которые думают так же, как старушки. Вообще Церковь должна всегда искать индивидуальный подход к каждому человеку и обстоятельствам его жизни. Например, во время поста необходимо снисхождение к путникам и болящим, а если сейчас начать соблюдать пост по уставу, то для многих он окажется, вообще неисполним. В то же время, у греков вообще нет такого, чтобы целый день не есть, и это — только русский «прибамбас». Но есть вещи, к которым не может быть никакого снисхождения.
    «СП»: — Какие?
    — Измены Церковь не приемлет.
    Кстати
    Василий Великий в 91-м правиле своего творения о Св. Духе, говорит:
    «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания — по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо, если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания…»

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *