Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3 ответов на вопрос “Можно ли за милосердную помощь брать плату?”

  1. / смотри и завидуй. ©/ Ответить

    б)Одной из важных проблем в процессе изучения курса ОРКСЭ является диагностика достижений обучающихся. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением интереса детей к изучаемому модулю. Качество оценки успехов детей определяется сформированностью личной, семейной и социальной культуры. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как диагностика, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.
    Представление о проверке знаний обучающихся как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.
    Выделяют несколько видов контроля.
    Текущий контроль — систематическая проверка знаний, умений и навыков. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.), например:
    Тест по теме «Милосердие и сострадание»
    1.Милосердный человек – это:
    А) человек, у которого сердце милует, любит, жалеет.
    Б) человек, у которого сердце сердится, завидует, не сострадает.
    2.Иисуса Христа однажды спросили: «Какая из заповедей самая главная?» Он ответил:
    А) « Не убий!»
    Б) «Люби ближнего, как самого себя».
    3. Ближний – это тот,
    А) кто нуждается в твоей помощи.
    Б) кто оставит тебя в беде.
    4. Притча о милосердном самарянине
    а)

    б)

    5. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
    А) да.
    Б) нет.
    6. Человек, который тебя когда – то обидел, попал в беду. Ты
    А) протянешь руку помощи.
    Б) скажешь: «Так тебе и надо!»
    7.Подать милостыню – это помочь другому человеку
    А) из жалости к нему.
    Б) чтобы все вокруг увидели: какой же ты молодец.
    8. Какие добрые дела ты можешь сделать по отношению к окружающим тебя людям? ______________________________________________________________

    Тест по теме: «Зачем творить добро?»
    1.Золотое правило этики:
    А) От добра добра не ищут.
    Б) Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
    2. Как называются слова Христа о вере, когда вера становится радостью?
    А). Заповеди блаженств
    Б) Рассказы о Святых
    3. Чем христиане отличаются просто от добрых людей?
    А) Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем.
    Б) Всем.
    4. Зачем люди стараются совершать добрые поступки?
    А) Чтобы их похвалили.
    Б) Чтобы всем окружающим было хорошо.
    5. Какая первая причина у христиан, для того, чтобы не быть эгоистами?
    А) Благодарность за подвиг Христа.
    Б) Все должны быть добрыми.
    6.Нарисуй Андреевский флаг
    7. Подбери стихотворение или песню о доброте. Выступи перед товарищами.

    Проводя такие тесты, учитель сможет судить как об усвоении обучающимися теоретического материала по данной теме, так и о сформированности такихкачеств как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, доброта, порядочность, самоотверженность.
    Периодический контроль – это оценка знаний по итогам изучения основныхтем. Она более традиционна по формам и содержанию (проверочные работы,контрольные) практически по всем предметам Учебного плана. Но, мне кажется, что по курсу ОРКСЭ периодический контроль должен несколько отличаться, так как усвоение учебного материала не сводится к отметкам «отлично», «хорошо» и т.п. Здесь необходимо услышать каждого ребенка, заглянуть в самые дальние потаенные уголки его души, чтобы понять, какие общечеловеческие качества уже сформированы, а где еще непочатый край работы, предугадать, куда может это «выстрелить» и попытаться предотвратить этот «выстрел». Диагностическим материалом, я считаю, может быть сочинение по определенной тематике, где ребенок сможет выразить свое отношение к той или иной проблеме, раскрыть данную тему. А учитель, если он действительно обладает всеми качествами присущими педагогу, обязательно проанализирует каждую работу, каждую мысль, увидит уровень сформированности личностной,гражданской, семейной или социальной культуры и скорректирует свою работу с классом, учитывая индивидуальность каждого обучающегося.


    Итоговый контроль – это проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершении каждой ступени обучения. В модуле «Основа православной культуры» можно проводить в конце каждого полугодия.
    Для системы традиционного обучения обучающихся характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН.
    Данные критерии имеют в основном количественный характер.
    В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а, следовательно, и о назначении и функциях проверки. Базовыми подходами к формированию современной системы контроля качества образования считаются:
    -разработка и внедрение инновационных, нетрадиционных форм проверки, например:
    1. Внеклассное мероприятие по теме: «Христианская семья», куда будут приглашены родители четвероклассников, которые поделятся «секретами» счастливой семейной жизни, расскажут о роли Православия в формировании семейных ценностей.
    Вначале небольшое вступительное слово учителя:
    Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи.
    Песня «Родительский дом»
    Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.
    Христианская семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия, прививает добрые качества и, прежде всего, Любовь.
    Далее родители со своими детьми рассказывают (в сопровождение – наглядный материал, фото и видео архивы, презентации и т.п.) :
    – о семейных традициях;
    – об истории создания православной семьи;
    – о семейных ценностях;
    – о совместных трудах;
    – о трудности бытия и т.д.
    Урок можно закончить чаепитием с домашней выпечкой.



    После такого урока, ребята смогут понять: что же составляет суть православной семьи, христианских традиций, получить навыки культурного поведения в семье.
    2.Еще можно предложить составить синквейн со словом СЕМЬЯ.
    Название темы (одно существительное)
    Описание (два прилагательных)
    Действия (три глагола)
    Моё отношение(фраза)
    Семья.
    Дружная. Большая.
    Радуется. Живёт. Молится.
    Вся семья вместе – так и душа на месте.
    Данный вид диагностики вызовет заинтересованное отношение ребенка к данной теме и процессу собственной познавательной деятельности, а это и есть залог учебной мотивации
    Вышеперечисленные методики диагностики обычно скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому не всегда принимаются в расчет в повседневной школьной практике. Очевидно, что их реализация потребует определенного инструментария — контрольно-диагностических заданий практических методик, измерителей,
    3. Одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
    Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
    Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу важно учесть следующие моменты:
    – тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка и совпадать с кругом интереса педагога;
    – необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
    – организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи; — раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое школьнику, а уже потом науке.
    Например, результат изучения темы «Подвиг» в модуле «Основы православной культуры»– формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера, осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка, принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном понимании, как ежедневного труда над собой.

    Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны защитить индивидуальный или групповой проект по темам:
    – Что такое подвиг?
    – «В жизни всегда ли есть место подвигам?».
    – Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Просмотрите видео, прочитайте о ратном подвиге А. Невского, о героях битвы на Куликовом поле, об А. Суворове и М. Кутузове, о героях Великой Отечественной войны, коротко и наглядно осветите ратный подвиг.
    – Зачем героям ставят памятники?
    – Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?
    Целью данного проекта является формирование у школьников понимание того, что будущее и настоящее невозможно без прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, своей семьи, открытие для себя новых фактов из жизни Великих людей, знакомство с историей страны, сохранение памяти о подвиге нашего народа. А это и есть формирование личностной, семейной и социальной культуры.
    В конце урока учитель может предложить ребятам заполнить табличку:
    Какими качествами должен обладать настоящий герой?
    Есть ли во мне это качество?
    Над какими качествами мне необходимо ещё поработать.
    Таким образом, в отличие от привычных контрольно-измерительных материалов контрольно-диагностические задания не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня и динамики развития личности.
    При составлении контрольно-диагностических заданий я учитываю ряд дидактических требований:
    -задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;
    -построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом вариативности;
    -ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и уровень сформированности личностной, семейной и социальной культуры.
    Список используемой литературы:
    1. Кобзарева Т.А, Шатохина С.Б., Судак И.Г. Образовательный процесс в начальной школе. – Волгоград, «Учитель», 2009.
    2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М., «Педагогическое общество России», 2000.
    3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2016.
    4. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. М., ООО «САМШИТ-ИЗДАТ», 2007.
    5. Тишкова А.В., Т.Д. Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. – М., «Просвещение»,2010.









  2. Runebringer Ответить

    4 класс Урок 12 Милосердие
    Ключевые слова: милосердие, ближний, любовь к врагам, милующее сердце, милостыня.
    Сначала размышляем сами
    1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
    2. Оно вам нравится? Вы хотели бы чтобы вы сами были милосердны или только чтобы другие люди были милосердны по отношению к вам?
    Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.
    Любовь бывает разной.
    Она бывает радостной. Например, когда человек любит кого-то, он радуется встрече с ним. Его лицо словно светится счастьем.
    Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.
    Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
    Христианин помнит, что Христос пожертвовал Собой ради всех людей, даже тех, которые Его Самого ненавидели и распяли. Это пример того, что любить и помогать человеку надо не дожидаясь, когда он весь станет «чистеньким» и приятным.
    Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».
    Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»:
    На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.
    Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.
    Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
    В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева написала:
    «Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!».
    Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
    Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
    Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.
    Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
    Милосердие выше, чем закон или справедливость.
    Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?
    Это непросто – переступить чрез свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
    И христианин, зная, что милосердие дается с трудом, молится Христу о том, чтобы сила Божественной любви вошла в его сердце, сделала его милосердным. Соответственно, если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека – христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.
    Человек и сам может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ) – то эти дела со временем изменят и твое сердце.
    Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.
    Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью» .
    Милосердие – это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.
    Врезка
    В середине 19 века в Москве несколько человек собрались, чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
    Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины со Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился с доктором Гаазом… А кандалы с узников с той поры сняли.
    ВРЕЗКА КОПИЛКА РУССКОГО ЯЗЫКА
    Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.
    Марина Цветаева говорит, что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.
    КОПИЛКА РУССКОГО ЯЗЫКА
    Милостыня – помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
    Врезка
    Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: “Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?”. Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:
    – Да, есть…
    – Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?
    – Пожалуй…
    – А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?
    Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.
    (по В. Марцинковскому)
    Вопросы
    1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
    И долго буду тем любезен я народу
    Что чувства добрые я лирой пробуждал
    Что в сей жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал
    Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший? ) И что значит оказать им милость?
    2. Объясни выражения «грехо-падение», «впасть в грех»?
    3. Как связаны слова милосердие и милостыня? Какое слово говорит о душевном качестве, а какое о конкретном его проявлении?
    4. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
    5. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
    6. В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.
    7. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
    8. Почему милосердие выше закона и справедливости? Приведите примеры из жизни, литературы, кино?
    9. Прочитайте из «КОПИЛКИ» о русском путешественнике. Объясните логику поведения русского путешественника, спасшего юношу. Вам самим приходилось встречать такие случаи скрытого, непрямого милосердия?
    10. Прочитайте ВРЕЗКУ. Как вы поняли полемику доктора Гааза и святого Филарета?
    11. Как ты думаешь, сплетня, оговор человека помогает сделать его «ближним»?
    Сядем в кружок Легко ли ответить на призыв Христа, выделенный в тексте шрифтом? Что вам кажется самым трудным?
    ***
    Теперь вариант Л. Шевченко:

    УРОК 11. МИЛОСЕРДИЕ
    Главные слова. Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
    Прочитай и ответь на вопросы:
    КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?
    Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный – это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
    Из Священной истории
    МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН
    Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
    Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
    Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
    Милосердный – добрый, милующий, жалеющий. Самарянин – житель самарянской земли.
    ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ
    1. Ответь на вопросы. Какой вопрос был задан Христу? Как ответил Христос? Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло? Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них? Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
    Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи? В чем проявляется милосердие христианина?
    ЗАПОМНИ. Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви.
    2. Обсуждаем – размышляем. «Доброта человека и его добрые дела».
    Ответь на вопросы. Можно ли требовать за совершённое доброе дело оплату или оно должно быть бескорыстным? Назови те добрые дела, которые ты сможешь выполнить. Подумай, готов ли ты быть добрым, если знаешь, что вся твоя работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит? Готов ли ты делать добрые дела, если никто тебя за них не похвалит и их не заметит? Можно ли приобрести (купить) доброту за деньги? Можно ли просить плату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане? Ответь на эти вопросы письменно в небольшом сочинении-эссе на поставленную тему.
    3. Обсуждаем – размышляем. «О христианских добродетелях». Прочитай стихотворения и сравни поведение двух людей:
    НИЩИЙ
    Знавал я нищего: как тень,
    С утра, бывало, целый день
    Старик под окнами бродил
    И подаяние просил;
    Но все, что в день насобирал,
    Бывало, к ночи раздавал
    Больным, калекам и слепцам,
    Таким же нищим, как и сам.
    Я.П. Полонский
    НИЩИЙ
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.
    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку
    М. Ю. Лермонтов
    Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Можно ли приобрести (по-славянски – стяжать) доброту души? Выдели и назови в указанном славянском слове его корень и подумай, легким ли для христиан был труд стяжания добродетелей души? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?
    3. Обсуждаем – размышляем. «О милосердии». Прочитай, объясни, как взаимосвязаны приведенные тексты Евангелия?
    Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
    Евангелие от Матфея, глава 7, стих 9
    Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
    Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12
    Найди в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей? Вспомни Притчу о милосердном самарянине и скажи, кого христиане называли своим ближним? Оцени на основе заповеди Евангелия поступок человека, положившего камень в руку нищего. Какое недоброе качество он проявил? Назови противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину. Назови христианскую добродетель, проявленную нищим в стихотворении Я.П. Полонского.
    4. Объясни, о чём сказано в поговорке:
    Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!
    5. Догадайся, почему связаны эти слова:
    МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    6. Прочитай и подумай, встречаются ли в нашей жизни случаи, подобные описанному в стихотворении поэтом 19 века:
    ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
    Хорошо вам, детки,
    Зимним вечерком;
    В комнате уютной
    Сели вы рядком.
    Радость, любопытство
    На лице у всех;
    Часто прерывает
    Маму звонкий смех.
    Но не всем такое
    Счастье Бог даёт;
    Есть на свете много
    Бедных и сирот.
    Если приведётся
    Встретить вам таких,
    Вы, как братьев, детки,
    Приголубьте их.
    А.Н. Плещеев
    Что означает слово «приголубить»? В стихотворении поэт называет зимний вечер. Значит ли это, что жалеть следует только людей, страдающих от холода? Как следует вести себя человеку милосердному? Какими добрыми делами ты можешь помочь нуждающимся людям: слабым, больным, бедным?

  3. Gardalmaran Ответить

    Вы узнаете:
    – Чем милосердие отличается от дружбы
    – Кого называют «ближним»
    Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
    Любовь бывает разной.
    Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
    Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
    Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
    ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ
    Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
    Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
    На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
    Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
    Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
    Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
    Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
    Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
    Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время – и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
    Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.
    Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступников помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
    Священником был святой Филарет Московский. Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
    Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
    У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.
    МИЛОСТЫНЯ
    Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
    Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
    В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
    Врезка
    Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступников помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
    Священником был святой Филарет Московский. Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
    Врезка
    Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: “Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?”. Удивленный юноша ответил:
    – Да, есть…
    – Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?
    – Пожалуй…
    – А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?
    Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.
    (по В. Марцинковскому)
    Вопросы и задания
    1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
    И долго буду тем любезен я народу
    Что чувства добрые я лирой пробуждал
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал
    Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
    2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
    3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
    4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *