На основании какого закона может быть осуществлено изъятие компьютеров?

18 ответов на вопрос “На основании какого закона может быть осуществлено изъятие компьютеров?”

  1. lopshich Ответить

    Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

  2. vovan0ltd Ответить

    Развитие компьютерной техники и различных гаджетов, их широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности в сочетании с интернетом привело к тому, что практически каждое действие человека оставляет цифровой след. В связи с этим в 2012 году российский законодатель внес соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации о правилах проведения следственных действий, сопровождающихся изъятием электронных носителей информации (и информации на них), имеющих доказательственное значение для расследования преступлений. Личные и корпоративные электронные носители информации могут быть изъяты следствием как по обоснованным подозрениям, так и в рамках проработки версии преступления, которая в будущем не подтвердится. Поскольку разнообразие противоправных действий, объектом и орудием совершения которых являются цифровые носители информации, постоянно расширяется, следствие прибегает к их изъятию всё чаще. В подобном контексте чёткое понимание порядка изъятия электронных устройств, а также прав их владельцев при осуществлении следственных действий поможет обезопасить себя от злоупотреблений, избежать простоя в работе, а также случайной или временной утери данных, необходимых человеку или предприятию в своей личной, профессиональной и экономической деятельности.
    Согласно подп. 3.1.9 ГОСТа 2.051-2013, под “электронным носителем” понимается материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники. На практике это могут быть различные носители: компьютеры, мобильные телефоны, блоки, устройства, составляющие материальную часть компьютерной системы, серверы, кассовое оборудование и иные гаджеты.
    Изъятие электронных носителей информации может производиться в организациях и жилищах граждан для целей расследования разных преступлений: кража, убийство, террористические акты, превышение полномочий, преступления в сфере экономической деятельности (например, уклонение от уплаты налогов организацией, отмывание денег), кибер-преступлений, а также при расследовании по факту распространения запрещённой на территории РФ информации (например, призывы к нарушению территориальной целостности, призывы к экстремизму, и даже клевета).
    Например, летом 2016 года ФСБ во время обыска в редакции радиостанции “Эхо Москвы” изъяла переписки сотрудников сайта Эха с известным политологом, публицистом Андреем Пионтковским по факту публикации на сайте Эха “экстремистской” статьи Пионтковского о Чечне, которая, по версии ФСБ, содержала призывы к нарушению территориальной целостности России и провоцировала нагнетание ненависти по признаку национальной принадлежности. Пионтковский покинул Россию, опасаясь уголовного преследования. Тенденция признания статей, опубликованных в сети, «экстремистскими» растёт, что ставит под угрозу свободу слова и ущемляет права независимых СМИ.
    В марте 2018 года в Магадане полицейские изъяли телефоны и сим-карты у местных жителей, которые состоят в групповых чатаx (в том числе в мессенджере WhatsApp) и сообществах соцсетей, посвященных движению, выступающему за возвращение процедуры прямых выборов мэра. У жительницы города Натальи правоохранители изъяли телефон в рамках расследования уголовного дела по статье 319 УК РФ об оскорблении представителя власти, т.е. главы города Юрия Гришана. Если «магаданское дело» получит дальнейшее развитие, это может пагубно сказаться на свободе граждан выражать своё мнение даже в групповых чатах, доступных для чтения только для их участников.
    Органы, уполномоченные изымать носители информации для расследования преступлений: ФСБ, МВД.
    Что необходимо знать, если в вашей организации при обыске/выемке изымаются электронные носители информации:
    Основания изъятия
    ● Обыск и выемка в организации производятся на основании постановления следователя, которое следователь должен предъявить до начала обыска/выемки. Выемка и обыск, в целом, сходны: имеют единые цели (изъятие предметов, орудия, оборудования, документов, инструментов, имеющих значение для уголовного дела), а также процедура практически одинакова. Различие между выемкой и обыском заключается в том, что при выемке органу следствия уже известно место нахождения предмета, подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается.
    ● Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения.
    Процедура изъятия
    ● Обыск и выемка должны производиться в присутствии понятых и должен вестись протокол.
    ● Об обыске/выемке заранее правоохранительные органы не предупреждают, внезапность – их ключевой тактический прием, ведь целью следственного действия являются своевременное нахождение и изъятие имеющих значение для дела электронных носителей.
    ● У владельца электронного носителя или обладателя информации, находящейся на электронном носителе, есть право получить копию информации, находящейся на изымаемых носителях, путем ее копирования на другие электронные носители информации. Об этом делается запись в протоколе. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. По смыслу закона, это означает, что следователь должен обосновать отказ в копировании информации. Вы также вправе получить копии по ходатайству уже после производства обыска/выемки в порядке, установленном ст. 81.1 УПК РФ и Постановлением Правительства №481 от 22 апреля 2017 г.
    ● Закон не обязывает владельца электронного носителя предоставлять пароли доступа к информации на носителях или ключи для расшифровки.
    ● В статьях УПК РФ об обыске и выемке (182, 183 УПК РФ) упоминается специалист, который участвует при производстве изъятия носителей информации. Его присутствие не обязательно, это право следователя привлечь специалиста, но не обязанность (ст. 168 УПК РФ). Как правило, для обнаружения, фиксации, изъятия компьютерного блока, ноутбука или карты памяти следователю достаточно общих криминалистических знаний.
    Возврат электронных носителей
    ● Электронные носители информации могут быть возвращены, если они не признаны вещественными доказательствами (ст. 81.1 УПК РФ). Срок признания носителей вещдоками составляет от 10 до 30 суток (п.2 ст. 81.1 УПК РФ).
    ● В случае назначения судебной экспертизы по вопросу признания или непризнания носителей вещдоками, срок их возврата соответственно увеличивается на срок проведения экспертизы.
    ● Если ваши электронные носители не признаны вещдоками, их должны возвратить не позднее 5 суток с даты вынесения постановления о возврате.
    Хорошей новостью для организаций представляется предложение Минюста запретить правоохранительным органам блокировать работу фирм во время предварительного следствия, изымая у них технику и электронные носители информации. Ведь изъятие и выемка электронных носителей зачастую лишает предпринимателя возможности продолжить работу во время следственных действий. Ведомство начало разработку соответствующего законопроекта по поручению президента. Президент, комментируя изъятие компьютеров на предприятиях во время следственных действий, отметил: “Нужна какая-то доказательная база — сделайте копии”, недопустимо вскрывать счета предприятия или создавать иные проблемы в его работе.
    Обыск/выемка электронных носителей в жилище гражданина производятся по аналогичной процедуре, однако основанием для этого может быть только судебное решение, принимаемое в порядке ст. 165 УПК РФ.
    Судебная компьютерно-техническая экспертиза
    При необходимости следователь может назначить судебную компьютерно-техническую экспертизу (СКТЭ) в отношении изъятых в ходе следственных действий электронных носителей информации, о чем выносится постановление (ст. 195 УПК РФ). Экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Большинство экспертиз проводится в государственных судебно-экспертных учреждениях, организованных в системе федеральных органов исполнительной власти – Минюста России, Министерства здравоохранения Российской Федерации.
    Цели СКТЭ: выявление и изучение роли изъятого носителя информации в расследуемом преступлении; поиск, обнаружение, анализ и оценка криминалистически значимой информации на электронных носителях.
    Виды СКТЭ: аппаратно-компьютерная (экспертиза технических (аппаратных) средств компьютерной системы), программно-компьютерная (экспертиза исходного кода, ПО), информационно-компьютерная (экспертиза данных: текстовых, графических, аудио, видео, документов и т.п).
    Вопросы для судебной компьютерно-технической экспертизы ставятся следователем, назначающим судебную экспертизу. В зависимости от вида расследуемого преступления могут быть поставлены следующие:
    – Какого вида информация (явная, скрытая, удаленная, архивированная);
    – Тип выявленной информации (текстовая, графическая, база данных, таблицы);
    – Каким образом организован доступ (свободный, ограниченный) к данным на носителе информации, каковы его характеристики;
    – Вопросы об обстоятельствах работы пользователя (хронология посещений сайтов, функционирование электронной почты, переписка и обмен информацией в Интернет-мессенджерах);
    – Вопросы о наличии информации, нарушающей авторские права;
    – Вопросы о наличии противоправной информации (например, детская порнография);
    – Вопросы о наличии вредоносного программного обеспечения или нелицензионного программного обеспечения;
    В целом, вопросы ставятся на предмет наличия информации, имеющей отношение к расследуемому преступлению.
    Например, в деле об аресте математика Дмитрия Богатова (узника Тора), которого задержали по подозрению в распространении призывов к участию в несогласованной акции протеста и призывов к терроризму, была изъята компьютерная техника Богатова и назначены комплексные компьютерно-технические судебные экспертизы. Соответственно, были поставлены вопросы о наличии в изъятой технике противоправных материалов и доказательств, связывающих Богатова с призывами к терроризму и несогласованной акции, опубликованными на форуме сайта sysadmins.ru пользователем “Айрат Баширов”. Экспертизы длились 8 месяцев, в результате не было обнаружено никаких противоправных материалов и доказательств, связывающих Богатова с инкриминируемыми преступлениями.
    Выше мы указали, что получение доступа к переписке и ее анализ также могут быть включены в СКТЭ, что потенциально нарушает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, гарантированное статьей 23 Конституции РФ. В январе 2018 года Конституционный суд РФ в своем определении указал, что проведение осмотра (ст. 177 УПК РФ) и экспертизы информации, находящейся в электронной памяти изъятых абонентских устройств, не предполагает вынесения об этом специального судебного решения. Таким образом, следователь может получить доступ к переписке на основании вынесенного им постановления. Определение Конституционного суда было вынесено по жалобе Дмитрия Прозоровского, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Заявитель оспаривал три статьи УПК РФ — «Основания производства осмотра» (статья 176 УПК РФ), «Порядок производства осмотра» (статья 177 УПК РФ) и «Порядок назначения судебной экспертизы» (статья 195 УПК РФ). В жалобе указано, что положения этих статей не соответствуют сразу шести статьям Конституции РФ, поскольку, по его утверждению, они нарушают право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Подобная позиция Конституционного суда порождает риски утечки информации к третьим лицам или недобросовестным конкурентам, вследствие чего будет нанесен непоправимый вред чести, достоинству и репутации гражданина или бизнесу. Существует и противоположное мнение о том, что данное Определение КС РФ помогает упростить процедуру изъятия электронных носителей информации и средств связи, а также минимизирует риск уничтожения доказательств обвинения.
    В любом случае, рекомендуется устанавливать пароли на любые цифровые носители информации и шифровать содержимое.
    Заключение
    Развитие цифровых технологий привело к процветанию киберпреступности и появлению новых форм противоправного поведения в сети, средствами которого являются электронные носители информации. Количество выемок и обысков растет, поиск и изъятие цифровых доказательств получает все большее значение в расследованиях преступлений, однако не всегда изъятие электронных носителей в итоге оказывается обоснованным. Поэтому важно знать свои права и процедуру при внезапных визитах правоохранителей, а также необходимо заранее позаботиться о внутренней защите данных, например, сохранить резервную копию данных, использовать облачные хранилища данных, чтобы не лишиться значимой информации, необходимой вам для работы и иных нужд.

  3. nextonazzz Ответить

    Президентом подписан Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ, который уточняет порядок изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации (компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти и т.д.).
    Достаточно важные изменения вносятся в статьи 81, 82, 119, 166, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Ранее действующие положения законодательства не предусматривали, в случае изъятия электронной информации, никаких усилий со стороны органов следствия, направленных на то, чтобы по возможности не нарушать нормальную деловую деятельность организации- владельца информации. Теперь на законодательном уровне закреплены права организации и обязанности следственных органов!
    В статье 81 уточнено, что к изъятым в ходе досудебного производства предметам относятся и электронные носители информации, и документы. Если они не будут признаны вещественными доказательствами, они подлежат возврату владельцам.
    В статье 82 установлены требования к организации хранения изъятых электронных носителей информации. Например, сказано, что они должны храниться «в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией», и возвращаться их законному владельцу «после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания».
    Кроме того, теперь в явном виде установлено право владельца информации на копирование изъятой у него информации и регламентирован порядок проведения такого копирования на всех этапах следственных действий.
    В статьях 182 «Основания и порядок производства обыска» и 183 «Основания и порядок производства выемки» теперь подробно регламентирован порядок изъятия электронных носителей информации.
    Законодательством закреплена процедура копирования информации:
    она осуществляется с участием законного владельца изъятых электронных носителей информации и/или его представителя и специалиста в присутствии понятых как на месте при проведении обыска и выемки, так и в подразделении органа предварительного расследования или в суде;
    копирование производится на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых носителей информации;
    об осуществлении копирования информации и передаче ее на электронных носителях законному владельцу составляется протокол.
    Таким образом, копирование информации по ходатайству ее владельца теперь возможно на всех этапах процессуальных действий, и это действительно может облегчить организациям продолжение нормальной деловой деятельности даже в тех случаях, когда был изъят большой объем информации и компьютеров.

  4. butser Ответить

    Татьяна Войцехович, ведущий эксперт компании “Делис Архив”
    по вопросам архивной обработки документов
    Компания “Делис Архив”
    Спасайте документы! Порядок действий при изъятии. Как подготовиться к изъятию документов. Кто, зачем и как имеет право изымать документы компании.
    Ни одна компания не застрахована от санкционированного изъятия документов. Главная опасность процедуры так называемой выемки заключается в ее внезапности. Однако знание закона и своевременно принятые меры, которые можно провести задолго до начала изъятия, позволят избежать нежелательных последствий для бизнеса и репутации компании.
    Изъятие документов – мероприятие заурядное, если к нему как следует подготовиться. В обратном случае вы рискуете оказаться в эпицентре далеко не самых благоприятных событий, когда решения приходится принимать необдуманно, а действовать – на скорую руку. Но даже с внезапностью можно бороться. Для этого достаточно знать права и обязанности обеих сторон, а также законные способы того, как можно отсрочить или вовсе избежать неприятного момента изъятия документов.
    Как показывает практика, документы могут стать легкой «добычей» не только сотрудников компании и ее контрагентов, но и некоторых органов, которые обладают правом санкционированной выемки документов. Закон есть закон. При осуществлении контрольной и оперативно-розыскной деятельности, в ходе административного и уголовного процессов представители государственных служб могут истребовать документы с их последующим изъятием.
    Кто имеет право изымать документы? Во-первых, налоговые органы. Во-вторых, государственные службы, задействованные в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, таким правом обладают органы, уполномоченные на проведение административного и уголовного процессов, а также Счетная палата при проведении контроля за исполнением бюджета и органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением с целью получения сведений о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и камней и др.
    В силу обширности темы в рамках данной статьи мы рассмотрим, на каких основаниях и как регламентирован порядок изъятия в деятельности налоговых органов и служб, задействованных в оперативно-розыскной деятельности.
    Изъятие документов налоговыми органами
    Для осуществления контрольной деятельности налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (п. 3 ст. 31 НК РФ; ст. 7 Закона РФ от 21.03 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
    Следует отметить, что порядок изъятия документов налоговыми органами определяется только Налоговым кодексом РФ. Это требование было введено с 1 января 2007 года, когда в силу вступили изменения к закону от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
    В статье 94 НК РФ установлено, что изъятие документов, именуемое выемкой, не может быть произведено вне рамок выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка документов в порядке налогового контроля имеет место быть в том случае, если налогоплательщик в рамках выездной налоговой проверки не предоставил налоговому органу затребованные документы в течение 5 дней. При этом налоговый орган обязан предъявить соответствующее постановление о производстве выемки, подписанное руководителем или его заместителем.
    Порядок проведения выемки документов:
    1. Перед началом выемки должностное лицо налогового органа предъявляет
    постановление
    о производстве выемки. Он также должен разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.
    2. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В случае отказа он производит выемку принудительно.
    3. Если лицо, у которого производится выемка, отказывается вскрыть помещения или иные места, где предположительно хранятся подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно. При этом нужно избегать причинения повреждений (запоров, дверей и других предметов), не вызванных реальной необходимостью.
    4. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (ст. 99 НК РФ).
    Кроме того, существует ряд специальных правил, регламентирующих проведение выемки:
    1. В ночное время производство выемки документов и предметов исключено.
    2. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. При необходимости для участия в производстве выемки приглашают специалиста.
    3. Документы и объекты, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат.
    Отметим, что первичные бухгалтерские документы имеют специальный режим изъятия. В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы бухгалтерского учета могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.
    Копии и подлинники: какие документы изымают налоговые органы
    Общее правило для выемки документов налоговыми органами: изыматься должны копии документов. Подлинники разрешается изымать лишь в тех случаях, когда у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что они будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).
    Если налоговые органы изымают подлинники, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом уполномоченного органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать сделанные копии одновременно с изъятием документов в течение пяти дней после изъятия налоговый орган передает их лицу, у которого были изъяты документы (п. 8 ст. 94 НК РФ).
    Если по прошествии пяти дней с момента изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого были изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением. Об этом в протоколе делается соответствующая запись с указанием номера почтового отправления.
    Копии документов отправляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, которое указано в протоколе.
    Несоблюдение должностными лицами государственной налоговой инспекции порядка выемки (изъятия) документов или оформления протокола может послужить поводом к обжалованию в суде. В судебной практике существуют случаи, когда суд принимал сторону налогоплательщиков.
    Изъятие документов в ходе оперативно-розыскных мероприятий
    Изъятие документов может быть произведено в ходе оперативно-розыскной деятельности. В данном случае законным основанием для выемки являютсяп. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и п. 10 ст. 13 Закона «О полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года.
    Полный перечень органов, правомочных осуществлять изъятие документов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлен ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На территории России право осуществлять такую деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
    Органов внутренних дел РФ;
    Органов Федеральной службы безопасности;
    Федеральных органов государственной охраны;
    Таможенных органов РФ;
    Службы внешней разведки РФ;
    Федеральной службы исполнения наказаний;
    Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченные органы имеют право:
    1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
    2. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.
    В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
    Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
    Действия сотрудников при осуществлении оперативно-розыскной деятельности регламентированы ведомственными нормативными актами, известными только узкому кругу лиц.
    Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», сведения об оперативно-розыскной деятельности (силы, средства, источники, методы, планы, результаты) отнесены к государственной тайне.
    Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
    1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    – признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    – событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    – лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    – лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
    3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
    6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
    Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений:
    1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
    2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
    3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
    4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
    Важно! Если возбуждено уголовное дело, любое мероприятие (включая изъятие документов) проводится по правилам Уголовно-процессуального кодекса. Однако органы, которые перечислены в ст. 13, имеют право осуществлять изъятие документов без возбуждения уголовного дела согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
    Практические рекомендации в ходе оперативно-розыскных мероприятий
    1. Не паникуйте и постарайтесь оттянуть время, при этом не отказывая органам в выдаче документов. Все переговоры желательно записывать с помощью звукозаписывающего устройства.
    2. Попросите сотрудников предъявить личные документы (удостоверения). Перепишите все указанные в них данные.
    3. Потребуйте предъявить документ на изъятие с печатью, подписанный руководителем. Если такого документа нет, а сотрудники настаивают на выполнении своих действий, попросите их связаться с руководителем.
    4. Если в предоставлении документа на изъятие вам отказано, позвоните 02 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации.
    Как подготовиться к изъятию документов
    Чтобы сотрудники контролирующих органов не застали вас врасплох, заранее позаботьтесь о самом важном – о документах компании. В долгосрочной перспективе расходы на превентивные меры окажутся не сопоставимыми с той ценой, которую вам, возможно, придется заплатить за халатное отношение к корпоративному архиву. Что можно предпринять?
    Во-первых, решить проблему нехватки времени и тем самым снизить эффект внезапности можно благодаря созданию территориально распределенного архива, то есть передачи документов на внеофисное хранение. Такой способ хранения предполагает, что архивная компания вывозит архив документов за пределы вашего офиса и размещает их в специализированном помещении с повышенным уровнем безопасности.
    Преимущество внеофисного хранения очевидно: у компании появляется бесценный запас времени. Контролирующие органы приезжают по месту фактического пребывания компании (не в архив), что позволяет оттянуть момент выемки документов, а руководству – пригласить адвоката или иным образом позаботиться о снижении рисков изъятия. Другое менее очевидное – экономическое – преимущество: создание территориально распределенного архива способно снизить издержки на содержание и обслуживание аналогичного архива в офисе. Помимо этого, в специализированном архиве документы будут чувствовать себя в полной безопасности благодаря высокому технологическому оснащению.
    Во-вторых, не забывайте вовремя уничтожать документы с истекшими сроками хранения. Согласно российскому законодательству вы имеете на это право, но для грамотного уничтожения документов важно не ошибиться в определении сроков хранения. Своевременное выделение дел к уничтожению позволит компании минимизировать риски, возникающие вследствие доступа уполномоченных органов к документам с истекшими сроками хранения, которые являются потенциальным компроматом.
    В-третьих, существует комплексное решение для выхода из ситуации, когда изымаются подлинники документов. По иронии судьбы в один и тот же момент они могут понадобиться не только представителям контролирующих органов, но и вашим ключевым партнерам, инвесторам и прочим сторонним службам. С целью решения этой проблемы российские компании все чаще прибегают к созданию системы электронного архива. С одной стороны, она позволяет всегда иметь под рукой копии документов независимо от того, где находятся их оригиналы. С другой, не только ваша компания, но и налоговые и иные органы по запросу могут получить информацию из базы электронного архива.
    Обращение к поставщикам архивных услуга может стать настоящим спасением в случае с изъятием документов, однако следует помнить, что ни одна архивная компания не застрахует вас от ответственности, которая наступает вследствие неправомочных действий, в том числе в отношении контролирующих органов.

  5. Vedmak08 Ответить

    Dr.Gonzo
    Обыск и выемка, в соответствии со ст. 182 и 183 УПК РФ произваодятся на основании постановления следователя по возбужденному уголовному делу.
    Статья 182. Основания и порядок производства обыска
    1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
    2. Обыск производится на основании постановления следователя.
    3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
    4. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, – судебное решение, разрешающее его производство.
    5. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.
    6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
    7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.
    8. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
    9. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
    10. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
    11. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. (часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
    12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.
    13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
    14. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.
    15. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
    16. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
    Статья 183. Основания и порядок производства выемки
    1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
    2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
    3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора.
    4. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
    5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
    О возбуждении уголовного дела уведомляется заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч.4 ст. 146 УПК РФ).

  6. VadikBy Ответить

    Если спор, касающийся права на имущество, разрешается в гражданском суде, указанные доказательство могут быть возвращены только после получения решения суда. Причем владелец может рассчитывать на их обретение только в том случае, если ПК и прочая техника не будет признана вещественными доказательствами.
    Изъятые у владельцев жесткие диски компьютеров зачастую используются для хранения личной информации. В частности, на них могут содержаться данные, используемые при таких операциях как обналичивание денежных средств. И потому следователи обязуются соблюдать нормы ч. 7 ст. 182 УПК России. Попросту говоря, лицо, ответственное за проведение обыска, должно следить за тем, чтобы в ходе рассмотрения дела не были разглашены конфиденциальные данные, касающиеся частной жизни собственника ПК или других приближенных к нему лиц.
    Все электронные носители и технические средства, изымаемые у собственника, в обязательном порядке предъявляются понятым. При необходимости они подлежат упаковке и опечатыванию, с последующим подписанием специального протокола-описания (всеми, кто присутствовал при обыске). Кардинг оборудование и прочие средства современной техники изымаются с соблюдением тех же правил.
    Многих собственников ПК и прочих технических средств интересует, почему нельзя просто скопировать содержимое определенного носителя? Ответ на этот вопрос крайне прост. Специалисты утверждают, что в соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ, только лишь сами носители считаются достоверными вещественными доказательствами.

  7. dias123975 Ответить

    В подавляющем большинстве случаев проверки проводятся сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями или подразделениями по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (отделы или управления «К») на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
    Указанный закон делит основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия на 2 категории: когда уголовное дело возбуждено или нет.
    В первом случае (которые по нашей теме встречаются редко) основанием для проведения проверки будет служить отдельное поручение следователя, причем, оперативный уполномоченный по такому поручению может производить как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия.
    Во втором случае, когда уголовное дело еще не возбуждено и проводимые оперативно-розыскные мероприятия осуществляются лишь с целью возбуждения уголовного дела, оперативный уполномоченный действует на основании постановления о производстве оперативно-розыскного мероприятия.
    Данное постановление должно содержать наименование оперативно-розыскного мероприятия (или мероприятий); перечень лиц, которые проводят такое мероприятие, и постановление в обязательном порядке должно быть утверждено начальником криминальной милиции или подразделения, которое производит проверку. Подробно все требования к такому постановлению описаны в Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ №636 от 02 августа 2005 года, «О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».
    Нельзя не сказать о том, что в настоящее время встречаются случаи, когда проверка проводится в организациях, которые уже используют лицензионное программное обеспечение. Для таких организаций, к сожалению, так же остается угроза изъятия компьютеров и серверов, однако грамотное доказывание проверяющим законности использования программного обеспечения и предъявление всех необходимых документов, в большинстве случаев позволяет решить вопрос без изъятия. К сожалению, в случае изъятия исследование на предмет признаков контрафактности, конечно, установит, что программы для ЭВМ используются законно, но на это уйдет определенное количество времени, а компьютеры все это время будут находиться у правоохранителей…
    Вне зависимости от степени законности использования программ для ЭВМ, всем проверяемым можно дать несколько советов.
    Сразу оговоримся, что препятствовать проведению даже не совсем законной проверки и изъятию компьютеров дело довольно рискованное. Риски заключаются как с точки зрения применения правоохранительными органами физической силы, так и с точки зрения возможных правовых неблагоприятных последствий вплоть до возбуждения уголовного дела в отношении препятствующего.
    Соответственно, все, что остается в ходе проверки – добиваться максимально подробной фиксации всех (том числе и незаконных) действий проверяющих и фиксации своих возражений и фактов предоставления тех или иных документов. Не нужно удивляться, если какие-либо документы, которые были переданы проверяющим без расписки или без указания на это в протоколе (акте), потом куда-то исчезнут, а проверяющий будет честно смотреть Вам в глаза и говорить, что никаких документов не видел. Поэтому все документы должны передаваться только под расписку или с соответствующей отметкой в протоколе.
    Не поленитесь записать данные на самих проверяющих (фамилия, имя, отчество, номер удостоверения, звание и должность проверяющего).
    Еще одна рекомендация: обеспечьте участие юриста со своей стороны, причем желательно, чтобы юрист (это может быть адвокат, сотрудник юридической фирмы или штатный юрисконсульт, не имеет значения) разбирался как в авторском праве, так и в уголовном праве и процессе (второе важнее). Какими обширными бы не были правовые знания системного администратора или IT-директора, не стоит считать, что они буду шире, чем у юриста.
    Задача проверяемого в ходе проверки: максимально возможным количеством способов показать законность использования экземпляров программ и создать базу для обжалования действий правоохранителей.
    Несмотря на потенциальную возможность злоупотреблений со стороны проверяющих (например, часто встречается мнение о том, что сотрудники правоохранительных органов могут записать нелицензионные программы на жесткий диск), автору неизвестны случаи, когда бы такое имело место: во-первых, это все же уголовное преступление, а, во-вторых, как правило, уже записанного на жесткий диск с лихвой хватает для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, будет не лишним потребовать опечатать изъятые компьютеры. Так же имеет смысл указать свободное и занятое место на жестких дисках, но практика показывает, что сотрудники правоохранительных органов делают это неохотно, а чаще вообще не делают, поскольку считаю опечатывание достаточным.
    Не стесняйтесь в протоколе написать все свои замечания. Если для замечаний отведено несколько строчек и все замечания не вмещаются, делайте надпись: «Продолжение на листе 2» и излагайте замечания на новом листе, который станет дополнением к протоколу.
    Неоднократно высказывалось мнение о том, что существуют способы воспрепятствования изъятию компьютеров (даже если содержимое их жестких дисков – контрафакт), однако автору не известен ни один такой действенный способ. Активно обсуждаемые на форумах способы сводятся к следующему: поставить пароли на БИОС и систему, выключить компьютер при начале проверки и сослаться на свою забывчивость; зашифровать хранящуюся информацию и даже изменить названия всех файлов, чтобы не было понятно, какие программы хранятся на жестком диске. Такие способы не выдерживают никакой критики, существуют только в теории, а в случае их применения наоборот вызовут только одно действие – изъятие компьютеров.
    В случае использования лицензионных программ и проведения проверки, можно рекомендовать предоставить максимально возможный комплект документов на используемый софт. При наличии документов и грамотного поведения проверяемых (когда сотрудники правоохранительных органов понимают, что их действия по изъятию являются незаконными и обязательно будут обжалованы) изъятия компьютеров, как правило, не происходит.
    При проведении проверки СОРМ в ордеое СОРМ нет места для изьятия техники. Необходим другой ордер.

  8. Vasya1960 Ответить

    Лидеры по отраслям
    Антимонопольное право
    Федеральный рейтинг
    Арбитражное судопроизводство
    Федеральный рейтинг
    крупные споры – high market
    средние и малые споры – mid market
    Региональный рейтинг
    Банкротство
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
    Федеральный рейтинг
    ГЧП/Инфраструктурные проекты
    Федеральный рейтинг
    Интеллектуальная собственность
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Коммерческая недвижимость/Строительство
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Комплаенс
    Федеральный рейтинг
    Корпоративное право/Слияния и поглощения
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Международный арбитраж
    Федеральный рейтинг
    Международные судебные разбирательства
    Федеральный рейтинг
    Морское право
    Федеральный рейтинг
    Налоговые споры
    Федеральный рейтинг
    Налоговое консультирование
    Федеральный рейтинг
    Налоговое консультирование и споры
    Региональный рейтинг
    Природные ресурсы/Энергетика
    Федеральный рейтинг
    Разрешение споров в судах общей юрисдикции
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Рынки капиталов
    Федеральный рейтинг
    Семейное/Наследственное право
    Федеральный рейтинг
    Страховое право
    Федеральный рейтинг
    ТМТ
    Федеральный рейтинг
    Транспортное право
    Федеральный рейтинг
    Трудовое и миграционное право
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Уголовное право
    Федеральный рейтинг
    Региональный рейтинг
    Управление частным капиталом
    Федеральный рейтинг
    Фармацевтика и здравоохранение
    Федеральный рейтинг
    Финансовое/Банковское право
    Федеральный рейтинг
    Цифровая экономика
    Федеральный рейтинг
    Экологическое право
    Федеральный рейтинг
    Специальные номинации
    Топ-50 юридических компаний
    По выручке
    Федеральный рэнкинг
    Региональный рэнкинг
    По количеству юристов
    Федеральный рэнкинг
    Региональный рэнкинг
    По выручке на юриста
    Федеральный рэнкинг
    Больше 30 Юристов
    Меньше 30 Юристов

  9. kot007.85 Ответить

    Добрый вечер. Если компьютеры и документы изымались в рамках производства по делу об административном правонарушении, то в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных
    при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий,
    помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного
    имущества, а также соответствующих документов, осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
    Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается
    соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра
    места совершения административного правонарушения или в протоколе об
    административном задержании.
    В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если
    невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием
    документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии
    документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней
    после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по
    истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов
    не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии
    документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным
    почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием
    номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу
    места нахождения юридического лица или адресу места жительства
    физического лица, указанному в протоколе.
    В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и
    реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных
    идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке,
    модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках
    оружия, о виде и количестве боевых припасов.
    Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также
    понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты
    вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая
    запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и
    документы, или его законному представителю.
    Также компьютеры и документы могли быть изъяты в ходе проведения осмотра места происшествия в порядке, установленном ст.ст. 176-177 УПК РФ, в рамках проведения доследственной проверки или уголовного дела и в ходе обыска или выемки в порядке, установленном, ст.ст. 182, 183 УПК РФ. Во всех случаях изъятия составляются соответствующие протоколы следственных действий. Кроме того, для проведения выемки или обыска еще необходимо наличие соответствующего постановления.
    В рамках проведения доследственной проверки или уголовного дела противоправные действия сотрудников ОЭБиПК могут быть обжалованы в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, начальнику подразделения или прокурору, а также в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ, в суд.
    Кроме того, действия должностных лиц могут быть обжалованы путем подачи в суд административного искового заявления в порядке, установленном ст.ст. 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ, путем подачи в прокуратуру жалобы в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ.
    Если же в действиях сотрудников ОЭБиПК усматриваются признаки преступлений, то также в порядке, установленном ст. 141 УПК РФ, можно обратиться с заявлением в органы Следственного комитета РФ.
    .

  10. sergik100 Ответить

    В современных условиях предпринимательскую деятельность практически любого предприятия сложно представить без использования информационных технологий.
    Как правило, огромные объемы необходимой для нормальной работы коммерческой информации хранятся на серверах, жестких дисках персонального компьютера, бухгалтерия ведется с помощью программы «1С», взаимодействие с банком происходит через Интернет и персональные ключи доступа к так называемой системе «Банк – Клиент».
    Более того, нередко сама по себе предпринимательская деятельность строится в своей основе на использовании достижений информационных технологий, например это интернет-магазины по продаже товаров, сервисы по оказанию услуг бронирования и т.п.
    В случае принудительного неожиданного изъятия документов, в том числе электронных носителей информации, в ходе следственных и оперативных действий правоохранительных органов деятельность организаций оказывается практически парализованной.
    На данную проблему неоднократно обращал внимание и Президент РФ В.В. Путин, например, в августе 2017 года на совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока он указал на необходимость в принципе запретить правоохранительным органам изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях. «Если для следствия нужно, – отметил глава государства, – достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в ходе следствия».
    Многочисленные жалобы представителей предпринимательского сообщества вызвали неоднократные попытки законодательно урегулировать данную сферу отношений в целях минимизации неблагоприятных для предпринимателей последствий.
    Так, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 143-ФЗ в ст. 183 УПК РФ была введена ч. 3.1, устанавливающая особый порядок изъятия электронных носителей информации. Данная норма предусматривала, в частности, что выемка указанного носителя должна производиться исключительно в присутствии специалиста, по ходатайству законного владельца носителя ему должна быть предоставлена возможность скопировать содержавшуюся на нем информацию.
    Аналогичная норма в виде ч. 9.1 была включена в ст. 182 УПК РФ, регламентирующую производство обыска.
    Более того, в п. 20 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. № 199, установлены такие же по сути, как и изложенные, правила для изъятия электронных носителей информации в ходе оперативно-разыскных мероприятий.
    Перечисленные нормы, хотя и имели некоторый положительный эффект, проблему, по моему убеждению, не решили.
    Несмотря на то что сотрудники правоохранительных органов формально предлагали представителям организаций, в которых проводились следственные действия, скопировать имевшуюся на электронном носителе информацию, реальной возможности для этого фактически не обеспечивалось. Редко у какого предприятия в наличии были запасной носитель информации необходимого объема, специалист, который мог бы информацию скопировать, а также необходимое для этого время (зачастую не менее 4–5 часов).
    Таким образом, на мой взгляд, указанные нормы, провозгласив правильные по сути принципы, к реальному результату не привели.
    Впоследствии Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ (далее – Закон № 533-ФЗ) нормы ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ были признаны утратившими силу.
    Для замены данных норм более эффективными тем же Законом № 533-ФЗ в УПК РФ была введена ст. 164.1 «Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий».
    Указанная норма, по сути, во многом повторяет положения утративших силу ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ в части обязательного участия специалиста при изъятии электронного носителя информации, предоставления владельцу носителя возможности с помощью данного специалиста скопировать информацию на предоставленный им носитель и т.п. Кроме того, впервые законодатель предусмотрел право следователя скопировать информацию с электронного носителя без изъятия самого носителя. Однако, как показывает практика пока небольшого периода действия данной нормы, названным правом следователи практически не пользуются.
    Тем не менее необходимо отметить, что ст. 164.1 УПК РФ содержит запрет на изъятие электронных носителей информации, однако данный запрет распространяется исключительно на случаи изъятия в ходе производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, 171, 171.1, 171.3–172.2, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК РФ.
    При этом запрет не применяется в случаях, если: 1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации; 2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения; 3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо она может быть использована для совершения новых преступлений, либо ее копирование, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.
    Таким образом, полагаю, что, несмотря на движение законодателя в верном направлении, ограничение действия ст. 164.1 УПК РФ лишь рамками возбужденного уголовного дела по небольшому кругу составов преступлений, а также право широкого усмотрения для оценки тех или иных обстоятельств по-прежнему дают правоохранительным органам возможность обходить установленные запреты, изымать электронные носители без предоставления их владельцам реальной возможности скопировать с них информацию.
    Более того, по моему мнению, при разработке законодательной базы по этому вопросу был упущен весьма важный момент, в результате пробел позволяет правоохранительным органам без каких-либо запретов и условий изымать электронные носители информации даже в отсутствие возбужденного уголовного дела.
    Так, в соответствии с положениями ст. 176, 177 УПК РФ осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении в порядке ст. 144–145 УПК РФ. В ходе осмотра могут быть изъяты любые предметы и документы, которые, по мнению сотрудника правоохранительного органа, могут в дальнейшем иметь значение для уголовного дела, без каких-либо запретов и ограничений. По изъятым документам и предметам, как следует из ст. 144 УПК РФ, может быть назначено проведение ревизии и даже судебной экспертизы. Таким образом, до возбуждения уголовного дела, когда начинают действовать установленные ст. 164.1 УПК РФ запреты, все необходимые для правоохранительных органов действия уже совершены, уголовное дело как таковое с доказательственной базой сформировано, а предприниматель, как правило, продолжительный период лишен возможности осуществлять свою деятельность.
    Данная ситуация представляется тем более опасной, что для проведения осмотра места происшествия правоохранительным органам необходим лишь формальный повод – сообщение о преступлении (например, заявление, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления), которого достаточно для начала проверки в рамках ст. 144–145 УПК РФ.
    Таким образом, по моему убеждению, рассматриваемый вопрос, безусловно, требует дальнейшей разработки комплексного правового регулирования с целью максимальной защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также исключения ситуаций фактически принудительного приостановления их деятельности в ходе следственных мероприятий.
    Так, по моему мнению, закономерными были бы установление запрета в принципе на любой стадии уголовного судопроизводства (в том числе до возбуждения уголовного дела), а также в рамках оперативно-разыскных мероприятий изымать электронные носители в коммерческих и некоммерческих организациях, у индивидуальных предпринимателей, и замена данной процедуры на процедуру копирования имеющейся на них информации сотрудниками правоохранительных органов на их носители с участием специалистов с обеих сторон. В исключительных случаях, когда у правоохранительных органов есть веские основания полагать, что содержащаяся на электронных носителях информация может быть использована для совершения новых преступлений, изъятие должно производиться не иначе как по решению суда – по аналогии с производством обыска в жилом помещении. Кроме того, в этой ситуации сотрудники правоохранительных органов должны либо обеспечить реальную возможность скопировать информацию с изымаемого источника (с предоставлением необходимого времени для приобретения аналогичного носителя и копирования информации), либо предложить свой носитель, которым предприятие могло бы воспользоваться без нарушения своей работы в отсутствие изъятого. При этом нормы законодательства также должны предусматривать конкретный небольшой срок (не более 15 суток), в течение которого изъятый носитель информации должен быть возвращен владельцу в исправном состоянии со всей имевшейся на нем информацией.

  11. Ortbon Ответить

    8 января 2019 года вступили в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуального кодексы РФ. Одним из ключевых аспектов этих поправок стал запрет на необоснованное применение процессуальных мер, которые могут привести к приостановлению законной предпринимательской деятельности. Это прежде всего относится к изъятию электронных носителей информации — компьютеров, мобильных телефонов, серверов, кассового оборудования и др.
    Почему принятие поправок было необходимо?
    Как писал ранее Центр цифровых прав, до принятия поправок изъятие информационных носителей применялось достаточно часто и производилось как по обоснованным подозрениям, так и в рамках проработки версии преступления, которая в будущем не подтверждалась. Для изъятия электронных носителей информации у организаций при обыске/выемке достаточно было постановления следователя, а привлечение специалиста не было обязательным. В результате зачастую наблюдались значительные злоупотребления, вызванные как необоснованными обвинениями со стороны конкурентов, так и желанием следствия раскрыть преступления, основываясь лишь на технической составляющей.
    Например, в деле учителя математики Дмитрия Богатова (“узника Tor-а”), которого обвиняли в призывах к массовым беспорядкам и призывах к террористической деятельности, при обыске у него дома были изъяты ноутбуки, мобильный телефон, фотоаппарат и флэшки. В принципе все обвинение строилось лишь на том, что Богатов открыл выходной узел сети Tor у себя дома, который технически был задействован при публикации “опасных” сообщений. Предполагалось, что изъятая техника должна была играть ключевую роль для подтверждения версии следствия в суде. Однако в ходе экспертиз, проведение которых заняло около 8 месяцев, никаких противоправных материалов и доказательств против Богатова так и не было обнаружено, и он был освобождён из-под стражи. Хотя этот пример и не касается предпринимательской деятельности, он наглядно иллюстрирует, по какому сценарию может проходить расследование в ходе которого изымают электронные носители.
    Расследование может пойти и по более мягкому сценарию – без арестов. Но изъятие носителей информации, используемых в предпринимательской деятельности, может полностью остановить работу предприятия. Например, в сентябре прошлого года жертвой изъятия техники и информационных носителей стала компания «BBFpro».
    По требованию Генеральной прокуратуры по всей России сотрудники ОБЭП вместе с местными прокуратурами массово изымали криптоматы (терминалы, позволяющие приобрести криптовалюту Bitcoin). При этом никакого запрета на приобретение криптовалют в законодательстве как не было предусмотрено, так и не предполагается. А «BBFpro», как и большинство компаний – владельцев криптоматов, соблюдали все процедуры, установленные законом для легального ведения предпринимательской деятельности.
    “Как мы уже неоднократно наблюдали, предприниматели абсолютно не защищены от внезапных проверок всевозможных регуляторов и надзорных органов, а также хаотичных действий по изъятию техники. Достаточно любого запроса из Москвы, и сотрудники Отдела экономической безопасности МВД на местах моментально в полной боевой готовности являются к владельцу бизнеса и изымают у него всю технику без каких-либо объяснений на многие месяцы, якобы для проведения проверки. При этом, никаких копий протоколов, постановлений и объяснений собственнику не предоставляются. Зачастую, такие действия инициируются по наводке нечистоплотных конкурентов, которые подобным способом желают выбить соперников, работающих на том же рынке. Это абсолютно удручающая ситуация, в результате которой парализуется работа многих российских предприятий. При этом отсутствуют хоть какие-либо правовые гарантии для предпринимателей, защищающие их от подобного рода активности силовиков. Внесение изменений в действующее уголовно-правовое законодательство уже давно назрело. И я надеюсь, что это хоть немного поможет защитить российский бизнес от явно необоснованных проверок и локальных злоупотреблений,” – комментирует ситуацию партнер Центра цифровых прав, адвокат Саркис Дарбинян.
    Сфера действия поправок
    Полный перечень преступлений, на которые распространяются специальные правила изъятия информационных носителей, содержится в ст. 81.1 УПК РФ. В основном, это преступления против собственности (гл. 21 УК РФ) и преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), в частности:
    ●Мошенничество;
    ●Присвоение или растрата;
    ●Незаконное предпринимательство;
    ●Незаконная банковская деятельность;
    ●Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации;
    ●Незаконное образование юридического лица;
    ●Легализация (отмывание);
    ●Незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
    ●Ограничение конкуренции;
    ●Незаконное использование средств индивидуализации;
    ●Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
    ●Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств;
    ●Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
    ●Неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство;
    ●Уклонение от уплаты налогов, сборов.
    Содержание поправок
    С 2019 года изъятие электронных носителей информации по вышеперечисленным делам в сфере предпринимательской деятельности стало возможным лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, а именно если:
    ●вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
    ●изъятие производится на основании судебного решения;
    ●владелец носителя не обладает полномочиями на хранение и использование информации, содержащейся на электронном носителе;
    ●на электронных носителях содержится информация, которая может использоваться для совершения новых преступлений;
    ●копирование информации, содержащейся на электронном носителе, по заявлению специалиста, может привести к ее утрате.
    Процедура изъятия электронного носителя информации
    Процедура изъятия информационных носителей также претерпела значительные изменения. Теперь у владельцев электронных носителей появился ряд дополнительных гарантий:
    ●обязательное участие специалиста в следственных действиях, в ходе которых изымаются электродные носители;
    ●у владельца изымаемых электронных носителей есть право копирования информации, содержащейся на изымаемых носителях, при участии понятых.
    Но это право не распространяется на случаи, когда копирование информации может привести к ее утрате, владелец носителя не обладает полномочиями на хранение такой информации или же эта информация может использоваться для совершения новых преступлений.
    Кроме того, стоит помнить и общих требованиях к процедурам обыска/выемки, которые должны соблюдаться при изъятии электронных носителей:
    ●на изъятие носители информации при расследования преступлений уполномочены следующие органы: ФСБ, МВД;
    ●при обыске/выемке должны присутствовать понятые, ведется протокол;
    ●обыск/выемка в помещения организации по общему правилу возможно только на основании постановления следователя, которое предъявлено до начала их осуществления. Однако есть случаи, когда основанием для этого может быть только судебное решение:
    – выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну,
    – выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях,
    – выемка вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард,
    – проведение обыска/выемки в жилище гражданина;
    возможность возврата изъятых носителей, если они не признаны вещественными доказательствами в установленный срок (от 10 до 30 суток + срок проведения судебной экспертизы, если принято решение о ее назначении + 5 — –дневный срок для фактического возврата носителя после вынесения постановления о возврате);
    ●отсутствие каких-либо дополнительных обязанностей информационного характера у владельца электронных носителей (например, предоставление паролей доступа или ключей для расшифровки).
    Процедура копирования информации
    При этом следует учитывать, что следователь вправе осуществить копирование информации, содержащейся на носителе, даже когда изъятие электронных носителей не предусмотрено законом. При этом необходимо, чтобы в протоколе фиксировались следующие аспекты:
    ●технические средства, примененные при осуществлении копирования информации;
    ●порядок применения таких технических средств;
    ●электронные носители информации, к которым эти средства были применены;
    ●полученные результаты.
    Сами электронные носители, содержащие информацию, скопированную с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия, прилагаются к протоколу.
    Заключение
    Таким образом, с 8 января 2019 г. при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности установлен запрет на необоснованное применение мер, способных привести к блокированию деятельности бизнеса. Теперь, по закону, изъятие электронных носителей при обыске или выемке будет возможным лишь в исключительных случаях и при определённых условиях. В целом, новые правила устраняют изъяны предыдущей редакции закона и нацелены на то, чтобы позволить предпринимателям продолжать заниматься предпринимательской деятельностью при проведении следственных действий.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *