Наблюдение как метод педагогического исследования проявляется в том что?

22 ответов на вопрос “Наблюдение как метод педагогического исследования проявляется в том что?”

  1. Doges Ответить

    Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.
    Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.
    Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:
    По форме организации:
    Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану.
    Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме.
    По степени включенности:
    Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение.
    Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события.
    По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:
    Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение.
    Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении.
    По месту проведения наблюдения:
    Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых.
    Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении).
    По регулярности проведения наблюдения:
    Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений.
    Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости.
    По длительности проведения наблюдения:
    Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации.
    Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет).
    По охвату аудитории:
    Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя.
    Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования.
    По используемым средствам:
    Непосредственные наблюдения – исследователь не использует специальных и дополнительных средств, полагаясь только на свои чувства восприятия.
    Опосредованные наблюдения – в процессе наблюдения исследователь использует технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т.д.).

  2. Forcewalker Ответить

    При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.
    Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения – это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным “эталоном”, который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.
    Решая эту проблему, следует иметь в виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.
    Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.
    Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих “не только смотреть, но и видеть”. Не случайно говорят: умение искусно наблюдать – это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.
    Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического труда, которая явится предметом его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю – тренировочное занятие.
    Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.
    С этой целью исследователь прибегает: к многократным проверочным наблюдениям; к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами; к сбору информации с помощью других методов; к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны). Одновременное сопоставление данных наблюдения с данными врачебного контроля, самоконтроля занимающегося и спортивными результатами дает научно полноценный материал. Например, для изучения реакции спортсмена на предлагаемую тренировочную нагрузку при наблюдениях целесообразно учитывать:
    1) поведение занимающихся;
    2) условия проведения занятий (температуру, силу ветра и пр);
    3) степень утомления по внешним признакам (общему виду: окраске кожи лица, характеру выполнения движений, мимике, интонации голоса, отношению к занятию). Полученные по этой схеме результаты затем подвергаются анализу при сопоставлении с данными опроса занимающихся об их самочувствии, настроении и с данными исследования врача.
    В-третьих, исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя на сам факт наблюдения за их деятельность. Человек не может оставаться безучастным к тому, что за ним наблюдают, при всем желании быть самим собой, он становится менее естественным в своем поведении, а значит, наблюдающий будет фиксировать искаженные явления и факты (см. “Открытые наблюдения”). Американский ученый Н. Винер писал (1968), что в общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму и что нельзя быть уверенным в том, что “значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими”.
    В-четвертых, как метод исследования наблюдение должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения, т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.
    Понимать это следует таким образом. О выполнении или невыполнении педагогической задачи наблюдатель может судить только по видимым действиям людей. Поэтому он заранее должен выделить в действиях занимающихся и преподавателя те подвластные наблюдению и регистрации акты, которые отражают то, что требуется изучить.
    Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы “преподаватель оказал помощь” поставить условный знак в соответствующей графе.
    Обоснованность избранных единиц является их основным качеством. Они должны отражать только то, что соответствует действительности. Классическим примером того, как один и тот же двигательный акт может выражать разное отношение человека к действительности, служат движения головой, характеризующие понимание или непонимание объяснения (предположим, при изучении реакции детей на объяснения учителя). Для жителей нашей страны знаком понимания служат наклоны головы вперед-назад, но этот же самый акт не может служить обоснованной единицей, подтверждающей факт понимания, при исследовании населения некоторых стран, так как там это движение отражает противоположное отношение к действительности.
    Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (социологи его называют дескриптивным) и оценочным.
    Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что учитель 10 раз применил свисток, чтобы остановить выполнение физических упражнений. Этот способ регистрации встречается наиболее часто, так как бывает невозможно тому или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например в метрических единицах или баллах.
    Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.
    Перечисленные методологические и организационные сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения.

  3. Заманчивые строки Ответить

    Объектами наблюдения в педагогике могут быть действия учащихся или их групп в учебном процессе, выполнения ученических работ, изменение поведения учащихся, действия преподавателя, методы обучения и учения и другие педагогические явления.
    Наблюдения в педагогических исследованиях имеет следующие две основные функции: 1) обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией; 2) проверить адекватность и истинность теории в практике.
    Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, весьма разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. Рассмотрим эту классификацию.
    По частоте проведения наблюдения подразделяются на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение определенного времени; раз – через определенные промежутки времени (например, через неделю), при единовременной же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке. Последнее применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения.
    По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором – часть из них
    Несплошные наблюдения разделяют еще на ряд групп.
    При монографічному наблюдении исследуется деятельность только одного элемента, что касается объекта наблюдения, и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта. Например: наблюдается учебная деятельность ученика, которая имеет среднюю успеваемость при освоении какого-либо учебного предмета, и на основе этого делается вывод о его усвоения всем классом. Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, потому что таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всего класса или учебной группы.
    сравнительно-монографічному наблюдении с объекта наблюдения выделяют два или несколько разных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате наблюдения за ними делается обобщение об объекте в целом. Например, в классе (учебной группе) отбирается самый сильный и самый слабый ученик, наблюдают за их деятельностью, и на основе этого пытаются охарактеризовать весь класс (группу).
    При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, что имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых. Так, например, обычно не поддаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные ученики, поскольку включение их в исследуемый комплекс может привести к противоположным крайностям в результатах наблюдения. Этот вид наблюдений применяют в том случае, когда в классном коллективе присутствуют ученики, которые сильно отличаются от других по своим способностям.
    Выборочным (узкоспециальным) наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть исследуемого объекта. В исследовательской деятельности иногда возникает необходимость изолированного рассмотрения конкретного педагогического факта, чтобы выяснив его происхождение, уже затем перейти к изучению его связей и зависимостей. Для этого из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый добытый комплекс. Чем однороднее общий комплекс, тем меньшим может быть то, что выделяется. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основанных на теории вероятности.
    По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные, открытые и скрытые. При непосредственном, прямом наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Это означает, что во время непосредственного наблюдения между объектом и его исследователем имеют место прямые связи.
    Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе ходу решения задач можно сделать вывод о последовательности шагов мышления.
    Открытым называют такое наблюдение, что происходит в условиях осознания руководителем и участниками учебно-воспитательного процесса присутствии стороннего наблюдателя. Конечно, присутствие постороннего человека влияет на педагогическую ситуацию, она претерпевает определенные изменения, по сравнению с привычной ситуацией. Поэтому для нормализации обстановки в среде исследуемых в присутствии наблюдателя, нужный этап привыкания. Не менее важным в данном случае является чувство такта поведения наблюдателя, выбор им правильной позиции для наблюдения (чтобы было и ему удобно, и чтобы меньше привлекать внимание испытуемых).
    Скрытое наблюдение происходит в условиях, когда исследуемые не чувствуют подконтрольности, поэтому оно дает более истинную картину исследуемого процесса. Этот вид наблюдения несколько противоречивый, но вместе с тем полезен, он позволяет наблюдать неискаженный через присутствие постороннего человека педагогический процесс. Обеспечить скрытое наблюдение становится возможным благодаря наличию современных технических средств.
    в Зависимости от того, приводит наблюдения посторонний человек, которая принимает участие в учебном процессе, различают внешние (объективные наблюдения) и самонаблюдение. В зависимости от условий наблюдения исследователь может занимать в нем две разные позиции: 1) исследователь-свидетель (лицо нейтральное), осуществляет внешние наблюдения; 2) исследователь-руководитель педагогического процесса (то есть наблюдение осуществляет сам учитель или другой руководитель педагогического процесса). В последнем случае наблюдение носит характер самонаблюдения.
    Тот или иной вид наблюдения в данном случае имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае посторонний человек объективно оценивает произошедшее на уроке, у нее достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание может быть сосредоточено лишь на одной-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то степени мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, ученики вскоре привыкают к стороннего наблюдателя, и учебная работа протекает совершенно нормально.
    Положительной стороной самонаблюдения является то, что урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем сторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения заключается в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению может повлиять на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за явлениями, которые наблюдаются.
    Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований.
    1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее цель наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и выводить вероятные выводы. В педагогических исследовательских работах, к сожалению, часто проводится “наблюдения вообще” (например, общее наблюдение уроков или наблюдение за практической работой учащихся на опытном участке, в учебной мастерской и т. п) или наблюдения “на всякий случай”, чтобы позже решить, как и где употребить полученные сведения.
    2. Наблюдение должно проходить по заранее составленному плану. В плане детализируются отдельные вопросы, по которым хотят получить нужные сведения. Если, например, наблюдатель изучает деятельность преподавателя или ученика, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что его интересует в этой деятельности и в ходе наблюдения подробно регистрирует все применительно к поставленным им вопросам
    3. Количество признаков, которые исследуются, должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемые признаки, и чем яснее сформулированы критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. Если вопрос нечеткие и явления, которые исследуются, невозможно измерять точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения значительно труднее.
    4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объектом исследования является самостоятельная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий или по крайней мере четвертый уроки, так как на последних уроках чувствуется усталость, а во время первого урока – еще некоторая сонливость и в связи с этим вялое участие в учебной работе. Нежелательно наблюдать уроки в конце учебной четверти – в наиболее напряженной поре учебного процесса, когда начинают проявляться признаки переутомления. Наблюдение уроков в различных классах следует проводить по возможности в одинаковых условиях (место урока в расписании и тому подобное).
    5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны иметь возможность сравниваться. Большую важность в наблюдениях имеет применение одинаковых критериев при оценке исследуемых явлений. Неправильно, например, что в одном классе ответы учащихся фиксируются по трьохбальною системой (“+” – полный ответ; 0 – неполный ответ; “-” – неправильный ответ), а в другом классе – по пятибалльной системе (5 – отличный, 4 – хороший ответ и т. д.)
    6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени. Если, например, исследуется развитие трудовых навыков у учащихся, то наблюдение нужно проводить каждую четверть или полугодие Неправомерно делать проверку усвоения навыков учащихся например, в VIII классе через каждый учебный неделю, а в IX – через четверть.
    7. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении и предупреждать их. Неточные и неверные наблюдения возникают по разным причинам. Отклонения (аберрации) между данными, соответствующими действительности, и данными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения. Эти ошибки можно разделить на методологические и регистрационные. Первые обусловлены применением неправильных методов наблюдения, вторые – неточным записью данных.
    Методологическими есть, в первую очередь, репрезентативные ошибки, которые возникают на основе наблюдения отдельных явлений или признаков, изъятых из общего комплекса, делаются выводы об общем комплексе в целом. Здесь ошибка свидетельствует о том, что количество изъятых из общего комплекса объектов наблюдения, рассчитана неверно или неудачно выбранные отдельные элементы.
    Регистрационные ошибки зависят прежде всего от личности наблюдателя. Ученый или педагог, исследующий педагогический процесс, должен быть чрезвычайно наблюдательным, иметь хорошую память и опыт. Кроме того, необходима достаточная теоретическая подготовка для осмысления явлений, которые наблюдаются, а также четко определена программа проведения наблюдения. Следует иметь в виду, что для педагогического наблюдения недостаточно только описывать педагогические явления, их нужно в определенной степени и интерпретировать. Важно не только то, правильно отвечает ученик, но и то, как он ведет себя во время ответа (отвечает уверенно, волнуется, отзывается нерішучо и др.).
    Регистрационные ошибки проистекают преимущественно от субъективного отношения наблюдателя к тому или иному явлению. Например, на него влияет смелая, самоуверенная поведение ученика при ответе, что в некоторой степени делает незаметными во время ответа фактические ошибки. Другой же ученик хотя и отвечает точно, правильно, но делает это медленно и неумело, долго думает, в результате чего его ответ наблюдателю может показаться слабее и хуже. Зоркость наблюдателя может рассеяться, и тогда он пропускает некоторые ошибки.
    Влияние может выявить также малый опыт самого наблюдателя и некоторые случайные факторы. Например: во время первых наблюдений в каком-либо классе ученики отлично отвечали на уроке, и у исследователя сформировалось уже некоторое позитивное предположение о знаниях учащихся данного класса; это может несколько “смягчить” в глазах наблюдателя их промахи в ходе следующего наблюдения. А предыдущие негативные впечатления могут повлиять на отношение наблюдателя в обратном направлении. Случается также, что наблюдатель случайно приходит на негативный урок (любое чрезвычайное событие, плохое состояние здоровья преподавателя и тому подобное).
    При изучении новых методов несомненный влияет личное отношение к ним наблюдателя. Например, экспериментатор посещает уроки. На одном уроке используются методы, рекомендуемые им самим, на другом же методы, рекомендуемые иным Как показывает опыт, на первом уроке исследователь не замечает даже серьезных ошибок и тщательно фиксирует все положительные моменты, на другом же уроке отмечает мельчайшие промахи и не придает особого значения положительным сторонам метода. Чтобы избежать подобной ситуации, наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предубеждений по отношению к того или иного метода.
    Чтобы наблюдение дало ожидаемый результат, его тщательно готовят.
    Прежде всего при этом помнить, что каждое научное наблюдение должно в какой-то мере давать ответ на поставленный исследователем вопрос. Последнее нередко забывается, и в результате этого шкафы и полки исследователя переполнены протоколами наблюдений, но использовать он их не может, потому что накоплены они без четко поставленной цели.
    В подготовке и проведении педагогического наблюдения целесообразно выделить следующие этапы:
    1) выбор объекта, определение цели и задачи наблюдения;
    2) получение разрешения на проведение наблюдения;
    3) составление плана наблюдения;
    4) подготовка документов и средств наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);
    5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и тому подобное);
    6) оформление результатов наблюдения;
    7) анализ результатов наблюдения;
    8) теоретические и практические выводы по результатам наблюдения.
    Не останавливаясь подробно на всех этапах, обращаем внимание исследователей на то, что кажется нам особенно важным.
    Первое, чем приступить к наблюдению, нужно наметить точный план наблюдения. В этом плане детализируются точные возможности качественной характеристики какого-либо вопроса или комплекса вопросов.
    Для того, чтобы наблюдать формирование навыков у учащихся, заранее устанавливается, каким критериям определять уровень навыков (быстрота действия, точность, количества ошибок, характер движений).
    Если, например, исследуется умение нарисовать какой-нибудь предмет, то оцениваются скорость выполнения чертежа, техника черчения и характер движений (неуклюжие, плавные). Критерии оценки действия должны быть единственно возможными, то есть такими, чтобы явления легко и неоспоримо подвергались оценке измерения или измерения по возможности точным, одним показателем.
    Очень важный этап – выбор объекта наблюдения Например, наблюдать над всеми учениками класса или только над частью, сколько наблюдений провести с каждым учеником и др. Объект наблюдения должен быть четко ограничен, чтобы предотвратить разногласия относительно того, относится ли то или иное отдельное явление в состав объекта наблюдения.
    Для того, чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и легче было бы делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует тщательно фиксировать или в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитных записях, дополнениях к конспектам уроков, или каким-нибудь другим образом.
    Форма протокола наблюдения может быть произвольная, но в нем обязательно должны быть указаны: дата наблюдения, характер комплекса, что наблюдается (учебное заведение, класс или учебная группа, учащийся), преподаватель, характер действия, что наблюдается, и задача (тема урока и задачи), точная цель наблюдения и ведения протокола. Из последних наиболее существенные, те, которые ведутся на уроке. В протоколе следует отметить ход урока вместе с дозировкой времени, действия преподавателя, действия учащихся и замечания (см. табл. 3.1, 3.2).
    Таблица 3.1. в Ориентированная форма протокола наблюдения

    Таблица 3.2. в Рекомендуемая форма регистрации урока
    Время (мин.)
    Деятельность преподавателя
    Деятельность учащихся
    Замечание
    С помощью таких таблиц легко выяснить, чем занимались ученики на уроке, какова была структура урока (удельный вес того или иного действия и их чередование в течение урока).
    На основе записей в графе замечаний можно охарактеризовать качество того или иного действия.
    Приведенный протокол наблюдения легко заполнить и на основе полученных данных сделать выводы. Количество и содержание граф зависит от характера урока. Желательно оставить несколько запасных граф и графу для замечаний начертить в меру возможности шире.
    дневник наблюдения исследователь (при самоспостереженні – учитель) сразу же по окончании урока отмечает свои наблюдения о какое-либо действие (ход урока). Форма дневника может быть очень разнообразной в зависимости от конкретных действий, которые наблюдаются. В нем однако целесообразно иметь графы, приведенные в таблице 3.3.
    Таблица 3.3. в Таблица для регистрации наблюдения
    Действие, наблюдалась
    Что удалось в действии, которая наблюдалась
    не удалось
    Причины неудач
    Замечание
    В графу замечаний вносятся наиболее типичные отклонения в действия, наблюдаемые (например: существенные отклонения в ходе урока, наиболее типичные ответы учащихся и др.).
    стенограммах или компьютерных записях фиксируются все действия учителя и учеников в течение урока. В некоторых случаях эти средства можно применять и для точной регистрации отдельных частей урока (подача нового материала, повторения и проч.). Особенно целесообразно использование вышеупомянутых способов фиксирования при исследовании языковых вопросов. Из выполненных на уроке записей наблюдатель выписывает интересующие его факты, фиксирует их в таблицах или протоколах, анализирует и использует для решения какой-либо проблемы.
    Результаты наблюдения можно фиксировать и в дополнениях к конспектам урока. С этой целью исследователь составляет для учителя подробный конспект урока по экспериментальному изучению какой-либо темы и указывает также время, отводимое им на отдельные части урока. Копию конспекта он оставляет себе. Во время наблюдения экспериментального урока он делает оценки в конспекте урока об отклонениях в ходе урока в сравнении с запланированным.
    Если исследователь (наблюдатель), составил план эксперимента, на уроке не присутствует, замечания в конспект вносит сам преподаватель по ходу урока или сразу же по окончании его. Урок может провести, конечно, и сам преподаватель, внести свои замечания в заранее составленный конспект.
    Заканчивая рассмотрение особенностей метода наблюдения, следует отметить некоторую его ограниченность, Ведь наблюдению доступны только внешние проявления педагогического процесса. Наблюдать можно только то, что поддается восприятию органов чувств. Можно проследить за внешними действиями учителя; деятельностью учащихся или студентов; проследить за системой взаимодействия всех участников педагогического процесса. Но с помощью наблюдения невозможно обнаружить мотив деятельности, эмоциональное состояние, ход мыслей, величину интеллектуального или физической нагрузки, не говоря уже о существенные связи, обнаружить которые становится возможным только благодаря целому комплексу исследовательских методов, включая и теоретические.
    Выше были рассмотрены особенности и виды метода наблюдения, наиболее распространенные в педагогических исследованиях. Конечно, ими не исчерпывается ни их количество, ни их виды. Каждый из рассмотренных видов может в дальнейшем совершенствоваться и модернизироваться в зависимости от исследуемого объекта, его происхождения, условий проявления.

  4. Simon Ответить

    Под методом исследования понимаются определенные приемы и способы решения научной проблемы. В педагогике классификация методов исследования проводят на основе места, которое они занимают на всех этапах процесса научного поиска.
    Наблюдения
    Метод наблюдения является одним из основных эмпирических методов педагогического исследования, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии педагогических явлений с целью изучения их специфических изменений в конкретных условиях, а также в поиска смысла этих явлений.
    С его помощью изучают внешние проявления чувств и поведение воспитанников в различных условиях их жизни и деятельности. Анализ материалов, полученных в ходе всестороннего наблюдения, дает возможность познавать мысли и чувства, отношения и мотивы, установки и другие недоступные для непосредственного восприятия психические компоненты, которые дают возможность находить характерные тенденции развития личности и коллектива, намечать обоснованные пути управления ими, формировать необходимые духовные и морально-психические характеристики.
    Наблюдение становится методом тогда, когда оно не ограничивается только констатацией, описанием фактов, а имеет научное объяснение, классификация.
    Первый признак научности метода наблюдения – целенаправленность, наличие гипотезы. Целенаправленность наблюдения – это определение цели и задач исследования.
    Требования метода объективного наблюдения:
    • естественность (типичность условий – воспитанники не должны знать, что за ними наблюдают);
    • ведение дневника наблюдения;
    • точное определение объекта и предмета наблюдения (наиболее важные черты личности, коллектива);
    • ограничение исследователем минимальных признаков, которые являются предметом наблюдения;
    • выработка исследователем конкретных критериев оценки этих признаков;
    • четкость и продолжительность наблюдения.
    Положительное качество этого метода – естественность проявления педагогических явлений.
    Недостатки – пассивная позиция исследователя (ждет, когда явление будет иметь место); метод почти исключает психологический анализ, что снижает надежность выводов; ограничивает выявление причин; требует много времени.
    Объективная систематическая фиксация различных педагогических явлений является важной характеристикой наблюдения. Протоколирование, магнитная запись, фото – и киносъемка, хронометраж и запись с помощью специальной аппаратуры дают возможность накапливать и сохранять факты, классифицировать их, устанавливать закономерные связи между ними, делать обобщения.
    Используются наблюдения в разных формах. Оно может быть непосредственным (осуществляется самим исследователем) и косвенным (исследователь обобщает данные, полученные от других лиц). Наблюдение становится полным, когда фиксируются все проявления психической и педагогической деятельности ученика или группы учеников в течение определенного времени (за семестр). Когда же исследуется только одна проблема, педагогические явления в сравнительно небольшом промежуточные времени, в той или иной конкретной ситуации или же изучается только часть данного коллектива, тогда наблюдение называется выборочным.
    В педагогике различают простое (обычное) наблюдение, когда события фиксируют сбоку, и соучастное (включенное) наблюдение, когда исследователь, адаптируясь в каком среду вузе, анализирует события как бы «изнутри».
    Наблюдение – процесс сложный: можно смотреть, но не увидеть, наблюдать одно явление, а заметить другое. В педагогике наблюдение превращается в настоящее искусство. Тембр голоса, взгляд, расширение или сужение зрачков, едва заметное изменение поведения в общении с окружающими и другие, самые разнообразные, трудно фиксированные реакции личности, коллектива могут стать основой глубоких педагогических выводов.
    Таким образом, наблюдение является начальным и одним из наиболее распространенных методов педагогики.
    Оно может рассматриваться как самостоятельный метод, но чаще используется совместно с любым другим, например, беседой, проведением группового или индивидуального исследования.
    Результаты исследований, выводы, наблюдения, за эмоционально-волевой сферой тестируемого заносятся в индивидуальную карту.
    Итак, наблюдение можно считать научным методом педагогического исследования только в том случае, когда оно не ограничивается только констатацией фактов и изображением их, а становится основой научного обоснования природы педагогических явлений.

  5. Malalmeena Ответить

    При использовании в методике наблюдений все более современных регистрирующих устройств, диапазон применения этого метода в социально-педагогических исследованиях расширяется.
    Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Результаты хронометрирования записываются непосредственно на месте хронометрирования в специальных протоколах, в которых заполняются только первые три колонки: часть урока, содержание занятия, время окончания деятельности. Остальные пять колонок (выполнение физических упражнений, слушание и наблюдение, отдых и ожидание, действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хронометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера с завершением последующей деятельности занимающегося. Эти данные заносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его частей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.
    После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо суммировать все числа графы 2 (выполнение физических упражнений) и проставить полученные значения в формулу:

    где МП – моторная плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тобщ – общая продолжительность занятий или его части. Показатели моторной плотности меняются в зависимости от вида, содержания урока, применяемых методов и могут варьироваться от 50 до 80 %.
    Для определения общей плотности урока суммируются показатели граф 2, 3 и 5, кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 4 и 6), после чего эти значения проставляются в следующую
    формулу:

    где Тпол – полезное время занятий.
    Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100 %.
    Памятка для проведения педагогического наблюдения
    • Социальный педагог изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельностиподопечного(ых) воспитанника(ов).
    • Социальный педагог не может активно вмешиваться в ход педагогических событий (урока, мероприятия, беседы, игры и др.), ситуаций (конфликта, спора и др.) или протекания психических процессов.
    • Социальный педагог как исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить.
    • Социальный педагог фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения.
    • Социальный педагог фиксирует факты поведения подопечных воспитанников (или клиентов) и личностных проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.
    • Социальный педагог как исследователь не может воспроизвести заново явление, которое он уже наблюдал, сохраняя те же условия и обстоятельства.
    • Хронометрирование осуществляется на одном ученике с наиболее типичными характеристиками (или с характеристиками значимыми для социально-педагогического наблюдения). Методика хронометрирования должена соблюдаться в строгой последовательности.
    ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ
    1. Используя бланк наблюдения и «Памятку о проведении педагогического наблюдения» Приложение 3 и 4 С. 40-44., проведите педагогическое наблюдение и сделайте выводы относительно исследуемой формы педагогической деятельности.
    2. Посетите урок в общеобразовательной школе. Используя бланк наблюения урока Приложения 5 С. 45-46 , сделайте фото-записьурока и дайте ему отзыв.
    3. Используя формулу, осуществите процедуру хронометрирования. Дайте оценку эффективности распределения ресурса времени у наблюдаемого ученика на примере одного урока (Приложение 6 С. 47)
    Ключевые понятия: наблюдение, наблюдатель, включенное – не включенное наблюдение, хронометраж урока.
    Литература
    Введение в научное исследование в педагогике: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов. – М., 2000.
    Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2006
    Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (советы начинающему исследователю) – М., 2000.

  6. Ariugamand Ответить

    Один из основных исследовательских методов в педагогике. Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий человека или особенностей протекания изучаемого явления/процесса и их специфических изменений. Наблюдение предполагает не только чувственное восприятие каких-то явлений, оно должно приводить к педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то есть должно установить факты. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления.
    Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать и как предварительное изучение исследователем имеющихся материалов.
    Наблюдение может быть направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. В таком случае результаты наблюдений, проведенных в разное время, сопоставляются и анализируются.
    Объектом наблюдения чаще всего служит сам процесс деятельности педагогов, их учеников, о ходе и результатах которого судят не только по действиям, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоциональным реакциям, волевым усилиям участников.
    Как правило, данные и результаты наблюдения фиксируются в виде текстовых записей. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдений.
    Особенности наблюдения как метода педагогического исследования.
    Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.
    Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются, объясняются уже в ходе наблюдения.
    Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.
    Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

  7. Kazira Ответить

    Открытое наблюдение означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.
    Сплошным наблюдением охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Выборочное наблюдение представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении неврогенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и ученика.
    Включенное – диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых или невключенное – осуществляется диагностом со стороны.
    Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения.
    Лабораторное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются исследователем. Оно чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства.
    Пассивное наблюдение сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя. Наблюдение активное – наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдаемые начинают его считать как бы членом данной группы и соответственно к нему относиться.
    Этапы процесса наблюдения
    Можно выделить следующие этапы наблюдения:
    . Определение цели и задач (для чего ведется наблюдение, на решение каких конкретных задач исследования оно направлено). Задачами – наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов.
    . Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Например, наблюдаются учащиеся седьмого класса на предмет выявления уровня развития у них творческих способностей в ситуации решения проблемных задач. Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях взаимодействия и общения. Предметом наиболее часто выступают различные поведенческие и коммуникативные акты отдельного человека, группы, нескольких групп.
    . Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и оптимальным образом обеспечивающего сбор необходимой информации (включенное или невключенное, открытое или скрытое, сплошное или выборочное и т.п.). Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым.
    . Определение единиц наблюдения. Что регистрируется: действия наблюдаемого, его эмоции, другие реакции, способы воздействия, характер общения и т.п..
    . Выбор способов регистрации наблюдаемого (протокольная запись, дневник, видеосъемка и т.п.) и подготовка необходимых форм (например, протокольных таблиц) и оборудования. Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различают по степени точности, полноты надежности и обоснованности информации, по техническим возможностям, по форме и языку записи, по трудоемкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.
    . Проведение наблюдения с параллельной регистрацией его результатов. Здесь особенно важны грамотное, компетентное соблюдение диагностических процедур, их коррекция в связи с возникающей необходимостью.
    . Обработка и интерпретация полученной информации. Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.
    Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
    наблюдение педагогический эмпирический изучение
    Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
    . Целенаправленность. В повседневной жизни, наблюдая окружающую действительность, человек фиксирует все, что попадает в поле его зрения, не ставя, как правило, перед собой определенной цели. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования предполагает постановку четкой, корректно сформулированной цели. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если одна из задач исследования – «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика таких ситуаций.
    . Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.

  8. Лёха робаченко Ответить

    Министерство образования и науки Украины
    Открытый международный университет развития человека “Украина”
    Горловский филиал
    Кафедра физической реабилитации
    Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.
    РЕФЕРАТ
    по дисциплине:
    Методы исследований в физической культуре и спорте,
    физической реабилитации
    ТЕМА:
    ”Педагогическое наблюдение как метод научных исследований”
    Выполнила:
    студентка 2-го курса группы ФР-06
    дневного отделения
    факультета “Физическая реабилитация”
    Якушина Инна Викторовна
    2008

    Содержание
    Характеристика педагогического метода наблюдения
    Объекты педагогических наблюдений
    Педагогический анализ и оценка
    Виды педагогических наблюдений
    Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения
    Список литературы

    Характеристика педагогического метода наблюдения

    Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
    К достоинствам
    наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
    только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях “живого” педагогического процесса в их динамике;
    оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
    наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
    в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
    наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
    К слабым сторонам
    педагогического наблюдения относятся:
    наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
    недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
    возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
    пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
    Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
    когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в “чистом” виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
    когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
    когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;
    когда требуется провести “разведку” с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
    когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.
    Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
    При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов
    исследования. Сложность его многопланова.
    Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов
    наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения – это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным “эталоном”, который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.
    Решая эту проблему, следует иметь в виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.
    Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение,
    перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.
    Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих “не только смотреть, но и видеть”. Не случайно говорят: умение искусно наблюдать – это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.
    Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического труда, которая явится предметом его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю – тренировочное занятие.
    Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.
    С этой целью исследователь прибегает: к многократным проверочным наблюдениям; к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами; к сбору информации с помощью других методов; к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны). Одновременное сопоставление данных наблюдения с данными врачебного контроля, самоконтроля занимающегося и спортивными результатами дает научно полноценный материал. Например, для изучения реакции спортсмена на предлагаемую тренировочную нагрузку при наблюдениях целесообразно учитывать:
    1) поведение занимающихся;
    2) условия проведения занятий (температуру, силу ветра и пр);
    3) степень утомления по внешним признакам (общему виду: окраске кожи лица, характеру выполнения движений, мимике, интонации голоса, отношению к занятию). Полученные по этой схеме результаты затем подвергаются анализу при сопоставлении с данными опроса занимающихся об их самочувствии, настроении и с данными исследования врача.
    В-третьих, исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя
    на сам факт наблюдения за их деятельность. Человек не может оставаться безучастным к тому, что за ним наблюдают, при всем желании быть самим собой, он становится менее естественным в своем поведении, а значит, наблюдающий будет фиксировать искаженные явления и факты (см. “Открытые наблюдения”). Американский ученый Н. Винер писал (1968), что в общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму и что нельзя быть уверенным в том, что “значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими”.
    В-четвертых, как метод исследования наблюдение должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения,
    т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.
    Понимать это следует таким образом. О выполнении или невыполнении педагогической задачи наблюдатель может судить только по видимым действиям людей. Поэтому он заранее должен выделить в действиях занимающихся и преподавателя те подвластные наблюдению и регистрации акты, которые отражают то, что требуется изучить.
    Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы “преподаватель оказал помощь” поставить условный знак в соответствующей графе.
    Обоснованность избранных единиц является их основным качеством. Они должны отражать только то, что соответствует действительности. Классическим примером того, как один и тот же двигательный акт может выражать разное отношение человека к действительности, служат движения головой, характеризующие понимание или непонимание объяснения (предположим, при изучении реакции детей на объяснения учителя). Для жителей нашей страны знаком понимания служат наклоны головы вперед-назад, но этот же самый акт не может служить обоснованной единицей, подтверждающей факт понимания, при исследовании населения некоторых стран, так как там это движение отражает противоположное отношение к действительности.

  9. Deja vu Ответить

    Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
    Особенностями наблюдения как научного метода являются:
    – направленностью к ясной, конкретной цели;
    – планомерность и систематичность;
    – объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
    – сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
    Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (“инкогнито”); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
    Наблюдение – процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; или смотреть вместе, а видеть разное; смотреть на то, что видели и видят многие, но, в отличие от них, увидеть новое и т.д. В психологии и педагогике наблюдение превращается в настоящее искусство: тембр голоса, движение глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметные изменения в общении с окружающими и другие реакции личности, коллектива могут служить признаком целесообразности психолого-педагогических выводов. Чем опытнее наблюдатель, тем более точно он оценивает ход педагогического процесса по конкретным, иногда едва заметным проявлениям. У исследователя вырабатывается специальная система, механизм “чтения” психолого-педагогических явлений по их внешним проявлениям. Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения. Например, протокол наблюдения учебного занятия может выглядеть следующим образом:
    Организационные этапы занятия
    Содержание учебного материала
    Методы совместной деятельности преподавателя и студента
    Время (в мин. или сек.)
    Примечания
    Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.

  10. GaGariN Ответить

    Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали наблюдение главным источником получения научных фактов. Наблюдение есть древнейший, генетически первичный метод познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких-либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего. В практике работы педагога дошкольного образовательного учреждения наблюдение используется как основной метод педагогического исследования.
    По мнению В. П. Зинченко, наблюдение – это «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности» [29, с. 234].
    Наблюдение как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение становится относительно самостоятельной стороной деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. д.).
    Наблюдение, как метод, рассчитано на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение, наряду с самонаблюдением, является основным исследовательским методом.
    Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:
    – целенаправленность;
    – аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
    – комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;
    – систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
    Наблюдение предполагает выполнение определенных требований:
    – наличие предварительно разработанного плана наблюдений;
    – выбор адекватного способа фиксации результатов наблюдения;
    – возможность сведения этих результатов к формализованным данным;
    – минимизация влияния наблюдающего на наблюдаемые им явления.
    Основные требования к научному наблюдению:
    – однозначность замысла;
    – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента).
    На первый план все больше выступает интерпретация результатов наблюдений, т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений.
    Общая процедура наблюдения включает следующие этапы:
    1) определение целей и задач наблюдения;
    2) выбор объекта;
    3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации;
    4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
    5) обработка и интерпретация полученной информации.
    Различают следующие дополняющие друг друга виды наблюдения:
    – кратковременное (срез) и продолжительное/лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
    – непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
    – выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях) [29].
    Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри».
    В зависимости от выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы), различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение.
    Метод объективного наблюдения, – отмечает Ф. Р. Филатов, – это «стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта» [39, с. 190]. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
    Метод самонаблюдения – это «стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами» [39, с. 190]. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.
    К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В. Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.
    Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:
    – в целостности;
    – в естественном функционировании;
    – в многогранных связях и проявлениях.
    Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
    – активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
    – наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;
    – охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
    – избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
    – делать точные замеры [32].
    Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
    Основным методом педагогического исследования является наблюдение. Наблюдения различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное, по объему – широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное); по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). Наблюдение может быть включенными и невключенным; по условиям проведения – полевое и лабораторное.

  11. Gravelbrand Ответить

    Достоинством наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом. Однако достоинство моментально превращается в недостаток, поскольку при наблюдении высока опасность вмешательства ученого в естественный ход событий. Замечательной чертой наблюдения считается хорошая совместимость с другими социологическими методами. Его можно применять в качестве основного либо дополнительного метода и с анкетированием, и с интервью, и с анализом документов, и с экспериментом. Не о каждом методе можно сказать подобное. Совместное применение двух методов часто дает весьма эффективные результаты, например при изучении степени активности населения на электоральных собраниях.
    Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.
    Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. В том и состоит главная особенность наблюдения в социологии — неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации. Другая особенность наблюдения в социологии заключается в том, что восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения. Эту особенность следует иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных.
    Специалисты отмечают субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно некоторых данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами. Имеет место «снисходительность» наблюдателя в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т.е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом.
    Итак, преимущество социологического наблюдения, а именно непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев, тут же превращается в его недостаток — возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе.
    Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.
    Правда, оперативность моментально оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Действительно, социолог не может гарантировать репрезентативность своих данных, опираясь на одно исследование, которое к тому же охватывает небольшое количество явлений.
    Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
    Но и тут социолога поджидает неприятность. Ему очень сложно, а порой просто невозможно, провести повторное наблюдение, подтвердить или перепроверить имеющиеся данные.
    Социальные процессы обладают неприятным для ученого свойством: часто они уникальны, невоспроизводимы в силу того, что подвергаются воздействию очень большого числа неконтролируемых факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения являются подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта в сходных условиях.
    К числу недостатков наблюдения относят: невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям. Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.
    Метод наблюдения – один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
    В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
    1) выявляется проблемная ситуация,
    2) определяются цели и задачи,
    3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
    4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
    5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
    6) выбирается метод обработки результатов;
    7) осуществляется наблюдение согласно плану;
    8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
    Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:
    а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
    б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
    в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *