Нападение на перл харбор в каком году было?

15 ответов на вопрос “Нападение на перл харбор в каком году было?”

  1. IXELE Ответить

    Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно?морской базе Перл?Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.
    Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.
    Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии – Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.
    Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.
    Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл?Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.
    Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.
    7 декабря в 6 часов 15 минут по гавайскому времени с японских авианосцев поднялись 40 торпедоносцев, 49 бомбардировщиков, 51 пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Налет на базу начался в 7 часов 55 минут. В 9 часов 15 минут нанесла удар вторая группа самолетов (54 бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей). Весь налет на базу длился 2 часа 5 минут.
    Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.
    Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.
    В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941–1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.
    Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.
    Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.
    Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.
    Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года “днем несмываемого позора”. Лозунг “Помни Перл?Харбор” стал ведущим в войне американцев против Японии.
    После 1945 года военно?морская база Перл?Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.
    В Перл?Харборе открыт мемориал, посвященный линкору “Аризона”, потопленному японской авиацией.
    (Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ?2004 г.).
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  2. В НеАдЕкВаТе Ответить

    отсюда:

    Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
    + Подробней ….>>>
    Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года. В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

    Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».
    Предыстория
    После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

    Перл-Харбор перед нападением
    Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

    Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
    К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

    Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.
    История
    Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.
    Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

    Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
    Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)
    В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.
    В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа “97” , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа “99” , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

    Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
    Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

    Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
    Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа “97”, 78 пикирующих бомбардировщиков “99” и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

    Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.
    Японская авиация
    Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:


    Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.
    Самолёты первой волны

    Номера групп условные, для обозначения на схемах.


    Самолёты второй волны

    Номера групп условные, для обозначения на схемах.


    Итоги
    В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель — воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)
    Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.
    Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

    Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином…

  3. Yoshura Ответить

    Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.
    По команде экипажи самолетов первой волны заняли кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A (потом американцы дадут ему «свое» имя — «Вэл») с четверть тонными бомбами и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.
    Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).
    Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.
    Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.
    А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. Оснащенный мотором мощностью в 1115 л.с. с винтом изменяемого шага, снабженный убирающимся шасси и закрылками Фаулера, с солидным вооружением, включающим одну 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы. Эта трехместная машина уже после Перл-Харбора дерзкими торпедными атаками уничтожит за неполный год четыре американских авианосца!

    Двухместный пикировщик D3A фирмы «Аичи» приняли на вооружение японского ВМФ в 1939 году. Он был выполнен по схеме одномоторного свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и подкрыльевыми тормозными щиткам. На D3A был установлен двигатель мощностью 1280 л. с. По своим характеристикам и концепции он был близок к уже прославившемуся на весь мир германскому Ju-87, а по точности бомбометания с пикирования, даже превосходил немецкую машину. Именно самолеты D3A позднее потопили английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» менее через 15 минут после начала налета. На заключительном этапе войны, уже устаревшие самолеты применяли в качестве летающей бомбы, пилотируемых смертниками.

    Наконец, основу японских корабельных авиагрупп составлял небольшой по размерам истребитель «Мицубиси» А6М фирмы «Мицубиси», который стал впоследствии широко известным «Зеро». Этот самолет приняли на вооружение в 1940 году, и к описываемому моменту было выпущено менее четырехсот машин. Большей частью модификации 21 укомплектованных радиальным мотором мощностью 925 л. с. Обладая максимальной скоростью в 538 км/ч, и вооружением, состоящим из двух скорострельных 20-мм пушек и пары 7,9-мм пулеметов, отличной маневренностью, этот палубный истребитель не имел равных в небе Тихого океана вплоть до начала 1943 года. Кроме отличных скоростных и маневренных данных он обладал и огромной дальностью полета, которая превышала 2,4 тысячи километров.
    Разумеется, эти японские самолеты имели и определенные недостатки. Например, их топливные баки были непротектированы, летчик не был защищен броней. Но в целом, по летно-техническим характеристикам японские машины были для того времени передовыми.

    На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.
    В первую очередь японцы нанесли упреждающий удар по армейскому аэродрому Уиллер Филд. В результате быстрого штурмового удара все 60 новеньких Р40, выстроенных ровными рядами на аэродроме, обратились в пылающие факелы. В 7 часов 53 минуты разгоряченный предчувствием победы Футида отдал приказ радисту дать Нагумо условный сигнал «Тора… Тора… Тора», что по секретному коду означало: «Внезапная атака удалась!»
    Главной целью японских летчиков были тяжелые корабли флота США — линкоры и авианосцы. К несчастью для японцев, авианосцы в тот момент в бухте отсутствовали, поэтому весь удар обрушился на линкоры. Шесть мощных кораблей, стоявших попарно вдоль восточного побережья острова Форд, стали главной добычей — «лакомым кусочком» для торпедоносцев. Стоящий в центре линкор «Вест Вирджиния», за несколько минут налета был поражен семью торпедами в борт. Даже для огромного линкора, этого было более чем достаточно! И хотя две попавшие в него авиабомбы не разорвались, уже ничего не могло измениться: стремительно набравший воду, корабль пошел на дно, унося с собой 105 человек экипажа.

    Но еще раньше, чем это произошло, линкор «Аризона» был подбит четырьмя бомбами с пикирующих бомбардировщиков, а его борт поразила торпеда. Последовавший чудовищный взрыв сдетонировавшего боезапаса и котлов взметнул облако огня и дыма на 1000-метровую высоту. В результате погиб почти весь экипаж — 1100 моряков были убиты на месте.
    Пара торпед попала в «Оклахому», да пикирующие бомбардировщики, промазав, сбросили несколько бомб, которые взорвались рядом с левым бортом. На линкоре вспыхнули пожары, осложнившие борьбу за живучесть корабля. В итоге «Оклахома» перевернулась и затонула. Она унесла на тот свет более 400 человек. Фактически, оказалось, что огромному американскому линкору для гибели хватило всего двух легких авиационных торпед.
    Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпед, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «Калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.

    Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.
    Восьмой линейный корабль американского Тихоокеанского флота, флагманская «Пенсильвания» стояла в доке с эсминцами «Доунс» и «Кассин». Густые дымы пожаров спрятали его от первой японской «волны», и он избежал повреждений. Однако Футида сумел разглядеть эти корабли. Бросившись в атаку, японские летчики второго ударного эшелона столкнулись с гораздо более серьезным сопротивлением. В небо вело огонь все, что способно было стрелять, начиная от универсальных пушек линкоров и крейсеров, и заканчивая личным оружием морских пехотинцев. Естественно огонь был беспорядочным и не точным. Были даже те, кто палил в воздух, закрыв глаза. Но, зенитный огонь все-таки снизил точность нанесения бомбовых ударов. «Пенсильванию» поразило всего две авиабомбы. Но зато эсминцам досталось по полной: взрывная волна сбросила их с кильблоков и завалила друг на друга. Тяжелее всего пришлось эсминцу «Шоу». Он «получил» целых три бомбы, а взрыв артпогребов поставил точку в его истории.
    Западнее острова Форд замерли стоя на якорях, легкие крейсера «Танжер», «Релей» и «Детройт», бывший линкор «Юта», который был переоборудован в корабль-мишень. В результате налета «Юта», перевернулась и затонула. Крейсер «Релей» получил торпеду в левый борт. Минный заградитель «Оглала», пораженный торпедой, быстро затонул. Однако он спас крейсер «Хелена», так как закрывал его своим корпусом. В результате крейсер, имевший уже одно торпедное попадание, остался на плаву.
    Японские пикировщики уничтожили летающие лодки и их ангары в южной оконечности о. Форд. А «последним самурайским приветом» стало прямое попадание авиационной бомбы в плавучую базу гидросамолетов «Кертисс».

    Японцы же потеряли всего 29 самолетов, из них 9 пикировщиков «Айчи» D3A«Айчи» D3A, бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 и пять истребителей «Мицубиси» А6М. На авианосцы не вернулись 55 членов экипажей. Стоит помнить, что до налета на о. Оаху базировалось свыше_300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?
    Примерно в 7 часов утра 7 декабря РЛС расположенная на горе Опана о. Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше… Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая — армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.
    Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши». Но если бы он и решил запросить приближающиеся самолеты по радиосвязи, то получил бы ответ экипажей бомбардировщиков Б-17, которые уже были в воздухе.

    Японские летчики одновременно с ударами по кораблям атаковали и аэродром морской авиации Эва, а также базу армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Почти 20 японских А6М«Зеро» проштурмовали самолеты, которые стояли в Эве на открытых площадках, и в течении всего нескольких минут уничтожили 30 американских машин. А в Хикем Филд было сожжено на земле двенадцать бомбардировщиков Б-17, столько же А-20 и Б-24, а также порядка 30 устаревших Б-18.
    На аэродроме Халейва, в это время дислоцировалась всего одна эскадрилья истребителей. Именно поэтому он был обойден вниманием японцев. С его полосы взлетели лейтенанты Уэлч и Тайлор. По их докладу, в районе аэродроме Уиллер Филд они сумели завалить 7 вражеских самолетов из 11 сбитых утром 7 декабря над Оаху.
    Одна из групп японских истребителей, удостоверившись в отсутствии американских истребителей в воздухе, устремилась к базе гидроавиации Канеохе. Сделав несколько заходов, они уничтожили три десятка гидросамолетов РВ.1.

    Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.

    Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи. Беспомощно кружась над развороченными взрывами аэродромами, они не имели возможности отбиваться от атакующих истребителей: их бортовые пулеметы, тщательно смазанные, были упакованы в заводские ящики. Не могли они и улететь, так как топливо было уже на исходе. Всего две «крепости» остались неповрежденными, но их тоже нельзя было использовать: все хранилища горючего сгорели, заправить было нечем.
    А через полчаса грустную судьбу бомбардировщиков разделила эскадрилья самолетов-разведчиков, взлетевших с палубы авианосца «Энтерпрайз». Летчик одного из них сумел дать предупреждающую радиограмму на свой авианосец. «Энтерпрайз» повернул на юго-восток, а вот самолетам-разведчикам уйти было не суждено. Три из них японцы сбили над морем, а один — над островом. Судьба пятого была еще более печальной. Его сбили эсминцы США, чьи ошалевшие экипажи принялись палить по любому летящему объекту, не разбираясь, где свои, где чужие. Безумие продолжалось и после окончания японской атаки. Уже во второй половине дня два самолета с того же «Энтерпрайза» бравые американские пехотинцы сбили очередями из своих пулеметов.

    Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.

    Источники:
    Иванов С. Перл-Харбор // Война в воздухе. №44. С. 24-50.
    Иванов С. А6М «Зеро» // Война в воздухе. №3. С. 21-24.
    Медведь А. Удар по Жемчужной гавани // Крылья Родины. 1992. №1. С. 30-31.
    Яковлев Н. Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года. Быль или небыль. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 62-81.

  4. Graniath Ответить

    Правообладатель иллюстрации
    AP
    Image caption
    Военный аэродром Хикэм-филд: десятки самолетов были уничтожены, не успев взлететь
    Японцы потопили четыре американских линкора (два впоследствии удалось поднять и вернуть в строй), два эсминца и один минный заградитель, повредили еще четыре линкора, три крейсера и один эсминец, уничтожили, в основном на земле, 188 самолетов и 159 повредили.
    Погибли 2403 американских военнослужащих (почти половина из них на борту взорвавшейся “Аризоны”) и 1178 были ранены.
    Японские потери составили 64 человека, 29 самолетов (15 бомбардировщиков, пять торпедоносцев и девять истребителей) и пять сверхмалых подводных лодок.
    Кстати, на эти лодки, доставленные на борту кораблей, японское командование возлагало большие, но совершенно не оправдавшиеся надежды. Лейтенант Сакамаки попал в плен после того как его сверхмалая подводная лодка напоролась на риф.

    Пиррова победа

    С точки зрения немедленного эффекта успех операции превзошел все ожидания.
    Американский флот оправлялся от потерь шесть месяцев. За это время Япония сравнительно легко захватила Индонезию, Филиппины, Бирму, Малайю, Гонконг и Сингапур. Ее флот вышел в Индийский океан.
    Берлин предложил союзнику высадить десант на юге Аравийского полуострова, а после захвата Суэцкого канала Роммелем провести свои корабли в Средиземное море.
    Вторая мировая: Эрвин Роммель
    Британия принялась срочно укреплять оборону Индии и взяла под контроль управлявшийся французскими вишистами Мадагаскар.
    Однако, когда миновало первое потрясение, выяснилось, что потери США не критичны.
    База в Перл-Харборе сохранила дееспособность. Пирсы, арсенал, хранилища топлива, верфь, электростанция, штабные здания не пострадали.
    А главное, американские авианосцы и два новейших и самых мощных линкора “Северная Каролина” и “Вашингтон” находились во время атаки в других местах. Достраивались еще восемь аналогичных кораблей.
    Возмездие не заставило себя ждать. Уже 18 апреля 1942 года бомбардировщики с авианосца “Хорнет” опровергли заверения генерала Сугиямы, нанеся удар по Токио, Нагое и Йокосуке (“рейд Дулиттла”).
    4-5 июня США одержали ключевую победу над японским флотом у атолла Мидуэй. “Морской Сталинград” обозначил перелом в ходе войны на Тихом океане, раз и навсегда превратив Японию в обороняющуюся сторону.
    Четыре из шести японских авианосцев, участвовавших в нападении на Пирл-Харбор, были потоплены у Мидуэя. Всего из 22 кораблей эскадры к концу войны уцелел лишь один.

    Конспирологическая версия

    8 декабря Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании сената и палаты представителей Конгресса США, назвав нападение на Перл-Харбор “днем, который войдет в историю как символ позора”. Законодатели объявили Японии войну.
    Приверженцы конспирологических теорий полагают, что Рузвельт, уведя с Гавайев ценные авианосцы, умышленно подставил устаревшие корабли под удар, дабы обезоружить изоляционистов. Историки-нонконформисты Джеймс Расбриджер и Эрик Нэйв даже озаглавили книгу “Предательство в Перл-Харборе”.
    В качестве подтверждения они указывают на то, что Рузвельт отклонил предложение адмиралов после окончания летне-осенних учений увести флот на зиму в Сан-Диего, заявив, что “грабитель всегда должен видеть перед собой полицейского”.
    В январе 1941 года морской министр Франклин Нокс и посол в Токио Джозеф Грю высказывали предположение, что если Япония решится на войну, то первой мишенью будет именно Перл-Харбор.
    Писатель Сэмюэль Моррисон недоумевал, почему за четыре месяца перед нападением не было сделано, по его словам, “почти ничего” для повышения боеготовности, хотя после введения нефтяного эмбарго не требовалось быть гениальным аналитиком, чтобы предвидеть подобное развитие событий.

  5. Whisperterror Ответить

    Блестящая провокация
    “Существует теория, согласно которой Америка хотела подстроить все так, чтобы войну начала Япония. Рузвельт понимал, что Гитлер опасен для мира и для Америки. И понимал, что другого пути для его уничтожения, кроме военного, нет. Для этого необходимо было объединиться со Сталиным и вместе ударить по Гитлеру”, – считает Кадзухико Того.
    Однако, по словам политолога, в американском обществе доминировала совершенно иная позиция. “Два года идет война в Европе, Гитлер напал на СССР, и все равно США не могут вступить в войну, потому что общественное мнение против. А значит, необходимо его изменить. И лучшим средством для этого могло бы стать нападение Японии на США. Тогда у общественного мнения Америки не будет другого выбора”, – поясняет Того.
    Столкновение интересов двух новых игроков с имперскими амбициями началось задолго до 7 декабря 1941 года. Но искрой, от которой разгорелся бикфордов шнур войны на Тихом океане, стала так называемая “нота Хэлла”, переданная Японии госсекретарем США 26 ноября. До сих пор у историков США и Японии нет единого мнения об этом документе. Японские ученые считают ноту ультиматумом, американские стоят на прямо противоположных позициях. По мнению японских ученых, “нота Хэлла” требовала от Японии заведомо невозможного: вывода войск из Китая, выхода из Тройственного пакта, заключенного Японией, Германией и Италией в сентябре 1940 года. Японская сторона восприняла ноту как демонстрацию нежелания США продолжать переговоры.
    “Здесь сработал расчет: “нота Хэлла” должна была заставить Японию начать войну, что и произошло. Это, фактически, была провокация. Самое досадное, что японские политики, включая моего деда, дали себя увлечь ситуацией. И тут их невозможно оправдать, хотя у них и не было иного выхода. В результате атаки на Перл-Харбор общественное мнение Америки изменилось за один вечер”, – считает Кадзухико Того.
    Загадки Перл-Харбора
    Со дня нападения Японии на Перл-Харбор прошло семь десятилетий, а между тем в событиях тех лет остается еще немало загадок. Ученые не первый год спорят о том, как могло случиться, что нападение стало неожиданным для американских политиков, хотя за год до этого, с конца 1940 года, им были известны дипломатические коды Японии, и вся дипломатическая переписка не составляла никакого секрета.
    Многие ученые отмечают то странное и чрезвычайно благоприятное стечение обстоятельств, когда, несмотря на страшные потери, которые понес американский флот, главная цель японцев – авианосцы – счастливо избежали уничтожения: 7 декабря их просто не было на базе.
    “Существует мнение, что США знали о нападении заранее, скрыли это и позволили на себя напасть. Но у меня нет достаточной информации на этот счет. Мы не знаем, до какой степени точности американцам было известно о планах японцев. При этом есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца”, – поделился сомнениями Кадзухико Того.
    Не менее загадочным выглядит и то, что руководство Великобритании, имея доступ к секретной информации военно-морских сил Японии, не стало делиться ею с США. Впоследствии эти факты стали поводом для обвинения Рузвельта и Черчилля в том, что, допустив нападение на Перл-Харбор, каждый по-своему стремился подтолкнуть Америку к вступлению в войну.
    Подарок Рузвельту
    Нападение на Перл-Харбор развернуло общественное мнение Америки и ускорило ее вступление в войну. Но еще один подарок Рузвельту преподнесла бюрократическая машина Японии.
    “О нападении Токио должен был известить за полчаса до атаки. Однако из-за бюрократических проволочек с печатанием документа в японском посольстве в Вашингтоне извещение о нападении было передано только через полчаса после того, как оно началось”, – отмечает Того. Это меняло сам характер нападения: коварное и неожиданное злодеяние развязывало Рузвельту руки.
    “Это был Божий подарок для Рузвельта. И критически глупая ошибка Японии”, – уточняет политолог.
    Война – поражение дипломатии
    Сигэнори Того надеялся, что переговоры помогут избежать войны. Япония понимала, что силы слишком неравны. МИД страны подготовил два плана урегулирования отношений с США. Один из них – краткосрочный – по мнению японских дипломатов, мог быть принят Америкой. Но в ответ на предложения Японии США передают “ноту Хэлла”.
    “У меня есть личная история об этом. Моя мать – дочь Сигэнори Того, жила вместе с ним в резиденции министра иностранных дел. Она рассказывала, что до “ноты Хэлла” дед буквально светился от счастья, – делится своими воспоминаниями Кадзухико Того. – Мой дед возглавил МИД, и для него как для дипломата возможность уберечь свою страну от войны в момент, когда она может вот-вот начаться, было величайшим счастьем и смыслом карьеры. Он работал изо всех сил. Но когда он пришел домой ночью после получения “ноты Хэлла”, он был в отчаянии. Он понимал, что это – война”, – поясняет историк.
    Во время двух ударов японской палубной авиации по базе ВМФ США Перл-Харбор 7 декабря 1941 года было уничтожено четыре американских линкора, один крейсер, два эсминца и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, один эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. С американской стороны погибло 2,4 тысячи человек. Потери Японии составили 29 самолетов, 5 подводных лодок, погибло 55 человек. Налет на базу длился 2 часа 5 минут.

  6. Felhajurus Ответить


    Григорий Гельфенштейн, старший сержант, бывший старший оператор РЛС “РЕДУТ-3”
    7 декабря 1941 года. Перл-Харбор — военно-морская база США в центральной части Тихого океана на о. Оаху, где находились главные силы американского Тихоокеанского флота. Нападением на Перл-Харбор Япония вступила во Вторую мировую войну как союзник гитлеровской Германии.
    Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам на аэродроме в Перл-Харборе.
    К 7 декабря в Перл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них – 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей и 10 тральщиков Тихоокеанского флота США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, противовоздушная оборона Перл-Харбора обеспечивалась 294 зенитными орудиями.
    Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком. Короче говоря, японцев здесь не ждали.
    “В конце ноября 1941 года на военно-морскую базу Тихоокеанского флота США на Гавайских островах в Пёрл-Харбор была доставлена радиолокационная станция дальнего обнаружения СЦР-270. Ее установили на северной оконечности острова Оаху, на горе Опана и ввели в эксплуатацию.
    7 декабря 1941 года дежурная смена станции в 7 часов 02 минуты увидела на дистанции 136 миль (220 км) большую цель. Через долгие 7 минут, когда были определены ее координаты, дежурные попытались доложить об этом в информационный центр, расположенный в форту Шефтер. К телефону долго никто не подходил. Наконец ответил офицер связи по авиации преследования, который и должен был сообщить командованию о приближении неизвестных самолетов.
    Выслушав сообщение радиолокаторщиков, он решил, что это свои самолеты и дал указание дежурной смене радиолокационной станции “не обращать внимания на эти самолеты”.
    Дежурная смена продолжала наблюдать за целью. На расстоянии 20 миль цель вошла в “мертвую зону” и исчезла с экрана индикатора. Оказалось, что это были японские самолеты, летевшие для нанесения удара по кораблям, стоявшим в Перл-Харборе.”
    (Из кн. Е.Ю. и Е.А. Сентяниных “Редуты” на защите Ленинграда”, Лениздат, 1990 г. стр.62)

    Японское морское командование, зная дислокацию кораблей в Перл-Харборе, разработало план внезапного нападения и уничтожения американского флота.
    26 ноября 1941 года японское авианосное соединение, состоявшее из двух линкоров, шести авианосцев с 353 самолетами, девяти эсминцев и трех подводных лодок, под командованием адмирала Амамото в обстановке строжайшей секретности вышло из залива Хата-капу на Курильских островах и направилось на юг.
    В ночь на 7 декабря японская эскадра прибыла в район в 350—500 километрах севернее острова Оаху. К этому времени 27 подводных лодок Японии уже заняли позиции у Гавайских островов.
    Ранним утром 7 декабря поднявшаяся с японских авианосцев торпедоносная и бомбардировочная авиация нанесла два мощных последовательных удара по американским кораблям, аэродромам, береговым батареям. Вся операция длилась менее двух часов.
    7 декабря в 6.00 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа “97”, каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа “99”, имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины.
    Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате внезапной японской атаки, длившейся около часа, были потоплены 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.
    Самолеты второй волны (170 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне были 54 штурмовика-бомбардировщика типа “97”, 80 пикирующих бомбардировщиков “99” и 36 истребителей, которые прикрывали действия бомбардировщиков.
    Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.
    В результате удара японской авиации по Перл-Харбору стратегическая цель – воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции в юго-восточной Азии – была, в основном, достигнута.
    4 американских линкора были потоплены, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; около 310 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских.
    Для сведения: один наш истребительный авиаполк времен Отечественной войны – 52 самолета. Следовательно, по итогам японской операции в Перл-Харборе было уничтожено и повреждено, примерно 6 американских авиаполков!
    Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца в момент нападения отсутствовали в Перл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии.
    Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые были почти равны всем японским запасам.
    По окончании операции почти все корабли японского соединения, состоявшего из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направились во внутреннее Японское море и 23 декабря прибыли на якорную стоянку у о. Хасира.
    В итоге налетов были потоплены четыре линкора, два эсминца, крейсер, минный заградитель, повреждены четыре линкора, три крейсера, эсминец, уничтожены 188 самолетов, погибли около 4 тысячи военнослужащих.
    Потери японцев составили 29 самолетов и пять подводных лодок.
    Так пренебрежительное отношение офицеров флота к данным радиолокацонной информации обернулось для США величайшей трагедией.
    При нападении на Перл-Харбор фактор внезапности был реализован Японией с максимальной эффективностью!
    Главными причинами случившейся трагедии считаю общую неготовность военно-морской базы Перл-Харбор к отражению возможного внезапного нападения воздушного противника, плохую организацию системы ПВО и отсутствие надежной связи аппаратной РЛС непосредственно с командным пунктом ПВО военно-морской базы.
    Трагедии в Перл-Харборе могло и не быть, если бы в то время в США офицеры флота с должным вниманием и пониманием относились к радиолокационной информации.
    Сил для успешного отражения массированных налетов японской авиации в Перл-Харборе было более, чем достаточно.
    Суровые испытания 1941–1945 гг.
    Трагедия в Перл-Харборе, которой могло не быть
    Наша Победа в Кронштадтском Сражении
    О количестве вражеских бомбардировщиков при налетах в Кронштадтском Сражении
    О значимости Ленинграда в Отечественной войне
    Источники

  7. =>>Эк$т@зИ= Ответить

    Главной целью налета было запугать американцев мощью Японской императорской армии и установить господство в небе и на воде тихоокеанского регионе. Дальнейшие планы Японии включали захват других западных островных территорий, подконтрольных Америке, а также оккупация Таиланда и Бирмы. Но сверхуспешная атака возымела обратный эффект, потому что после болезненного поражения в Штатах начался рост патриотизма, а политическая элита консолидировалась, без лишних прений, дебатов, разногласий поддержала предложение Президента Рузвельта вступить в открытые боевые действия. Хотя за несколько месяцев до декабрьских событий Рузвельт в письме своему британскому коллеге Уинстону Черчиллю признавался, что, несмотря на нарастающую агрессию предполагаемого противника, он не может объявить войну, потому что резолюция банально увязнет в парламенте. Масштабное вражеское нападение лишило оппозицию силы, сняло все вопросы, заставило Америку отказаться от исповедуемой политики военного изоляционизма и вступить во Вторую мировую войну на стороне союзников.

    8 декабря Франклин Рузвельт, 32-й Президент США, обратился к обеим палатам Конгресса с требованием незамедлительной жесточайшей реакции на день, ставший позором американских военно-воздушных сил. Конгресс принял президентскую резолюцию – США полностью вступили в войну. Уже в ближайшие месяцы японцы прочувствуют гнев американской военной машины и осознают, что атака на Перл-Харбор в итоге для них самих стала началом конца.

  8. ABODE Ответить

    Хотя книга Байуотера считается пророчеством внезапной атаки на Пёрл-Харбор, именно о нападении на Пёрл-Харбор в ней по иронии судьбы не говорится ни слова! Зато в сентябре 1931 года Япония действительно вторглась в Манчжурию и оккупировала её, несмотря на протесты Лиги Наций. Это вызвало понятную обеспокоенность соседей.
    Защиту Гавайских островов от нападения с воздуха не обошёл вниманием другой автор — генерал Уильям «Билли» Митчелл (William Mitchell), опытный лётчик и авиационный командир Первой мировой. Его книга «Крылатая оборона» (Winged defence) вышла в том же году, что и книга Байуотера.
    Согласно книге Митчелла, при средней цене ударного самолёта того времени в $25 000 против цены линкора в $100 млн авиация гораздо эффективнее: вместо одного линкора можно построить 4000 самолётов. Исходя из опыта испытаний, Митчелл утверждал, что самолёты смогут потопить торпедами и бомбами любой, даже самый большой и защищённый корабль. Линкоры слишком дороги, сложны в обслуживании, уязвимы и должны уйти в прошлое — тогда как авианосцы найдут свою нишу. Больше того, он настаивал на вообще неслыханном, заявляя, что офицерам ВВС при обороне островов должны будут подчиняться офицеры армии и флота! Этого они потерпеть уже не могли. Тем не менее идеи Митчелла стоило проверить — особенно те, где он предлагал укрепить оборону Гавайских и Филиппинских островов. Для обороны одного только острова Оаху Митчелл предлагал разместить на нем около сотни истребителей, не считая общих для Гавайев ВВС численностью в 300 самолётов.

    «Голубые» против «чёрных»

    На 1932 год флот Японской империи был третьим в мире, уступая только американскому и британскому. Он насчитывал, по оценке разведки США, 10 линкоров, восемь тяжёлых и 19 лёгких крейсеров, 110 эсминцев, 67 подлодок и три авианосца. Поэтому стратегам США было крайне интересно узнать, на что способен флот потенциального противника. За неимением «настоящей» войны были проведены масштабные учения. Для обозначения сторон использовались стандартные цвета — как, к примеру, при отработке планов войны с Канадой.

    Адмирал Ярнелл.
    http://www.navsource.org
    1 января 1932 года начались большие учения армии и флота. «Голубые» («японцы») должны были атаковать остров Оаху на Гавайях, где находилась важнейшая военно-морская база США («чёрные») на Тихом океане. Оаху защищали зенитные батареи и порядка 100 самолётов — ровно столько, сколько хотел генерал Митчелл.
    Японский флот со времён русско-японской войны был известен любовью к атакам без объявления войны. Для внезапного удара по базе были выделены два новых авианосца: «Саратога» (USS Saratoga) и «Лексингтон» (USS Lexington), — которые должны были действовать под прикрытием четырёх эсминцев.
    Корабельной группировкой командовал 57-летний контр-адмирал Гарри Ярнелл (Harry Yarnell). В отличие от большинства адмиралов своего времени, Ярнелл имел лётную подготовку, а также год командовал «Саратогой». Хотя практически все участники учений думали, что авианосцы будут обнаружены и потоплены береговой авиацией и подлодками задолго до того, как подойдут к цели на радиус действия палубных самолётов (около 100 миль, или примерно 185 км), Ярнелл считал иначе.

  9. Remember me Ответить

    Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
    Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошла воскресным утром 7 декабря 1941 года.
    В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.
    Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

    Предыстория

    После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

    Перл-Харбор перед нападением

    Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.
    Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
    К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.
    Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

    История

    Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.
    Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)
    Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
    Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)
    В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.
    В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)
    Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
    Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.
    Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
    Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.
    Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

    Японская авиация

    Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:

    Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

    Самолёты первой волны

    Номера групп условные, для обозначения на схемах

    Самолёты второй волны

    Номера групп условные, для обозначения на схемах.

    Итоги

    В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель — воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)
    Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.
    Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.
    Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином…

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *