Никах что это такое и к чему обязывает?

19 ответов на вопрос “Никах что это такое и к чему обязывает?”

  1. iriska723 Ответить

    Большинство так называемых «этнических» мусульман обладают крайне скудной информацией о том, что такое никах и к чему он обязывает. Слабое представление у многих также о самой процедуре вступления брак в исламе – правилах и условиях его заключения.
    Команда проекта Islam.Global решила разъяснить, как следует скреплять семейные узы, согласно Шариату.

    Что такое никах

    Фактически, если уж совсем упрощать все нюансы, то никах (никях) представляет собой брачный контракт (договор) между мужчиной и женщиной.
    В доисламские времена, т.е. в эпоху джахилии, арабы практиковали различные формы бракосочетания: временное брачное соглашение, брак после выкупа, по наследству, после военных действий (когда женщина захватывалась как трофей). Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) реформировал этот институт таким образом, чтобы он учитывал интересы всех сторон брачных отношений.
    В настоящее время процессуально никах в исламе представляет собой три идущих друг за другом компонента:
    предложение со стороны жениха;
    принятие со стороны невесты;
    согласие, которое даёт доверенное лицо девушки, коим может выступать её отец, старший брат или иной попечитель.
    Если речь идёт о повторном браке, то своё согласие может дать доверенное лицо, которое не состоит с женщиной в родственных отношениях. Главное – чтобы этот человек исповедовал ислам. Такой формат обычно применяется в случае, если мусульманин собирается жениться на немусульманке.
    Когда мусульманка выходит замуж не в первый раз, наличие опекуна необязательно.

    Условия никаха

    Жених и невеста, решившие создать семью, должны достичь совершеннолетия (в исламской трактовке) и обладать рассудком. В общем, они должны быть адекватными и готовыми к взрослой жизни, отдавать себе отчет в том, какую ответственность возлагает на человека семейная жизнь.
    Существует несколько условий, без соблюдения которых брак в исламе не будет считаться состоявшимся:
    1. Махр – свадебный подарок невесте от жениха. Его не стоит путать с калымом, который представляет собой среднеазиатскую традицию «выкупа» девушки у её семьи. То есть в случае калыма деньги передавались не девушке, а её отцу или иному опекуну. Важно то, что под махром не подразумевается обязательно денежный подарок. Им может быть и что-то нематериальное, но обладающее ценностью. Так, например, известен хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывает одного из своих сподвижников жениться даже при отсутствии необходимых для этого финансовых ресурсов. Махром в этом случае выступили суры из Корана, которые знал этот сахаб и собирался обучить им свою невесту, не знавшую текста Священной Книги. В любом случае махр сам по себе является обязательным элементом никаха, что отражено в Писании:
    «Делайте своим женщинам подарки в качестве приданого от всей души. Если вдруг они решат поделиться им с вами, то не бойтесь принять это» (4:4)
    2. Мужчина-мусульманин может жениться на представительнице «людей Писания» (под ними подразумеваются иудеи, сабеи, христиане), но ему запрещено брать в жёны атеистку или многобожницу. Мусульманке, в свою очередь, нельзя выходить замуж за представителя любой другой религии, кроме ислама, и тем более – за атеиста.
    3. Произнесение формулы на арабском языке. Она крайне простая: слово «завваджту» для невесты и «кабилту» – для жениха. Однако следует избегать временного перерыва между этими высказываниями, иначе никах будет недействительным.
    4. Присутствие опекуна или доверенного лица. Насчёт этого пункта в суннитском исламе наблюдаются разногласия между разными богословскими школами. Ханафитские учёные полагают, что доверенное лицо для невесты совсем не нужно, даже если речь идёт о самом первом браке. Маликиты, шафииты и ханбалиты считают немного иначе и говорят, что опекун необходим для самого первого брака. В случае развода и повторного замужества женщина может обойтись без доверенного лица.
    5. Наличие свидетелей. Ими могут быть, как минимум, либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины. Богословы-ханафиты отмечают, что если свидетелями на церемонии никаха выступают исключительно женщины, то такой брак нельзя считать состоявшимся. При этом в рамках ханафитского мазхаба отсутствует требование к тому, чтобы свидетели были «заслуживающими доверия», в отличие от шафиитской и ханбалитской школ.

    Порядок заключения брака у мусульман

    Никах читает, как правило, имам мечети или другой человек, который обладает достаточными знаниями в разных областях исламских наук. Каких-то специальных требований к этой персоне Шариат не возлагает, ведь куда важнее соблюдение условий никаха, таких как наличие свидетелей. Роль имама сводится к освидетельствованию, а также чтению Корана и проповеди с наставлением провести семейную жизнь в соответствии с исламом. Иногда даже выдаётся сертификат, который, впрочем, никакой юридической силы не имеет – «доказательной базой» факта заключения брака, в случае чего, будут служить показания свидетелей.
    В некоторых местностях уже стало традицией совмещение обряда никаха со свадебными гуляниями (естественно, без алкоголя и иного харама), во время которых нередко можно услышать исламские песнопения (нашиды). На такие мероприятия приглашается тамада (ведущий), который развлекает присутствующих, проводит конкурсы, даёт слово гостям свадьбы для поздравлений. Жених и невеста надевают специальную праздничную одежду. Конечно, это лишь модные тенденции, в которые пытаются загнать исламское право. Никто не настаивает на проведении такой церемонии. Гораздо важнее то, как супруги будут жить вместе дальше.
    Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что вопросы брака в исламе имеют множество граней, которые отличаются от одного богословско-правового направления к другому. Это ещё раз подтверждает, что к никаху необходимо подходить ответственно.

  2. sereginn Ответить


    Традиционный обряд венчания у мусульман называется «никах». В соответствии с религиозными традициями, все правоверные при заключении семейного союза проходят через эту церемонию, иначе брак будет считаться недействительным. Это означает, что совместное проживание супругов без никаха, с точки зрения ислама, противозаконно, а дети будут рождены в грехе.
    В современном обществе факт совершения никаха подтверждается документом, который не имеет юридической силы. Несмотря на это, мусульмане продолжают свято чтить и соблюдать обычай предков.
    Никах – это обряд, предписанный шариатом (сводом правил, касающихся жизни мусульман, и основанных на соблюдении Корана). Он символизирует священное заключение брака между мужчиной и женщиной. Его суть не только в обретении права на законные семейные отношение, совместное проживание, быт и рождение детей, но и во взятии взаимных обязательств.
    К никаху серьезно готовятся. Прежде всего, молодые сообщают о намерении пожениться своим родителям, чтобы получить у них благословение. Будущие супруги задолго до свадебной церемонии обсуждают наиболее важные моменты совместной жизни и свои ожидания друг от друга. Так, девушка может предупредить будущего мужа о том, что намерена получить образование, и только после этого рассматривать вопрос о рождении детей.
    Мусульмане уверены, что все важные вопросы, даже самые сокровенные, стоит обсудить до брака, чтобы избавиться от неприятных сюрпризов в будущем. Современная молодежь не считает нескромным прийти на собственный никах с брачным договором в руках, который в процессе церемонии зачитывается при свидетелях, в присутствии духовного лица.

    Условия для Никаха

    В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
    никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
    будущие супруги должны достичь брачного возраста;
    недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
    на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
    совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
    жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.

  3. IGor2Orel Ответить

    Этапы бракосочетания
    Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Еще
    до бракосочетания Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина
    познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть
    на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть
    только на её лицо и кисти рук.
    Первый этап — сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе,
    выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).
    Второй и третий этапы — передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения
    ею совершеннолетия (13—15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть.
    Четвёртый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся. Бракосочетание желательно провести в мечети.
    Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.
    Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на
    свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом.
    Наверх

  4. rama1191 Ответить

    Ограничений нет. В соответствии с исламскими законами Шариата, никах можно совершать в любое время года (кроме отдельных случаев, как, например в состоянии ихрама (во время хаджа)), т.к. нет доказательств, запрещающих совершать бракосочетание в Курбан-байрам, или Ураза-байрам, или в дни между ними.
    Во время поста, вы не сможете пригласить гостей и родственников за праздничный стол днем, однако, сможете это сделать после захода солнца. Здесь речь идёт о том, что вы соблюдаете предписания своей религии, т.е. совершаете пост и не распиваете спиртные напитки и т.д. А также, в Исламе, мусульмане до никаха не имеют интимных связей, т.к. близость разрешена только после никаха (т.к. к сожалению, многие люди, которые считают и называют себя мусульманами не знают этих положений, и поэтому можно часто видеть, как приходят в мечеть молодые люди со своими девушками для совершения никаха, а девушка, оказывается, уже беременна).
    Также необходимо здесь сказать, что в течение дня в месяц Рамадан, кроме того, что нельзя кушать и пить, также нельзя и вступать в интимную связь с женой. Это можно будет сделать только после захода солнца.
    В общем суеверий никаких нет! Нет специальных дат “счастливых” или “неудачных”, нет периодов времени, когда было бы запрещено жениться. Все наши проблемы от незнания. В Рамадан можно читать никах, нет проблем, другое дело, что праздничное застолье возможно только после захода солнца, так как хазраты держат уразу, тем более это будет неуважительным организовывать праздничный стол во время поста.
    А читать никах в день праздника Ураза байрам или Курбан байрам тоже можно, однако в этот день священнослужители бывают заняты проведением праздника в мечетях и это может создать им неудобства. Поэтому необходимо заранее с ними все обговорить.

  5. targrimor Ответить

    Согласно Священному Корану женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя иной религиозной конфессии, и тем более атеиста: «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют» (2:221).
    Иные требования предъявляются к мужчинам, которым с оговорками дозволено связывать себя узами брака с иудейками и христианками, но категорически запрещено жениться на многобожницах или атеистках.
    Муфтий Сухайл Тармохамед в книге «Современные фетвы», отмечает условия, при которых мусульманин может взять в жёны приверженку религии Писания. Согласно ей мужчина должен жениться на неверных только в случае отсутствия мусульманок, сохранить исламскую идентичность и вести исламский образ жизни, есть халяльную еду, растить детей в исламском духе и в случае развода забрать детей у жены.

    Брачные клятвы

    Брачный обряд начинается с чтения духовным лицом или даже самим женихом специальной вступительной проповеди состоящей из восхваления Господа, произнесения шахады и салавата, а также провозглашения аята, который призывает к богобоязненности в отношениях между супругами.
    Далее, ведущий церемонию предлагает жениху сделать прилюдно предложение (иджаб) невесте, которая, решив принять его, обязана произнести вслух слова согласия (кабул). Эти сокровенные фразы, называющиеся формулами бракосочетания, должны прозвучать из уст брачующихся чётко и ясно, а также быстро, иначе долгое раздумывание над ответом со стороны невесты может натолкнуть на мысль, что она выходит замуж по принуждению, и никах может быть объявлен недействительным.
    В завершение религиозной свадьбы произносится дуа (молитву) о единстве и будущем благополучии семьи.

    Разница между «никахом» и венчанием

    Также, как православное венчание, никах является религиозным свидетельством брака.
    К тому же проводить церемонию имеет право не только представитель духовенства, но и мирянин, хорошо разбирающийся в постулатах веры.

  6. somik2000 Ответить

    Никях (бракосочетание по Шари‘ату) – это акт, в результате которого после произнесения определенных слов разрешается иметь мужчине с женщиной половые отношения.
    Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура 4  «Ан-Ниса`», Аят3):
      فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ  
    Это означает: «Вам разрешено жениться столько, сколько сможете, но имея одновременно не более четырех жен».
    Также Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:
      تَنَاكَحُوا فَإنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الأُمَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ  
    «Женитесь, по этой причине в Конце Света наша община (община Пророка Мухаммада) будет намного превосходить численностью другие (исламские) общины».
    Этот Хадис передали имамы Аль-Байhакый и Ат-Тирмизий.
    Никях является Сунной для мусульманина, который нуждается в этом и имеет возможность обеспечить:
    — маhр – особый дар невесте[1];
    — одежду жене по сезонно;
    — расходы в день никяха.
    Если такой человек делает бракосочетание – это защита для него в соблюдении религии. Жениться же тому, кто не нуждается в этом и не имеет возможности обеспечить вышеперечисленные пункты – макруh[2].
    Для мужчины, который хочет жениться, является Сунной выбирать такую жену, которой присущи следующие качества:
    — Чтобы она знала и соблюдала религиозные обязанности – это лучше всего. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
     تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لأَرْبَعٍ لِمَالِهَا وَلِجَمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَلدِينِهَا
    فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ
    «Женщину выбирают в жены по четырем качествам – за её богатство, за её красоту, за её положение в обществе и за её знания и соблюдения по религии, лучше выбирать за последнее качество, то есть богобоязненную».
    Передали Хадис имамы Аль-Бухарий, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насa`ий и Ибн Маджаh.
    — Чтобы она была девственницей.
    — Лучше, чтобы было хорошее происхождение, то есть известно, из какой она семьи. Макруh жениться на той, которая родилась в результате прелюбодеяния. Но мужчина получает вознаграждение, если женится на ней с намерением оградить её от грешного общества и плохого влияния.
    — Чтобы могла рожать (не была бесплодной), не была меланхоличной. Желательно также, чтобы не была близкой родственницей будущему мужу.
    Свободному от рабства мужчине разрешается иметь одновременно четыре жены свободные от рабства.
    Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура 4  «Ан-Ниса`», Аят3):
     فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ 
    Это означает: «Вам разрешено жениться столько, сколько сможете, но имея одновременно не более четырех жен».
     Далее рассмотрим, что мужчине разрешается видеть у женщины:
    Если женщина чужая, то есть не махрамия[3], нельзя смотреть на любые открытые части тела, кроме лица и кистей рук. Но даже на лицо и кисти рук нельзя смотреть с плохим намерением (с похотью и вожделением). На остальную часть тела (‘Аура) смотреть запрещено. Это передали и подтвердили все ученые, среди которых имамы Аль-Кадый ‘Ияд Аль-Маликий, ибн Хаджар Аль-hайтами (мазhаб имама Аш-Шафи‘ий). Ибн Хаджар сказал, что нельзя запрещать женщине выходить на люди с открытым лицом[4]. Женщина не обязана закрывать лицо и кисти рук перед чужими мужчинами.
    К своей жене мужчина может прикасаться и видеть любую часть её тела[5].
    Если женщина махрамийя, то мужчина может видеть все, что выше пупка и ниже колен. Женщина махрамийя – женщина может быть родной по крови (мать, дочка, бабушка, родная сестра), или молочной по груди (молочная сестра, молочная мать, то есть кормилица[6]) или же в результате бракосочетания (мать жены).
    У женщины, на которой хочет жениться мужчина, может видеть только лицо и кисти рук. При этом лицо говорит о красоте женщины, а руки – о её здоровье.
    У женщины при лечении можно смотреть только на ту часть тела, которую необходимо осмотреть для лечения. Если же достаточно определить диагноз на ощупь, не открывая тела, врачу смотреть нельзя. Если женщина больна, она должна обратиться к врачам по приоритету: сначала к женщине-мусульманке, если таковой нет, то к женщине-немусульманке, если такой нет, то к мужчине-мусульманину, если и такого нет, то к мужчине-немусульманину.
    _____________________________________________________
    [1] Свадебный подарок, который неправильно называют калымом.
    [2] Нежелательно, то есть за это дело нет ни греха, ни вознаграждения – сауаба.
    [3] Родственница, на которой нельзя жениться (например, родная сестра, мать, тетя, бабушка и т.д.).
    [4] За исключением жен Пророка, так как у них особое положение.
    [5] Нежелательно смотреть на половые органы.
    [6] Женщина, кормившая грудью.

  7. peps2009 Ответить

    При заключении акта бракосочетания необходимо быть предельно внимательным, потому что если нарушается хотя бы одно из необходимых условий, которые перечислены ниже, акт бракосочетания является неправильным и, следовательно, недействительным.

    Условия бракосочетания

    Акт бракосочетания не является действительным:
    без попечителя невесты и двух свидетелей.
    — Кроме этого, будущие супруги не должны иметь препятствий для заключения брака (например: женщина замужем, или разведена но ещё она находится в периоде ‘идда, или жених имеет четырех жён).
    А также во время акта бракосочетания должны быть произнесены соответствующее предложение и ответ. Например, отец невесты (попечитель) говорит жениху или выступавшему от его имени (в прошедшем времени): «Я выдал (отдал) свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял её в жены». При этом не имеет значения, как были сказаны эти слова – в шутку, в гневе или всерьез.
    Мусульманин может жениться на мусульманке, христианке или иудейке[1]. Мусульманка же может выйти замуж только за мусульманина.
    Акт бракосочетания может проводиться на любом языке, но обязательно, чтобы свидетели понимали смысл произносимых при заключении никяха слов.

    Требования к попечителю и свидетелям:

    1- Они должны быть мусульманами. Допускается что невесту, христианку или иудейку выдает замуж её отец, имеющий с ней ту же религию.
    2- Они должны быть мукалляфами[2] (ответственными) то есть достигшими половой зрелости и душевно здоровыми. Попечителем или свидетелем не может быть ребенок, сумасшедший или женщина.
    3- Свидетели должны быть достоверными, то есть о которых известно, что они не совершают больших грехов, не повторяют постоянно малые грехи, имеют высокую мораль и искреннее намерение.
    Кроме того, свидетели должны слышать, видеть, говорить и быть в здравом уме и не должны заниматься унизительной деятельностью. Свидетелем не может быть слепой, глухой или немой, а также не контролирующий свою речь, и тот, кто занимается унизительной работой.

    Из попечителей по приоритету должен быть:

    — Отец невесты.
    — Дед невесты (отец отца).
    — Брат невесты, родной по отцу и по матери.
    — Брат невесты, родной по отцу.
    — Сын брата невесты, родного по отцу и по матери.
    — Сын брата невесты, родного по отцу.
    — Брат отца, родной по отцу и по матери.
    — Брат отца, родной по отцу.
    — Сын брата отца, родного по отцу и по матери.
    — Сын брата отца, родного по отцу.
    И так далее…
    Если не нашли никого из родных, кто по приоритету должен быть попечителем невесты, то попечителем будет правитель-мусульманин или его наместник, или же тот, кто заменяет его из ответственных религиозных людей, например судья.
    Очень важно контролировать последовательность в приоритете. Если кто-то выдал невесту замуж и позже оказалось, что есть кто-то более близкий к ней по приоритету соответствующий всем вышеперечисленным условиям, в этом случае акт считается недействительным.
    Нельзя делать явное предложение выйти замуж женщине, которая находится в периоде ‘идда[3], независимо от вида ‘идда – после развода с возможностью возврата или после трехкратного окончательного развода, или же после смерти мужа, или после прерывания акта никяха. А также самой этой женщине нельзя прямо давать прямо положительный ответ, если даже ей предложили выйти замуж. Нельзя сказать ей: «Я хочу жениться на тебе» и нельзя ей отвечать «Я согласна».
    Вышесказанное не относится к тому случаю, когда выйти замуж предлагает бывший муж, с которым женщина только что развелась (в первый или во второй раз), или с которым прервала никях (брак). В этой ситуации он может предлагать, а она может давать положительный ответ прямо.
    Если женщина осталась вдовой или в безвозвратном разводе, то во время ее срока ‘идда желающий жениться на ней, может намеком дать ей понять, что есть желание жениться на ней. Например, мужчина может сказать такой женщине: «Найдется много желающих жениться на тебе». Он может жениться на ней после окончания срока ‘идда.
    Если женщина уже засватана, то есть уже определенно известен жених, нельзя предлагать свою кандидатуру. Но не запрещено договариваться с женихом, чтобы он отказался (дал самоотвод). Можно также сделать предложение в том случае, если родители невесты отказались от предыдущего претендента.
    Нельзя свататься к замужней женщине – это грех и Харам[4]. Мужчина совершает грех, если говорит замужней женщине: «Я хочу жениться на тебе».
    _________________________________________
    [1] По школе имама Аш-Шафи‘ий эти люди «аhлюль-Китаб» то есть люди, которые из поколения в поколение со времён пророчества Пророка Мухаммада, мир Ему, придерживались христианства или иудаизма.
    [2] Мукалляф – это тот, который будет отчитываться за свои деяния в Судный День. Мукалляфом может быть как мусульманин, так и немусульманин: совершеннолетний по Шари‘ату (то есть достигший половой зрелости, либо, если половая зрелость не наступила ранее, то достигший 15-ти лунных лет), умственно здоровый человек, до которого дошла основа призыва к Исламу.
    [3] Три менструальных цикла женщины (три чистых периода).
    [4] Запрещено.

  8. busav Ответить

    Что же касается выбора суженой, необходимо присматриваться к тому, чтобы девушка была здорова, состоятельна, обладала высокими морально-нравственными ориентирами. Но важнейшим показателем “качества” будущей жены мусульмане считают её грамотность в вопросах веры и, конечно, благочестие.

    По каким принципам не стоит выбирать себе жену

    Пророк также завещал избегать женитьбы на девушке только по причине её внешней привлекательности, поскольку это может привести к погибели её души. Если жениться на богатой, со временем она может стать совершенно непокорной. Брать в жёны лучше верующую, религиозную девушку.

    С какими целями выбирают будущую жену

    Никах – это помолвка двух людей с целью жить в счастье и родить на свет потомков. Таким образом, женитьба на девушке имеет несколько целей:
    суженая должна принести в дом умиротворение и счастье;
    жена должна суметь вырастить детей, научив их морали, религии, богобоязненности и нравственности.
    Жених и невеста должны быть максимально удалены друг от друга по родству. Девушка выбирается из религиозного смиренного рода. Она обязана быть красивой и иметь возможность зачать и выносить детей.

    Желательные для проведения обряда условия

    Что же касается самой процедуры бракосочетания, участники её должны знать, как она проводится, что им делать в процессе.
    1. Ведущий церемонии должен прочесть проповедь. Теоретически прочесть слова может и сам жених. Однако мусульманские правила требуют, чтобы изрёк их человек с соответствующим образованием. Сперва восхваляют Аллаха и читают свидетельство веры в него. После просят благословения и призывают быть богобоязненными.
    2. Далее молятся о том, чтобы семья была благополучной и счастливой.
    3. Никах – это церемония, в процессе которой упоминание подарка для молодых не только разрешено, но даже обязательно. Невеста может получить свой презент от будущего мужа сразу, не откладывая этот момент. Размер его может быть указан в свидетельстве о регистрации брака.
    4. Приглашение гостей на такое событие, как никах, это обязательное условие обряда. Пророк утверждал, что если приглашённый на торжество человек не изволил явиться, это свидетельствует о его непокорности Аллаху.
    5. Жених должен прочесть особенную молитву, прося Аллаха о благе своей невесты и защите её от зла.
    Никах – это не просто обряд. Это удивительное, красивое и наполненное глубочайшим религиозным смыслом событие в жизни двух влюблённых.

  9. wood200 Ответить

    Очень не случайно на Всероссийском съезде мусульманок (Москва, 30-31 мая) были заявлены для рабочей сессии несколько докладов, освещающие вопрос, как соотносится религиозный брак мусульман (никях) и положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Амира (Наталья) Сиухина, мусульманка из Петрозаводска, считает, что мусульманам в светском государстве необходимо знать положения и шариата, и светского права. Более того, в интересах женщины-мусульманки и соблюдения справедливости при семейных разногласиях, разумно использовать гарантии, закрепленные в светском законе.
    Вот основные мысли, высказанные Амирой (Натальей) Сиухиной на встрече с сестрами:
    Относиться с пониманием к государственным законам
    Вступление в брак — это путь к созданию дружной и крепкой семьи для сохранения чести, целомудрия, обретения душевного спокойствия человека, потому что в основе семейного союза лежит ответственность, милосердие, любовь, дружба, поддержка и согласие.
    Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Среди Его знамений то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь. Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (Св. Коран, 30:20-21).
    Айаты указывают на то, что семейный союз заключается между людьми для достижения счастья, стабильности и гармонии. И, конечно, каждая девушка мечтает выйти замуж счастливо и жить со своим избранником на протяжении всей земной жизни. Для того, чтобы брак был крепким, мусульманке необходимо основательно к нему подготовиться: изучить права и обязанности, рассмотреть возможные риски, и предотвратить возникновение неприятных последствий.
    Необходимо сказать, что бракосочетание в Исламе то есть никях, регулируется религиозными нормами — шариатом. Но РФ — государство светское, и как гласит Конституция РФ: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». (Конституция РФ гл.1 ст.14).
    Следовательно, законы, установленные шариатом, на которых основываются условия никяха, не имеют правовой силы на территории нашего государства, а действуют и исполняются законы и нормативные акты, составленные на основании Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ.
    Российские мусульмане, как граждане своей страны, должны с пониманием относиться к государственным законам.
    Как же лучше вступать в семейную жизнь, чтобы и соблюсти законы, ниспосланные Аллахом Субхана ва Тааля, и защитить свои права законодательно, являясь гражданкой РФ?
    Что соблюдают мусульмане при заключении никяха без регистрации в загсе и при регистрации в загсе
    Предлагаю для сравнения две основные схемы заключения брачного союза. Возможные риски и, соответственно, пути решения.
    И в первом, и во втором случае необходимо соблюсти следующие религиозные требования:
    — Помолвка (хытба);
    — Обязательное наличие вали — попечителя невесты (при отсутствии у девушки родственников мужчин-мусульман в роли вали может выступать имам мечети, впоследствии, несущий ответственность за нее перед Аллахом и за соблюдение ее прав в браке);
    — Четкое разъяснение прав и обязанностей супругов;
    — Оповещение родителей (если один из вступающих в брак прибыл издалека, и родные живут в другом регионе);
    — Определение свадебного махра (ценного по меркам семьи жениха);
    — Обсуждение всех действительных обязательных для исполнения условий (например: право невесты оставаться в своей стране при ее желании);
    — Подготовка брачного контракта (в этом случае необходимо обратиться к юристу, специализирующемуся на семейном праве);
    — Совершение обряда никяха (в мечети или дома) при наличии свидетелей;
    — Организация свадебного торжества для мусульман (согласно хадису, Пророк Мухаммад (мир ему и бюлагословения) узнав о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, сказал: «Устрой свадебное угощение, хотя бы из одного барана» (хадис от Анаса; аль-Бухари и Муслим).
    Крайне важна реализации вышеперечисленных требований процесса бракосочетания, поскольку кроме религиозного аспекта есть и сильный психологический фактор. При соблюдении указанных этапов формируется чувство ответственности у будущих супругов. Проходя процессы приготовления, они осознают всю серьезность происходящего, начинают ощущать важность вступления в брак. К примеру, ценность свадебного махра создает ощущение финансового вложения и подсознательно возвышает положение невесты перед женихом.
    Важно организовывать лекции в медресе, мечетях, исламских центрах для мусульман, еще не вступивших в брак, раскрывая им суть брака в исламе, основы семейного права, правильно истолковывая каноны исламского законодательства.
    Роль регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния (загс)
    Как было сказано, в России заключение религиозного брака законодательством не предусмотрено, хотя в составе РФ проживает значительное число мусульман. В субъектах РФ процедуру заключения и удостоверения браков мусульман проводят имамы. Но при этом не наступает правовых последствий, которые предусмотрены при регистрации брака в органах загс. Получается, что с правовой точки зрения РФ религиозный брак на данный момент — это сожительство (чаще используют термин «гражданский брак»).
    Духовные управления мусульман в случае возникновения ситуаций, ведущих к разводу супругов, не имеют рычагов воздействия, кроме порицания и уговоров.
    Понятие «религиозный брак» в РФ может использоваться только в том случае, когда речь идет о браках, заключенных между иностранными гражданами в государствах, где юридически закреплена такая форма брака.
    Также можно использовать этот термин в случае, если гражданка России заключила брак с гражданином государства, где предусмотрен религиозный брак с соблюдением законодательства того государства, где он регистрируется. В последнем случае необходимо, чтобы отсутствовали препятствия к вступлению в брак, предусмотренные ст. 14 Семейного кодекса РФ (лица, уже вступившие в брак, близкие родственники, усыновители, лица с психическими расстройствами не могут вступать в брак). Только при таких условиях брак россиянки будет признан действительным. Если она будет проживать в том государстве, где брак заключен (не в России), то будет считаться супругой без каких-либо ограничений.
    Итак, никях, совершенный без регистрации в органах загс, во многом является риском для мусульманки в РФ.
    Риски при заключении брака без регистрации в органах загс
    — Мусульманка не попадает под статус «законной» жены и тем лишается прав на защиту её интересов государством (например, имущественных в случае развода или вдовства);
    — Невозможна проверка наличия другой жены, с которой, возможно, был заключен брак в органах загс и которая имеет имущественные и финансовые права. При наличии нескольких религиозных браков законодательно защищены права той, которая зарегистрирована как супруга официально;
    — Брачный договор, заключенный в религиозном браке, не имеет юридической силы.
    Граждане РФ, не зарегистрировавшие брак в органах загс, не имеют права составить брачный договор, по которому впоследствии можно было бы произвести раздел имущества. Брачный договор вступает в законную силу и подлежит исполнению только с того момента, как брак будет официально зарегистрирован.
    Представителям ДУМ, совершающим никях, необходимо озвучивать возникающие риски и возможные последствия. Более того, по возможности, не заключать никях ранее совершения регистрации брака в органах загс.
    При настоятельном требовании заключения никяха молодыми людьми, важно озвучивать и то, что в случае возникновения нежелательных последствий ДУМ не сможет воздействовать на правовом уровне.
    Когда регистрация брака органами загс не возможна
    Полигамия не предусмотрена законодательством РФ. Более того, наличие иного законного брака (зарегистрированного в органах ЗАГС) является препятствием к вступлению в брак (ст. 14 СК РФ). Второй будет считаться недействительным (ст. 27 СК РФ).
    В шариате вопрос полигамии рассматривается очень серьезно. Например, имам-хатыб Шамиль Аляутдинов говорит об ответственности при заключении никяха и о том, что каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств.
    Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной. В Священном Коране сказано (смысл): «…Женитесь на тех женщинах, что приятны вам, — двух, трех или четырех. (Четыре — предельный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен). А если боитесь вы (благоразумно осознаете), что не будете одинаково справедливы (к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и благородном отношении), то — (только) на одной или (если нет возможности, жениться на свободной женщине) — на рабыне (на подневольной) (тем самым имея возможность сделать ее свободной). Это (упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи) — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни (наиболее оптимальные схемы супружества)» (Св. Коран, 4:3).
    Важно изначально исходить из того, что первая супруга станет единственной. Ибо велика вероятность, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении своих жен.
    Господь, зная Свое творение, дополняет: «
    Вы никогда не сможете быть (во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств) справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).
    Вторая семья — нелегкая и крайне ответственная затея пред Творцом, ведь муж должен быть справедливым и беспристрастным во всем. Он может постараться быть таким, хотя чувства все равно не поделит пополам: одна будет любимее другой. Но проявлять особую любовь к одной из них в форме более продолжительного времяпровождения или больших материальных затрат он не имеет права. Пророк Мухаммад (С.А.С.) также предупреждал: «У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной (тела)».
    Если вторая семья создана
    При заведомо известном наличии первой жены, с которой оформлена регистрация в органах ЗАГС и, следственно, невозможен брака по законам РФ с другой женщиной, мусульманка, вступающая в религиозный брак, лишается прав жены, защита которой предусмотрена законодательством РФ. Ведь российское семейное законодательство устанавливает, что совместная собственность возникает только в случае регистрации брака в установленном порядке.
    В этом случае, можно оформить в пользу второй жены дарственную некоторого имущества (движимого, недвижимого). Это станет гарантией искренности и серьезности намерений мужа. Дарственная оформляется в пользу женщины через нотариуса.
    Возможно заключение соглашения об определении доли в имуществе, приобретаемом во времени, которое супруги будут проживать вместе.
    Мусульманка может защитить себя тем, что составит с мужем соглашение, указанное выше, и будет сохранять ВСЕ документы (чеки, справки о доходах, расчетные листки о зарплате, квитанции об оплате услуг и пр.) на приобретаемые вещи.
    Супруги могут заключить между собой соглашение об использовании общего имущества. В этом соглашении отражается, что именно из имущества, купленного на совместные денежные средства, будет принадлежать каждой из сторон.
    Как отрегулировать вопросы раздела имущества
    Гражданский брак — это отношения между мужчиной и женщиной, проживающими совместно, но без официальной регистрации брака, то есть совместное проживание и ведение общего хозяйства без обязательств (сожительство).
    Согласно действующего Семейного кодекса РФ, признаётся брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Совместное проживание без заключения брака не являются «браком» в юридическом смысле. Отношения между мужчиной и женщиной не признаются семейными, не порождают правовых последствий совместной собственности супругов, предусмотренных ст. 33 Семейного Кодекса РФ.
    Но! Возникают правоотношения, предусмотренные ст. 245 Гражданского Кодекса РФ, и собственность является долевой. При разрешении таких споров применима статья 252 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой сожитель вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
    Основной проблемой, возникающей при создании семьи без регистрации брака, является проблема юридического статуса имущества, приобретенного во время совместного проживания, а также его раздела в случае развода.
    Справочно из современной истории законодательных инициатив:
    В июле 1999 года в Ингушетии указом Президента Аушева было официально разрешено многожёнство и органам загс было приказано регистрировать подобные браки. Однако почти сразу действие этого указа было формально приостановлено Указом Президента России Бориса Ельцина из-за его противоречия Семейному Кодексу РФ.
    Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров последовательно выступает с призывами легализовать многожёнство.
    Неоднократные предложения узаконить многожёнство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарстана, Башкортостана, Дагестана и других северо-кавказских республик. Ни в одном из субъектов РФ предложения политиков так и не были одобрены.
    С 1993 года лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский и некоторые другие российские политики предлагают узаконить многожёнство на всей территории страны, в том числе, для немусульманского населения, как средство решения демографического кризиса.
    Основные выводы и рекомендации:
    Мусульманке, вступающей в религиозный брачный союз, необходимо регистрировать брак и в органах загс для защиты своих гражданских прав по действующему законодательству РФ.
    Важно, заключая никях, подходить к вопросу со всей серьезностью, не игнорируя необходимые этапы подготовки и самого его проведения, предписанные нормами шариата.
    Духовным управлениям мусульман необходимо вести диалог с органами власти РФ и добиваться признания правомерности религиозных браков на территории РФ и защиты прав супругов, заключивших религиозный союз.
    Доклад Амиры Сиухиной на Всероссийском съезде мусульманок Международного женского клуба «Аиша»

  10. vlad.men Ответить

    Мусульманская свадьба – никах, имеет несколько особенностей, которые интересно будет знать для тех, кто решил соединить свои семейные узы. Некоторые пары приходят читать никах совсем не подготовленными к этому важному торжеству в их жизни. А ведь у этого обряда есть свои тонкости, которые будет интересно узнать. Поехали!
    1. В Исламском праве слово никях означает религиозное соглашение, делающее дозволенным отношения между мужчиной и женщиной, не имеющих с точки зрения религии препятствий, для вступления в брак. То есть брачующиеся не должны быть близкими родственниками – единокровными или молочными братьями, сестрами. Если в детстве мать одного из брачующих кормила молоком другого, то по исламу они считаются родными братом и сестрой и им запрещен брак между собой. Кстати, двоюродные в исламе не считаются единокровными родственниками, и они могут спокойно читать никах.
    2. Никях становится достоверным при наличии предложения и согласия (араб. – иджаб и кабуль). Иджаб и кабуль являются столпом никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь. Иджаб и кабуль это слова, которые традиционно используются при заключении акта никяха. Однако обязательным условием является, чтобы эти слова ясно указывали на заключение брака.
    3. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям. Если первая часть из сказанного имеет отношение к мусульманскому вероучению и является условием никаха, то второе, то есть калым – ничего общего с исламскими канонами не имеет. Калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.
    4. Женщина может запросить любой махр у мужчины, но он не должен быть меньше стоимости 33, 6 граммов серебра. Но не усердствуйте в махре, вдруг он будет непосилен для жениха и он убежит!
    5. Брачная проповедь, которую рассказывает имам мечети – необязательна для процесса никаха, но она символизирует процесс никаха и прошения у Всевышнего баракята – благословения. Поэтому после проповеди и проводится чтение аятов Священного Корана и дуа – прошение у Всевышнего за брачующихся, чтобы у них всё в жизни было хорошо.
    6. Мусульмане предпочитают пятницу для чтения никаха, так как это один из самых благословенных дней. Также этот день недели является праздничным. Это связано с тем, что по мусульманскому поверью в пятницу есть час времени, когда принимаются все молитвы и прошения (дуа). Но необходимо знать, что в зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет!
    7. Приглашать на никах родственников и друзей, а затем их угощать, накрывая стол, является благородным делом, сунной пророка Мухаммада. Когда посланник Господа Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, узнал о том, что его сподвижник Абдурахман ибн Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение зарезав хотя бы одного барана».
    Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафии и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб), то есть обязательности!
    8. Никах не может заключаться на определенный срок. Он – бессрочен. Нельзя, например, никах заключить на месяц или год.
    9. Единственным делом, которое расторгает никах – является развод (талак) сказанный жене мужем три раза. Но знайте, что после этого, для того, чтобы вместе жить необходим новый никах при соблюдении ещё жестких условий! Поэтому прежде чем произнести талак три раза, подумайте 100 раз!
    10. В исламском вероучении, самым отвратительным делом перед Господом Богом Аллахом – является развод.

  11. moonRipper Ответить

    Разница проведения никах в мечети, кафе или дома

    В идеале, лучше делать в самой мечети, т.к. тут можно и нарядиться, завязать платок невесте и гостям, сделать фотосессию; хазрат всегда находится в мечети, ждать его приезда не понадобиться; провести церемонию чтения никах и устроить праздничное застолье, и гостей не надо далеко возить из мечети в ресторан. Все в одном месте. Так же не надо будет самим готовить, в мечети вы будете уверены, что блюда халяль, ведь для многих религиозных гостей это очень важно. Поэтому это будет комфортно для многих, и посуду мыть не надо потом. Что правда, то правда!
    Если же делать в кафе, тут уже надо будет заниматься перевозкой гостей, некоторые гости приезжие и не ориентируются в городе, как правило, начинается путаница и гости теряются в городе, из-за таких задержек ведущий может начать позже, в то время, как остальные гости голодные сидят за столами и ждут потерявшихся гостей.
    Конечно же, это дело каждого, но я напишу как я вижу праздник никах дома. Как правило, в домах или квартирах не достаточно места, а гостей бывает немало, поэтому все сидят впритирку друг к другу, дышать становиться трудно, ходить и фотографировать тоже не удобно, либо нет места, либо темные комнаты. Делать никах в доме невесты — это, конечно же, традиция, не спорю. Но жизнь не стоит на месте и методы проведения совершенствуются и надо принимать эти новшества и не бояться делать никах вне дома. Так же в доме, скорее всего, не получится пригласить тамаду, нет места для диджея, такой формат уже не смотрится «классно». Не спорю, в деревнях принято делать дома, там и возможности нет в кафе собираться и в деревнях больше придерживаются такой традиции! В городе же все иначе, намного проще пригласить всех гостей в мечеть или ресторан. Я никому ничего не навязываю, но с точки зрения фотографии, проведение никах в квартире или в доме- не самый лучший вариант.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *