Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?

14 ответов на вопрос “Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?”

  1. Planovypolnitel Ответить

    Учетная политика (УП) представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).
    Целью создания УП, является обеспечение возможности объединения всей бухгалтерской информации о ситуации дел в компании. УП содержит финансово-экономические показатели компании, порядок их формирования и, что данные показатели отражают.
    В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.
    Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.
    При составлении УП необходимо применять следующие нормативные акты:
    •          закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
    •        ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
    •        НК РФ (ст. 313);
    •        иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.);В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления определенной деятельности субъекта.
    Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е. по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.
    Следует отметить, что в статье 313 НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы. При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые субъектом способы бухгалтерского учета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, но о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.
    ПБУ 1/2008 предписывает применять УП последовательно от года к году, сохраняя ее преемственность и сопоставимость с данными предшествующих лет. То есть если отсутствуют факторы, вынуждающие субъекта менять политику принятого им бухучета (новшества в законодательстве, новые виды деятельности), то необходимости в смене ее нет.
    УП для целей налогового учета в НК РФ (ст. 11) охарактеризована как система учета показателей, значимых для правильного определения налоговой базы. Соответственно, если не требует изменений методология учета этих показателей, то не потребуются и изменения в налоговой УП.Читайте также статью: > Учетная политика НКО.

    Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

    Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.
    Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.
    При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:
    •        Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
    •        Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.
    При внесении изменений в учетную политику необходимо:
    1.Подготовить текст, который содержит изменения с объяснением причин внесения изменений;
    2.Установить дату с которой будут действовать соответствующие изменения;
    Важно!!! Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольно-самостоятельные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода.3.Осуществить проверку не нарушаются ли отдельные пункты, утвержденной ранее политики;
    4.
    Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.
    Пример внесения изменений в учетную политику в части налогового учета с 01.01.2019г.
    С 01.01.2019 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму декларации по НДС.
    Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юридическим лицом УП с 2019 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2019 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2019 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.
    Причем все поправки на 2019 год делают до 31 декабря 2019г.Важно!!! Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008Новшество с 01.01.2019г. в учетной политике.
    Минфин России издал приказ от 30 декабря 2017 г. № 274н. Приказ определил стандарт ведения бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений, который все они обязаны применять с 1 января 2019 года, в том числе при: составлении бюджетной отчетности, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведении бухгалтерского учета. Этим стандартом в том числе предусмотрена обязанность таких организаций публиковать свою учетную политику на официальных сайтах в интернете и подробно раскрывать ее положения в отчетности. Кроме того, при необходимости, организации при изменении учетной политики должны пересмотреть сравнительные показатели отчетности прошлых лет. Поэтому Минфин России в письме от 31 августа 2019 г. № 02-06-07/62480 напомнил, что теперь как учетная политика организации, так и все ее изменения являются объектом внимания со стороны контролирующих органов. В письме приведены методические рекомендации, с помощью которых можно (и нужно!) скорректировать учетную политику с учетом требований нового СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».Читайте также статью: > Учетная политика СНТ.

     В заключении

    Учетная политика представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).
    В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.
    Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.
    Законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.
    При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.
    Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.
    Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.

  2. Botus Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.
    В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).
    Обоснование вывода:
    Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон N 402-ФЗ). В настоящее время при формировании учетной политики применяются правила, установленные ПБУ 1/2008 “Учетная политика организаций” (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
    Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008) и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п. 8 ПБУ 1/2008). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
    Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную бухгалтерскую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).
    Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008). Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.
    При этом согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:
    – изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
    – разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    – существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
    Схожий перечень содержится в п. 10 ПБУ 1/2008, который применяется в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (пятый абзац п. 10 ПБУ 1/2008).
    Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
    Учетная политика в целях налогообложения также действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ).
    При необходимости в учетную политику в целях налогообложения можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от “вдруг” возникших у налогоплательщика потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:
    1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о корректировке учетной политики принимается не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений;
    2) если налогоплательщик принял решение поменять способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).
    Обязанность утверждать ежегодно новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.
    В свою очередь, обращаем внимание, что с 1 января 2019 года ПБУ 3/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” действует в новой редакции – с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2017 N 180н.
    Эти изменения необходимо учесть в учетной политике с 2019 года.
    Кроме того, приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н скорректировано ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”. Изменения обязательны к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Однако их использование до указанного срока разрешено при условии отражения этой информации в отчетности. Поэтому если организация решит применять обновленное ПБУ 18/02 с 2019 года, это также следует закрепить в учетной политике.
    Не забудьте также проверить, как соотносится утвержденная учетная политика с нормами локальных актов организации (приказов, положений). Возможно, какие-то из них целесообразно пересмотреть в связи с изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Также возможна ситуация, когда изменения в локальных актах требуют введения новых способов учета, форм первичных документов, учетных регистров и т.д.
    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    – Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
    – Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
    – Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения;
    – Энциклопедия решений. Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения;
    – Учетная политика для коммерческой организации – 2019 (Конструктор правовых документов).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
    Ответ прошел контроль качества
    30 мая 2019 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  3. О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Учетная политика для целей бухгалтерского учета не утверждается ежегодно, в нее вносятся дополнения и (или) изменения. При необходимости в учреждении может быть принята новая редакция учетной политики, при этом сама формулировка приказа об утверждении учетной политики не должна содержать фразу, что учетная политика утверждается на конкретный период (например год). Прежняя редакция учетной политики данным приказом признается утратившей силу.
    Обоснование вывода:
    Автономные учреждения в целях организации бухгалтерского учета формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. При разработке учетной политики учреждения руководствуются Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ), Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н), и иными нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет (п. 6 Инструкции N 157н).
    Согласно ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Поэтому нет необходимости утверждать учетную политику ежегодно, соответственно, ежегодное утверждение учетной политики – необоснованное и избыточное действие. При этом сама формулировка приказа об утверждении учетной политики не должна содержать фразу, что учетная политика утверждается на конкретный период (например год).
    Изменение учетной политики может производиться при условиях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ. При необходимости внесения изменений (дополнений) в учетную политику эти изменения (дополнения) могут быть утверждены отдельными приказами руководителя организации госсектора (распоряжениями, инструкциями).
    В то же время учетная политика представляет собой инструмент, который на протяжении всего финансового года позволяет своевременно и качественно решать стоящие перед бухгалтерией задачи. Следовательно, составлен данный документ должен быть максимально четко и понятно, чтобы сотрудники бухгалтерии, а при проверках и иные пользователи, ориентировались в нем без труда.
    При внесении в учетную политику большого количества изменений различными приказами более целесообразно будет утвердить новую редакцию учетной политики, тем более что ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ не содержит конкретного запрета на это. Указанная норма регламентирует именно последовательность применения учетной политики. Следовательно, при утверждении новой редакции учетной политики необходимо установить дату, с которой она вступает в действие, а также признать утратившей силу прежнюю редакцию учетной политики, чтобы определить действующий локальный нормативный акт для целей бухгалтерского учета (учетную политику), в соответствии с которым будет вестись учет в учреждении.
    Подобный вариант применяется на практике. Смотрите, например, приказ Министерства транспорта РФ от 30.12.2016 N 430 “Об утверждении учетной политики Министерства транспорта Российской Федерации”, приказ Министерства образования и науки Пермского края от 12.08.2016 N СЭД-26-01-06-571 “Об утверждении положений об учетной политике Министерства образования и науки”, приказ Министерства экономического развития РФ от 26.12.2014 N 850 “Об утверждении Положения об учетной политике в Министерстве экономического развития Российской Федерации”.
    На основании изложенного можно сделать следующий вывод: ежегодное утверждение новой редакции учетной политики – необоснованное и избыточное действие. В то же время ст. 8 Закона N 402-ФЗ не содержит запрета на утверждение новой редакции учетной политики с признанием утратившей силу старой. Следовательно, при необходимости, вызванной, например, множеством изменений, которые необходимо внести в учетную политику, в 2017 году может быть утверждена новая редакция учетной политики (без указания года, в течение которого она действует) с признанием утратившей силу старой редакции учетной политики.
    Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
    – Энциклопедия решений. Учетная политика (для госсектора);
    – Энциклопедия решений. Формируем учетную политику для целей бухгалтерского учета (для госсектора).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Киреева Анна
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор Монако Ольга
    24 марта 2017 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  4. Malafym Ответить

    Компания ГАРАНТ
    У организации существует две учетных политики: одна – для целей налогообложения, вторая – для целей бухгалтерского учета. Каждая учетная политика утверждена соответствующим приказом, при этом в приказах четко указано, что учетная политика сформирована на 2008 год. До 2008 года она не составлялась.
    Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год?
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации составление приказа о продлении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2008 года на 2009 год не требуется. Все изменения в учетной политике могут закрепляться отдельными приказами руководителя.
    Что касается учетной политики для целей налогового учета, то, по нашему мнению, более верным будет утвердить на 2009 год новую учетную политику или издать приказ о продлении старой.
    Обоснование вывода:
    Учетная политика для целей бухгалтерского учета
    В настоящее время порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) и ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (далее – ПБУ 1/2008).
    Однако следует учитывать, что ПБУ 1/2008 вступило в силу только с 1 января 2009 года (п. 3 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а до этой даты действовало ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” (далее – ПБУ 1/98).
    В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. А согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только в строго определенных случаях (аналогичные нормы содержались в п. 6 и п. 16 ПБУ 1/98).
    Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.
    На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год. Именно так обеспечивается соблюдение указанной выше нормы о последовательном применении учетной политики, кроме того, в этом случае соблюдается один из принципов бухгалтерского учета – допущения последовательности применения учетной политики (п. 4.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29.12.1997).
    Учетная политика для целей налогообложения
    В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики. НК РФ не предусматривает и четкого порядка ее утверждения и оформления. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 “НДС” и 25 “Налог на прибыль” НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.
    Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.
    Однако п. 12 ст. 167 указывает на то, что: “учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации”. Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.
    Поэтому, на наш взгляд, организация имеет полное право из года в год применять учетную политику для целей налогообложения (как прибыли, так и НДС), составленную в начале своей деятельности. Утверждать “новую” учетную политику организация должна по мере необходимости внесения в нее изменений.
    В рассматриваемом случае в приказе об утверждении учетной политики указано, что данная учетная политика применяется только в 2008 году.
    По нашему мнению, организация должна приказом либо продлить ее на следующий 2009 год, либо утвердить новую учетную политику, в случае необходимости внесения изменений.
    Косвенно ежегодный характер утверждения учетной политики организации для целей налогообложения подтверждают и представители налоговых органов, отвечая на вопросы о порядке ведения раздельного учета затрат налогоплательщиком (смотрите, например, письма УМНС России по г. Москве от 28.07.2004 N 24-11/50004, от 04.03.2004 N 24-11/14934, от 15.05.2003 N 24-11/27161, от 04.04.2003 N 24-11/18947, от 14.01.2002 N 24-11/01663).
    Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
    – Необходимость принятия учетной политики (М.А. Щербакова, “Новое в бухгалтерском учете и отчетности”, N 23, декабрь 2008 г.);
    – 7 причин изменить учетную политику (О. Слобцова,”Практическая бухгалтерия”, N 12, декабрь 2008 г.);
    – Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения (И.А. Невский, “Горячая линия бухгалтера”, N 4, февраль 2009 г.).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Тимукина Екатерина
    Ответ проверил:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
    профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
    8 сентября 2009 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

  5. Бобо Ответить

    Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
    К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.
    Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.
    Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:
    при изменении законодательства о налогах и сборах;
    при начале осуществления нового вида деятельности.
    В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

    Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

    Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:
    пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
    Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

    Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

    Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.
    Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.
    Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.
    В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:
    позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;
    разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.
    В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.
    В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
    * * *
    Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.
    К сведению: основные моменты, которые следует отразить налогоплательщикам при составлении такого нужного для ведения налогового учета документа, изложены в консультации «Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год».

  6. O_o МЫльн@я ПузЫрРрРрРк@ o_О Ответить

    Применять на практике положения измененной учетной политики необходимо одним из следующих способов, показанных на схеме (п. 6 СГС «Учетная политика»).
    Способы применения измененной учетной политики
    Перспективный способ
    Ретроспективный способ
    Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующей корректировки учетной политики
    Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы они применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни
    Последствия изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денег учреждения, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).
    Последствия корректировки учетной политики, вызванной изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом (п. 16 СГС «Учетная политика»). При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ. Если корректировка вызвана иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денег учреждения, последствия отражаются ретроспективно (п. 17 СГС «Учетная политика»). При применении такого способа корректировке подлежат:
    входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса;
    показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) указывается в отчетности текущего отчетного года.
    При ретроспективном способе пересматривать, менять и повторно представлять отчетность за предыдущий год не надо.
    Ретроспективное применение измененной учетной политики недопустимо, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 18, 19 СГС «Учетная политика»):
    не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
    требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.
    В таких ситуациях измененная учетная политика применяется перспективно, то есть после даты ее корректировки.

    Отражение положений учетной политики в отчетности.

    В силу положений п. 20 СГС «Учетная политика» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать сведения о применяемых способах ведения учета, составе и содержании документов учетной политики.
    Порядок раскрытия таких сведений в отчетности устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.
    В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности указывается следующая информация:
    1) обоснование изменений;
    2) содержание изменений;
    3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;
    4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:
    суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;
    сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Данная сумма раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.
    Кроме того, в пояснениях к отчетности также раскрывается факт невозможности отражения информации об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих годов (если в отчетности раскрыта сравнительная информация по этому году или годам). При этом указывается отчетный период, в котором начинается применение изменений в учетной политике (п. 21 СГС «Учетная политика»).

    Оценочные значения, их корректировка и отражение в отчетности.

    СГС «Учетная политика» введено новое понятие – оценочное значение. Им является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относят (п. 6 СГС «Учетная политика»):
    сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;
    величины оценочных резервов;
    величины амортизационных отчислений;
    стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);
    иные значения показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.
    Изменение оценочного значения – это корректировка показателя, отраженного в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, обстоятельств, информации, на основе которых был выполнен его расчет. Такое изменение не является исправлением ошибки, а также изменением учетной политики. В свою очередь, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности (п. 23, 24 СГС «Учетная политика»).
    Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:
    в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
    в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.
    В пояснениях к отчетности отражается следующая информация:
    описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;
    описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели периодов, следующих за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. Также раскрытию подлежит тот факт, что оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды не представляется возможным (п. 25, 26 СГС «Учетная политика»).

    Порядок исправления ошибок в отчетности.

    Особенности отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности прописаны в разд. V СГС «Учетная политика».
    В целях применения указанного стандарта ошибкой в отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни. Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.
    Они исправляются следующим образом:
    Время обнаружения
    Порядок исправления
    Ошибки отчетного периода
    При осуществлении внутреннего контроля после даты подписания отчетности*, но до предельной даты ее представления**
    Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на последнюю отчетную дату отчетного периода
    Уточнение отчетности
    При проведении камеральной проверки после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом***
    Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода
    Уточнение отчетности
    В ходе проведения внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения****
    Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода
    Уточнение отчетности
    После даты утверждения квартальной отчетности
    Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки
    Раскрытие в пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (содержания и суммы), а также суммы выполненной корректировки
    Ошибки предшествующего отчетного периода
    После даты утверждения годовой отчетности
    Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки
    Ретроспективный пересчет отчетности*****
    Раскрытие в пояснениях к отчетности за отчетный год информации об ошибке, сумме корректировки, описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не является возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления
    * Дата подписания отчетности – дата, когда субъект отчетности в установленном
    порядке подписывает полный комплект отчетности.
    **    Предельная дата представления отчетности – последний рабочий день установленного срока направления отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному ее принимать.
    ***    Дата принятия отчетности уполномоченным органом – дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки.
    ****   Дата утверждения отчетности – дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.
    ***** Ретроспективный пересчет отчетности – исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. При этом корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это невозможно. Такая корректировка отражается в отчетности с отметкой «пересчитано».
    * * *
    Положения СГС «Учетная политика» во многом повторяют действующие нормы Закона о бухгалтерском учете[3] и Инструкции №?157н[4]. Как и сейчас, ответственным за формирование учетной политики будет являться главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение учета, а за ее утверждение – руководитель учреждения. Состав учетной политики останется неизменным. На сегодняшний день в этом документе закрепляются показатели, поименованные в п. 6 Инструкции №?157н.
    Стандартом введены новые термины и их определения. Указано, как осуществляется перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет отчетности. Рассмотрены правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    [1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 №?274н.
    [2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 №?256н.
    [3] Федеральный закон от 06.12.2011 №?402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
    [4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №?157н.

  7. Ник мэн Ответить

    В России началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.
    В этом видео, мы поговорим о том, кто относится к предпенсионерам и какие льготы им положены.
    Пенсионные изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году.
    Важно!
    В результате пенсионный возраст увеличен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.
    В соответствии с Законом №350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство вводится понятие «предпенсионный» возраст.
    Важно!
    Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть, начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин в 2018 году.
    С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.
    Для таких граждан сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста:
    – бесплатные лекарства и проезд на транспорте,
    – скидка на оплату капитального ремонта и других жилищно-коммунальных услуг,
    – освобождение от имущественного и земельного налогов
    – и прочие.
    Пенсионеры и предпенсионеры могут получить вычет по земельному налогу на 6 соток, но льгота действует только в отношении одного земельного участка (пп.9 п.5 ст.391 НК РФ).
    Пенсионеры и предпенсионеры имеют льготу по налогу на имущество. При этом налоговые льготы по имущественным налогам, которые раньше были положены только пенсионерам, начиная с налогового периода 2019 года, будут предоставляться не после выхода на пенсию, а после достижения возраста, который считался пенсионным на конец 2018 года (пп.10.1 п.1 ст.407 НК РФ).
    С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, а также дополнительные гарантии трудовой занятости.
    В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста.
    За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
    Важно!
    Пенсионный фонд России запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о работниках, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются работодателями для предоставления соответствующих льгот.
    Предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация.
    Для того чтобы воспользоваться налоговой льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.
    В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении работника к категории граждан предпенсионного возраста.
    Сами работники могут получить справку о статусе предпенсионера по единой форме. ПФР утвердил регламент, по которому должен выдавать документ с 14 июля 2019 г. (постановление Правления ПФР от 04.04.2019 г. №206п).
    Запрос на выдачу справки можно подать лично в отделении ПФР либо на портале государственных услуг. В первом случае ПФР выдает справку в течение трех дней, а при электронном обращении – в этот же день.
    Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании “РосКо – Консалтинг и аудит” Алена Талаш.
    Читайте: https://rosco.su/press/osobennosti-raboty-s-predpensionerami-i-pensionerami/
    https://rosco.su/press/osobennosti-raboty-s-predpensionerami-i-pensionerami-2-chast-prodolzhe/
    Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России “РосКо”.
    Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube – https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/
    Facebook – https://www.facebook.com/roscoaudit/
    ЯндексДзен – https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0
    Twitter – https://twitter.com/RosCo_audit
    Instagram – https://www.instagram.com/rosco.consulting/
    https://rosco.su/

  8. Landakelv Ответить

    Юрист
    Континент
    Бухгалтер
    Медицина
    Справки
    Судебная база
    Ответы гос. органов
    Бизнес-аналитик
    x

    Вход для зарегистрированных пользователей
    Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
    Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

    Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
    смотри подробнее

    Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.
    Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.
    Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:
    – принимал ли участие в судебных разбирательствах?
    – в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
    – по каким делам?
    – выиграл или проиграл?
    Преимущества базы судебных решений:
    Самая полная база – более 7 000 000 документов
    База содержит дела:
    – гражданского судопроизводства
    – административного производства
    – уголовные дела открытого судебного производства
    Простой и удобный поиск документов:
    – по территории
    – по суду
    – по дате
    – по типу
    – по номеру дела
    – по сторонам
    – по судье
    Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
    Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
    К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.
    x

    Вход для зарегистрированных пользователей
    Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
    Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

    Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
    смотри подробнее

    1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
    2. Ваш практический источник применения норм права.
    3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.
    Что такое раздел «Ответы государственных органов»?
    В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
    Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
    В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:
    – тематике;
    – дате;
    – автору;
    – номеру вопроса;
    а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.
    Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!
    Контакты

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *