Нужно ли на пасху ходить на кладбище?

11 ответов на вопрос “Нужно ли на пасху ходить на кладбище?”

  1. Beazezel Ответить

    Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.

    — Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?
    — Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.
    — Почему же люди идут туда?
    — Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.

    — Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?
    — Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.
    — Откуда пошла традиция красить яйца?
    — Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.

    — Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?
    — Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.
    — Вы упомянули о семье…
    — Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.

    — А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.
    — Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.
    Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?

    — Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?
    — Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.
    — Становиться лучше, чище, добрее.
    — В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.
    — С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?
    — Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?
    — Конечно.
    — Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.
    Беседовала Диана Кудрявцева
    Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя
    Иллюстрация: Поленка Тарасевич

  2. ALISHER Ответить

    Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.
    Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.
    Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.
    В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.
    Совет. Сходите на исповедь в церковь!
    Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.
    С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

    Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

    Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

    Пояснения священников

    Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин, глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

    В какие дни ходить на кладбище?

    Об ушедших в иной мир забывать непригоже, нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

    Посещать могилы можно в следующие дни:

    1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.
    2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.
    3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.
    4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.
    5. Радоница. Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.
    6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.
    Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.
    Хотя нельзя ходить на кладбище в Пасху, иные светлые праздники, служить заупокойные панихиды можно во многие другие дни года. Истинно верующим в пасхальные праздники следует радоваться, оставляя печаль на отведенные церковным уставом специальные дни.

  3. Lehrer YouTubeing Ответить

    С давних времен, пасху христиане встречают с почестями. Существуют обычаи и традиции, соблюдаемые верующими и сегодня. Традиции включают в себя приготовление пасхальных куличей и пасхальных яиц. Так же проводятся богослужения в церквях. Перед наступлением праздника, нужно сделать уборку, очистит дом от грязи и пыли, начать приготовления к пасхальному столу. Все приготовления требуется завершить до Страстной Пятницы. Страстная Пятница считается днем, когда был убит Иисус Христос. Как говорится в священных писаниях, после казни, его тело перенесли в пещеру для последующего захоронения. Ученики Иисуса, пришедшие в пещеру для того, что бы оказать почести при захоронении, не нашли его тела. После этого, Спаситель воскрес и в течение 48 дней, он являлся своим ученикам. Отсюда и берет начало происхождения празднования Пасхи.
    Светлый праздник принято встречать с радостью и благодарностью Богу, за его великодушие к человеческому роду. В период празднования пасхи есть и ограничения, которые нельзя допускать в святые дни. Одним из таких запретов является поход на кладбище. Празднование Пасхи на кладбище, не приветствуется церковнослужителями. Существуют специально отведенные церковью дни, предназначенные для посещения усопших близких на кладбище. Такой день выпадают на второе воскресенье после Пасхи, этот период именуется, как “день Родницы”. В этот день нужно приходить на кладбище, ухаживать за могилами, поминать умерших близких людей. Этот день отведен на горесть, скорбь от утраты, близкого человека. В период празднования Святой Пасхи, нужно радоваться и веселиться, не поддаваясь чувству скорби и грусти. Поэтому на кладбище в праздничные дни ходить не стоит.

    Почему люди ходят на кладбище на Пасху?

    Причина того, что многие люди посещают могилы своих близких именно в этот святой праздник, кроется в истории. Ещё до прихода Советской власти. Люди, праздновали этот священный праздник исключительно участия в богослужениях, проходивших в каждой церкви. Возвращаясь, домой из церкви, люди шли через кладбища и останавливались у могил своих родных, что бы почтить их память. Там они общались с умершими, ухаживали за могилами и даже трапезничали. В 20 веке, когда разрушилась царская власть, и наступил новый период в истории государства. Начались массовые гонения на церковь, насаждался атеизм. Многие обычаи и традиции были забыты. Многие люди стали не верующими и не чтили этот святой праздник. Однако были и те, кто остались верны православной вере. И передали свою веру, обычаи и традиции своим детям и внукам. Так, поход на кладбище на Пасху дошел до наших дней. Однако в правилах православной церкви, отмечается, что такая традиция является в корне не правильной. Посещение кладбища в Пасху, считается грехом для верующего человека, с точки зрения церкви.

    Почему нельзя ходит на кладбище на Пасху: Церковное мнение

    Священнослужители, отмечают, что в священных писаниях и книгах не сказано о том, что существует божественный запрет на запрет посещения кладбища на Пасху. Однако церковь придерживается твердого мнения, о том, что ходить на кладбище в этот священный праздник не стоит. Такая позиция объясняется, тем, что для посещения усопших, существуют специальные отведенные дни. Церковь не говорит о том, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху, так, как трактует это, как индивидуальный выбор каждого верующего человека. Она лишь, рекомендует делать это в определенные дни. Отмечается, что такое посещение не будет нести за собой тяжкого греха, но является нарушением правил.
    Если же человек решил пойти на кладбище в дни празднования Пасхи, то священнослужители рекомендуют сначала посетить храм и помолится Спасителю. Так же говорится о том, что в эти благословенные дни нужно радоваться и не поддаваться грусти и скорби. Если человек оказался на кладбище в эти дни, то стоит вспомнить хорошие моменты и поблагодарить усопшего за то, что он сделал хорошего при жизни. Не стоит плакать и грустить, Святой праздник Пасхи отмечается и на небесах, поэтому стоит поблагодарить и возрадоваться благословению, которое дал нам Господь Бог.
    В наши дни все больше людей, проводят этот священный праздник на церковных служениях. Верующих становится все больше с каждым годом. Пасха стала для православного народа, главным праздником духовного единства с Богом. Только в период этого праздника, люди общаются с Богом и проявляют великодушие к другим. Большое значение для вероисповедания имеет соблюдение основных правил празднования. Поэтому все больше людей отказывается от похода на кладбище на пасху, предпочитая посетить своих усопших близких в отведенные для этого дни.

  4. MR FREEZZ Ответить


    Священники все как один говорят о том, что посещать кладбище на Пасху – большая ошибка. Люди, которые не ходят в церковь, делают это по привычке. Между тем для соблюдения религиозных канонов стоит прислушиваться к мнению Церкви. А как она объясняет, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?
    Церковь говорит о том, что человеческая природа хрупка. Мы не можем разделить в душе ликование и грусть. Именно поэтому посещать кладбище не стоит. Между тем есть небольшое различие во мнениях. Одни представители Церкви лишь накладывают предписание отложить посещение сакрального места до Радоницы. Другие говорят, что поход на кладбище сродни греху, ведь уныние, а тем более в столь светлый праздник – не иначе как грех.
    Как бы нам не хотелось, но грусть и печаль всегда сопровождают нас в тишине среди надгробий. Жухлая трава, покосившийся от времени надгробный камень, пожелтевшее фото… что-то обязательно вызовет в душе скорбные чувства. Даже, если Вы пришли на кладбище с благой целью – привести могилы в порядок, установить новый памятник, постарайтесь в следующий раз найти для этого более подходящую дату. Помощь с изготовлением и нанесением фото на памятник Вам окажет наша компания.

  5. B-E-O-L-E-T-A Ответить

    Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для еврейской истории события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.
    Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.
    Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.
    ***
    Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.

    Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху

    Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.
    Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.
    Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.

    Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?

    В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.

  6. Teswyn Ответить

    Статьи – Поминовение усопших

    МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?
    Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

    Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
    Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
    SATOR
    AREPO
    TENET
    OPERA
    ROTAS
    При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
    Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями:
    «Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
    Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
    С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
    Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
    Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
    «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
    Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
    Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
    Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
    Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

    Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
    Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
    У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
    Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
    Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
    Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

  7. Фаридун Ответить

    Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.
    В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.

    Что будет, если все же пойти на кладбище?

    Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.
    Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *