О каком выборе идет речь в романе бондарева выбор?

6 ответов на вопрос “О каком выборе идет речь в романе бондарева выбор?”

  1. Mnedwyn Ответить

    Благодаря ясному, непоколебимому гуманистическому пафосу бондаревская проза стала самобытным явлением в советской литературе, причем явлением не статичным и на каком-то этапе исчерпавшим себя, а беспрестанно развивающимся, обогащающимся, открывающим все новые грани человеческого бытия на поистине неисчерпаемом материале, лаконично именуемым «человек и война».
    Уже в романе «Горячий снег» убедительно и наглядно проявилась расположенность бондаревского таланта к укрупненно-лаконичному изображению мира. Рядом с великолепной батальной живописью, отличающей и прежнее творчество писателя, здесь раскрылась его способность воссоздать и общую картину великой и грозной войны.
    Однако в полную силу как художник-мыслитель и мастер лапидарного повествования Бондарев показал себя позднее, когда вышел его роман «Берег».
    Здесь впервые в круг интересов автора самостоятельно вошли крупные нравственно-философские проблемы, такие как совесть, честь, сострадание, любовь, ненависть, расширились пространственные горизонты. Местом действия стала не только Россия, но и Европа. Военная тема утратила былую суверенность, подчинилась решению актуальных вопросов духовной жизни современного мира.
    И весь разнообразный материал, вся многослойная проблематика уместилась в пределах небольшого по объему романа, чему немало способствовала глубокая содержательность самой его структуры.
    Как мы видим, найденная в «Береге» романная форма не превратилась в нечто эпизодическое. Новый роман «Выбор» заметно близок к «Берегу» по всем своим параметрам. В нем та же философичность проблематики, напряженная духовность общей атмосферы, взыскующая озабоченность героев высокими истинами правды, добра, справедливости. И те же во многом структурные особенности: подчиненность сюжетного действия не столько развитию событий, сколько движению идей, соединение крупного и общего планов, большая функциональная роль разного рода внесюжетных элементов, свободное перемещение повествования во времени и пространстве.
    Все предстало лишь еще более развитым, словно подчеркнутым. Усилился драматизм характеров и положений. Повысилась их сложность, неоднозначность, резче пролегли контрастные тени между отдельными частями и компонентами.
    Создается впечатление, что тем самым автор словно подтвердил и утвердил проблематику и структуру «Берега» как некую принципиально важную для него художественную систему.
    В романах «Берег» и «Выбор» философствующие и «любвеобильные чудаки» Юрия Бондарева думают о том, что объединяет нации и народы в годы опасности и кризисного состояния общества. Они не теряют надежду на спасение. Таким образом, по существу мы имеем дело с философско-интеллектуальной романной трилогией о глобальной, планетарной общности людей Земли, о её будущем. Герои Ю.Бондарева, ощущая себя «жертвами безжалостных весов жизни», приходят к жизненно важному выводу, хотя и совсем не по Ф.М. Достоевскому: «Нет, не красота спасёт мир, а правда равной неизбежности и понимания человеческой хрупкости каждого. Всех. Не сила, а трагическая слабость всех перед смертью. И здесь ничто не поможет. Ни талант, ни слава, ни положение. Ничто…» [12, с. 397].
    Пожалуй, эти простые, понятные и как бы сами собой разумеющиеся истины и составляют мудрые пророчества писателя-гуманиста и философа Юрия Бондарева. Эти истины вновь стали художественной сверхзадачей в произведениях последующих лет. Бесспорно и безусловно одно: в литературном процессе 80-90-х годов тема нравственного выбора, перед которым стоит каждый человек, как никогда актуальна. А в романах Ю.В.Бондарева эта тема вышла на уровень осмысления глобальных проблем, так как речь идет о роли традиционных исконно-христианских ценностей в спасении всего человечества, всей земной цивилизации.
    В его произведениях показана сложность человеческой природы, неоднозначность психологических проявлений личности, возможность свободного выбора между добром и злом, особо остро звучит проблема нравственного выбора героем своего места в жизни. Художественные открытия Бондарева связаны с новым ракурсом воззрения на мир, с новыми типами героев, которыми, несмотря на сложный комплекс переживаний, сомнения, нелегкий путь самопознания, овладевает горячая вера в свое дело. Писатель воссоздает многослойный и неоднозначный процесс духовных исканий современника, которые выступают как самая жгучая и острая потребность эпохи. Бондарев испытывает человека на прочность. Он пишет жизнь, как она есть, признавая за ней достоинства и недостатки, каковы ей присущи. Поэтому столь пронзительно звучат его слова: «Я стараюсь помнить, что литература – это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ей дано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличия друг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой, которое ведет к гибели природы и человека не только физически, но и через сознание собственной вины» [12, с. 124].
    Произведениями, которые раскрыли Бондарева как художника, мыслителя, размышляющего над нравственными аспектами человеческих поступков, и стали романы «Выбор» и «Берег». Они явились для писателя в полной мере обретением всего того, что переполняло его творческую память. Бондарев пытался определить, что же движет человеком при выборе определенного решения, от которого зависят сотни человеческих жизней.
    На войне выбор обострен предельной сжатостью времени и дорогой ценой, которую приходится платить за подвиг, что находит наглядное подтверждение во всем творчестве писателя. Но в этих романах ситуация, концентрирующая в себе нравственную проблематику, осложняется за счет выхода творческого прорыва писателя к таким проблемам современности, которые, по мнению автора, завязаны в ситуации военного времени. Вот почему война и современность в художественном мире Ю.Бондарева представлены в нерасторжимом единстве. С этой точки зрения проблемно-тематическая и жанрово-стилевая общность «Берега» и «Выбора» очевидна.
    В данной работе рассмотрена постановка и решение проблемы нравственного выбора героев двух романов Ю.Бондарева. Писатель затронул актуальную проблему как своего, так и нашего времени. Для него важно было выяснить человеческую сущность в предельных ситуациях войны и современности.
    В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что человек не сможет выбрать правильное решение, если в нем нет гуманного отношения к окружающим, если нет заветной цели, к которой он стремится, постигая истину жизни, если в нем нет памяти-прошлого и памяти-будущего, если он не считает себя ответственным за судьбу всего мира в целом.
    Произведения писателя, ставшие предметом литературного исследования, продолжают свою жизнь во времени. Боль за человека, ответственность за него, которую начал писатель в восьмидесятые годы ХХ века, находят отражение в русской литературе сегодняшнего дня.

  2. ToLiK Ответить

    Бондарев “Выбор” – сочинение “Тема великой отечественной войны в современной отечественной прозе (по роману Ю. Бондарева «Выбор»)”
    Прочитав роман «Выбор», я надолго потеряла покой. Поразила трагическая фигура Ильи Рамзина, очень противоречивая и разноплановая. Можно понять и объяснить его поступки во время войны, но нельзя оправдать их. Ю. Бондарев говорил однажды читателям, что литература должна беспокоить. Ему, как писателю, хочется, чтобы в герое были и «день», и «ночь», потому что человеку далеко до совершенства, и нужно все время стучаться в его сердце и разум. Большинство произведений Ю. Бондарева — о войне. В них раскрывается психология человека на войне. Эти произведения волнуют, вокруг них идет много споров.
    Каким был Илья Рамзин в начале войны? Что привело его к потере связи с Родиной? «Юный, сильный, решительный, подчиняющий своим горячим и опасным блеском черных насмешливых глаз», Илья в школьные годы занимался гимнастикой, самбо, обтиранием снегом, «чтобы не быть униженным силой других…». Вместе со своим другом Володей Васильевым хотел пойти на фронт добровольцем. Но из-за юного возраста его не взяли и послали на девять месяцев в артиллерийское училище. После училища он попадает на фронт.
    Характер Ильи Рамзина проявляется в обращении с Лазаревым. Несмотря на то, что Лазарев — мерзавец, все же во взаимоотношениях с ним Рамзин слишком прямолинеен. Он утверждал, общаясь с Лазаревым, властную, не сомневающуюся силу командира батареи, чьи обязанности выполнял. Так же, как позднее с ним поступят капитан Пужавин и майор Воротюк. Когда батарею Рамзина окружили немцы, майор Воротюк оставил «участок оголенным, не прикрыв батарею ни взводом, ни отделением пехоты». Несмотря на это Воротюк обвинит Рамзина в трусости: «А я-то считал, что вы погибли как герой! Расстреляли все снаряды и погибли под гусеницами танков, но не ушли. Не драпанули! Ах, трусы, трусы!» Лазарев не гнушается лжи, заявляя, что их батарея не отступила бы, если бы комбат не приказал, и что комбат «с бабой ночку проамурил», потому и проворонил врага. Чудовищную клевету Лазарева понимают все. Но Воротюк, чтобы оправдаться перед начальством, отдает приказ: вынести орудия из окружения, хоть по частям. Иначе — трибунал. «Иди и подумай, какая пуля слаще! Наша или немецкая! Иди! Ма-арш отсюда!» — приказывает Воротюк Рамзину. Нетрудно представить себе состояние Ильи. Тихая, сумасшедшая ярость охватывает его. «Нет, живые мы ему не нужны. Он уже доложил начальству, что мы геройски погибли, раздавленные гусеницами, и поэтому только танки заняли станцию. Наша смерть — его оправдание, Володька Воротюк никогда не отступает. Мы погибли вместе с орудиями. Понял?» — говорит Рамзин Васильеву. Авторская позиция по отношению к Воротюку предельно ясна. Его портрет, условия быта, в каких он жил на фронте, манеру общения с подчиненными Бондарев изобразил остро и правдиво. В состоянии ожесточенности, желания мстить Илья Рамзин всадит две пули в Лазарева, одну прибережет для себя, но попадет в плен.
    Спустя 30 лет после войны Рамзин готов «платить по счетам»: «За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузе. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»
    Каков же Илья теперь? Васильев увидел в Венеции «седого, несколько изысканного иностранца в безукоризненно сшитом костюме… ». Удивлению художника нет границ: ведь Рамзин считался пропавшим без вести, его упорно разыскивала мать после войны, но он никому не писал все это время, даже матери. Рамзин рад встрече со своим бывшим школьным товарищем, с его женой Марией, в которую когда-то был чуть ли не влюблен. Но он ироничен, колюч, говорит, что ненавидит политику. Был женат на немке, а сейчас вдовец. Его взрослый сын Рудольф работает в Мюнхене. После смерти жены Рамзин живет под Римом: там меньше русских. Его мучает одно испепеляющее желание — побывать на родине, увидеть мать. Он всем здесь чужой, душевное спокойствие не для него. Одиночество превратилось в непосильную ношу.
    «
    1
    2
    »

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *