Объект и предмет исследования что это такое?

9 ответов на вопрос “Объект и предмет исследования что это такое?”

  1. БлeдHыЙ 25/17 Ответить

    Объект и предмет рассматриваются в разных главах экономических ВКР в зависимости от структуры ВКР.
    Структуру ВКР, принятую в конкретном вузе, можно увидеть в методических указаниях.
    Методические указания по выполнению ВКР – нужно взять на кафедре. Они есть в 99% случаев, поскольку без методички по ВКР вуз не должен пройти аккредитацию.
    Самая популярная структура диплома по экономике (бакалавриат и магистратура)Менее популярная схема экономической ВКРСтруктура ВКР, используемая примерно в половине случаев в магистерских диссертацияхВведение (как писать введение)ВведениеВведениеГлава 1 – теоретическая глава (как писать первую главу — обзор источников и литературы)Глава 1 – теоретическая главаГлава 1 – теоретическая главаГлава 2 – аналитическая (как писать вторую главу — анализ объекта и предмета)
    2.1 – описание объекта исследования
    2.2 – общий анализ объекта исследования
    2.3 – анализ предмета исследования в соответствии с темой работыГлава 2 – аналитико-проектная
    2.1 – описание объекта исследования
    2.2 – общий анализ объекта исследования
    2.3 – анализ предмета исследования в соответствии с темой работы
    2.4 – мероприятия по совершенствованию предмета исследования и их оценкаГлава 2 – методологическаяГлава 3 – проектная часть (что писать в третьей главе — проекте)
    3.1 – направления и мероприятия по совершенствованию предмета исследования
    3.2 – оценка влияния мероприятий на показатели предмета исследования и на показатели объекта исследованияГлава 3 – аналитико-проектная часть
    3.1 – описание объекта исследования
    3.2 – общий анализ объекта исследования
    3.3 — анализ предмета исследования в соответствии с темой работы
    3.4 — мероприятия по совершенствованию предмета исследования и их оценкаЗаключение (что должно быть в заключении ВКР), список использованных источников (где взять источники для списка литературы и как оформить список литературы), приложенияЗаключение, список использованных источников, приложенияЗаключение, список использованных источников, приложенияТаким образом, обычно бакалаврские дипломные работы состоят из 3-х частей (теоретический обзор источников, аналитическая часть и проектная часть), которые могут быть оформлены в 2 или 3 главы (первая и вторая схема).
    Магистерские диссертации обычно состоят из 3 глав и могут строиться либо по первой схеме, либо по третьей схеме.
    Во втором случае вторая глава является методологической и в ней рассматриваются методы исследования, которые применяются к объекту и предмету исследования в конкретной науке, описываются методики оценки предмета исследования в рамках выбранной темы.

  2. Karmen Ответить

    Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.
    В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом: “Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом”. “Предмет — все, что представляется чувствам. “Предмет сочинения — основа, смысл его” [1].
    Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов: “Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения”. “Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие” [2].
    Н. Е. Яценко полагает, что “Объект — 1. В философии — всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле — предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность”. “Предмет — 1. Всякое материальное явление, вещь.
    2. То, на что направлена мысль, действие или чувство” [3].
    Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенные определения понятий “объект” и “субъект исследования”.
    Объект — это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
    Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
    В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
    Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных “срезов” исследуемых объектов. В биологии — морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни — экономика, политика, социология. В изучении языка — лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных “срезов” исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
    Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
    Различение объекта и предмета — это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
    Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.
    Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это -— особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
    Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
    Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
    Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
    [1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. —М., 1979. —С. 635.
    [2] Ожегов С. И. Словарь русского языка. —М., 1960. —С. 428,570.
    [3] Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. —СПб., 1999. — С. 280, 330.

  3. Androriel Ответить

    Объекты изучения бывают:
    Материальными.
    Нематериальными.
    Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.
    Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.
    Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями. Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры. На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляет духовную культуру человека.
    Приведенная выше формулировка предмета исследования четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Отмечается, что некоторые научные дисциплины, занимаются исследованием отдельных элементов анализируемых объектов.
    Предмет исследования всегда должен соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.
    Объект исследования и предмет исследования можно сравнивать как нечто общее и нечто частное в рамках научных категорий. Стоит также учитывать, что оба этих объекта, также как их цели и задачи, находятся в зависимости от темы и плана исследования.

    Различия между предметом и объектом изучения

    Разделение предмета и объекта исследования – гносеологическая проблема. Она образуется там, где больше не работает методологический запрос на применение строго конкретизированных понятий, а также там, где объект науки, с которым связана выполняемая работа, еще не отделен и не доказан.
    Разница между объектом и предметом исследования появилась в ходе изучения гносеологической сферы. Изучая мир объективного или какие-либо его аспекты, личность формирует независимые понятия об окружающей его действительности. Каждый последующий исследователь, прежде, чем приступить к анализу, должен проработать уже сформированную в обществе совокупность познаний, представляющую этот объект. В таком случае совместность познаний будет являться предметом исследования.
    Определяя схожести и различия между отдельными объектами реального мира, личность отделяет несоответствующие объекты, обозначает их как предметы и возможные предметы для своей работы и анализа. В таком ключе предметы также будут являться объективной действительностью, так как их существование независимо от деятельности человека.
    От личности может зависеть только непосредственное действие разделения объекта. Однако, как только человек обозначил объект, он становится для него предметом исследования. Это характерная человеческая черта – переводить объект в предмет своей работы или исследования. Вычлененные из объективной действительности отдельные объекты, переформируются в предметы деятельности, и каждый из таких объектов может преобразоваться в предмет какой-либо специальной науки, при подходящих обстоятельствах.
    Предмет и объект научного исследования может быть основным и второстепенным. Так, объект считается основным, а предмет, в свою очередь, второстепенным. При этом в предмете изучения выделяется отчетливое качество объекта исследования. Некоторые научные деятели вовсе не разграничивают эти понятия и уравнивают их между собой.
    Бывает, что оба понятия формируются практически равноправно, однако, такой подход нельзя считать в полной мере корректным. Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку, к которой обращать в процессе всей научной работы.

  4. Ironconjuror Ответить

    Смотреть что такое “Объект и предмет исследования” в других словарях:

    Объект и предмет исследования — определенная социальная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Выделение же определенного фрагмента этой реальности диктуется наличием социальной проблемы, т. е. необходимостью… … Социологический справочник
    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — объект социологич. исследования определенная соц. реальность, не зависящая от исследователя; предмет свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного… … Российская социологическая энциклопедия
    Предмет исследования — та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта … Исследовательская деятельность. Словарь
    Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… … Элементарные начала общей теории права
    ОБЪЕКТ — (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) ИССЛЕДОВАНИЯ. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
    объект —   предмет исследования, изучения; предмет, на который направлено какое либо действие … Справочный коммерческий словарь
    объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
    Объект — (от лат. objectum  предмет): В Викисловаре есть статья «объект» … Википедия
    ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действительности, на которые направлено непосредственно… … Философия науки и техники: тематический словарь

  5. Star Gerl Ответить


    Не понятно? Рассмотрим примеры:
    Объектом в исследовании являются школьники средних классов, предметом будут выступать особенности поведения этой категории лиц.
    Объект — компания ООО «Долина», производящая строительные материалы, предметом может стать финансовая деятельность этой организации.
    Если требуется написать курсовую работу на тему связанную с образованием, объект — общеобразовательные школы, в качестве предмета могут служить методы обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях или предметом может быть определение успеваемости.
    Читайте также: Как сделать презентацию для защиты диплома

    Примеры выделения объекта и предмета исследования
    Анализируем тему
    Выбираем объект исследования
    Выделаем предмет исследования
    Реферат связан со СМИ
    Средства массовой информации и культура
    Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
    Для темы, связанной с развитием дошкольников
    Детские сады, как фактор, влияющий на развитие
    Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
    «Персонал компании»
    Персонал строительной организации
    Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
    В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама»
    Процесс становления культа ислама
    Женщины в процессе становления и развития культа ислама
    Если работа изучает методы увеличения доходов организации
    Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа
    Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
    В дипломной работе по праву «Похищение человека»
    Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека
    Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
    Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия
    Само предприятие
    Конкурентоспособность предприятия
    Договор купли-продажи недвижимого имущества
    Отношения, которые складываются между людьми  в процессе купли-продажи недвижимого имущества
    Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
    Библиотеки как главная база непрерывного образования
    Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения
    Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения
    Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

  6. Nizil Ответить

    Предмет исследования – это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.
    Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.
    Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.
    Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.
    Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

    Разница между объектом и предметом исследования

    Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.
    Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.
    Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.
    В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект – в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.
    Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным – предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.
    Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

  7. 4eBuRek Ответить

    Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

    Объект в курсовой работе – это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.
    Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.
    Предмет в курсовой работе – это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.
    Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.
    Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

    Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект – фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.
    Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов – искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.

    Как определить предмет и объект курсовой работы

    В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет – пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.

    Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».
    К примеру, объект – педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной актуальности и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, методы исследования. Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.

  8. Shaktishura Ответить

    Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

    Метод наблюдения и формирование гипотез

    Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

    Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.
    Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

    С точки зрения философии, объектом исследования является…

    Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».

    Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

    Функциональный аспект исследования

    Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

    Примеры объекта и предмета исследования в социологии

    В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.
    А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *