Объясните как вы понимаете термин устойчивость внимания?

13 ответов на вопрос “Объясните как вы понимаете термин устойчивость внимания?”

  1. Bandilis Ответить

    Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
    Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  2. Andrey Doge Ответить

    Ответ оставил Гость
    Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
    Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  3. Beaswyn Ответить


    Тема “Свойства внимания” из раздела
    “Психология познания человеком окружающего
    мира”, на изучение внимания по программе
    предусмотрено 6 часов – это второе занятие по
    теме. Главным этапом является изучение нового
    материала, с использованием метода-беседы
    опираясь на жизненный опыт учащихся).

    ЦЕЛИ
    :
    1. Познакомить учащихся со всеми свойствами
    внимания, опираясь на полученные знания данного
    познавательного процесса. Учить определять
    переключение и распределение внимания.
    2. Развивать мышление, внимание.
    3. Воспитывать желание познать себя и
    окружающий мир.

    ОБОРУДОВАНИЕ
    : карточки со свойствами
    внимания, стимульный материал для определения
    переключения и распределения внимания.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    – Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом
    познавательном процессе – внимание. Мы говорили
    о видах внимания, но качественное содержание
    процесса внимания определяется его свойствами.
    Именно о свойствах и пойдет речь.
    -Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ,
    КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ,
    УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

    Охарактеризуем содержание каждого свойства.
    ОБЪЕМ внимания – определяется
    количеством объектов, которые схватываются
    сознанием человека за малый промежуток времени
    (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно
    осуществляют путем предъявления нескольких
    объектов на небольшой промежуток времени. Для
    этой цели используют, как правило, прибор,
    который называется тахитоскоп ( от греческого
    тахито – быстрый, сконео – смотрю). Чему равен
    объем внимания человека? Ученый Мюллер
    определил, что он равен 7+2 разрозненных,
    несистематизированных объектов или предметов.
    Если предметы представлены, например, так 1111111
    111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2
    палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим
    образом, то сознанием охватывается группы 7+2
    111 111 111 111 111 111 111
    Поэтому объем внимания сильно зависит от
    структуры и расположения воспринимаемых
    объектов. С другой стороны, объем внимания
    человека зависит от его индивидуальных
    способностей и, также, от специфики деятельности,
    которую выполняет человек. Например, объем
    внимания водителя будет больше, чем объем
    внимания часового мастера, так как деятельность
    у них различна и выполнение ее требует различия в
    объеме внимания.
    – От чего может измениться объем внимания?
    – Объем внимания может измениться в зависимости
    от требования деятельности, которую выполняет
    человек.
    УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется
    прочностью и стабильностью удержания сознания
    на предметах в течение длительного времени.
    Поэтому это временная характеристика внимания.
    Устойчивость внимания развивается у человека в
    течение жизни и особенно развивается у тех людей,
    которые выполняют деятельность, где требуется
    это свойство.
    – Пример – водители, операторы и т.д.
    КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется
    степенью сосредоточения сознания на объекте или
    предмете и отвлечением от побочных
    раздражителей. Можно сказать, что это
    характеристика помехоустойчивости психики
    человека. Многие виды деятельности, которые
    выполняет человек, требуют от него сильной
    концентрации внимания, требуют того, чтобы
    человек умел отвлечься от всего и выполнял
    только одну операцию, действие и т.д. Например,
    часовой мастер не сможет хорошо работать, если у
    него не будет сформировано это свойство
    внимания. Концентрацию внимания можно
    формировать, упражняясь в этом.
    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется
    способностью человека распределять свое
    сознание на несколько предметов одновременно.
    Это свойство обратное свойству концентрации
    внимания.
    – Представьте себе занятие, которое ведет
    преподаватель, у которого ярко выражено свойство
    концентрации внимания и отсутствует проявление
    свойства распределения внимания!
    – Что будет происходить?
    – Представьте водителя, который не может
    распределить внимание на возникающие ситуации
    на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается
    у человека в течении жизни.
    ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется
    временем, которое затрачивает человек на
    осознанный перенос внимания с одного предмета на
    другой. Например, вы писали в тетради. А дальше
    нужно слушать рассказ преподавателя.
    – Что необходимо сделать?
    – Перенести сознание с тетради, письма в ней, на
    рассказ.
    – Сколько времени затрачивается на такой
    перенос сознания?
    – Во-первых, это зависит от индивидуальных
    особенностей человека, и в большей мере, от его
    темперамента. Например, сангвиник переключится
    очень быстро, а флегматик – медленно.
    – Вы встречались с такой ситуацией? Приведите
    примеры.
    Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик.
    Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она
    очень медленно встает, идет и начинает делать, в
    результате – конфликт.
    В основе его лежит различие в переключении
    внимания.
    – Во-вторых, переключение внимания зависит от
    возраста человека. Маленькие дети могут
    переключаться с одной деятельности на другую 10 и
    более секунд.
    Время переключения внимания, бесспорно,
    уменьшается у человека в течении жизни, но нужно
    понимать, что оно будет различно в связи с
    различием в темпераментах людей.
    КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим
    содержанием от переключения тем, что его
    обусловливает неосознанный перенос внимания с
    одного объекта на другой. Поясним это на простом
    примере. Вам предлагается рисунок усеченной
    четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое
    внимание на центре пирамиды.
    – Что вы замечаете? Одно время в поле зрения
    будет усеченная пирамида, затем в поле зрения
    появится “коридор”. Если вы будете смотреть на
    рисунок долгое время, то заметите очередность
    смены объектов в поле сознания.
    – Какой механизм лежит в основе колебания
    внимания? Колебание внимания обусловливается
    физиологическими механизмами, т.е. особенностями
    работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что
    клетки мозга работают попеременно – часть
    клеток работает, часть находится в заторможенном
    состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы
    клеток в зрительном центре коры головного мозга
    будет меняться фон и предмет воспринимаемого
    объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.
    С другой стороны, время колебания внимания
    будет отличаться у различных людей, в связи с
    особенностями работы нервной системы. У одних
    людей смена фона и предмета восприятия будет
    происходить быстро, у других – медленно. Это
    свойство изменить человек не может, так как оно
    определяется силой и подвижностью процессов
    возбуждения и торможения в нервных клетках.
    – Давайте повторим все свойства внимания.

    ИТОГ.

    – Теоретически мы познакомились со всеми
    свойствами внимания, а сейчас проведем
    практическую работу на переключение и
    распределение внимания, сыграем в игру на
    концентрацию слухового внимания.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
    Тема:
    Изменение времени переключения
    внимания

    Оборудование:
    Таблицы для исследования
    переключения внимания, секундомеры.

    Ход работы
    : Учащихся необходимо разбить по
    парам, где один – испытуемый, другой –
    экспериментатор.

    Инструкция испытуемому
    : Вам необходимо
    выполнить три задания:
    показать на таблице ручкой арабские цифры в
    возрастающем порядке от 1 до 25;
    показать римские цифры в убывающем порядке от
    XXIV до I;
    показать попеременно арабские цифры в
    возрастающем, а римские в убывающем порядке.
    Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор
    засекает время каждого показа и следит за
    правильностью его выполнения. Данные заносятся в
    протокол.
    Таблица для исследования времени
    переключения внимания

  4. Andromadora Ответить

    Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
    Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  5. Всё будет bym-bym-bym Ответить

    Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
    Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  6. Bugar Ответить

    Объем– это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.Человек с большим объемом внимания может заметить Дольше предметов, явлений, событий. Объем внимания во
    t[Hort)M зависит от знания объектов и их связей друг с ругом.
    Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» – быстрейший и «скопео» – смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек – таков его объем внимания.
    Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.
    Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.
    Распределение внимания– это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.
    Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
    Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.
    Переключение– это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
    Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
    Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в воЛевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
    Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.
    Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.
    В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.
    Внимание и рассеянность.Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».
    Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом.Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.
    Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
    Одна из причин невнимания – недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

  7. FunnyPark Ответить

    Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?
    Внимание является стороной ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направлен­ное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Таким образом, внимание обеспечивает качественно наиболее высокий уровень не только познавательной, но и других видов деятельности, обеспечивая высокую интеллектуальную, сенсорную и двигательную активность, способствующую контролю за деятельностью (по Гальперину).
    Такая характеристика внимания, как концентрация внимания, формирует в человеке такие качества личности как усидчивость, целеустремленность, развивает запоминание, тренирует память. Это обеспечивает
    Устойчивость внимания — это длительное удерживание его на чем-либо, подчиненном одной общей задаче.
    Одним из важных условий устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется.
    Особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.
    Велико значение внутренней, мыслительной деятельности, которая должна быть направлена на решение таких задач, содержание которых требует наилучшего отражения объекта внимания. Постановка внутри одной и той же деятельности все новых и новых частных задач и активные попытки решать их — одно из важнейших условий устойчивого внимания.
    Также фактором, обеспечивающим устойчивость внимания является отсутствие посторонних раздражителей, что вызывает изменение локализации процесса возбуждения.
    Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности.

  8. Играющая с огнём Ответить

    Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием – его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
    Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  9. Andromafyn Ответить

    Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. за вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. на причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться. внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *